РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 22.11.2002 n НС-140-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ
СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ
На основании пункта 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ и в соответствии с подпунктом 31 пункта 6 и подпунктом 8 пункта 9 Положения о государственной службе речного флота Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 23.12.2001 N 171:
1. Утвердить прилагаемые Правила Российского речного регистра: "Правила классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания".
2. Ввести в действие указанные в пункте 1 настоящего распоряжения Правила с 31 марта 2003 г.
3. Российскому речному регистру (Н.А. Ефремову) в срок до 15 февраля 2003 г. издать Правила, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, и обеспечить их распространение.
4. Установить, что строительство судов, технические и технорабочие проекты которых представлены на согласование Российскому речному регистру до 1 июля 2003 года, может осуществляться по Правилам Российского речного регистра, введенным в действие Приказом Росречфлота от 29.10.96 N 59.
5. Признать утратившими силу с 31 марта 2003 г. Правила классификации и постройки судов смешанного плавания, введенные в действие Приказом Росречфлота от 29.10.96 N 59.
Заместитель Министра
Н.Г.СМИРНОВ



Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р
ПРАВИЛА
КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ
СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ
(ПССП)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания распространяются на самоходные и несамоходные грузовые суда, буксиры, ледоколы, пассажирские водоизмещающие суда, суда технического флота класса "М-СП" и суда всех типов и назначений классов "М-ПР" и "О-ПР", находящиеся в каботажном плавании. Для судов, совершающих международные рейсы, необходимо также выполнение требований международных конвенций.
2. Во всех случаях, не оговоренных в настоящих Правилах, необходимо руководствоваться Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП):
для судов классов "М-СП" и "М-ПР" - требованиями к судам класса "М";
для судов класса "О-ПР" - требованиями к судам класса "О".
3. Номера и названия частей и разделов настоящих Правил соответствуют номерам и названиям частей ПСВП.
Отсутствие в настоящих Правилах тех или иных разделов означает, что в этих случаях требования к судам смешанного плавания полностью совпадают с требованиями к судам внутреннего плавания.
4. Отдельные положения настоящих Правил распространяются на суда, находящиеся в эксплуатации, о чем имеются соответствующие указания в тексте.
5. Районы плавания в море судов смешанного плавания с классом Российского Речного Регистра приведены в Приложении 1 к настоящим ПССП.
Часть I
КОРПУС
Здесь и далее нумерация дана в соответствии с официальным текстом документа.2. Конструкция и прочность стального корпуса
2.1. Суда класса "М-СП"
2.1.1. Требования настоящей главы распространяются на суда длиной от 25 до 140 м при соотношении главных размерений:
L / H <= 24; B / H <= 4.
Условия распространения настоящих Правил на суда длиной более 140 м являются предметом специального рассмотрения Речного Регистра.
2.1.2. В качестве нормативной расчетной характеристики волнового режима должна быть принята высота волны 3,5 м, соответствующая обеспеченности 3%.
2.1.3. Осадка носом сухогрузных и наливных судов должна быть не менее 1,7 м во всех случаях загрузки судна.
2.1.4. Дополнительный волновой изгибающий момент следует определять с помощью следующей зависимости, кН x м:
2
М = +/- 9,81 k x k x k дельта B L h, (2.1.4-1)
Д.В. 0 1 2
где:
k - коэффициент, значения которого вычисляют по формуле:
0
k = 1,24 - 1,7B / L <= 1,0; (2.1.4-2)
0
k - коэффициент, значения которого в зависимости от длины
1
судна L определяют по табл. 2.1.4 или с помощью следующего
уравнения:
-3 -2 _
k = 0,0417 + 0,1237 x 10 x L - 0,391 x 10 /L, (2.1.4-3)
1
достоверного в диапазоне L = 25 - 140 м;
k - коэффициент, значения которого в зависимости от L и
2
осадки носом T :
Н
k = 2 - 20T / L >= 1,0; (2.1.4-4)
2 Н
L - длина судна, м;
T - осадка судна, м;
дельта - коэффициент полноты водоизмещения;
h - расчетная высота волны, м.
Значения L, T и дельта следует принимать исходя из расчетного
случая состояния нагрузки при определении изгибающего момента на
тихой воде.
Таблица 2.1.4
-----------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦Длина судна, м ¦25 ¦60 ¦100 ¦140 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Коэффициент k ¦0,0252 ¦0,0188 ¦0,0149 ¦0,0127 ¦
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+--------+--------+--------+---------
Дополнительный волновой изгибающий момент принимают постоянным на длине 0,5L в средней части судна и уменьшающимся к оконечностям до нуля по линейной зависимости (рис. 2.1.4) <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
2.1.5. Расчетные местные нагрузки определяют в соответствии с указаниями 2.2.16 - 2.2.29 ч. I ПСВП при высоте волны h = 3,5 м. При этой же высоте волны вычисляют моменты сопротивления поперечного сечения балок набора по формулам, содержащимся в 2.4 ч. I ПСВП.
2.1.6. Толщина листов связей корпуса сухогрузных и наливных судов, мм, независимо от результатов расчета и марки стали, не должна быть менее указанных в табл. 2.1.6 с учетом содержащихся в ч. I ПСВП примечаний к табл. 2.4.1 и указаний 2.4.2 - 2.4.9.
Таблица 2.1.6
----------------------------------------------------------T------¬
¦ Наименование связей ¦Длина ¦
¦ ¦судна,¦
¦ ¦ м ¦
¦ +--T---+
¦ ¦60¦140¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦1. Наружная обшивка в средней части судна и кормовой ¦6 ¦9 ¦
¦оконечности ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦2. Ширстрек и палубный стрингер в средней части судна ¦10¦13 ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦3. Наружная обшивка форпика ¦9 ¦11 ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦4. Наружная обшивка в районе от форпика до сечения, ¦7 ¦10 ¦
¦отстоящего на 0,25L в корму от носового перпендикуляра ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦5. Скуловой пояс наружной обшивки в средней части судна и¦7 ¦10 ¦
¦кормовой оконечности ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦6. Настил палубы сухогрузных судов между бортом и ¦7 ¦10 ¦
¦продольным комингсом люка, настил палубы судов-площадок ¦ ¦ ¦
¦вне грузовой площадки ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦7. Настил второго дна, набор в междудонном пространстве, ¦7 ¦7 ¦
¦обшивка внутренних бортов и переборок в районе грузовых ¦ ¦ ¦
¦трюмов (кроме случаев, оговоренных в п. п. 8 и 9) ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦8. Настил второго дна сухогрузных судов, если предусмот- ¦12¦12 ¦
¦рена загрузка-разгрузка грейферами, настил палубы судов- ¦ ¦ ¦
¦площадок в пределах грузовой площадки ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦9. Набор в междудонном пространстве, обшивка внутренних ¦10¦10 ¦
¦бортов, нижний пояс поперечных переборок сухогрузных ¦ ¦ ¦
¦судов, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами, ¦ ¦ ¦
¦верхний пояс переборок судов-площадок в пределах грузовой¦ ¦ ¦
¦площадки ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦10. Настил верхней палубы в оконечностях на длине 0,15L ¦6 ¦6 ¦
¦от носового и кормового перпендикуляров ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦11. Обшивка непроницаемых переборок ¦6 ¦6 ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦12. Нижний пояс непроницаемых переборок на высоту флоров,¦7 ¦7 ¦
¦а при наличии двойного дна - на 300 мм выше его ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦13. Настил палубы нефтеналивных судов в районе грузовых ¦12¦12 ¦
¦танков ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦14. Подпалубный набор, верхний пояс переборок в грузовых ¦10¦10 ¦
¦танках ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦15. Настил второго дна и нижний пояс обшивки внутреннего ¦7 ¦8 ¦
¦борта нефтеналивных судов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦16. Листовые конструкции внутри грузовых танков (кроме ¦7 ¦7 ¦
¦элементов, оговоренных в п. 15), включая флоры и кильсоны¦ ¦ ¦
¦междудонных отсеков ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦17. Настил платформ бака (полубака) и юта ¦6 ¦6 ¦
+---------------------------------------------------------+--+---+
¦18. Комингсы грузовых люков ¦13¦13 ¦
L---------------------------------------------------------+--+----
2.1.7. Усиления корпуса согласно 2.4.96 и 2.4.97 ч. I ПСВП должны быть выполнены на длине от носового перпендикуляра до цилиндрической вставки, но не менее чем на длине 0,2L от носового перпендикуляра.
2.1.8. В той части корпуса, которая указана в 2.1.7, дополнительно следует устанавливать промежуточные бортовые шпангоуты, которые должны быть перевязаны с ближайшими продольными связями палубы днища. Установка таких шпангоутов не требуется на участках, где шпация не более 400 мм.
Момент сопротивления поперечного сечения промежуточных шпангоутов должен быть не менее 0,75 момента сопротивления поперечного сечения основных холостых шпангоутов.
2.1.9. Флоры, устанавливаемые в плоскостях холостых шпангоутов в корму от переборки форпика в той части корпуса, которая указана в 2.1.7, должны иметь толщину стенки, одинаковую с толщиной стенки флоров, устанавливаемых в плоскостях рамных шпангоутов, и высоту не менее 1/3 высоты двойного дна в этом районе и не менее 2,5 высоты продольных ребер жесткости.
Свободные кромки таких флоров должны быть подкреплены фланцами или поясками.
Расстояние между продольными балками в этом районе следует принимать не более 500 мм.
2.1.10. В форпике должно быть не менее трех карлингсов. Высота стенки карлингсов и рамных бимсов должна быть не менее 2,5 высот холостых бимсов.
2.1.11. Момент сопротивления W площади поперечного сечения холостых бимсов с присоединенными поясками на отдельных участках палубы в районе, указанном в 2.1.7, должен быть не менее, куб. м:
-6 2
W = 5,5 x 10 x d x B , (2.1.11)
1
где:
d - расстояние между бимсами, м;
B - наибольший пролет бимсов, измеренный между карлингсами
1
или между карлингсами и продольной переборкой или бортом, м.
2.1.12. Усиления, требуемые в 2.4.98 ч. I ПСВП, должны быть выполнены на длине от кормовой переборки машинного отделения до кормовой оконечности, включая ахтерпик.
2.1.13. В машинном помещении каждый второй шпангоут должен быть рамным.
2.1.14. Момент сопротивления W площади поперечного сечения карлингсов с присоединенным пояском для машинного помещения должен быть не менее, куб. м:
-6 2
W = 5,8 x 10 x a x d , (2.1.14)
1 1
где:
a - средняя ширина площади палубы, поддерживаемой карлингсом,
1
м;
d - наибольший пролет карлингса, измеренный между поперечными
1
переборками или центрами пиллерсов и поперечной переборкой, м.
Профиль поперечного сечения бимсов необходимо принимать таким же, как и карлингса.
2.1.15. На судах класса "М-СП (лед)" должны быть выполнены усиления корпуса в соответствии с требованиями 2.4.113 ч. I ПСВП, назначенными из условий эпизодического плавания в мелкобитом, подвижном, плавучем льду толщиной не более 0,4 м.
2.1.16. В расчетах общей прочности корпуса в конце срока службы судна средние остаточные толщины связей корпуса рекомендуется определять с учетом значений расчетных скоростей изнашивания, приведенных в табл. 2.1.16.
Таблица 2.1.16
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Наименование групп связей ¦Рекомен- ¦
¦ ¦дуемые ¦
¦ ¦расчетные¦
¦ ¦скорости ¦
¦ ¦изнашива-¦
¦ ¦ния, ¦
¦ ¦мм/год ¦
+--T---------------------------------------------------+---------+
¦1 ¦Палубный настил и набор, комингсы люков ¦ 0,08 ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦2 ¦Палубный настил судов-площадок, перевозящих ¦ 0,15 ¦
¦ ¦навалочные грузы ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦3 ¦Палубные настилы и набор, верхние листы переборок и¦ 0,15 ¦
¦ ¦бортов в районе грузовых танков нефтеналивных судов¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦4 ¦Палубные настилы и набор, верхние листы переборок ¦ 0,20 ¦
¦ ¦и бортов в районе грузовых танков нефтеналивных ¦ ¦
¦ ¦судов, перевозящих сырую нефть ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦5 ¦Наружная обшивка борта ¦ 0,12 ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦6 ¦Набор борта ¦ 0,08 ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦7 ¦Настил второго дна, нижние листы внутренних бортов ¦ 0,08 ¦
¦ ¦и переборок ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦8 ¦Верхние и средние листы внутренних бортов и ¦ 0,06 ¦
¦ ¦переборок ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦9 ¦Настил второго дна, нижние листы внутренних бортов ¦ 0,15 ¦
¦ ¦и переборок судов, перевозящих навалочные грузы ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦10¦Верхние и средние участки внутренних бортов и пере-¦ 0,10 ¦
¦ ¦борок, комингсы судов, перевозящих навалочные грузы¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦11¦Скуловой пояс и примыкающий к нему пояс наружной ¦ 0,17 ¦
¦ ¦обшивки ¦ ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦12¦Обшивка и набор днища и второго дна ¦ 0,11 ¦
+--+---------------------------------------------------+---------+
¦13¦Все листы и набор балластных отсеков, заполняемых ¦ 0,12 ¦
¦ ¦морской водой ¦ ¦
L--+---------------------------------------------------+----------
2.1.17. Для пассажирских судов длиной 50 м и более значение
изгибающего момента на тихой воде M , кН x м, используемого в
ТВ
2.2.12 ч. I ПСВП при определении расчетного изгибающего момента в
средней части судна при прогибе и перегибе, должно вычисляться в
соответствии с 2.2.4 ч. I ПСВП и приниматься по абсолютной
величине не менее определяемого по формуле:
2
M = +/- k x дельта x B x L, (2.1.17-1)
ТВ ТВ
где:
дельта - коэффициент полноты водоизмещения;
k - коэффициент, значения которого определяют по формуле:
ТВ
k = k x k x k - 34,34k x k x k >= 0; (2.1.17-2)
ТВ сигма L дельта 0 1 2
k - коэффициент, значения которого определяют по табл.
сигма
2.1.17-1;
k - коэффициент, значения которого определяют с помощью
L
следующего уравнения:
-3 -5 2
0,171 - 2,516 x 10 x L + 2,446 x 10 x L
k = -------------------------------------------- (2.1.17-3)
L -2 -4 2
1 - 1,768 x 10 x L + 1,888 x 10 x L
или принимают по табл. 2.1.17-2;
k - коэффициент, значения которого определяют по табл. 2.1.4
1
или рассчитывают с помощью уравнения (2.1.4-3);
k - коэффициент, значения которого вычисляют по формуле:
дельта
k = 1 + 0,7 / дельта; (2.1.17-4)
дельта
k , k - коэффициенты, значения которых следует определять
0 2
согласно 2.1.4.
Изгибающий момент, определяемый с помощью зависимости
(2.1.17-1), принимают постоянным на длине 0,5L в средней части
судна и уменьшающимся к оконечностям до нуля по линейной
зависимости (аналогично M на рис. 2.1.4).
ДВ
Таблица 2.1.17-1
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Характеристика связей корпуса ¦ k при R , МПа ¦
¦ ¦ сигма eH ¦
¦ +-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 235 ¦ 315 ¦ 355 ¦ 390 ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Участвующие в общем изгибе и не несущие ¦1,645¦1,572¦1,585¦1,598¦
¦местную нагрузку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Участвующие в общем изгибе и несущие ¦1,410¦1,474¦1,534¦1,591¦
¦местную нагрузку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+-----+-----+-----+------
Таблица 2.1.17-2
---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦L ¦50 ¦65 ¦80 ¦95 ¦110 ¦125 ¦140 ¦
+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦k ¦0,257 ¦0,315 ¦0,366 ¦0,392 ¦0,381 ¦0,370 ¦0,351 ¦
¦ L ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
2.1.18. Расчетное давление на надстройки и палубы надстроек и рубок пассажирских водоизмещающих судов, буксиров и ледоколов определяются:
на боковые стенки - по табл. 2.1.18-1;
на открытые палубы, не предназначенные для размещения груза, - по табл. 2.1.18-2;
на концевые стенки - по табл. 2.1.18-3.
В табл. 2.1.18-1 - 2.1.18-3 значения x / L = 0,5 и x / L = -0,5 соответствуют сечениям по носовому и кормовому перпендикулярам при осадке судна по конструктивную ватерлинию, x / L = 0 - миделевому сечению.
Для закрытых палуб, предназначенных для размещения экипажа, пассажиров и оборудования, расчетное давление должно быть не менее 5,0 кПа.
Таблица 2.1.18-1
--------T----------------------T---------------------T-----------------------¬
¦Относи-¦-0,5 ¦-0,3 <= x / L <= 0,2 ¦0,5 ¦
¦тельное¦ ¦ ¦ ¦
¦отстоя-¦ ¦ ¦ ¦
¦ние x /¦ ¦ ¦ ¦
¦L рас- ¦ ¦ ¦ ¦
¦четного¦ ¦ ¦ ¦
¦сечения¦ ¦ ¦ ¦
¦от ми- ¦ ¦ ¦ ¦
¦деля ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---T---T----T----T----+---T---T---T----T----+---T----T----T----T----+
¦Длина ¦25 ¦40 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦25 ¦40 ¦60 ¦100 ¦140 ¦25 ¦ 40 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦
¦судна, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+----+----+----+---+---+---+----+----+---+----+----+----+----+
¦Наиме- ¦ Расчетное давление на уровне палуб, кПа ¦
¦нование¦ ¦
¦палубы ¦ ¦
+-------+---T---T----T----T----T---T---T---T----T----T---T----T----T----T----+
¦Верхняя¦5,9¦9,7¦13,7¦18,5¦23,3¦4,9¦5,6¦8,5¦11,5¦14,5¦7,6¦15,5¦22,0¦29,8¦37,6¦
+-------+---+---+----+----+----+---+---+---+----+----+---+----+----+----+----+
¦1-го ¦4,7¦4,9¦5,1 ¦9,2 ¦12,4¦4,7¦4,9¦5,1¦6,7 ¦8,4 ¦4,7¦4,9 ¦6,8 ¦15,2¦20,2¦
¦яруса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+----+----+----+---+---+---+----+----+---+----+----+----+----+
¦2-го ¦4,7¦4,9¦5,1 ¦5,5 ¦5,6 ¦4,7¦4,9¦5,1¦5,5 ¦5,6 ¦4,7¦4,9 ¦5,1 ¦5,5 ¦5,6 ¦
¦яруса и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+----+----+----+---+---+---+----+----+---+----+----+----+----+
¦ Примечание. Расчетное давление принимают постоянным на длине -0,3 <=¦
¦x / L <= 0,2, а в некоторых указанных в таблице случаях на длине -0,5 <=¦
¦x / L <= 0,2 и увеличивающимся линейно до значений, соответствующих сечениям¦
¦x / L = -0,5 и/или x / L = +0,5. ¦
L-----------------------------------------------------------------------------
Таблица 2.1.18-2
--------T---------------------T--------------------T-----------------------¬
¦Относи-¦-0,5 ¦-0,3 <= x / L <= 0,2¦0,5 ¦
¦тельное¦ ¦ ¦ ¦
¦отстоя-¦ ¦ ¦ ¦
¦ние x /¦ ¦ ¦ ¦
¦L рас- ¦ ¦ ¦ ¦
¦четного¦ ¦ ¦ ¦
¦сечения¦ ¦ ¦ ¦
¦от ми- ¦ ¦ ¦ ¦
¦деля ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---T---T---T----T----+---T---T---T---T----+---T----T----T----T----+
¦Длина ¦25 ¦40 ¦60 ¦100 ¦140 ¦25 ¦40 ¦60 ¦100¦140 ¦25 ¦ 40 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦
¦судна, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+---+----+----+----+----+
¦Наиме- ¦ Расчетное давление на палубы, кПа ¦
¦нование¦ ¦
¦палубы ¦ ¦
+-------+---T---T---T----T----T---T---T---T---T----T---T----T----T----T----+
¦Верхняя¦6,1¦6,5¦9,8¦12,9¦16,5¦6,0¦6,0¦6,0¦8,1¦10,1¦8,3¦12,0¦16,0¦19,8¦27,4¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+---+----+----+----+----+
¦1-го ¦3,6¦3,6¦3,7¦7,5 ¦9,8 ¦3,6¦3,6¦3,7¦4,7¦6,0 ¦4,6¦7,5 ¦9,9 ¦12,7¦19,2¦
¦яруса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+---+----+----+----+----+
¦ Примечания. 1. Расчетное давление принимают постоянным на длине -0,3 <=¦
¦x / L <= 0,2, а в некоторых указанных в таблице случаях на длине -0,5 <= x¦
¦/ L <= 0,2 и увеличивающимся линейно до значений, соответствующих сечениям¦
¦x / L = -0,5 и/или x / L = +0,5. ¦
¦ 2. В случае, когда длина судна не совпадает с указанными в таблице¦
¦значениями, расчетное давление определяют путем линейной интерполяции¦
¦табличных данных с учетом указаний п. 1. ¦
¦ 3. Для открытых незагруженных палуб второго и последующих ярусов¦
¦надстроек и рубок расчетное давление должно быть не менее 1,5 кПа. ¦
L---------------------------------------------------------------------------
Таблица 2.1.18-3
--------T------------------------------------------T-------------------------------------------------¬
¦Место- ¦ Задняя (кормовая) ¦ Передняя (носовая) ¦
¦распо- ¦ ¦ ¦
¦ложение¦ ¦ ¦
¦стенки ¦ ¦ ¦
+-------+---------------------T--------------------+------------------------T------------------------+
¦Относи-¦-0,5 ¦-0,2 <= x / L < 0 ¦0 ¦0,5 ¦
¦тельное¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отстоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние x /¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦L стен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки над-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стройки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от ми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---T---T---T----T----+---T---T---T---T----+----T----T----T----T----+----T----T----T----T----+
¦Длина ¦25 ¦40 ¦60 ¦100 ¦140 ¦25 ¦40 ¦60 ¦100¦140 ¦ 25 ¦ 40 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦ 25 ¦ 40 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦
¦судна, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Наиме- ¦ Расчетное давление на уровне палуб, кПа ¦
¦нование¦ ¦
¦палубы ¦ ¦
+-------+---T---T---T----T----T---T---T---T---T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦Верхняя¦5,8¦6,0¦9,2¦14,3¦25,6¦5,8¦6,0¦6,1¦8,0¦14,3¦11,6¦11,9¦21,0¦39,0¦70,0¦12,6¦16,0¦33,0¦55,0¦98,0¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦1-го ¦5,8¦6,0¦6,1¦8,8 ¦18,2¦5,8¦6,0¦6,1¦6,2¦6,5 ¦11,6¦11,9¦12,5¦19,0¦43,5¦11,6¦11,9¦22,0¦39,0¦68,0¦
¦яруса ¦ ¦ ¦ ¦--- ¦----¦ ¦ ¦ ¦ ¦--- ¦----¦----¦----¦----¦----¦----¦----¦----¦----¦----¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦6,2 ¦15,7¦ ¦ ¦ ¦ ¦6,2 ¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦11,0¦26,8¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦19,0¦44,0¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦2-го ¦5,8¦6,0¦6,1¦6,2 ¦6,2 ¦5,8¦6,0¦6,1¦6,2¦6,2 ¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦6,2 ¦6,2 ¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦ ¦ ¦
¦яруса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦3-го ¦5,8¦6,0¦6,1¦6,2 ¦6,2 ¦5,8¦6,0¦6,1¦6,2¦6,2 ¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦6,2 ¦6,2 ¦5,8 ¦6,0 ¦6,1 ¦6,2 ¦6,2 ¦
¦яруса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---+---+---+----+----+---+---+---+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ Примечания. 1. Расчетное давление принимают постоянным на длине -0,2 < x / L < 0, а в некоторых¦
¦указанных в таблице случаях на длине -0,2 < x / L < 0 и увеличивающимся линейно от значения,¦
¦соответствующего сечению x / L = -0,5 (для кормовых стенок надстроек, рубок), и от значения,¦
¦соответствующего миделевому сечению (x / L = -0), до значения, соответствующего сечению x / L = -0,5¦
¦(для носовых стенок надстроек, рубок). ¦
¦ 2. См. п. 2 табл. 2.1.18-2. ¦
¦ 3. В числителе строки "1-го яруса" приведены расчетные давления для нижележащего яруса надстройки¦
¦(рубки), в знаменателе - для вышележащего яруса. ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------------------------
2.1.19. Толщины листов стенок и палуб надстроек и рубок пассажирских водоизмещающих судов, буксиров и ледоколов независимо от результатов и марки стали не должны быть меньше приведенных в табл. 2.1.19.
Таблица 2.1.19
-------------------------------------T---------------------------¬
¦Наименование конструкции надстроек, ¦ Длина судна, м ¦
¦ рубок +---T---T---T---T---T---T---+
¦ ¦25 ¦40 ¦60 ¦80 ¦100¦120¦140¦
¦ +---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦минимальные толщины листов,¦
¦ ¦ мм ¦
+--------T---------------------------+---T---T---T---T---T---T---+
¦Боковые ¦Нижний ярус надстройки, ¦4,2¦4,7¦5,3¦6,4¦7,5¦8,3¦9,0¦
¦стенки ¦участвующей в общем изгибе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Нижний ярус надстройки, не ¦4,1¦4,4¦4,8¦5,2¦5,6¦6,0¦6,4¦
¦ ¦участвующей в общем изгибе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпуса; наружная обшивка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бака и юта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Верхние ярусы надстройки, ¦4,0¦4,2¦4,5¦4,7¦4,9¦5,2¦5,4¦
¦ ¦рубки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦Концевые¦Нижний ярус надстройки ¦4,1¦4,4¦4,8¦5,2¦5,6¦6,0¦6,4¦
¦стенки +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Верхние ярусы надстройки, ¦4,0¦4,2¦4,5¦4,7¦4,9¦5,2¦5,4¦
¦ ¦рубки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦Палубы ¦Нижний ярус надстройки, ¦4,7¦5,3¦6,2¦7,0¦7,7¦8,3¦9,0¦
¦ ¦участвующей в общем изгибе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Нижний ярус надстройки, не ¦4,1¦4,3¦4,6¦4,9¦5,2¦5,5¦5,8¦
¦ ¦участвующий в общем изгибе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпуса; палуба бака и юта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пассажирских водоизмещающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦судов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Палуба бака и юта буксиров ¦5,0¦5,4¦5,7¦6,0¦6,0¦6,0¦6,0¦
¦ ¦и ледоколов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ ¦Верхние ярусы надстройки, ¦4,0¦4,2¦4,3¦4,5¦4,7¦4,8¦5,0¦
¦ ¦рубки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------------------------+---+---+---+---+---+---+---+
¦ Примечания. 1. Толщины листов относятся к конструкциям,¦
¦выполненным из стали. ¦
¦ 2. Правило округления приведено в примечании 2 к табл. 2.4.1¦
¦ч. I ПСВП. ¦
¦ 3. Листы настила палубы и обшивки надстроек в районе их¦
¦соединения должны быть утолщены на 1 мм на ширине не менее¦
¦300 мм. ¦
¦ 4. В случае, когда длина судна не совпадает с указанными в¦
¦таблице значениями, минимальные толщины листов определяют путем¦
¦линейной интерполяции табличных данных. ¦
L-----------------------------------------------------------------
2.1.19.1. Если шпация принята большей 550 мм, то минимальные толщины листов перекрытий, указанные в табл. 2.1.19, должны быть увеличены пропорционально увеличению шпации по сравнению со значением 550 мм.
2.1.19.2. Если шпация принята меньшей 550 мм, то минимальные толщины листов перекрытий, указанные в табл. 2.1.19, могут быть уменьшены пропорционально уменьшению шпации по сравнению со значением 550 мм. Уменьшение толщин не должно превышать 10%.
2.1.19.3. Если конструкция выполнена из легких сплавов, минимальные толщины ее листовых элементов должны приниматься не меньшими, чем это требуется для соответствующей конструкции, выполненной из стали.
2.1.20. Толщины листов связей корпусов буксиров, ледоколов и пассажирских водоизмещающих судов независимо от результатов расчета и марки стали не должны быть меньше приведенных в табл. 2.1.20.
Таблица 2.1.20
----------------------------------------------T------------------¬
¦ Наименование связей ¦ Длина судна, м ¦
¦ +---T----T----T----+
¦ ¦25 ¦ 60 ¦100 ¦140 ¦
¦ +---+----+----+----+
¦ ¦минимальные толщи-¦
¦ ¦ны листов связей, ¦
¦ ¦мм ¦
+---------------------------------------------+---T----T----T----+
¦1. Наружная обшивка в средней части судна и ¦5,0¦6,0 ¦7,5 ¦9,0 ¦
¦кормовой оконечности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦2. Ширстрек и палубный стрингер в средней ¦6,0¦10,0¦11,5¦13,0¦
¦части судна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦3. Наружная обшивка форпика ¦6,0¦9,0 ¦10,0¦11,0¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦4. Наружная обшивка в районе от форпика до ¦6,0¦7,0 ¦8,5 ¦10,0¦
¦сечения, отстоящего на 0,25L в корму от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦носового перпендикуляра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦5. Скуловой пояс наружной обшивки в средней ¦6,0¦7,0 ¦8,5 ¦10,0¦
¦части судна и кормовой оконечности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦6. Настил верхней палубы в оконечностях на ¦5,5¦6,0 ¦6,0 ¦6,0 ¦
¦длине 0,15L от носового и кормового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦перпендикуляров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦7. Настил платформ ¦4,5¦6,0 ¦6,0 ¦6,0 ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦8. Обшивка непроницаемых переборок ¦5,0¦6,0 ¦6,0 ¦6,0 ¦
+---------------------------------------------+---+----+----+----+
¦ Примечания. 1. Приведенные значения минимальных толщин листов¦
¦связей соответствуют шпации 550 мм и должны быть¦
¦откорректированы с учетом фактической шпации в соответствии с¦
¦требованиями 2.4.3 и 2.4.4 ч. I ПСВП. ¦
¦ 2. Толщина настила верхней палубы, кроме ее участков,¦
¦указанных в п. 6, при шпации, равной 550 мм, не должна¦
¦приниматься менее 5,5 мм независимо от длины судна. ¦
¦ 3. Правило округления приведено в примечании 2 к табл. 2.4.1¦
¦ч. I ПСВП. ¦
¦ 4. В случае, когда длина судна не совпадает с указанными в¦
¦таблице значениями, минимальные толщины листов связей определяют¦
¦путем линейной интерполяции табличных данных. ¦
L-----------------------------------------------------------------
2.1.21. На буксиры распространяются требования 2.5.14 - 2.5.21 ч. I ПСВП. При этом толщина листовых элементов корпусных конструкций во всех случаях не должна быть меньше толщин, приведенных в 2.1.20, причем дополнительного увеличения на 1 мм толщины водонепроницаемых переборок, регламентируемого 2.5.19 ч. I ПСВП, не требуется.
2.1.22. Если соблюдается требование 2.5.2 ч. I ПСВП, расчеты общей прочности для буксиров и ледоколов длиной менее 50 м можно не выполнять.
При этом значения коэффициента k , входящего в формулу (2.5.2)
1
ч. I ПСВП, должны приниматься не менее k = 36,6 для судов длиной
1
L = 50 м и k = 10 для судов длиной L = 25 м, а максимальное
1
значение выражения, стоящего в скобках формулы (2.5.2), не
ограничивается.
Расчеты местной прочности буксиров и ледоколов должны выполняться независимо от длины судна.
2.1.23. Требования 2.5.1 и 2.5.2 ч. I ПСВП на пассажирские водоизмещающие суда не распространяются.
2.2. Суда класса "М-ПР"
2.2.1. Осадка сухогрузных и наливных судов носом должна быть не менее 1,4 м во всех случаях загрузки судна.
2.2.2. В качестве нормативной расчетной характеристики волнового режима следует принимать высоту волны (3%-ной обеспеченности) 3 м.
2.2.3. В расчетах общей прочности корпуса в конце срока службы судна средние остаточные толщины связей корпуса рекомендуется определять с учетом расчетных скоростей изнашивания, приведенных в табл. 2.1.16.
2.3. Суда класса "О-ПР"
2.3.1. Осадка сухогрузных и наливных судов носом должна быть не менее 0,9 м во всех случаях загрузки судна.
2.3.2. В качестве нормативной расчетной характеристики волнового режима следует принимать высоту волны (3%-ной обеспеченности) 2 м.
2.3.3. Дополнительный волновой изгибающий момент должен
определяться в соответствии с 2.1.4 при высоте расчетной волны
h = 2 м и значениях коэффициента k , принимаемых по табл. 2.3.3
1
или рассчитанных с помощью уравнения:
k = 1 / (38,838 + 0,106 x L x lnL),
1
достоверного в диапазоне L = 25 - 140 м.
Таблица 2.3.3
--------------------------------------T--------T--------T--------¬
¦Длина судна, м ¦60 ¦100 ¦140 ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+
¦Коэффициент k ¦0,0154 ¦0,0114 ¦0,0089 ¦
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------+--------+--------+---------
2.3.4. В расчетах общей прочности корпуса в конце срока службы судна средние остаточные толщины связей корпуса рекомендуется определять с учетом расчетных скоростей изнашивания, приведенных в табл. 2.1.16.
2.4. Форма обводов носовой оконечности
2.4.1. Возможность использования санеобразных и других немореходных обводов носовой оконечности для судов смешанного плавания является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
2.5. Специальные требования для судов,
спроектированных на ограниченный срок службы
2.5.1. Для судов, спроектированных на ограниченный срок службы, допускается уменьшение размеров отдельных связей, регламентируемых 2.1.6, 2.1.11, 2.1.14. Значение допустимого уменьшения размеров связей в этом случае является предметом специального рассмотрения Речного Регистра.
9. Конструктивная противопожарная защита
9.1. Общие требования
9.1.1. Требования, изложенные в настоящей главе Правил, являются обязательными для судов класса "М-СП".
9.1.2. Использование жидкого топлива с температурой вспышки паров ниже 60 °C для двигателей, котлов, а также хозяйственных нужд не допускается.
9.1.3. Конструктивная противопожарная защита пассажирских судов, независимо от их класса и характера совершаемых рейсов, должна соответствовать Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками.
9.2. Определения и пояснения
9.2.1. Грузовые помещения:
1) грузовые танки, предназначенные для перевозки грузов, в том числе сливные цистерны;
2) помещения для сухих грузов, не относящихся к судовым запасам, сухогрузные и рефрижераторные трюмы и твиндеки, предназначенные, в том числе, и для перевозки контейнеров и съемных цистерн, автотранспорта без топлива в баках;
3) закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом загрузки и разгрузки, простирающиеся на значительную часть или всю длину судна;
4) открытые грузовые помещения с горизонтальным способом загрузки и разгрузки, простирающиеся на значительную часть или всю длину судна, открытые с обеих сторон или с одной стороны и имеющие эффективную по всей длине помещения вентиляцию, через постоянно открытые отверстия в обшивке или в подволоке;
5) открытая палуба - палуба полностью открытая воздействию окружающей среды сверху и не менее чем с двух сторон.
9.2.2. Конструкции типа С - конструкции, изготовленные из негорючих материалов, к которым требования по предотвращению прохождения через них дыма и пламени и соблюдению перепада температур не предъявляются.
9.2.3. Машинные помещения категории А - все помещения, в которых расположены главные и вспомогательные двигатели, работающие на жидком топливе, с общей мощностью не менее 375 кВт, котлы, работающие на жидком топливе, установки подготовки жидкого топлива, а также шахты указанных помещений.
9.2.4. Междупалубные средства сообщения - внутренние трапы, лифты и эскалаторы (за исключением тех, которые полностью находятся в машинных помещениях) и их выгородки.
9.2.5. Непрерывные подволоки или зашивки типа В - подволоки или зашивки типа В, заканчивающиеся у конструкций типа А или В или у наружных поверхностей судна.
9.2.6. Сливная цистерна - цистерна, предназначенная для сбора вод, использованных для мойки грузовых танков, и загрязненных балластных вод.
9.2.7. Служебные помещения:
Хозяйственные помещения:
1) камбузы, помещения для кипятильников, гладильные, сауны и т.п. объекты функционального назначения, которые имеют топочные устройства, работающие на жидком, твердом, газообразном топливе, или оборудованы электрическими нагревательными элементами;
2) провизионные кладовые, посудомоечные, заготовительные.
Кладовые:
3) легковоспламеняющихся материалов и веществ - малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, воспламеняющихся сжиженных и сжатых газов;
4) горючих материалов - шкиперские, плотницкие, кладовые кинолент, кладовые прозодежды, бельевые, сушильные;
5) негорючих материалов - запчастей, механические и электрические мастерские, не входящие в состав машинных помещений.
9.2.8. Способ защиты помещений 1С - предполагает выполнение всех внутренних разделительных переборок в виде негорючих перекрытий типа В или С и установку стационарной системы сигнализации об обнаружении пожара, отвечающей требованиям ПСВП. Автоматические дымовые извещатели и ручные извещатели этой системы должны быть расположены так, чтобы обеспечить обнаружение пожара во всех коридорах, на всех трапах и путях эвакуации в пределах жилых помещений.
9.2.9. Установка подготовки жидкого топлива - комплекс технических средств и оборудования, используемый для подготовки и подачи топлива к двигателям и/или котлам. Может включать в себя топливоперекачивающие и/или топливоподкачивающие насосы, сепараторы, трубопроводы и арматуру, фильтры и подогреватели с давлением топлива более 0,18 МПа.
9.3. Общие требования для всех типов судов
9.3.1. В местах примыкания металлических конструкций типа А к металлическим палубам, переборкам и бортам, а также в местах прохода через металлические конструкции типа А труб, кабелей и каналов вентиляции должна быть предусмотрена изоляция негорючими материалами этих примыкающих и проходящих через конструкции типа А конструкций. Общая длина изолируемого участка должна составлять не менее 500 мм независимо от того, с одной или двух сторон от конструкции типа А наносится изоляция. Длина изолируемого участка может быть уменьшена, если стандартными огневыми испытаниями будет доказана возможность изоляции на меньшем расстоянии.
9.3.2. Конструкции типа А, разделяющие два смежных помещения, в одном из которых полностью отсутствует горючая среда, или являющиеся наружными поверхностями надстроек и рубок, по огнестойкости должны удовлетворять требованиям, установленным для конструкций типа А-0.
9.3.3. Непрерывные подволоки и зашивки типа В в совокупности с относящимися к ним палубами и переборками могут быть приняты как отвечающие полностью или частично требованиям к изоляции и огнестойкости перекрытий типа А, указанных в соответствующих таблицах по огнестойкости.
9.3.4. Переборки типа В должны простираться от палубы до палубы и до наружной обшивки или других ограничивающих конструкций. Однако, если эта ограничивающая конструкция защищена сплошной подволокой или зашивкой типа В, простирающейся в обе стороны от переборки, то последняя может заканчиваться у такой непрерывной подволоки или зашивки.
9.3.5. Закрытия отверстий в конструкциях типов А и В должны быть того же типа, что и сами конструкции, в которых эти отверстия устроены.
Закрытия отверстий в конструкциях типа А должны быть непроницаемыми для дыма и пламени в течение 60 мин. стандартного испытания на огнестойкость и выполнены из стали или равноценного материала.
Закрытия отверстий в конструкциях типа В должны быть непроницаемыми для пламени в течение 30 мин. стандартного испытания на огнестойкость и выполнены из негорючего материала.
В коридорных переборках типа А-0 допускается устанавливать двери типа В.
Все окна и иллюминаторы в переборках внутри жилых и служебных помещений должны быть устроены таким образом, чтобы они не ухудшали противопожарные свойства переборки. Указанное требование не распространяется на остекленные переборки, окна и иллюминаторы в наружной обшивке корпуса, надстроек и рубок и наружные двери в надстройках и рубках.
9.3.6. Противопожарные двери в переборках главных вертикальных зон, в выгородках трапов, а также двери в машинные помещения категории А, за исключением водонепроницаемых дверей с механическим приводом, наружных и обычно запертых дверей, должны быть самозакрывающимися. Эти двери должны закрываться при угле наклона до 3,5° в сторону, противоположную закрыванию. Двери должны иметь устройство, удерживающее их в открытом положении и позволяющее осуществить их освобождение с помощью дистанционного управления или непосредственно с мест, оборудованных по обеим сторонам двери. Устройство, удерживающее двери, должно быть устроено так, чтобы двери автоматически закрывались при повреждении дистанционной системы управления.
Если разрешены двустворчатые двери, открывающиеся в обе стороны, они должны иметь зацепки-стопоры, которые могут быть введены в действие при разблокировании устройства, удерживающего двери в открытом положении.
9.3.7. В нижнем углу дверей, установленных в огнестойких переборках (кроме дверей в главных огнестойких переборках), допускается предусматривать отверстие с самозакрывающимся устройством для прокладки пожарных рукавов. Диаметр этого отверстия должен обеспечивать беспрепятственное прохождение через него соединительных головок рукавов и стволов, применяемых на данном судне, и возможность закрывания дверей при наличии пожарного рукава, протянутого через двери.
9.3.8. Устройство вентиляционных отверстий и решеток в дверях типа А не допускается.
9.3.9. В нижней половине дверей коридорных переборок, кают и общественных помещений или под ними, за исключением дверей в выгородках трапов, допускается устройство вентиляционных отверстий. Общая полезная площадь таких отверстий не должна превышать 0,05 кв. м, и они должны быть снабжены решеткой из негорючего материала.
9.3.10. Верхняя часть дверей типа В может иметь остекление, для чего должны применяться жаростойкие стекла особой выделки или стекла, армированные металлической сеткой. Рамки для крепления стекла должны быть изготовлены из стали или другого негорючего материала. Конструкция остекленных дверей должна удовлетворять всем требованиям, предъявленным к конструкциям типа В, что должно быть подтверждено результатами стандартных испытаний образцов таких дверей на огнестойкость.
9.3.11. Петли дверей типов А и В должны быть изготовлены из материалов с температурой плавления не ниже 950 °C.
9.3.12. Если в перекрытиях типа А или В предусмотрены отверстия для прокладки электрических кабелей, труб, шахт, вентиляционных каналов или для установки узлов системы вентиляции, осветительной арматуры и проч., должны быть приняты меры к сохранению огнестойкости конструкции.
9.3.13. Проемы всех дверей, вентиляционные каналы, кольцевые пространства вокруг дымовых труб, световые люки машинных, котельных и насосных помещений должны иметь устройства для их закрывания. Эти устройства должны быть спроектированы так, чтобы при пожаре можно было управлять ими с открытой палубы. Требование об управлении закрытиями с открытой палубы не распространяется на двери, закрывание которых достаточно обеспечить извне указанных выше помещений.
9.3.14. В световых люках машинных и насосных помещений не должны устанавливаться стеклянные панели. Устройство окон в конструкциях, ограничивающих машинные помещения, не допускается. Это не исключает возможности применения стекла в ограждениях постов управления, находящихся внутри машинных помещений.
Иллюминаторы, установленные в световых люках, должны иметь стекла, армированные металлической сеткой.
9.3.15. Защита трапов и шахт лифтов в жилых, служебных помещениях и постах управления должна быть выполнена следующим образом:
1) трапы, проходящие только через одну палубу, должны быть защищены не менее чем на одном уровне как минимум перекрытиями типа В-0 и самозакрывающимися дверями. Лифты, проходящие только через одну палубу, должны быть выгорожены перекрытиями типа А-0 со стальными дверями на обоих уровнях. Трапы и шахты лифтов, проходящие более чем через одну палубу, должны быть выгорожены как минимум перекрытиями типа А-0 и защищены самозакрывающимися дверями на всех уровнях;
2) трапы и шахты лифтов могут быть защищены перекрытиями типа В-0 на судах, жилые помещения которых рассчитаны на 12 чел. и менее, а трапы проходят более чем через одну палубу и имеется не менее двух выходов на открытую палубу на каждом уровне жилых помещений;
3) устройство шахт должно исключать проникновение дыма и пламени из одного междупалубного пространства в другое;
4) если предусматривается устройство, удерживающее двери в открытом положении, оно должно отвечать требованиям 9.3.6.
9.3.16. Один из трапов машинных помещений, удовлетворяющих требованиям 1.8.3 ч. II ПСВП, на всем протяжении выходного пути должен иметь непрерывную защиту от огня в виде ограждения этих трапов конструкциями типа А-15.
9.4. Дополнительные требования для грузовых судов
9.4.1. Требования настоящей главы дополняют требования, изложенные в 9.3, и распространяются на грузовые суда валовой вместимостью 500 и более.
Здесь и далее в тексте ПССП под валовой вместимостью понимается величина, определяемая в соответствии с приложением 1 к "Положению о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания".
9.4.2. В жилых и служебных помещениях должен быть применен способ защиты 1С, предусматривающий устройство всех внутренних переборок из негорючих конструкций типов В и С.
9.4.3. Минимальная огнестойкость переборок и палуб, разделяющих смежные помещения, должна отвечать требованиям табл. 9.4.3.1 и 9.4.3.2 соответственно с учетом следующего.
Таблица 9.4.3.1
------------T---T---T-T----T---T----T----T----T----T----T---T----¬
¦ Помещения ¦Ка-¦ 1 ¦2¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦ 11 ¦
¦ ¦те-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Посты ¦1 ¦А-0¦С¦А-60¦А-0¦А-15¦А-60¦А-15¦А-60¦А-60¦<8>¦А-60¦
¦управления ¦ ¦<4>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Коридоры, ¦2 ¦ ¦С¦В-0 ¦А-0¦В-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦вестибюли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<2>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и тамбуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В-0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Жилые ¦3 ¦ ¦ ¦С ¦А-0¦В-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦<1> ¦<2>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В-0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Междупалуб-¦4 ¦ ¦ ¦ ¦А-0¦А-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦ные сообще-¦ ¦ ¦ ¦ ¦<2>¦<2> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В-0¦В-0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Служебные ¦5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦С ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
¦(низкая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пожарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опасность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Машинные ¦6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<8> ¦А-0 ¦А-0 ¦А-60¦<8>¦А-60¦
¦категории А¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<6> ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Прочие ¦7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
¦машинные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Грузовые ¦8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<8> ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Служебные ¦9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦(высокая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<3> ¦ ¦ ¦
¦пожарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опасность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Открытые ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- ¦А-0 ¦
¦палубы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+----+
¦Грузовые с ¦11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<8>,¦
¦горизон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<5> ¦
¦тальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦способом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦погрузки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выгрузки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+---+---+-+----+---+----+----+----+----+----+---+-----
--------------------------------
<1> Двери из кают во внутренние индивидуальные санитарные помещения могут выполняться из горючих материалов.
<2> Для уточнения типа переборки см. 9.3.15 и 9.4.5.
<3> Если помещения используются по одному и тому же назначению, перекрытия между ними могут не устанавливаться.
<4> Переборки, разделяющие рулевую, штурманскую и радиорубки, могут быть типа В-0
<5> Отверстия в переборках и палубах должны иметь достаточно плотные закрытия.
<6> Если не предусматривается перевозка опасных грузов, могут применяться переборки типа А-0.
<7> Если прочие машинные помещения категории 7 имеют малую пожарную опасность, т.е. в них отсутствуют технические средства, работающие на жидком топливе или использующие смазку под давлением, допускается применение конструкций типа А-0.
<8> Перекрытия, которые должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала, однако они могут не быть перекрытиями типа А.
Таблица 9.4.3.2
----------T---T-----------------------------------------------------¬
¦Помещения¦Ка-¦ Помещения сверху ¦
¦ ¦те-+----T----T----T----T----T----T----T----T----T---T----+
¦ ¦го-¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦ 11 ¦
¦ ¦рии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Посты уп-¦1 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-60¦
¦равления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Коридоры,¦2 ¦А-0 ¦<8> ¦<8> ¦А-0 ¦<8> ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦вестибюли¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и тамбуры¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Жилые ¦3 ¦А-60¦А-0 ¦<8> ¦А-0 ¦<8> ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Междупа- ¦4 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8> ¦А-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦лубные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сообщения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Служебные¦5 ¦А-15¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8> ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
¦(низкая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пожарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опас- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Машинные ¦6 ¦А-60¦А-60¦А-60¦А-60¦А-60¦<8> ¦А-60¦А-30¦А-60¦<8>¦А-60¦
¦категории¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<7> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦А ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Прочие ¦7 ¦А-15¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8> ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
¦машинные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Грузовые ¦8 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8> ¦А-0 ¦<8>¦А-0 ¦
+---------+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---+----+
¦Служебные¦9 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦А-60¦А-0 ¦А-0 ¦А-0 ¦<8>¦А-30¦
¦(высокая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<3> ¦ ¦ ¦
¦пожарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<

ПРИКАЗ МПР РФ от 22.11.2002 n 770 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ КОНКРЕТНЫХ РАЗМЕРОВ СТАВОК РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЮРИСДИКЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также