РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. Р 50.1.044-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 n 56-ст)

Постановлением
Госстандарта России
от 21 февраля 2003 г. N 56-ст
Дата введения -
1 июля 2003 года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
Р 50.1.044-2003
Предисловие
1. Разработаны рабочей группой специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 10 "Основополагающие общетехнические стандарты. Оценка эффективности и управление рисками".
Внесены Научно-техническим управлением Госстандарта России.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 2003 г. N 56-ст.
3. Введены впервые.
Введение
Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Например, в Европейском Союзе (ЕС) разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают директивы ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода". Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя субъектам производственно-хозяйственной деятельности самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением.
Настоящие Рекомендации основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе "О техническом регулировании" и Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО), а также учитывают опыт стран - членов АТЭС <*>, ЕЭК ООН <**> и ЕС по разработке технических регламентов.
--------------------------------
<*> АТЭС - Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество".
<**> ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций.
Рекомендации, максимально обобщая международный опыт, в то же время отражают существующее положение дел в области технического регулирования в Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации только текст закона является единственно правомочным. Поэтому в тех случаях, когда имеются расхождения между международной практикой и действующим на сегодняшний день законодательством, следует руководствоваться действующим законодательством, за исключением случаев, когда это продиктовано условиями международного соглашения или договора.
Для наглядности в настоящих Рекомендациях приведены отдельные положения Федерального закона "О техническом регулировании", которые в тексте набраны заглавными буквами.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ".
СТАТЬЯ 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
4. ЕСЛИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНЫ ИНЫЕ ПРАВИЛА, ЧЕМ ТЕ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ, ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА, А В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА СЛЕДУЕТ, ЧТО ДЛЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБУЕТСЯ ИЗДАНИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО АКТА, ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА И ПРИНЯТОЕ НА ЕГО ОСНОВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Технические регламенты принимаются органами власти и являются обязательными для исполнения. Они создаются с целью защиты здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Однако из-за своего обязательного характера технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьезные барьеры в торговле.
В России технический регламент принимается федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Технические регламенты носят обязательный характер, а стандарты являются добровольными.
Международные и национальные стандарты служат основой для разработки технических регламентов. Другой важной функцией национальных стандартов является их использование для соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с международной практикой не рекомендуется делать прямые ссылки в технических регламентах на стандарты, хотя это и не запрещается. Предпочтительно включить в технические регламенты части текста стандартов.
Ниже перечислены основные моменты реформирования в области технического регулирования.
1. Технические регламенты принимаются федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или международным договором Российской Федерации и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2. Федеральные органы исполнительной власти не имеют права устанавливать обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Примечание. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 данного Федерального закона.
3. Федеральный закон, указ Президента Российской Федерации или постановление Правительства Российской Федерации в случае, если они содержат обязательные требования, указанные в перечислении 1, являются техническими регламентами.
4. В отношении федеральных законов и постановлений Правительства, указанных в перечислении 3, должны быть выполнены все положения главы 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
5. Стандарты могут приниматься в виде национальных стандартов и стандартов организаций со статусом добровольных документов.
Необходимо учитывать, что технические регламенты - это не новый вид законов или постановлений Правительства, а принимаемые в установленном порядке законы и постановления Правительства, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Поэтому в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашением по ТБТ ВТО в отношении них должны быть выполнены определенные законом процедуры разработки.
Рекомендуется следующая последовательность практической работы с настоящими Рекомендациями.
Для принятия решения о необходимости разработки технического регламента рекомендуется руководствоваться разделом 3. В Приложении А приведен Перечень контрольных вопросов, увязанный с содержанием соответствующих пунктов раздела 3.
В разделе 4 содержится информация об основных структурных элементах технических регламентов и процедурах их разработки.
Раздел 5 содержит информацию о выборе форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разработке технических регламентов. Информация о схемах декларирования соответствия и схемах сертификации приведена соответственно в Приложениях Б и В.
Данные Рекомендации построены на основе гармонизации с международной практикой и, в первую очередь, с принципами, заложенными в Соглашении по ТБТ ВТО.
1. Область применения
Настоящие Рекомендации устанавливают положения по структуре и содержанию технических регламентов, а также по применению процедур оценки соответствия.
2. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями <*>.
--------------------------------
<*> Данные термины и определения установлены в статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
2.1. Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
2.2. Стандартизация: деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
2.3. Международный стандарт: стандарт, принятый международной организацией.
2.4. Национальный стандарт: стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
2.5. Техническое регулирование: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2.6. Технический регламент: документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2.7. Декларирование соответствия: форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
2.8. Декларация о соответствии: документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
2.9. Оценка соответствия: прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
2.10. Подтверждение соответствия: документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.11. Сертификация: форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.12. Сертификат соответствия: документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.13. Система сертификации: совокупность, включающая правила выполнения работ по сертификации, ее участников и правила функционирования системы сертификации в целом.
2.14. Риск: вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
3. Руководящие принципы технического регулирования
3.1. Основополагающие принципы
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
- идентификацию проблемы (в том числе ее природу и значимость);
- рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
- изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
- изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
- изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;
- рассмотрение механизма оценки соответствия;
- изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
- обеспечение проведения необходимых консультаций;
- соблюдение правил разработки и принятия технических регламентов.
3.2. Идентификация проблемы
На первом этапе проводится точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В статье 2.2 Соглашения по ТБТ определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:
- требования национальной безопасности;
- предотвращение недобросовестной деятельности;
- защита здоровья и безопасности человека, животных, растений и иные аспекты охраны окружающей среды.
Однако даже соответствие вышеуказанным причинам само по себе не означает, что вмешательство органов власти принесет необходимые результаты. Также необходимо выяснить, какие существуют основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без такого вмешательства.
Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность избыточного регулирования, которое возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.
В целом же принятие решений по экономической эффективности выбранных путей решения проблемы лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах. В продолжение к этому рыночные операции являются в целом наиболее эффективным средством, подтверждающим, что ресурсы используются самым оптимальным образом, тем самым принося максимальную пользу стране. Но иногда рынкам не удается выполнить эту функцию. Ниже приведены типичные примеры, текст которых заключен в рамки из тонких линий.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Воздействия на внешнюю среду ¦
¦ Воздействия на внешнюю среду являются отрицательным¦
¦(или положительным) результатом компромиссных сделок, который¦
¦отражается на третьих лицах. В результате таких сделок эти¦
¦воздействия могут быть не учтены при планировании¦
¦производственного процесса и этих воздействий на внешнюю среду¦
¦может быть очень много (или очень мало). ¦
¦ Примером такого воздействия можно назвать загрязнение¦
¦окружающей среды как результат производственного процесса,¦
¦стоимость которого не падает на производителя. При этом могут¦
¦быть использованы экономические рычаги или технические¦
¦стандарты, чтобы цены включали стоимость этих воздействий или¦
¦чтобы последних было меньше. ¦
¦ Недобросовестная конкуренция ¦
¦ Если существуют барьеры для вхождения в рынок, то у¦
¦изготовителей появляется возможность устанавливать цены выше¦
¦конкурентных и/или сокращать выпуск продукции. У государственных¦
¦органов может возникнуть желание вмешаться, чтобы предотвратить¦
¦это. Проблемы конкуренции могут также возникнуть в случае¦
¦естественных монополий. Естественная монополия возникает тогда,¦
¦когда одна фирма полностью покрывает запросы рынка по более¦
¦низкой цене, чем две или более фирмы. Например, электросети и¦
¦газопроводы имеют тенденцию к тому, чтобы быть естественными¦
¦монополиями. ¦
¦ Информационные проблемы ¦
¦ Если изготовители или потребители не обладают полной¦
¦информацией, на основе которой они принимают решения, то это¦
¦может привести к отрицательным результатам. Например, если¦
¦потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или¦
¦услуги, то это может привести к снижению цен на них, однако¦
¦вынудит изготовителей высококачественной продукции уйти с рынка.¦
L-----------------------------------------------------------------
После выяснения природы проблемы необходимо оценить ее важность. Чаще всего используемый механизм для этого - это "оценка риска". Это процесс рассмотрения различных рисков, связанных с конкретной ситуацией, процедурой или деятельностью. Это оценка риска от неисполнения чего-либо или от следования (или неследования) какому-либо конкретному образу действия. В Соглашении по ТБТ ВТО констатируется, что должны рассматриваться только те риски, которые возникают от поставленных легитимных целей.
При оценке таких рисков рекомендуется рассматривать среди прочих следующие важные аспекты: доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА УСТАНАВЛИВАЮТ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ:
- БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗЛУЧЕНИЙ;
- БИОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ;
- МЕХАНИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ПРОМЫШЛЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ТЕРМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ХИМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- ЭЛЕКТРОМАГНИТНУЮ СОВМЕСТИМОСТЬ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ПРИБОРОВ И ОБОРУДОВАНИЯ;
- ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ.
3. ...В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ В ЦЕЛЯХ ЕГО ПРИНЯТИЯ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ ПРАВИЛА И ФОРМЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ СХЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ), ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА, ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГО ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И (ИЛИ) ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ.
5. В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН (НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, ИНВАЛИДОВ).
Одно лишь существование проблемы необязательно означает однозначное вмешательство органов власти и, прежде всего, правительства. Поэтому перед принятием такого решения должны быть рассмотрены различные варианты решения проблемы (как регламентирующие, так и нерегламентирующие). Эти варианты рассмотрены в 3.3.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при идентификации проблемы, приведены в Приложении А.
3.3. Варианты решения проблемы
Признав, что допустимо в какой-то форме вмешательство органов власти, требующее изменения действующего правового и нормативного обеспечения, важно точно обозначить цели такой политики. Эти цели или задачи должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах для их достижения, для чего необходимо проанализировать все альтернативные варианты. Знание истоков рассматриваемой проблемы поможет оценить, какая альтернатива наилучшим образом приблизит к решению поставленных задач.
Чтобы быть уверенным, что какое-либо вмешательство органов власти принесет максимально возможный положительный результат, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены.
Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены.
Такие альтернативные решения могут включать:
- использование общего законодательства;
- образовательные программы;
- добровольные стандарты;
- экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);
- законы о страховании и ответственности;
- кодексы поведения и установившейся практики;
- промышленное саморегулирование и совместное регулирование.
Перед принятием решения о введении технических регламентов необходимо рассмотреть различные альтернативные механизмы, способные преодолеть существующую проблему. При оценке альтернативных механизмов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или финансовые). Каждый из вариантов следует затем четко взвесить с точки зрения затрат и выгод. Выбранный вариант должен обеспечивать либо максимум выгод, либо минимум затрат для общества.
В рассматриваемый набор вариантов очень важно включить состояние статус-кво (оставить все как есть), чтобы быть уверенным, что никакой из выбранных вариантов не окажется в действительности хуже для страны, чем статус-кво.
Анализ проблемы и предварительный анализ вариантов должны прояснить, какие варианты в принципе являются приемлемыми. Это избавит от необходимости проводить детальный анализ каждого варианта.
Когда все приемлемые варианты будут рассмотрены, нужно выбрать тот вариант, который по сравнению с другими вариантами обеспечит для страны либо минимум затрат, либо максимум выгод. Это и будет наиболее предпочтительный вариант.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при выборе варианта решения, приведены в Приложении А.
3.4. Приоритеты разработки технических регламентов
Если после проведения вышеуказанного анализа принято решение о том, что введение технических регламентов обеспечит максимум выгод по сравнению с альтернативными вариантами, необходимо принять во внимание следующее.
Статья 2.2 Соглашения по ТБТ констатирует, что:
"Участники Соглашения гарантируют, что технические регламенты не разрабатываются, не принимаются и не применяются с целью создания неоправданных препятствий для международной торговли. По этой причине технические регламенты не должны препятствовать торговле в большей степени, чем это необходимо для выполнения легитимных задач".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
2. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ЭТО МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 6 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.
6. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ОДИНАКОВЫМ ОБРАЗОМ И В РАВНОЙ МЕРЕ НЕЗАВИСИМО ОТ СТРАНЫ И (ИЛИ) МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОДУКЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ВИДОВ ИЛИ ОСОБЕННОСТЕЙ СДЕЛОК И (ИЛИ) ФИЗИЧЕСКИХ И (ИЛИ) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ, ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, ПРОДАВЦАМИ, ПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ, С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 9 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ.
СТАТЬЯ 19. ПРИНЦИПЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
2. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ И ПРИМЕНЯЕТСЯ РАВНЫМ ОБРАЗОМ И В РАВНОЙ МЕРЕ НЕЗАВИСИМО ОТ СТРАНЫ И (ИЛИ) МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОДУКЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, ВИДОВ ИЛИ ОСОБЕННОСТЕЙ СДЕЛОК И (ИЛИ) ЛИЦ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ, ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, ПРОДАВЦАМИ, ПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ.
Для выбора приоритетов разработки технических регламентов целесообразно прежде всего рассматривать наиболее критичные области (секторы) для российской промышленности и международной торговли с точки зрения:
- обеспечения безопасности продукции и технологических процессов;
- экономической значимости сектора, где критерии безопасности являются главной составляющей конкурентоспособности продукции.
В соответствии с принципами деятельности ЕЭК ООН в области международной технической гармонизации и стандартизации был разработан перечень секторов, в отношении которых правительства в первую очередь считают необходимым разработать правила в области здравоохранения и безопасности (критерий А), защиты окружающей среды (критерий В), эффективного использования энергии (критерий С) и, в более общем плане, всех случаев, когда отсутствие согласованных стандартов (требований) создает или может создать препятствия технического характера для международной торговли (критерий D). Этот перечень обновляется каждые четыре года. В Приложении Г приведен Перечень, согласованный в октябре 2001 года (документ ECE/STAND/20/Rev.5).
Этот Перечень может быть использован для установления приоритетов технического регулирования. В качестве таких приоритетов разработки технических регламентов целесообразно выбрать секторы, включающие критерии А и В, или критерий А, или критерий В.
Торговля развивается на открытых и конкурентных рынках и, следовательно, при рассмотрении понятия "торгово-ограничительный" необходимо оценивать влияние технических регламентов на возможность вхождения в рынок и выхода с рынка, а также их влияние на инновационную политику. Ключевой контрольный вопрос, который рекомендуется задавать при проведении данной оценки, приведен в Приложении А.
3.5. Приоритет требований к конечной продукции перед требованиями к ее изготовлению
Для минимизации торговых барьеров, создаваемых техническими регламентами, при любой возможности рекомендуется разрабатывать технические регламенты на конечную продукцию, а не предписывающими по своей сущности документами. Предписывающие документы обычно определяют процессы и процедуры, необходимые для достижения соответствия. Они больше сфокусированы на средствах достижения цели, чем на результате. Хотя с их помощью легче принуждать, тем не менее такие документы зачастую оказываются негибкими и способствуют ограничению конкуренции и тормозят инновации.
В противовес этому требования на конечную продукцию более ориентированы на результаты, чем на входные параметры. Основное преимущество такого подхода заключается в том, что могут использоваться разные стандарты, но при условии, что достигаются заданные цели. Требования к конечной продукции обеспечивают как гибкость, так и предсказуемость результатов. Гибкость в вопросах соответствия дает фирмам стимул минимизировать затраты на обеспечение соответствия, тем самым создавая стимул для инноваций, для нахождения более эффективных путей обеспечения соответствия. Требования к конечной продукции также позволяют развивать новые технологии. Они более пригодны для минимизации барьеров в торговле, поскольку экспортируемые товары, хотя и изготовленные по разным регламентам или стандартам, тем не менее будут приняты импортером, если соблюдены требования, предъявляемые к конечному продукту.
Существует опасение, что требования к конечной продукции обладают некоторой степенью неопределенности, обусловленной гибкостью методов достижения соответствия. Вызывает споры вопрос, не ставят ли они в невыгодное положение те фирмы, которые не имеют возможности инвестировать в разработки и исследования новых методов обеспечения соответствия или которые нуждаются в дополнительных руководствах по обеспечению требований регламента или стандарта. Одним из механизмов, который может смягчить эту проблему, является обеспечение пользователей руководящими документами, содержащими примеры приемлемых решений, которые, если им следовать, обеспечат соответствие.
Статья 2.8 Соглашения по ТБТ ВТО признает важность стандартов на продукцию, утверждая, что:
"Во всех случаях, когда это возможно, участники Соглашения должны разрабатывать технические регламенты, базируясь на требованиях к продукции в части ее конечного исполнения, нежели конструкторских и описательных характеристик".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, НО НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛНЕНИЮ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ЕСЛИ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛНЕНИЮ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЕ УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 6 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ЦЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.
Ключевой контрольный вопрос, который рекомендуется задавать при рассмотрении приоритетов стандартов, приведен в Приложении А.
3.6. Международные стандарты
Статья 2.4 Соглашения по ТБТ ВТО констатирует, что участники Соглашения должны использовать международные стандарты или их соответствующие части в качестве основы для технических регламентов, кроме тех случаев, когда:
"...такие международные стандарты или их соответствующие части являются недействующими или неприемлемыми средствами для достижения поставленных легитимных целей, например, из-за фундаментальных климатических или географических факторов или фундаментальных технологических проблем".
Поскольку использование международных стандартов в их полном объеме в регламентах может привести к дополнительным ненужным затратам в бизнесе, то только самая их существенная часть должна использоваться в технических регламентах.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И (ИЛИ) НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ.
СТАТЬЯ 9. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
3. ...УВЕДОМЛЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, В ОТНОШЕНИИ КАКИХ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ БУДУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, С КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ ЦЕЛИ ЭТОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, ОБОСНОВАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО РАЗРАБОТКИ И УКАЗАНИЕМ ТЕХ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПОЛОЖЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОМЕНТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ДАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, И ИНФОРМАЦИЮ О СПОСОБЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОЕКТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, НАИМЕНОВАНИЕ ИЛИ ФАМИЛИЮ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО РАЗРАБОТЧИКА ПРОЕКТА ДАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, ПОЧТОВЫЙ АДРЕС И ПРИ НАЛИЧИИ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПРИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ.
10. В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ИНТЕРЕСАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УРОВНЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЯЗАНО НАЧАТЬ ПРОЦЕДУРУ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ИЛИ ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.
В пункте 8 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" не содержится жесткого указания на необходимость применения международного стандарта, поскольку, как правило, в технических регламентах используются только те части международных стандартов, которые действительно необходимы для устранения барьеров в торговле, а не весь стандарт. Однако использование положений международных стандартов для целей технического регулирования усилено в пункте 10 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании", где указано, что технический регламент должен соответствовать международным нормам и правилам. В противном случае Правительство Российской Федерации должно начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.
Решение использовать международные стандарты для технических регламентов можно принимать только после точной постановки проблемы, которую необходимо решить, после соответствующего анализа возможных выгод от их использования и после рассмотрения всех возможных вариантов регламентов. Такой подход обеспечит получение максимальных выгод от регламентации и минимизирует затраты для бизнеса как на внутреннем, так и на международном рынках.
Отдельным, но связанным с этим вопросом, является вопрос гармонизации технических регламентов. Необходимым условием для гармонизации технических регламентов является то, что существует сходство в подходе к таким вопросам, как здоровье человека, безопасность и охрана окружающей среды.
В реальности, однако, можно наблюдать значительную неоднородность подходов разных стран к ценности здоровья человека и безопасности, что может вызвать разногласия в этих основополагающих требованиях среди стран. И далее, учитывая существующий уровень регламентной неоднородности среди различных стран - торговых партнеров, в некоторых случаях гармонизация технических регламентов может привести к большим ограничительным мерам, чем это необходимо для достижения целей в какой-либо конкретной стране. То есть перенос существующих регламентов из одной страны в другую может привести к отличающимся затратам и выгодам для принимающей эти регламенты страны. Поэтому такие шаги надо очень тщательно обдумывать.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при рассмотрении международных стандартов, приведены в Приложении А.
3.7. Соответствие
Эффективность технических регламентов зависит от того, как определяется соответствие объектов технического регулирования предъявляемым к ним требованиям. Следовательно, анализ того, как оценивается соответствие, является существенным элементом всего процесса.
Оценка соответствия является общепринятым термином, используемым изготовителями, заказчиками, регулирующими органами и независимыми третьими сторонами для всех мероприятий, уже проведенных или требуемых по оценке соответствия техническим регламентам или стандартам.
При решении вопроса о том, какой необходим уровень оценки соответствия, рекомендуется учитывать указанные ниже аспекты.
Стимулы изготовителя производить соответствующую продукцию
При отсутствии оценки соответствия необходимо уделять внимание стимулам, создаваемым: штрафами за несоответствие, конкретными требованиями заказчиков и потенциальной личной ответственностью.
Степень риска
В некоторых случаях степень риска может потребовать обязательного проведения оценки соответствия третьей стороной. Иногда это требуется в тех областях, где высок риск для здоровья и безопасности человека и причинения вреда окружающей среде.
Затраты
Выполнение законодательных требований по обязательной оценке соответствия третьей стороной может оказаться сложным и дорогостоящим. Решение о введении требований по обязательной оценке соответствия должно приниматься только в том случае, если риск от возможного ущерба оправдывает затраты, возникающие из-за введения обязательной оценки соответствия третьей стороной.
Влияние на международную торговлю
Статья 5.1.2 Соглашения по ТБТ констатирует, что участники Соглашения должны гарантировать, что:
"Процедуры по оценке соответствия не должны разрабатываться, приниматься или применяться с целью или в качестве средства создания необоснованных барьеров в международной торговле. Это означает, помимо прочего, что процедуры оценки соответствия не должны быть более строгими или более строго применяться, чем это необходимо для того, чтобы выдать импортерам адекватное заверение в том, что продукция соответствует применяемым техническим регламентам или стандартам, принимая во внимание риски, которые возникнут из-за несоответствия".
Недоступность данных по испытаниям и признанию сертификатов соответствия у импортеров может также создать серьезные барьеры в торговле. Это часто выражается в многократных повторных испытаниях, излишних тратах времени и общем снижении конкурентоспособности импорта. Одним из путей преодоления этой проблемы является взаимное признание странами процедур оценки соответствия. Соглашение по ТБТ констатирует, что страны-участницы должны признавать результаты процедур оценки соответствия других участников Соглашения при условии, что они удовлетворены тем, как эти процедуры обеспечивают оценку соответствия с применяемыми техническими регламентами. Соглашение по ТБТ, однако, признает, что важной предпосылкой для признания процедуры оценки соответствия является взаимное доверие участников к их системам и процедурам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 18. ЦЕЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЦЕЛЯХ:
УДОСТОВЕРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ ИЛИ ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ, СТАНДАРТАМ, УСЛОВИЯМ ДОГОВОРОВ;
СОДЕЙСТВИЯ ПРИОБРЕТАТЕЛЯМ В КОМПЕТЕНТНОМ ВЫБОРЕ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ;
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ; СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
СТАТЬЯ 19. ПРИНЦИПЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
1. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ:
ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ ЛИЦАМ;
НЕДОПУСТИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ К ОБЪЕКТАМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ;
УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ФОРМ И СХЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ;
УМЕНЬШЕНИЯ СРОКОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ И ЗАТРАТ ЗАЯВИТЕЛЯ;
НЕДОПУСТИМОСТИ ПРИНУЖДЕНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ;
ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАЯВИТЕЛЕЙ, СОБЛЮДЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ;
НЕДОПУСТИМОСТИ ПОДМЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИЕЙ.
2. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ И ПРИМЕНЯЕТСЯ РАВНЫМ ОБРАЗОМ И В РАВНОЙ МЕРЕ НЕЗАВИСИМО ОТ СТРАНЫ И (ИЛИ) МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОДУКЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, ВИДОВ ИЛИ ОСОБЕННОСТЕЙ СДЕЛОК И (ИЛИ) ЛИЦ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ, ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, ПРОДАВЦАМИ, ПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ.
СТАТЬЯ 30. ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТЫ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ, ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ, ПРОТОКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ПРОДУКЦИИ МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
На 1 января 2003 года Россия присоединилась к следующим международным системам:
- Женевское соглашение от 1955 г. по механическим транспортным средствам;
- Брюссельская конвенция по взаимному признанию испытаний клейм ручного огнестрельного оружия и патронов к нему;
- Международная система МЭК по сертификации электронных компонентов (ССЭК);
- Международная система МЭК по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования (МЭК СЭ);
- Схема МЭК по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред (МЭК Ex).
В остальных случаях процедуры признания определяются на основе многосторонних и двусторонних соглашений.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при оценке соответствия, приведены в Приложении А.
3.8. Мониторинг и пересмотр
Для обеспечения того, чтобы технические регламенты не были более ограничительными, чем это необходимо, важно, чтобы были предусмотрены положения о пересмотре технических регламентов. Контроль важен для того, чтобы оценить, действительно ли изменились обстоятельства и задачи, из-за которых были введены регламенты. Контроль также важен для того, чтобы оценить, действительно ли регламент достигает поставленной цели.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
12. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УРОВНЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ. В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ЕЖЕГОДНО УТОЧНЯТЬСЯ И ОПУБЛИКОВЫВАТЬСЯ.
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНИЗУЮТСЯ ПОСТОЯННЫЕ УЧЕТ И АНАЛИЗ ВСЕХ СЛУЧАЕВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ИМУЩЕСТВУ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ С УЧЕТОМ ТЯЖЕСТИ ЭТОГО ВРЕДА, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ О СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ.
СТАТЬЯ 9. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
10. В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ИНТЕРЕСАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УРОВНЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЯЗАНО НАЧАТЬ ПРОЦЕДУРУ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ИЛИ ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при пересмотре и контроле, приведены в Приложении А.
3.9. Консультации
Консультации со всеми сторонами, которые затрагивает технический регламент, являются принципиальным моментом при разработке и реализации технических регламентов. Консультации проводятся на всех стадиях процесса разработки технического регламента. В частности, консультации:
- способствуют прозрачности процесса;
- гарантируют, что обсуждаются все перспективные проблемы;
- высвечивают альтернативные подходы для достижения целей;
- могут быть полезным инструментом для определения достоверности оценок разработчиков регламентов в части затрат и выгод;
- повышают осведомленность и, следовательно, стимулируют уверенность в оценке соответствия.
Рекомендуется, не ущемляя чьих-либо прав, выделять достаточное время другим участникам для подготовки письменных замечаний, по их запросу обсуждать эти замечания и принимать эти письменные замечания и результаты обсуждений к рассмотрению в тех случаях, когда:
- соответствующие международные стандарты не существуют;
- техническое содержание предлагаемого технического регламента не соответствует техническому содержанию соответствующих международных стандартов;
- технический регламент может оказать существенное влияние на торговлю, осуществляемую другими участниками.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать в отношении консультаций, приведены в Приложении А.
3.10. Процедуры разработки и принятия технических регламентов
При разработке технических регламентов необходимо максимально обеспечить:
- прозрачность процедур разработки;
- возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
- достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
С этой целью необходимы постоянные публикации о ходе разработки и доступность текстов проектов технических регламентов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 9. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
2. РАЗРАБОТЧИКОМ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЕ ЛИЦО.
3. О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖНО БЫТЬ ОПУБЛИКОВАНО УВЕДОМЛЕНИЕ В ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ.
УВЕДОМЛЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, В ОТНОШЕНИИ КАКИХ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ БУДУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, С КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ ЦЕЛИ ЭТОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, ОБОСНОВАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО РАЗРАБОТКИ И УКАЗАНИЕМ ТЕХ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПОЛОЖЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОМЕНТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ДАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, И ИНФОРМАЦИЮ О СПОСОБЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОЕКТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, НАИМЕНОВАНИЕ ИЛИ ФАМИЛИЮ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО РАЗРАБОТЧИКА ПРОЕКТА ДАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, ПОЧТОВЫЙ АДРЕС И ПРИ НАЛИЧИИ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПРИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ.
4. С МОМЕНТА ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТУПЕН ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ ЛИЦАМ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. РАЗРАБОТЧИК ОБЯЗАН ПО ТРЕБОВАНИЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА ПРЕДОСТАВИТЬ ЕМУ КОПИЮ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА. ПЛАТА, ВЗИМАЕМАЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННОЙ КОПИИ, НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ ЗАТРАТЫ НА ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ.
РАЗРАБОТЧИК ДОРАБАТЫВАЕТ ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА С УЧЕТОМ ПОЛУЧЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ, ПРОВОДИТ ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И СОСТАВЛЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛУЧЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ С КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ДАННЫХ ЗАМЕЧАНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.
РАЗРАБОТЧИК ОБЯЗАН СОХРАНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ДО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПРИНИМАЕМОГО СООТВЕТСТВУЮЩИМ НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ИХ ДЕПУТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И УКАЗАННЫМ В ПУНКТЕ 9 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ ЭКСПЕРТНЫМ КОМИССИЯМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПО ИХ ЗАПРОСАМ.
СРОК ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЕЕ ЧЕМ ДВА МЕСЯЦА.
5. УВЕДОМЛЕНИЕ О ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖНО БЫТЬ ОПУБЛИКОВАНО В ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ИНФОРМАЦИЮ О СПОСОБЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОЕКТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И ПЕРЕЧНЕМ ПОЛУЧЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ НАИМЕНОВАНИЕ ИЛИ ФАМИЛИЮ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО РАЗРАБОТЧИКА ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, ПОЧТОВЫЙ АДРЕС И ПРИ НАЛИЧИИ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, ПО КОТОРЫМ С РАЗРАБОТЧИКОМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНА СВЯЗЬ.
СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ДОРАБОТАННЫЙ ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛУЧЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТУПНЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ ЛИЦАМ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБЯЗАН ОПУБЛИКОВЫВАТЬ В СВОЕМ ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ УВЕДОМЛЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ЭТОГО ПРОЕКТА В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ДНЕЙ С МОМЕНТА ОПЛАТЫ ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ И РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
7. ВНЕСЕНИЕ СУБЪЕКТОМ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ:
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ С УКАЗАНИЕМ ТЕХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПОЛОЖЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОМЕНТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА;
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ;
ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 3 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ;
ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАВЕРШЕНИИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 5 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ;
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛУЧЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЗАМЕЧАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ, УКАЗАННЫЙ В ПУНКТЕ 4 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ.
ВНЕСЕННЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ, УКАЗАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ ПУНКТЕ, НАПРАВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА НАПРАВЛЯЕТ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ОТЗЫВ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ С УЧЕТОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ.
8. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ, ПРИНЯТЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ, ПУБЛИКУЕТСЯ В ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ.
ПОПРАВКИ К ПРИНЯТОМУ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ИХ ПОДАЧИ ПУБЛИКУЮТСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА МЕСЯЦ ДО РАССМОТРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБЯЗАН ОПУБЛИКОВАТЬ В СВОЕМ ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ДНЕЙ С МОМЕНТА ОПЛАТЫ ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЯ. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ И РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ, НАПРАВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА МЕСЯЦ ДО РАССМОТРЕНИЯ УКАЗАННОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ. НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА НАПРАВЛЯЕТ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ОТЗЫВ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ С УЧЕТОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ.
9. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРТНЫМИ КОМИССИЯМИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, В СОСТАВ КОТОРЫХ НА ПАРИТЕТНЫХ НАЧАЛАХ ВКЛЮЧАЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЯВЛЯЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОПУБЛИКОВАНИЮ В ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ ТАКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ И РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Схема формирования программы разработки технических регламентов и схемы разработки технических регламентов в виде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации приведены в Приложении Д.
4. Основные структурные элементы технических
регламентов
4.1. Структура технического регламента
В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:
- объекты технического регулирования;
- терминология;
- общее положение для размещения на рынке;
- требования безопасности;
- положение о свободном перемещении;
- подтверждение соответствия;
- оценка соответствия;
- управление перечнем стандартов;
- контроль и надзор на рынке;
- назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;
- переходный период.
4.2. Объекты технического регулирования
В соответствующем разделе технического регламента устанавливается перечень объектов технического регулирования, на которые он распространяется. Этот перечень может быть достаточно большим.
При определении перечня продукции допускается делать исключения для ее конкретных видов (подклассов или подгрупп), на которые из всего класса или группы действие конкретного технического регламента не распространяется. Также устанавливается степень рисков или опасностей, которых изготовитель должен избежать.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Поэтому общие технические регламенты должны в большей степени предъявлять требования к воздействующим на человека, животных, растения и окружающую среду факторам безопасности. Например, электромагнитная совместимость, экологические факторы. Но они должны быть выражены через общие требования ко всем или наиболее широким группам продукции и процессов производства, которые являются источником этих факторов (например, эксплуатация зданий и сооружений, пожарная безопасность). Ясно, что требования по пожарной безопасности могут быть предъявлены только к тем объектам, которые могут быть потенциальными источниками такой опасности. Однако возможно изложение требований к воздействующим факторам в нескольких общих технических регламентах в отношении различных объектов воздействия (например, радиационное воздействие на человека, на имущество, на окружающую среду), если необходимые требования нецелесообразно или невозможно установить в одном общем техническом регламенте.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 8. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
1. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВУЮТ:
- ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ;
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СОВОКУПНОСТЬЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛЮБЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ.
3. ТРЕБОВАНИЯМИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА УЧИТЫВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ.
4. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ВОПРОСАМ:
- БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ;
- БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЛЕГАЮЩИХ К НИМ ТЕРРИТОРИЙ;
- ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
- БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
- ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ;
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
- ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УСТАНАВЛИВАЮТ ТРЕБОВАНИЯ ТОЛЬКО К ТЕМ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ЦЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯМИ ОБЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ.
Таким образом, в соответствии с Законом специальные технические регламенты могут распространяться на отдельные виды продукции или процессы производства в том случае, если для этих групп продукции или процессов производства должны быть установлены более жесткие требования, чем это реально можно установить в общем техническом регламенте.
Примеры объектов технического регулирования приведены в Приложении Е.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
3. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЕГО ТРЕБОВАНИЯ, И ПРАВИЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.
4.3. Терминология
В техническом регламенте рекомендуется использовать стандартизованные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта технического регламента стандартам на термины и определения при его разработке целесообразно проводить терминологическую экспертизу.
4.4. Общее положение для размещения на рынке
Продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 29. УСЛОВИЯ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ
1. ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ, ПОД ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОЙ ПРОДУКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕМ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ОДНОВРЕМЕННО С ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ ЗАЯВИТЕЛЕМ ЛИБО УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗАЯВИТЕЛЕМ ЛИЦОМ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ ИЛИ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ЛИБО ДОКУМЕНТЫ ОБ ИХ ПРИЗНАНИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 30 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УКАЗАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕ ТРЕБУЕТСЯ В СЛУЧАЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ОТКАЗА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА.
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СПИСКИ ПРОДУКЦИИ, НА КОТОРУЮ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ АБЗАЦА ПЕРВОГО НАСТОЯЩЕГО ПУНКТА, С УКАЗАНИЕМ КОДОВ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ.
2. ПРОДУКЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 1 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ, ПОДЛЕЖАЩАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ, ВВОЗИМАЯ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОМЕЩАЕМАЯ ПОД ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ, КОТОРЫМИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ОТЧУЖДЕНИЯ, ВЫПУСКАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УКАЗАННЫХ В АБЗАЦЕ ПЕРВОМ ПУНКТА 1 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ ДОКУМЕНТОВ О СООТВЕТСТВИИ.
3. ПОРЯДОК ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ И ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 1 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ И С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ, УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
4.5. Требования безопасности
В техническом регламенте определяется уровень безопасности, который должен быть достигнут изготовителем в соответствии с установленными целями принятия технического регламента. Это касается безопасности продукции, защиты работников, потребителей и т.д.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 7. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
3. СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ПРАВИЛАМ И ФОРМАМ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛАМ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИСЧЕРПЫВАЮЩИМИ, ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНЫ ТОЛЬКО ПУТЕМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ.
НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ПРАВИЛАМ И ФОРМАМ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛАМ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ НЕ МОГУТ НОСИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, НО НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛНЕНИЮ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ЕСЛИ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛНЕНИЮ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЕ УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 6 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ЦЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.
5. В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН (НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, ИНВАЛИДОВ).
7. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НЕ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, НАКАПЛИВАЕМЫЙ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТОЙ ПРОДУКЦИИ И ЗАВИСЯЩИЙ ОТ ДРУГИХ ФАКТОРОВ, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ДОПУСТИМОГО РИСКА. В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ТРЕБОВАНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТАТЕЛЯ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ И О ФАКТОРАХ, ОТ КОТОРЫХ ОН ЗАВИСИТ.
9. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ТЕРМИНОЛОГИИ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ ИЛИ ЭТИКЕТКАМ И ПРАВИЛАМ ИХ НАНЕСЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТАХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОДУКЦИИ, ЕСЛИ ОТСУТСТВИЕ ТАКИХ ТРЕБОВАНИЙ В СИЛУ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЕДЕТ К НЕДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 6 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УСТАНАВЛИВАЮТ ТАКЖЕ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКЦИИ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И (ИЛИ) МЕСТ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ВВОЗА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ (НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ).
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫМИ И ФИТОСАНИТАРНЫМИ МЕРАМИ МОГУТ ПРЕДУСМАТРИВАТЬСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ, МЕТОДАМ ЕЕ ОБРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА, ПРОЦЕДУРАМ ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ, ИНСПЕКТИРОВАНИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ, КАРАНТИННЫЕ ПРАВИЛА, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРЕБОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕВОЗКОЙ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ИХ ПЕРЕВОЗКИ, А ТАКЖЕ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ПРОБ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ РИСКА И ИНЫЕ СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ ТРЕБОВАНИЯ.
4.6. Положение о свободном перемещении
Органы власти не должны препятствовать свободному перемещению на рынке продукции, соответствующей требованиям технических регламентов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
СТАТЬЯ 27. ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ
1. ПРОДУКЦИЯ, СООТВЕТСТВИЕ КОТОРОЙ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ПОДТВЕРЖДЕНО В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ, МАРКИРУЕТСЯ ЗНАКОМ ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗНАКА ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДАННЫЙ ЗНАК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАЩИЩЕННЫМ ЗНАКОМ И НАНО

Статья 4. Приборы, обозначенные в статье 2, должны быть изготовлены таким образом, чтобы:

Статья 3. Машины и механизмы и средства обеспечения безопасности, рассматриваемые в настоящей Директиве, должны удовлетворять основным требованиям по охране здоровья и безопасности, установленным в Приложении I.

ПРИКАЗ Госкомспорта РФ от 21.02.2003 n 83 ОБ АККРЕДИТАЦИИ ГОСКОМСПОРТОМ РОССИИ ВСЕРОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ СПОРТА: ВЕЛОСПОРТ-МАУНТИНБАЙК, ВЕЛОСПОРТ-ТРЕК, ВЕЛОСПОРТ-ШОССЕ, ВОЛЬНАЯ БОРЬБА, ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА, КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ, ПЛАВАНИЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также