СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050500 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ: АРТИСТ БАЛЕТА, ПЕДАГОГ-РЕПЕТИТОР (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 февраля 2003 года
Номер
государственной регистрации
555 исх/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
050500 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ: АРТИСТ БАЛЕТА, ПЕДАГОГ-РЕПЕТИТОР
1. Общая характеристика специальности
050500 Хореографическое исполнительство
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника по специальности 050500 Хореографическое исполнительство при очной форме обучения: артист балета, педагог-репетитор. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника:
Основная образовательная программа подготовки специалиста данной квалификации обеспечивает выпускнику профессиональную подготовку широкого профиля, которая предоставляет значительные возможности применения получаемых знаний и навыков и их использование в различных сферах деятельности.
Артист балета, педагог-репетитор владеет:
- техникой исполнения, актерским мастерством и теоретическими знаниями методики исполнения классического, дуэтно-классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового и современного вида танцев;
- хореографическим текстом партий кордебалета, малого ансамбля, солиста из репертуара балетного театра, ансамбля народного танца или коллектива современных направлений танца;
- основами методики репетиторской и преподавательской работы.
Специалист данной квалификации подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в балетных труппах театров, ансамблей, концертных коллективах в качестве артиста балета (солиста) и репетитора. В установленном порядке может работать преподавателем хореографических дисциплин в высших и средних профессиональных учебных заведениях, учреждениях общего и дополнительного образования.
Практическая деятельность выпускника - артиста балета, педагога-репетитора направлена на:
- совершенствование и повышение уровня исполнительского мастерства балетных трупп с различной творческой направленностью;
- распространение теоретических знаний по методике исполнения и методике преподавания хореографических дисциплин, сохранение исполнительских традиций, принципов и методов обучения, присущих русской балетной школе;
- преемственность и передачу новым поколениям социально-культурных, эстетических и духовных ценностей, накопленных и заложенных в образцах классического наследия и выдающихся современных постановках хореографического искусства.
1.4. Возможности продолжения образования.
Выпускник с квалификацией артист балета, педагог-репетитор, освоивший основную образовательную программу подготовки по специальности 050500 Хореографическое исполнительство, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее профессиональное образование по специальностям 0506 и 0506/а Хореографическое искусство.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании по специальностям 0506 и 0506/а Хореографическое искусство.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 050500 Хореографическое исполнительство проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности, на которых абитуриент должен проявить:
- технические навыки исполнения танцевальных дисциплин в объеме, предъявляемом к выпускнику хореографического училища;
- знание теоретических основ музыкальной грамоты, понимание метроритмических связей музыки и танца;
- знание основных этапов развития хореографического искусства, выдающихся исполнителей и балетмейстеров прошлого и настоящего времени и произведений их творчества.
Конкретные виды вступительных испытаний устанавливаются вузом, который вправе вводить практический экзамен по специальности (или несколько таких экзаменов) и теоретический экзамен (коллоквиум) с целью выявить наиболее способных абитуриентов.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
050500 Хореографическое исполнительство
3.1. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки артиста балета, педагога-репетитора, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД специальные дисциплины;
цикл ДС дисциплины специализации;
ФТД факультативы;
цикл ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины) стандартом данной специальности не предусматривается.
Необходимый для специалиста уровень знаний по этим дисциплинам с учетом хореографического профиля подготовки может закладываться в курсе философии, в циклах ОПД и СД, а также может предлагаться студентам в отдельных курсах ФТД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 050500 Хореографическое исполнительство
-------------T--------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦часов ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦ 1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные ¦ ¦
¦ ¦для сферы профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего ¦ ¦
¦ ¦характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности. Письмо. Виды¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура, спорт и хореография как ¦ ¦
¦ ¦социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка ¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений ¦ ¦
¦ ¦(хореографический тренаж). ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники.¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XII - XV вв. Русь и Орда:¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения ¦ ¦
¦ ¦России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX в. и ее вклад в¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦истины. Действительность, мышление, логика и¦ ¦
¦ ¦язык. Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология ¦ ¦
¦ ¦и философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и ¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры.¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической ¦ ¦
¦ ¦науки. Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические ¦ ¦
¦ ¦школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса.¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как ¦ ¦
¦ ¦особая система права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России.¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе ¦ ¦
¦ ¦наук. История развития психологического ¦ ¦
¦ ¦знания и основные направления в психологии. ¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие,¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут,¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в ¦ ¦
¦ ¦становлении и функционировании литературного¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной ¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, ¦ ¦
¦ ¦сфера его функционирования, жанровое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие. Языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов. Приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор ¦ ¦
¦ ¦и его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов.¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления.¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность ¦ ¦
¦ ¦и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения.¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенной конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ¦ ¦
¦ ¦ВВП и способы его измерения. Национальный ¦ ¦
¦ ¦доход. Располагаемый личный доход. Индексы ¦ ¦
¦ ¦цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный ¦ ¦
¦ ¦спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и ¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля ¦ ¦
¦ ¦и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦ 270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 2656 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 2116 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦История и теория хореографического искусства¦ ¦
¦ ¦Возникновение и исторические этапы развития ¦ ¦
¦ ¦зарубежного, русского и современного ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства. Виды, ¦ ¦
¦ ¦разновидности и жанры, термины и их ¦ ¦
¦ ¦трактовка; формирование ведущих школ ¦ ¦
¦ ¦классического танца, направлений свободной ¦ ¦
¦ ¦пластики, академического народного и ¦ ¦
¦ ¦фольклорного танца. Влияние системы ¦ ¦
¦ ¦образования на развитие хореографического ¦ ¦
¦ ¦искусства. Значение русского ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства и системы ¦ ¦
¦ ¦русской балетной школы для развития ¦ ¦
¦ ¦мирового хореографического искусства. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство (в историческом развитии до ¦ ¦
¦ ¦настоящего времени) с творчеством ведущих ¦ ¦
¦ ¦мастеров: постановщиков, преподавателей, ¦ ¦
¦ ¦исполнителей; национальные традиции и ¦ ¦
¦ ¦выразительные средства творчества; ¦ ¦
¦ ¦современные течения в зарубежном ¦ ¦
¦ ¦хореографическом искусстве, их преломление ¦ ¦
¦ ¦в отечественной хореографии. ¦ ¦
¦ ¦Влияние хореографического искусства на ¦ ¦
¦ ¦зрителя. Понимание ценности и места ¦ ¦
¦ ¦искусства хореографии в общем социально- ¦ ¦
¦ ¦культурном процессе развития ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История драматического театра и основы ¦ ¦
¦ ¦режиссуры ¦ ¦
¦ ¦Театр как вид искусства, истоки ¦ ¦
¦ ¦происхождения и историческое развитие: ¦ ¦
¦ ¦античный период, европейский театр ¦ ¦
¦ ¦Средневековья, театр эпохи Просвещения; ¦ ¦
¦ ¦европейский театр XIX - XX веков. ¦ ¦
¦ ¦Литературный и сценический текст. ¦ ¦
¦ ¦Истоки русского театра, становление ¦ ¦
¦ ¦театральной культуры в XVIII веке; русский ¦ ¦
¦ ¦театр XIX - XX веков. Возникновение "новой ¦ ¦
¦ ¦драмы", режиссуры. ¦ ¦
¦ ¦История режиссуры. Учение ¦ ¦
¦ ¦К.С. Станиславского, принципы ¦ ¦
¦ ¦перевоплощения и сквозного действия, ¦ ¦
¦ ¦общение с аудиторией зрительного зала. ¦ ¦
¦ ¦Концепции театрального действа в ¦ ¦
¦ ¦творчестве крупнейших русских и зарубежных ¦ ¦
¦ ¦режиссеров. Режиссерский замысел, работа ¦ ¦
¦ ¦режиссера с исполнителями, этика ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности режиссера. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы современного драматического ¦ ¦
¦ ¦театра. Особенности структуры и режиссуры ¦ ¦
¦ ¦музыкально-драматического театра ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦История музыки ¦ ¦
¦ ¦Всеобщая история музыки - последовательное, ¦ ¦
¦ ¦закономерное развитие музыкального искусства¦ ¦
¦ ¦от его зарождения (первобытная музыка) до ¦ ¦
¦ ¦современности. Охват музыкальной культурой ¦ ¦
¦ ¦всех сторон народной и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: творчество, исполнительство, ¦ ¦
¦ ¦наука, педагогика, музыкально-общественная ¦ ¦
¦ ¦жизнь. ¦ ¦
¦ ¦История музыки отдельных стран и народов; ¦ ¦
¦ ¦русская, итальянская, немецкая и другая ¦ ¦
¦ ¦народная и профессиональная музыка; жанры ¦ ¦
¦ ¦и формы музыки; виды исполнительского ¦ ¦
¦ ¦искусства; творчество композиторов-классиков¦ ¦
¦ ¦и современных авторов; творческие школы, ¦ ¦
¦ ¦направления и стили. Возникновение и ¦ ¦
¦ ¦историческое развитие музыкального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Слушание фрагментов наиболее известных ¦ ¦
¦ ¦опер, балетов, симфоний, инструментальных ¦ ¦
¦ ¦концертов и других музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦малой формы, созданных и исполненных ¦ ¦
¦ ¦выдающимися представителями отечественной ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной музыки (классической ¦ ¦
¦ ¦и современного периода) ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Теория музыки ¦ ¦
¦ ¦Теория музыки как отрасль музыкознания. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические области науки о музыке: ¦ ¦
¦ ¦гармония, полифония, гомофония, мелодика, ¦ ¦
¦ ¦ритмика, метрика, инструментовка; учение о ¦ ¦
¦ ¦музыкальных формах, их познавательное ¦ ¦
¦ ¦значение и использование с целью ¦ ¦
¦ ¦практического овладения различными ¦ ¦
¦ ¦средствами музыкальной выразительности для ¦ ¦
¦ ¦сочинения и исполнения музыки. ¦ ¦
¦ ¦Изучение начальных сведений по различным ¦ ¦
¦ ¦теоретическим дисциплинам, излагаемых в ¦ ¦
¦ ¦элементарной теории музыки. Основа музыки - ¦ ¦
¦ ¦мелодия; важнейшие средства музыкальной ¦ ¦
¦ ¦выразительности: лад, ритм, метр, темп, ¦ ¦
¦ ¦тембр, длительности. ¦ ¦
¦ ¦Практическое изучение балетных клавиров и ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведений: содержание, стиль,¦ ¦
¦ ¦формы музыкального языка и его элементов. ¦ ¦
¦ ¦Навыки чтения нотной записи ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05 ¦История изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и исторические этапы ¦ ¦
¦ ¦развития зарубежного и русского ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства; основные ¦ ¦
¦ ¦художественные направления, стили, школы; ¦ ¦
¦ ¦архитектура, скульптура и живопись, графика,¦ ¦
¦ ¦художественная техника и материалы. ¦ ¦
¦ ¦Изучение произведений творчества ¦ ¦
¦ ¦выдающихся мастеров; современные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития изобразительного искусства ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Сценография и история костюма ¦ ¦
¦ ¦История театрально-декорационного ¦ ¦
¦ ¦искусства. Основы сценографии и ¦ ¦
¦ ¦художественного оформления хореографических ¦ ¦
¦ ¦постановок, взаимосвязь изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства, музыки и хореографии в лучших ¦ ¦
¦ ¦работах сценографов. Использование ¦ ¦
¦ ¦художественного освещения, машинерии ¦ ¦
¦ ¦и предметов бутафории. ¦ ¦
¦ ¦Утилитарность и эстетика материальной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Понятие художественного стиля и ¦ ¦
¦ ¦моды. Историческая обусловленность ¦ ¦
¦ ¦эволюции материальной культуры. ¦ ¦
¦ ¦Материальная культура (архитектура, ¦ ¦
¦ ¦мебель, костюм, обувь, прическа, аксессуары)¦ ¦
¦ ¦и быт разных времен и народов: Древний ¦ ¦
¦ ¦Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Европа ¦ ¦
¦ ¦раннего и позднего Средневековья, Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь, Европа эпохи Возрождения, Западная ¦ ¦
¦ ¦Европа и Россия XVII - XVIII веков, период ¦ ¦
¦ ¦Французской революции, Западная Европа ¦ ¦
¦ ¦и Россия XIX - XX веков. ¦ ¦
¦ ¦Сценический костюм в драме, опере, оперетте.¦ ¦
¦ ¦Специфика сценического костюма артиста ¦ ¦
¦ ¦балета. Проблема костюма и предметов быта ¦ ¦
¦ ¦в балетном спектакле ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07 ¦Анатомия, физиология и основы балетной ¦ ¦
¦ ¦медицины ¦ ¦
¦ ¦Строение и функции организма человека; ¦ ¦
¦ ¦опорно-двигательная система; нервная ¦ ¦
¦ ¦система; кровь и кровообращение; дыхание; ¦ ¦
¦ ¦пищеварение; обмен веществ и энергетика ¦ ¦
¦ ¦организма; профессиональные заболевания и ¦ ¦
¦ ¦травмы артиста балета, методы их ¦ ¦
¦ ¦диагностики; профилактика и лечение балетной¦ ¦
¦ ¦патологии, методика быстрого возвращения ¦ ¦
¦ ¦"балетной формы" после травм и операций, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная диета для сохранения ¦ ¦
¦ ¦физической "балетной формы" ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Менеджмент в области исполнительских ¦ ¦
¦ ¦искусств ¦ ¦
¦ ¦Понятие менеджмента, его особенности и роль ¦ ¦
¦ ¦в деятельности учреждений исполнительских ¦ ¦
¦ ¦искусств (театр, концертные организации ¦ ¦
¦ ¦и др.) ¦ ¦
¦ ¦Коммерческая и некоммерческая деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Законы и нормативные акты, определяющие ¦ ¦
¦ ¦организационно-правовые основы творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности учреждения. Планирование и ¦ ¦
¦ ¦организация творческо-производственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; источники финансирования: ¦ ¦
¦ ¦спонсорство, меценатство, целевое и ¦ ¦
¦ ¦бюджетное финансирование. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности и авторское право. ¦ ¦
¦ ¦Трудовые отношения, права и обязанности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности организации и проведения ¦ ¦
¦ ¦гастролей. Менеджмент в области ¦ ¦
¦ ¦исполнительского искусства за рубежом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦ 270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ 270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦ 3164 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 2450 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01 ¦Исполнительское мастерство (цикл дисциплин) ¦ 1278 ¦
¦ ¦Общие программные установки для всех ¦ ¦
¦ ¦дисциплин цикла: ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и историческое развитие ¦ ¦
¦ ¦видов танца; признаки, эстетика, стиль; ¦ ¦
¦ ¦терминология и понятие терминов; ¦ ¦
¦ ¦выдающиеся создатели и исполнители русской ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной хореографии, технология и ¦ ¦
¦ ¦выразительные средства по видам ¦ ¦
¦ ¦исполнительства. Влияние профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования на уровень художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры исполнителя и эстетической ¦ ¦
¦ ¦ценности произведения хореографии. ¦ ¦
¦ ¦Классическое наследие - основа ¦ ¦
¦ ¦профессионального воспитания артиста ¦ ¦
¦ ¦балета, репетитора, преподавателя. Изучение ¦ ¦
¦ ¦и практическое освоение хореографических ¦ ¦
¦ ¦текстов кордебалета, малых ансамблей, ¦ ¦
¦ ¦вариаций, ведущих женских и мужских партий ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.01 ¦Мастерство классического танца ¦ 528 ¦
¦ ¦Классический танец как исторически ¦ ¦
¦ ¦сложившаяся, устойчивая эстетическая система¦ ¦
¦ ¦выразительных средств; основные признаки ¦ ¦
¦ ¦эстетики классического танца. ¦ ¦
¦ ¦Термин "классический танец", его понимание ¦ ¦
¦ ¦в различные века в зарубежной терминологии, ¦ ¦
¦ ¦включая XX век; возникновение термина в ¦ ¦
¦ ¦России в конце XIX века. Французская ¦ ¦
¦ ¦терминология, используемая для названий ¦ ¦
¦ ¦движений классического танца; понятийные ¦ ¦
¦ ¦разночтения в применении французской ¦ ¦
¦ ¦терминологии в зарубежной и русской ¦ ¦
¦ ¦практике. ¦ ¦
¦ ¦Выработка виртуозной техники исполнения ¦ ¦
¦ ¦отдельных движений и их комбинаций на уроках¦ ¦
¦ ¦в балетном зале, в сценических танцах, ¦ ¦
¦ ¦предназначенных для зрителя. ¦ ¦
¦ ¦Практическое изучение вариаций и ансамблевых¦ ¦
¦ ¦композиций, предназначенных для кордебалета ¦ ¦
¦ ¦и корифеев, из балетов классического ¦ ¦
¦ ¦наследия ("Жизель" - эпоха романтизма; "Дон-¦ ¦
¦ ¦Кихот", "Баядерка", "Спящая красавица", ¦ ¦
¦ ¦"Лебединое озеро", "Раймонда" - эпоха ¦ ¦
¦ ¦М. Петипа; "Шопениана" М. Фокина). Рисунок ¦ ¦
¦ ¦танца, лексика и танцевальный текст, стиль, ¦ ¦
¦ ¦пластический язык ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.02 ¦Мастерство дуэтно-классического танца ¦ 190 ¦
¦ ¦Практическое изучение техники дуэтно- ¦ ¦
¦ ¦классического танца; партерная и воздушная ¦ ¦
¦ ¦поддержка, женская и мужская специфика в ¦ ¦
¦ ¦дуэтном танце; навыки исполнения сложных ¦ ¦
¦ ¦партерных и воздушных поддержек (парных и ¦ ¦
¦ ¦групповых) на материале балетных спектаклей ¦ ¦
¦ ¦наследия и современных постановок ¦ ¦
¦ ¦("Вальпургиева ночь", "Спартак", "Иван ¦ ¦
¦ ¦Грозный", произведения К. Голейзовского ¦ ¦
¦ ¦и др.) ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.03 ¦Мастерство народно-сценического ¦ 210 ¦
¦ ¦(характерного) танца ¦ ¦
¦ ¦Влияние географических, исторических и ¦ ¦
¦ ¦социальных условий жизни народа на развитие ¦ ¦
¦ ¦народного танца. Конкретное выражение стиля ¦ ¦
¦ ¦и манеры исполнения различных народов и ¦ ¦
¦ ¦народностей, связь с музыкой, песней, ¦ ¦
¦ ¦словом. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды обрядовых танцев и ¦ ¦
¦ ¦хороводов. Коллективное творчество, ¦ ¦
¦ ¦переходящее от исполнителя к исполнителю, ¦ ¦
¦ ¦из поколения в поколение, из одной ¦ ¦
¦ ¦местности в другую; обогащение и достижение ¦ ¦
¦ ¦высокого художественного уровня ¦ ¦
¦ ¦и виртуозной техники. ¦ ¦
¦ ¦Танцевальные традиции, пластический язык, ¦ ¦
¦ ¦особая координация движений, приемы ¦ ¦
¦ ¦соотношения движений с музыкой (акценты, ¦ ¦
¦ ¦синкопирование, синхронность). Влияние ¦ ¦
¦ ¦костюма и обуви на характер исполнения, ¦ ¦
¦ ¦специфическое использование народных ¦ ¦
¦ ¦инструментов (кастаньеты, тамбурин, ¦ ¦
¦ ¦барабан, дойра, гармоника и др.) и бытовых ¦ ¦
¦ ¦аксессуаров (платки, шляпы, пиалы, чаши и ¦ ¦
¦ ¦др.). ¦ ¦
¦ ¦Возникновение новой сценической формы ¦ ¦
¦ ¦ансамблей народного танца. Создание и ¦ ¦
¦ ¦творческий путь Ансамбля народного танца ¦ ¦
¦ ¦СССР под руководством И. Моисеева; ¦ ¦
¦ ¦утверждение профессиональной хореографии ¦ ¦
¦ ¦сценического народного танца. Отличие ¦ ¦
¦ ¦народно-сценического от характерного танца ¦ ¦
¦ ¦(унификация национального стиля, подчинение ¦ ¦
¦ ¦его условному балетному танцу). ¦ ¦
¦ ¦Распространение любительских наро

ПРИКАЗ МПР РФ от 11.02.2003 n 95 О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также