СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
564 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КВАЛИФИКАЦИИ:
БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ;
ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ;
РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ;
МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Общая характеристика специальности
052700 - Библиотечно-информационная деятельность
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель;
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов;
03. Референт-аналитик информационных ресурсов;
04. Менеджер информационных ресурсов.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по каждой квалификации при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель
Область профессиональной деятельности библиотекаря-библиографа, преподавателя как дипломированного специалиста высшей квалификации - библиотечно-библиографическая наука и практика.
Основная область применения библиотекаря-библиографа, преподавателя - библиотеки всех типов и видов любого подчинения; редакционно-издательские и книготорговые организации; органы научно-технической информации; учебные заведения; архивы, музеи и другие учреждения и организации в системе документных коммуникаций.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - разнообразные документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.
Основные задачи профессиональной деятельности библиотекаря-библиографа, преподавателя - формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе документных коммуникаций.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- социализирующая;
- методическая, экспертно-консультационная;
- образовательная;
- научно-исследовательская.
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности технолога автоматизированных информационных ресурсов как дипломированного специалиста высшей квалификации - библиотечно-библиографическая и информационная наука и практика, перспективные информационные технологии и профессионально-ориентированные информационные системы.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника -рынок информационных ресурсов и особенности его использования, технологии автоматизированных библиотечно-информационных процессов, информационная безопасность, технология разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем.
Основные задачи профессиональной деятельности технолога -постановка и решение задач проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным информационным системам; создание и внедрение автоматизированных информационных систем; выбор интерфейсных средств при построении сложных автоматизированных информационных систем; системное проектирование и комплексирование локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем.
Выпускник может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- методическая, экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
03. Референт-аналитик информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.
Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.
Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника -аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- методическая;
- экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
04. Менеджер информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника -управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.
Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре по специальности 052503 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 052700 -
Библиотечно-информационная деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебные планы, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - данным стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 052700 -
Библиотечно-информационная деятельность
ГСЭ.00. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1800 часов)
ГСЭ.Ф.00. Федеральный компонент (1260 часов)
ГСЭ.Ф.01. Иностранный язык (340 часов)
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.02. Физическая культура (408 часов)
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.03. Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки к особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
ГСЭ.Ф.04. Культурология
Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
ГСЭ.Ф.05. Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть.
Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты.
Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ГСЭ.Ф.06. Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
ГСЭ.Ф.07. Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
ГСЭ.Ф.08. Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Ф.09. Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
ГСЭ.Ф.10. Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ГСЭ.Ф.11. Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ГЭС.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (270 часов)
ГСЭ.В.00. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) (270 часов)
ОПД.00. Общепрофессиональные дисциплины (2900 часов)
ОПД.Ф.00. Федеральный компонент (2300 часов)
ОПД.Ф.01. Информатика
Предмет, задачи и структура курса: определение понятия, место в системе наук.
Информация: виды, свойства, измерение, кодирование. Информатизация. Информационное общество. Информационные системы: структура, жизненный цикл, принципы функционирования. Общая характеристика процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети: возможности, принципы построения, классификация. Интернет/Интранет сети. Корпоративные библиотечно-информационные сети. Информационная безопасность: методы и средства защиты информации.
Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества. Классификация персональных компьютеров. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Внешние устройства персонального компьютера: классификация, назначение. Носители информации: классификация, физические основы, потребительские характеристики.
Классификация программного обеспечения. Средства системного и прикладного программного обеспечения: назначение, характеристика. Структура интерфейса пользователя операционной системы и пакетов прикладных программ общего назначения.
Модели решения функциональных и вычислительных задач. Технологии программирования.
ОПД.Ф.02. Социальные коммуникации
Предмет, структура, задачи курса. Категории и понятия науки о социальных коммуникациях. Движение социальной информации в обществе, механизмы взаимодействия коммуникантов и реципиентов в социальной среде. Коммуникационная деятельность. Социальная память. Социально-коммуникационные институты. Библиотеки и информационные службы в системе коммуникационных институтов.
Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе. Роль документного канала в движении смыслов в социальном времени и пространстве. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях. Возможности коммуникационных каналов.
Информационный подход к социальным коммуникациям. Теории информации. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям.
Понятие об информационной культуре. Общение в социальных коммуникациях. Коммуникационные средства. Социально-психологические отношения и коммуникативная компетентность. Этика в социальных коммуникациях.
ОПД.Ф.03. Документоведение
Предмет, задачи и структура курса. Современные трактовки понятия "документ". Функции и свойства документа. Классификация документов. Потребители документно зафиксированной информации: их общая характеристика и классификация.
Характеристика отдельных видов документов. Специфика учета, расстановки и хранения отдельных видов документов.
Книговедение в структуре документоведения. История и современное состояние книжного дела в России и за рубежом.
Текст документа. Коммуникативные и системные свойства текста. Классификация текстов. Стилистические свойства текстов. Восприятие текста. Информативность текста.
Документная деятельность. Документопроизводство. Стандартизация и правовые вопросы работы с документами.
ОПД.Ф.04. Общее библиотековедение
Предмет, задачи и структура курса. Место библиотековедения в системе наук. Библиотека и библиотечное дело как центральные категории библиотековедения. Социальная роль и функции библиотеки. Библиотека как технологическая система.
Развитие отечественной и мировой библиотековедческой мысли. История библиотечного дела в России и за рубежом, его современное состояние.
Методология библиотечной науки. Основы теории формирования библиотечного фонда. Общая теория библиотечного обслуживания. Основы теории управления библиотечным делом. Библиотечный маркетинг, состояние и перспективы. Организация научно-исследовательской работы в области библиотековедения. Ведущие направления современных библиотековедческих исследований.
Проблемы компьютеризации библиотечной деятельности.
Международное библиотечное сотрудничество.
ОПД.Ф.05. Общее библиографоведение
Предмет, задачи и структура курса. Место библиографоведения в системе наук. Библиографическая деятельность - центральная категория библиографоведения. Закономерности ее развития и функционирования, принципы; компонентная и видовая структуры.
Развитие отечественной и мировой библиографоведческой мысли. История библиографии в России и за рубежом, ее современное состояние.
Методология библиографической науки.
Основы теории библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии; формы существования библиографической информации, ее основные общественные функции.
Общие вопросы организации и методики библиографирования (основные этапы и процессы составления библиографических пособий) и библиографического обслуживания. Библиографический маркетинг, состояние и перспективы.
Организация научно-исследовательской работы в области библиографоведения. Ведущие направления современных библиографоведческих исследований.
Проблемы компьютеризации библиографической деятельности.
Международное библиографическое сотрудничество.
ОПД.Ф.06. Аналитико-синтетическая переработка информации
Предмет, задачи и структура курса. Понятия "информационный анализ", "информационный синтез", "аналитико-синтетическая переработка". Виды аналитико-синтетической переработки документов: составление библиографического описания (БО); индексирование (координатное индексирование, предметизация, систематизация); аннотирование; реферирование; составление обзоров. Автоматизация аналитико-синтетической переработки.
Библиографическое описание (БО): виды, потребительские свойства. Соотношение БО и библиографической записи (БЗ). Области и элементы БО. Условные разделительные знаки. Унификация и стандартизация БО; форматы БЗ. Технология составления БО.
Предметизация. Предметная рубрика и ее виды. Списки и словари предметных рубрик. Технология предметизации документов.
Систематизация. Классификационный индекс и его виды. Таблицы библиотечно-библиографических классификаций: ББК, УДК, ДКД. Технология систематизации документов.
Аннотирование. Реферирование. Виды аннотаций и рефератов. Формализованный подход к аннотированию и реферированию. Технология аннотирования документов. Технология реферирования документов.
Обзор. Виды обзоров и их назначение. Технология подготовки обзоров.
ОПД.Ф.07. Информационные технологии
Предмет, задачи и структура курса. Информационная технология: объем и содержание понятия, качественная специфика, компонентная структура. Общая и специальная информационная технология. Информационное производство и информационный сервис в структуре общественного разделения труда. История, тенденции и перспективы развития информационных технологий.
Информационный производственный процесс и его составляющие.
Информационная технологическая система: понятие, структура, функции.
Компоненты информационной технологии: предметы труда, процессы, ресурсы и средства. Регламентирующие документы. Информационные продукты и информационные услуги.
Организация информационной технологии как управленческий процесс: формы, технологическая подготовка, оценка эффективности.
Классификация информационных технологий.
Стратегия поиска информации. Направления использования информационных технологий в деятельности библиотек и информационных учреждений.
ОПД.Ф.08. Безопасность жизнедеятельности (100 час.)
ОПД.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (270 часов)
ОПД.В.00. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (200 часов)
СД.00. Цикл специальных дисциплин
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель (3100 часов)
СД.Ф.00. Федеральный компонент (2450 часов)
СД.Ф.01. Библиотечный фонд
Предмет, структура и задачи курса. Библиотечный фонд как система; его свойства; классификация библиотечных фондов. Теория формирования библиотечного фонда. Принципы и критерии формирования фонда. Полнота фонда. Ядро библиотечного фонда.
Технология формирования библиотечного фонда. Моделирование. Комплектование, его роль и задачи. Комплектование как двухсторонний процесс. Правила отбора документов. Источники, способы и формы документоснабжения. Учет и обработка, размещение библиотечного фонда. Хранение и сохранность библиотечного фонда, оцифровывание документов как способ обеспечения их сохранности. Консервация библиотечного фонда. Безопасность библиотечного фонда. Управление библиотечным фондом.
СД.Ф.02. Библиотечный менеджмент
Предмет, структура и задачи курса. Становление и развитие науки управления библиотечной деятельностью в России и за рубежом. Методологические основы библиотечного менеджмента. Объективные закономерности, принципы организации, функционирования и совершенствования систем управления библиотечной деятельностью. Теория и практика управления библиотечной деятельностью в условиях автоматизации управленческого труда, применение современных информационных технологий и методов оценки альтернативных решений.
Организационно-правовой статус библиотеки. Государственное и общественное управление библиотечным делом: организация, органы управления, их функции и политика. Территориальная организация библиотечного дела.
Уровни менеджмента. Технология менеджмента. Системный, целевой, ситуационный анализ в управлении. Основные функции менеджмента. Организационная структура библиотеки и ее проектирование. Библиотечная статистика: предмет, задачи и структура. Статистический анализ информационной и библиотечной деятельности. Новые информационные технологии в библиотечном менеджменте.
Стратегическое управление библиотечной деятельностью. Разработка и реализация стратегического плана библиотеки. Библиотека в системе социально-культурного программирования. Контроль как элемент стратегического управления. Стратегическое управление персоналом библиотеки.
Менеджмент ресурсов библиотеки. Кадровые ресурсы библиотеки: формирование штатов, кадровая политика. Системы оплаты труда сотрудников. Социально-психологические аспекты управления персоналом библиотеки. Управление материальными ресурсами библиотеки. Формирование финансовых ресурсов библиотеки и его нормативно-правовое обеспечение. Планирование бюджета библиотеки. Бюджетное и внебюджетное финансирование библиотек: источники, формы, планирование и распределение средств. Инициативная деятельность библиотеки: базовые принципы, виды, нормативно-правовое обеспечение. Фандрайзинг.
Управление инновационными процессами в библиотеке. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: сущность, функции, содержание и организация.
СД.Ф.03. Библиотечное обслуживание
Предмет, задачи и структура курса. Теоретические основы библиотечного обслуживания.
Пользователь - центральная категория библиотечного обслуживания. Типология пользователей библиотеки.
Библиотечное обслуживание как целостная система: информационные запросы пользователей, ресурсы, процессы, методы, средства, информационные продукты и услуги, оценка эффективности.
Библиотечная среда: общая характеристика ее составляющих.
Библиотекарь и пользователь: основы взаимодействия. Этика библиотечного специалиста.
Дифференциация ассортимента информационных продуктов и услуг. Изучение информационных потребностей.
Технология подготовки отдельных видов библиотечных продуктов и услуг. Автоматизированное библиотечное обслуживание.
Координация деятельности библиотек по обслуживанию пользователей.
СД.Ф.04. Справочно-поисковый аппарат библиотеки
Предмет, структура и задачи курса. Справочно-поисковый аппарат (СПА) как средство раскрытия содержания фонда: состав и структура. Особенности СПА библиотек разных типов.
Традиционные и электронные библиотечные каталоги и картотеки: виды, формы, потребительские свойства, технология создания и ведения.
Централизованная каталогизация: традиционные и современные формы. Корпоративная каталогизация.
Внешние БД как источник информационного поиска.
Справочно-библиографический фонд библиотеки: состав, технология формирования.
Обеспечение процессов каталогизации регламентирующими документами. АРМ каталогизатора.
Оценка качества справочно-поискового аппарата. Показатели качества.
СД.Ф.05. Библиографическая деятельность библиотеки
Предмет, задачи и структура курса. Организация библиографической деятельности библиотек: организационно-функциональная структура библиографической службы, основные направления деятельности, регламентирующие документы, функции библиографических и небиблиографических подразделений библиотек разных типов. Управление библиографической деятельностью.
Библиографическая деятельность как система: библиографические запросы пользователей, ресурсы, процессы, методы, средства, библиографические продукты и услуги, оценка эффективности.
Виды библиографической деятельности библиотеки: библиографический поиск, библиографирование, информирование.
Технология подготовки библиографических продуктов и услуг.
Автоматизация библиографических процессов в библиотеке.
СД.Ф.06. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий
Предмет, задачи и структура курса. ИПЯ как основной компонент лингвистического обеспечения информационной технологии и разновидность искусственных языков. Назначение и функции ИПЯ. Структура ИПЯ. Создание лексико-семантической основы ИПЯ.
Основные типы ИПЯ. Принципы построения и структура иерархических ИПЯ. Библиотечно-библиографические иерархические ИПЯ: ДКД, УДК, ББК. Информационные иерархические классификационные ИПЯ: рубрикаторы, Государственный Рубрикатор НТИ, Международная классификация изобретений, классификаторы технико-экономической и социальной информации. Книгоиздательские и архивные и иерархические ИПЯ.
Принципы построения и структура неиерархических ИПЯ. Алфавитно-предметная классификация. Дескрипторные ИПЯ. Объектно-признаковые ИПЯ. Язык библиографического описания, фасетная классификация.
Индексирование: сущность, назначение, виды. Технологические схемы индексирования. Качество индексирования и ресурсные возможности библиотеки.
Лингвистическое обеспечение ГСНТИ. Структура, состав, функции лингвистических средств библиотечно-информационной технологии.
Нормативно-методическая база лингвистического обеспечения. Проблемы совместимости лингвистических средств в библиотечно-информационных системах и сетях.
СД.Ф.07. Основы педагогического мастерства
Сущность, содержание и значение педагогического мастерства. Этапы овладения основами педагогического мастерства. Культура общения педагога и учащихся. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения.
Психолого-педагогические особенности профессионального обучения. Структура процесса обучения. Классификация форм и методов процесса обучения. Организация процесса профессионального обучения.
Педагогические технологии. Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения. Формы и методы самостоятельной работы учащихся.
Теория измерения качества обучения и методы педагогической диагностики.
Дидактические основы компьютеризации обучения.
СД.Ф.08. Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин
Библиотечно-информационные дисциплины как объект преподавания. Дидактические принципы преподавания библиотечно-информационных дисциплин.
Преподавание библиотечно-информационных дисциплин как составная часть профессиональной подготовки: история становления, зарубежный и отечественный опыт.
Сравнительный анализ форм и методов обучения библиотечно-информационным дисциплинам. Роль самостоятельной работы в обучении библиотечно-информационным дисциплинам.
Новые информационные технологии в преподавании библиотечно-информационных дисциплин.
Общая и частная методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин.
СД.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (350 часов)
СД.В.00. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (300 часов)
ДС.00. Дисциплины специализаций (300 часов)
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов (3100 часов)
СД.Ф.00. Федеральный компонент (2450 часов)
СД.Ф.01. Автоматизированные библиотечно-информационные технологии
Предмет, структура и задачи курса. Объективные предпосылки автоматизации библиотечной технологии. Принципы, стадии и этапы создания автоматизированных библиотечно-информационных систем. Современное состояние автоматизации библиотек в России и за рубежом. Технологические процессы библиотечного производства как объекты автоматизации. Технология автоматизированного комплектования документных фондов. Технология домашинной, машинной и послемашинной обработки документов. Электронные библиотечные каталоги: свойства, технология создания. Автоматизированная технология корпоративной каталогизации. Технология хранения документов на традиционных и машинных носителях. Технология автоматизированного информационного поиска. Режимы электронного доступа пользователей к российским и зарубежным информационным ресурсам. Технология электронного МБА. Обслуживание пользователей библиотеки с использованием сетевых технологий. Состав, технологии создания и тенденции развития продуктов и услуг, автоматизированных библиотечно-информационных систем. Автоматизация управления библиотекой.
СД.Ф.02. Информационные сети и системы
Предмет, задачи и структура курса. Информационные системы: организационно-функциональная структура, принципы функционирования, критерии эффективности, классификация. Информационно-поисковые системы: задачи, организационно-функциональная структура, принципы функционирования. Библиотечно-информационные системы. Автоматизированные библиотечно-информационные системы.
Жизненный цикл информационных систем. Международные и отечественные стандарты, регламентирующие функционирование информационных систем и сетей.
Технология проектирования информационных систем. Моделирование предметной области информационной системы. Планирование и контроль проектных работ.
Государственная система научно-технической информации. Федеральные, отраслевые, региональные органы научно-технической информации. Органы научно-технической информации предприятий и организаций. Библиотеки в государственной системе НТИ.
Компьютерные сети: возможности, принципы построения, классификация. Базовые топологии локальных и глобальных компьютерных сетей. Интерфейсы компьютерных сетей. Методы доступа, модели взаимодействия в локальных сетях. Глобальная сеть Интернет: история, структура, принципы функционирования. Иерархия протоколов Интернет. Модель "клиент-сервер" как основа построения информационных сервисов Интернет. Система адресации информационных ресурсов в Интернет. Передача информации в Интернет. Корпоративные библиотечно-информационные сети. Интранет сети.
СД.Ф.03. Проектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем
Предмет, задачи и структура курса. Содержание типовых стадий проектирования АБИС: предпроектная разработка, ввод в эксплуатацию. Функции заказчика и разработчика АБИС на каждом этапе проектирования. Состав работ, содержание программы и организация предпроектного обследования. Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения технического задания. Состав и содержание технико-экономического обоснования. Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения эскизного, технического и рабочего проектов. Характеристика этапов внедрения проекта АБИС. Состав и требования к оформлению проектной документации. Нормативная база проектирования АБИС.
СД.Ф.04. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем
Предмет, задачи и структура курса. Структура информационного обеспечения АБИС. Требования к информационному обеспечению АБИС. Внемашинная и внутримашинная информационная база АБИС. Критерии выбора компонентов информационной базы. Состав информационного обеспечения автоматизированных рабочих мест АБИС. Базы данных как компонент внутримашинной информационной базы.
Структура банка данных АБИС: внешние и внутренние базы данных. Требования к банку данных. Стандартизация и унификация как основа совместимости баз данных. Международные коммуникативные форматы библиографической записи. Конвертирование форматов библиографической записи. Требования к составу и содержанию документации по информационному обеспечению АБИС.
СД.Ф.05. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем
Предмет, задачи и структура курса. Структура и состав лингвистического обеспечения АБИС. Требования к лингвистическому обеспечению АБИС. Критерии выбора лингвистических средств АБИС. Состав лингвистического обеспечения автоматизированных рабочих мест АБИС. Методы и средства обеспечения совместимости, лингвистических средств в условиях функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей. Проектирование лингвистического обеспечения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей. Порядок регистрации, экспертизы и ведения лингвистических средств. Требования к составу и содержанию документации по лингвистическому обеспечению АБИС.
СД.Ф.06. Программно-техническое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем
Предмет, задачи и структура курса. Структура программно-технического обеспечения АБИС. Требования к программно-техническому обеспечению АБИС. Состав системного и прикладного программного обеспечения АБИС. Критерии выбора компонентов программно-технического обеспечения: операционной системы, инструментария программирования, технологии программирования, пакетов прикладных программ. Оценка качества программных средств. Состав программного обеспечения автоматизированных рабочих мест АБИС. Проектирование, создание, эксплуатация и сопровождение программного обеспечения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей. Требование к составу и содержанию документации по программно-техническому обеспечению АБИС.
СД.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (350 часов)
СД.В.00. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (300 часов)
ДС.00. Дисциплины специализаций (300 часов)
03. Референт-аналитик информационных ресурсов (3100 часов)
СД.Ф.00. Федеральный компонент (2450 часов)
СД.Ф.01. Информационные ресурсы
Предмет, задачи и структура курса. Мировой рынок информационной продукции и услуг, его сегментация, тенденции развития. Информационные ресурсы: понятие, состав, свойства, типизация по целевому назначению, форме свертывания и форме представления. Фиксированные и нефиксированные информационные ресурсы. Документные ресурсы (документные потоки и массивы): состав, структура, закономерности развития. Электронные информационные ресурсы: специфика, классификация, доступ, эффективность эксплуатации. Информационное право, информационная безопасность и защита информации. Мировые информационные ресурсы. Международные базы и банки данных, проблемы доступа к ним. Структура информационных ресурсов РФ: федерального, регионального, муниципального уровней. Особенности информационных ресурсов отраслевых комплексов. Информационное взаимодействие специалистов различных областей знания.
Внутренние информационные ресурсы учреждений и организаций.
Формирование информационной базы в информационно-аналитической службе.
СД.Ф.02. Информационно-аналитические технологии
Предмет, задачи и структура курса. Информационно-аналитическая деятельность как отрасль информационной индустрии: цели, задачи, структура и организация. Потребности в информационно-аналитических продуктах и услугах.
Базовые информационно-аналитические технологии: информационный анализ, информационная диагностика, информационное моделирование, информационное прогнозирование, информационная экспертиза, информационный мониторинг. Объекты, методы сбора и обработки информации, фиксации данных, интерпретация и формы предоставления результатов. Автоматизация информационно-аналитических технологий.
Информационно-аналитическое сопровождение управления, бизнеса, научно-производственной деятельности: особенности информационных потребностей, категории потребителей, информационные ресурсы, проектирование ассортимента информационно-аналитических продуктов и услуг, организация обслуживания. Массовая аналитика: особенности аудитории, каналы распространения, номенклатура информационно-аналитических продуктов и услуг.
СД.Ф.03. Аналитика текста
Предмет, задачи и структура курса. Аналитические тексты: понятие, виды, жанровые и стилистические характеристики.
Форма представления аналитических текстов: устная, письменная. Формальные и содержательные особенности деловых, научных и публицистических аналитических текстов. Типовые модели аналитических текстов. Технология подготовки аналитических текстов.
Редактирование и подготовка аналитического текста к публикации.
Компьютерные технологии подготовки и редактирования аналитических текстов.
СД.Ф.04. Информационно-аналитические продукты и услуги
Предмет, задачи и структура курса. Информационно-аналитические продукты и услуги: виды, потребительские свойства, технология подготовки, калькуляция себестоимости. Особенности информационно-аналитической продукции как товара. Создатели и потребители информационно-аналитических продуктов и услуг. Маркетинг информационно-аналитических продуктов и услуг.
Ассортимент информационно-аналитических продуктов и услуг. Дайджесты и тематические подборки материалов. Обзорные справки и их разновидности. Ситуационные и мониторинговые справки, их методические особенности. Библиографические, аналитические и прогностические обзоры. Отчеты как разновидность информационно-аналитических документов. Специализированные обзорно-аналитические издания и базы данных. Рейтинговая информация и формы ее представления. Информационные и консалтинговые услуги.
Оценка качества информационно-аналитических продуктов и услуг.
СД.Ф.05. Организация информационно-аналитической деятельности
Предмет, задачи и структура курса. Информационно-аналитические центры: история и типизация. Информационно-аналитическая инфраструктура в России и за рубежом: состояние и тенденции развития. Создание, управление и экономика информационно-аналитической службы. Организационно-правовой статус информационно-аналитических служб. Информационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы и их нормативно-правовое обеспечение. Менеджмент кадровых ресурсов информационно-аналитической службы: формирование штатов, системы оплаты труда сотрудников. Профессиональные требования к информационному аналитику. Профессиональная карьера референта-аналитика. Обеспечение информационных служб материальными ресурсами: снабжение, хранение, учет, оценка. Формирование финансовых ресурсов: планирование и распределение средств. Фандрайзинг. Информационное предпринимательство. Маркетинг информационной продукции.
Экономический анализ и оценка эффективности деятельности информационно-аналитической службы.
СД.Ф.06. Интеллектуальные информационные системы
Предмет, задачи и структура курса. Интеллектуальные информационные системы (ИИС): понятие, свойства, классификация. Экспертные системы и их состав: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Организация базы знаний. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знание. Декларативное и процедурная формы предоставления знаний. Методы представления знания. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний.
Виды экспертных систем. Этапы проектирования экспертной системы: идентификация, концептуация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. Использование ИИС в информационно-аналитической деятельности.
СД.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (350 часов)
СД.В.00. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (300 часов)
ДС.00. Дисциплины специализаций (300 часов)
04. Менеджер информационных ресурсов (3100 часов)
СД.Ф.00. Федеральный компонент (2450 часов)
СД.Ф.01. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Предмет, структура и задачи курса. Методологические основы библиотечного менеджмента. Закономерности, принципы, функционирование систем управления. Управленческие структуры в библиотеках. Функции и методы управления.
Стратегическое управление библиотекой. Маркетинг как концепция управления библиотекой.
Факторы эффективной организации управления библиотечной деятельностью. Управления инновационными процессами в библиотеке. Роль методической работы в управлении инновационными процессами.
Управление персоналом библиотеки. Формирование организационной культуры. Социально-психологические аспекты управления.
Кадры управления. Управленческий труд и его автоматизация.
СД.Ф.02. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Предмет, структура и задачи курса. Становление и развитие маркетинга в библиотечном деле России и за рубежом.
Цели, принципы, методы библиотечного маркетинга: его роль и значение в системе некоммерческого маркетинга. Комплекс библиотечного маркетинга.
Маркетинговые исследования в библиотеках. Маркетинговые стратегии. Маркетинг библиотечно-информационных продуктов и услуг.
Маркетинговая коммуникационная служба в структуре управления библиотекой. Организация маркетинговой деятельности в библиотеке.
СД.Ф.03. Управление библиотечным делом
Предмет, структура и задачи курса. Становление и развитие науки управления библиотечно-информационной деятельностью в России и за рубежом. Библиотечное дело как сложная социально-культурная система, закономерности и особенности его развития.
Государственная политика и правовое обеспечение библиотечного дела и научно-информационной деятельности.
Государственно-общественное, ведомственное управление библиотечно-информационной деятельностью: уровни, органы управления, функции.
Методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.
СД.Ф.04. Экономика библиотечно-информационной деятельности
Предмет, структура и задачи курса. Экономические отношения в сфере библиотечно-информационной деятельности.
Библиотечная микроэкономика. Система финансового обеспечения функционирования библиотеки. Организация дополнительных ресурсных поступлений в библиотеку.
Инициативная финансово-хозяйственная деятельность библиотеки.
Сверхнормативные услуги и обслуживание, хозяйственно-договорные отношения, ценообразование в библиотеке. Комплексная система экономической защиты библиотечного фонда. Благотворительная ресурсная поддержка библиотечно-информационной деятельности.
Экономические методы управления библиотекой. Экономический анализ ресурсной базы библиотеки. Экономические показатели библиотечной работы.
СД.Ф.05. Инновационно-методическая работа библиотек
Предмет, структура и задачи курса. Особенности инновационного менеджмента в библиотеке. Управление инновационными процессами в библиотеке. Классификация инноваций. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в библиотеке.
Планирование и организация инновационных процессов в библиотеке. Анализ эффективности инновационной деятельности библиотеки.
Методическая работа в системе инновационного менеджмента. Современные формы и направления методической работы библиотек.
СД.Ф.06. Документационное обеспечение управления
Предмет, структура и задачи курса. Документирование управленческой деятельности, государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).
Унифицированные системы документации (УСД) как средство стандартизации управленческой документации. УСД: виды, принципы и этапы создания. Состав УСД. Категории унифицированных форм документов. Формуляр-образец: понятие, требования к построению, общая характеристика межотраслевых унифицированных систем документации. Общероссийский классификатор управленческой документации как средство информирования о действующих межотраслевых УСД.
Процессы записи и оформления необходимой для осуществления управленческих действий информации на различных носителях. Правила документирования.
Организация работы с документами. Характеристика основных этапов работы с документами.
Характеристика систем автоматизации документооборота.
СД.Р.00. Национально-региональный (вузовский) компонент (350 часов)
СД.В.00. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (300 часов)
ДС.00. Дисциплины специализаций (300 часов)
ФТД.00. Факультативы (450 часов)
Всего часов теоретического обучения - 9828, в том числе аудиторные занятия - 4050 часов, самостоятельная работа студентов - 4050 часов, экзаменационные сессии - 1728 часов.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 052700 -
Библиотечно-библиографическая деятельность
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, - 182 недели;
практики - не менее 22 недель (в том числе учебно-ознакомительная - 1 неделя, учебная - 2 недели, производственная практика - 19 недель, из них 2 недели педагогическая практика для квалификации библиотекарь-библиограф, преподаватель);
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту (исполнение) выпускной квалификационной работы, - не менее 10 недель;
каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее 46 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Максимальный объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускников по специальности 052700 -
Библиотечно-информационная деятельность
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки выпускников с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки выпускников по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студен

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 13.02.2003 n 63 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА РОССИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1999 Г. n 936  »
Постановления и Указы »
Читайте также