НАПРАВЛЕНИЕ 530500 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (утв. Минобразованием РФ 17.12.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
17 декабря 2002 года
Номер государственной
регистрации
539 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530500 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления 530500 -
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр декоративно-прикладного искусства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы при очной форме обучения - 4 года.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанному направлению не предусматриваются.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии - и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра декоративно-прикладного искусства являются произведения искусства различного назначения (предметы культурно-бытового назначения, декоративная пластика, декоративное оформление интерьеров и т.д.). Бакалавр декоративно-прикладного искусства в соответствии с полученной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическую;
- организационно-управленческую;
- учебно-методическую;
- аналитическую.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавра по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению 530500 -
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки выпускника в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530500 - Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных ¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России.¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 года.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально-¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе.¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения.¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознательного и¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория, ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие¦ ¦
¦ ¦социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном ранке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3426 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3126 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01¦История культуры и искусств ¦ ¦
¦ ¦ Культура первобытного общества; история ¦ ¦
¦ ¦предметного мира Древнего Египта, Античной ¦ ¦
¦ ¦Греции и Рима; предметная культура Востока ¦ ¦
¦ ¦(Китай, Индия и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Предметный мир Средневековья и эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦ Новое время; становление научно-технического ¦ ¦
¦ ¦прогресса; предметный мир и промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; новые технологии и материалы; ¦ ¦
¦ ¦Европа и Америка, Всемирные промышленные ¦ ¦
¦ ¦выставки и их влияние на формирование ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦ XX век. Влияние научно-технических достижений ¦ ¦
¦ ¦на развитие предметного мира. Культура второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦ Классификация видов искусств. Специфика и ¦ ¦
¦ ¦сущность различных видов искусств, место ¦ ¦
¦ ¦искусства в жизни. Взаимосвязь всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории и истории искусств. ¦ ¦
¦ ¦ История и развитие искусства от древности до ¦ ¦
¦ ¦наших дней. Общие и уникальные для каждого ¦ ¦
¦ ¦региона и страны историко-художественные, ¦ ¦
¦ ¦социальные и национальные свойства искусства. ¦ ¦
¦ ¦Уровень развития художественной жизни различных¦ ¦
¦ ¦регионов мира, взаимосвязь и совпадение ¦ ¦
¦ ¦отдельных эпох истории искусств с эпохами ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории; история больших ¦ ¦
¦ ¦художественных стилей, эпохи их зарождения, ¦ ¦
¦ ¦расцвета и упадка от античности до начала XX ¦ ¦
¦ ¦века. ¦ ¦
¦ ¦ Западноевропейское искусство; изучение ¦ ¦
¦ ¦архитектуры, станкового и декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса, Барокко, Рококо, эпохи Великой ¦ ¦
¦ ¦Французской революции и Империи, Романтизм и ¦ ¦
¦ ¦Модерн. Знакомство с творчеством великих ¦ ¦
¦ ¦мастеров прошлого. ¦ ¦
¦ ¦ Искусство Востока, особенности развития ¦ ¦
¦ ¦искусства в Америке и Африке. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития искусства в различных регионах мира. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древней Руси; русское искусство ¦ ¦
¦ ¦ХVIII - ХIХ вв.; искусство XX века в России; ¦ ¦
¦ ¦самобытность русского искусства и его связь с ¦ ¦
¦ ¦развитием Российского государства. История ¦ ¦
¦ ¦Византии как основа формирования русского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Влияние западно-европейских ¦ ¦
¦ ¦тенденций на архитектуру, станковые и ¦ ¦
¦ ¦прикладные виды искусства в ХVII - ХIХ вв. ¦ ¦
¦ ¦Мировое искусство в конце XIX и начале XX вв. и¦ ¦
¦ ¦факторы, повлиявшие на его формирование. ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции развития современного мирового ¦ ¦
¦ ¦искусства - реализм, модернизм, постмодерн, ¦ ¦
¦ ¦масс-культура; особенности развития культуры и ¦ ¦
¦ ¦искусства во второй половине XX века. ¦ ¦
¦ ¦ Направления и теории в истории искусств. Школы¦ ¦
¦ ¦современного искусства ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02¦История и современные проблемы декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства ¦ ¦
¦ ¦ История отечественного декоративно-прикладного¦ ¦
¦ ¦искусства. Древнерусские промыслы. Становление ¦ ¦
¦ ¦светского декоративного искусства, допетровская¦ ¦
¦ ¦и послепетровская эпохи. Декоративное искусство¦ ¦
¦ ¦ХVIII - ХIХ вв. Судьба народных промыслов. ¦ ¦
¦ ¦ Художественная промышленность. ¦ ¦
¦ ¦ Советское декоративно-прикладное искусство. ¦ ¦
¦ ¦ Декоративное искусство сегодня. ¦ ¦
¦ ¦ Декоративное искусство за рубежом. Египет, ¦ ¦
¦ ¦Греция, Рим, европейское Средневековье, эпоха ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, декоративное искусство Нового ¦ ¦
¦ ¦времени. XX век. Арт-дизайн и декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладное искусство ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03¦Академический рисунок ¦850 ¦
¦ ¦ Овладение методами изобразительного языка ¦(заня- ¦
¦ ¦академического рисунка на примере гипсовых ¦тия ¦
¦ ¦слепков, живой натуры, объектов предметной и ¦только ¦
¦ ¦пространственной среды. ¦ауди- ¦
¦ ¦ Приобретение навыков изображения человеческой ¦торные ¦
¦ ¦фигуры; изучение пластической анатомии и ¦с пре- ¦
¦ ¦конструктивного рисунка. ¦подава-¦
¦ ¦ Приобретение умения работать в различных ¦телем) ¦
¦ ¦графических техниках ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04¦Академическая живопись ¦850 ¦
¦ ¦ Овладение методами академической живописи, ¦(заня- ¦
¦ ¦знаниями цветоведения и колористики. ¦тия ¦
¦ ¦ Создание средствами живописи с использованием ¦только ¦
¦ ¦различных техник живописных композиций ¦ауди- ¦
¦ ¦различной степени сложности ¦торные ¦
¦ ¦ ¦с пре- ¦
¦ ¦ ¦подава-¦
¦ ¦ ¦телем) ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05¦Академическая скульптура и пластическое ¦272 ¦
¦ ¦моделирование ¦(заня- ¦
¦ ¦ Овладение основами академической скульптуры ¦тия ¦
¦ ¦на примере образцов классической культуры и ¦только ¦
¦ ¦живой природы. ¦ауди- ¦
¦ ¦ Овладение техникой круглой скульптуры и ¦торные ¦
¦ ¦рельефа. Приобретение умения работать в ¦с пре- ¦
¦ ¦различных пластических материалах с учетом их ¦подава-¦
¦ ¦специфики для создания пространственных ¦телем) ¦
¦ ¦композиций различной степени сложности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06¦Основы композиции ¦ ¦
¦ ¦ Виды композиций. Понятие ритма. Ритм и ¦ ¦
¦ ¦пропорции в линейном орнаменте. Построение ¦ ¦
¦ ¦вертикальных ритмических чередующихся полос, ¦ ¦
¦ ¦различных по характеру строения. ¦ ¦
¦ ¦ Анализ ритмов архитектурных сооружений. ¦ ¦
¦ ¦ Компоновка линейных ритмов в замкнутой форме. ¦ ¦
¦ ¦Соразмерность. Масштаб. ¦ ¦
¦ ¦ Простейшие геометрические фигуры в плоскостной¦ ¦
¦ ¦и вертикальной полосе из простейших ¦ ¦
¦ ¦геометрических фигур (квадрат, треугольник, ¦ ¦
¦ ¦круг). ¦ ¦
¦ ¦ Пластическая проработка формы, сопряжение ¦ ¦
¦ ¦деталей, связь элементов в структуре. Виды ¦ ¦
¦ ¦структур - замкнутые и разомкнутые. Виды форм -¦ ¦
¦ ¦пластические, геометрические и скульптурные. ¦ ¦
¦ ¦Создание рельефа из бумаги с использованием ¦ ¦
¦ ¦простых форм и свободных ритмов. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об объемно-пространственных ¦ ¦
¦ ¦структурах. Использование ритмических ¦ ¦
¦ ¦композиций в простейших объемных формах. ¦ ¦
¦ ¦ Изучение природных форм. Зарисовки растений с ¦ ¦
¦ ¦натуры. Пластика природной формы, ее характер, ¦ ¦
¦ ¦пропорции. Способы стилизации растения и ¦ ¦
¦ ¦примеры графических решений. Трансформация ¦ ¦
¦ ¦растения в орнамент с использованием ¦ ¦
¦ ¦тематических форм (архитектура, музыка, шрифт).¦ ¦
¦ ¦ Построение трехмерной формы в пространстве. ¦ ¦
¦ ¦Анализ структуры различных архитектурных ¦ ¦
¦ ¦сооружений и предметов. Акцент в структурах. ¦ ¦
¦ ¦Создание рельефа из бумаги в замкнутой ¦ ¦
¦ ¦геометрической форме (статичное заполнение ¦ ¦
¦ ¦плоскости листа, симметричное; динамичное ¦ ¦
¦ ¦заполнение листа, асимметричное). Создание ¦ ¦
¦ ¦рельефа из бумаги. Композиционное решение ¦ ¦
¦ ¦плоскости с колористической организацией ¦ ¦
¦ ¦простых геометрических фигур. ¦ ¦
¦ ¦ Принципы построения трехмерной формы. Оси ¦ ¦
¦ ¦объемно-пространственных структур - основа, ¦ ¦
¦ ¦вокруг которой группируются элементы структуры.¦ ¦
¦ ¦Нюансная и контрастная связь элементов в ¦ ¦
¦ ¦структуре. Создание объемных форм в макетных ¦ ¦
¦ ¦материалах, используя закон трехкомпонентности ¦ ¦
¦ ¦в композиции при изменении размера, формы и ¦ ¦
¦ ¦тональности цвета объемного элемента модуля ¦ ¦
¦ ¦(статичное и динамичное решение). ¦ ¦
¦ ¦ Применение орнамента в объемных композициях. ¦ ¦
¦ ¦Создание простой объемной формы с ¦ ¦
¦ ¦орнаментальным заполнением плоскостей. ¦ ¦
¦ ¦Используется один цвет по белому фону. Возможно¦ ¦
¦ ¦применение рельефных и фактурных решений. Тема ¦ ¦
¦ ¦орнамента выбирается автором. Орнаментальная ¦ ¦
¦ ¦композиция в замкнутой форме (прямоугольник, ¦ ¦
¦ ¦треугольник, круг). ¦ ¦
¦ ¦ Колористическая организация орнаментальных ¦ ¦
¦ ¦форм в простых объемных композициях. Выполнение¦ ¦
¦ ¦хроматической композиции с гармоническим ¦ ¦
¦ ¦сочетанием цветов. Стилизация элементов ¦ ¦
¦ ¦животного мира (птица - перья, рыба - чешуя, ¦ ¦
¦ ¦насекомое - фактура). ¦ ¦
¦ ¦ Зарисовки форм животного мира. Изучение ¦ ¦
¦ ¦пластики природных форм, его характера и ¦ ¦
¦ ¦пропорций. Выполнение стилизованных графических¦ ¦
¦ ¦решений, выбранных природных форм (птица, рыба,¦ ¦
¦ ¦насекомое и пр.). Создание сюжетно-тематической¦ ¦
¦ ¦декоративной композиции. Создание объемно- ¦ ¦
¦ ¦пространственной композиции ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07¦Традиционные промыслы и ремесла народов мира ¦ ¦
¦ ¦ Значение традиционных промыслов и ремесел в ¦ ¦
¦ ¦народной культуре. Основные занятия, ремесла и ¦ ¦
¦ ¦промыслы активные элементы народной культуры. ¦ ¦
¦ ¦Исторические особенности возникновения народных¦ ¦
¦ ¦промыслов. Связь традиционных ремесел и ¦ ¦
¦ ¦промыслов с образом жизни народа. Критерии ¦ ¦
¦ ¦оценки развитости народных промыслов. Роль ¦ ¦
¦ ¦традиционных ремесел и промыслов в сохранении ¦ ¦
¦ ¦культуры этноса. Представление о народном ¦ ¦
¦ ¦искусстве. Эстетические и функциональные ¦ ¦
¦ ¦изделия народных промыслов, функциональное ¦ ¦
¦ ¦назначение красоты предмета. Этическая и ¦ ¦
¦ ¦культурная особенности "прекрасного". ¦ ¦
¦ ¦Утилитарное и символическое в функциональном ¦ ¦
¦ ¦единстве форм и орнаментов в народной культуре.¦ ¦
¦ ¦Материалы народных промыслов, особенности их ¦ ¦
¦ ¦выбора. Неизменные и изменяемые признаки ¦ ¦
¦ ¦изделия народных промыслов. Структура и ¦ ¦
¦ ¦существование промысла в народной культуре. ¦ ¦
¦ ¦Классификация народных промыслов. Виды ¦ ¦
¦ ¦организации народного промысла. Традиционные ¦ ¦
¦ ¦промыслы и ремесла в народной культуре: ¦ ¦
¦ ¦изготовление изделий для семейного потребления;¦ ¦
¦ ¦специализация в промысле в работе для общины, ¦ ¦
¦ ¦на заказ, на рынок; выделение промысла в виде ¦ ¦
¦ ¦отдельного производства; цеховая организация ¦ ¦
¦ ¦ремесла. Мужские и женские промыслы. ¦ ¦
¦ ¦Традиционные промыслы и ремесла в современном ¦ ¦
¦ ¦мире; одиночные мастера, работающие в русле ¦ ¦
¦ ¦традиции, самодеятельное творчество, артельные ¦ ¦
¦ ¦объединения с сохранением традиционной ¦ ¦
¦ ¦организации промысла, артельные объединения ¦ ¦
¦ ¦"нового типа", этнические традиции в ¦ ¦
¦ ¦промышленном производстве. Экономика промысла в¦ ¦
¦ ¦народной культуре. Ремесла и промыслы народов ¦ ¦
¦ ¦мира: западноевропейских, ¦ ¦
¦ ¦центрально-европейских, восточноевропейских, ¦ ¦
¦ ¦кавказских, среднеазиатско-казахстанских; ¦ ¦
¦ ¦сибирских, центрально-азиатских, ¦ ¦
¦ ¦восточно-азиатских, юговосточноазиатских, ¦ ¦
¦ ¦южно-азиатских, югозападноазиатских ¦ ¦
¦ ¦(переднеазиатских), североафриканских; ¦ ¦
¦ ¦африканских тропических, североамериканских, ¦ ¦
¦ ¦латиноамериканских, австралийских, океанийских ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.08¦Технический рисунок ¦ ¦
¦ ¦ Изучение основ технического рисунка; ¦ ¦
¦ ¦построение геометрических предметов в ракурсах;¦ ¦
¦ ¦построение сечений, тел вращения. Воссоздание ¦ ¦
¦ ¦формы предмета по чертежу (в трех проекциях), ¦ ¦
¦ ¦изображения ее в рисунке. Перспектива и тени в ¦ ¦
¦ ¦перспективе ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.09¦Информационные технологии и компьютерная ¦ ¦
¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия информатики; общая ¦ ¦
¦ ¦характеристика процессов сбора, передачи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и накопления информации при решении ¦ ¦
¦ ¦задач проектирования, технические и программные¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов, ¦ ¦
¦ ¦методы решения функциональных, вычислительных, ¦ ¦
¦ ¦проектных задач; языки программирования; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования. Их роль в практической ¦ ¦
¦ ¦деятельности дизайнера. ¦ ¦
¦ ¦ Введение в компьютерную графику, ¦ ¦
¦ ¦геометрическое моделирование в работах с ¦ ¦
¦ ¦геометрическими объектами (2- и 3-мерное ¦ ¦
¦ ¦изображение). ¦ ¦
¦ ¦ Решение практических композиционных и общих ¦ ¦
¦ ¦дизайнерских задач ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.10¦Цветоведение и колористика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет цветоведения. Основные представители ¦ ¦
¦ ¦органических красителей и неорганических ¦ ¦
¦ ¦пигментов. Их классификация, свойства; основные¦ ¦
¦ ¦свойства цветов; основы колориметрии; цветовые ¦ ¦
¦ ¦явления; определение характеристик цветов при ¦ ¦
¦ ¦помощи ЭВМ; цветовые ряды; спектральный состав ¦ ¦
¦ ¦излучения и его связь с цветом; физиология ¦ ¦
¦ ¦восприятия цвета; строение и работа глаза; ¦ ¦
¦ ¦закономерности аддитивного и субстрактивного ¦ ¦
¦ ¦синтеза цветов; смешение цветов; эмоциональное ¦ ¦
¦ ¦и физиологическое воздействие цветов на ¦ ¦
¦ ¦человека; цветовая символика; дополнительные ¦ ¦
¦ ¦цвета; виды цветового контраста ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦2262 ¦
¦ ¦(устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента) ¦ ¦
¦ ¦УМО рекомендует вузам, ведущим подготовку ¦ ¦
¦ ¦бакалавра декоративно-прикладного искусства ¦ ¦
¦ ¦включать в образовательную программу следующие ¦ ¦
¦ ¦дисциплины и учебные курсы: ¦ ¦
¦ ¦ - Материаловедение (основы выбора материалов ¦ ¦
¦ ¦для художественных изделий декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства); ¦ ¦
¦ ¦- Композиция в декоративно-прикладном ¦ ¦
¦ ¦искусстве; ¦ ¦
¦ ¦- Практикум по одному или нескольким видам ¦ ¦
¦ ¦декоративно-прикладного искусства и народных ¦ ¦
¦ ¦промыслов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦В том числе Военная подготовка ¦450 ¦
¦ ¦либо БЖД ¦100 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7938 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению 530500 -
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра декоративно-прикладного искусства при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую и творческую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии - 147 недель;
- практики - не менее 13 недель, (в том числе: пленэрной практики - не менее 6 недель, музейной практики - не менее 3 недель, преддипломной практики - не менее 4 недель);
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 17 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы бакалавра декоративно-прикладного искусства по очно-заочной (вечерней) форме обучения увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не более 38 часов аудиторных занятий в среднем за все годы теоретического обучения. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по дисциплине "Физическая культура" и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 17.12.2002 n 857 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СОСТАВЫ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также