РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 29.11.2002 n НС-148-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 ноября 2002 г. N НС-148-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ
СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ
На основании пункта 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ и в соответствии с подпунктом 31 пункта 6 и подпунктом 8 пункта 9 Положения о государственной службе речного флота Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 23.12.2001 N 171:
1. Утвердить прилагаемые Правила Российского Речного Регистра:
Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ);
Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП).
2. Ввести в действие указанные в пункте 1 настоящего распоряжения Правила с 31 марта 2003 г.
3. Российскому Речному Регистру (Н.А. Ефремову) до 15 февраля 2003 г. издать Правила, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, и обеспечить их распространение.
4. Признать утратившими силу с 31 марта 2003 г. Правила технического надзора за судами в эксплуатации и Правила технического надзора за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий, введенные в действие Приказом Росречфлота от 29.10.96 N 59.
Заместитель Министра
Н.Г.СМИРНОВ



РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
ПРАВИЛА
ПРАВИЛА
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
(ПОСЭ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Область распространения
1.1.1. Настоящие Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ) на основании "Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания" (далее - "Положение о классификации судов") устанавливают порядок, сроки, методы и объемы освидетельствований Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, с целью обеспечения условий безопасности их плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, а также содержат нормативы для определения технического состояния судна.
1.1.2. Настоящие ПОСЭ не содержат требований относительно освидетельствований и испытаний, связанных с техническим наблюдением за применяемыми при ремонтах и заменах материалами и изделиями, выполнением сварки, клепки, термической обработки и т.п. В связи с этим при необходимости следует применять требования соответствующих частей ПСВП, ПССП или ПТНП.
1.2. Определения и пояснения
1.2.1. Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения приведены в Приложении 8 к настоящим ПОСЭ.
1.2.2. В настоящих ПОСЭ использованы термины, которые нужно понимать следующим образом:
1) выборочный контроль - метод проведения освидетельствования судна, при котором соответствие технического состояния его элементов требованиям Правил устанавливается по результатам выборочной проверки отдельных размеров, свойств, параметров и характеристик элементов.
Порядок и объем проведения предписанных при освидетельствовании осмотров, измерений и испытаний устанавливает в каждом случае инспектор;
2) износ - изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности конструкций и деталей в процессе их эксплуатации вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя рассматриваемого изделия при трении, а также вследствие коррозии, эрозии, загнивания и т.п.;
3) неисправность - состояние объекта, при котором он не удовлетворяет хотя бы одному из требований нормативно-технических документов при сохранении работоспособного состояния, что может быть вызвано неправильной регулировкой, чрезмерными зазорами в сопряжениях, отказом контрольно-измерительных приборов и т.п. и сопровождается в некоторых случаях шумом, стуком, повышенной температурой и т.д.;
4) отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.;
5) повреждение - термин, условно применяемый для описания последствий событий, повлекших за собой переход судна или технического средства из работоспособного технического состояния в неработоспособное или ограниченно работоспособное.
Повреждениями считаются разрывы и недопустимые деформации обшивки, настилов и набора корпуса, поломка деталей, разрушение узлов судовых технических средств и т.п.;
6) техническое состояние - совокупность свойств регламентируемых Правилами элементов судна, характеризующих в данный момент времени степень их пригодности для эксплуатации и соответствия Правилам.
1.3. Общие указания
1.3.1. При всех видах освидетельствований инспектор обязан ознакомиться с актами предыдущих освидетельствований, а также использовать сведения об обнаруженных в эксплуатации износах, повреждениях и неисправностях, произведенных ремонтах и заменах оборудования по судовой документации (формулярам, судовым актам и актам приемки, эскизам, чертежам, ремонтным ведомостям, вахтенным журналам и т.п.).
1.3.2. При осуществлении классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания (далее - классификационная деятельность) Речной Регистр применяет метод выборочного контроля.
1.3.3. Объем проведенного освидетельствования, сведения о техническом состоянии элементов судна, сведения об измерениях, проведенных ремонтах и заменах должны быть отражены в актах освидетельствования, составляемых инспектором.
Акты и другая документация должны быть составлены на специальных бланках без пропусков требуемых сведений. Текстовая часть и эскизы должны давать ясное представление об обнаруженных дефектах, причинах их появления и мерах по устранению, изложенных в форме требований.
Акты и другую документацию инспектор обязан направлять в инспекцию в установленные сроки.
1.3.4. При изменении в результате ремонта зафиксированных ранее в документах Речного Регистра характеристик и параметров судна (район плавания, высота надводного борта, мощность энергетической установки, состав объектов судовой техники и снабжения и т.п.) необходимо внести соответствующие изменения в судовые документы Речного Регистра, а в инспекцию представить справку установленной формы для внесения изменений в документы, хранящиеся в инспекции.
1.3.5. Перечень водных бассейнов России, классифицированных по разрядам "Л", "Р", "О" и "М", приведен в приложении 1 к ч. I ПСВП.
2. ВИДЫ, СРОКИ, ОБЪЕМЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. ДОКУМЕНТЫ
2.1. Общие указания
2.1.1. При осуществлении классификационной деятельности Речной Регистр проводит следующие виды освидетельствований:
1) первоначальное;
2) очередное;
3) классификационное;
4) ежегодное;
5) доковое;
6) внеочередное.
2.1.2. Судовые котлы подвергаются:
1) наружному освидетельствованию - ежегодно;
2) внутреннему освидетельствованию - через 2 - 3 года;
3) гидравлическому испытанию - через 10 лет.
2.1.3. Сосуды под давлением подвергаются:
1) наружному освидетельствованию - ежегодно;
2) внутреннему освидетельствованию - через 5 лет;
3) гидравлическому испытанию - через 10 лет.
Сосуды под давлением с диаметром горловины менее 120 мм подвергаются гидравлическому испытанию через 5 лет.
2.2. Первоначальное освидетельствование
2.2.1. Первоначальное освидетельствование проводится:
1) после постройки судна;
2) после обновления, переоборудования, модернизации или ремонта, следствием которых явилось изменение его типа и назначения;
3) при переклассификации судна (см. 2.9);
4) при приеме на классификационный учет судна, не имеющего документов Речного Регистра, в том числе ранее находившегося на учете другого классификационного (надзорного) органа.
2.2.2. При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие элементов судна проекту и Правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса и выдачи судовых документов Речного Регистра.
2.2.3. Объем первоначального освидетельствования судна в эксплуатации устанавливается в зависимости от объема переоборудования, модернизации или ремонта, срока службы судна, технического состояния его элементов, наличия технической документации и т.п. и в общем случае должен быть не менее объема очередного и классификационного освидетельствований.
Объем первоначального освидетельствования может быть уменьшен до объема ежегодного освидетельствования при наличии действующего свидетельства признанного Речным Регистром классификационного (надзорного) органа и технической документации, необходимой для проверки на соответствие Правилам.
2.2.4. При первоначальном освидетельствовании согласно 2.2.1.1 и 2.2.1.4 судну присваивается регистровый номер и выдаются документы Речного Регистра.
2.2.5. Присвоенный судну регистровый номер наносится на корпус судна (в верхней части форпиковой переборки в районе ДП со стороны форпика или в другом видном месте, мало подверженном износам и повреждениям). Место нанесения регистрового номера согласовывается с инспекцией.
На металлических судах он может быть выбит, накернен или наплавлен, на пластмассовых - изготовлен из пластмассы и наклеен, на деревянных - вырезан или выжжен.
Место нанесения регистрового номера указывается в акте первоначального освидетельствования.
2.3. Очередное освидетельствование
2.3.1. Очередное освидетельствование проводится перед классификационным с целью определения технического состояния элементов судна. По результатам очередного освидетельствования предъявляются требования, после выполнения которых может быть возобновлен класс судна.
2.3.2. Подготовка судна к освидетельствованию и дефектация его элементов осуществляются в соответствии с указаниями 5.8 "Положения о классификации судов".
2.3.3. Периодичность очередных освидетельствований судов предопределяется периодичностью классификационных освидетельствований (см. 2.4.4).
2.4. Классификационное освидетельствование
2.4.1. Классификационное освидетельствование проводится после очередного освидетельствования на подготовленном к эксплуатации судне с целью возобновления класса и оформления нового классификационного свидетельства.
2.4.2. При классификационном освидетельствовании судовладелец представляет документы, подтверждающие объем и качество выполненных после очередного освидетельствования работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов судна, сертификаты на замененные детали.
2.4.3. При классификационном освидетельствовании должно быть проверено выполнение требований, предъявленных при очередном освидетельствовании. Судно и его элементы следует проверить на соответствие требованиям Правил, при этом в применимых случаях проверяются особенности конструкции, технические характеристики, правильность функционирования, качество монтажа, состав, комплектность и другие свойства. После этого должны быть определены техническое состояние элементов судна и возможность возобновления класса судна и признания его годным к плаванию.
2.4.4. Судно предъявляется к классификационному освидетельствованию один раз в 5 лет, начиная от даты первоначального или последнего классификационного освидетельствования. Речной Регистр может изменить промежуток времени между классификационными (очередными) освидетельствованиями судна в целом или укрупненных его элементов (корпуса, механизмов, электрооборудования), если это обусловлено динамикой изменения их технического состояния, связанной с возрастом судна, наработкой судовых технических средств, изменением условий плавания и т.п. По обоснованной просьбе судовладельца классификационные (очередные) освидетельствования укрупненных элементов судна могут проводиться в разные сроки.
2.5. Ежегодное освидетельствование
2.5.1. Ежегодное освидетельствование судна проводится в период между классификационными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна и имеет целью установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям подтверждения класса.
2.5.2. При ежегодном освидетельствовании проводятся преимущественно наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки в действии, объем которых определен в соответствующих разделах настоящих Правил.
2.5.3. По просьбе судовладельца суда смешанного плавания могут быть предъявлены к ежегодному освидетельствованию досрочно. При этом период между этим освидетельствованием и следующим не должен превышать 18 мес.
2.5.4. В год классификационного освидетельствования ежегодное освидетельствование не проводится.
2.6. Доковое освидетельствование
2.6.1. Доковому освидетельствованию подлежат все суда смешанного плавания, а также суда внутреннего плавания, которые признаны годными к эксплуатации с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна (см. 2.14.5.1 - 2.14.5.8).
2.6.2. Доковое освидетельствование проводится перед третьим ежегодным освидетельствованием после первоначального или классификационного с таким расчетом, чтобы период между доковым и очередным освидетельствованиями не превышал 36 месяцев.
2.6.3. Доковое освидетельствование проводится с целью выявления возможных признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки. Проверяется также состояние элементов судовых устройств, расположенных в подводной части корпуса, донно-бортовой арматуры и движительного комплекса.
2.7. Внеочередное освидетельствование
2.7.1. Внеочередное освидетельствование проводится:
1) после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации судна (см. 2.10);
2) после устранения повреждений; при этом документы на годность к плаванию оформляются после выполнения всех требований, выставленных при освидетельствовании согласно 2.7.1.1;
3) по заявке судовладельца в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при необходимости уточнения технического состояния или района плавания судна, а также для восстановления действия документов Речного Регистра, утративших силу;
4) с целью контрольной проверки технического состояния экспериментальных объектов;
5) для проверки готовности судна: к разовому перегону (переходу) вне установленного района плавания (см. 2.11), к перевозке организованных групп людей на непассажирских судах (см. 2.12), к перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов (см. 2.13);
6) после выполнения требований, предъявленных при ежегодном освидетельствовании, в результате которого судно было найдено в негодном техническом состоянии. Срок до следующего ежегодного освидетельствования отсчитывается от даты предыдущего ежегодного освидетельствования;
7) при постановке на классификационный учет судов, прибывших из других бассейнов перегоном или по железной дороге и имеющих действующие документы Речного Регистра;
8) по просьбе судовладельца с целью предварительного определения технического состояния, а также решения вопросов, связанных с предстоящими освидетельствованиями судна;
9) при обновлении, модернизации или ремонте судна без изменения его типа и назначения.
2.7.2. Объем внеочередного освидетельствования в каждом конкретном случае определяется инспектором с учетом цели и задач освидетельствования.
2.8. Отсрочка освидетельствований
2.8.1. В отдельных случаях при наличии обоснованной просьбы судовладельца инспекция может отсрочить дату классификационного, очередного и ежегодного освидетельствований.
2.8.2. Классификационное и очередное освидетельствования судов внутреннего плавания могут быть отсрочены на срок до двух лет.
2.8.3. Классификационное и доковое освидетельствования судов смешанного плавания могут быть отсрочены на срок не более года.
2.8.4. Предусмотренные в 2.8.2 и 2.8.3 отсрочки освидетельствований для судов, перечисленных в 2.14.3, допускаются только при наличии расчетных обоснований достаточной прочности их корпусов для эксплуатации в течение заявленного судовладельцем срока.
2.8.5. Отсрочка классификационного (очередного) освидетельствования механизмов и электрооборудования не допускается, если входящие в их состав отдельные судовые технические средства выработали назначенный ресурс до списания.
2.8.6. Ежегодное освидетельствование судна может быть отсрочено вследствие занятости инспектора по письменному согласованию с инспекцией не более чем на два месяца.
2.8.7. При очередном освидетельствовании судна допускается не выполнять те виды проверок элементов судна, которые были проведены в необходимом объеме (включая также освидетельствования в доке или на слипе) не более чем за 12 месяцев до проводимого освидетельствования.
2.9. Освидетельствование судов в связи
с переклассификацией
2.9.1. При освидетельствовании и определении технического состояния корпусов переклассифицируемых судов следует руководствоваться технической документацией, разработанной в соответствии с указаниями 7.11 "Положения о классификации судов".
Для корпусов серийных судов, переклассифицируемых по просьбе судовладельца в сторону понижения класса, допускается применение индивидуальных нормативов остаточных толщин и параметров деформаций, назначенных с учетом снижения внешних нагрузок при эксплуатации судна после переклассификации.
Определение технического состояния других элементов переклассифицируемого судна производится в соответствии с нормами настоящих Правил.
2.9.2. Переклассификация судна оформляется актом первоначального освидетельствования, объем которого должен быть достаточным для подтверждения соответствия всех элементов судна требованиям Правил и согласованной с Речным Регистром технической документации, а также определения его технического состояния применительно к новому классу.
По результатам этого освидетельствования судну присваивается новый класс, назначаются условия и районы плавания, высота надводного борта, сроки следующих классификационного и ежегодного освидетельствований, оформляются и выдаются новые документы Речного Регистра, а ранее действовавшие утрачивают силу и остаются на хранении у судовладельца.
При переклассификации судна в сторону понижения класса выдается новое классификационное свидетельство, а в остальные документы вносятся соответствующие изменения.
2.10. Внеочередное освидетельствование судов
в связи с повреждениями и отказами судовых
технических средств
2.10.1. О повреждениях судна судовладелец немедленно уведомляет инспекцию, в границах деятельности которой произошло повреждение, и предъявляет судно для освидетельствования независимо то того, привело повреждение к транспортному происшествию или нет. Инспекция может не проводить освидетельствование, если повреждение не привело к транспортному происшествию, выводу судна из эксплуатации и может быть устранено в судовых условиях в короткий срок (п. 5.11 "Положения о классификации судов").
2.10.2. При получении уведомления от капитана судна или судовладельца о транспортном происшествии, повреждении судна или его элементов инспектор должен незамедлительно информировать инспекцию, а последняя - Главное управление об обстоятельствах и последствиях повреждений в соответствии с имеющимися сведениями.
2.10.3. Обстановка на судне, имевшая место в момент получения повреждения, должна быть сохранена до прибытия инспектора в той мере, в какой это не угрожает безопасности судна и находящихся на нем людей, а также не вызывает дальнейших разрушений.
2.10.4. До начала освидетельствования инспектор должен ознакомиться с содержанием первичного судового акта с изложением обстоятельств и причин повреждения и/или отказа судовых технических средств.
2.10.5. При освидетельствовании судна инспектор определяет характер повреждений и выявляет возможные причины, вызвавшие повреждения, устанавливает возможность сохранения класса в зависимости от технического состояния, а также условия, обеспечивающие безопасность дальнейшей эксплуатации судна, или возможность разового перехода к месту ремонта или разгрузки.
2.10.6. Если класс судна не может быть сохранен по причине негодного технического состояния судна, для получения разрешения на его разовый переход судовладелец представляет в инспекцию мотивированную просьбу с описанием мероприятий, обеспечивающих безопасный переход (перегон) до места разгрузки и/или ремонта.
В зависимости от фактического состояния судна с учетом района перехода и мероприятий судовладельца инспекция или инспектор могут оформить разрешение на разовый переход с перечислением выставляемых ограничений и, при необходимости, дополнительных требований.
2.10.7. Результаты внеочередного освидетельствования судна, на котором произошло повреждение, оформляются актом.
К акту освидетельствования должна быть приложена копия акта о транспортном происшествии, составленного комиссией судовладельца, и/или копия первичного судового акта, составленного лицами командного состава судна (судов).
2.10.8. В акте о внеочередном освидетельствовании поврежденного элемента судна необходимо указать следующие данные:
1) исчерпывающие сведения о поврежденном судне или объекте, тип, назначение; автор и номер проекта; год и место постройки или капитального ремонта; место, дата и характер последнего ремонта; документально подтвержденные сведения об организации технического обслуживания объекта (соблюдение инструкции по эксплуатации, наличие и выполнение графика технических обслуживании); вид, дата последнего освидетельствования и сведения о техническом состоянии по результатам этого освидетельствования;
2) конструктивные особенности объекта;
3) краткие сведения со ссылкой на акт транспортного происшествия или первичный судовой акт об обстоятельствах повреждения объекта освидетельствования, в том числе о месте, времени, варианте загрузки, направлении движения судна и т.д.;
4) общее состояние на момент предъявления к освидетельствованию (местонахождение, потеря плавучести, нарушение прочности, повреждение отсеков, энергетической установки и т.д.);
5) подробное описание повреждений с приложением необходимых рисунков, эскизов, схем, фотографий и др.;
6) заключение о причинах повреждений;
7) требования по устранению повреждений и дефектов;
8) сведения, необходимые для уточнения причин повреждений;
9) предложения по предупреждению аналогичных повреждений.
2.10.9. При освидетельствовании поврежденного корпуса в дополнение к данным 2.10.8 в акте необходимо:
1) указать род груза, его размещение по длине и высоте, надежность закрепления груза, наличие излишних грузов или свободной поверхности жидкого груза;
2) подтвердить наличие на судне или в пунктах грузовых работ инструкции по загрузке и разгрузке и соответствие расположения груза этой инструкции;
3) перечислить установленные ранее ограничения условий эксплуатации и подтвердить их выполнение;
4) указать гидрометеорологические условия (направление и скорость ветра, высоту волны по прогнозу и фактическую, соблюдение порядка получения прогнозов, положение судна относительно волны, характеристику ледовых условий и др.).
2.10.10. При освидетельствовании поврежденных объектов судовой техники в дополнение к данным 2.10.8 в акте необходимо указать:
1) марку объекта, заводской номер, год и место постройки или капитального ремонта;
2) количество часов работы до повреждения, в том числе после изготовления, последнего капитального, среднего, текущего ремонтов, наличие сертификата Речного Регистра или другого классификационного (надзорного) органа;
3) режимы и условия работы с указанием основных параметров к моменту отказа;
4) сведения об имевших место до происшествия неисправностях, выполненных ремонтах и техническом обслуживании (по вахтенным машинным журналам);
5) данные о наличии и типе системы дистанционного или дистанционного автоматизированного управления, ее техническом состоянии, а также комплектности и исправности контрольно-измерительных приборов, световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации и автоматической защиты;
6) сведения о замене деталей в процессе эксплуатации.
2.10.11. При освидетельствовании поврежденного электрического оборудования в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать:
1) состав электростанции, род тока, напряжение;
2) результаты последнего измерения сопротивления изоляции перед повреждением и во время освидетельствования;
3) состояние и настройку аппаратов автоматической защиты генераторов, электрических приводов, силовых кабелей, цепей освещения, автоматики и защиты от перегрузки, токов короткого замыкания, самовключения и т.д.;
4) комплектность и исправность контрольно-измерительных приборов и световой сигнализации.
2.10.12. При освидетельствовании поврежденного грузоподъемного устройства в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать:
1) массу груза, углы наклона, поворота стрелы и высоту подъема груза в момент отказа;
2) данные о внешнем виде и техническом состоянии металлоконструкций и ответственных деталей грузоподъемного устройства;
3) сведения о свойствах материала поврежденного элемента.
2.10.13. При освидетельствовании поврежденного котельного агрегата в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать:
1) данные о наличии, типе системы автоматизированного управления, ее техническом состоянии, соответствии проекту и требованиям Правил, а также комплектности и исправности контрольно-измерительных приборов, световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации и автоматической защиты;
2) данные о техническом состоянии и соответствии требованиям Правил водоуказательных приборов, предохранительных клапанов, питательных средств, кранов продувания, системы водоподготовки;
3) документально подтвержденные данные о соблюдении установленного водного режима работы котла, наличии и выполнении графика продувок и очистки котла, отбора проб для анализа котловой воды, а также результаты этого анализа по лабораторному журналу;
4) сведения о свойствах материала поврежденного элемента котла.
2.10.14. При освидетельствовании поврежденного сосуда под давлением в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать данные о техническом состоянии:
1) манометров, их комплектности, периодичности поверки;
2) арматуры сосудов и трубопроводов, исправности и правильности регулировки предохранительных клапанов, наличии на них пломб, состоянии легкоплавких пробок, сепараторов и т.п.;
3) стенок поврежденного сосуда, наличии коррозии внутренних и наружных поверхностей, надежности крепления сосудов.
2.10.15. При освидетельствовании поврежденной холодильной установки дополнительно к данным 2.10.8 необходимо указать:
1) параметры работы установки перед отказом;
2) данные о техническом состоянии компрессоров, насосов, испарителей, трубопроводов и их арматуры, предохранительных устройств;
3) соответствие свойств применяемого хладагента паспортным данным, сведения о последних ремонтах, регулировках, испытаниях, применяемых деталях и материалах по документам, имеющимся у судовладельца.
2.10.16. Если причина повреждения, отказа не является очевидной, то последовательно анализируются все наиболее вероятные причины и сопутствующие им возможные внешние признаки, которые сопоставляются с имеющимися данными по внешнему проявлению повреждения (отказа) и значениями имевших место до повреждения параметров объекта. По результатам такого сопоставления можно установить предполагаемые причины происшествия.
Последовательность действий инспектора с целью установления причин повреждения (отказа) приведена на рис. 2.10.16.
СХЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОВРЕЖДЕНИЯ (ОТКАЗА)
------------------------¬
¦ Объект ¦
L-----------T------------
¦
/
------------------------¬ -------------------------------¬
¦Первый этап. Оценка ¦ ¦ Второй этап. Оценка внешнего ¦
¦внешнего вида и техни- +-------->¦вида и технического состояния ¦
¦ческого состояния изде-¦ ¦деталей после разборки изделия¦
¦лия без его разборки ¦ L-------------------------------
L-----------T------------ ¦
¦ ¦
/ /
------------------------¬ ------------¬ ----------¬ ---------¬
¦Внешний осмотр объекта ¦ ¦ Проверка ¦ ¦Проверка ¦ ¦Наружный¦
L-----------T------------ ¦регулировок¦<--+установки¦<--+ осмотр ¦
¦ ¦ изделия ¦ ¦ узлов ¦ ¦ ¦
¦ L-----T------ L---------- L---------
¦ ¦
/ /
------------------------¬ ------------¬ ----------¬ ---------¬
¦ Анализ обстоятельств ¦ ¦ Разборка ¦ ¦Проверка ¦ ¦Разборка¦
¦ отказа и внешних ¦ ¦ на узлы +-->¦ узлов +-> ¦ узлов ¦
¦признаков, которыми он ¦ ¦ и осмотр ¦ L---------- ¦и осмотр¦
¦ сопровождался ¦ L------------ L----T----
L-----------T------------ ¦
¦ ¦
/ /
------------------------¬ ------------¬ ----------¬ ---------¬
¦Выявление первоначально¦ ¦Установле- ¦ ¦Анализ ¦ ¦Проверка¦
¦ разрушившегося ¦ ¦ние причин ¦<--+повреж- ¦<--+деталей ¦
¦элемента (детали, узла)¦ ¦отказа ¦ ¦денных ¦ L---------
L-----------T------------ L-----T------ ¦деталей ¦
¦ ¦ L----------
/ /
------------------------¬ -----------¬ ------------------------¬
¦ Изучение условий ¦ ¦Оформле- ¦ ¦ Отправка деталей на ¦
¦ эксплуатации ¦ ¦ние доку- +-->¦уточненное исследование¦
¦ отказавшего изделия ¦ ¦ментации ¦ ¦ (при необходимости) ¦
L------------------------ L----------- L------------------------
Рис. 2.10.16
2.10.17. Если причину повреждения, отказа на судне установить не удалось, то инспектор обязан потребовать проведения уточненного исследования с целью выявления конструктивных, производственных и эксплуатационных факторов (качество материала, технология изготовления и контроля изделия, техническое обслуживание и т.п.), которые могли послужить причиной повреждения (отказа).
2.10.18. Всю документацию по освидетельствованию поврежденного объекта после окончательного оформления инспектор должен немедленно направить в инспекцию в двух экземплярах.
2.10.19. Акты внеочередных освидетельствований в связи с повреждениями должны быть утверждены руководством инспекции и направлены в Главное управление в трехдневный срок со дня поступления в инспекцию.
2.10.20. По результатам освидетельствования судов после повреждений по техническим причинам необходимо проанализировать обстоятельства, вызвавшие повреждение, и предложить судовладельцу принять необходимые меры по предупреждению аналогичных повреждений.
2.10.21. Инспекция ведет учет и проводит анализ повреждений судов и судовых технических средств, произошедших по техническим причинам, а также учет всех случаев, связанных с повреждениями, которые повлекли за собой снижение технического состояния судна.
2.11. Внеочередное освидетельствование
судов при разовых перегонах вне установленного
района плавания
2.11.1. Судно, подлежащее разовому переходу через бассейны, существенно отличающиеся по условиям плавания района, определенного классом судна (см. 5.12 "Положения о классификации судов"), должно быть подготовлено судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей главы.
2.11.2. Разовые переходы и перегоны (в дальнейшем - "перегоны") судов, как правило, допускаются без значительных конструктивных изменений судна. При решении вопроса о перегоне судна через бассейны более высокого разряда, чем это предусмотрено судовыми документами, должны быть установлены ограничения по ветроволновому режиму в соответствии с основным символом класса судна.
2.11.3. Для судна, подлежащего перегону в районе плавания, существенно отличающемся от района плавания, предусмотренного классом судна, как правило, разрабатывается проект перегона. Разработка такого проекта обязательна для судов внутреннего плавания, предназначенных для перегона морем.
Проект перегона судов, независимо от района перегона и порта назначения, подлежит согласованию с инспекцией.
2.11.4. К перегону морем допускаются суда, признанные годными для плавания при назначенных условиях перегона и прошедшие докование (слипование) не ранее чем за 12 мес. до перегона. К перегону не допускаются суда с цементными заливками и другими временными заделками в корпусе.
2.11.5. Вопросы организации перегона не относятся к компетенции Речного Регистра, но они должны быть учтены при разработке проекта перегона.
2.11.6. Перевозка пассажиров на перегоняемых судах не допускается.
2.11.7. Для обеспечения благоприятного варианта нагрузки судов, не имеющих балластных цистерн достаточной вместимости, допускается прием грузов.
2.11.8. Если для удовлетворения требований Правил существенные изменения или дооборудование судна не требуются, вследствие чего разработка проекта перегона нецелесообразна, разрабатывается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности перегона и инструкция для капитана. Указанные документы представляются на согласование в инспекцию.
2.11.9. В процессе разработки проекта перегона или перечня мероприятий судно может быть предъявлено инспектору для предварительного освидетельствования с целью уточнения требований по подготовке судна к перегону, а также для контроля объема ремонтных работ, если они предусмотрены.
2.11.10. Если для перегона требуется повышение надводного борта, остойчивости или прочности судна, должны быть предприняты все целесообразные и осуществимые меры для удовлетворения требований Правил путем выбора благоприятной балластировки или загрузки судна, подкрепления корпуса или демонтажа затрудняющих перегон судовых конструкций и оборудования.
2.11.11. Если для полного соответствия требованиям Правил необходимы значительные конструктивные изменения, могут быть установлены дополнительные ограничения по ветроволновому режиму, сезонности, использованию светлого времени суток (в дальнейшем - по погоде). Ограничения по погоде должны быть обоснованы расчетами прочности, остойчивости и надводного борта, при этом должен быть учтен опыт перегонов в этом районе однотипных или подобных судов.
При обосновании ограничений по погоде должна быть также учтена степень обеспечения общей мореходности, обусловленная размерениями судна и их соотношениями, наличием надстроек и мореходных образований корпуса, возвышением оконечностей над ватерлинией, наличием надстроек и рубок.
Для судов с немореходными образованиями корпуса (суда понтонного типа) ограничения по погоде необходимо устанавливать независимо от удовлетворения требованиям Правил по прочности, остойчивости и надводному борту и обосновывать с учетом опыта перегонов однотипных или подобных судов.
2.11.12. При балластировке судов для перегона или при загрузке судов, не имеющих балластных цистерн достаточной вместимости, должен быть выбран наиболее благоприятный вариант обеспечения прочности, остойчивости и надводного борта. Реализуемые одновременно балластировка и загрузка при перегоне должны обеспечивать достаточную осадку для предотвращения слеминга и требуемую степень погружения гребного винта.
2.11.13. К перегону морем своим ходом может быть допущено судно, скорость на тихой воде которого не менее 13 км/ч. При меньшей скорости судно следует перегонять на буксире или в сопровождении судна, способного в случае необходимости его буксировать.
2.11.14. Двери, грузовые и прочие люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные, воздушные, измерительные трубы и другие отверстия в корпусе, надстройках и рубках на время перегона должны иметь закрытия, обеспечивающие непроницаемость.
2.11.15. Донно-бортовая арматура, не используемая при перегоне, должна быть закрыта штатными закрытиями, а при их отсутствии - заглушена.
2.11.16. Высота леерного ограждения или фальшборта на открытых палубах судов, перегоняемых с экипажем, должна удовлетворять требованиям Правил. Для перехода экипажа через открытые участки палуб на них должны быть установлены в достаточном количестве штормовые леера.
2.11.17. Суда, перегоняемые без экипажа, должны быть оборудованы устройствами приема людей с дежурной шлюпки буксировщика.
2.11.18. Рули на судах, буксируемых без экипажа, должны быть надежно раскреплены.
2.11.19. Снабжение судна якорями и якорными цепями должно по меньшей мере соответствовать району постоянной эксплуатации судна.
2.11.20. Выбор способа крепления буксирного каната на буксируемом судне относится к компетенции организации, осуществляющей перегон. Должны быть приняты меры для предотвращения повреждения корпуса и устройств буксирным канатом.
2.11.21. Спасательные средства судов, перегоняемых с экипажем на борту, должны соответствовать требованиям Правил для района перегона. Допускается замена спасательных шлюпок спасательными плотами с суммарной вместимостью, равной вместимости всех спасательных шлюпок.
На судах, перегоняемых в составе каравана, буксируемых или следующих в сопровождении судна, способного их буксировать, количество спасательных средств может быть уменьшено, однако вместимость спасательных средств коллективного пользования должна быть достаточной для размещения всего экипажа.
2.11.22. Аварийное и навигационное снабжение перегоняемых судов должно соответствовать требованиям Правил для района перегона. Состав этого снабжения может быть уменьшен при перегоне в составе каравана, на буксире или в сопровождении судна, способного осуществлять буксировку. На судах, перегоняемых без экипажа, установка навигационного оборудования не требуется.
2.11.23. Сигнальные средства перегоняемых судов должны соответствовать требованиям Правил для района перегона.
Суда, перегоняемые без экипажа, должны быть снабжены сигнально-отличительными фонарями и сигнальными фигурами. Штатная работа сигнально-отличительных фонарей в темное время суток и выставление сигнальных фигур должны быть обеспечены на все время перегона.
2.11.24. Противопожарное снабжение судов должно соответствовать требованиям Правил для района перегона.
2.11.25. На судах, совершающих разовый переход, должны быть исправные штатные средства радиосвязи и навигации.
2.11.26. Суда, совершающие переход морем, должны быть снабжены: носимой морской УКВ-радиостанцией, радиолокационным ответчиком спасательных средств и аварийным радиобуем КОСПАС-САРСАТ.
2.11.27. Должна быть предусмотрена возможность откачки воды из отсеков судовыми насосами, насосами судна-буксировщика или судна сопровождения.
2.11.28. Двигатели, котлы, механизмы, оборудование и снабжение, крепление которых не рассчитано на условия перегона, должны быть дополнительно раскреплены.
2.11.29. На буксируемых самоходных судах гребные валы должны быть застопорены, если не предусмотрена работа главных двигателей.
2.11.30. Достаточность общей предельной прочности корпуса судна при перегоне следует проверить согласно Методическим указаниям, изложенным в Приложении 1. При этом:
1) изгибающий момент на тихой воде в рассматриваемом сечении определяется с учетом весовой нагрузки судна во время перегона;
2) независимо от района перегона значение коэффициента запаса Кгодн принимается равным 1,15.
2.11.31. Если установленная при перегоне высота волны существенно превышает нормативную высоту волны для судна данного класса, проводятся расчеты местной прочности. При этом расчетные нагрузки на связи корпуса следует принимать в соответствии с 2.2 ч. I ПСВП, а допускаемые напряжения не должны приниматься более:
0,95ReH - для флоров, рамных шпангоутов и бимсов, для продольного набора в оконечностях, для холостого поперечного набора, для набора концевых переборок надстроек и стенок рубок;
0,5ReH - для продольного набора (кильсонов, карлингсов и ребер жесткости) в средней части.
Здесь ReH - предел текучести материала корпуса.
2.11.32. Остойчивость судна должна удовлетворять требованиям Правил по основному критерию остойчивости с учетом района перегона и ограничений по погоде.
2.11.33. Надводный борт должен удовлетворять требованиям Правил с учетом района перегона или, по крайней мере, должен быть не ниже требуемой Правилами высоты для судов данного класса.
2.11.34. Судно, подготовленное к перегону, должно быть предъявлено к внеочередному освидетельствованию для проверки соответствия выполненных работ согласованному проекту перегона и оформления документов Речного Регистра на перегон.
2.11.35. Качество выполненных работ по подкреплению, дооборудованию и конвертовке должно соответствовать требованиям проекта перегона и до предъявления судна к освидетельствованию должно быть удостоверено актами службы технического контроля организации, проводившей работы.
2.11.36. При положительных результатах освидетельствования инспектор должен оформить акт внеочередного освидетельствования и выдать свидетельство на разовый перегон формы РР-1.12 или РР-1.13 от пункта, в котором производились работы по дооборудованию и конвертовке, до места назначения.
2.11.37. В акте должно быть указано, на основании какого проекта, когда и кем согласованного, проведено дооборудование судна.
В заключении акта должны быть указаны условия перегона судна от пункта дооборудования и конвертовки до места назначения по внутренним водным путям и морским районам. Условия перегона (ветроволновой режим, способ передвижения, допустимость нахождения на борту людей, необходимость балластировки и т.д.) должны быть назначены в соответствии с проектом, согласованным с Речным Регистром.
2.11.38. Все суда после завершения перегона морем должны быть предъявлены к внеочередному освидетельствованию инспекции.
2.11.39. В акте внеочередного освидетельствования должно быть отражено техническое состояние судна и выполненных в соответствии с проектом перегона подкреплений, конвертовки и дополнительных устройств. В случае повреждения судна при перегоне проводится его освидетельствование в соответствии с 2.10.
2.11.40. Указания настоящей главы в отношении порядка подготовки судна к перегону и оформления документов распространяются также на суда, списанные на металлолом.
Вопросы, связанные с применением технических требований настоящей главы к таким судам, согласовываются с инспекцией с учетом произведенного или намеченного демонтажа отдельных устройств, судового оборудования, энергетической установки, электрооборудования и т.п.
В любом случае для судов, списанных на металлолом, требуется безусловное обеспечение:
1) прочности и остойчивости в намеченном районе перегона при соблюдении ограничений по ветроволновому режиму и сезону перегона;
2) непроницаемости корпуса и отверстий, расположенных ниже палубы надводного борта, а выше нее - с учетом целесообразности в зависимости от назначенных ограничений по ветроволновому режиму;
3) надежности устройств для буксировки и/или толкания;
4) сигнально-отличительными фонарями и источниками их питания, а также дневными сигналами;
5) возможности стоянки на якоре судна или состава;
6) доступа на буксируемое судно людей с дежурной шлюпки буксировщика.
2.12. Внеочередное освидетельствование
в связи с перевозкой организованных групп людей
на непассажирских судах
2.12.1. Непассажирское судно может быть признано Речным Регистром пригодным для перевозки организованных групп: людей (доставка к месту работы и обратно) при условии специального дооборудования такого судна (см. 5.13 "Положения о классификации судов") в соответствии с требованиями настоящей главы.
2.12.2. Перевозка организованных групп людей на непассажирских судах может осуществляться после проверки инспектором подготовленности судна к таким перевозкам и внесения соответствующей записи в судовые документы.
2.12.3. Перевозка организованных групп людей на непассажирском судне может осуществляться при наличии на судне информации об остойчивости и непотопляемости, предусматривающей возможность перевозки установленного количества людей и оговаривающей все условия такой перевозки (размещение людей, ограничение их перемещения на судне, запрещение буксировки и т.п.).
2.12.4. Инспектор должен проверить наличие оборудованных мест для сидения в соответствии с количеством перевозимых людей.
2.12.5. Перевозка на непассажирских судах организованных групп людей допускается при продолжительности рейса не более двух часов.
2.13. Внеочередное освидетельствование
в связи с перевозкой на судах крупногабаритных
и/или тяжеловесных грузов
2.13.1. Крупногабаритными и/или тяжеловесными грузами для данного судна считаются такие грузы, при размещении которых на судне:
1) удельные нагрузки на настилы палубы, второго дна или люковые закрытия превышают проектные;
2) центр тяжести и центр парусности груза расположены выше проектных;
3) масса или габаритные размеры штучного груза превышают проектные;
4) заслоняются штатные сигнально-отличительные фонари и возникает необходимость изменить их расположение;
5) невозможно закрыть штатные люковые закрытия.
2.13.2. Для обеспечения безопасности судна и перевозимого на нем крупногабаритного и/или тяжеловесного груза судовладелец представляет техническую документацию, подтверждающую возможность безопасной перевозки данного груза и содержащую описание дополнительных конструктивных мер, способов закрепления груза, дополнений к инструкции по загрузке и разгрузке, а также к информации об остойчивости и непотопляемости судна (см. 5.14 "Положения о классификации судов").
2.13.3. После дооборудования судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию с целью проверки его готовности к перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.
2.14. Определение технического состояния
2.14.1. Присвоение, подтверждение, возобновление или восстановление класса, установление годности судна к плаванию, а также назначение объема необходимого ремонта осуществляются в соответствии с техническим состоянием элементов судна.
2.14.2. Техническое состояние элементов судна определяется по результатам осмотров, измерений, испытаний, проверок в действии и на основании документов, предъявляемых судовладельцем, с учетом норм допускаемых дефектов, приведенных в Правилах или в признанных Речным Регистром нормативных документах.
2.14.3. Дефектация корпуса и других элементов судна с целью определения их технического состояния и установления объема необходимого ремонта, как правило, совмещается с очередным освидетельствованием.
Для определения технического состояния корпусов с целью возобновления или восстановления класса транспортных судов смешанного плавания классов "М-СП", "М-ПР" и "О-ПР" возрастом 15 лет и более независимо от типа судна и его длины представляются обоснования достаточности их общей прочности на последующий пятилетний или заявленный судовладельцем меньший срок эксплуатации.
Обоснования выполняются в виде прямого расчета прочности с использованием материалов дефектации не более чем годичной давности.
2.14.4. Если все элементы судна удовлетворяют требованиям Правил, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допускаемых значений, техническое состояние судна устанавливается годным, ему присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс и оно признается годным к плаванию в условиях, предопределенных его классом и назначением.
2.14.5. Если элементы судна не в полной мере удовлетворяют требованиям Правил, судну может быть снижен класс или оно может быть признано годным к эксплуатации только с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания, к которым относятся:
1) увеличение высоты надводного борта (снижение грузоподъемности);
2) ограничение по ветроволновому режиму;
3) ограничение по району плавания и сезону эксплуатации;
4) ограничение по роду перевозимых грузов;
5) ограничение по способу загрузки;
6) запрещение плавания порожнем и без балласта;
7) изменение схемы балластировки и размещения груза;
8) запрещение или ограничение работы в ледовых условиях;
9) уменьшение пассажировместимости;
10) снижение мощности главных двигателей;
11) запрещение работы без постоянной вахты в машинном помещении;
12) ограничение мощности одновременно включаемых потребителей электрической энергии;
13) ограничение грузоподъемности, вылета судовых и плавучих кранов;
14) снижение грузоподъемности или уменьшение удельной нагрузки на стапель-палубу плавучих доков;
15) сокращение промежутка времени до следующего освидетельствования.
Могут быть одновременно установлены одно или несколько перечисленных или иных ограничений.
Необходимость и достаточность ограничений, предусматривающих снижение внешних нагрузок на корпус судна (см. 1 - 8), подлежат обоснованию расчетами прочности, оговоренными в 2.14.3.
Ограничения снимаются после обновления судна или проведения надлежащих ремонтных работ, в результате которых устраняются причины наложения ограничений.
2.14.6. Если техническое состояние любого из элементов судна признано негодным, класс судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к эксплуатации, за исключением случая, указанного в 2.14.7.
2.14.7. Судно, признанное негодным для эксплуатации по техническому состоянию одного или нескольких элементов, может быть признано годным к эксплуатации при использовании его по другому назначению.
2.14.8. При наличии повреждений, исключающих возможность сохранения класса и дальнейшей эксплуатации, по мотивированной письменной просьбе судовладельца может быть разрешен разовый переход (перегон) судна к месту ремонта или разгрузки в соответствии с положениями 2.10.
2.14.9. При наличии дефектов, неисправностей или повреждений, не представляющих явной опасности для эксплуатации судна и устранение которых в данное время невозможно или затруднительно, выполнение требований Правил по тем позициям, которые указаны в письменном обосновании судовладельца, может быть отсрочено до ближайшего планового ремонта или на установленный срок. При этом Речной Регистр может установить эксплуатационные ограничения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна.
2.14.10. Если при освидетельствовании судна установлено, что неисправные технические средства, устройства и оборудование, не входящие в число объектов классификационной деятельности Речного Регистра, препятствуют нормальной работе регламентируемых Правилами элементов судна, или если их использование представляет угрозу плаванию судна, человеческой жизни, окружающей среде, сохранности грузов, то эксплуатация их должна быть запрещена до приведения в исправное состояние.
2.15. Документы
2.15.1. При осуществлении классификационной деятельности Речной Регистр выдает соответствующие документы.
2.15.2. Судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются:
1) классификационное свидетельство (форма РР-1.0);
2) свидетельство о годности к плаванию (формы РР-1.1, РР-1.2 или РР-1.17);
3) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором (формы РР-1.8 и РР-1.9);
4) другие документы, предусмотренные Правилами.
2.15.3. Документы, указанные в 2.15.2.1, 2.15.2.2 и 2.15.2.3, выдаются на срок до следующего классификационного освидетельствования с ежегодным их подтверждением.
2.15.4. Документами, подтверждающими соответствие Правилам материалов и изделий, изготавливаемых под техническим наблюдением Речного Регистра, являются:
1) сертификаты Речного Регистра, выдаваемые на материалы и изделия;
2) акты Речного Регистра о проведенных испытаниях;
3) согласованные с Речным Регистром документы, выдаваемые предприятиями на производимые ими материалы и изделия или лабораториями на проведенные ими испытания.
2.15.5. Документы Речного Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования (п. 6.2 "Положения о классификации судов").
2.15.6. Речной Регистр может признавать полностью или частично документы, выданные другими классификационными организациями (п. 6.3 "Положения о классификации судов").
2.15.7. Судовые документы Речного Регистра хранятся на судне, за исключением документов судов, эксплуатирующихся без экипажа, которые хранятся у судовладельца либо, в случае постоянного закрепления за судном-толкачом, у капитана судна-толкача.
2.15.8. Документы Речного Регистра теряют силу:
1) после повреждений элементов судна, без устранения которых (повреждений) не обеспечивается безопасность эксплуатации;
2) в случае непредъявления судна к освидетельствованию в установленный срок;
3) при невыполнении требований Речного Регистра;
4) при нарушении условий плавания, указанных в судовых документах;
5) при осуществлении без предварительного согласования с Речным Регистром работ, связанных с конструктивными изменениями судна;
6) если судно не поставлено на классификационный учет инспекции (п. 5.2 "Положения о классификации судов").
2.15.9. Для восстановления действия документов Речного Регистра судно предъявляется к освидетельствованию после устранения причин, вызвавших прекращение действия документов.
2.15.10. Перечень документов Речного Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности, приведен в Приложении 7.
3. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСА И НАДСТРОЙКИ
3.1. Общие указания
3.1.1. Настоящий раздел содержит указания по освидетельствованию стальных, железобетонных, пластмассовых, деревянных корпусов, корпусов из легких сплавов и судовых надстроек.
3.1.2. Надстройки, участвующие в общем изгибе судна, при освидетельствовании рассматриваются как часть корпуса. В документах первоначального освидетельствования инспектор должен отметить, что в соответствии с проектом и конструктивным исполнением надстройка участвует или не участвует в общем изгибе судна.
3.1.3. При освидетельствовании корпуса и надстроек всех судов следует проверять также техническое состояние оборудования жилых и служебных помещений, помещений для демонстрации кинофильмов, электрогазосварочных работ и хранения баллонов, элементов конструктивной противопожарной защиты, проходов, дверей, трапов, комингсов, закрытий люков и горловин, иллюминаторов, фальшборта, леерного ограждения, поручней, переходных мостиков, сходных трапов и т.п.
3.1.4. При всех видах освидетельствования корпуса, после которых судно допускается к эксплуатации, инспектор должен проверить правильность нанесения грузовой марки, а также наличие:
1) инструкции по загрузке и разгрузке на грузовых самоходных и несамоходных судах;
2) информации об остойчивости и непотопляемости на пассажирских, разъездных, буксирных и промысловых судах, на непассажирских судах, перевозящих организованные группы людей, на грузовых судах, к остойчивости которых в соответствии с 12.9 ч. I ПСВП предъявляются дополнительные требования, на всех судах смешанного плавания, а также на судах других типов и назначений по требованию Речного Регистра. Правильность нанесения грузовой марки и наличие перечисленных выше документов с указанием их номеров должны быть отражены в акте освидетельствования.
В случае отсутствия указанных документов, а также несоответствия расположения грузовой марки установленному Речным Регистром надводному борту судно не может быть признано годным к эксплуатации.
3.1.5. Первоначальное освидетельствование корпуса следует проводить в соответствии с ПТНП с учетом 2.2.
3.2. Очередное освидетельствование
3.2.1. Общие указания, относящиеся к проведению очередного освидетельствования, изложены в 2.3.
3.2.2. Для очередного освидетельствования корпуса судно ставится на слип, в док или поднимается на берег для осмотра подводной части.
При отсутствии видимых износов при первом (после постройки) очередном освидетельствовании на слипе измерение толщин связей допускается не производить.
Первое (после постройки) очередное освидетельствование судов внутреннего плавания может быть проведено на плаву, если при осмотре отсеков и мест, наиболее подверженных износу, не обнаружены дефекты и повреждения корпуса. Освидетельствование следует проводить путем тщательного осмотра изнутри всех доступных для этого отсеков и контрольных измерений толщиномером в доступных местах. Для таких судов отсрочка второго очередного освидетельствования на слипе, оговоренная в 3.2.6.1, не допускается.
3.2.3. Очередное освидетельствование с постановкой на слип несамоходных судов без двойного дна, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, допускается не проводить до третьего классификационного освидетельствования при условии, что на этих судах нет оборудования, затрудняющего доступ к наружной обшивке для осмотра, и при предыдущих очередных освидетельствованиях произведены измерения остаточных толщин обшивки подводной части корпуса инструментальным методом и при этом не выявлены недопустимые износы и деформации.
3.2.4. Очередное освидетельствование железобетонных корпусов допускается проводить на плаву, если при осмотре отсеков не обнаружены повреждения подводной части корпуса.
3.2.5. Очередное освидетельствование стальных доков допускается проводить на плаву, если представленные судовладельцем результаты водолазного осмотра подводной части корпуса и измерений остаточных толщин связей подводной части корпуса инструментальным методом удовлетворяют требованиям Правил.
3.2.6. При отсутствии в корпусе водотечности, разрывов набора или обшивки, потери устойчивости, отрывов от обшивки стенок набора по согласованию с инспекцией очередное освидетельствование на слипе может быть перенесено на срок не более:
1) двух лет - для судов внутреннего плавания;
2) одного года - для судов классов "М-СП", "М-ПР" и "О-ПР".
3.2.7. Перед очередным освидетельствованием корпуса на слипе инспектор должен ознакомиться с документами, отражающими результаты дефектации корпуса в соответствии с Методическими указаниями, приведенными в Приложении 2.
3.2.8. При освидетельствовании корпуса днищевые слани и изоляция трюмных помещений демонтируются в той степени, которая необходима для определения остаточных толщин и повреждений связей корпуса.
Должна быть обеспечена возможность осмотра подпалубного набора. Все цементные заделки, а также установленные без соблюдения требований стандартов временные дублирующие листы удаляются.
Дублирующие накладные полосы для увеличения общей прочности корпуса или местной прочности отдельных связей, а также дублирующие листы, установленные на предварительно заваренные трещины, удалению не подлежат.
3.2.9. При очередном освидетельствовании металлических корпусов должны быть выборочно осмотрены следующие составные части корпусов и надстроек:
1) наружная обшивка, непроницаемые переборки, бортовой и днищевой набор (особенно под котлами, в цистернах всех назначений, в междудонном и междубортовом пространствах); бортовая обшивка (особенно под обносами и в районах выхода газовыпускных и сточных труб); обшивка второго борта и настил второго дна;
2) настил палуб (особенно палубный стрингер), набор палуб, палубные вырезы, комингсы люков;
3) штевни, кили, кронштейны гребных валов, дейдвудные и гельмпортовые трубы, неповоротные насадки, водометные трубы и каналы, крыльевые устройства СПК, гибкие ограждения СВП;
4) элементы корпуса и надстроек, перечисленные в 3.1.3.
При выявлении трещин в наружной обшивке, настиле палуб, переборках, наборе следует выявить причины их возникновения (вибрация, коррозия, истирание и т.д.).
3.2.10. При очередном освидетельствовании корпусов судов, имеющих в формуле класса заключенное в скобки слово "(лед)" или "(ледокол)", необходимо обратить внимание на состояние штевней, а также сварных швов и наружной обшивки в районе ледового пояса, бортового набора и поперечных переборок.
3.2.11. Топливные отсеки, цистерны, а также грузовые отсеки наливных судов перед освидетельствованием зачищаются и дегазируются со взятием пробы газов, о чем составляются соответствующие акты.
3.2.12. При очередном освидетельствовании деревянных корпусов должны быть осмотрены все элементы набора и наружная обшивка. Особенно тщательно должны быть осмотрены штевни, транцевые рамы, замки набора, торцы досок наружной обшивки и другие места, подверженные загниванию, проверена плотность конопатки, а также техническое состояние болтовых креплений.
При освидетельствовании корпусов из бакелизированной фанеры следует обратить внимание на техническое состояние крепежа, наличие трещин, расслоений, истираний и коробления обшивки, трещин в наборе, килевом поясе и местах соединения киля со штевнями.
3.2.13. При очередном освидетельствовании железобетонных корпусов инспектор должен убедиться в отсутствии трещин, пробоин, разрушения поверхности и отставания бетона от арматуры, водотечности и фильтрации, а также обратить внимание на объем и качество заделки поврежденных мест, которые должны быть отмечены на конструктивном чертеже.
3.2.14. При очередном освидетельствовании пластмассовых корпусов должно быть обращено внимание на наличие в обшивке, переборках, наборе, надстройках и рубках расслоений, истирания, надрезов, рисок, царапин и других местных дефектов, а также водотечности.
3.2.15. При очередном освидетельствовании элементов конструктивной противопожарной защиты необходимо проверить техническое состояние изоляции огнестойких и огнезадерживающих конструкций и закрытий отверстий в них. В необходимых случаях может потребоваться вскрытие отдельных участков зашивки и изоляции.
Должна быть проверена исправность закрытий дверей, шахт, вентиляционных каналов, кольцевых пространств дымовых труб, световых люков и других отверстий грузовых, машинных и насосных помещений и их приводов.
3.2.16. По материалам дефектации и результатам выборочного контроля инспектор составляет акт очередного освидетельствования на бланке формы РР-3.5, РР-3.6 или РР-3.9 и определяет техническое состояние корпуса, руководствуясь указаниями 3.5 - 3.10. В акте необходимо указывать остаточные толщины групп связей корпуса, параметры деформаций, состояние элементов конструктивной противопожарной защиты, а также записывать предъявляемые требования. Акты освидетельствования корпусов, имеющих незначительные износы и повреждения, допускается составлять на бланке формы РР-3.1.
3.2.17. Если при слиповании судна не выполнена дефектация отдельных связей корпуса (настил палубы, второе дно, бортовая обшивка, переборки, комингсы, набор и т.д.), определение технического состояния и ремонт которых можно произвести на плаву, эти связи или элементы предъявляются дополнительно. Результаты осмотра следует оформлять, как продолжение очередного освидетельствования корпуса, актом формы РР-3.5, РР-3.6 или РР-3.1.
3.2.18. После выполнения требований очередного освидетельствования корпус предъявляется к классификационному освидетельствованию.
3.3. Классификационное освидетельствование
3.3.1. Общие указания, относящиеся к проведению классификационного освидетельствования, изложены в 2.4.
3.3.2. Классификационное освидетельствование корпусов проводится на плаву.
3.3.3. При классификационном освидетельствовании инспектор должен проверить документы, подтверждающие объемы и качество выполненных ремонтных работ: сертификаты на примененные материалы и электроды, акты приемки работ и чертежи растяжек наружной обшивки, второго дна, палуб, внутренних бортов и непроницаемых переборок. На чертежах должны быть указаны замененные связи корпуса и значение средних остаточных толщин и параметров деформаций после ремонта.
3.3.4. При классификационном освидетельствовании и

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 29.11.2002 n 284 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУБОПРОВОДОВ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ ОТ НАРУЖНОЙ КОРРОЗИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также