ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 25.12.2002 n 167/1419-3 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (прилагаются).
2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации для использования в работе.
3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А.КУЛЯСОВА



Утверждены
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Пунктом 5 статьи 80 Федерального закона установлен срок для приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с вышеуказанной нормой - до 14 июля 2003 года.
Федеральный закон не устанавливает какого-либо конкретного вида (типа) смешанной (пропорциональной) избирательной системы, в соответствии с которой должны проводиться выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации подготовлены с учетом того, что закон субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - закон субъекта Российской Федерации) может предусматривать применение одного из множества видов пропорциональных избирательных систем.
Изложенные в Федеральном законе избирательные правила и процедуры, связанные с образованием избирательных блоков, выдвижением списков кандидатов, проведением избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний этих избирательных объединений, избирательных блоков, рассматриваются в настоящих Методических рекомендациях в той мере, в которой это необходимо для раскрытия основных новелл Федерального закона применительно к выборам по пропорциональной избирательной системе.
В Приложениях к настоящим Методическим рекомендациям приводятся варианты нормативного регулирования отдельных вопросов, возникающих при внесении в законодательство субъекта Российской Федерации о выборах норм об избрании депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе.
Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, избирательным комиссиям, иным субъектам права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации, участвующим в приведении законодательства субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с Федеральным законом.
1. ЧИСЛО ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ,
РАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В Федеральном законе не указывается абсолютное число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Конкретное число распределяемых по пропорциональной системе депутатских мандатов определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом следует руководствоваться тем, что указанное распределение должно осуществляться пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При малом числе депутатских мандатов высока вероятность возникновения ситуации, когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов и, следовательно, соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.
Пример.
Предположим, что было зарегистрировано пять списков кандидатов и голоса избирателей распределились следующим образом:
-------T---------------------------------------------------------¬
¦Список¦ Процент голосов (от проголосовавших за списки) ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦ А ¦ 43 ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦ Б ¦ 27 ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦ В ¦ 14 ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦ Г ¦ 10 ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦ Д ¦ 6 ¦
L------+----------------------------------------------------------
В соответствии с методом наибольших остатков (см. раздел 3.2 настоящих Рекомендаций) в зависимости от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, результаты выборов будут выглядеть так:
-----T---T-------------------------------------------------------¬
¦Спи-¦% ¦ Число мандатов ¦
¦сок ¦го-+------------T----T-------------T----T-------------T----+
¦ ¦ло-¦ 5 мандатов ¦итог¦ 10 мандатов ¦итог¦ 20 мандатов ¦итог¦
¦ ¦сов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---+------------+----+-------------+----+-------------+----+
¦А ¦43 ¦43 x 5 / 100¦2 ¦43 x 10 / 100¦4 ¦43 x 20 / 100¦9 ¦
¦ ¦ ¦= 2,15 ¦ ¦= 4,3 ¦ ¦= 8,6 ¦ ¦
+----+---+------------+----+-------------+----+-------------+----+
¦Б ¦27 ¦27 x 5 / 100¦1 ¦27 x 10 / 100¦3 ¦27 x 20 / 100¦5 ¦
¦ ¦ ¦= 1,35 ¦ ¦= 2,7 ¦ ¦= 5,4 ¦ ¦
+----+---+------------+----+-------------+----+-------------+----+
¦В ¦14 ¦14 x 5 / 100¦1 ¦14 x 10 / 100¦1 ¦14 x 20 / 100¦3 ¦
¦ ¦ ¦= 0,7 ¦ ¦= 1,4 ¦ ¦= 2,8 ¦ ¦
+----+---+------------+----+-------------+----+-------------+----+
¦Г ¦10 ¦10 x 5 / 100¦1 ¦10 x 10 / 100¦1 ¦10 x 20 / 100¦2 ¦
¦ ¦ ¦= 0,5 ¦ ¦= 1 ¦ ¦= 2 ¦ ¦
+----+---+------------+----+-------------+----+-------------+----+
¦Д ¦6 ¦6 x 5 / 100 ¦0 ¦6 x 10 / 100 ¦1 ¦6 x 20 / 100 ¦1 ¦
¦ ¦ ¦= 0,3 ¦ ¦= 0,6 ¦ ¦= 1,2 ¦ ¦
L----+---+------------+----+-------------+----+-------------+-----
Из приведенного примера видно, что в случае распределения по пропорциональной системе пяти мандатов списки Б и Г будут представлены равным числом депутатов, хотя за первый из них проголосовало в 2,7 раз больше избирателей, чем за второй. В случае распределения десяти мандатов равным числом депутатов будут представлены списки В и Д, хотя за список Д проголосовало в 2,3 раза меньше избирателей, чем за список В.
Подобные ситуации уже возникали на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, по результатам выборов депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года, все избирательные объединения, избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов, получили равное представительство (по 1 мандату), хотя доля голосов избирателей, поданных за эти списки, колебалась от 11,29 до 16,34 процентов.
Таким образом, рекомендуется, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20. Если же численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации невелика, а ее увеличение по каким-либо причинам окажется невозможным, то рекомендуется не применять смешанную систему, а избирать весь состав указанного органа по пропорциональной системе.
2. ВИДЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
2.1. Закрытые и открытые списки
В Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются также связанными, жесткими), при которой избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.
Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более "прозрачным" для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.
При применении пропорциональной избирательной системы открытых списков (в литературе такие списки называются также свободными, гибкими) избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта Российской Федерации) кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом субъекта Российской Федерации системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка. На практике система открытых списков позволит депутатам, ранее избиравшимся в одномандатных мажоритарных избирательных округах, рассчитывать на поддержку избирателей этих округов даже в случае изменения схемы избирательных округов.
Выбирая между открытыми и закрытыми списками, следует учитывать опыт ряда регионов Российской Федерации, где проведение выборов по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками повлекло высокий процент протестного голосования. Так, на выборах депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года с использованием системы закрытых списков, относительное большинство избирателей, голосовавших по общерегиональному избирательному округу (20,59%), проголосовало против всех списков кандидатов, а за список, получивший наибольшее число голосов избирателей, проголосовало 16,34 процента. Высоким оказалось число голосов, поданных против всех списков кандидатов, и на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).
О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то, что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после перехода на избирательную систему открытых списков явка избирателей оказалась более чем на 10 процентов выше прогнозируемой. Показательным является и такой пример. На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе "закрыть" свои списки. Единственная партия ("Союз Центра"), которая "закрыла" свой список на выборах в 2000 году, потеряла значительное число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских мандатов.
Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.
Таким образом, для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять систему открытых списков. Если применяется система закрытых списков, то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть требование о разделении списка кандидатов на региональные части (см. раздел 2.2).
2.2. Возможность разделения списка
кандидатов на региональные части
Необходимость разделения федеральных списков кандидатов на региональные группы, соответствующие одному или нескольким субъектам Российской Федерации, установлена Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 8 статьи 40). Эта норма ставит получение депутатского мандата кандидатом из той или иной региональной группы в зависимость от уровня поддержки избирателями политической партии, избирательного блока на соответствующей территории.
Федеральный закон не устанавливает аналогичные требования для списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем для того, чтобы сделать закрытые списки кандидатов более "прозрачными" для избирателей, целесообразно разделить их на региональные части. Это означает, что избирательное объединение, избирательный блок, выдвигая список кандидатов, разбивает его полностью или частично на региональные части, соответствующие одному или нескольким одномандатным избирательным округам, образованным для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Число региональных частей рекомендуется установить на уровне не менее трети от числа одномандатных избирательных округов.
При применении системы закрытых списков, разделенных на региональные части, представляется необходимым введение общесубъектовой (общереспубликанской, общекраевой, общеобластной, общеокружной) части списка, включающей в себя не более трех кандидатов. Потребность максимально использовать личностный потенциал партийных лидеров, что соответствует и общемировым тенденциям восприятия избирателями партий прежде всего через их лидеров, должна быть ограничена определенными рамками с тем, чтобы распределение депутатских мандатов внутри списка зависело и от поддержки избирателей.
В положении о разделении списка кандидатов на региональные части следует учитывать существующую систему избирательных комиссий, чтобы в дальнейшем можно было производить подсчет голосов, поданных на той или иной территории за конкретную региональную часть.
Кроме того, следует иметь в виду, что для голосования по партийным спискам в каждом одномандатном избирательном округе должен будет изготавливаться свой комплект избирательных бюллетеней, отличающихся по тексту от бюллетеней, изготовленных для голосования в других одномандатных избирательных округах.
Если применяется система открытых списков, внесение в закон субъекта Российской Федерации положения о разделении списка кандидатов на региональные части нецелесообразно, поскольку тогда ограничивается право граждан выбрать кандидата из всего представленного списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.
Таким образом, в случае применения системы закрытых списков рекомендуется разделение списков кандидатов на региональные части.
2.3. Число кандидатов в списке
При использовании смешанной избирательной системы, при которой возможно выдвижение кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно по мажоритарному избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9 статьи 32 Федерального закона), уже на этапе распределения депутатских мандатов может оказаться, что значительная часть кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, избрана в мажоритарных округах. В таком случае соответствующий список может оказаться допущенным к распределению депутатских мандатов в таком составе, численность которого окажется недостаточной для замещения всех депутатских мандатов, причитающихся соответствующему списку.
Кроме того, устанавливая требование к количеству кандидатов в списке, следует учитывать и возможность выбытия в течение срока полномочий законодательного (представительного) органа депутатов, избранных по пропорциональной системе (по собственному желанию, в связи с занятием должности, не совместимой со статусом депутата, в связи со смертью и по другим причинам). В этих случаях освободившийся депутатский мандат должен передаваться кандидату из того же списка, не получившему мандат при первоначальном распределении (кому именно достанется мандат, зависит от вида избирательной системы). Если же окажется, что таких кандидатов нет, освободившиеся мандаты останутся вакантными до следующих выборов. Это может привести к тому, что орган государственной власти останется в неправомочном составе и должны будут досрочно проводиться новые основные выборы.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации рекомендуется устанавливать, что число кандидатов в выдвинутом списке в любом случае не может быть менее числа депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, и не может превышать это число более чем в 1,5 - 2 раза.
2.4. Форма избирательного бюллетеня

Статья 63 Федерального закона содержит перечень требований, предъявляемых к форме избирательного бюллетеня. Так, в соответствии с пунктами 6, 8 и 16 указанной статьи в избирательном бюллетене по единому избирательному округу размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков (в одноцветном исполнении). Справа от наименования избирательного объединения, избирательного блока должен помещаться пустой квадрат. В конце перечня наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Исходя из требований пункта 4 статьи 63 и пункта 3 статьи 68 Федерального закона необходимые сведения об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах из списков не могут быть размещены на оборотной стороне избирательного бюллетеня.. При применении системы закрытых списков не требуется дополнительных нормативных требований, чтобы изготовить избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.

Статья . Выдвижение кандидатов. Состав списка кандидатов, порядок размещения кандидатов в списке определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.

Статья . Протокол участковой избирательной комиссии по единому избирательному округу. К протоколу об итогах голосования по единому избирательному округу прилагаются таблицы, содержащие данные персонального голосования избирателей за кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов. При этом число голосов избирателей, поданных за кандидатов, выдвинутых в составе одного списка кандидатов, заносится на отдельный лист. Каждый лист приложения к протоколу должен содержать:

Статья . Подсчет голосов по единому избирательному округу. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждый список кандидатов, против всех списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.

Статья . Определение результатов выборов по единому избирательному округу. 1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных непосредственно из территориальных (окружных) избирательных комиссий, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по единому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных (окружных) избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

Статья . Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов. 1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с настоящим Законом. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.

Статья . Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации присваивает номера кандидатам из списка, допущенного к распределению депутатских мандатов, в соответствии с их порядком в списке, установленном при его регистрации.

Статья . Дополнительное распределение депутатских мандатов. Если после распределения депутатских мандатов между списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один и более депутатских мандатов среди всех списков кандидатов или среди некоторых из них, депутатские мандаты передаются спискам кандидатов, не получившим депутатские мандаты при их распределении в соответствии со значениями дробных частей согласно статье "Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов" настоящего Закона, а если и после этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, то они распределяются между списками кандидатов в порядке убывания дробных частей, определенном в соответствии с указанной статьей настоящего Закона.

Статья . Замещение вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу. В случае досрочного выбытия депутата, избранного по единому избирательному округу, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает его депутатский мандат следующему за избранными кандидату из числа кандидатов этого списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей "Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов".

Статья . Выдвижение кандидатов. Состав списка кандидатов, порядок размещения кандидатов в списке кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок полностью или частично разбивают список кандидатов на региональные части, соответствующие территориям одного или нескольких одномандатных избирательных округов (далее - региональные части списка кандидатов), при этом должно быть указано, какой территории единого избирательного округа соответствует каждая из региональных частей списка кандидатов. Число региональных частей списка кандидатов не может составлять менее одной трети от числа одномандатных избирательных округов. Каждая из региональных частей списка должна включать не менее двух кандидатов. Общесубъектовая часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные части списка кандидатов, может включать не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.

Статья . Протокол участковой избирательной комиссии. В строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования по единому избирательному округу вносятся:

Статья . Подсчет голосов по единому избирательному округу. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждый список кандидатов, против всех списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.

Статья . Определение результатов выборов по единому избирательному округу. 1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных непосредственно из территориальных (окружных) избирательных комиссий, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по единому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных (окружных) избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

Статья . Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов. 1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с настоящим Законом. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.

Статья . Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов. 1. Депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят в первую очередь кандидатам, включенным в общесубъектовую часть списка кандидатов.

Статья . Дополнительное распределение депутатских мандатов. Если после распределения депутатских мандатов между списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один и более депутатских мандатов среди всех списков кандидатов или среди некоторых из них, депутатские мандаты передаются спискам кандидатов, не получившим депутатские мандаты при их распределении в соответствии со значениями дробных частей согласно статье "Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов" настоящего Закона, а если и после этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, то они распределяются между списками кандидатов в порядке убывания дробных частей, определенном в соответствии с указанной статьей настоящего Закона.

Статья . Замещение вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу. В случае досрочного выбытия депутата, избранного по единому избирательному округу в составе общесубъектовой части списка кандидатов, депутатский мандат передается первому из следующих за избранными кандидату из числа кандидатов, принадлежащих к общесубъектовой части списка кандидатов, а если таких нет, то региональной части того же списка кандидатов в соответствии с очередностью региональных частей, установленной согласно статье "Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 25.12.2002 n 505-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также