СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050600 ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФА. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХОРЕОГРАФ; 02. БАЛЕТМЕЙСТЕР-РЕПЕТИТОР; 03. ХОРЕОГРАФ БАЛЕТА НА ЛЬДУ (утв. Минобразованием РФ 12.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
12 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
561 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
050600 ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФА
КВАЛИФИКАЦИИ:
01. ХОРЕОГРАФ
02. БАЛЕТМЕЙСТЕР-РЕПЕТИТОР
03. ХОРЕОГРАФ БАЛЕТА НА ЛЬДУ
1. Общая характеристика специальности
050600 Искусство хореографа
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. Хореограф - 5 лет;
02. Балетмейстер-репетитор - 5 лет;
03. Хореограф балета на льду - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника:
01. Хореограф
Хореограф, работая в сфере профессионального хореографического искусства (оперно-балетные театры, балетные труппы, хореографические ансамбли), на основе музыкального произведения создает как оригинальное хореографическое произведение, так и осуществляет постановку произведения классического балетного наследия в собственной редакции, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков, режиссера, художника, композитора, дирижера.
Специалист должен быть подготовлен к работе с профессиональными исполнителями - артистами балета по воплощению своего творческого замысла в качестве хореографа-постановщика и репетитора.
Хореограф может заниматься творческой, постановочной, репетиционной, педагогической и организационно-управленческой деятельностью.
02. Балетмейстер-репетитор
Балетмейстер-репетитор, работая в сфере профессионального хореографического искусства (оперно-балетные театры, балетные труппы, хореографические ансамбли) и в сфере профессионального хореографического образования (средние специальные хореографические учебные заведения), осуществляет репетиторскую работу с труппой балета по подготовке спектакля к показу на публике, осуществляет постановку произведений классического балетного наследия в редакции автора, сохраняя замысел, стиль, хореографические образы хореографа-постановщика. Балетмейстер-репетитор должен уметь работать с ведущими солистами, корифеями, кордебалетом балетной труппы, дирижером и другими вспомогательными творческими мастерами сцены.
Балетмейстер-репетитор может заниматься творческой, постановочной, репетиционной, педагогической и организационно-управленческой деятельностью.
03. Хореограф балета на льду
Хореограф балета на льду, работая в сфере профессионального искусства фигурного катания (театры балета на льду и другие театрально-творческие организации), в сфере спорта (различные спортивные организации и объединения) и в сфере спортивного образования (детские и юношеские спортивные школы), на основе музыкального произведения создает как оригинальную композицию, так и постановку композиции наследия выдающихся мастеров фигурного катания на льду, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков-спортсменов, режиссера, художника, композитора.
Специалист должен быть подготовлен к работе с профессиональными исполнителями - артистами балета на льду и спортсменами по воплощению своего творческого замысла в качестве хореографа, репетитора и тренера.
Хореограф балета на льду может заниматься творческой, постановочной, репетиционной, педагогической и организационно-управленческой деятельностью.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 050600 Искусство хореографа.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента:
- квалификация 01. Хореограф - среднее профессиональное образование по специальности 0506 или 0506/а "Хореографическое искусство", владение профессиональными знаниями и умениями артиста балета;
- квалификация 02. Балетмейстер-репетитор - среднее профессиональное образование по специальности 0506 или 0506/а "Хореографическое искусство", владение профессиональными знаниями и умениями артиста балета;
- квалификация 03. Хореограф балета на льду - среднее профессиональное образование по специальности 0506 "Хореографическое искусство" или среднее (полное) общее образование при наличии образования в объеме спортивной школы, владение профессиональными знаниями и умениями спортсмена фигурного катания.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и/или среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 050600 Искусство хореографа проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности - вступительный экзамен по специальности, призванный выявить у абитуриента:
- практическое владение техникой классического, народно-сценического и исторического танца в объеме знаний и умений, предъявляемых к выпускнику хореографического училища, и обладать способностями к постановочной работе в качестве хореографа-постановщика;
- необходимые знания в области теории музыки, понимание метроритмических связей музыки и танца;
- знание истории хореографического искусства, современного состояния балетного театра, понимание значения традиций и преемственности в хореографическом искусстве.
Конкретные требования к дополнительным вступительным испытаниям профессиональной направленности и виды этих испытаний устанавливаются вузом в соответствии с настоящим государственным образовательным стандартом. Вуз вправе вводить практический вступительный экзамен по специальности (или несколько таких экзаменов) и теоретический экзамен (коллоквиум).
Количество и виды дополнительных испытаний устанавливаются вузом в зависимости от последующей квалификации абитуриента.
Для квалификации "Хореограф балета на льду" при приеме на подготовку по специальности в области искусства в высшее учебное заведение абитуриент должен практически владеть техникой фигурного катания, начальными практическими навыками в области классического, народно-сценического и исторического танца и обладать способностями к постановочной работе в качестве хореографа балета на льду.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускников
по специальности 050600 Искусство хореографа
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 050600 Искусство хореографа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускников по специальности
050600 Искусство хореографа
-------------T--------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминоло- ¦ ¦
¦ ¦гического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие ¦ ¦
¦ ¦о свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента. Особенности¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема энтогенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники.¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения ¦ ¦
¦ ¦России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX в. и ее вклад в¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России.¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры.¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические ¦ ¦
¦ ¦школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса.¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как ¦ ¦
¦ ¦особая система права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России.¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук.¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие,¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут,¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, ¦ ¦
¦ ¦сфера его функционирования, жанровое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие. Языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов. Приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов.¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления.¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность ¦ ¦
¦ ¦и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения.¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦истины. Действительность, мышление, логика и¦ ¦
¦ ¦язык. Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенной конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход.¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система.¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2762 ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2362 ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦История хореографического искусства ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и развитие хореографического ¦ ¦
¦ ¦искусства, балетного театра, формирование ¦ ¦
¦ ¦ведущих школ классического танца. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейский балетный театр. Русский ¦ ¦
¦ ¦балетный театр. Значение русского и ¦ ¦
¦ ¦советского балета в развитии мирового ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства. Современные ¦ ¦
¦ ¦течения в зарубежном хореографическом ¦ ¦
¦ ¦искусстве, творчество ведущих мастеров. ¦ ¦
¦ ¦Современный период отечественной ¦ ¦
¦ ¦хореографии ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦История музыки ¦ ¦
¦ ¦История зарубежной музыки от истоков до ¦ ¦
¦ ¦наших дней. Музыкальная культура Древнего ¦ ¦
¦ ¦мира. Культовая музыка эпохи средневековья и¦ ¦
¦ ¦Возрождения. Светская музыка эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. Музыкальный театр в Европе 17 -¦ ¦
¦ ¦18 веков. Музыкальное искусство Германии 18 ¦ ¦
¦ ¦века. Венская классическая школа второй ¦ ¦
¦ ¦половины 18 века (Гайдн, Моцарт, Бетховен). ¦ ¦
¦ ¦Музыкальная эстетика эпохи романтизма. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальная культура Европы второй половины ¦ ¦
¦ ¦19 - начала 20 века (Вагнер, Верди, Брамс, ¦ ¦
¦ ¦Р. Штраус, Малер). Импрессионизм во Франции.¦ ¦
¦ ¦Музыкальная культура западной и американской¦ ¦
¦ ¦музыки 20 века. История русской классической¦ ¦
¦ ¦музыки с конца 18 века до наших дней. Истоки¦ ¦
¦ ¦русской классической музыки. Творчество ¦ ¦
¦ ¦Глинки. Творчество Чайковского. Музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура конца 19 - начала 20 века ¦ ¦
¦ ¦(Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Лядов, ¦ ¦
¦ ¦Стравинский). Русская музыка 20 века ¦ ¦
¦ ¦(Прокофьев, Шостакович, Мясковский, ¦ ¦
¦ ¦Хачатурян, Асафьев и др.) Этапы развития, ¦ ¦
¦ ¦художественные стили, творческие ¦ ¦
¦ ¦направления, музыкальные жанры, наследие ¦ ¦
¦ ¦композиторов прошлого, творчество ¦ ¦
¦ ¦современных авторов. Основные эстетические ¦ ¦
¦ ¦критерии музыкальных направлений различных ¦ ¦
¦ ¦эпох. Знакомство с музыкальной драматургией,¦ ¦
¦ ¦средствами ее выражения, законами ¦ ¦
¦ ¦формообразования. ¦ ¦
¦ ¦История балетной музыки и музыкального ¦ ¦
¦ ¦театра. Становление и развитие музыкальных ¦ ¦
¦ ¦жанров, форм и драматургии балетного ¦ ¦
¦ ¦спектакля. Музыка балетов классического и ¦ ¦
¦ ¦современного репертуара ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Теория музыки ¦ ¦
¦ ¦Элементарная теория музыки (основные ¦ ¦
¦ ¦выразительные средства музыки, ладогармо- ¦ ¦
¦ ¦ническая и метроритмическая организация), ¦ ¦
¦ ¦анализ музыкальных форм ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦История драматического театра ¦ ¦
¦ ¦Происхождение театра. Театр как синтез ¦ ¦
¦ ¦искусств. Театр античности. Театральные ¦ ¦
¦ ¦формы в древнерусской культуре. ¦ ¦
¦ ¦Дальнейшее развитие театральных форм в ¦ ¦
¦ ¦Европе и России. Эпоха средневековья, ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения с религией. Русский народный¦ ¦
¦ ¦театр. ¦ ¦
¦ ¦Сценическое искусство в Европе эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. Литература Ренессанса. Театр ¦ ¦
¦ ¦XVII - XVIII веков в Европе и России. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение русского профессионального ¦ ¦
¦ ¦театра. Взаимодействие художественных ¦ ¦
¦ ¦культур. Классицизм. Эстетические идеи ¦ ¦
¦ ¦Просвещения. Зарождение сентиментализма. ¦ ¦
¦ ¦Предромантические тенденции в театре на ¦ ¦
¦ ¦рубеже XVIII - XIX веков. ¦ ¦
¦ ¦Театр XIX века. Смена стилей и направлений ¦ ¦
¦ ¦(романтизм, реализм, символизм). Специфика ¦ ¦
¦ ¦развития русского искусства. "Золотой век" ¦ ¦
¦ ¦русского искусства. Русский роман и сцена. ¦ ¦
¦ ¦Рождение "новой драмы". Формирование ¦ ¦
¦ ¦режиссерского театра. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие национальных художественных ¦ ¦
¦ ¦культур и стилей в русском и европейском ¦ ¦
¦ ¦театре XX века. Многообразие (различие и ¦ ¦
¦ ¦общность идей) эстетических направлений. ¦ ¦
¦ ¦Театр - драма - роман и режиссура XX века. ¦ ¦
¦ ¦Жанры и формы театра. Театр и ¦ ¦
¦ ¦изобразительные искусства. Театр и музыка. ¦ ¦
¦ ¦Кино и его место в развитии искусства XX ¦ ¦
¦ ¦века. ¦ ¦
¦ ¦Современные формы развития театра в России и¦ ¦
¦ ¦за рубежом. Основные театральные идеи в ¦ ¦
¦ ¦России и на Западе на рубеже XX и XXI веков.¦ ¦
¦ ¦Запад и Восток как проблема развития ¦ ¦
¦ ¦литературы и театра. ¦ ¦
¦ ¦Информационная революция, компьютеризация, ¦ ¦
¦ ¦их роль в развитии театрального искусства ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Теория драмы и основы режиссуры ¦ ¦
¦ ¦Театр как вид искусства; литературный и ¦ ¦
¦ ¦сценический текст; принципы построения ¦ ¦
¦ ¦драматического действия. Возникновение ¦ ¦
¦ ¦режиссуры. ¦ ¦
¦ ¦История режиссуры. Учение К.С. ¦ ¦
¦ ¦Станиславского. Концепции театра крупнейших ¦ ¦
¦ ¦русских и зарубежных режиссеров. ¦ ¦
¦ ¦Режиссерский замысел постановки. Особенности¦ ¦
¦ ¦режиссуры музыкального театра ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦История изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦Изобразительное искусство зарубежных стран. ¦ ¦
¦ ¦Искусство древних цивилизаций. Искусство ¦ ¦
¦ ¦Древней Греции. Искусство Древнего Рима. ¦ ¦
¦ ¦Раннехристианское искусство и начало ¦ ¦
¦ ¦искусства средневековья. Византийское ¦ ¦
¦ ¦искусство. Искусство Романского периода. ¦ ¦
¦ ¦Готика: памятники архитектуры, скульптуры и ¦ ¦
¦ ¦прикладного творчества. Искусство ¦ ¦
¦ ¦Возрождения (Италия, Германия, Испания, ¦ ¦
¦ ¦старонидерландская живопись). Европейское ¦ ¦
¦ ¦искусство XVII века (Италия - барокко, ¦ ¦
¦ ¦академизм, караваджизм; Франция - классицизм¦ ¦
¦ ¦Пуссена и реализм братьев Ленен; Голландия -¦ ¦
¦ ¦Рембрандт и искусство малых голландцев, ¦ ¦
¦ ¦Фландрия - Рубенс и его школа; искусство ¦ ¦
¦ ¦других европейских стран XVII века). ¦ ¦
¦ ¦Искусство Западной Европы XVIII века ¦ ¦
¦ ¦(рококо). Французский романтизм и его ¦ ¦
¦ ¦влияние на искусство стран Западной Европы ¦ ¦
¦ ¦начала XIX века. Импрессионизм. ¦ ¦
¦ ¦Постимпрессионизм. Авангардизм и ¦ ¦
¦ ¦неоавангардизм в европейском искусстве ХХ ¦ ¦
¦ ¦века. ¦ ¦
¦ ¦Изобразительное искусство России. ¦ ¦
¦ ¦Начальный период формирования местных ¦ ¦
¦ ¦художественных школ в XI - XIII веках. ¦ ¦
¦ ¦Новгородская живопись. Феофан Грек. ¦ ¦
¦ ¦Формирование московской художественной ¦ ¦
¦ ¦традиции в XIV - XV веках. Андрей Рублев. ¦ ¦
¦ ¦Дионисий. Русское искусство средневековой ¦ ¦
¦ ¦системы (XVI - XVII века). Формирование и ¦ ¦
¦ ¦развитие светской художественной культуры в ¦ ¦
¦ ¦XVIII веке (барокко, классицизм, ¦ ¦
¦ ¦сентиментализм). Особенности русского ¦ ¦
¦ ¦романтизма (О.А. Кипренский). Русский ¦ ¦
¦ ¦романтизм первой половины XIX века как ¦ ¦
¦ ¦тенденция преодоления академизма. ¦ ¦
¦ ¦Становление и эволюция национального ¦ ¦
¦ ¦демократического искусства второй половины ¦ ¦
¦ ¦XIX века (А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, ¦ ¦
¦ ¦А.А. Иванов, П.А. Федотов, передвижники, ¦ ¦
¦ ¦В.И. Суриков, И.Е. Репин и др.). Поиски ¦ ¦
¦ ¦новых путей в искусстве на рубеже XIX - XX ¦ ¦
¦ ¦веков (В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. ¦ ¦
¦ ¦Коровин, В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Малевич,¦ ¦
¦ ¦В.В. Кандинский, М.З. Шагал и др.). ¦ ¦
¦ ¦Художественные объединения начала ХХ века: ¦ ¦
¦ ¦"Мир искусства", "Союз русских художников", ¦ ¦
¦ ¦"Голубая роза", "Бубновый валет" и др. ¦ ¦
¦ ¦Импрессионизм в русской живописи. Футуризм в¦ ¦
¦ ¦России. Разнообразие и борьба направлений в ¦ ¦
¦ ¦искусстве первого послереволюционного ¦ ¦
¦ ¦десятилетия. Изобразительное искусство 1930 ¦ ¦
¦ ¦- 1980-х годов. Особенности искусства ¦ ¦
¦ ¦периода Великой Отечественной войны. ¦ ¦
¦ ¦Андеграунд в советском изобразительном ¦ ¦
¦ ¦искусстве. Многообразие школ и направлений в¦ ¦
¦ ¦современном изобразительном искусстве ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦История костюма ¦ ¦
¦ ¦История костюма. Понятие художественного ¦ ¦
¦ ¦стиля и моды: эпохи, стили, творческие ¦ ¦
¦ ¦направления, тенденции развития. Костюм и ¦ ¦
¦ ¦быт разных времен и народов: Древний Египет,¦ ¦
¦ ¦Древняя Греция, Древний Рим; Европа раннего ¦ ¦
¦ ¦средневековья, позднего средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь, Европа эпохи Возрождения, ¦ ¦
¦ ¦Западная Европа и Россия XVII - XVIII веков,¦ ¦
¦ ¦период Великой Французской революции, ¦ ¦
¦ ¦Западная Европа и Россия XIX века, XX века. ¦ ¦
¦ ¦Проблема костюма и предметов быта в балетном¦ ¦
¦ ¦спектакле ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Анатомия, физиология и основы балетной ¦ ¦
¦ ¦медицины ¦ ¦
¦ ¦Строение и функции организма человека; ¦ ¦
¦ ¦опорно-двигательная система; нервная ¦ ¦
¦ ¦система; кровь и кровообращение; дыхание; ¦ ¦
¦ ¦пищеварение; обмен веществ и энергетика ¦ ¦
¦ ¦организма; основы диагностики и лечения ¦ ¦
¦ ¦балетной патологии ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Музыкальная драматургия (балетный клавир и ¦ ¦
¦ ¦партитура) ¦ ¦
¦ ¦Становление и развитие музыкальных жанров, ¦ ¦
¦ ¦форм и драматургии балетного спектакля. ¦ ¦
¦ ¦Анализ балетной музыки классического и ¦ ¦
¦ ¦современного репертуара; формы синтеза ¦ ¦
¦ ¦музыки и хореографии. Музыкально- ¦ ¦
¦ ¦хореографическая драматургия. Специфика ¦ ¦
¦ ¦музыкальной драматургии спектаклей, ¦ ¦
¦ ¦созданных на основе оригинальных партитур, в¦ ¦
¦ ¦том числе и не балетных инструментальных ¦ ¦
¦ ¦произведений. Номерная структура и принципы ¦ ¦
¦ ¦музыкального развития (сюита, сквозное ¦ ¦
¦ ¦развитие, симфонизм, лейтмотивная система). ¦ ¦
¦ ¦Типы музыкально-симфонической музыки и ¦ ¦
¦ ¦современные средства музыкальной ¦ ¦
¦ ¦выразительности. Особенности взаимосвязи ¦ ¦
¦ ¦музыкальных и хореографических средств ¦ ¦
¦ ¦выразительности ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Современные направления в хореографии ¦ ¦
¦ ¦Современный танец (танец модерн, джаз и др.)¦ ¦
¦ ¦как особый вид пластического, ¦ ¦
¦ ¦хореографического языка. Основные принципы ¦ ¦
¦ ¦техники современного танца (понимание ¦ ¦
¦ ¦структуры человеческого тела, координация ¦ ¦
¦ ¦движения и дыхания, ощущение гравитации, ¦ ¦
¦ ¦пространства и времени). Изучение базовых ¦ ¦
¦ ¦движений, варианты составления комбинаций. ¦ ¦
¦ ¦Сходство и различие с другими танцевальными ¦ ¦
¦ ¦техниками и стилями. Композиция в ¦ ¦
¦ ¦современном танце - приемы и принципы. ¦ ¦
¦ ¦Работа с музыкальным материалом и ритмом, ¦ ¦
¦ ¦основные составляющие и отличительные ¦ ¦
¦ ¦особенности спектакля с использованием ¦ ¦
¦ ¦современной пластики. Изучение различных ¦ ¦
¦ ¦стилей и техник танца модерн (М. Грэхен, Х. ¦ ¦
¦ ¦Лимон, Л. Хортон, М. Кэнингхем, П. Тейлор и ¦ ¦
¦ ¦др.), джаз танца (от афроджаза до ¦ ¦
¦ ¦бродвейского джаза), техники танца ¦ ¦
¦ ¦"контемпорери", релиз-техники, контактной ¦ ¦
¦ ¦импровизации и партеринга и др. ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11 ¦Теория и практика актерского мастерства в ¦ ¦
¦ ¦балетном театре ¦ ¦
¦ ¦Актерское мастерство в балете - создание ¦ ¦
¦ ¦сценического образа специфическими ¦ ¦
¦ ¦средствами балетного театра (танец, ¦ ¦
¦ ¦пластика, пантомима и т.д.). Техника ¦ ¦
¦ ¦актерской игры и основы исполнительской ¦ ¦
¦ ¦выразительности. Выразительность мимики, ¦ ¦
¦ ¦жеста, позы, походки, различных видов ¦ ¦
¦ ¦движения человека. Приемы актерской техники ¦ ¦
¦ ¦(сценическое внимание, воображение, ¦ ¦
¦ ¦эмоциональная и физическая память, отношение¦ ¦
¦ ¦к факту и его оценка, вера в предлагаемые ¦ ¦
¦ ¦обстоятельства, общение с партнером и т.п.).¦ ¦
¦ ¦Создание сценического образа по системе ¦ ¦
¦ ¦К.С. Станиславского. Значение трудов ¦ ¦
¦ ¦К.С. Станиславского "Работа актера над ¦ ¦
¦ ¦собой", "Работа актера над ролью" для ¦ ¦
¦ ¦балетного театра ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12 ¦Художественное оформление балетного ¦ ¦
¦ ¦спектакля ¦ ¦
¦ ¦Основы сценографии. История театрально- ¦ ¦
¦ ¦декорационного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Проблема стилизации костюма и предметов быта¦ ¦
¦ ¦в историческом спектакле. Работа хореографа ¦ ¦
¦ ¦с художником, сценографом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+-----+
¦ОПД

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минэнерго РФ от 12.02.2003 n 8-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ТРЕБОВАНИЯМИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ НА ГАЗОИСПОЛЬЗУЮЩЕМ ОБОРУДОВАНИИ, РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОРЯДКУ РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕКТОВ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УСТАНОВОК В ОРГАНАХ СИСТЕМЫ ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также