ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.11.2002 n 336-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ПЕРВУШИНА ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 31 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2002 г. N 336-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ПЕРВУШИНА ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 31
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, С.М. Казанцева, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина В.П. Первушина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Ковдорский районный суд Мурманской области своим решением от 14 мая 2002 года подтвердил законность действий Ковдорского районного Центра занятости населения, прекратившего с июля 1999 года выплату пособия по безработице гражданину В.П. Первушину, с июля 1996 года зарегистрированному в качестве безработного.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.П. Первушин оспаривает конституционность послужившего основанием для прекращения ему указанных выплат абзаца второго пункта 5 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать в суммарном исчислении 24 календарных месяцев, исчисленных в общей сложности в пределах 36 календарных месяцев. По мнению заявителя, названная норма нарушает его права, гарантированные статьями 2, 7, 18, 37 (часть 3) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял гражданина В.П. Первушина о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в своей очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды, размеры, условия и порядок получения устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
В названном Законе наряду с правом на получение пособия по безработице предусмотрены также такие гарантии, как право безработных граждан на бесплатную консультацию, на бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройство, получение возможности профессионального обучения, что может быть ими реализовано (за исключением получения пособия по безработице) при обращении в органы службы занятости безотносительно к кратности таких обращений и продолжительности периода безработицы.
Что касается пособия по безработице, то федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" механизм его назначения и выплаты, учитывая при этом, помимо прочего, целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан, которое состоит в том, чтобы предоставить им временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, сократить период безработицы, стимулировать безработного к активному поиску работы и предотвращать необоснованные отказы от нее, а также то обстоятельство, что статус безработного, являющийся основанием получения пособия, может быть приобретен каждым гражданином, зарегистрированным в установленном порядке, в течение различных периодов отсутствия у него работы неоднократно.
Следовательно, проверка конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, заявитель ошибочно полагает, что в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" отсутствуют положения о предоставлении безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, каких-либо иных источников средств к существованию, - пунктом 1 его статьи 36 предусмотрена возможность оказания безработным гражданам органами службы занятости материальной и иной помощи, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. К тому же малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" оказывается государственная социальная помощь, в том числе в виде выплаты им социальных пособий за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первушина Виктора Павловича, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.11.2002 n 335-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ПРОШУТИНСКОЙ НОННЫ МИХАЙЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также