ПРИКАЗ Минобразования РФ от 20.03.2002 n 939 (ред. от 08.10.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 марта 2002 г. N 939
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206,
письма Минобразования РФ от 08.10.2002 N 14-55-840ин/15)
В соответствии с Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства, утвержденным Приказом Минобразования России от 24.01.2002 N 181, приказываю:
1. Утвердить макеты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению подготовки бакалавра (Приложение N 1), по специальности (Приложение N 2).
2. Председателям учебно-методических объединений вузов Российской Федерации в срок до 01.07.2002 в установленном порядке представить в Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования разработанные в соответствии с утвержденными макетами государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области культуры и искусства и примерные учебные планы направлений подготовки и специальностей.
3. При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области культуры и искусства для направлений подготовки магистров руководствоваться макетом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Минобразования России от 14.09.1999 N 286.
4. При разработке государственных образовательных стандартов направлений подготовки и специальностей руководствоваться "Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения", утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 3 февраля 2000 года.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалина).
Заместитель Министра
Л.С.ГРЕБНЕВ



Приложение N 1
к Приказу
Минобразования России
от 20 марта 2002 г. N 939
МАКЕТ
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206,
письма Минобразования РФ от 08.10.2002 N 14-55-840ин/15)
Министерство образования Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Российской Федерации
_________ Л.С.Гребнев
_____________________
(дата)
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Направление ________________________________
(указывается код и наименование направления)
Степень (квалификация) бакалавр
_____________________________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации) бакалавра)
Вводится с момента утверждения
Москва 2002

1. Общая характеристика направления
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации __________________ (указывается номер и дата приказа, утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________ (указывается наименование степени (квалификации) бакалавра). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению ___________ (указывается код и наименование направления) при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника (дается характеристика квалификации выпускника, согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Могут быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника).
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению(ям): _________________________ (указывается код и наименование направления);
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности(ям): ___________________________________ (указывается код и наименование специальности).
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование (при необходимости в данном пункте УМО может сформулировать дополнительные требования, предъявляемые к абитуриенту. Например, требование владения профессиональными знаниями и умениями в объеме соответствующего среднего профессионального образования либо наличие документа государственного образца о соответствующем среднем профессиональном образовании).
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области культуры и искусства проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (в случае необходимости УМО имеет право их указать).
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по направлениям подготовки бакалавров дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и ДС).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура (учитывая необходимость ¦408 ¦
¦ ¦координации дисциплин, связанных с физической¦ ¦
¦ ¦нагрузкой на студента по ряду исполнительских¦ ¦
¦ ¦специальностей, разрешить основное содержание¦ ¦
¦ ¦данной дисциплины реализовывать в рамках ¦ ¦
¦ ¦дисциплин ОПД или ДС) ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦_____________________________________________¦ ¦
¦ ¦(указать основные разделы дисциплин с учетом ¦ ¦
¦ ¦рекомендаций ВНИК <*> по гуманитарным и ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическим дисциплинам) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦указать ¦
¦ ¦ ¦общий ¦
¦ ¦ ¦объем ¦
¦ ¦ ¦часов по¦
¦ ¦ ¦циклу ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не менее¦
¦ОПД.Ф.01 ¦_____________________________________________¦80% от ¦
¦и т.д. ¦(указать наименование дисциплин и их основные¦общего ¦
¦ ¦разделы) ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 10% ¦
¦ ¦компонент ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 10% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦указать ¦
¦ ¦(устанавливаются вузом, включая дисциплины по¦общий ¦
¦ ¦выбору студента) ¦объем ¦
¦ ¦ ¦часов по¦
¦ ¦ ¦циклу ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
L---------+---------------------------------------------+---------
--------------------------------
<*> ВНИК - временный научно-исследовательский коллектив.
Всего часов теоретического обучения _____
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, - ____ недель;
практики - не менее ______ недель (указываются виды практик с указанием недель, отводимых на их проведение);
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту (исполнение) выпускной квалификационной работы, - не менее ____ недель;
каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее ____ недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, а также в случае сочетания различных форм обучения, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть определен в соответствии с п. 5.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
(В п. 6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.)
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основные образовательные программы для подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на его изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
6.1.2. При разработке основной образовательной программы вуз имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
(абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206)
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем направления;
абзац исключен. - Приказ Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206.
реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля (кроме тех случаев, когда оно является исходным уровнем образования) или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению
учебно-воспитательного процесса
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(В п. 6.2 указывается, что реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень (почетное звание работника искусств, работника культуры для исполнительских специальностей) и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень, звание.)
6.3. Требования к учебно-методическому
и организационному обеспечению учебно-воспитательного
процесса
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(П. 6.3 должен содержать необходимую информационную базу, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного специалиста, перечень профессионально важной учебной, методической, научной и периодической литературы. Указать наличие информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к методическим пособиям, фондам учебной литературы, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.)
6.4. Требования к материально-техническому
обеспечению учебно-воспитательного
процесса
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(В п. 6.4 указывается, что вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки бакалавра, должен располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской и творческой работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом вуза.)
6.5. Требования к организации практик
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО.)
7. Требования к уровню подготовки
бакалавра по направлению
______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1. Требования к итоговой государственной
аттестации бакалавра
7.1.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра (п. 7.1.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО).
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку (исполнение), в которой ___________________ (указываются требования к работе).
7.1.3. Требования к государственному экзамену ________________ (заполняется в соответствии с предложениями УМО).
7.2. Требования к профессиональной
подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации) (указываются требования в операциональной форме, которые позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям, изложенным в п. 1.3).
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области ________________________ (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
одобрен на заседании Учебно-методического
объединения по направлению ______________________________
(указывается дата проведения заседания УМО и N протокола)
Председатель Совета УМО __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Заместитель председателя
Совета УМО __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласовано:
руководитель Департамента
образовательных программ и
стандартов профессионального
образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
начальник отдела гуманитарного,
экономического и юридического
образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
главный специалист отдела
гуманитарного, экономического
и юридического образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)



Приложение N 2
к Приказу
Минобразования России
от 20 марта 2002 г. N 939
МАКЕТ
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206,
письма Минобразования РФ от 08.10.2002 N 14-55-840ин/15)
Министерство образования Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
_________ Л.С.Гребнев
_____________________
(дата)
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Специальность _______________________________
(указывается код и наименование специальности)
Квалификация(и) _______________________
_______________________________________
(указывается наименование квалификации)
Вводится с момента утверждения
Москва 2002

1. Общая характеристика специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации __________________ (указывается номер и дата приказа, утвердившего данную специальность).
1.2. Квалификации выпускников по специальности _______________ (указывается код и наименование специальности) в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. ______________________________________________________________
02. ______________________________________________________________
03. ______________________________________________________________
(указывается наименование квалификации и срок обучения)
1.3. Квалификационные характеристики выпускников (дается характеристика квалификации(й) выпускника, согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Могут быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника).
1.4. Возможности продолжения образования выпускников _________ (указывается квалификация в соответствии с п. 1.2), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности __________________ (указывается код и наименование специальности).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование (при необходимости в данном пункте УМО может сформулировать дополнительные требования, предъявляемые к абитуриенту. Например, требование владения профессиональными знаниями и умениями в объеме соответствующего среднего профессионального образования либо наличие документа государственного образца о соответствующем среднем профессиональном образовании).
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области культуры и искусства проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (в случае необходимости УМО имеет право их указать).
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускников по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
3.1. Основная образовательная программа подготовки ___________ (указывается квалификация(и) выпускника) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки ________________ (указывается квалификация(и) выпускника), к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки ___________ (указывается квалификация(и) выпускника) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки ___________ (указывается квалификация(и) выпускника) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины для получения соответствующих квалификаций;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальностям культуры и искусства дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки ____________________ (указывается квалификация(и) выпускника) должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
_____________________________ выпускников
(указывается квалификация(и))
по специальности _______________________________
(указывается код и наименование специальности)
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура (учитывая необходимость ¦408 ¦
¦ ¦координации дисциплин, связанных с ¦ ¦
¦ ¦физической нагрузкой на студента по ряду ¦ ¦
¦ ¦исполнительских специальностей, разрешить ¦ ¦
¦ ¦основное содержание данной дисциплины ¦ ¦
¦ ¦реализовывать в рамках дисциплин ОПД или СД) ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦_____________________________________________¦ ¦
¦ ¦(указать основные разделы дисциплин с ¦ ¦
¦ ¦учетом рекомендаций ВНИК <*> по гуманитарным ¦ ¦
¦ ¦и социально-экономическим дисциплинам) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦указать ¦
¦ ¦ ¦общий ¦
¦ ¦ ¦объем ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦по циклу¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПДФ.00 ¦Федеральный компонент ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПДФ.01 ¦____________________________________ ¦ ¦
¦и т.д. ¦(указать наименование дисциплин и их ¦ ¦
¦ ¦основные разделы) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПДР.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 10% ¦
¦ ¦компонент ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПДВ.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 10% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин, необходимых для ¦указать ¦
¦ ¦получения квалификации(й) ¦общий ¦
¦ ¦01. _______________________________________ ¦объем ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦по циклу¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СДР.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦до 10% ¦
¦ ¦компонент ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СДВ.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 10% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализаций ¦300 ¦
¦ДС.01 ¦ ¦ ¦
¦и т.д. ¦ ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
L---------+---------------------------------------------+---------
--------------------------------
<*> ВНИК - временный научно-исследовательский коллектив.
Всего часов теоретического обучения ____
5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки (указывается наименование квалификации(й)) при очной форме обучения составляет ____ недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии - ______ недель;
практики - не менее _______ недель (указываются виды практик с указанием недель, отводимых на их проведение);
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту (исполнение) выпускной квалификационной работы - не менее ______ недель;
каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее ______ недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, а также в случае сочетания различных форм обучения сроки освоения основной образовательной программы подготовки _______ (указывается квалификация выпускника) по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть определен в соответствии с п. 5.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
(В п. 6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации по каждой квалификации, указанной в п. 1.2.)
6.1. Требования к разработке основной
образовательной программы подготовки
_________________________________________
(указывается наименование квалификации)
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основные образовательные программы для подготовки выпускников по специальности ___________ (указывается наименование специальности) с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2, на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
Специализации предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализаций.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
В течение указанного нормативного срока обучения выпускник получает лишь одну квалификацию из перечисленных в п. 1.2.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы вуз имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
(абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 04.04.2002 N 1206)
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
устанавливать наименование специализаций (по согласованию с УМО), перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентом;
реализовывать основную образовательную программу подготовки ___________ (указывается квалификация(и) выпускника) в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля (кроме тех случаев, когда оно является исходным уровнем образования) или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению
учебно-воспитательного процесса по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
с присвоением квалификации(ий), указанных в п. 1.2
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(Указывается, что реализация основной образовательной программы по специальности _________________ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень (почетное звание работника искусств, работника культуры для исполнительских специальностей) и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.)
6.3. Требования к учебно-методическому
и организационному обеспечению учебно-воспитательного
процесса по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
с присвоением квалификации (квалификаций),
указанных в п. 1.2
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(П. 6.3 должен содержать необходимую информационную базу, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного специалиста, перечень профессионально важной учебной, методической, научной и периодической литературы. Указать наличие информационных баз и возможность доступа к различным сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к методическим пособиям, фондам учебной литературы, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебно-воспитательного процесса должны быть сформулированы в целом для каждой квалификации, указанной в п. 1.2.)
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002 N 14-55-840ин/15)
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебно-воспитательного процесса по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
с присвоением квалификации (квалификаций),
указанных в п. 1.2
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002
N 14-55-840ин/15)
(Указывается, что вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки по специальности, должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской и творческой работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза. Требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса должны быть сформулированы в целом для данной специальности и при необходимости могут быть дополнены соответствующими требованиями для получения соответствующих квалификаций, зафиксированных в п. 1.2.)
(в ред. письма Минобразования РФ от 08.10.2002 N 14-55-840ин/15)
6.5. Требования к организации практик
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО.)
7. Требования к уровню подготовки
выпускника по специальности
________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
(П. 7 заполняется УМО в соответствии с квалификационной(ыми) характеристикой(ами), указанной(ыми) в п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.)
7.1. Требования к итоговой государственной
аттестации выпускника
7.1.1. Итоговая государственная аттестация ___________________ (указывается квалификация(и) выпускника) включает выпускную квалификационную работу (исполнение) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста (п. 7.1.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО).
Выпускная квалификационная работа _______________ (указывается квалификация(и) выпускника) представляет собой законченную разработку (исполнение), в которой __________________ (указываются требования к работе).
7.1.3. Требования к государственному экзамену ________________ (п. 7.1.3 заполняется в соответствии с предложениями УМО).
7.2. Требования к профессиональной
подготовленности выпускника
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
(Указываются требования в операциональной форме, которые позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям, изложенным в п. 1.3.)
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области ___________________ (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
одобрен на заседании Учебно-методического
объединения по направлению ______________________________
(указывается дата проведения заседания УМО и N протокола)
Председатель Совета УМО __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Заместитель председателя
Совета УМО __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласовано:
руководитель Департамента
образовательных программ и
стандартов профессионального
образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
начальник отдела гуманитарного,
экономического и юридического
образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
главный специалист отдела
гуманитарного, экономического
и юридического образования __________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 20.03.2002 n 939 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также