СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051600 КИНОВЕДЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ: КИНОВЕД (утв. Минобразованием РФ 17.12.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
17 декабря 2002 года
Номер государственной
регистрации
545 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051600 КИНОВЕДЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ: КИНОВЕД
1. Общая характеристика специальности 051600 Киноведение
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 051600 Киноведение - киновед.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы выпускников по специальности 051600 Киноведение при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Виды профессиональной деятельности.
В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой киновед может заниматься научной и профессиональной деятельностью в сфере истории, теории кино и кинокритики, а также в области телевидения и других экранных искусств, организационно-творческой и редакторской работой в области кино, телевидения и других экранных искусств.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Кино-, видео- и телестудии, другие кинематографические и телевизионные организации, органы управления культурой, отделы искусств издательств и средств массовой информации, специализированные и общеобразовательные учреждения, учебные заведения, имеющие в своих программах дисциплины, связанные с историей, теорией и современной практикой кино, телевидения и других экранных искусств.
1.3.3. Место деятельности в области искусств.
Изучение истории, теории кино и других экранных искусств, применение приобретенных знаний и умений для анализа и совершенствования кинематографического процесса, а также творческого процесса в телевидении и других экранных искусствах.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников киноведов, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051600 Киноведение.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 051600 Киноведение УМО по образованию в области кинематографии и телевидения рекомендует проводить, наряду с обязательными экзаменами, предусмотренными Правилами приема в вузы, дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 051600 Киноведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников киноведов по специальности 051600 Киноведение разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 051600 Киноведение, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников киноведов по специальности 051600 Киноведение состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом (факультетом), а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников киноведов по специальности 051600 Киноведение должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - по данной специальности не предусматривается. Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки киноведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 051600 Киноведение
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам приме- ¦ ¦
¦ ¦нения (бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении. Основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссия о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX в.¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская культура¦ ¦
¦ ¦XIX века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал.¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления в философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство и ¦ ¦
¦ ¦время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. Человек,¦ ¦
¦ ¦общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Производство и его роль в жизни человека. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепция общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смена типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса. Национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. Экологическое право.¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельности. Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп.¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этнические аспекты¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание, завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных разно-¦ ¦
¦ ¦видностей русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и социаль-¦ ¦
¦ ¦ная мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и¦ ¦
¦ ¦культуры. Личность как социальный тип. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦ный контроль и девиация. Личность как деятельный¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизирования прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1850 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1510 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦История русской и зарубежной литературы ¦660 ¦
¦ ¦Литература как искусство слова; художественная ¦ ¦
¦ ¦речь и ее элементы; пространство и время в ¦ ¦
¦ ¦литературном произведении; литературные роды и ¦ ¦
¦ ¦жанры; культурная и литературная традиции; ¦ ¦
¦ ¦направления и течения в истории литературы; ¦ ¦
¦ ¦литература и мифология; литература и другие ¦ ¦
¦ ¦виды искусства; понятие о литературном ¦ ¦
¦ ¦процессе; историческое развитие литературы. ¦ ¦
¦ ¦Античная литература; литература Средних веков и ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; литература XVII века, главные ¦ ¦
¦ ¦художественные течения: барокко, классицизм; ¦ ¦
¦ ¦литература XVIII века - века Просвещения, ¦ ¦
¦ ¦развитие жанра романа (бытовой, сатирический, ¦ ¦
¦ ¦философский); сентиментализм; литература XIX ¦ ¦
¦ ¦века; романтизм в поэзии, прозе, драме; реализм ¦ ¦
¦ ¦и мастера реалистического романа; литература XX ¦ ¦
¦ ¦века; взаимоотношения модернистских и ¦ ¦
¦ ¦реалистических течений в первой половине XX ¦ ¦
¦ ¦века; новые черты реализма XX века; литература ¦ ¦
¦ ¦второй половины XX века, ее основные течения и ¦ ¦
¦ ¦крупнейшие явления; особенности развития ¦ ¦
¦ ¦литературы на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦Древняя русская литература (X - XII вв.): ¦ ¦
¦ ¦литературные памятники Киевской Руси; ¦ ¦
¦ ¦образование единого российского государства и ¦ ¦
¦ ¦литература; поэтика древнерусской литературы; ¦ ¦
¦ ¦литература XVII века: классицизм, просвети- ¦ ¦
¦ ¦тельство, сентиментализм; литература XIX века: ¦ ¦
¦ ¦возникновение и становление романтизма, ¦ ¦
¦ ¦художественное своеобразие русского романтизма; ¦ ¦
¦ ¦"Золотой век" русской поэзии; "Натуральная ¦ ¦
¦ ¦школа" 1840-х гг.; нравственные искания ¦ ¦
¦ ¦литературы второй половины XIX века; ¦ ¦
¦ ¦расцвет реализма, поэтика реалистической ¦ ¦
¦ ¦литературы; литература и религиозно-философская ¦ ¦
¦ ¦мысль; мировое значение русской литературной ¦ ¦
¦ ¦классики XIX века; литература конца XIX - начала¦ ¦
¦ ¦XX веков; взаимодействие реализма и модернизма; ¦ ¦
¦ ¦"Серебряный век" русской поэзии; символизм, ¦ ¦
¦ ¦акмеизм, футуризм; русская литература после ¦ ¦
¦ ¦1917 года; многообразие литературных ¦ ¦
¦ ¦направлений и программ; литература в ¦ ¦
¦ ¦тоталитарном обществе 1930 - 1950-х годов; ¦ ¦
¦ ¦социалистический реализм; особенности ¦ ¦
¦ ¦художественного освоения действительности в ¦ ¦
¦ ¦период "оттепели" и в 60 - 70-е годы; ¦ ¦
¦ ¦процессы развития русской литературы в 80 - 90-х¦ ¦
¦ ¦годах ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦История русского и зарубежного изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
¦ ¦Особенности различных видов искусства: театра, ¦ ¦
¦ ¦литературы, изобразительного искусства, музыки ¦ ¦
¦ ¦- их происхождение, система становления и ¦ ¦
¦ ¦развития; место искусства в эпоху зарождения ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; театр и литература античного мира; ¦ ¦
¦ ¦изобразительное искусство Древней Греции и ¦ ¦
¦ ¦Древнего Рима; искусство Средневековья, его ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения с религией; становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие русской национальной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры; народный театр в России; литература, ¦ ¦
¦ ¦музыка и изобразительное искусство эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; век Просвещения и особенности ¦ ¦
¦ ¦эстетики литературы, театра, музыки, ИЗО; ¦ ¦
¦ ¦основные тенденции развития искусства XVIII - ¦ ¦
¦ ¦XIX вв. - классицизм, романтизм, ¦ ¦
¦ ¦психологический реализм; многообразие ¦ ¦
¦ ¦эстетических систем, стилей, жанров и форм ¦ ¦
¦ ¦различных видов искусства XIX - XX вв.; ¦ ¦
¦ ¦особенности различных видов искусства на ¦ ¦
¦ ¦современном этапе, проблемы их взаимодействия ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦История религии ¦ ¦
¦ ¦Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры; история индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма; иудаизм; ¦ ¦
¦ ¦возникновение христианства и его роль в истории ¦ ¦
¦ ¦мировой культуры; основные христианские ¦ ¦
¦ ¦конфессии; история православной культуры ¦ ¦
¦ ¦Византии и России; история ислама и специфика ¦ ¦
¦ ¦исламской культуры; современные религиозные ¦ ¦
¦ ¦движения; фундаментализм и модернизм; культура ¦ ¦
¦ ¦межконфессионального диалога ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦История русского и зарубежного театра ¦ ¦
¦ ¦История русского театра. ¦ ¦
¦ ¦Скоморошество в Древней Руси; литургическая дра-¦ ¦
¦ ¦ма, школьный и придворный театр в XVII веке; ¦ ¦
¦ ¦театр XVIII века - классицизм и сентиментализм ¦ ¦
¦ ¦на русской сцене, зарождение "простонародного" ¦ ¦
¦ ¦театра; романтический и реалистический театр XIX¦ ¦
¦ ¦века; возникновение частной антрепризы, развитие¦ ¦
¦ ¦провинциального театра; новаторские поиски и ¦ ¦
¦ ¦открытия в русском театре конца XIX - начала XX ¦ ¦
¦ ¦веков; развитие театрального искусства после ¦ ¦
¦ ¦октября 1917 г. - многообразие эстетических ¦ ¦
¦ ¦программ и творческих течений в театре 20-х ¦ ¦
¦ ¦годов; противоречивость развития театрального ¦ ¦
¦ ¦искусства в условиях тоталитарного режима в 30 -¦ ¦
¦ ¦50-е годы; развитие театрального искусства в ¦ ¦
¦ ¦период постсталинской "оттепели" и в 60 - 80-е ¦ ¦
¦ ¦годы; русский театр на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦История зарубежного театра. ¦ ¦
¦ ¦Древнейшие ритуальные игрища и празднества; ¦ ¦
¦ ¦мистерии и сатурналии; постепенное отделение ¦ ¦
¦ ¦театрального действа от обрядово-культовой ¦ ¦
¦ ¦основы; театр Древней Греции и Древнего Рима, ¦ ¦
¦ ¦жанры комедии и трагедии, появление литературной¦ ¦
¦ ¦драматургии; древние театральные формы Древнего ¦ ¦
¦ ¦Востока, особые формы сценической условности; ¦ ¦
¦ ¦европейское народное театральное творчество ¦ ¦
¦ ¦Средневековья, представление мираклей и ¦ ¦
¦ ¦мистерий, сочетание религиозных и светских ¦ ¦
¦ ¦мотивов; театр XV - XVI веков, расцвет жанров ¦ ¦
¦ ¦моралите и фарса; театр эпохи Ренессанса, ¦ ¦
¦ ¦комедия масок, появление первых ¦ ¦
¦ ¦профессиональных театров; обособление различных ¦ ¦
¦ ¦видов театра (начиная с XVI века оперы, с XVIII ¦ ¦
¦ ¦века балета и др.); распространение классицизма ¦ ¦
¦ ¦в театральном искусстве XVII века, создание ¦ ¦
¦ ¦строгой театральной системы нормативного типа; ¦ ¦
¦ ¦XVIII век, театр эпохи Просвещения, ¦ ¦
¦ ¦сентиментализм на сцене; появление жанра ¦ ¦
¦ ¦мелодрамы; романтизм и реализм в театре XIX ¦ ¦
¦ ¦века; XX век: появление символизма на сцене, ¦ ¦
¦ ¦особенности драматургии и реформы в ¦ ¦
¦ ¦сценографии; немецкий "эпический театр", ¦ ¦
¦ ¦экзистенциальный театр интеллектуальной драмы, ¦ ¦
¦ ¦"театр абсурда"; тенденции последних ¦ ¦
¦ ¦десятилетий в мировом сценическом искусстве и ¦ ¦
¦ ¦драматургии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Теория и история музыки ¦ ¦
¦ ¦Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные ¦ ¦
¦ ¦формы и жанры. Западноевропейская музыка (Бах, ¦ ¦
¦ ¦Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт; ¦ ¦
¦ ¦Бетховен; романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, ¦ ¦
¦ ¦Шопен; Лист, Вагнер, Дебюсси); русская музыка ¦ ¦
¦ ¦(Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский- ¦ ¦
¦ ¦Корсаков, Бородин, Чайковский, Скрябин, ¦ ¦
¦ ¦Рахманинов); музыка советского периода ¦ ¦
¦ ¦(Прокофьев, Шостакович, Хачатурян). Краткий ¦ ¦
¦ ¦обзор и характеристика важнейших направлений в ¦ ¦
¦ ¦музыке XX века: экспрессионизм, неоклассицизм, ¦ ¦
¦ ¦додекафония, алеаторика, конкретная музыка и др.¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Основы кинематографического мастерства ¦280 ¦
¦ ¦Кинодраматургия как область литературно- ¦ ¦
¦ ¦кинематографического творчества, как новый род ¦ ¦
¦ ¦литературы, предназначенный для экранного ¦ ¦
¦ ¦воплощения; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии и сценарной формы; кинорежиссер ¦ ¦
¦ ¦и кинодраматург; сценарий и фильм; тема; ¦ ¦
¦ ¦фабула, сюжет, композиция киносценария; ¦ ¦
¦ ¦драматический конфликт и характер в ¦ ¦
¦ ¦киносценарии; сцена и эпизод; элементы ¦ ¦
¦ ¦киносценария; жанры кинодраматургии; ¦ ¦
¦ ¦особенности кинодраматургии неигровых видов ¦ ¦
¦ ¦кино и художественной мультипликации. ¦ ¦
¦ ¦Кинорежиссура как соподчинение компонентов ¦ ¦
¦ ¦содержательной формы создаваемого фильма и как ¦ ¦
¦ ¦руководство коллективным творческим процессом; ¦ ¦
¦ ¦сходство и различие театральной и ¦ ¦
¦ ¦кинорежиссуры; литературный и постановочный ¦ ¦
¦ ¦сценарий; режиссерская экспликация; основные ¦ ¦
¦ ¦этапы реализации режиссерского замысла; ¦ ¦
¦ ¦организация предкамерного пространства; ¦ ¦
¦ ¦мизансцена и мизанкадр; киномонтаж, его ¦ ¦
¦ ¦основные функции и виды; кинорежиссер и ¦ ¦
¦ ¦киноактер; индивидуальный творческий стиль ¦ ¦
¦ ¦кинорежиссера; понятие "авторское кино". ¦ ¦
¦ ¦Кинооператорское мастерство. ¦ ¦
¦ ¦Композиция кинокадра. Изобразительная композиция¦ ¦
¦ ¦фильма. Работа кинооператора над экранным обра- ¦ ¦
¦ ¦зом актера. Съемочно-постановочная работа над ¦ ¦
¦ ¦павильонными, интерьерными, натурными ¦ ¦
¦ ¦объектами. Особенности съемочно-постановочной ¦ ¦
¦ ¦работы над фильмами некоторых видов и жанров. ¦ ¦
¦ ¦Кинооператорское освещение. Свет и цвет в ¦ ¦
¦ ¦кинокадре. Киноизобразительный стиль фильма. ¦ ¦
¦ ¦Мастерство художника фильма. ¦ ¦
¦ ¦Художник-постановщик фильма как автор ¦ ¦
¦ ¦изобразительно-декорационного воплощения ¦ ¦
¦ ¦драматургической основы и режиссерского замысла ¦ ¦
¦ ¦кинопроизведения; искусство художника кино и ¦ ¦
¦ ¦традиции живописи, графики, скульптуры; ¦ ¦
¦ ¦изобразительная экспликация фильма; эскизы ¦ ¦
¦ ¦декораций, раскадровка; выбор мест натурных ¦ ¦
¦ ¦съемок; художник и организация предкамерного ¦ ¦
¦ ¦пространства; основные функции и выразительные ¦ ¦
¦ ¦средства художника-декоратора, художника по ¦ ¦
¦ ¦костюмам, художника-гримера. ¦ ¦
¦ ¦Звуковое решение фильма. Основы звукорежиссуры. ¦ ¦
¦ ¦Речь, шумы, музыка как выразительный экранный ¦ ¦
¦ ¦образ; способы сочетаний звука и изображения; ¦ ¦
¦ ¦звукорежиссер как участник коллективного ¦ ¦
¦ ¦процесса создания фильма; звуковая экспликация ¦ ¦
¦ ¦фильма; творческие аспекты деятельности ¦ ¦
¦ ¦звукорежиссера, синхронная запись актерских ¦ ¦
¦ ¦сцен; озвучание; запись музыки и шумов; ¦ ¦
¦ ¦звуковой монтаж фонограммы; перезапись фильма и ¦ ¦
¦ ¦изготовление синхронных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Музыка в кино как один из компонентов, входящих ¦ ¦
¦ ¦в структуру кинопроизведения. Различные функции,¦ ¦
¦ ¦выполняемые в кино инструментальной и вокальной ¦ ¦
¦ ¦музыкой. Музыкальная концепция фильма, ¦ ¦
¦ ¦определяемая авторско-режиссерским замыслом, ¦ ¦
¦ ¦жанровыми и стилистическими особенностями. ¦ ¦
¦ ¦Музыка внутрикадровая и закадровая. Музыкальная ¦ ¦
¦ ¦драматургия фильма и метод иллюстративности. ¦ ¦
¦ ¦Использование в кино различных музыкальных ¦ ¦
¦ ¦жанров и инструментов. Музыкальные фильмы. Кино ¦ ¦
¦ ¦и музыкальный фольклор ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Фильмопроизводство ¦ ¦
¦ ¦Общая характеристика российской кинематографии. ¦ ¦
¦ ¦Организация производства кинофильмов. ¦ ¦
¦ ¦Организационная структура киностудий. Состав ¦ ¦
¦ ¦съемочной группы. Технология производства ¦ ¦
¦ ¦кинофильмов. Производство телевизионных ¦ ¦
¦ ¦фильмов. Организация производства неигрового ¦ ¦
¦ ¦кино и дублирования кинофильмов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный компонент <*> ¦150 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студентов ¦150 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦5428 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф ¦Федеральный компонент ¦4328 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.01 ¦Введение в киноведение ¦ ¦
¦ ¦Киноведение как наука; предмет и структура ¦ ¦
¦ ¦киноведения; история кино, теория кино, ¦ ¦
¦ ¦кинокритика; становление киноискусства и ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития киноведения на Западе и ¦ ¦
¦ ¦в России; основные методы и направления ¦ ¦
¦ ¦научного изучения кино (основные подходы и ¦ ¦
¦ ¦школы); кино как вид искусства; его ¦ ¦
¦ ¦синтетическая природа; виды и жанры кино; ¦ ¦
¦ ¦коллективный характер создания фильма; ¦ ¦
¦ ¦компоненты синтетической образности; кино как ¦ ¦
¦ ¦индустрия; система производства и проката ¦ ¦
¦ ¦фильмов; кино и зритель; кино и общество; кино ¦ ¦
¦ ¦в системе современных массовых коммуникаций; ¦ ¦
¦ ¦перспективы дальнейшего развития кино как ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.02 ¦История отечественного и зарубежного кино ¦3040 ¦
¦ ¦История отечественного кино. ¦ ¦
¦ ¦История кино как научная дисциплина, один из ¦ ¦
¦ ¦разделов киноведения; взаимосвязь истории кино с¦ ¦
¦ ¦теорией кино и кинокритикой; принципы периоди- ¦ ¦
¦ ¦зации; место кино в современной системе средств ¦ ¦
¦ ¦массовых коммуникаций. Кинематограф в ¦ ¦
¦ ¦дореволюционной России; связь с национальным ¦ ¦
¦ ¦театром, литературой, фольклором; место ¦ ¦
¦ ¦российского кино в процессе становления ¦ ¦
¦ ¦мирового кинематографа; рождение советского ¦ ¦
¦ ¦кино; поиски специфических средств экранной ¦ ¦
¦ ¦выразительности; многообразие стилевых и ¦ ¦
¦ ¦жанровых форм в советском многонациональном кино¦ ¦
¦ ¦20-х годов; достижения киноискусства в области ¦ ¦
¦ ¦звукозрительной выразительности экрана, в ¦ ¦
¦ ¦развитии его драматически-повествовательных ¦ ¦
¦ ¦возможностей в 30-е годы; особенности развития ¦ ¦
¦ ¦киноискусства в годы Великой Отечественной ¦ ¦
¦ ¦войны; влияние эстетики хроникально- ¦ ¦
¦ ¦документального кино на игровое; кризис ¦ ¦
¦ ¦советского кино в первые послевоенные годы; ¦ ¦
¦ ¦расцвет советского многонационального ¦ ¦
¦ ¦кино в пору постсталинской "оттепели"; ¦ ¦
¦ ¦обновление образного языка экрана; ¦ ¦
¦ ¦противоречивость развития кино в годы "застоя"; ¦ ¦
¦ ¦преобразование системы производства и проката ¦ ¦
¦ ¦фильмов в пору горбачевской перестройки и в ¦ ¦
¦ ¦постсоветские годы; распад советской многона- ¦ ¦
¦ ¦циональной кинематографии; противоречия и проб- ¦ ¦
¦ ¦лемы российского кино на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦История зарубежного кино. Становление ¦ ¦
¦ ¦кинопроизводства и кинопроката в Европе и США. ¦ ¦
¦ ¦Зарубежный кинематограф начала века: влияние ¦ ¦
¦ ¦смежных искусств, поиски самостоятельного языка ¦ ¦
¦ ¦и кристаллизация основных киножанров, ¦ ¦
¦ ¦становление кинодраматургии. Формирование ¦ ¦
¦ ¦ведущих творческих профессий, перевод ¦ ¦
¦ ¦кинопроизводства на промышленные рельсы в ¦ ¦
¦ ¦Голливуде. Новаторские достижения мастеров ¦ ¦
¦ ¦американского, немецкого и французского кино ¦ ¦
¦ ¦20-х годов, обретение кинематографом ¦ ¦
¦ ¦эстетической независимости, "немое" кино как ¦ ¦
¦ ¦искусство монтажно-пластической ¦ ¦
¦ ¦выразительности. Технический прогресс ¦ ¦
¦ ¦кинематографа 30-х годов (появление звука, ¦ ¦
¦ ¦освоение цвета), новый этап в развитии ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии. Социальный кинематограф США и ¦ ¦
¦ ¦"поэтический" реализм мастеров кино Франции как ¦ ¦
¦ ¦наивысшее достижение кинематографического ¦ ¦
¦ ¦реализма Запада в 30-е годы, Мировая война и ¦ ¦
¦ ¦рост документализма. Смена эстетических ¦ ¦
¦ ¦критериев; неореализм и эстетика достоверности. ¦ ¦
¦ ¦Авторский кинематограф 50-х годов и его влияние ¦ ¦
¦ ¦на новые школы национального кинематографа в ¦ ¦
¦ ¦странах Европы, Америки и Азии. "Постмодернизм" ¦ ¦
¦ ¦и эволюция массового кинематографа. ¦ ¦
¦ ¦Технологические сдвиги и конкуренция ¦ ¦
¦ ¦телевидения и видео. Современный кинематограф в ¦ ¦
¦ ¦системе средств массовой коммуникации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.03 ¦Теория кино ¦100 ¦
¦ ¦Теория кино как наука, изучающая сущностные ¦ ¦
¦ ¦принципы и закономерности киноискусства и ¦ ¦
¦ ¦различных его видов. ¦ ¦
¦ ¦Синтетическая природа кино и специфика кино как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельного искусства. Теория монтажа и ¦ ¦
¦ ¦переменного плана изображения на разных стадиях ¦ ¦
¦ ¦киноискусства и ее роль в развитии киноязыка. ¦ ¦
¦ ¦Двуединая природа кино как искусства, ¦ ¦
¦ ¦документально воссоздающего реальность на экране¦ ¦
¦ ¦и/или максимально преобразующего эту реальность ¦ ¦
¦ ¦с помощью выразительного киноязыка. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦творческих профессий (кинорежиссер, кинодрама- ¦ ¦
¦ ¦тург, киноактер, художник кино, композитор, ¦ ¦
¦ ¦гример в кино), перешедших в кино по наследству ¦ ¦
¦ ¦от других, более древних искусств. Новые, сугубо¦ ¦
¦ ¦кинематографические творческие профессии ¦ ¦
¦ ¦(кинооператор, звукорежиссер, режиссер- ¦ ¦
¦ ¦монтажер) и их роль в экранном синтезе. ¦ ¦
¦ ¦Кинематограф "поэтический" и прозаически- ¦ ¦
¦ ¦повествовательн

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051700 КИНООПЕРАТОРСТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: КИНООПЕРАТОР, ТЕЛЕОПЕРАТОР (утв. Минобразованием РФ 17.12.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также