СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 053100 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 02. ТЕХНОЛОГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03. ПОСТАНОВЩИК КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ (утв. Минобразованием РФ от 12.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
12 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
557 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 053100 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01. МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
02. ТЕХНОЛОГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
03. ПОСТАНОВЩИК КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
1. Общая характеристика специальности 053100 -
Социально-культурная деятельность
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
01. Менеджер социально-культурной деятельности.
02. Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель.
03. Постановщик культурно-досуговых программ.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника по специальности.
1.3.1. Деятельность специалиста направлена на социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
Специалист обеспечивает полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются:
- культуроохранная функция - изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
- культуротворческая функция - создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;
- социоорганизационная функция - создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения; содействие расширению и углублению работы структур дополнительного образования, развитию народного творчества; руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы;
- социопедагогическая функция - проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.
1.3.2. Объекты деятельности: правительственные и неправительственные организации, учреждения, ассоциации, объединения, фонды культуры, образования, социальной работы. Социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические и другие группы населения.
1.3.3. Специалист социально-культурной деятельности в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- учебно-педагогическая;
- производственно-практическая;
- научно-методическая;
- экспертно-консультационная.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников, которым присвоены квалификации "Менеджер социально-культурной деятельности", "Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель", "Постановщик культурно-досуговых программ", освоившие основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании по специальности, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность высшее учебное заведение проводит конкурсные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 053100 -
Социально-культурная деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включают в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки "Менеджера социально-культурной деятельности", "Технолога социально-культурной деятельности. Преподавателя", "Постановщика культурно-досуговых программ", к условиям их реализации и срокам освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основные образовательные программы подготовки "Менеджера социально-культурной деятельности", "Технолога социально-культурной деятельности. Преподавателя", "Постановщика культурно-досуговых программ" состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основные образовательные программы подготовки выпускников по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность, которым присвоены квалификации "Менеджер социально-культурной деятельности", "Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель", "Постановщик культурно-досуговых программ", должны предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
----------------T------------------------------------------------¬
¦Цикл ГСЭ ¦- общие гуманитарные и социально-экономические ¦
¦ ¦дисциплины ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цикл ОВД ¦- общепрофессиональные дисциплины ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цикл СД ¦- специальные дисциплины ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цикл ДС ¦- дисциплины специализаций ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦ФТД ¦- факультативы ¦
L---------------+-------------------------------------------------
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый уровень знаний закладывается в курсах философии и социологии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки "Менеджера социально-культурной деятельности", "Технолога социально-культурной деятельности. Преподавателя", "Постановщика культурно-досуговых программ" должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
"Менеджера социально-культурной деятельности", "Технолога
социально-культурной деятельности. Преподавателя",
"Постановщика культурно-досуговых программ"
по специальности 053100 -
Социально-культурная деятельность
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях ХIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ века¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России.¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально-¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП.¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство и время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и ¦ ¦
¦ ¦массы; свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблемы истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность ¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков письма и говорения ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и ¦ ¦
¦ ¦социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СГЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизирования прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост ¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3212 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2668 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Социально-культурная деятельность ¦272 ¦
¦ ¦ Предмет, цели и задачи, понятийный аппарат и ¦ ¦
¦ ¦источники курса. Социально-культурная ¦ ¦
¦ ¦деятельность как специализированная область ¦ ¦
¦ ¦общественной практики. Философско- ¦ ¦
¦ ¦гуманистические основания социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Социально-культурная деятельность¦ ¦
¦ ¦как интегратор общественного взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦фактор творческого развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ История социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место социально-культурной деятельности ¦ ¦
¦ ¦в историко-культурном процессе. Основные ¦ ¦
¦ ¦исторические этапы развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: протообразцы социально-культурной¦ ¦
¦ ¦деятельности на ранних этапах развития ¦ ¦
¦ ¦общества; социально-культурный уклад русской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации в X - XIV вв.; социально-культурная¦ ¦
¦ ¦деятельность в России XV - XVIII вв.: ¦ ¦
¦ ¦общественно-просветительское движение, ¦ ¦
¦ ¦внешкольное образование и досуг в России XIX - ¦ ¦
¦ ¦начала XX в.; политико-просветительная работа в¦ ¦
¦ ¦Советской России 1917 - 1941; культурно- ¦ ¦
¦ ¦просветительная работа в годы Великой ¦ ¦
¦ ¦Отечественной войны (1941 - 1945) и ¦ ¦
¦ ¦послевоенный период; социально-культурные ¦ ¦
¦ ¦процессы в 1956 - 1990 гг.; социально- ¦ ¦
¦ ¦культурная деятельность в современной России. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Теория социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности как фундаментальное научно- ¦ ¦
¦ ¦образовательное направление, синтезирующее ¦ ¦
¦ ¦научные достижения культурологии, социологии, ¦ ¦
¦ ¦психологии, педагогики и других отраслей ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного знания. Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности как ¦ ¦
¦ ¦направления научных исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦научные парадигмы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Основные научные школы в теории ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, принципы, функции и методы ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Сферы ¦ ¦
¦ ¦реализации педагогического потенциала ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: досуг и ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговая деятельность; народная ¦ ¦
¦ ¦художественная культура и творчество; ¦ ¦
¦ ¦рекреация и др. ¦ ¦
¦ ¦ Субъекты социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦личность; семья; социальные организации и ¦ ¦
¦ ¦объединения; социально-культурные институты; ¦ ¦
¦ ¦отраслевые учреждения и организации. ¦ ¦
¦ ¦ Ресурсная база социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: нормативный ресурс; кадровый ¦ ¦
¦ ¦ресурс; финансовый ресурс; материально- ¦ ¦
¦ ¦техническая база; социально-демографический и ¦ ¦
¦ ¦морально-психологический ресурс. ¦ ¦
¦ ¦ Профессиональные и непрофессиональные формы ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Уровни ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-личностный, социально-групповой ¦ ¦
¦ ¦и общественный. Взаимообусловленность ¦ ¦
¦ ¦личностных изменений и изменений жизненной ¦ ¦
¦ ¦среды. ¦ ¦
¦ ¦ Факторы дифференциации содержания и форм ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности, ¦ ¦
¦ ¦вариативность моделей социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология, социальные функции, ¦ ¦
¦ ¦цели, задачи и технологии деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений и институтов, выполняющих функции ¦ ¦
¦ ¦просвещения, эстетического и художественного ¦ ¦
¦ ¦воспитания, организации досуга, охраны и ¦ ¦
¦ ¦использования памятников истории и культуры; ¦ ¦
¦ ¦возможности и механизмы трансформации и ¦ ¦
¦ ¦внедрения исторически апробированных ¦ ¦
¦ ¦культурных практик в деятельность ¦ ¦
¦ ¦социокультурных институтов (культурно- ¦ ¦
¦ ¦просветительных, религиозных, образовательных, ¦ ¦
¦ ¦реабилитационных, художественно-творческих, ¦ ¦
¦ ¦физкультурно-оздоровительных учреждений и ¦ ¦
¦ ¦организаций). ¦ ¦
¦ ¦ Неинституциональные формы социально-культурной¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология неинституциональных ¦ ¦
¦ ¦субъектов социально-культурной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦условия и технологии оптимизации деятельности ¦ ¦
¦ ¦самодеятельных групп, общественных объединений,¦ ¦
¦ ¦клубов, ассоциаций, движений и других субъектов¦ ¦
¦ ¦социокультурной жизни. ¦ ¦
¦ ¦ Современные тенденции развития социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. Сущность социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной политики, ее цели, направленность ¦ ¦
¦ ¦и взаимосвязь с современной практикой. ¦ ¦
¦ ¦Этнография социально-культурной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦международный обмен и сотрудничество в ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной сфере. Информационно- ¦ ¦
¦ ¦методическое обеспечение социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Современный социальный и культурный статус, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная этика специалиста социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Основы культурной политики ¦ ¦
¦ ¦ Культурная политика как основа стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления и развития культурной политики в ¦ ¦
¦ ¦России. Особенности исторического пути России ¦ ¦
¦ ¦и формирование государственной стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции ¦ ¦
¦ ¦субъектов Российской Федерации в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции органов ¦ ¦
¦ ¦местного самоуправления в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Стратегия ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления региона как ¦ ¦
¦ ¦предмет политики и практики. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательная база культурной политики. ¦ ¦
¦ ¦Разделение функций между центром и регионами ¦ ¦
¦ ¦в программировании, планировании ¦ ¦
¦ ¦социокультурных процессов. Региональные ¦ ¦
¦ ¦стратегии социокультурного управления. ¦ ¦
¦ ¦Децентрализация государственного управления в ¦ ¦
¦ ¦России и специфика региональных и местных ¦ ¦
¦ ¦органов власти как самостоятельных субъектов ¦ ¦
¦ ¦культурной политики, их структура и функции. ¦ ¦
¦ ¦Роль общественных советов, фондов, ¦ ¦
¦ ¦политических партий, негосударственных ¦ ¦
¦ ¦организаций, их взаимодействие с органами ¦ ¦
¦ ¦государственной, региональной и местной власти.¦ ¦
¦ ¦ Методика разработки целевых и комплексных ¦ ¦
¦ ¦программ сохранения и развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦сферы и роль стратегии социокультурного ¦ ¦
¦ ¦управления. Культурологическое образование в ¦ ¦
¦ ¦России как фактор формирования и осуществления ¦ ¦
¦ ¦стратегии социокультурного управления в стране.¦ ¦
¦ ¦Система подготовки специалистов для ¦ ¦
¦ ¦профессиональных и любительских художественных ¦ ¦
¦ ¦коллективов, массовых учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Совершенствование непрерывного ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования в социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной сфере и участие вузов в этом ¦ ¦
¦ ¦процессе ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Экономика социокультурной сферы ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, принципы и задачи курса экономики ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной сферы; экономическая ¦ ¦
¦ ¦политика и система социальной защиты; ¦ ¦
¦ ¦экономическое пространство социально-культурной¦ ¦
¦ ¦сферы; бюджетное финансирование; льготы; ¦ ¦
¦ ¦налогообложение; благотворительное ¦ ¦
¦ ¦финансирование; хозрасчетная деятельность; ¦ ¦
¦ ¦оплата труда специалистов. ¦ ¦
¦ ¦ Коммерческая деятельность учреждений культуры.¦ ¦
¦ ¦Понятие "коммерческая деятельность" учреждений ¦ ¦
¦ ¦культуры. Основные направления деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры в условиях рынка. ¦ ¦
¦ ¦Планирование коммерческой деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры. Механизм реализации ¦ ¦
¦ ¦планов коммерческой деятельности учреждений ¦ ¦
¦ ¦культуры. Взаимодействие коммерческой и ¦ ¦
¦ ¦творческой деятельности в учреждениях культуры ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Основы менеджмента ¦ ¦
¦ ¦ Теоретико-методологические основы ¦ ¦
¦ ¦современного менеджмента. Менеджмент как ¦ ¦
¦ ¦система управления и специальный вид ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общее и особенное в ¦ ¦
¦ ¦социокультурном менеджменте. Основные ¦ ¦
¦ ¦составляющие социокультурного управления: ¦ ¦
¦ ¦цели и задачи, структура, функции, принципы, ¦ ¦
¦ ¦методы, нормативная база, информационное и ¦ ¦
¦ ¦ресурсное обеспечение, механизмы внедрения, ¦ ¦
¦ ¦общефедеральные, региональные, муниципальные, ¦ ¦
¦ ¦учрежденческие модели. ¦ ¦
¦ ¦ Технология подготовки и разработки ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Функции решения в ¦ ¦
¦ ¦организации деятельности. Типология ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Основные условия их ¦ ¦
¦ ¦эффективности. Анализ альтернатив и выбор ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Сущность и ¦ ¦
¦ ¦особенности инновационного менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦ Система основных управленческих процедур. ¦ ¦
¦ ¦Подбор и расстановка кадров. Разработка ¦ ¦
¦ ¦организационных нормативов. Распределение ¦ ¦
¦ ¦обязанностей и доведение заданий до ¦ ¦
¦ ¦исполнителей. Принцип делегирования ¦ ¦
¦ ¦полномочий. Основные способы и правила ¦ ¦
¦ ¦стимулирования активности исполнителей. ¦ ¦
¦ ¦Система контроля исполнения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦менеджмента в работе с волонтерами. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место в системе управленческой деятельности ¦ ¦
¦ ¦процессов социокультурного прогнозирования, ¦ ¦
¦ ¦планирования и проектирования. Анализ и ¦ ¦
¦ ¦обобщения накопленного опыта с целью ¦ ¦
¦ ¦корректировки социокультурной деятельности и ¦ ¦
¦ ¦выхода на новый уровень управления ее ¦ ¦
¦ ¦развитием. ¦ ¦
¦ ¦ Технология организаторской деятельности в ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сфере. Общее понятие об ¦ ¦
¦ ¦организаторской деятельности специалиста ¦ ¦
¦ ¦социокультурного профиля. Организационные ¦ ¦
¦ ¦отношения как специфический объект социального ¦ ¦
¦ ¦регулирования. Организаторская деятельность и ¦ ¦
¦ ¦организаторские способности. Основные качества ¦ ¦
¦ ¦и свойства личности организатора. Формирование ¦ ¦
¦ ¦организаторских способностей специалистов ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Специфика ¦ ¦
¦ ¦организаторской работы с персоналом, активом, ¦ ¦
¦ ¦посетителями досуговых центров ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Основы маркетинга ¦ ¦
¦ ¦ Общая характеристика теории и практики ¦ ¦
¦ ¦современного маркетинга. Сущность маркетинга ¦ ¦
¦ ¦и маркетинговая среда. Система и подсистемы ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Общее и особенное в маркетинге ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сферы. Роль маркетинга в ¦ ¦
¦ ¦укреплении материально-технической базы ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговых центров. Формирование ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой стратегии и тактики. Разработка ¦ ¦
¦ ¦ценовой политики. Комплексное исследование ¦ ¦
¦ ¦спроса в сфере социокультурного обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Формирование спроса и стимулирование сбыта. ¦ ¦
¦ ¦Маркетинговые службы современных ¦ ¦
¦ ¦социокультурных центров и организация их ¦ ¦
¦ ¦работы. Основы правового обеспечения ¦ ¦
¦ ¦социокультурного маркетинга ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Литература ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, задачи и структура курса. Слово и ¦ ¦
¦ ¦образ. Жанры и стили литературного творчества. ¦ ¦
¦ ¦Методы анализа литературного текста. История ¦ ¦
¦ ¦литературного творчества; происхождение ¦ ¦
¦ ¦дописьменных и письменных форм словесности, ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Памятники литературы¦ ¦
¦ ¦традиционного Востока; классические ¦ ¦
¦ ¦литературные жанры античности; литература ¦ ¦
¦ ¦европейского Средневековья и эпохи Возрождения;¦ ¦
¦ ¦основные литературные направления Нового ¦ ¦
¦ ¦времени. История русской словесности и ¦ ¦
¦ ¦литературы. Понятия о мифах древних славян и ¦ ¦
¦ ¦русском устно-поэтическом народном творчестве; ¦ ¦
¦ ¦памятники литературы Древней Руси, русское ¦ ¦
¦ ¦летописание, апокрифы в русской письменности, ¦ ¦
¦ ¦русская духовная поэзия и проза. Русская ¦ ¦
¦ ¦классическая литература: эстетические, ¦ ¦
¦ ¦нравственные, философские, социальные ценности ¦ ¦
¦ ¦и идеалы. Творчество выдающихся деятелей ¦ ¦
¦ ¦отечественной и зарубежной литературы, ¦ ¦
¦ ¦знаменующее важнейшие фазы истории национальной¦ ¦
¦ ¦и зарубежной культуры. Особенности и проблемы ¦ ¦
¦ ¦современного литературного процесса в России. ¦ ¦
¦ ¦Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе¦ ¦
¦ ¦XX в.; взаимодействие литератур различных ¦ ¦
¦ ¦культурных регионов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦История искусств ¦ ¦
¦ ¦ Художественная культура в духовной жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Искусство как феномен культуры. ¦ ¦
¦ ¦Генезис искусства: ранние синкретические ¦ ¦
¦ ¦формы искусства; памятники архитектуры и ¦ ¦
¦ ¦искусства. Искусство древних цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦(Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Древний ¦ ¦
¦ ¦Восток). Памятники античного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Наследие Византии и культуры Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Средневековья, Возрождения, Нового ¦ ¦
¦ ¦времени. Становление и развитие русского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Основные направления развития ¦ ¦
¦ ¦европейского искусства. Американское искусство.¦ ¦
¦ ¦Художественная культура XX века; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы, стили, методы анализа языка¦ ¦
¦ ¦произведений искусства. Преемственность ¦ ¦
¦ ¦традиций и новаторства; сохранение культурного ¦ ¦
¦ ¦наследия; музеи мира, коллекционирование, ¦ ¦
¦ ¦выставки; культурные контакты между народами. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции и перспек

ПРИКАЗ ФФОМС от 12.02.2003 n 8 О ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также