<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 01.10.2002 n 13-51-111/13 О ПРОВЕДЕНИИ УРОКА РОССИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАКАНУНЕ ДНЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 октября 2002 г. N 13-51-111/13
О ПРОВЕДЕНИИ "УРОКА РОССИИ" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАКАНУНЕ ДНЯ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России Министерство образования Российской Федерации рекомендует накануне Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) провести "Урок России" во всех общеобразовательных учреждениях.
Успех проводимых в стране реформ, развитие России на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики, ее системности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения.
Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особый вклад курсов истории, обществознания, граждановедения, литературы и др. гуманитарных дисциплин состоит в раскрытии исторического пути, пройденного российским государством, становлении и развитии идей патриотизма и общественного служения, в обращении к конкретным примерам гражданственности россиян в разные исторические эпохи. При этом очевидно, что знание глубоких исторических корней и традиций, государственной символики, лежащих в основе современного российского общества, должно дополняться эмоциональным восприятием устремлений и деяний исторических личностей - от выдающихся деятелей истории до рядовых участников событий, создававших историю нашего государства, защищавших и укреплявших его.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, определила важнейшие задачи воспитания школьников. Ее реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма (письмо Минобразования России от 02.04.2002 N 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении").
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике России.
Каждый народ создает и уважает собственную национально-государственную символику. Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Обращаясь к российской государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утвержденных в таком качестве ее элементов - герб, флаг, гимн, есть и другие значимые символы для России - Московский Кремль, Конституция, Президент и др.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 01.04.2002 N Пр-554 "О популяризации государственной символики Российской Федерации в 2002 - 2003 гг." Минобразования России разработало Комплекс мероприятий по популяризации государственной символики в 2002 - 2004 годах.
Кроме того, опубликованы Методические рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению учащихся с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации (письмо от 01.03.2002 N 30-51-131/16); Методические рекомендации по проведению "Урока гражданина в первом классе (письмо от 04.06.2002 N 13-51-68/13).
Предлагаемые ниже материалы к "Уроку России" носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данные разработки, провести "Урок России", исходя из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (начальная или основная школа), символики данного региона.
Рекомендации по проведению "Урока России"
в начальной школе (1 - 4-й классы)
Важная роль в развитии ребенка отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.
В первом и втором классах задачей урока является воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн). При проведении "Урока России" в первом классе следует учитывать представления детей, полученные ими на "Уроке гражданина".
В первом и втором классах дети знакомятся с тем, что все они живут в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.
На уроке целесообразно использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади, запись Государственного гимна Российской Федерации. Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны.
Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.
При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например белые соборы и красные стены башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт-Петербургом.
Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".
Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.
Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.
Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации. Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине - России, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее.
В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.
В третьем и четвертом классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны; у детей воспитываются любовь к родной стране, уважение к законам и символам.
Активизации познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы: "Как называется наша страна?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?", "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?", "Из чего она состоит?". Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.
На уроках так же, как в первом и втором классах, используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.
Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.
Учитель знакомит детей с тем, что двуглавый орел знаменует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Короны над его головами - это символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. Всадник, поражающий копьем змея, не только эмблема Москвы, но и символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.
На уроке дети слушают гимн России. Учитель может предложить детям ответить на вопрос: "Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?"
Полученные младшими школьниками на "Уроке России" представления о Конституции и символике России найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, литературному чтению и музыке, будут способствовать воспитанию патриотов родной страны.
Методические рекомендации по проведению "Урока России"
в основной школе (5 - 9-й классы)
Задачи урока: на основе знаний, полученных школьниками в начальной и основной школе, расширить их представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.
Учебно-наглядное оборудование урока: политическая или географическая карта современной России, изображение Государственных герба и флага России, запись гимна России.
При проведении урока следует учитывать возраст учеников, степень их знакомства с историей, географией и обществоведением. Например, в 5-м классе можно опереться на знания, полученные детьми в начальной школе на уроках курса "Окружающий мир" (представления о правах и обязанностях, государственных символах России). В 8 - 9-м классах актуализируются знания по истории России, отражающие этапы становления российской государственности, складывание российской символики. Привлекаются также обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции Российской Федерации, моральных и правовых нормах, принятых в современном российском обществе и др.
Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РФ, объяснение учителя, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан России, об истории российского герба и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала.
В своем вступлении учитель отметит, что символика российских герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. При этом педагог учитывает, что уже известно об этом учащимся. Так, в 5 - 6-м классах он приводит важнейшую информацию, а в 8 - 9-м классах предлагает школьникам самим привести необходимые примеры. Важным результатом обсуждения является понимание школьниками того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.
Рассмотрение государственных символов Российской Федерации можно начать с прослушивания гимна России, предложив учащимся ответить, какие чувства вызывают у них музыка и слова гимна, объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.
Возможные вопросы для беседы с учащимися (отбираются и корректируются учителем с учетом возраста и знаний школьников):
Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.
Что такое законы? Как можно объяснить то, что еще в древности появились законы, которые действовали на всей территории государства? Какие из них вам известны?
Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны? Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?
Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядят гербы вашего города, области, республики? Как они связаны с гербом России?
Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.
В ходе беседы о гербе России целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага. (См.: Герб и Флаг России. X - XX вв. М.: Юрид. лит., 1997. 511 с.)
Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России. Учитель и учащиеся отмечают, что в действующей Конституции Российской Федерации много места отведено правам человека - тем возможностям, которые должны предоставляться каждому. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.
Работа на уроке помогает учащимся прийти к заключению о том, что символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственные герб и флаг во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Предлагаем перечень учебных пособий по государственной символике для общеобразовательных учреждений:
1. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002.
2. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.
3. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.
Министерство образования Российской Федерации рекомендует названные выше пособия в качестве дополнительных материалов для использования в школе. Они издаются за счет государственных средств и направляются в каждое образовательное учреждение Российской Федерации.
4. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.
5. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.
6. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.
7. Атлас "История России XX века" (Государственная символика. Гимны. Схемы политического устройства. Портреты исторических деятелей)/Авт. А.Т. Степанищев, О.И. Бородина. М.: Владос. 2002.
8. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.
Руководитель Департамента
общего образования,
член коллегии
А.В.БАРАННИКОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.10.2002 n 287-О ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ЩЕРБАКОВА АНДРЕЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 55 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ НЕВОЗМОЖНОСТИ СУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА О ЗАВЕРШЕНИИ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также