ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (утв. Минобразованием РФ 30.12.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
30 декабря 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы для получения
дополнительной квалификации "Менеджер в области управления
природопользованием и охраны окружающей среды"
1.1. Обоснование потребности в реализации программы.
Актуальность и важность постановки экологического образования управленческих кадров отражены в документах Конференций ООН по окружающей среде и развитию, в материалах ряда других международных конференций. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 73) руководители организаций и специалисты, принимающие экологически значимые решения, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
1.2. Цель, структура и приоритеты образовательной программы.
Цель - обеспечение высокого профессионального уровня знаний, умений и навыков управленческих кадров в сфере управления природопользованием и природоохранной деятельностью.
Достижение поставленной цели осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: общеуправленческая подготовка, включающая элементы теории управления и теории организации, правовые, экономические и социальные аспекты; подготовка в области социоприродного знания, содержащего основы геоэкологии, общей и социальной экологии, теории устойчивого развития; подготовка в специализированной области, содержащей конкретные методы и средства решений актуальных проблем управления природопользованием и охраны окружающей среды. Соответственно структурно-образовательная программа состоит из блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин, внутри которых имеются относительно самостоятельные составляющие образовательной программы (модули), позволяющие их отдельное изучение. В целом в образовательной программе акцент делается на изучение актуальных вопросов государственного и муниципального управления, а также менеджмента в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
1.3. Контингент обучаемых лиц и сфера профессиональной деятельности.
Образовательная программа ориентирована прежде всего на обучение высшего звена управленческих кадров. К этой категории относятся государственные служащие специально уполномоченных государственных органов власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также руководящий состав других организаций, принимающих экологически значимые решения.
Сферами профессиональной деятельности менеджера в области управления природопользованием и охраны окружающей среды являются: органы государственного и муниципального управления природопользованием и природоохранной деятельности (министерства и ведомства, их федеральные и региональные учреждения, органы местного самоуправления); организации, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду (промышленные предприятия, фирмы, корпорации); учреждения системы высшего, послевузовского, дополнительного и среднего профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки, необходимому
для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды", должны иметь высшее профессиональное образование (бакалавр, магистр или дипломированный специалист) по направлениям и/или специальностям из числа ниже перечисленных:
520000 "Гуманитарные и социально-экономические науки", 540000 "Педагогические науки", 020000 "Гуманитарно-социальные специальности", 060000 "Специальности экономики и управления", а также избирательно по другим направлениям и специальностям, в том числе военные специальности.
2.2. Допускается конкурсный отбор абитуриентов, условия которого устанавливаются образовательным учреждением.
2.3. Нормативная трудоемкость программы обучения составляет 1108 часов, из них 888 - аудиторных.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе
3.1. Образовательная программа разрабатывается на основе настоящих Государственных требований.
3.2. Образовательная программа включает: примерный учебный план, примерные учебные программы по дисциплинам, примерную программу практики и стажировки.
3.3. Структура образовательной программы строится на основе блочно-модульного принципа. Относительно самостоятельные части программы могут быть освоены автономно в форме повышения квалификации (72 или 100 час.) и профессиональной переподготовки (не менее 500 час.)
3.4. В образовательной программе предусмотрены следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
образовательной программы
-------T--------------------------------------------------T------¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин ¦Кол-во¦
¦ ¦ ¦ауди- ¦
¦ ¦ ¦торных¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.00¦Общеобразовательные дисциплины ¦ 454 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.01¦Теория управления. Цели и функции теории ¦ 30 ¦
¦ ¦управления; функциональное разделение ¦ ¦
¦ ¦управленческого труда. Ключевые понятия: ¦ ¦
¦ ¦информация, состояние системы, обратная связь, ¦ ¦
¦ ¦алгоритм, принятие решений, оптимизация, ¦ ¦
¦ ¦адаптация. Внутренняя и внешняя среда в ¦ ¦
¦ ¦управлении, организационные формы и структуры ¦ ¦
¦ ¦управления. Теоретические основы менеджмента и его¦ ¦
¦ ¦современное состояние. Общенаучные методы теории ¦ ¦
¦ ¦управления; методы управленческого воздействия, ¦ ¦
¦ ¦методы решения управленческих проблем и реализации¦ ¦
¦ ¦функций менеджмента. Методология и организация ¦ ¦
¦ ¦процесса разработки управленческого решения; ¦ ¦
¦ ¦целевая ориентация управленческих решений, анализ ¦ ¦
¦ ¦альтернатив. Коммуникация в процессе управления. ¦ ¦
¦ ¦Управление как процесс; основной цикл управления; ¦ ¦
¦ ¦системно-синергетический подход; формирование ¦ ¦
¦ ¦новой управленческой парадигмы. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.02¦Теория организации. Природа и сущность ¦ 30 ¦
¦ ¦организации; организация и управление, законы ¦ ¦
¦ ¦организации, принципы организации; организационное¦ ¦
¦ ¦поведение; взаимодействие и адаптация к изменениям¦ ¦
¦ ¦внешней среды; жизненный цикл организаций; ¦ ¦
¦ ¦институциональные нормы в организационной системе:¦ ¦
¦ ¦формальные и неформальные; современные ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии организационной ¦ ¦
¦ ¦культуры, оценка эффективности организационных ¦ ¦
¦ ¦систем; тенденции развития организаций ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.03¦Правовая система Российского государства. Сущность¦ 72 ¦
¦ ¦государства и права; нормы права, законность и ¦ ¦
¦ ¦правопорядок. ¦ ¦
¦ ¦Конституционное право России. Конституционно- ¦ ¦
¦ ¦правовой статус личности: институт гражданства в ¦ ¦
¦ ¦РФ, права и свободы. Конституционные основы ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Конституционная ¦ ¦
¦ ¦система власти в РФ. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское право. Система гражданского права. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение федерального законодательства и ¦ ¦
¦ ¦законодательства субъектов в РФ. Гражданский ¦ ¦
¦ ¦кодекс. Виды гражданских правоотношений. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ,¦ ¦
¦ ¦муниципального образования. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Государственная и муниципальная собственность. ¦ ¦
¦ ¦Защита права собственности. Гражданско-правовой ¦ ¦
¦ ¦договор: содержание, заключение, расторжение. ¦ ¦
¦ ¦Административное право. Система административного ¦ ¦
¦ ¦права. Административно-правовые нормы и отношения,¦ ¦
¦ ¦субъекты, источники административного права. ¦ ¦
¦ ¦Гражданин как субъект административного права. ¦ ¦
¦ ¦Административно-правовая защита прав и законных ¦ ¦
¦ ¦интересов личности. Формы и методы осуществления ¦ ¦
¦ ¦исполнительной власти. Административно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; административный договор. Ответственность по¦ ¦
¦ ¦административному праву. Административное правовое¦ ¦
¦ ¦обеспечение законности и дисциплины. Контроль и ¦ ¦
¦ ¦надзор в сфере исполнительной власти. ¦ ¦
¦ ¦Трудовое право. Трудовое правоотношение. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование отношений в сфере занятости и ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства. Трудовой коллектив, права и роль ¦ ¦
¦ ¦профсоюзов, коллективный договор. Трудовой договор¦ ¦
¦ ¦и его виды. Ответственность работников и субъектов¦ ¦
¦ ¦управления трудовой деятельности. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦конфликты и порядок их разрешения. Надзор и ¦ ¦
¦ ¦контроль за соблюдением законодательства о труде ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.04¦Система государственного и муниципального ¦ 100 ¦
¦ ¦управления. Предмет государственного и ¦ ¦
¦ ¦муниципального управления. Общественные процессы ¦ ¦
¦ ¦как объект управления. Цели, функции, ¦ ¦
¦ ¦организационная структура государственного ¦ ¦
¦ ¦управления. Формирование государственной политики ¦ ¦
¦ ¦и ее реализация. Органы государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦РФ. ¦ ¦
¦ ¦Государственная служба и кадровая политика. ¦ ¦
¦ ¦Должности и прохождение государственной службы. ¦ ¦
¦ ¦Управление государственной службой. Принципы и ¦ ¦
¦ ¦механизмы реализации государственной кадровой ¦ ¦
¦ ¦политики. Реформирование государственной службы ¦ ¦
¦ ¦России. ¦ ¦
¦ ¦Государственное регулирование экономики. Стратегия¦ ¦
¦ ¦развития российской экономики. Научно-техническая,¦ ¦
¦ ¦промышленная, аграрная и инвестиционная политика ¦ ¦
¦ ¦государства на современном этапе. Прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦и индикативное планирование социально- ¦ ¦
¦ ¦экономического развития. ¦ ¦
¦ ¦Местное самоуправление: понятие и сущность; ¦ ¦
¦ ¦территориальные основы, организационные формы. ¦ ¦
¦ ¦Состав органов местного самоуправления, их функции¦ ¦
¦ ¦и полномочия; контроль и ответственность ¦ ¦
¦ ¦должностных лиц. Взаимоотношения государственной и¦ ¦
¦ ¦муниципальной власти. ¦ ¦
¦ ¦Управленческая деятельность органов ¦ ¦
¦ ¦государственного и муниципального управления. ¦ ¦
¦ ¦Технология подготовки и реализации управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений. Психология профессиональной деятельности ¦ ¦
¦ ¦управленческих кадров. Регулирование межличностных¦ ¦
¦ ¦отношений в управленческом коллективе. Современное¦ ¦
¦ ¦информационное обеспечение государственного и ¦ ¦
¦ ¦муниципального управления ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.05¦Геоэкология. Структура и динамика геосферы Земли. ¦ 30 ¦
¦ ¦Энергетика геосферы. Влияние геологических ¦ ¦
¦ ¦процессов на функционирование экосистем. ¦ ¦
¦ ¦Биогеохимические циклы и их изменение ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельностью. Природные и ¦ ¦
¦ ¦техногенные территориальные комплексы. ¦ ¦
¦ ¦Моделирование ландшафтов. Устойчивость ландшафтов ¦ ¦
¦ ¦к техногенному воздействию. Антропогенное ¦ ¦
¦ ¦воздействие на атмосферу, гидросферу и литосферу ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.06¦Общая экология. Взаимодействие организмов и среды ¦ 40 ¦
¦ ¦их обитания; динамика популяций и лимитирующие ¦ ¦
¦ ¦факторы. Биотическое сообщество, взаимоотношения ¦ ¦
¦ ¦биологических видов. Экологическая система: ¦ ¦
¦ ¦структурно-функциональная организация. Биотический¦ ¦
¦ ¦круговорот веществ, взаимодействие между ¦ ¦
¦ ¦биотическими и абиотическими компонентами. ¦ ¦
¦ ¦Основные типы природных экосистем. Биологическое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие и устойчивость экосистем. Биосфера ¦ ¦
¦ ¦как глобальная саморегулирующаяся экосистема. ¦ ¦
¦ ¦Геологические, биологические и антропогенные ¦ ¦
¦ ¦факторы эволюции биосферы. Биотическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды. Устойчивость биосферы и ¦ ¦
¦ ¦глобальная экологическая безопасность. Основные ¦ ¦
¦ ¦экосистемы территории России и их потенциальная ¦ ¦
¦ ¦устойчивость к техногенезу ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.07¦Социальная экология. Экология человека, глобальная¦ 40 ¦
¦ ¦экология и социальная экология. Социальная ¦ ¦
¦ ¦экология как система социоприродного знания. ¦ ¦
¦ ¦Основные формы и способы взаимодействия природы и ¦ ¦
¦ ¦общества. Социально-экологические противоречия. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о социоэкосистеме. Экологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦демографии. Феномен глобализации. Выживание ¦ ¦
¦ ¦цивилизации: социально-экологический аспект. ¦ ¦
¦ ¦Становление глобальной социоэкосистемы. Биосферная¦ ¦
¦ ¦функция человечества и учение о ноосфере. ¦ ¦
¦ ¦Формирование экологического сознания. Образование,¦ ¦
¦ ¦культура и экология. Религиозные, философские, ¦ ¦
¦ ¦этические и эстетические аспекты экологических ¦ ¦
¦ ¦проблем. Экологическое общественное движение и ¦ ¦
¦ ¦демократический процесс. Роль общественности и СМИ¦ ¦
¦ ¦в решении экологических проблем. Экология ¦ ¦
¦ ¦социальных групп. Экология и здоровье. ¦ ¦
¦ ¦Экологическая культура управленческих кадров ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.08¦Теория устойчивого развития. Развитие ¦ 40 ¦
¦ ¦представлений об устойчивом развитии. Конференции ¦ ¦
¦ ¦ООН по окружающей среде и развитию. Определение ¦ ¦
¦ ¦понятия устойчивого развития (УР). Экологическая ¦ ¦
¦ ¦безопасность и УР. Обеспечение УР как процесс ¦ ¦
¦ ¦социально-эколого-экономической оптимизации. ¦ ¦
¦ ¦Глобальные аспекты перехода к УР. Различие ¦ ¦
¦ ¦стратегий западной и восточной цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Перспективы демократического процесса и развитие ¦ ¦
¦ ¦государственности при переходе к УР. ¦ ¦
¦ ¦Информационная ориентация УР. Модель науки и ¦ ¦
¦ ¦образования XXI века. Государственная стратегия ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития России. Россия и мировое ¦ ¦
¦ ¦сообщество при переходе к УР. Федеральный, ¦ ¦
¦ ¦региональный и отраслевой аспекты УР в РФ. ¦ ¦
¦ ¦Социально-гуманитарные аспекты УР - трансформации ¦ ¦
¦ ¦в России. Возможные сценарии перехода к УР РФ. ¦ ¦
¦ ¦Государственная служба в модели УР. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦государства на пути УР ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.09¦Основы экологического права. Понятийный аппарат ¦ 72 ¦
¦ ¦экологического права. Экологические права ¦ ¦
¦ ¦человека. Источники и нормы экологического права. ¦ ¦
¦ ¦Система экологического права РФ: структура и ¦ ¦
¦ ¦направления развития. Федеральный закон "Об охране¦ ¦
¦ ¦окружающей среды". Право собственности на ¦ ¦
¦ ¦природные ресурсы, право природопользования. ¦ ¦
¦ ¦Экологическая функция государства. Принципы и ¦ ¦
¦ ¦методы государственного экологического управления,¦ ¦
¦ ¦органы общей компетенции и специально ¦ ¦
¦ ¦уполномоченные государственные органы. Юридическая¦ ¦
¦ ¦ответственность за экологические правонарушения. ¦ ¦
¦ ¦Экологические функции правоохранительных органов. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы информационного обеспечения охраны¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и природопользования. Правовой ¦ ¦
¦ ¦механизм обеспечения участия общественности в ¦ ¦
¦ ¦природоохранной деятельности. Понятие и принципы ¦ ¦
¦ ¦международного экологического права. Источники ¦ ¦
¦ ¦международного экологического права, международно-¦ ¦
¦ ¦правовая ответственность в области охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 434 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.01 ¦Государственное и муниципальное управление ¦ 100 ¦
¦ ¦природопользованием и охрана окружающей среды. ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы управления природопользованием и¦ ¦
¦ ¦охраной окружающей среды. Системные основы ¦ ¦
¦ ¦экологического управления. Государственная ¦ ¦
¦ ¦экологическая политика. Природные ресурсы как ¦ ¦
¦ ¦фактор социально-экономического развития общества ¦ ¦
¦ ¦и задача их оптимального использования. Целевые ¦ ¦
¦ ¦экологические программы. Государственные кадастры ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и объектов, государственный ¦ ¦
¦ ¦статистический учет. Система, задачи и функции ¦ ¦
¦ ¦государственных органов управления ¦ ¦
¦ ¦природопользованием и охраной окружающей среды в ¦ ¦
¦ ¦РФ. Законодательная и судебная ветви власти. ¦ ¦
¦ ¦Управление природопользованием в исполнительных ¦ ¦
¦ ¦органах Федерации, регионах и на местном уровне. ¦ ¦
¦ ¦Структурно-функциональная организация головного ¦ ¦
¦ ¦федерального министерства. Государственное ¦ ¦
¦ ¦управление минерально-сырьевым комплексом РФ; ¦ ¦
¦ ¦водным фондом и водохозяйственными системами ¦ ¦
¦ ¦России, лесными ресурсами. Охрана земельных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и управление отходами. Рекреационные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы и пути улучшения их использования. ¦ ¦
¦ ¦Охраняемые природные территории. Государственная ¦ ¦
¦ ¦стратегия охраны атмосферного воздуха. ¦ ¦
¦ ¦Радиационная обстановка в РФ и меры по ее ¦ ¦
¦ ¦улучшению. Экологическая безопасность в системе ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности. Чрезвычайные ситуации ¦ ¦
¦ ¦техногенного и природного характера, их влияние на¦ ¦
¦ ¦экологическую и хозяйственную ситуацию. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства в размещении производства и ¦ ¦
¦ ¦совершенствовании экономики природопользования в ¦ ¦
¦ ¦условиях перехода к рынку. Международная ¦ ¦
¦ ¦деятельность в сфере охраны окружающей среды. ¦ ¦
¦ ¦Зарубежный опыт управления природопользованием и ¦ ¦
¦ ¦охраной окружающей среды. Проблемы и перспективы ¦ ¦
¦ ¦развития экологической службы на государственном и¦ ¦
¦ ¦муниципальном уровнях ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.02 ¦Административные методы экологического управления.¦ 72 ¦
¦ ¦Экологическое нормирование. Нормативы качества ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды, допустимого воздействия и ¦ ¦
¦ ¦антропогенной нагрузки на окружающую среду. ¦ ¦
¦ ¦Нормативы использования природных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Уровни, стадии и виды нормирования. Экологическая ¦ ¦
¦ ¦стандартизация. Государственные стандарты: ¦ ¦
¦ ¦организационные, технические, методические, ¦ ¦
¦ ¦терминологические. Система экологических ¦ ¦
¦ ¦нормативов и стандартов. Лицензирование ¦ ¦
¦ ¦природопользования и отдельных видов ¦ ¦
¦ ¦природоохранной деятельности. Государственные ¦ ¦
¦ ¦лицензионные органы, объекты и процедура ¦ ¦
¦ ¦лицензирования. Лицензия и договор на комплексное ¦ ¦
¦ ¦природопользование. Экологическая сертификация. ¦ ¦
¦ ¦Объекты, органы и порядок проведения экологической¦ ¦
¦ ¦сертификации. Система сертификации продукции, ¦ ¦
¦ ¦отходов производства, технологических процессов, ¦ ¦
¦ ¦природных объектов и услуг. Экологический ¦ ¦
¦ ¦мониторинг: комплексный мониторинг окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды и природных ресурсов. Единая государственная¦ ¦
¦ ¦система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). ¦ ¦
¦ ¦Целевое назначение информации. Экологический ¦ ¦
¦ ¦контроль. Государственный, муниципальный, ¦ ¦
¦ ¦ведомственный, производственный и общественный ¦ ¦
¦ ¦экологический контроль. Формы, уровни, полномочия ¦ ¦
¦ ¦органов государственного экологического контроля. ¦ ¦
¦ ¦Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): ¦ ¦
¦ ¦принципы проведения, область применения, субъекты ¦ ¦
¦ ¦и процедура ОВОС. Экологическая экспертиза. ¦ ¦
¦ ¦Принципы, функции, объекты и процедура ¦ ¦
¦ ¦государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). ¦ ¦
¦ ¦Анализ конкретных заключений ГЭЭ. Общественная ¦ ¦
¦ ¦экологическая экспертиза. Нормативно-правовая база¦ ¦
¦ ¦административных методов управления ¦ ¦
¦ ¦природопользованием и охраной окружающей среды ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.03 ¦Экономика природопользования и природоохранной ¦ 50 ¦
¦ ¦деятельности. Экологизация экономики как важнейший¦ ¦
¦ ¦фактор снижения антропогенного воздействия на ¦ ¦
¦ ¦окружающую среду. Экономический и финансовый ¦ ¦
¦ ¦механизмы в системе управления природопользованием¦ ¦
¦ ¦и охраны окружающей среды. Нормативно-правовая ¦ ¦
¦ ¦основа экономического и финансового регулирования.¦ ¦
¦ ¦Экономическая оценка и учет природных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Экономический ущерб от загрязнения окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды. Плата за природные ресурсы и загрязнение ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды. Инвестиции в сфере ¦ ¦
¦ ¦природопользования и охраны окружающей среды. ¦ ¦
¦ ¦Экологические и природно-ресурсные фонды. ¦ ¦
¦ ¦Финансирование программ и проектов в сфере ¦ ¦
¦ ¦природопользования и природоохранной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Международный опыт и перспективы развития рыночных¦ ¦
¦ ¦механизмов охраны окружающей среды и ¦ ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.04 ¦Экологический менеджмент. Управление ¦ 72 ¦
¦ ¦природопользованием и охраной окружающей среды на ¦ ¦
¦ ¦уровне хозяйствующего субъекта (предприятия). ¦ ¦
¦ ¦Оптимизация экономических и экологических ¦ ¦
¦ ¦показателей хозяйственной деятельности. Функции ¦ ¦
¦ ¦экологического менеджмента. Экологическая политика¦ ¦
¦ ¦фирмы. Организация экологической службы, роль ¦ ¦
¦ ¦управленческих кадров, распределение ¦ ¦
¦ ¦ответственности, формирование внутренних ¦ ¦
¦ ¦экологически ориентированных институциональных ¦ ¦
¦ ¦норм, корпоративной экологической культуры. ¦ ¦
¦ ¦Обновление, экологическая мотивация, минимизация ¦ ¦
¦ ¦ресурсоемкости производства и антропогенного ¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду. Управление ¦ ¦
¦ ¦отходами. Меры защиты окружающей среды от ¦ ¦
¦ ¦промышленного загрязнения, обеспечение ¦ ¦
¦ ¦безопасности при чрезвычайных ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦Применение административных и экономических ¦ ¦
¦ ¦методов управления на различных стадиях ¦ ¦
¦ ¦хозяйственного процесса. Рыночные механизмы охраны¦ ¦
¦ ¦окружающей среды. Торговля правами на газопылевые ¦ ¦
¦ ¦выбросы и сбросы загрязняющих веществ в водные ¦ ¦
¦ ¦объекты. Экомаркетинг и рынок природоохранных ¦ ¦
¦ ¦услуг. Экологическое страхование: экономическая ¦ ¦
¦ ¦сущность, объекты и функции. Классификация и ¦ ¦
¦ ¦тарифная политика. Нормативно-правовая база ¦ ¦
¦ ¦экологического страхования. Экологический аудит ¦ ¦
¦ ¦предприятия: цели, задачи, типичные объекты. ¦ ¦
¦ ¦Инициирование, процедура проведения и результат ¦ ¦
¦ ¦экоаудита. Формирование нормативно-правовой базы ¦ ¦
¦ ¦экоаудита в РФ. Экологический учет и отчетность на¦ ¦
¦ ¦российских предприятиях. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦экологического менеджмента ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.05 ¦Международные стандарты экологического менеджмента¦ 30 ¦
¦ ¦ИСО. Международная организация по стандартизации ¦ ¦
¦ ¦(ИСО). Предпосылки разработки и внедрения ¦ ¦
¦ ¦международных стандартов по управлению качеством ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ИСО, серия 14000. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦стандартов ИСО 14000 и ИСО 9000. Система ¦ ¦
¦ ¦стандартов ИСО 14000 как современная ¦ ¦
¦ ¦институциональная среда с целью повышения ¦ ¦
¦ ¦эффективности экологического менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Понятийный аппарат и классификация международных ¦ ¦
¦ ¦стандартов. Основное содержание стандартов: ¦ ¦
¦ ¦системы экологического управления, экологический ¦ ¦
¦ ¦аудит, аудит систем экологического управления, ¦ ¦
¦ ¦жизненный цикл продукции, экологическая маркировка¦ ¦
¦ ¦продукции. Организационная процедура сертификации ¦ ¦
¦ ¦на соответствие требованиям международных ¦ ¦
¦ ¦стандартов ИСО 14000. Международный и ¦ ¦
¦ ¦отечественный опыт в области управления качеством ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и экологического аудита ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.06 ¦Информационные методы и технологии ¦ 40 ¦
¦ ¦природопользования и охраны окружающей среды. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные (компьютерные) информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии: понятие и виды. Автоматизация ¦ ¦
¦ ¦конкретных информационных технологий: ¦ ¦
¦ ¦организационного управления, обучения, контроля, ¦ ¦
¦ ¦научных исследований и т.д. Геоинформационные ¦ ¦
¦ ¦системы (ГИС) как новый тип интегрированных ¦ ¦
¦ ¦информационных систем. Обработка ¦ ¦
¦ ¦пространственно-распределенной информации; ¦ ¦
¦ ¦электронные карты и атласы. Использование ГИС в ¦ ¦
¦ ¦системе экологического мониторинга. ГИС управления¦ ¦
¦ ¦качеством окружающей среды. Информационная модель ¦ ¦
¦ ¦как основа разработки автоматизированных систем. ¦ ¦
¦ ¦Моделирование - универсальный метод исследования ¦ ¦
¦ ¦экологических процессов. Функции моделирования, ¦ ¦
¦ ¦этапы моделирования с использованием ЭВМ. Понятие ¦ ¦
¦ ¦вычислительного эксперимента. Пример работы с ¦ ¦
¦ ¦конкретными экологическими моделями. Моделирование¦ ¦
¦ ¦глобальных экологических процессов. Базы данных: ¦ ¦
¦ ¦основные понятия, типы и структура. Системы ¦ ¦
¦ ¦управления базами данных. Экологические базы ¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СД.07 ¦Дисциплины по выбору (вузовский компонент) ¦ 70 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦ 888 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ПП ¦Предквалификационная практика ¦ 80 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 140 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ИА.01 ¦Государственный экзамен ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ИА.02 ¦Выпускная квалификационная работа ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов: ¦ 1108 ¦
L------+--------------------------------------------------+-------
5. Условия реализации образовательной программы
5.1. Условия кадрового обеспечения: педагогические кадры должны иметь, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень доктора или кандидата наук или профессиональный опыт работы в соответствующей сфере деятельности, а также научные и учебно-методические труды в этой области.
5.2. Условия учебно-методического и информационного обеспечения: наличие библиотечного фонда, содержащего учебно-методическую, научно-практическую, периодическую литературу; компьютеризованного учебного центра, позволяющего обучаемым лицам осваивать и использовать современные информационные технологии.
5.3. Условия материально-технического обеспечения: наличие материально-технической базы для проведения всех видов аудиторной, практической и других видов работы в соответствии с учебным планом, и отвечающей санитарно-техническим нормам.
5.4. Организационные условия, устанавливаемые образовательным учреждениям: определение объема аудиторных часов на реализацию образовательной программы с учетом минимума содержания, устанавливаемого настоящими Требованиями; перезачет дисциплин, которые были освоены обучающимися лицами в рамках предыдущего высшего и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих документов государственного образца; использование в учебном процессе авторских курсов лекций и других видов занятий с учетом требований настоящих Требований; введение в цикл специальных дисциплин дополнительных курсов.
6. Требования к уровню подготовки выпускника
Менеджеру в области управления природопользованием и охраной окружающей среды необходимо:
Иметь представление:
- об основах теории управления, организации и устойчивого развития;
- о конституционно-правовых основах Российского государства, гражданском административном и трудовом праве;
- о реформировании государственной службы России;
- о государственном регулировании экономики и социально-экономическом развитии России;
- о биотической регуляции окружающей среды, пределах устойчивости биосферы и экосистем, об основных видах и масштабах антропогенного воздействия на окружающую среду и глобальной экологической катастрофе;
- о современных методах и средствах защиты окружающей среды и повышения уровня экологической безопасности;
- об основных формах взаимодействия природы и общества, социоэкологических процессах, новой системе экологоориентированных ценностей в обществе;
- об основах экологического права России и индустриально развитых стран;
- о процессе информатизации в сфере управления и охраны окружающей среды.
Знать:
- важнейшие экологические и природоресурсные проблемы России, а также специфические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью;
- основные положения стратегии устойчивого развития России, основные направления национальной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- структурно-функциональную организацию системы органов государственного и муниципального управления природопользованием и природоохранной деятельностью;
- современное состояние, методы, организационные аспекты и основы нормативно-правовой базы экологического нормирования, стандартизации, лицензирования, сертификации, мониторинга, контроля, ОВОС и экспертизы;
- основы экологического менеджмента, основные аспекты международных стандартов серии ИСО 14000;
- систему платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, тенденции развития финансового и экономического механизмов природопользования и природоохранной деятельности;
- ключевые вопросы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, основные международные договоры;
- современное состояние автоматизированных информационных технологий в экологической сфере, ГИС в системах экологического мониторинга и ГИС управления качеством окружающей среды;
- основы экологической культуры и этики;
- методы подготовки общественного мнения при реализации хозяйственных проектов, затрагивающих интересы широких масс населения.
Уметь:
- выделять экологически значимые факторы и аспекты антропогенной деятельности и анализировать состояние социоэкосистем на уровне хозяйствующего субъекта, местном, региональном и национальном уровнях;
- разрабатывать адекватные управленческие решения на основе социоэколого-экономической оптимизации;
- организовывать реализацию принятых решений, налаживать учет, проверку исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;
- прогнозировать социально-экологические последствия хозяйственных решений;
- использовать нормативно-правовую базу и оперативную нормативную информацию в области природопользования и охраны окружающей среды;
- применять административные и экономические методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью;
- разрабатывать рекомендации с целью повышения эффективности экологического управления;
- использовать компьютерные технологии в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Владеть:
- системным подходом к решению актуальных экологических проблем;
- методологией принятия управленческих решений;
- современной терминологией в области управления природопользованием и охраной окружающей среды;
- навыками работы с персоналом;
- навыками работы с общественностью и СМИ по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- навыками работы на персональном компьютере.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
7.1. Итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.
7.2. Итоговый государственный экзамен проводится по всему комплексу общепрофессиональных и специальных дисциплин. Содержательная часть и порядок проведения государственного экзамена определяются образовательным учреждением.
7.3. Выпускная квалификационная работа ориентирована на решение актуальных проблем в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды. Требования по выпускной работе устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации, утвержденным Министерством образования РФ.
7.4. Дополнительная квалификация присваивается на основании решения Государственной аттестационной комиссии (ГАК), состав которой формируется в установленном порядке. Выпускник получает документ государственного образца.

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 30.12.2002 n 494 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЙ СЕССИИ СМЕШАННОЙ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ (вместе с ПРОТОКОЛОМ от 08.11.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также