МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (согласовано МПТР РФ 25.11.2002)


Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
К.Б.ФИЛИППОВ
25 ноября 2002 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1. Общие положения
1.1. Настоящие "Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях" (далее - Методические рекомендации) разработаны по заданию МПТР России для типографий, полиграфических комбинатов, издательско-полиграфических комплексов, а также для организаций, имеющих в своей структуре обособленные полиграфические подразделения, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности (далее - Предприятие).
1.2. Ранее действовавшая в отрасли "Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях", утвержденная Приказом Мининформпечати России от 4 марта 1993 г. N 31, отменена Приказом МПТР России от 23 апреля 2002 г. N 73.
1.3. Предприятие осуществляет обычную деятельность, целью которой является получение прибыли от продаж (ПБУ 10/99), по следующим основным направлениям:
- выполнение работ по договору подряда (гл. 37 ГК РФ), с передачей результатов заказчику (издающей организации);
- изготовление собственной продукции (гл. 30 ГК РФ), в т.ч. бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и др. товаров народного потребления (ТНП);
- оказание производственных услуг сторонним организациям (гл. 39 ГК РФ), в т.ч. резки бумаги, регенерации формных пластин и т.п.
1.4. Методические рекомендации устанавливают единые методы планирования и учета затрат на производство, формируемых в процессе выполнения полиграфических работ, изготовления продукции, оказания производственных услуг, а также затрат на реализацию. При планировании и учете затрат на Предприятии должно быть обеспечено единообразие состава и классификации расходов, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам и видам работ (продукции, услуг).
1.5. Себестоимость полиграфических работ (продукции, услуг) - это выраженные в денежной форме затраты Предприятия на производство и реализацию завершенных работ, изготовленной продукции, оказанных услуг. В зависимости от выбранных Предприятием методов включения затрат в себестоимость различают производственную, полную и неполную виды себестоимости. Затраты на производство образуют производственную себестоимость; производственная себестоимость и расходы на продажу образуют полную себестоимость; переменные расходы, включаемые в производственную себестоимость и в расходы на продажу, образуют неполную себестоимость.
1.6. В структурных непрофильных подразделениях Предприятия (отделах капитального строительства, транспортных подразделениях и т.д.) применяются нормативные и иные документы по планированию и учету затрат соответствующих отраслей.
1.7. В Методических рекомендациях понятия "реализация" и "продажа" используются как синонимы. Понятия "расходы" и "затраты" используются как синонимы на основании следующего:
- для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также их продажей, называются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При формировании этих расходов обеспечивается их группировка по элементам затрат, а для целей управления организуется их учет по статьям затрат (п. 8 ПБУ 10/99);
- для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты Предприятия-налогоплательщика; под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
2. Состав, классификация и порядок оценки затрат
на производство и реализацию
2.1. В состав затрат на производство и реализацию входят затраты, связанные с использованием материалов, основных производственных средств, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии, труда, а также прочие затраты, связанные с выполнением полиграфических работ (производством продукции, оказанием услуг) и включаемые в их себестоимость.
2.2. Затраты на производство и реализацию формируются из расходов, разнородных по экономическому содержанию, назначению и способу расчета. В связи с этим при планировании, учете и калькулировании применяется следующая классификация расходов (ПБУ 10/99):
- экономические элементы и статьи калькуляции;
- прямые и косвенные расходы;
- основные и накладные расходы;
- условно-переменные и условно-постоянные расходы.
2.3. Для целей планирования и бухгалтерского учета затраты на производство и реализацию, называемые расходами по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99), группируются по экономическим элементам - однородным первичным видам затрат, соответствующим простым элементам процесса труда.
Состав расходов, представляющих собой экономические элементы, определен ПБУ 10/99:
- "Материальные затраты";
- "Затраты на оплату труда";
- "Отчисления на социальные нужды";
- "Амортизация";
- "Прочие затраты".
2.3.1. В элемент "Материальные затраты" включаются расходы, связанные с приобретением и использованием материально-производственных запасов (МПЗ). К бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг):
- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
- используемые для управленческих нужд Предприятия.
Материалы, которые входят в состав выпускаемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг), называются основными материалами. Перечень материалов, относимых к основным в полиграфическом производстве, приведен в Приложении 1.
В состав МПЗ входят также:
- материалы, используемые в процессе выполнения полиграфических работ для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемые на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроль, содержание, ремонт и эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, других основных средств и прочее);
- запасные части для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и другие материальные ценности, не относимые к основным средствам (т.е. со сроком полезного использования менее 12 месяцев);
- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся дополнительной обработке или сборке на Предприятии;
- работы и услуги производственного характера сторонних предприятий (Приложение 2);
- природное сырье (плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов);
- топливо всех видов, расходуемое на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), отопление зданий;
- энергия всех видов (электрическая, тепловая, пневматическая и другие виды), расходуемая на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды Предприятия.
Расходы на приобретение материальных ресурсов, отражаемые по элементу "Материальные затраты", формируются Предприятием исходя из их оценки согласно ПБУ 5/01, раздел II, и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов (МПЗ), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат Предприятия на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:
- расходы на материалы по ценам приобретения;
- транспортно-заготовительные расходы;
- расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (затраты по резке и акклиматизации бумаги, подготовке краски, клеев и т.п. затраты, не связанные с основным производственным процессом).
Затраты на содержание заготовительно-складской службы (подразделения) Предприятия рекомендуется выделять из состава транспортно-заготовительных расходов и относить непосредственно на общехозяйственные расходы.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал Предприятия (п. 8 ПБУ 5/01), определяется исходя из цены, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ, и транспортно-заготовительных расходов Предприятия.
Фактическая себестоимость материалов, полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом под текущей рыночной ценой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче Предприятию, с учетом транспортно-заготовительных расходов. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно Предприятие определяет цену аналогичных активов.
При невозможности установить цену переданных или подлежащих передаче активов расходы на материалы, полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяются исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материалы. Избранный способ оценки материалов, приобретенных таким образом, в обязательном порядке должен раскрываться в учетной политике.
Оценка МПЗ, приобретенных за иностранную валюту, проводится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету. Последующая переоценка МПЗ в связи с изменением курсов иностранных валют, котируемых Банком России, не предусмотрена.
Оценка МПЗ проводится с учетом расходов на тару и тарные материалы, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары. В тех случаях, когда расходы на тару, принятую от поставщика с материальным ресурсом, включены в его цену, из общей суммы затрат по его приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на материалы при ее ремонте).
Материалы, не принадлежащие Предприятию (бумага, картон, переплетные материалы заказчиков), но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора на их переработку (ст. 220 ГК РФ), называются давальческими материалами и принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Если при передаче заказчиком не принадлежащих Предприятию материалов их оценка не устанавливается договором, на Предприятии ведется их забалансовый учет в натуральных единицах измерения. В этом случае договором должно быть предусмотрено, что Предприятие вправе по согласованию с заказчиком оценить давальческие материалы по текущим рыночным ценам на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств, вызвавших порчу или потерю этих материалов.
При отпуске МПЗ в производство их оценка проводится в соответствии с положениями раздела III ПБУ 5/01:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).
По каждой группе (виду) МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки, указанный в учетной политике Предприятия.
Оценку по себестоимости каждой единицы МПЗ целесообразно применять, если используется какая-либо их группа в особом порядке или запасы не могут обычным образом заменять друг друга.
Оценка по средней себестоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов. Этот метод рекомендуется применять для большинства видов материальных ресурсов Предприятия, в том числе бумаги, картона, переплетных материалов, краски, клеев, ниток и др.
При необходимости следует использовать и методы ФИФО и ЛИФО.
Материальные расходы уменьшаются на сумму учтенных возвратных отходов, образующихся в производственных подразделениях Предприятия.
Возвратные отходы могут быть используемыми и не используемыми в дальнейшем производстве.
Возвратными используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены Предприятием при выполнении полиграфических работ: срыв бумаги, остатки бумаги на втулках, обрезки бумаги, картона и переплетных тканей, весовой лоскут переплетных материалов, бракованная бумага, обрезки рулонной фольги, отходы бронзовой бумаги в листах, остатки целлофана на втулках, обрезки целлофана и т.п.
Оценка отдельных видов отходов определяется Предприятием исходя из сложившихся цен их возможного использования или продажи.
Возвратными не используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены Предприятием только на хозяйственные нужды или реализованы на сторону.
Себестоимость неиспользуемых отходов, с учетом расходов по их сбору, обработке и погрузке в транспортные средства, относится к операционным расходам.
При планировании затрат на производство возвратные отходы должны предусматриваться по действующим технологическим нормам.
2.3.2. В элемент "Затраты на оплату труда" включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, а также стимулирующие начисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; единовременные поощрительные начисления, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами. Сюда же относятся расходы на содержание работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами.
На Предприятии к расходам на оплату труда рекомендуется относить:
- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, в процентах от выручки или долях от прибыли в соответствии с принятыми на Предприятии формами и системами оплаты труда;
- суммы начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
- суммы начислений стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за знание иностранных языков, ученые степени, допуск к государственной тайне и т.п., осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством;
- расходы на бесплатно предоставляемые работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальные услуги, питание и продукты; жилье (суммы денежной компенсации в связи с невозможностью предоставить бесплатное жилье, оказать коммунальные и иные подобные услуги);
- расходы на приобретение выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством РФ предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
- сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения государственных и общественных обязанностей, в соответствии с законодательством РФ о труде;
- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ;
- расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время;
- расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка;
- расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
- денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ;
- суммы начислений работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией Предприятия, сокращением численности или штата работников;
- ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы по специальности в соответствии с законодательством РФ;
- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, в соответствии с законодательством РФ;
- надбавки, предусмотренные законодательством РФ за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
- расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством РФ на время учебных отпусков, предоставляемых работникам;
- расходы на оплату труда за время вынужденного простоя или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;
- суммы платежей (взносов) по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;
- суммы начислений по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров - в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
- расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате, за выполнение работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;
- предусмотренные законодательством РФ суммы начислений военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в военных типографиях);
- доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- расходы в виде отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со ст. 324 НК РФ;
- другие виды расходов, осуществленных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором.
2.3.3. В элемент "Отчисления на социальные нужды" включаются обязательные отчисления по установленным ставкам в фонды социального страхования и обеспечения от суммы затрат на оплату труда работников, включаемых в элемент "Затраты на оплату труда" (далее - ЕСН); страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и гл. 24 НК РФ (далее - ОПС), а также взносы на дополнительное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (далее - ДС).
Для целей налогообложения ЕСН, ОПС и ДС включаются в элемент "Прочие расходы".
2.3.4. В элемент "Амортизация" включается сумма амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу. Амортизируемым имуществом являются основные производственные средства и амортизируемые нематериальные активы, принадлежащие Предприятию на праве собственности и используемые для извлечения дохода.
Унитарные Предприятия, получившие амортизируемое имущество от собственника в хозяйственное ведение или в оперативное управление, а также некоммерческие образовательные учреждения, выполняющие полиграфические работы в коммерческих целях, амортизируют его в общеустановленном порядке.
Перечень затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, приведен в разделе II ПБУ 6/01.
Норма амортизационных отчислений по объекту основных средств напрямую зависит от срока его полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 исходя из следующих условий:
- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), влияния естественных условий и агрессивной среды, систем проведения ремонтов;
- нормативно-правовых ограничений использования объекта.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации Предприятием пересматривается срок полезного использования этого объекта.
Если Предприятие не в состоянии оценить срок полезного использования иным способом, можно ориентироваться на ресурс производственной мощности объекта основных средств, указанный в прилагаемой технической документации.
По объектам основных средств, полученным Предприятием в доверительное управление, пользование (в том числе аренду), распоряжение и на других основаниях, следует определять срок полезного использования исходя из условий договора передачи и положений нормативно-правовых актов.
Основой для определения годовой суммы амортизационных отчислений служит первоначальная или остаточная стоимость объекта, в зависимости от выбранного способа ее исчисления (п. 18 ПБУ 6/01):
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Способ избирается применительно к каждой группе основных средств исходя из специфики их эксплуатации. Применение выбранного способа проводится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Перечисленные способы не могут применяться в отношении объектов основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенных книг, брошюр и тому подобных изданий, которые разрешается списывать на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
Применение линейного способа расчета амортизационных отчислений целесообразно для тех групп основных средств, которые непосредственно не используются при выполнении полиграфических работ, имеют длительный срок полезного использования и физическое состояние которых ухудшается относительно равномерно (здания, сооружения, подъездные пути и т.п.).
Способы уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и списания стоимости пропорционально объему выпуска продукции могут применяться для активной части основных средств. В этом случае необходимо вести параллельный учет амортизации линейным способом - для целей налогового учета.
Начисление амортизации нематериальных активов проводится в соответствии с ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости изложен в ПБУ 14/2000.
Оценка нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
Норма амортизации нематериальных активов напрямую зависит от срока их полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов определяется Предприятием согласно п. 17 ПБУ 14/2000 при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из следующих условий:
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
- ожидаемого срока использования объекта, в течение которого Предприятие может получать экономические выгоды (доход).
Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из объема продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет. Тот же срок установлен для деловой репутации организации.
Объектами для начисления амортизации являются нематериальные активы, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с установленным порядком, включая принятые в хозяйственное ведение, оперативное управление, полученные по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются одним из следующих способов (п. 15 ПБУ 14/2000):
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости пропорционально объему полиграфических работ (работ).
Применение выбранного способа по группе однородных нематериальных активов проводится в течение всего их срока полезного использования.
В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации Предприятия.
Линейный способ начисления амортизации нематериальных активов применим к тем группам, которые в течение всего срока полезного использования равноценны для Предприятия - для деловой репутации, организационных расходов, прав владельца на товарный знак, знак обслуживания и т.п.
2.3.5. В элемент "Прочие затраты" рекомендуется включать расходы по перечню, установленному ст. 264 НК РФ:
- суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, включаемые в себестоимость продукции (за исключением ЕСН, ОПС, ДС);
- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
- суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ;
- расходы на обеспечение пожарной безопасности Предприятия в соответствии с законодательством РФ; расходы на содержание службы газоспасателей; расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на услуги пожарной охраны и иной охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);
- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории предприятия;
- расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала;
- арендные (лизинговые) платежи за арендованное (принятое в лизинг) имущество. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной по этому имуществу амортизации;
- расходы на содержание служебного транспорта; расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;
- расходы на командировки, в частности: на проезд работника к месту командировки и обратно, на наем жилого помещения; на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные и полевые в пределах установленных норм; расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы;
- расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги;
- расходы на услуги государственного и (или) частного нотариуса (в пределах установленных тарифов);
- расходы на аудиторские услуги;
- расходы на управление Предприятием или отдельными его подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению Предприятием;
- расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в процессе производства либо для выполнения иных функций, связанных с выполнением полиграфических работ;
- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества;
- расходы на договорной основе на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате Предприятия, если эти услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
- расходы на канцелярские товары;
- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и др.);
- расходы, связанные с приобретением права на использование компьютерных программ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10000 рублей и обновление компьютерных программ и баз данных;
- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с выполнением полиграфических работ;
- расходы на рекламу полиграфических работ, продукции, деятельности Предприятия, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках-продажах, ярмарках, оформление экспозиций, витрин, комнат образцов и демонстрационных залов;
расходы на иные виды рекламы, а также на изготовление (приобретение) призов для вручения во время проведения массовых рекламных кампаний;
- взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности;
- взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности;
- расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание столовых, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы;
- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
- расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления;
- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;
- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- расходы, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, - при соблюдении условий, установленных законодательством РФ;
- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;
- расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями;
- потери от брака;
- расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовой коллектив (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи);
- другие расходы, связанные с производством и реализацией.
2.4. Группировка расходов по статьям калькуляции проводится по признаку их производственно-технологического назначения и места возникновения. Для целей планирования полной себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг), учета полной себестоимости продаж по калькулируемым группам и незавершенного производства рекомендуется применять следующие калькуляционные статьи:
- "Расходы на материалы";
- "Расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций";
- "Расходы на основную заработную плату производственных рабочих";
- "Расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих";
- "Отчисления на социальное страхование и обеспечение";
- "Общепроизводственные расходы";
- "Общехозяйственные расходы";
- "Расходы на продажу";
- "Потери от брака" (только в отчетных калькуляциях).
Если Предприятие имеет бесцеховую структуру, то статья "Общепроизводственные расходы" не применяется.
2.4.1. В статью "Расходы на материалы" включают затраты на используемые в процессе производства основные и вспомогательные материалы.
Расходы на бумагу, картон, переплетные материалы включают в данную статью в том случае, если эти виды МПЗ являются собственностью Предприятия.
Затраты на основные материалы рекомендуется включать в себестоимость калькулируемых групп по возможности прямым путем исходя из применяемых норм расхода на единицу продукции и фактической стоимости материалов, а также пропорционально объемам производства или продаж отчетного периода.
Затраты на основные материалы, прямое отнесение которых на себестоимость калькулируемых групп затруднено или невозможно, включают в себестоимость пропорционально расходам на оплату труда основных производственных рабочих.
Из затрат на материалы, включаемых в себестоимость полиграфических работ, вычитаются возвратные отходы по производственной себестоимости.
2.4.2. В статью "Расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций" включают затраты на приобретение изделий и полуфабрикатов, используемых для работ по комплектованию продукции и (или) по ее дополнительной обработке.
В эту статью входят также затраты на оплату работ и услуг производственного характера, оказываемых сторонними предприятиями и организациями, которые могут быть отнесены на себестоимость отдельных калькулируемых групп. В остальной части работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, относят к другим статьям затрат в зависимости от характера работ и услуг.
Затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, как и на материалы, слагаются из цены их приобретения (без НДС) и транспортно-заготовительных расходов (без НДС).
2.4.3. В статью "Расходы на основную заработную плату производственных рабочих" включают основную заработную плату производственных рабочих за работы по выполнению заказов в наборных, печатных, формных, отделочных и других цехах основного производства и выплаты стимулирующего характера.
Основная заработная плата производственных рабочих включает:
- прямую заработную плату производственных рабочих (сдельщиков и повременщиков) за выполнение основных производственных операций по сдельным расценкам, тарифным ставкам или окладам;
- доплаты рабочим к сдельным расценкам в связи с отклонениями от нормальных условий производства, а также выплаты стимулирующего характера по действующим премиальным системам, выплачиваемые из фонда заработной платы.
2.4.4. В статью "Расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих" включают выплаты, предусмотренные законодательством о труде за выполнение государственных и общественных обязанностей, выплаты вознаграждений за выслугу лет, а также за не отработанное на производстве (неявочное) время:
- оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск;
- оплата льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей.
2.4.5. В статью "Отчисления на социальное страхование и обеспечение" включают обязательные отчисления по установленным законодательством ставкам для ЕСН, ОПС и ДС, относящиеся к основной заработной плате производственных рабочих. Суммы ЕСН, ОПС и ДС по другим видам заработной платы относят на соответствующие статьи калькуляции.
2.4.6. В статью "Общепроизводственные расходы" включают:
- расходы на заработную плату (с отчислениями ЕСН, ОПС и ДС) цехового персонала;
- амортизационные отчисления по производственному оборудованию (если это предусмотрено учетной политикой);
- расходы на содержание и эксплуатацию производственного и подъемно-транспортного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, инструментов и приспособлений, зданий, сооружений и инвентаря общепроизводственного назначения;
- отчисления в ремонтный фонд;
- расходы на опыты, исследования, рационализацию и изобретательство некапитального характера, на мероприятия по охране труда;
- другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.
В состав фактических общепроизводственных расходов включают расходы непроизводительного характера (потери от простоев, порчи материальных ценностей при хранении в цехах, а также другие непроизводительные расходы и потери).
Номенклатура статей общепроизводственных расходов представлена в Приложении 3.
Общепроизводственные расходы каждого цеха включают в затраты данного цеха, в том числе обслуживающих производств и хозяйств.
2.4.7. В статью "Общехозяйственные расходы" включают затраты, связанные с организацией производства и управлением им в целом:
- расходы на оплату труда управленческого персонала и других служащих заводоуправления с отчислениями ЕСН, ОПС и ДС;
- расходы на командировки и подъемные при перемещении сотрудников, на служебные разъезды и содержание легкового транспорта;
- представительские расходы;
- амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу общехозяйственного назначения (основным средствам, нематериальным активам);
- канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
- расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и других основных средств общехозяйственного назначения;
- расходы на организованный набор рабочей силы, подготовку кадров;
- налоги, сборы и отчисления, включаемые в затраты на производство;
- расходы на охрану и гражданскую оборону;
- другие расходы общехозяйственного характера.
Кроме того, сюда включают фактические расходы непроизводительного характера, относящиеся в целом к управлению Предприятием.
Номенклатура статей общехозяйственных расходов представлена в Приложении 4.
На Предприятии с бесцеховой структурой в составе общехозяйственных расходов планируют и учитывают расходы на оплату труда аппарата управления участков и расходы на содержание и ремонт производственных помещений.
2.4.8. В статью "Расходы на продажу" включают:
- расходы на тару и упаковку - в тех случаях, когда готовую продукцию затаривают и упаковывают после ее сдачи на склад. Когда продукцию затаривают (в соответствии с установленным технологическим процессом) в цехах, до сдачи на склад, стоимость тары, если ее изготовляют заранее и обособленно от изготовления изделий, включают в себестоимость полиграфических работ в соответствующие статьи затрат;
- расходы на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, если условиями договора с заказчиком перевозка продукции осуществляется Предприятием;
- расходы на содержание отдела сбыта (маркетинга), содержание собственных магазинов и киосков, в том числе расходы на предпродажную подготовку товаров;
- расходы на рекламу, в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках;
- прочие расходы, связанные со сбытом.
Номенклатура расходов на продажу представлена в Приложении 5.
2.4.9. В статью "Потери от брака" включают расходы на полиграфические работы, относящиеся к забракованной продукции (полуфабрикатам), расходы на производство собственной забракованной продукции (ТНП), а также затраты на исправление брака.
Браком в производстве считается продукция, которая не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению или может быть использована лишь после исправления.
В зависимости от характера дефектов, установленных при технической приемке, брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный).
Исправимым браком считают продукцию, исправление которой технически возможно и экономически целесообразно и которая после исправления может быть использована по прямому назначению.
Окончательным (неисправимым) браком считается продукция, которая не может быть использована по прямому назначению, исправление которой технически невозможно или экономически нецелесообразно.
2.5. Расходы по способу отнесения на себестоимость калькуляционной единицы для целей планирования и бухгалтерского учета подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования - заказ, вид полиграфических работ (калькулируемую группу) на основе первичных документов.
К прямым расходам на Предприятии преимущественно относятся расходы на основную заработную плату производственных рабочих, определяемую по нарядам при сдельной системе оплаты труда, а также расходы на основные материалы (по утвержденным нормам и данным складского учета).
Косвенные расходы не могут быть отнесены на объект калькулирования непосредственно в момент их возникновения - они собираются и затем расчетным путем относятся на себестоимость каждого объекта калькулирования пропорционально базе, избранной в учетной политике Предприятия. В качестве базы распределения косвенных расходов рекомендуется при условии сравнимой трудоемкости работ использовать показатель заработной платы основных производственных рабочих, учитываемой по заказам. Могут также применяться такие показатели, как прямые затраты, сметные (нормативные) ставки по коэффициенто-машино-часам работы оборудования, количество отработанных человеко-часов, объем выпуска в натуральном выражении, объем продаж и т.д.
2.6. Для целей планирования, калькулирования и экономического анализа расходы делятся на основные и накладные, в зависимости от экономического содержания и целевого назначения в процессе производства.
К основным относятся расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом полиграфического производства и возникающие в производственных подразделениях Предприятия. К ним относятся расходы на материалы, заработную плату производственных рабочих, амортизационные отчисления по производственному оборудованию и др.
Накладные расходы связаны с процессом управления производством, его организацией и обслуживанием и включают расходы на заработную плату управленческого персонала, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу общехозяйственного назначения, аренду помещения заводоуправления и прочие расходы.
2.7. Классификация расходов для целей планирования, экономического анализа и управления производством предполагает их деление на условно-постоянные и условно-переменные. Такая градация применяется в учетной системе "директ-костинг", при помощи которой формируется неполная себестоимость.
Условно-постоянные расходы не зависят от объема производства. Их наличие и уровень обусловлены особенностями организационной структуры Предприятия, необходимостью управления его деятельностью, наличием соответствующих видов имущества и т.п. К ним относят расходы на содержание управленческого персонала, амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу и др.
Условно-переменными расходами называются расходы, которые изменяются с изменением объема производства. К ним относятся затраты на основные материалы, прямая заработная плата рабочих-сдельщиков и т.д. Планирование и учет условно-переменных расходов осуществляется на основе утвержденных в отрасли или на Предприятии норм расходования материалов, норм времени и выработки на процессы полиграфического производства.
3. Планирование расходов
на выполнение полиграфических работ
(производство продукции, оказание услуг)
3.1. Целью планирования расходов на выполнение полиграфических работ (производство продукции, оказание услуг) является определение прибыли от продаж как важнейшего финансового результата обычной деятельности Предприятия, ожидаемого в плановом периоде. В связи с этим планирование расходов должно обеспечить наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений, направленных на снижение затрат в расчете на калькуляционную единицу, повышение экономической эффективности деятельности Предприятия.
При планировании расходов на производство и реализацию определяется величина затрат, необходимых для выполнения объема работ (производства продукции, оказания услуг) на каждом процессе полиграфического производства в отношении каждой калькуляционной единицы, а также для выполнения всего объема работ (продукции, услуг) в целом по Предприятию.
3.2. Планирование расходов на выполнение полиграфических работ (производство продукции, оказание услуг) осуществляется в рамках финансового планирования Предприятия.
При планировании затрат на производство и реализацию и калькулировании плановой себестоимости работ (продукции, услуг) рекомендуется придерживаться принципов бюджетирования, обеспечивающих взаимосвязь финансового плана Предприятия в целом с системой планов для отдельных структурных подразделений, а также ответственность за формирование и исполнение бюджетов разных уровней и контроль их исполнения.
3.3. Под бюджетированием понимают процесс разработки бюджетов (смет) расходов Предприятия, в том числе расходов, возникающих в отдельных структурных подразделениях.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего Предприятия в целом необходимо внедрять в целях экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле расходов, формирующих себестоимость полиграфических работ (продукции, услуг), а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).
3.4. Процесс финансового планирования рекомендуется осуществлять в два этапа:
- этап бюджетного планирования деятельности структурных подразделений Предприятия;
- этап сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Эти этапы включают: процессы формирования бюджетов, определения уровней ответственности за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
3.5. В целях организации бюджетного планирования в структурных подразделениях Предприятия рекомендуется создать сквозную систему функциональных бюджетов:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет.
Эта система бюджетов составляет основу финансовых расчетов Предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи ЕСН, ОПС и ДС и отчисления налога на доходы с физических лиц. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей Предприятия. В бюджете амортизации отражаются суммы амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу (основным средствам и нематериальным активам). Бюджет погашения кредитов и займов составляется в строгом соответствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также ЕСН ОПС и ДС и планируется в целом по Предприятию.
Рекомендуемая система бюджетов Предприятия приведена в Приложении 7.
3.6. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются составной частью бюджета производства, а бюджеты производства включаются в сводный (комплексный) бюджет Предприятия.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения рекомендуется разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по форме, представленной в Приложении 8.
3.7. При формировании бюджета структурного подразделения (цеха, отдела) рекомендуется использовать метод "нулевого баланса": бюджет составляется не на основе затрат прошлого периода, а на базе запланированных мероприятий (портфеля заказов).
Исходным пунктом для бюджетирования является годовая производственная программа в натуральных единицах (тысячах учетных листов набора, тысячах учетных печатных листов-оттисков, тысячах экземпляров). На ее основе составляются так называемые базовые планы и соответствующие им виды бюджетов: производства, закупок основных и вспомогательных материалов, запасов, производственных мощностей, персонала, инвестиций.
Базовые планы и бюджеты, в свою очередь, служат основой для формирования планов по прибыли, финансам и ликвидности (погашению кредиторской задолженности).
3.8. В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим элементам затрат, с выделением отдельных элементов, имеющих существенное значение (например, потребление энергии). Рекомендуемые формы функциональных бюджетов приведены в Приложениях 9 - 13.
3.9. В целях организации процесса бюджетирования рекомендуется выделять следующие центры ответственности (центры принятия управленческих решений), далее - ЦО:
- ЦО по доходам. Включает управление реализацией полиграфических работ (производства продукции, оказания услуг);
- ЦО по расходам. Включает управление производством и управление техническим обеспечением и ремонтом;
- ЦО по прибыли. Включает управление финансами и экономикой;
- ЦО по инвестициям. Включает управление техническим развитием и работой с персоналом.
Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на Предприятии.
3.10. Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена в Приложении 14.
Составляющими сводного бюджета являются:
- исходные прогнозные данные;
- производственная программа;
- баланс прибылей и убытков;
- баланс Предприятия;
- отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет Предприятия состоит из доходной и расходной частей. Основные статьи сводного бюджета представлены в Приложении 15.
3.11. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах Предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составлять сводный план финансовых поступлений на контрольный период (месяц, квартал, год).
Сводный план финансовых поступлений позволяет сформировать расходную часть бюджета.
Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:
- плана-графика налоговых выплат;
- бюджета фонда оплаты труда;
- плана-графика платежей ЕСН, ОПС, ДС;
- бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;
- бюджета потребления электроэнергии;
- плана-графика погашения кредитов;
- бюджета прочих расходов.
3.12. В рамках разработки сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям расходов; процесс их формирования представлен в Приложении 16.
3.13. Рекомендуется использовать систему бюджетного планирования в базе компьютерной сети, что позволит при необходимости максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами Предприятия.
3.14. При планировании (бюджетировании) расходов определяют их плановую себестоимость на основе принятого метода калькулирования.
Расчет плановой себестоимости составляется для определения:
- общей суммы затрат в целом и по отдельным их видам продукции (работ) в планируемом году;
- себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг) по отдельным процессам (калькулируемым группам) по статьям затрат;
- резервов снижения затрат, связанных с выполнением и реализацией работ, продукции, услуг.
Кроме того, расчет плановой себестоимости позволяет осуществлять контроль использования материальных и денежных средств.
3.15. Расчетные калькуляции необходимо составлять на каждую калькулируемую группу (см. раздел 5). Смету (бюджет) затрат и плановые калькуляции составляют на основе применяемых норм расхода материалов, топлива, энергии, норм выработки и обслуживания рабочих мест, расчетов трудоемкости полиграфических работ.
3.16. Расчет затрат на материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию составляют исходя из планируемых объемов заказов (полиграфических работ) в учетных единицах на отдельных процессах полиграфического производства и применяемых норм расхода материальных ресурсов на учетную единицу (калькулируемую группу, заказ) с учетом предусмотренных изменений в технике, технологии и организации производства.
На основе норм расхода и цен на потребляемые материальные ресурсы определяют затраты в расчете на учетную единицу (за вычетом возвратных отходов).
Расчет общей суммы затрат отражается в бюджете во взаимоувязке с себестоимостью по статьям "Расходы на материалы" и "Расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций".
Если расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы включаются в затраты на производство, их рассчитывают исходя из потребности в них в натуральном выражении в соответствии с нормами расхода на учетную единицу. Количество бумаги планируют в весовых единицах (тоннах), картона - в весовых единицах (тоннах), переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.
Потребность в бумаге, картоне, переплетных и других материалах в натуральном выражении планируют по видам печати, изданиям или сериям, по сортам и номерам в следующем порядке:
- бумаги для печати текста, вклеек, вкладок, накидок - в учетных печатных листах-оттисках, с применением укрупненных норм расхода конкретного номера бумаги с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- бумаги для обложек, составных и цельнобумажных переплетных крышек, форзацев и суперобложек - исходя из их количества, формата, массы 1 кв. м бумаги и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- картона - исходя из количества твердых переплетных крышек, их форматов и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- переплетных и других материалов - исходя из количества и форматов переплетных крышек и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам.
Расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы рассчитывают по ценам, установленным договорами с поставщиками с включением транспортно-заготовительных расходов.
3.17. Расчет расходов на оплату труда ведется в соответствии с действующим трудовым законодательством в следующем порядке:
- суммы основной заработной платы производственных рабочих рассчитываются раздельно для рабочих, находящихся на сдельной и повременной оплате труда, а также на окладах;
- суммы основной заработной платы рабочих-сдельщиков определяют исходя из объема полиграфических работ в учетных единицах, установленной нормативной трудоемкости их выполнения (норм выработки) и средней часовой (дневной) тарифной ставки с учетом доплат по сдельным системам оплаты труда и стимулирующих выплат;
- суммы основной заработной платы производственных рабочих-повременщиков определяют исходя из их плановой численности и среднечасовой тарифной ставки с учетом доплат и стимулирующих выплат;
- суммы дополнительной заработной платы рассчитываются в соответствии с коллективным договором исходя из плана производства и финансовых возможностей Предприятия;
- ЕСН, ОПС и ДС рассчитываются на основе включенной в сметы суммы заработной платы - основной и дополнительной - и установленных процентов отчислений на эти цели.
3.18. Расчет смет (бюджетов) затрат на производство для цехов вспомогательного производства ведется на основании объемов работ (услуг) по программе каждого цеха по следующим направлениям:
- обслуживание производства основных цехов;
- выполнение работ, оказание услуг вспомогательным цехам и общехозяйственным службам;
- выполнение работ, оказание услуг на сторону.
Расходы на выполнение работ цехами вспомогательного производства отражаются в сметах общепроизводственных и общехозяйственных расходов. На основе производственной программы и принятых для расчета норм и нормативов рассчитывается план себестоимости работ вспомогательных цехов. При этом составляют:
- калькуляцию себестоимости работ (услуг);
- смету затрат по каждому цеху;
- сводную смету затрат по всем цехам вспомогательного производства;
- баланс (бюджет) распределения затрат по структурным подразделениям и направлениям деятельности Предприятия.
3.19. Расчеты смет (бюджетов) расходов на обслуживание производства и управление ведутся раздельно по основным и вспомогательным цехам. Сводная смета общепроизводственных расходов включает соответствующие расходы только основных цехов.
Основанием для разработки бюджетов расходов на обслуживание производства и управление являются:
- принятая для начисления амортизационных отчислений оценка основных производственных средств по каждому подразделению и по видам основных средств;
- нормы амортизационных отчислений по соответствующим видам основных средств;
- смета расходов на проведение отдельных видов ремонта основных производственных средств;
- сведения о персонале для отнесения расходов на оплату труда на соответствующее подразделение;
- плановые нормы расхода вспомогательных материалов, топлива, энергии на технологические цели, на освещение и отопление производственных помещений;
- расчет потребности в инструментах и инвентаре;
- сметы расходов на охрану труда и технику безопасности, рационализацию и изобретательство (некапитального характера), содержание охраны, подготовку кадров и другие расходы, включаемые в сметы.
3.20. Расходы на все виды энергии для хозяйственных и бытовых нужд рассчитывают исходя из применяемых норм на единицу площади, одного работающего или другую применяемую единицу (климатических норм и норм освещения), установленной стоимости единицы энергии и количества единиц планируемого потребления энергии.
3.21. Расходы на охрану труда планируют путем составления смет расходов по отдельным мероприятиям:
- предупреждение несчастных случаев;
- предупреждение профессиональных заболеваний;
- улучшение условий труда.
Расходы на спецодежду, спецобувь и т.п. определяют исходя из утвержденных норм на одного рабочего (работающего), списочной численности работающих, имеющих право на их получение, и стоимости единицы соответствующих защитных средств.
3.22. Общехозяйственные расходы рекомендуется планировать в полном объеме, без отнесения их на себестоимость отдельных калькулируемых групп, так как при учете их фактического уровня предпочтение отдается учетной политике их списания непосредственно на счет продаж, минуя счет основного производства.
Смету общехозяйственных расходов составляют по статьям.
Расходы на служебные командировки управленческого персонала и специалистов функциональных подразделений рассчитывают исходя из планируемого количества, продолжительности и тарифов на проезд, норм расходов на проживание и оплаты суточных.
Канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы рассчитывают по их видам следующим образом:
- расходы на канцелярские принадлежности - по сложившимся фактическим данным, с учетом предполагаемых объемов работ;
- типографские расходы для собственных нужд (изготовление фирменных бланков, служебных документов и т.п.) - исходя из объема работ и плановой себестоимости калькуляционной единицы;
- телеграфные и почтовые расходы - по отчетным данным с соответствующей корректировкой на объем выпуска и уровень цен по этим услугам в планируемом году;
- расходы на абонирование телефонных номеров городской телефонной сети - исходя из их количества и тарифов оплаты.
Расходы на служебные разъезды по городу рассчитывают исходя из количества работников, в должностные обязанности которых входят разъезды по городу (курьеры), цены на проездные билеты и разовых поездок на городском транспорте. Расходы на поездки в краткосрочные (однодневные) командировки планируют исходя из тарифов на проезд в соответствующем транспорте и планируемого количества командировок.
Расходы на содержание принадлежащих Предприятию служебных легковых а

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 n 41 ОБ ОТМЕНЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ИСТОЧНИКОВ. СанПиН 2.1.4.554-96  »
Постановления и Указы »
Читайте также