УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 n И-2036у (ред. от 31.12.2002) <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД>


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Организации федерального железнодорожного транспорта, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формируют учетную политику исходя из своей структуры и отраслевой принадлежности.
В целях снижения совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов федеральным железнодорожным транспортом и реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте":
1. Утвердить прилагаемую Учетную политику предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений, на 2002 год.
2. Начальникам железных дорог, руководителям других организаций:
2.1. Продолжить последовательное применение учетной политики.
2.2. Обеспечить выполнение допущений и требований, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
2.3. Включить в учетную политику организаций основные положения и существенные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные учетной политикой организаций на 2002 год, утвержденной пунктом 1 настоящего указания.
2.4. При отсутствии в нормативных документах способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу разработать соответствующий способ, который должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации и положений по бухгалтерскому учету.
2.5. Утвердить в соответствии с пунктами 5 и 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98):
учетную политику организации;
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета;
сроки составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности.
2.6. Применять способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные при формировании учетной политики, с первого января 2002 года.
2.7. При отражении фактов хозяйственной деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.
Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ


Утверждена
указанием МПС России
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,
КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
НА 2002 ГОД
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
Раздел I. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1. Основные положения
1.1. Учет выручки, доходных поступлений и доходов
1.1.1. Доходные поступления от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа (далее - перевозки), включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, определяются по моменту предъявления расчетных документов грузоотправителям и грузополучателям и оформления проездных (перевозочных) документов пассажиров.
Полученная выручка от перевозок, включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, учитывается по моменту поступления денежных средств на доходные и валютные счета МПС России, в товарные и билетные кассы железнодорожных станций и вокзалов, учета в счет расчетов по перевозкам стоимости полученных товарно-материальных ценностей и ценных бумаг, проведения зачетов взаимной задолженности.
Доходы железных дорог от перевозок формируются МПС России посредством распределения между железными дорогами, участвующими в перевозках, сумм доходных поступлений (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж), учтенных в отчетном периоде.
Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог и дополнительно перераспределяются по расчетным ценам, установленным МПС России в расчете на единицу перевозочной работы.
Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог, за исключением сумм плацкарты, включаемых в доходы железных дорог формирования пассажирских поездов.
Доходные поступления от перевозок в местном сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доход железной дороги, осуществляющей перевозки.
Порядок формирования доходных поступлений и доходов от перевозок грузов установлен указанием МПС России от 14.12.2001 N И-1926у.
Доходные поступления и полученная выручка от перевозок передаются из баланса доходных поступлений железной дороги в баланс Департамента финансов МПС России по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям железной дороги".
Полученная на доходные счета МПС России выручка от перевозок направляется железными дорогами:
на централизованный доходно-распределительный счет МПС России;
на расчетный счет железной дороги (в счет доходов от перевозок);
на счета других железных дорог.
Доходы от перевозок и финансирование в счет доходов передаются из баланса Департамента финансов МПС России в баланс финансовой службы железной дороги по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям".
Расчеты между балансом доходных поступлений и балансом основной деятельности ведутся через Департамент финансов МПС России.
В бухгалтерском учете Департамента финансов МПС России формируются данные, необходимые для контроля за перевозочной деятельностью железных дорог.
1.1.2. Валютная выручка, поступающая на валютные счета МПС России от иностранных железных дорог и организаций за перевозки, пользование вагонами и контейнерами, оказание других видов услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, распределяются уполномоченным органом МПС России - центром "Желдоррасчет МПС России" в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Форма расчетного письма по выручке от перевозок и связанных с ними услуг в международном сообщении центра "Желдоррасчет МПС России" приведен в Приложении к настоящей учетной политике.
1.1.3. Учитывая взыскание провозных платежей преимущественно железными дорогами отправления и вызванную этим необходимость перераспределения выручки железным дорогам транзита и назначения грузов, пассажиров, почты и багажа, формирования пассажирских поездов, безналичные расчеты и инкассация наличных денежных средств, поступающих в оплату перевозок, осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС России, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 25.03.1994 N 82 и МПС России N ЦФ-244.
1.1.4. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений (далее - организации), прочих видов деятельности определяется по мере отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
1.1.5. В соответствии с разделом IV "Признание доходов" Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", ПБУ 9/99 (далее - Положение ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (письмо Департамента финансов МПС России от 15.07.1999 N ЦФС-9/80), выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из указанных в настоящем подпункте условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность.
Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) - аналогично выручке. При этом проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков в отчетном периоде, в котором судом принято решение об их взыскании или они признаны должником;
суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;
суммы дооценки активов в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
иные поступления по мере их образования (выявления).
1.1.6. В целях укрепления финансовой дисциплины, повышения доходов железных дорог, увеличения денежной выручки указанием МПС России от 06.10.1999 N 277у "О введении в действие "Положения об особом порядке финансирования железных дорог" с 1 октября 1999 года введено Положение об особом порядке финансирования железных дорог.
Основанием для перевода железной дороги на особый порядок финансирования является наличие признаков снижения платежеспособности железной дороги, выраженное в росте дебиторской и кредиторской задолженности, невыполнения заданий МПС России, а также других нарушений финансовой дисциплины.
В целях максимального взыскания выручки от перевозок денежными средствами необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение требований Транспортного устава железных дорог Российской Федерации в части проведения расчетов за перевозки, осуществляемые на федеральном железнодорожном транспорте, в денежной форме.
Проведение зачетных операций допускается в исключительных случаях в соответствии с Положением о проведении взаимозачетных операций через казначейство МПС России, утвержденным указанием МПС России от 19.06.2000 N 159у "Об улучшении проведения расчетных операций".
1.1.7. Расходные операции по централизованному доходно-распределительному, расчетным, текущим, валютным счетам МПС России осуществляются на основании платежного баланса, утвержденного Министром путей сообщения Российской Федерации в соответствии с Временным положением о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению, утвержденным указанием МПС России от 06.03.2000 N 40у "Об утверждении Временного положения о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению".
1.1.8. Указанием МПС России от 10.12.2000 N 309у "О завершении реорганизации предприятий основной деятельности железных дорог" предусмотрена реорганизация организаций основной деятельности железных дорог в структурные подразделения или филиалы железных дорог.
Порядок взаимодействия на основе хозяйственных договоров железных дорог и их подразделений, имеющих статус юридического лица, определен Методическими рекомендациями по нормированию доходов и расходов, планированию уровня рентабельности предприятий основной деятельности железных дорог на период до завершения их реорганизации в подразделения (филиалы), по порядку их взаимодействия на основе хозяйственных договоров, утвержденными МПС России 16 января 2001 года.
Финансовые взаимоотношения между железной дорогой и юридическими лицами в ее составе должны производиться как реализация работ и услуг.
Доходы от перевозок формируются только для железных дорог, которые, в свою очередь, должны рассчитываться с юридическими лицами в своем составе на основании предъявленных ими счетов-фактур за выполненные работы, оказанные услуги.
1.1.9. Особенности учета доходов от пригородных перевозок на железнодорожном транспорте, управление и обеспечение которыми осуществляют дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, определены Методическими рекомендациями по организации системы сбора, учета и контроля доходов от пассажирских перевозок в пригородном сообщении в условиях функционирования пассажирских компаний (письмо МПС России от 01.08.2001 N А-8816).
1.1.10. Положением о хозяйственных взаимоотношениях между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения, утвержденным Приказом МПС России от 24.08.2001 N 25 "О хозяйственных взаимоотношениях между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения", установлено, что все расчеты между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения осуществляются на основании договоров, в которых предусматривается, что стоимость работ (услуг) предприятий рабочего снабжения, оказываемых железным дорогам, определяется путем согласования сумм расходов предприятий рабочего снабжения и сумм издержек железных дорог по содержанию объектов, в которых расположены предприятия рабочего снабжения.
1.2. Учет расходов
1.2.1. Учет расходов осуществляется в соответствии с:
Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", ПБУ 10/99 (далее - Положение ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (письмо Департамента финансов МПС России от 15.07.1999 N ЦФС-9/81);
номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железных дорог Российской Федерации.
1.2.2. В соответствии с разделом IV "Признание расходов" Положения ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из указанных в настоящем подпункте условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
1.2.3. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются:
на расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
чрезвычайные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
1.2.4. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. К ним относятся также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности, которая определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) и суммовых разниц.
1.2.5. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" осуществляется переход от преимущественно функционально-территориального принципа организации деятельности федерального железнодорожного транспорта к функциональному принципу с отражением расходов по следующим основным видам хозяйственной деятельности железных дорог (перевозки и связанные с ними услуги):
грузовые перевозки;
услуги инфраструктуры;
предоставление услуг локомотивной тяги;
пассажирские перевозки в дальнем следовании;
пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
ремонт подвижного состава.
К прочим видам хозяйственной деятельности железных дорог, в том числе, относятся:
транспортно-экспедиционная деятельность;
энергоснабжение;
услуги связи;
строительство;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
производство промышленной продукции;
торговля и общественное питание;
жилищно-коммунальные услуги;
другие виды работ и услуг.
Для хозяйственных субъектов, не входящих в состав железных дорог, основными видами хозяйственной деятельности является их профильная деятельность.
1.2.6. В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета всех видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта N ФБУ-8 к основному производству железных дорог относятся:
перевозки и связанные с ними услуги;
промышленность;
сельское хозяйство;
научно-исследовательская и проектно-конструкторская деятельность;
проектно-изыскательская деятельность;
строительство;
прочие виды деятельности.
В свою очередь перевозки и связанные с ними услуги подразделяются на виды основного производства.
К вспомогательному производству относятся:
производство материалов верхнего строения пути;
ремонт;
автотранспортное обслуживание;
прочие вспомогательные производства.
В состав обслуживающих производств и хозяйств входят:
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
культурно-просветительные, оздоровительные, детские дошкольные учреждения и лагеря отдыха;
предприятия общественного питания;
прочие.
Расходы по ремонту основных средств учитываются в течение месяца на субсчете 23-02 с последующим их переносом по окончании месяца на соответствующие субсчета основного производства.
В аналогичном порядке учитываются расходы обслуживающих производств и хозяйств.
1.2.7. Расходы, формируемые в структурных подразделениях (локомотивные и вагонные депо, железнодорожные станции, дистанции пути, путевые машинные станции, рельсосварочные поезда и т.д.) и в филиалах железных дорог (отделения железной дороги, дирекции по обслуживанию пассажиров), передаются по внутриведомственным расчетам в управление железной дороги в соответствии с письмом Департамента финансов МПС России от 03.07.2001 N ЦФС-9/39 "Об отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов железных дорог по перевозкам".
Общепроизводственные расходы, предназначенные для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации, и общехозяйственные расходы, используемые для обобщения данных о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
1.2.8. Расходы организаций по перевозкам по счетам 20 "Основное производство" и 44 "Расходы на продажу" ежемесячно закрываются счетом 90 "Продажи".
Расходы организаций прочих видов деятельности ежемесячно закрываются в сумме фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.
1.2.9. Расходы по оказанию услуг (выполнению работ) структурными подразделениями и филиалами внутри одного юридического лица отражаются у исполнителя работ.
В связи с этим для отражения в бухгалтерском учете расходов по указанным работам могут использоваться статьи затрат номенклатуры расходов, предназначенные для других структурных подразделений.
1.3. Использование чистой (нераспределенной) прибыли
Средства чистой (нераспределенной прибыли) используются в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества.
1.4. События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности
1.4.1. При отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов деятельности за отчетный период организация оценивает в денежном выражении последствия событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности, делает соответствующий расчет и обеспечивает его подтверждение.
1.4.2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты", ПБУ 7/98 (далее - Положение ПБУ 7/98), утвержденным Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (письмо Департамента финансов МПС России от 28.04.1999 N ЦФС-9/54), событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.
Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации либо путем раскрытия соответствующей информации.
Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведен в приложении к Положению ПБУ 7/98.
1.4.3. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности", ПБУ 8/01 (далее - Положение ПБУ 8/01), утвержденным Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н, условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
Не относятся к условным фактам хозяйственной деятельности снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений организации по состоянию на отчетную дату, а также расходы организации, которые признаются в бухгалтерском учете по мере получения от поставщика платежных документов (например, по коммунальным услугам, услугам связи и т.п.).
1.4.4. Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы.
Все существенные последствия условных фактов хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерской отчетности организации за отчетный год независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для организации.
1.4.5. Условные активы в денежном выражении не оцениваются и на счетах бухгалтерского учета не отражаются. Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
1.5. Фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
В соответствии с Постановлением расширенного заседания коллегии МПС России от 25 - 26 декабря 2001 г. N 20 (пункт 2.4) в МПС России формируется отраслевой фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - фонд НИОКР МПС России).
Фонд НИОКР МПС создается в соответствии с Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156.
1.6. Учет грузовых вагонов и контейнеров
Учет грузовых вагонов парка МПС России, перераспределение между железными дорогами их стоимости, амортизации, налога на добавленную стоимость осуществляются централизованно на базе ГВЦ МПС России согласно указанию МПС России от 05.05.1995 N А-358у "О вводе в эксплуатацию централизованного, автоматизированного, инвентарного и бухгалтерского учета грузовых вагонов".
Учет контейнеров парка МПС России также осуществляется централизованно на базе ГВЦ МПС России согласно указаниям МПС России от 24.04.1997 N М-511у "О централизации и автоматизации бухгалтерского учета инвентарного парка контейнеров" и от 30.07.1997 N Б-906у "О порядке ведения бухгалтерского учета парка контейнеров" аналогично порядку, установленному по ведению бухгалтерского учета парка грузовых вагонов в условиях централизации и автоматизации учета.
Для обеспечения соответствия балансовой стоимости и накопленной амортизации грузовых вагонов, контейнеров фактическому наличию их парка на каждой железной дороге производится корректировка входящих остатков на начало месяца.
Порядок обмена информацией по бухгалтерскому учету грузовых вагонов и контейнеров между ГВЦ МПС России и железными дорогами определен телеграммой Департамента финансов МПС России от 08.02.1999 N ЦФС-9/14.
1.7. Материально-техническое обеспечение, энергоснабжение
Материально-техническое обеспечение осуществляется через ГП "Росжелдорснаб" и организации материально-технического снабжения железных дорог.
Поставка и оплата материально-технических ресурсов для нужд железных дорог производится в порядке, утвержденном МПС России 12.10.1999 (письмом Департамента финансов МПС России от 18.10.1999 N ЦФС-9/118).
Расчеты за электроэнергию между организациями отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с указанием МПС России от 20.03.1997 N М-347у "О мерах по снижению расходов на электроэнергию".
2. Существенные способы ведения бухгалтерского учета
2.1. В соответствии с пунктом 11 Положения ПБУ 1/98 существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
2.2. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (письмо Департамента финансов МПС России от 20.12.2000 N ЦФС-9/144).
Организации осуществляют переход на новый План счетов по состоянию на 1 января 2002 года с изменением вступительных остатков на начало года.
В связи с этим бухгалтерские записи, подлежащие отражению на счетах бухгалтерского учета в связи с переходом на новый план счетов бухгалтерского учета, оформляются в соответствии с процедурой перехода железнодорожного транспорта на новый план счетов бухгалтерского учета (ФБУ-9) и процедурой перехода ЕК АСУФР на новый план счетов бухгалтерского учета (ФБУ-10) и Регламентом перехода учета доходных поступлений на новый План счетов бухгалтерского учета (ФБУ-12), утвержденными указанием МПС России от 03.12.2001 N И-1896у "Об утверждении нормативно-методических документов".
2.3. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" (указание МПС России от 16.10.1997 N 354 пр-у) аналитический бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях и копейках.
2.4. Первичная учетная документация и документооборот
2.4.1. Согласно Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 N 57а и Минфина России от 18.06.1998 N 27н "Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации" (указание МПС России от 13.08.1998 N 349 пр-у) и пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (письмо Департамента финансов МПС России от 29.09.1998 N ЦФС-9/127), первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены:
по формам, содержащимся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации;
по формам специализированным внутриведомственным, утвержденным МПС России по согласованию с Госкомстатом России;
по формам, утвержденным руководителем организации, которые должны содержать обязательные реквизиты.
2.4.2. Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 (указание МПС России от 04.06.1999 N 236 пр-у), установлено, что в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, допускается вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения.
Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.
2.4.3. В целях упорядочения организации бухгалтерского учета, соблюдения единой методологии и системы показателей учетной документации изданы альбомы специализированных внутриведомственных форм первичной учетной документации.
Формы первичной учетной документации:
по учету основных средств, материалов, топлива и работ в автомобильном транспорте согласованы Госкомстатом России письмами от 26.01.1999 N 01-05-16/44, от 18.02.1999 N 01-05-09/105 и утверждены указанием МПС России от 01.03.1999 N Ш-209у;
по учету результатов инвентаризации, производства, расчетных операций, общебухгалтерские формы согласованы Госкомстатом России письмами от 22.04.1999 N 01-05-09/245, 25.05.1999 N 01-05-09/401 и утверждены указанием МПС России от 03.06.1999 N Ш-990у;
по учету труда и его оплаты согласованы Госкомстатом России письмом от 07.04.1999 N 01-05-09/264 и утверждены указанием МПС России от 03.06.1999 N Ш-990у;
по учету работ в капитальном строительстве согласованы с Госкомстатом России письмом от 12.01.2000 N АС-1-21/0059 и утверждены указанием МПС России от 20.01.2000 N Ш-69у.
2.4.4. В соответствии с пунктом 1 перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения в части оказания услуг населению могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Минфином России письмом от 12.01.2000 N 16-00-24-155 (письмо Департамента финансов МПС России от 08.02.2000 N ЦФС-9/10) рекомендовано до утверждения порядка, регламентирующего изготовление, учет, регистрацию, хранение, применение и уничтожение бланков строгой отчетности в целях их унификации, организациям для расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную Минфином России для Федеральной службы лесного хозяйства России (письмо Минфина России от 20.06.1995 N 16-00-30-54, объявленное письмом Департамента финансов МПС России от 21.07.95 N ЦФС-9/83).
2.4.5. Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке.
Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов), содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Необходимо организовать своевременное и качественное оформление первичных учетных документов и передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.
2.4.6. Статьей 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что при утверждении учетной политики устанавливаются правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах) в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях ЕК АСУФР.
Формы учета могут быть различные, но при их ведении должны соблюдаться единые методологические принципы ведения бухгалтерского учета, правила и требования, установленные МПС России для организаций, в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными документами по бухгалтерскому учету.
2.4.7. Движение первичных документов в бухгалтерском учете организации (создание и получение от других организаций, принятие к учету, передача в архив) регламентируется графиком документооборота в соответствии с пунктом 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105.
2.5. Основные средства
2.5.1. Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", ПБУ 6/01 (далее - Положение ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (письмо Департамента финансов МПС России от 28.06.2001 N ЦФС-9/38).
В соответствии с пунктом 4 Положения ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
способность активов приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Положением ПБУ 6/01 не предусмотрен стоимостной критерий отнесения активов к объектам основных средств.
2.5.2. Активы сроком полезного использования свыше 12 месяцев при нахождении их на складе не могут быть учтены на счете 01 "Основные средства", так как не выполняются следующие условия отнесения активов к основным средствам:
использование объекта в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
организацией не предполагается последующая перепродажа объекта;
способность приносить экономическую выгоду (доход) в будущем.
В связи с этим имущество, в том числе специальная одежда, специальная обувь, специальные инструменты и приспособления и другие предметы, необходимые для обеспечения потребностей производственного процесса, находящееся на складах организаций материально-технического обеспечения железных дорог, принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов и учитывается на складе по счету 10 "Материалы".
2.5.3. Пунктом 18 Положения ПБУ 6/01 (в редакции Приказа Минфина России от 18.05.2002 N 45н) определено, что, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года, объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и иные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
Эти объекты относятся к основным средствам и должны быть предварительно приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств и учтены на счете 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Стоимость указанных объектов списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счетов учета затрат по элементу "материальные затраты".
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
Для обеспечения сохранности указанных объектов учет их осуществляется с использованием аналитических регистров (сальдовой ведомости, машинограммы) в количественном выражении с указанием даты выдачи по каждому наименованию.
В аналогичном порядке учитываются объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.п. издания, приобретенные в 2001 году, стоимость которых списана на затраты производства согласно пункту 18 Положения ПБУ 6/01 в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года.
(абзац в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.п. издания, приобретенные до 1 января 2002 года (кроме имущества, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта), следует учитывать как объекты основных средств без списания их стоимости на затраты производства (письмо Департамента финансов МПС России от 09.07.2002 N ЦФМ-10/220).
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
2.5.4. Приобретенные квартиры в объектах жилого фонда имеют материально-вещественную (физическую) структуру и не приведены в перечне объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам.
В связи с этим квартиры принимаются к бухгалтерскому учету в составе основных средств (письмо Департамента финансов МПС России от 01.02.2001 N ЦФС-9/8 "О бухгалтерском учете квартир").
В целях соблюдения единой методологии бухгалтерского учета организаций квартиры, учтенные ранее в составе нематериальных активов, по состоянию на 1 января 2002 года переносятся из категории нематериальных активов в категорию основных средств.
2.5.5. Пунктом 6 Положения ПБУ 6/01 предусмотрено, что объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
2.5.6. В соответствии с пунктом 8 Положения ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Примерный перечень фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление средств приведен в пункте 8 Положения ПБУ 6/01.
Затраты по доставке основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования, включаются в первоначальную стоимость основных средств согласно пункту 12 Положения ПБУ 6/01.
Начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам включаются в первоначальную стоимость основных средств с учетом требований пунктов 23 и 27 - 31 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", ПБУ 15/01 (далее - ПБУ 15/01), утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н (письмо Департамента финансов МПС России от 08.11.2001 N ЦФМ-9/59).
Суммовые разницы увеличивают или уменьшают фактические затраты на приобретение основных средств, если они возникли до момента принятия основных средств к бухгалтерскому учету.
2.5.7. В соответствии с пунктом 21 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н (письмо Департамента финансов МПС России от 08.09.2000 N ЦФС-9/119), стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством Российской Федерации случаях, продолжают числиться в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" (указание МПС России от 11.09.2000 N 208 пр-у) определен порядок государственной регистрации прав недвижимого имущества.
2.5.8. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно, отражается через счет 08 "Вложение во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов".
По мере начисления амортизации по объектам основных средств, полученных безвозмездно, суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", списываются с этого счета в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" и отражаются в составе внереализационных доходов.
2.5.9. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
2.5.10. Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением ПБУ 6/01.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (пункт 14 Положения, ПБУ 6/01, в редакции Приказа Минфина России от 18.05.2002 N 45н).
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
2.5.11. В соответствии с Положением ПБУ 6/01 организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
В целях приведения балансовой стоимости основных средств федерального железнодорожного транспорта в соответствие с рыночной стоимостью, формирования эффективной амортизационной политики, создания благоприятных условий для модернизации и обновления основных фондов в соответствии с указанием МПС России от 05.09.2001 N 172у железные дороги (основная деятельность) проводят переоценку основных средств по состоянию на 1 января 2002 года.
Порядок отражения результатов переоценки на счетах бухгалтерского учета 83 "Добавочный капитал" или 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предусмотрен пунктом 15 Положения ПБУ 6/01 (в редакции Приказа Минфина России от 18.05.2002 N 45н).
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
2.5.12. При отсутствии к моменту поступления основных средств документов о стоимости поступивших объектов они принимаются на учет по условной оценке с учетом расходов по доставке, определяемых согласно данным транспортных железнодорожных накладных и других транспортных документов.
По получению соответствующих документов производятся бухгалтерские записи по уточнению оценки.
2.5.13. При централизованных расчетах по оплате объектов основных средств через счета внутренних расчетов передаются железным дорогам, другим организациям стоимость приобретенных основных средств и суммы налога на добавленную стоимость для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость.
В Департаменте финансов МПС России для формирования стоимости основных средств, приобретаемых для железных дорог и других организаций, используется субсчет 76.30 "Расчеты по формированию стоимости основных средств".
Железные дороги и другие организации, получив извещение Департамента финансов МПС России, отражают затраты по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом субсчета 77.04 "Внутриведомственные расчеты по средствам на капитальные вложения".
Для организаций (кроме железных дорог по основной деятельности) приобретение объектов основных средств в централизованном порядке признается как безвозмездное получение.
В связи с этим субсчет 77.04 "Внутриведомственные расчеты по средствам на капитальные вложения" корреспондирует с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов" с последующим отнесением сумм на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в размере сумм начисленных амортизационных отчислений на объекты основных средств.
2.5.14. Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями и филиалами внутри юридического лица отражается через счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". При этом передается стоимость основных средств, сумма начисленной амортизации и добавочного капитала по переоценке.
2.5.15. Согласно письму Минфина России от 11.08.1999 N 16-00-18-279 (письмо Департамента финансов МПС России от 23.08.1999 N ЦФС-9/94) отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с передачей объектов основных средств и принятием их к бухгалтерскому учету, между организациями осуществляется в общеустановленном порядке (в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (письмо Департамента финансов МПС России от 29.09.1998 N ЦФС-9/127), Положением ПБУ 6/01, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (письмо Департамента финансов МПС России от 24.09.1998 N ЦФС-9/123)).
2.5.16. Доходы и расходы от списания объектов основных средств (в том числе при безвозмездной передаче) с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционных доходов и расходов.
Сумма дооценки по выбывшим объектам основных средств, учтенная на счете 83 "Добавочный капитал", переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
2.5.17. Списание основных средств, пришедших в негодность, производится в соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 31.12.1998 N ЦФ-631.
2.5.18. В целях повышения эффективности распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта и приведения порядка подготовки и рассмотрения предложений по отчуждению недвижимого имущества в соответствие с нормативными актами Минимущества России утвержден Порядок подготовки и рассмотрения предложений предприятий железнодорожного транспорта об отчуждении недвижимого имущества (указания МПС России от 03.04.2000 N 73у и от 12.03.2001 N 40у).
Рассмотрение предложений железных дорог об отчуждении имущества, остаточная стоимость которого превышает 1000-кратный размер установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда, возлагается на рабочую группу МПС России под руководством первого заместителя Министра путей сообщения, ведающего вопросами распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта.
Распоряжением МПС России от 29.10.2001 N 148р установлено, что предложения по отчуждению малодеятельных железнодорожных линий, железнодорожных подъездных путей, отдельных объектов недвижимости, в том числе по передаче жилого фонда в муниципальную собственность, предварительно рассматриваются на экономическом совете МПС России.
В соответствии с распоряжением МПС России от 17.12.2001 N 261р предложения по списанию жилых и нежилых зданий и помещений площадью более 50 кв. метров, а также другого недвижимого имущества, имеющего остаточную стоимость, превышающую 1000-кратный размер установленного законом минимального размера оплаты труда, вносятся в МПС России с приложением акта проверки его состояния центром "Желдорконтроль".
2.5.19. В соответствии с указанием МПС России от 27.04.2000 N 104у "О создании рабочей группы по вопросам распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" создана рабочая группа по вопросам распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта, на которую возложено рассмотрение предложений организациями о продаже, передаче в залог, обмене и других способах распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта.
Статьей 9 Федерального закона от 9 ноября 2001 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", объявленным указанием МПС России от 20.11.2001 N 268 пр-у установлено, что в случае залога не завершенного строительством недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется оценка рыночной стоимости этого имущества.
2.5.20. Продажа железнодорожного подвижного состава и контейнеров, относящихся к федеральной собственности, физическим и юридическим лицам с изменением формы собственности, осуществляется организациями, за которыми это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения. При этом продажа железнодорожного подвижного состава с неистекшими нормативными сроками службы, а также контейнеров грузоподъемностью 20 тонн и выше осуществляется в каждом конкретном случае по разрешению Министра путей сообщения Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, на конкурсной основе по цене не ниже остаточной стоимости согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 N 320 "О порядке продажи железнодорожного подвижного состава и контейнеров, относящихся к федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам" (указание МПС России от 28.03.1996 N 120 пр-у) с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1670 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 320" (указание МПС России от 13.01.1998 N 16 пр-у).
Порядок подготовки и рассмотрения предложений организаций по продаже железнодорожного подвижного состава с неистекшими нормативными сроками службы и контейнеров грузоподъемностью 20 тонн и выше утвержден указанием МПС России 15.11.2000 N 301у "Об изменении порядка продажи подвижного состава и контейнеров".
В целях совершенствования порядка проведения конкурсов на право приобретения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, находящихся в федеральной собственности, Приказом МПС России от 08.04.1999 N 21Ц утверждено Положение о порядке проведения конкурсов на право приобретения подвижного состава и контейнеров, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с указанием МПС России от 06.08.1999 N Д-1662у "Об образовании комиссий по проведению конкурсов на право приобретения подвижного состава и контейнеров" на железных дорогах должны быть образованы комиссии по проведению конкурсов на право приобретения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, которые обязаны обеспечить соблюдение указанного Положения.
2.5.21. Продажа физическим и юридическим лицам железнодорожного подвижного состава (включая специализированный железнодорожный подвижной состав путевого хозяйства) с истекшими нормативными сроками службы и контейнеров грузоподъемностью до 20 тонн, относящихся к федеральной собственности, осуществляется железными дорогами по разрешению первого заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации, на которого возложено обеспечение организации производственно-хозяйственной деятельности федерального железнодорожного транспорта.
Предложения о продаже указанного железнодорожного подвижного состава и контейнеров с указанием цены продажи направляются железными дорогами в соответствующие департаменты (управления) МПС России для подготовки в установленном порядке соответствующего разрешения или мотивированного отказа.
Стоимость продаваемых подвижного состава и контейнеров определяется соглашением сторон, но не ниже стоимости металлолома, определяемой МПС России на момент их продажи (указания МПС России от 31.10.1996 N А-959у "Об условиях продажи подвижного состава с истекшими нормативными сроками службы и контейнеров грузоподъемностью до 20 тонн" и от 15.11.2000 N 301у "Об изменении порядка продажи подвижного состава и контейнеров").
2.6. Амортизация основных средств
2.6.1. Организации начисление амортизации объектов основных средств производят линейным способом.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Абзац исключен. - Указание МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у.
2.6.2. В соответствии с пунктом 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (письмо Департамента финансов МПС России от 24.09.1998 N ЦФС-9/123), капитальные затраты на арендованные основные средства, подлежащие после прекращения договора аренды передаче арендодателю, амортизируются ежемесячно арендатором в течение срока аренды, исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных арендодателем по объектам, на которые произведены указанные затраты.
2.6.3. По объектам основных средств, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2002 года, нормы амортизации исчисляются исходя из сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (письмо Департамента финансов МПС России от 05.02.2002 N ЦФС-9/8) и указанием МПС России от 02.04.2002 N И-283у.
(абзац в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
В соответствии с письмом Минфина России от 18.11.2002 N 16-00-16/140 по указанным объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности в бухгалтерском учете, специальный коэффициент в размере "2" к основной норме амортизации не применяется.
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
При отсутствии сроков полезного использования, утвержденных МПС России в централизованном порядке, срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на основании обоснованных решений соответствующих технических служб.
(в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
2.6.4. По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года, амортизация продолжает начисляться исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и норм амортизации, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (указание МПС СССР от 26.11.1990 N Г-2668у).
(пп. 2.6.4 в ред. указания МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
2.6.5. Амортизация не начисляется по объектам основных средств:
жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам;
продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям;
многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
земельным участкам;
объектам природопользования;
объектам основных средств некоммерческих организаций.
2.6.6. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев и при остановке основных средств на консервацию на срок более трех месяцев (Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, пункты 53, 69).
По объектам основных средств, переведенным в запас, начисление амортизации продолжается.
2.6.7. В соответствии с письмом Минфина России от 05.12.2002 N 16-00-16/156 по машинам, оборудованию и транспортным средствам, амортизируемым за счет расходов по перевозкам, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., продолжает в 2002 году применяться механизм ускоренной амортизации с использованием коэффициента ускорения в размере "2" согласно "Перечню машин, оборудования и транспортных средств для применения механизма ускоренной амортизации", установленный письмом МПС России от 25.04.1999 N Б-4215.
По объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету с 1 января 2002 г., механизм ускоренной амортизации не применяется.
(пп. 2.6.7 введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у)
2.7. Нематериальные активы
2.7.1. Учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", ПБУ 14/2000 (далее - Положение ПБУ 14/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н (письмо Департамента финансов МПС России от 22.01.2000 N ЦФС-9/5).
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности) при единовременном выполнении условий, определенных в пункте 3 Положения ПБУ 14/2000:
исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
В целях единой методологии организаций владение "ноу-хау" (секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта) включается в состав нематериальных активов.
2.7.2. До введения в действие Положения ПБУ 14/2000 такие объекты, как лицензии (сроком пользования больше года), программные средства, базы данных, права на использование произведений науки, литературы, искусства и на объекты смежных прав, квартиры, учитывались в составе нематериальных активов.
С 1 января 2001 года пункт 3 Положения ПБУ 14/2000 не позволяет квалифицировать эти объекты как нематериальные активы.
В связи с переходом на новый план счетов бухгалтерского учета в целях единообразия учета нематериальных активов, организации по состоянию на 1 января 2002 года осуществляют перевод из состава нематериальных активов на счет 97 "Расходы будущих переводов" по остаточной стоимости: программных средств, базы данных, лицензии и т.п.
В состав основных средств переводятся квартиры, ранее учитываемые в составе нематериальных активов.
2.7.3. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Примерный перечень фактических расходов приведен в пункте 6 Положения ПБУ 14/2000.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товара (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.
Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты организацией к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
2.7.4. Амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.
В течение срока полезного и

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 n И-2036у <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД>  »
Постановления и Указы »
Читайте также