НАПРАВЛЕНИЕ 531200 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (утв. Минобразованием РФ 12.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
12 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
559 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 531200 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общая характеристика направления
531200 - Социально-культурная деятельность
1.1. Направление подготовки 531200 - Социально-культурная деятельность утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр социально-культурной деятельности.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Областью профессиональной деятельности выпускника является социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
1.3.2. Объекты деятельности: правительственные и неправительственные организации, учреждения, ассоциации, фонды культуры, образования, социальной работы. Социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические и другие группы населения.
1.3.3. Бакалавр социально-культурной деятельности в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- учебно-педагогическая;
- производственно-практическая;
- научно-методическая.
1.3.4. Задачами профессиональной деятельности бакалавра являются:
- изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
- создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;
- создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий;
- проведение массовой информационно-просветительной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни;
- вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особыми нуждами, участие в деятельности по социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей;
- участие в разработке и внедрении региональных, федеральных и международных программ изучения, сохранения и развития традиций отечественной культуры;
- разработка научно-методических, организационно-практических, художественно-педагогических и информационных основ изучения, сохранения и развития отечественной культуры в современных условиях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен для продолжения образования:
- в магистратуре по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании по специальности, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность высшее учебное заведение проводит конкурсные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавров по направлению 531200 -
Социально-культурная деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности к условиям ее реализации и срокам освоения, определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра социально-культурной деятельности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом направления не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый уровень знаний закладывается в курсах философии и социологии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. Основные¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, язык ¦ ¦
¦ ¦и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза ¦ ¦
¦ ¦и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы ¦ ¦
¦ ¦и общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3212 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2668 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Социально-культурная деятельность ¦272 ¦
¦ ¦ Предмет, цели и задачи, понятийный аппарат и ¦ ¦
¦ ¦источники курса. Социально-культурная ¦ ¦
¦ ¦деятельность как специализированная область ¦ ¦
¦ ¦общественной практики. Философско-гуманистические¦ ¦
¦ ¦основания социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Социально-культурная деятельность как интегратор ¦ ¦
¦ ¦общественного взаимодействия и фактор творческого¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ История социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место социально-культурной деятельности ¦ ¦
¦ ¦в историко-культурном процессе. Основные ¦ ¦
¦ ¦исторические этапы развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: протообразцы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на ранних этапах развития общества; ¦ ¦
¦ ¦социально-культурный уклад русской цивилизации в ¦ ¦
¦ ¦X - XIV вв.; социально-культурная деятельность в ¦ ¦
¦ ¦России XV - XVIII вв.: общественно- ¦ ¦
¦ ¦просветительское движение, внешкольное ¦ ¦
¦ ¦образование и досуг в России XIX - начала XX в.; ¦ ¦
¦ ¦политико-просветительная работа в Советской ¦ ¦
¦ ¦России 1917 - 1941; культурно-просветительная ¦ ¦
¦ ¦работа в годы Великой Отечественной войны ¦ ¦
¦ ¦(1941 - 1945) и послевоенный период; социально- ¦ ¦
¦ ¦культурные процессы в 1956 - 1990 гг.; социально-¦ ¦
¦ ¦культурная деятельность в современной России. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Теория социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности как фундаментальное научно- ¦ ¦
¦ ¦образовательное направление, синтезирующее ¦ ¦
¦ ¦научные достижения культурологии, социологии, ¦ ¦
¦ ¦психологии, педагогики и других отраслей ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного знания. Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности как ¦ ¦
¦ ¦направления научных исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦научные парадигмы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Основные научные школы в теории ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, принципы, функции и методы социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Сферы реализации педагогического потенциала ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: досуг и ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговая деятельность; народная ¦ ¦
¦ ¦художественная культура и творчество; рекреация ¦ ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦
¦ ¦ Субъекты социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦личность; семья; социальные организации и ¦ ¦
¦ ¦объединения; социально-культурные институты; ¦ ¦
¦ ¦отраслевые учреждения и организации. ¦ ¦
¦ ¦ Ресурсная база социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: нормативный ресурс; кадровый ¦ ¦
¦ ¦ресурс; финансовый ресурс; материально- ¦ ¦
¦ ¦техническая база; социально-демографический и ¦ ¦
¦ ¦морально-психологический ресурс. ¦ ¦
¦ ¦ Профессиональные и непрофессиональные формы ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Уровни ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-личностный, социально-групповой и ¦ ¦
¦ ¦общественный. Взаимообусловленность личностных ¦ ¦
¦ ¦изменений и изменений жизненной среды. ¦ ¦
¦ ¦ Факторы дифференциации содержания и форм ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности, вариативность ¦ ¦
¦ ¦моделей социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология, социальные функции, ¦ ¦
¦ ¦цели, задачи и технологии деятельности учреждений¦ ¦
¦ ¦и институтов, выполняющих функции просвещения, ¦ ¦
¦ ¦эстетического и художественного воспитания, ¦ ¦
¦ ¦организации досуга, охраны и использования ¦ ¦
¦ ¦памятников истории и культуры; возможности ¦ ¦
¦ ¦и механизмы трансформации и внедрения исторически¦ ¦
¦ ¦апробированных культурных практик в деятельность ¦ ¦
¦ ¦социокультурных институтов (культурно- ¦ ¦
¦ ¦просветительных, религиозных, образовательных, ¦ ¦
¦ ¦реабилитационных, художественно-творческих, ¦ ¦
¦ ¦физкультурно-оздоровительных учреждений ¦ ¦
¦ ¦и организаций). ¦ ¦
¦ ¦ Неинституциональные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология неинституциональных ¦ ¦
¦ ¦субъектов социально-культурной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦условия и технологии оптимизации деятельности ¦ ¦
¦ ¦самодеятельных групп, общественных объединений, ¦ ¦
¦ ¦клубов, ассоциаций, движений и других субъектов ¦ ¦
¦ ¦социокультурной жизни. ¦ ¦
¦ ¦ Современные тенденции развития социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. Сущность социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной политики, ее цели, направленность и ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь с современной практикой. Этнография ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности; международный ¦ ¦
¦ ¦обмен и сотрудничество в социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Информационно-методическое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Современный социальный и культурный статус, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная этика специалиста социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Основы культурной политики ¦ ¦
¦ ¦ Культурная политика как основа стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления и развития культурной политики в ¦ ¦
¦ ¦России. Особенности исторического пути России и ¦ ¦
¦ ¦формирование государственной стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции субъектов ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции органов ¦ ¦
¦ ¦местного самоуправления в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Стратегия ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления региона как предмет ¦ ¦
¦ ¦политики и практики. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательная база культурной политики. ¦ ¦
¦ ¦Разделение функций между центром и регионами в ¦ ¦
¦ ¦программировании, планировании социокультурных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Региональные стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Децентрализация ¦ ¦
¦ ¦государственного управления в России и специфика ¦ ¦
¦ ¦региональных и местных органов власти как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных субъектов культурной политики, ¦ ¦
¦ ¦их структура и функции. Роль общественных ¦ ¦
¦ ¦советов, фондов, политических партий, ¦ ¦
¦ ¦негосударственных организаций, их взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦с органами государственной, региональной и ¦ ¦
¦ ¦местной власти. ¦ ¦
¦ ¦ Методика разработки целевых и комплексных ¦ ¦
¦ ¦программ сохранения и развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦сферы и роль стратегии социокультурного ¦ ¦
¦ ¦управления. Культурологическое образование в ¦ ¦
¦ ¦России, как фактор формирования и осуществления ¦ ¦
¦ ¦стратегии социокультурного управления в стране. ¦ ¦
¦ ¦Система подготовки специалистов для ¦ ¦
¦ ¦профессиональных и любительских художественных ¦ ¦
¦ ¦коллективов, массовых учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Совершенствование непрерывного профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования в социально-культурной сфере и ¦ ¦
¦ ¦участие вузов в этом процессе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Экономика социокультурной сферы ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, принципы и задачи курса экономики ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной сферы; экономическая ¦ ¦
¦ ¦политика и система социальной защиты; ¦ ¦
¦ ¦экономическое пространство социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦сферы; бюджетное финансирование; льготы; ¦ ¦
¦ ¦налогообложение; благотворительное ¦ ¦
¦ ¦финансирование; хозрасчетная деятельность; ¦ ¦
¦ ¦оплата труда специалистов. ¦ ¦
¦ ¦ Коммерческая деятельность учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "коммерческая деятельность" учреждений ¦ ¦
¦ ¦культуры. Основные направления деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры в условиях рынка. ¦ ¦
¦ ¦Планирование коммерческой деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры. Механизм реализации планов ¦ ¦
¦ ¦коммерческой деятельности учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие коммерческой и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в учреждениях культуры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Основы менеджмента ¦ ¦
¦ ¦ Теоретико-методологические основы современного ¦ ¦
¦ ¦менеджмента. Менеджмент как система управления ¦ ¦
¦ ¦и специальный вид деятельности. Общее и особенное¦ ¦
¦ ¦в социокультурном менеджменте. Основные ¦ ¦
¦ ¦составляющие социокультурного управления: цели и ¦ ¦
¦ ¦задачи, структура, функции, принципы, методы, ¦ ¦
¦ ¦нормативная база, информационное и ресурсное ¦ ¦
¦ ¦обеспечения, механизмы внедрения, ¦ ¦
¦ ¦общефедеральные, региональные, муниципальные, ¦ ¦
¦ ¦учрежденческие модели. ¦ ¦
¦ ¦ Технология подготовки и разработки ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Функции решения в ¦ ¦
¦ ¦организации деятельности. Типология ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Основные условия их ¦ ¦
¦ ¦эффективности. Анализ альтернатив и выбор ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Сущность и особенности ¦ ¦
¦ ¦инновационного менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦ Система основных управленческих процедур. Подбор¦ ¦
¦ ¦и расстановка кадров. Разработка организационных ¦ ¦
¦ ¦нормативов. Распределение обязанностей и ¦ ¦
¦ ¦заданий до исполнителей. Принцип делегирования ¦ ¦
¦ ¦полномочий. Основные способы и правила ¦ ¦
¦ ¦стимулирования активности исполнителей. Система ¦ ¦
¦ ¦контроля исполнения. Особенности менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в работе с волонтерами. Роль и место в системе ¦ ¦
¦ ¦управленческой деятельности процессов ¦ ¦
¦ ¦социокультурного прогнозирования, планирования ¦ ¦
¦ ¦и проектирования. Анализ и обобщения ¦ ¦
¦ ¦накопленного опыта с целью корректировки ¦ ¦
¦ ¦социокультурной деятельности и выхода на новый ¦ ¦
¦ ¦уровень управления ее развитием. ¦ ¦
¦ ¦ Технология организаторской деятельности в ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сфере. Общее понятие об ¦ ¦
¦ ¦организаторской деятельности специалиста ¦ ¦
¦ ¦социокультурного профиля. Организационные ¦ ¦
¦ ¦отношения как специфический объект социального ¦ ¦
¦ ¦регулирования. Организаторская деятельность и ¦ ¦
¦ ¦организаторские способности. Основные качества ¦ ¦
¦ ¦и свойства личности организатора. Формирование ¦ ¦
¦ ¦организаторских способностей специалистов ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Специфика ¦ ¦
¦ ¦организаторской работы с персоналом, активом, ¦ ¦
¦ ¦посетителями досуговых центров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Основы маркетинга ¦ ¦
¦ ¦ Общая характеристика теории и практики ¦ ¦
¦ ¦современного маркетинга. Сущность маркетинга и ¦ ¦
¦ ¦маркетинговая среда. Система и подсистемы ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Общее и особенное в маркетинге ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сферы. Роль маркетинга в ¦ ¦
¦ ¦укреплении материально-технической базы ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговых центров. Формирование ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой стратегии и тактики. Разработка ¦ ¦
¦ ¦ценовой политики. Комплексное исследование ¦ ¦
¦ ¦спроса в сфере социокультурного обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Формирование спроса и стимулирование сбыта. ¦ ¦
¦ ¦Маркетинговые службы современных социокультурных ¦ ¦
¦ ¦центров и организация их работы. Основы правового¦ ¦
¦ ¦обеспечения социокультурного маркетинга ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Литература ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, задачи и структура курса. Слово и ¦ ¦
¦ ¦образ. Жанры и стили литературного творчества. ¦ ¦
¦ ¦Методы анализа литературного текста. История ¦ ¦
¦ ¦литературного творчества; происхождение ¦ ¦
¦ ¦дописьменных и письменных форм словесности, ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Памятники литературы ¦ ¦
¦ ¦традиционного Востока; классические литературные ¦ ¦
¦ ¦жанры античности; литература европейского ¦ ¦
¦ ¦Средневековья и эпохи Возрождения; основные ¦ ¦
¦ ¦литературные направления Нового времени. История ¦ ¦
¦ ¦русской словесности и литературы. Понятия о мифах¦ ¦
¦ ¦древних славян и русском устно-поэтическом ¦ ¦
¦ ¦народном творчестве; памятники литературы Древней¦ ¦
¦ ¦Руси, русское летописание, апокрифы в русской ¦ ¦
¦ ¦письменности, русская духовная поэзия и проза. ¦ ¦
¦ ¦Русская классическая литература: эстетические, ¦ ¦
¦ ¦нравственные, философские, социальные ценности ¦ ¦
¦ ¦и идеалы. Творчество выдающихся деятелей ¦ ¦
¦ ¦отечественной и зарубежной литературы, ¦ ¦
¦ ¦знаменующие важнейшие фазы истории национальной ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной культуры. Особенности и проблемы ¦ ¦
¦ ¦современного литературного процесса в России. ¦ ¦
¦ ¦Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ¦ ¦
¦ ¦XX в.; взаимодействие литератур различных ¦ ¦
¦ ¦культурных регионов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История искусств ¦ ¦
¦ ¦ Художественная культура в духовной жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Искусство как феномен культуры. Генезис¦ ¦
¦ ¦искусства: ранние синкретические формы искусства;¦ ¦
¦ ¦памятники архитектуры и искусства. Искусство ¦ ¦
¦ ¦древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, ¦ ¦
¦ ¦Передняя Азия, Древний Восток). Памятники ¦ ¦
¦ ¦античного искусства. Наследие Византии и культуры¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Искусство Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, Нового времени. Становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие русского искусства. Основные направления¦ ¦
¦ ¦развития европейского искусства. Американское ¦ ¦
¦ ¦искусство. Художественная культура XX века; ¦ ¦
¦ ¦основные направления, школы, стили, методы ¦ ¦
¦ ¦анализа языка произведений искусства. ¦ ¦
¦ ¦Преемственность традиций и новаторства; ¦ ¦
¦ ¦сохранение культурного наследия; музеи мира, ¦ ¦
¦ ¦коллекционирование, выставки; культурные контакты¦ ¦
¦ ¦между народами. Тенденции и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦современной отечественной и мировой ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства и тенденции их ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦театрального искусства. Непреходящие традиции ¦ ¦
¦ ¦Российского театра. Основные жанры театрального ¦ ¦
¦ ¦искусства и тенденции их развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства и тенденции их развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства и тенденции их ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦киноискусства. Основные жанры киноискусства и ¦ ¦
¦ ¦тенденции их развития. Видеотехника в ¦ ¦
¦ ¦современной художественной культуре. Телевидение ¦ ¦
¦ ¦и его роль в распространении и дальнейшем ¦ ¦
¦ ¦развитии отечественного и мирового киноискусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Религиоведение ¦ ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры; история индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма; история ¦ ¦
¦ ¦иудаизма; возникновение христианства и его роль ¦ ¦
¦ ¦в истории мировой культуры, основные христианские¦ ¦
¦ ¦конфессии; история ислама и специфика исламской ¦ ¦
¦ ¦культуры; история православной культуры Византии ¦ ¦
¦ ¦и России; современные религиозные движения; ¦ ¦
¦ ¦фундаментализм и модернизм; социокультурные ¦ ¦
¦ ¦аспекты межконфессионального диалога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Народная художественная культура ¦ ¦
¦ ¦ Общее понятие о народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуре. Историческая динамика ее развития. ¦ ¦
¦ ¦Мифологические корни народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Возникновение и развитие фольклора. ¦ ¦
¦ ¦Специфические признаки фольклора. Основные ¦ ¦
¦ ¦фольклорные жанры. Словесные, словесно- ¦ ¦
¦ ¦музыкальные, музыкально-хореографические, ¦ ¦
¦ ¦драматические произведения фольклора. Фольклор ¦ ¦
¦ ¦и фольклористика. Народное художественное ¦ ¦
¦ ¦творчество и профессиональное искусство. ¦ ¦
¦ ¦Любительское направление в системе народной ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Основные виды искусства ¦ ¦
¦ ¦в современной народной художественной культуре. ¦ ¦
¦ ¦Организация и научно-методическое руководство ¦ ¦
¦ ¦народным творчеством. Технологические основы ¦ ¦
¦ ¦работы с самодеятельным художественным ¦ ¦
¦ ¦коллективом. Празднично-обрядовая культура как ¦ ¦
¦ ¦составная часть народного творчества. Народная ¦ ¦
¦ ¦художественная культура в современном ¦ ¦
¦ ¦образовательном пространстве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Социально-культурная работа за рубежом ¦ ¦
¦ ¦ Социально-культурная деятельность как феномен ¦ ¦

ПРИКАЗ МПР РФ от 12.02.2003 n 98 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИМИТОВ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также