УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ n 2002/140 (утв. Минздравом РФ 20.12.2002 n 2510/224-03-34)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения РФ
А.И.ВЯЛКОВ
20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34
УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" и предназначены для:
- руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;
- главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;
- заведующих клиническими отделениями;
- экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
Организация-разработчик:
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А. Хальфин).
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З. Кучеренко).
Авторы:
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П. Голубева;
- заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;
- главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В. Старикова.
Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн" (генеральный директор О.Б. Юшина).
Авторы выражают благодарность:
- доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М. Старовойтовой;
- главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И. Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;
- заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;
- заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.
Рецензенты:
- зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л. Линденбратен;
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н. Савельева.
Условные краткие сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
КЭР - клинико-экспертная работа;
КЭК - клинико-экспертная комиссия;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
ДМС - добровольное медицинское страхование;
КМП - качество медицинской помощи;
ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), в частности подготовки Отраслевой программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003 - 2007 гг.", необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функций управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда социального страхования [2] направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" [3].
Цель и задачи Методических рекомендаций:
- совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;
- сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
- подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.
Новизна и описание новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у "Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
- введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;
- переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;
- политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;
- резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;
- увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;
- унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;
- усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).
Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
1. Общие положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы
1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.
В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
- ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
- сроки представления информации;
- взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);
- технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).
При составлении положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:
- от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
- от способа обработки информации (степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400 - 2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.
Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей. Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.
Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении "карт экспертной оценки" ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.
Графы с 1 по 7, 9, 20, 21 заполняются в соответствии с Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу Минздрава России от 21.05.02 N 154). Заполнение остальных граф имеет особенности.
Графу 8 (социальный статус пациента, профессия) необходимо дополнить следующими наименованиями:
- инвалид 1 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-1 гр.);
- инвалид 2 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-2 гр.);
- инвалид 3 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-3 гр.);
- инвалид 1, 2, 3 группы вследствие других радиоактивных поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).
С введением социальных льгот для некоторых групп ветеранов рекомендуется выделять по наименованию "ветеран труда" (сокр. Вет. Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС).
Необходимо обратить внимание на инвалидов 1, 2, 3 гр., "воинов-интернационалистов": к ним относятся пациенты, получившие инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где велись боевые действия (см. в "Инструкции" графу 8, группировки 18, 19, 20 социального статуса пациента).
В группировке 5 (другие случаи направления в бюро МСЭ) графы 10 Инструкции вместо наименования "после продления лечения МСЭ (долечивание)" следует писать порядковый номер направления на МСЭ пациента в году. Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр. МСЭ, напр. 2).
В графе 15 "обоснование, заключение экспертов, рекомендации" необходимо указать заключительный диагноз по МКБ-10 после проведения экспертизы и проводить сравнение с диагнозом направившего врача или организации (см. графу 9).
Заполнение граф 21 "подписи экспертов" и 15 "обоснование, заключение экспертов, рекомендации" как рукописным способом, так и при использовании оргтехники должно быть проведено не позднее пятого дня от начальной даты проведения экспертизы (графа 2), то есть заключение по большинству видов экспертиз должно быть подготовлено в течение 5 дней. При сроках подготовки заключения более 5 дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения и подписи экспертов.
Ведение отдельных журналов учета дефектов при проведении всех видов экспертиз не предусматривается.
2. Учет, оценка и анализ экспертиз, связанных с решением медико-социальных проблем.
2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Учет. Организация и проведение экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с основными инструктивно-нормативными документами [7, 8], а также с учетом изменений и предложений по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности.
В Инструкции по заполнению учетной формы N 035/у-02 характеристики экспертных случаев с временной нетрудоспособностью (графа 10) сгруппированы в соответствии с порядком оформления документов, а также нормативных актов, регулирующих контроль: выдача первичного листка нетрудоспособности (справки), продление листка нетрудоспособности (справки), направленный отбор случаев временной нетрудоспособности. Если случай временной нетрудоспособности, подлежащий экспертизе, не вошел в перечень вышепредставленных характеристик, то его следует отнести к группе "другие случаи".
Так как учащимся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, докторантам и аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется "Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка, посещавшего школу или детское дошкольное учреждение" (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо "листка нетрудоспособности" проставляется "Справ.".
В графе 11 уточняется вид и предмет экспертизы, номер листка нетрудоспособности (справки), количество дней нетрудоспособности на момент экспертизы.
Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного анализа работы с группой ДЧБ, то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в графу 11 рекомендуется внести дополнительную информацию о количестве дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы за определенный период (год).
Графа 12 "отклонения от стандарта" заполняется в соответствии с Инструкцией. При проведении экспертизы с помощью компьютерной программы "Экспертная деятельность ЛПУ" применяемые стандарты, а также карты экспертной оценки, нормативные документы могут быть помещены в отдельный блок. Эта информация может использоваться экспертами как справочный материал.
В графе 13 выявленные дефекты могут быть представлены обобщенно в соответствии с критериями оценки случая временной нетрудоспособности (установление факта временной нетрудоспособности, клинического или трудового прогноза, условий труда, обследование, диагноз, качество заполнения первичного медицинского документа и др.), их выбирают сами эксперты в соответствии с экспертными картами или определенными критериями. Рекомендуется использовать сокращения: деф. обсл.; деф. диагн. и др.
В графе 14 "Достижение конечного результата этапа или всего лечебно-диагностического процесса в целом" результат записывается в соответствии с общепринятыми формулировками. Если результативность лечебно-диагностического процесса при экспертизе временной нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам, то проставляется (-). В графе 14 не проводятся никакие обобщения по причинно-следственным связям, только констатируются факты достижения результата этапа или всего лечебно-диагностического (профилактического) процесса.
В графу 15 "обоснование и заключение экспертов, рекомендации" необходимо внести заключительный диагноз, установленный КЭК. Предполагается издание методического пособия по клинико-экспертной работе с рекомендациями по заполнению графы 15.
В случаях если при экспертизе временной нетрудоспособности или при решении медико-социальных проблем населения возникла необходимость оформить заключение в виде справки, то "обоснование заключения и заключение" заполняется в соответствии с рекомендациями по составлению типовой формы справки, представленной ниже.
Оценка и анализ результатов экспертиз временной нетрудоспособности. Основными потребителями информации о результатах экспертиз временной нетрудоспособности могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды социального страхования и ОМС, структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
Из информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводка (отчет) об объемах и результатах экспертиз временной нетрудоспособности в виде табл. 1.
Таблица 1
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200_ ГОД
----------------------------------------T----------T-------------¬
¦Экспертиз временной нетрудоспособности ¦Всего <*> ¦В т.ч. на КЭК¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦Проведено ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦Выявлено случаев с дефектами ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+----------+--------------
--------------------------------
<*> Для проведения углубленного анализа отдельных случаев ЭВН рекомендуется выделить группу экспертиз с целью продления Л/Н, группу ДЧБ и др.
Из данных табл. 1 можно рассчитать удельный вес экспертиз временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами. Показатель частоты случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами на 100 проведенных экспертиз (%) в динамике позволит судить об эффективности работы по контролю за экспертизой временной нетрудоспособности в учреждении. Кроме этого показателя можно рассчитывать показатели дефектов диагностики, оформления документации (из гр. 13), а также по отдельным нозологиям, по врачам, отделению и др.
Информация о результатах проведенных экспертиз временной нетрудоспособности должна использоваться для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, для выявления проблем в организации и порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Обсуждение результатов и мероприятий осуществляется на конференциях, совещаниях и других организационных мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления здравоохранением совместно с фондами медицинского и социального страхования и учреждениями социальной защиты.
Данные об объемах проведенной работы по экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для совместной работы с фондами социального и медицинского страхования.
2.2. Освидетельствование пациентов и оформление направлений в бюро МСЭ.
Учет. В графе 10 "Характеристика случая экспертизы" журнала формы N 035/у-02 случаи освидетельствования и оформления направлений в бюро МСЭ сгруппированы в 3 блока: первичное направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие случаи направления в бюро МСЭ.
Первичным направлением в бюро МСЭ считается:
- случай первого направления пациента для установления ему инвалидности впервые в жизни;
- случай направления пациента, не признанного ранее инвалидом при освидетельствовании МСЭ;
- случай направления пациента через 5 лет после прекращения выплаты пенсии по инвалидности.
К другим случаям направления на МСЭ (кроме случаев переосвидетельствования инвалидов 1, 2, 3 групп) относятся все случаи направления инвалидов по любым медико-социальным вопросам или не подходящие под понятие "первичный случай". Данную группу "других случаев" рекомендуется дополнить группировками:
- случаи проведения экспертизы, проводимые с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (сокр.: "МСЭ степень утр. профтруда");
- случаи проведения экспертизы, проводимые с целью определения нуждаемости в других видах возмещения ущерба (сокр.: "МСЭ возмещ. ущерба").
В графе 11 (вид и предмет экспертизы) для пациентов, имевших временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ, рекомендуется указывать суммарное количество дней и случаев нетрудоспособности за предшествующий период (год).
В графе 15, кроме заключения КЭК, оформить учетную форму 088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу" или форму N 080/у-97 "Направление на ребенка до 18 лет учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу", вписать диагноз.
Оценка и анализ результатов экспертиз, связанных с освидетельствованием и направлением пациентов в бюро МСЭ. Основными потребителями информации о результатах экспертиз при направлении пациентов в бюро МСЭ могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.
Таблица 2
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ
----T-----------T-------T---T-----T---------T-----T------T----T--------T----¬
¦ N ¦ Цель ¦Всего ¦Об-¦Воен-¦Травма, ¦ЧАЭС ¦С дет-¦Ре- ¦Трудовое¦Про-¦
¦п/п¦направления¦случаев¦щее¦ная ¦связанная¦и др.¦ства ¦бе- ¦увечье, ¦чие ¦
¦ ¦в бюро МСЭ ¦(кон- ¦за-¦трав-¦с прохож-¦ ¦ ¦нок-¦профес- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тинген-¦бо-¦ма ¦дением ¦ ¦ ¦ин- ¦сиональ-¦ ¦
¦ ¦ ¦ты, в ¦ле-¦<*> ¦воинской ¦ ¦ ¦ва- ¦ное за- ¦ ¦
¦ ¦ ¦т.ч.) ¦ва-¦ ¦службы ¦ ¦ ¦лид ¦болева- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ние¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦ние <**>¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦1 ¦Для первич-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного уста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалиднос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти, из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦1.1¦Признано ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦1 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦2 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦3 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦2 ¦Для переос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видетельст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вования ин-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦валидов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦2.1¦Признано ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦1 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦2 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦3 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦3 ¦Для уста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возмещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ущерба ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦4 ¦Другие цели¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦5 ¦Итого (1 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 + 3 + 4) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦6 ¦Дано заклю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чений по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+-----
--------------------------------
<*> Включаются данные о пациентах, имеющих военные или военно-медицинские документы или документы о причине увечья (заболевания), связанного с исполнением обязанностей военной службы, участием в других боевых действиях.
<**> Включаются данные о пациентах, имеющих документы "Акт о несчастном случае на производстве (ф. Н-1) или акт о случае профессионального заболевания".
На основании данных табл. 2 рассчитываются следующие показатели:
1. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес).
2. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин первичной инвалидности (1, 2, 3 группы).
3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) из числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес).
4. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) после переосвидетельствования (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин инвалидности после переосвидетельствования.
5. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности (1, 2, 3 группы) за год (в %).
6. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %).
7. Частота первичной инвалидности на 1000 обслуживаемого взрослого населения (без учета детей-инвалидов). Отдельно можно рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000 детского населения.
8. Показатели динамики инвалидности:
- процент инвалидов с установленной более тяжелой группой инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);
- процент инвалидов с установленной более легкой группой инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);
- процент лиц, у которых снята группа инвалидности.
9. Процент инвалидов (1, 2, 3 групп), имеющих рекомендации по медицинской реабилитации.
Данные показатели необходимы для оценки здоровья населения, планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации, обоснования мероприятий по планированию медико-социальной помощи со структурами социальной защиты.
Если при проведении освидетельствования и направлении пациентов в бюро МСЭ проводилась экспертиза качества лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий и заполнялись графы 12, 13, 14, то рекомендуется рассчитывать показатели качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и процент случаев с достигнутым результатом (см. показатели в разделе 3.1 Методических рекомендаций).
2.3. Экспертиза других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Учет. Задачей большинства этих экспертиз является оценка состояния здоровья пациентов, определение соответствия их здоровья и условий жизнедеятельности существующим правовым положениям и социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной защите и поддержке, а также возможности осуществлять отдельные виды деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и др.).
В графе 10 отмечается характеристика случая экспертизы в соответствии с Инструкцией.
При проведении таких экспертиз не требуется обязательной оценки качества оказанной медицинской помощи (графы 12, 13, 14 могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки. Также не заполняются графы 17, 18. В графу 19 (дополнительная информация, примечания) могут быть внесены даты получения запроса из учреждения или обращения пациента. Результаты этих экспертиз оформляются в виде справок.
Форма типовой справки
по заключениям экспертиз по медико-социальным
проблемам, проводимых членами КЭК
Название лечебно-профилактического учреждения
СПРАВКА N
Назначение справки. Цель справки.
Выдана ____________________ Год рождения _____________________
(кому)
Адрес ________________________________________________________
На основании освидетельствования гр. _______________, его (ее)
медицинских документов, также ________________________________
______________________________________________________________
(указывается правовой документ, на который ссылаются)
(заключение и рекомендации)
Клинико-экспертная комиссия:
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Дата выдачи справки:
Печать
Например:
"Поликлиника N 1 Северного административного округа
г. Москвы"
Справка N 333 <*>
"О праве на дополнительную жилую площадь
в виде отдельной комнаты"
--------------------------------
<*> Номер соответствует номеру регистрации по журналу ф. N 035/у-02.
Назначение справки. Цель справки.
Выдана: Иванову И.И. Год рождения: 1938 г. р. Адрес: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1.
Основание для заключения и рекомендации. Если имеется правовой документ, то его необходимо указать (название, номер и дата). "На основании освидетельствования гр. Иванова И.И., его медицинских документов, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 214 Иванов И.И., проживающий по адресу: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".
Кем выдана справка.
Подписи с указанием фамилий и инициалов.
"Клинико-экспертная комиссия":
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Сафонова А.А.
Терехова О.К.
Сидорова Т.П.
Дата выдачи справки: "21.02.2002"
Печать
Оценка и анализ экспертиз других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в т.ч. главные специалисты), другие внешние структуры, пациенты.
На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3.
Таблица 3
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ
----T------------------------------------T---------T-------------¬
¦ N ¦ Назначение экспертизы или виды ¦Проведено¦ Получено ¦
¦п/п¦ справок <*> ¦ всего ¦положительных¦
¦ ¦ ¦ ¦ заключений ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦1 ¦Улучшение жилищных условий ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦2 ¦Академический отпуск и др. проблемы ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения и аттестации ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦3 ¦Рекомендации по трудоустройству ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦4 ¦О годности к управлению транспорт- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ными средствами ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦5 ¦О возможности ношения оружия ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦6 ¦Прочие ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦ ¦Итого: ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------+---------+--------------
--------------------------------
<*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ.
На основании данных табл. 3 можно рассчитать структуру выданных справок, удельный вес положительных заключений. Данные таблицы 3 об объемах КЭР по другим медико-социальным проблемам служат основой для планирования времени и составления графика работы КЭК и объема платных услуг ЛПУ.
2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.
Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.
В графе 15, если оформляется выдача льготного рецепта, то наряду с диагнозом рекомендуется указывать N рецепта, название препарата, дозировка, количество выписанного препарата, кратность приема. Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в этой же графе 15 указывается причина отказа. Здесь же могут быть даны рекомендации о замене препаратов [9].
Оценка и анализ результатов экспертиз льготного лекарственного обеспечения. Потребителями информации об этом виде экспертиз могут быть: органы управления здравоохранением, фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании, аптечные учреждения.
Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4.
Таблица 4
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
ПО ЛЬГОТНОМУ _______ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
----T-------------T-------------------T-----------T--------------¬
¦ N ¦ Льготные ¦ Выдано льготных ¦ Отказано ¦ Итого ¦
¦п/п¦категории <*>¦ рецептов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---------T---------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бесплатно¦ 50% ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦стоимости¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+---------+---------+-----------+---------------
--------------------------------
<*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 4 рассчитываются: процент бесплатных рецептов и 50% стоимости лекарств, а также удельный вес выданных льготных рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1, 2, 3 групп, участники ВОВ и др.).
Результаты проведенных экспертиз по льготному лекарственному обеспечению могут использоваться для углубленного анализа получения лекарств пациентами отдельных категорий (периодичность получения лекарств и их наименование).
3. Учет, оценка и анализ экспертиз качества медицинской помощи
3.1. Экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса.
Учет. Экспертиза качества лечебно-диагностического процесса является функцией должностных лиц - руководителей подразделений, заместителей главных врачей ЛПУ, КЭК и подкомиссий (лечебно-контрольной, экспертизы нетрудоспособности, по изучению летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).
В настоящее время информация о каждом случае проведенной экспертизы или группе случаев (с заключением и рекомендациями) содержится в различных учетных формах (протокол экспертизы лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества, экспертная карта оценки лечебно-диагностического процесса, акт проверки качества лечебного процесса и др.), разработанных ЛПУ или рекомендованных органами управления здравоохранения. При заполнении графы 10 журнала N 035/у-02 "характеристика случая экспертизы" необходимо помнить, что к данному виду экспертиз относятся преимущественно случаи группировок 7 (см. Инструкцию) - направленный отбор случаев для контроля лечебно-диагностической, профилактической или реабилитационной деятельности, а также экспертизы временной нетрудоспособности или другие случаи, определенные административно-правовыми актами.
Для заполнения графы 11 "вид экспертизы" необходимо различать по наименованию два вида: "экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса" и "экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи". Основными отличиями этих видов экспертиз являются особенности задач, применяемых для оценки методических подходов и критериев (характеристик) качества. При проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка выполняемых медицинских технологий по таким критериям, как: результативность, адекватность, своевременность, обоснованность в медицинской документации, соответствие необходимого объема, преемственность, назначение консультаций и др., без оценки экономических затрат (экономической эффективности) и удовлетворенности пациентов; используется преимущественно процессуальный подход к оценке качества. Если при экспертизе случая используются дополнительно медико-экономические критерии, удовлетворенность, критерии оценки обслуживания сестринским персоналом, а также устанавливаются причинно-следственные связи, то такой экспертный случай относится к экспертизе качества (эффективности) медицинской помощи.
Задачами экспертиз качества (эффективности) медицинской помощи является установление причинно-следственных связей процесса и результатов, рациональное использование финансовых (материальных) затрат, оценка удовлетворенности пациента или его родственников (защита прав застрахованных).
В графе 13 выявленные дефекты следует записывать кратко по алгоритмам технологий: обследование, диагностика, лечение, контроль лечения, реабилитация (деф. обсл., леч., оформл. док.). Если экспертный случай содержит информацию, которую трудно записать в формализованном виде или по другим причинам, то указывается номер первичного документа экспертизы (экспертной карты, протокола экспертизы, акта экспертной оценки или экспертного заключения) и его дата.
В графе 15, кроме свободного текстового изложения заключения и его обоснования, а также рекомендаций, необходимо указать диагноз экспертов.
Если после экспертизы качества лечебно-диагностического процесса возникла необходимость направления пациента в бюро МСЭ или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.
Если в ЛПУ проводится оценка качества лечебно-диагностического процесса с расчетом коэффициента уровня качества лечения (УКЛ) либо с расчетом баллов по этапам лечебного процесса, то эта информация записывается в графу 19 (дополнительная информация, примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз качества лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного) процесса. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании.
На основании информации журнала формы N 035/у-02 рекомендуется составлять годовую сводку об объемах и результатах экспертиз качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией об экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5, 6, которые представлены ниже.
3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи.
Учет. Как было сказано выше, основными отличиями экспертизы КМП от экспертизы качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса являются:
- установление причинно-следственных связей влияния дефектов на последующий этап или результат процесса;
- оценка деятельности врача и медицинских работников (выполнение медицинских технологий);
- оценка использования затрат на медицинскую помощь;
- оценка удовлетворенности пациента или его родственников;
- оценка степени риска проведенных медицинских технологий и их роль в возникновении новых заболеваний.
Все графы журнала формы N 035/у-02 заполняются, как при проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса. В отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в графе 15 (обоснование заключения экспертов).
Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического процесса, результаты оценок КМП (баллы, уровень качества лечения, интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе 19 (дополнительная информация, примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз качества медицинской помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз КМП могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании, а также другие структуры, заинтересованные в экспертных оценках КМП. ЛПУ может использовать результаты экспертных оценок для морального и материального стимулирования, для изучения эффективности проводимых мероприятий, для планирования мероприятий по совершенствованию лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной деятельности. Итоговая сводка об объемах и результатах экспертиз КМП представлена в виде табл. 5 и 6.
Таблица 5
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200_ Г.
----T-------------------T--------------T------T------------------¬
¦ ¦Экспертизы качества¦ Случаи ¦Из них¦ В том числе ¦
¦ ¦медицинской помощи +----T---------+с де- +----T----T---T----+
¦ ¦ ¦все-¦качества ¦фекта-¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦
¦ ¦ ¦го ¦лечебно- ¦ми (из¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦
¦ ¦ ¦ ¦диагнос- ¦графы ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦
¦ ¦ ¦ ¦тического¦3) ¦ва- ¦тики¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦1 ¦Проведено всего, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.ч. случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦2 ¦с летальным исходом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦3 ¦осложнений (внутри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦больничного инфици-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦4 ¦случаев расхождений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагнозов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦5 ¦повторной госпита- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦6 ¦случаев с отклоне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием сроков лечения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦7 ¦сложных клинико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертных случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦8 ¦первичного установ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ления инвалидности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦9 ¦другие <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+-----
--------------------------------
<*> Перечень строк определяется ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
Таблица 6
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200_ Г.
-----T-----------T--------------T-----T------------------T-------¬
¦ ¦Экспертизы ¦ Случаи ¦Из ¦ В том числе ¦С дос- ¦
¦ ¦ качества +----T---------+них с+----T----T---T----+тигну- ¦
¦ ¦медицинской¦все-¦качества ¦де- ¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦тым ре-¦
¦ ¦ помощи ¦го ¦лечебно- ¦фек- ¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦зульта-¦
¦ ¦ ¦ ¦диагнос- ¦тами ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦том (из¦
¦ ¦ ¦ ¦тического¦(из ¦ва- ¦тики¦ ¦ ¦графы ¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса ¦графы¦ния ¦ ¦ ¦ ¦3) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦1 ¦Проведено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.ч. с за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болеваниями¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦<**>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+--------
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 5 рассчитываются следующие показатели:
1. Процент проведенных экспертиз качества лечебно-диагностического процесса среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (частота случаев с дефектами).
3. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди отдельных экспертных случаев (с летальным исходом, осложненных и т.д.) (частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).
4. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения и др. среди всех случаев (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения и др.). Для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, изучения причин возникновения дефектов рекомендуется проводить углубленный анализ вышеперечисленных показателей по врачам, отделениям, в динамике по кварталам, полугодиям. Так, например, могут рассчитываться показатели расхождения диагнозов, установленных лечащими врачами и экспертами (частота расхождения диагнозов).
Итоговая сводная информация об объемах и результатах экспертиз качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний пациентов представлена в табл. 6.
На основании данных табл. 6 можно рассчитать следующие показатели:
1. Процент экспертиз качества лечебно-диагностического процесса пациентов с отдельными заболеваниями среди всех случаев оценки КМП (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами в зависимости от заболеваний).
3. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения или других этапов среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения в зависимости от заболеваний).
4. Процент экспертных случаев КМП (всего или по отдельным заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
При применении отдельных методик экспертизы КМП и расчете специальных показателей частоты дефектов, нарушений или при использовании других коэффициентов КМП (УКЛ в зависимости от заболеваний, по отделениям) данные могут быть представлены в виде дополнительных таблиц.
4. Организационно-методические основы создания мониторинга дефектов или других нарушений, установленных в лечебно-профилактических учреждениях
Для непрерывного совершенствования (улучшения) КМП населению, оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ, выявления проблем медицинского обслуживания населения необходима оценка текущей и сводной информации результатов экспертных оценок при внутреннем и вневедомственном контроле, данных социологических опросов и анкетирования, а также медико-экономического и клинико-экономического анализа.
Информация журнала ф. N 035/у-02, а также сводная информация о результатах экспертных оценок за определенный период времени (месяц, квартал, год) позволяет создать основу мониторинга за выявленными дефектами в динамике в зависимости от заболеваний. В большинстве сводок должны быть отражены вопросы соблюдения технологии лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и достижения результата. Примером обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8.
Таблица 7
ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ
С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА)
И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
--------T------------------------T-------------------------------¬
¦ N ¦ Экспертизы пациентов ¦ Периоды (квартал, год) ¦
¦ п/п ¦ с заболеваниями <*> +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦4 <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦5 ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+------------------------+-------+-------+-------+--------
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ.
Таблица 8
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ,
ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ
---T--------------------------------T----------------------------¬
¦N ¦ Экспертизы ¦ Периоды (квартал, год) ¦
¦п/¦ +------T-------T------T------+
¦п ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ ¦ +------+-------+------+------+
¦ ¦ ¦ Дефекты ¦
+--+--------------------------------+------T-------T------T------+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦1 ¦Временной нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦2 ¦Освидетельствование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направление в бюро МСЭ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦3 ¦Качества медицинской помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦4 ¦Прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦5 ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--------------------------------+------+-------+------+-------
В табл. 7 вносится информация из табл. 6 либо рассчитанный процент экспертных случаев КМП с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
По данным табл. 8 можно судить об успешности выполнения мероприятий по совершенствованию управления качеством медицинской помощи в ЛПУ, а также улучшению работы по медико-социальной поддержке и защите населения.
В табл. 8 вносится информация из табл. 1 и 5 либо показатель частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты.
Список литературы
1. Приказ Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации".
2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ от 06.10.98 N 291/167 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности".
3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях".
4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1).
5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
7. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 N 5 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности".
8. Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановление Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (Приложение: Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан). Изменения и дополнения - см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 25.06.96 N 267, Постановление Фонда социального страхования РФ от 25.06.96 N 66.
9. Приказ Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 20.12.2002 n 864 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ГОТОВОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также