ПРИКАЗ Минобразования РФ от 14.09.1999 n 286 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ (ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА) К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (вместе с ТРЕБОВАНИЯМИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА И ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ЦИКЛУ ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ТРЕБОВАНИЯМИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА И ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ЦИКЛУ ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 сентября 1999 г. N 286
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАКЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ (ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА)
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Во исполнение решения коллегии от 01.06.99 N 12/1 и Приказа от 28.06.99 N 49 "Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить макеты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра (Приложение N 1), магистра (Приложение N 2), по специальности (Приложение N 3).
2. Утвердить Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклам "Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины" (Приложение N 4) и "Общие математические и естественно - научные дисциплины" (Приложение N 5).
3. Председателям учебно - методических объединений вузов России в срок до 15.12.99 в установленном порядке представить в Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования разработанные в соответствии с утвержденными макетами государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакова Г.К.).
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ



Приложение N 1
к Приказу Минобразования России
от 14 сентября 1999 г. N 286
МАКЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
___________________ В.Д.ШАДРИКОВ
________________________ 1999 г.
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление ________________________________
(указываются код и наименование направления)
Степень (квалификация) - бакалавр
____________________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации)
бакалавра)
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика направления
____________________________________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации ____________________________________________
(указывается номер и дата Приказа,
утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________
(указывается
наименование степени
(квалификации бакалавра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению ____________________________
(указываются код
и наименование направления)
при очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(Дается квалификационная характеристика выпускника,
согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98
N 37. Могут быть указаны область, объекты, виды и задачи
профессиональной деятельности выпускника.)
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению(ям) __________________________
(указываются код и
наименования направления)
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальностям: ______________________________________
(указываются код и наименования
специальностей)
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
________________________________________________________
(указываются код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально - регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно - научные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально - регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлений
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
---------T------------------------------------T------------------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально - ¦1800 ¦
¦ ¦экономические дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ГСЭ.Ф.03¦История человечества ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦(см. п. 6.1.2) ¦
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦____________________________________¦ ¦
¦ ¦(указать основные разделы дисциплин ¦ ¦
¦ ¦с учетом рекомендаций ВНИК по гума- ¦ ¦
¦ ¦нитарным и социально - экономическим¦ ¦
¦ ¦дисциплинам) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00¦Национально - региональный ¦до 15% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 15% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественно -¦(указать общий ¦
¦ ¦научные дисциплины ¦объем по циклу и ¦
¦ ¦ ¦компонентам) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не менее 80% от ¦
¦ ¦ ¦общего объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦____________________________________¦не менее ___ часов¦
¦и т.д. ¦(указать наименования дисциплин и их¦(указать объем ¦
¦ ¦основные разделы с учетом соответст-¦каждой дисциплины)¦
¦ ¦вующих рекомендаций Экспертного ¦ ¦
¦ ¦совета по циклу общих естественно - ¦ ¦
¦ ¦научных дисциплин) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Национально - региональный ¦до 10% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 10% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦(указать общий ¦
¦ ¦направления ¦(объем по циклу, ¦
¦ ¦ ¦компонентам и ¦
¦ ¦ ¦отдельным дисцип- ¦
¦ ¦ ¦линам) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦не менее 80% ¦
¦ОПД.Ф.01¦____________________________________¦от общего ¦
¦и т.д. ¦(указать наименования дисциплин и их¦объема цикла ¦
¦ ¦основные разделы (для технических ¦ ¦
¦ ¦направлений с учетом рекомендаций ¦ ¦
¦ ¦Координационного совета по циклу ¦ ¦
¦ ¦общеинженерных дисциплин) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Р.00¦Национально - региональный ¦до 10% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 10% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦(указать общий ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дис- ¦объем по циклу) ¦
¦ ¦циплины по выбору студента ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
L--------+------------------------------------+-------------------
Всего часов теоретического обучения ________
Практики ________ часов
Итого ________ часов
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
___________________________________________
(указываются код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно - исследовательскую
работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а
также экзаменационные сессии, - ____ недель,
практики - не менее _____ недель
(указываются конкретные виды практик с указанием недель,
отводимых на их проведение)
итоговая государственная
аттестация, включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы, - не менее _____ недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее _____ недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно - заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
В п. 6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых за освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально - экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно - заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную специфику, а также научно - исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально - экономических, математических и естественно - научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению
учебного процесса
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(Указывается, что реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно - методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.)
6.3. Требования к учебно - методическому обеспечению
учебного процесса
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(П. 6.3 должен содержать перечень лабораторно - практических работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготовку высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной литературы; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.)
6.4. Требования к материально - техническому обеспечению
учебного процесса
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно - техническим нормам материально - технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно - исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.)
6.5. Требования к организации практик
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО.)
7. Требования к уровню
подготовки бакалавра по направлению
______________________________________________________________
(Указываются код и наименование направления.)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации)
______________________________________________________________
(Указываются требования в операциональной форме, которые позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям, изложенным в п. 1.3.)
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра
(п. 7.2.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО)
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой ________________________________
_____________________________________________________ (указываются
требования к работе: состав, решаемые задачи и т.д.)
7.2.3. Требования к государственному экзамену
______________________________________________________________
(заполняется в соответствии с предложениями УМО)
Составители:
Учебно - методическое объединение по образованию в области
(указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно -
методического совета по направлению ______________________________
(указывается дата проведения заседания УМС и N протокола).
Председатель Совета УМО _________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя Совета УМО _________ Ф.И.О.
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования Г.К.ШЕСТАКОВ
Начальник отдела _________________ _________ Ф.И.О.
(название отдела)
Сотрудник,
курирующий данное направление _________ Ф.И.О.
(подпись)



Приложение N 2
к Приказу Минобразования России
от 14 сентября 1999 г. N 286
МАКЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
___________________ В.Д.ШАДРИКОВ
________________________ 1999 г.
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление ________________________________
(указываются код и наименование направления)
Степень (квалификация) - магистр
_____________________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации)
магистра)
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика направления
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации _____________________________________________
(указываются номер и дата Приказа,
утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________
(указывается
наименование степени
(квалификации) магистра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению _______________________________
(указываются код
и наименование направления)
при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(Дается квалификационная характеристика выпускника, согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.)
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно - исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно - профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно
по научным специальностям: _______________________________________
(перечисляются соответствующие
научные специальности)
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки) _____________________________________
(приводится перечень представленных
учебно - методическим объединением
вузов (УМО) аннотированных магистерских
программ данного направления)
Научно - исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно - педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой
для освоения программы специализированной
подготовки магистра, и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям __________
_________________________________________________________________,
(перечисляются соответствующие направления подготовки с указанием кодов. Указываемый здесь перечень направлений может дополняться и корректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования)
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной
программе магистра по направлению
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно - исследовательской и научно - педагогической) практик и программы научно - исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально - регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно - исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно - научные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно - исследовательская и (или) научно - педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально - регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
---------T------------------------------------T------------------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ Требования к обязательному минимуму содер-¦(указывается сум- ¦
¦жания основной образовательной программы под-¦марный объем часов¦
¦готовки бакалавра по данному направлению ¦теоретического ¦
¦определены в государственном образовательном ¦обучения и практик¦
¦стандарте высшего профессионального образова-¦ГОС бакалавра) ¦
¦ния подготовки бакалавра по направлению ¦ ¦
¦____________ (код и наименование направления)¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦ Итого часов подготовки бакалавра ¦__________________¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T------------------------------------T------------------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки (с учетом¦(указывается общий¦
¦ ¦специфики направления) ¦объем по циклу, ¦
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦компонентам цикла ¦
¦ ¦(с учетом специфики направления) ¦и отдельным дис- ¦
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и ¦циплинам федераль-¦
¦ ¦образовании (с учетом специфики ¦ного компонента) ¦
¦ ¦направления) ¦ ¦
¦ ¦Национально - региональный ¦434 ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦ ¦
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
¦ ¦____________________________________¦ ¦
¦и т.д. ¦(остальные часы используются по ¦ ¦
¦ ¦усмотрению вуза) ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных ¦(указывается общий¦
¦и т.д. ¦дисциплин определяются требованиями ¦объем по циклу) ¦
¦ ¦специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистер- ¦ ¦
¦ ¦ской программы ¦ ¦
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦НИРМ.00 ¦Научно - исследовательская работа ¦2034 ¦
¦НИРМ.01 ¦Научно - исследовательская работа ¦(указывается общий¦
¦ ¦в семестре ¦объем по циклу и ¦
¦НИРМ.02 ¦Научно - исследовательская практика ¦отдельным видам ¦
¦НИРМ.03 ¦Научно - педагогическая практика ¦работы) ¦
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация,¦_______ недель ¦
¦ ¦в том числе защита выпускной квали- ¦ ¦
¦ ¦фикационной работы (магистерской ¦ ¦
¦ ¦диссертации) ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ ¦Итого часов специализированной ¦4068 ¦
¦ ¦подготовки магистра ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Всего¦_______ ¦
L--------+------------------------------------+-------------------
5. Срок реализации основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
____________________________________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая научно -
исследовательскую работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии - ___ недель,
практики (перечисляются конкретные виды
практик с указанием количества недель,
отводимых на их проведение) - не менее ___ недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной квалификационной
работы, - не менее ___ недель,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее ___ недель.
5.2. Срока освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно - заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
____________________________________________
(указываются код и наименование направления)
(В п. 6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготовки магистра по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.)
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки магистра, включая ее
научно - исследовательскую часть
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно - исследовательской части программы ______
__________________________________________________________________
(заполняется на основании предложений УМО)
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам - магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной
образовательной программы магистра, включая
ее научно - исследовательскую часть
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента - магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного
процесса
______________________________________________________________
(Указывается, что реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно - исследовательской и научно - методической деятельностью; УМО на основании реальных данных может установить необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.)
6.2.3. Требования к учебно - методическому обеспечению
учебного процесса
______________________________________________________________
(П. 6.2.3 должен отражать уровень необходимого лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, требования к научной литературе; указания о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий - практикам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно - методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.)
6.2.4. Требования к материально - техническому
обеспечению учебного процесса
______________________________________________________________
(Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно - исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.)
6.2.5. Требования к организации практик
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО.)
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
_________________________________________________________
(указываются код и наименование направления)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению _________________________________________ (указываются код и наименование направления)
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно - исследовательской и научно - педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно - исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(Далее указываются требования, отличающие выпускника магистратуры по данному направлению, которые позволяют установить соответствие выполнения профессиональных задач, уровня образованности, культуры выпускника квалификационным требованиям, изложенным в п. 1.3.)
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистранта по научно - исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
магистра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
магистра
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных
аттестационных испытаний выпускников
(заполняется в соответствии с предложениями УМО)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Составители:
Учебно - методическое объединение по образованию в области (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно -
методического совета по направлению ______________________________
(указывается дата проведения заседания УМС и N протокола).
Председатель Совета УМО _________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя Совета УМО _________ Ф.И.О.
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования Г.К.ШЕСТАКОВ
Начальник отдела _________________ _________ Ф.И.О.
(название отдела)
Сотрудник,
курирующий данное направление _________ Ф.И.О.
(подпись)



Приложение N 3
к Приказу Минобразования России
от 14 сентября 1999 г. N 286
МАКЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
___________________ В.Д.ШАДРИКОВ
________________________ 1999 г.
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность ________________________________
(указываются код и наименование специальности)
Квалификация _________________________________
(указывается наименование квалификации)
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика специальности
______________________________________________
(указываются код и наименование специальности)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства
образования Российской Федерации _________________________________
(указывается номер и дата
Приказа, утвердившего данную
специальность)
1.2. Квалификация выпускника _________________________________
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки _____________________________________ по специальности
(указывается квалификация выпускника)
__________________________________________________ при очной форме
(указывается код и наименование специальности)
обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(дается характеристика квалификации выпускника, согласованная
с квалификационными требованиями Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих,
утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Могут быть указаны область, объекты, виды и задачи
профессиональной деятельности выпускника.)
1.4. Возможности продолжения образования выпускника
_________________________________________________________________,
(указывается квалификация в соответствии с п. 1.2)
освоившего основную образовательную программу высшего
профессионального образования по специальности ___________________
(указываются код и
наименование
специальности)
Выпускник подготовлен для продолжения образования в
аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
__________________________________________________________________
(указывается код и наименование специальности)
3.1. Основная образовательная программа подготовки ___________
(указывается
квалификация
выпускника)
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки ____________________________,
(указывается квалификация
выпускника)
к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются
настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки ___________
(указывается
квалификация
выпускника)
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально - регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки ___________
(указывается
квалификация
выпускника)
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально - экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно - научные
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально - регионального компонента
основной образовательной программы подготовки ____________________
(указывается
квалификация
выпускника)
должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
_____________________________________________
(указывается квалификация выпускника)
по специальности
_______________________________________________
(указываются код и наименование специальности)
---------T------------------------------------T------------------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные¦ Всего часов ¦
¦ ¦ разделы ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально - ¦1800 ¦
¦ ¦экономические дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ГСЭ.Ф.03¦История человечества ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦(см. п. 6.1.2) ¦
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦____________________________________¦ ¦
¦ ¦(указать основные разделы дисциплин ¦ ¦
¦ ¦с учетом рекомендаций ВНИК по гума- ¦ ¦
¦ ¦нитарным и социально - экономическим¦ ¦
¦ ¦дисциплинам) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00¦Национально - региональный ¦до 15% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 15% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественно -¦(указать общий ¦
¦ ¦научные дисциплины ¦объем по циклу и ¦
¦ ¦ ¦компонентам) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не менее 80% от ¦
¦ ¦ ¦общего объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦____________________________________¦не менее ___ часов¦
¦и т.д. ¦(указать наименования дисциплин и их¦(указать объем ¦
¦ ¦основные разделы с учетом соответст-¦каждой дисциплины)¦
¦ ¦вующих рекомендаций Экспертного ¦ ¦
¦ ¦совета по циклу общих естественно - ¦ ¦
¦ ¦научных дисциплин) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Национально - региональный ¦до 10% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 10% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦(указать общий ¦
¦ ¦ ¦объем по циклу, ¦
¦ ¦ ¦компонентам и ¦
¦ ¦ ¦отдельным дисцип- ¦
¦ ¦ ¦линам) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦не менее 80% ¦
¦ ¦ ¦от общего ¦
¦ ¦ ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Ф.01¦____________________________________¦ ¦
¦и т.д. ¦(указать наименования дисциплин и их¦ ¦
¦ ¦основные разделы (для технических ¦ ¦
¦ ¦направлений с учетом рекомендаций ¦ ¦
¦ ¦Координационного совета по циклу ¦ ¦
¦ ¦общеинженерных дисциплин) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.Р.00¦Национально - региональный ¦до 10% общего ¦
¦ ¦(вузовский) компонент ¦объема цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студен-¦до 10% общего ¦
¦ ¦та, устанавливаемые вузом ¦объема цикла ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации <*> ¦(указать общий ¦
¦ДС.01 ¦____________________________________¦объем по циклу и ¦
¦ ¦(включая в себя и дисциплины специ- ¦отдельным дисцип- ¦
¦ ¦альности) ¦линам) ¦
+--------+-----------------------

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 08.10.2002 n 3522 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 08.11.2000 n 3200  »
Постановления и Указы »
Читайте также