ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНЮСТА РОССИИ, И ИХ СЕМЕЙ (утв. Минюстом РФ 18.09.2002 n 18/54-529)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2003 г. N 18/54-529
Утверждаю
Начальник ГУИН
Минюста России,
генерал-полковник
внутренней службы
В.У.ЯЛУНИН
17 сентября 2002 года
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ ПО ПЕНСИОННОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИЦ,
ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МИНЮСТА РОССИИ, И ИХ СЕМЕЙ
Общие положения
Ревизии по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) организуются в соответствии с Положением о ведомственном финансовом контроле в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным Приказом ГУИН Минюста России от 29 марта 2001 г. N 55 (в редакции Приказа ГУИН Минюста России от 22 июля 2002 г. N 161), и Положением об Управлении ревизий и финансового контроля при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и проводятся в объеме и порядке, предусмотренном настоящей Временной инструкцией.
Основными задачами ревизии являются:
осуществление контроля за: соблюдением в УИС Минюста России Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; выполнением приказов и указаний Минюста России по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, нормативных правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции; соблюдением государственной дисциплины при использовании бюджетного финансирования; организацией работы по профилактике финансовых нарушений; выявлением и предупреждением хищений, переплат, неполучением денежных средств при назначении, перерасчете, пересмотре, возобновлении и прекращении пенсии, надбавок, пособий и компенсаций.
I. Организация работы по пенсионному обеспечению
и социальному обслуживанию уволенных лиц и их семей
При проведении ревизии (проверки) по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания проверяются:
1.1. Соблюдение штатного расписания.
1.2. Подбор и расстановка кадров (распределение функциональных обязанностей, опыт работы, деловые качества сотрудника).
1.3. Назначение пенсий, пособий и компенсаций. Начисление надбавок.
1.4. Своевременный и правильный перерасчет пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), и их семьям. Продление, прекращение и приостановление выплаты пенсии в установленных случаях.
1.5. Ведение персонального учета пенсионеров и пенсионных дел.
1.6. Соответствие количества карточек персонального учета пенсионеров количеству лицевых счетов в учреждениях (филиалах) Сберегательного банка Российской Федерации (далее - Сбербанк России) и данных пенсионного органа по ПЭВМ.
1.7. Порядок оформления и выдачи пенсионерам удостоверений о праве на льготы, установленные действующим законодательством.
1.8. Участие должностных лиц в работе по разъяснению пенсионного законодательства. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб. Ведение приема посетителей.
1.9. Работа по взаимодействию с кадровыми и другими службами УИС Минюста России, пенсионными органами других министерств и ведомств, органами социальной защиты населения, пенсионным фондом, общественными органами и организациями.
1.10. Наличие планов работ.
1.11. Исполнение пенсионным органом распоряжений и указаний ГУИН Минюста России по вопросам пенсионного обеспечения.
1.12. Своевременность представления отчетов по пенсионной работе в ФЭУ ГУИН Минюста России.
1.13. Ведение делопроизводства.
1.14. Учет, сохранность и законность использования бланков строгого учета.
1.15. Ведение пенсионным органом учета:
- неработающих пенсионеров, пользующихся льготами и компенсациями;
- участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, на ПО "Маяк", ветеранов подразделения особого риска и др.;
- пенсионеров за выслугу лет и по инвалидности I и II групп, получающих пенсии с надбавками на состоящих на их иждивении нетрудоспособных членов семьи;
- пенсионеров, получающих пенсии по случаю потери кормильца;
- отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов, которым назначены и выплачены денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание;
- отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов, которым назначены и выплачены денежные компенсации расходов на санаторно-курортное лечение;
- отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов, которые обеспечиваются бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение.
1.16. Проводимая работа по обобщению и распространению передового опыта пенсионных органов УИС Минюста России.
II. Назначение пенсий
При проведении ревизии (проверки) по порядку назначения и выплаты пенсий проверяются:
2.1. Правильность оформления документов кадровыми аппаратами учреждений и органов УИС Минюста России для назначения пенсий лицам, уволенным со службы из УИС Минюста России, а также семьям умерших (погибших) сотрудников.
2.2. Своевременность представления кадровым аппаратом в пенсионный орган документов для назначения пенсий.
2.3. Законность принятых решений о назначении (отказе в назначении) пенсий, пособий, компенсаций, приостановлении и возобновлении выплаты пенсий.
2.4. Соблюдение условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
2.5. Своевременность регистрации пенсионных дел в книге учета пенсионных дел. Порядок оформления пенсионных дел.
2.6. Пенсионные дела, как вновь заведенные и восстановленные, так и поступившие из других пенсионных органов УИС Минюста России, а также все дела с документами, по которым приняты решения об отказе в назначении пенсий, пособий и компенсаций либо по которым еще не приняты решения о праве на пенсию. Дела, которые длительное время находятся на рассмотрении.
А. Назначение пенсии за выслугу лет
Проверяются:
- правильность установления разновидности пенсий;
- соблюдение условий для приобретения права на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет. Наличие определенной выслуги лет;
- правильность установления размера пенсии;
- пенсионные дела инвалидов, имеющих право на увеличение размера пенсии за выслугу лет;
- начисление в установленном порядке надбавок к пенсиям, повышение пенсий, применение районных коэффициентов к размерам пенсий;
- правомерность зачета в выслугу лет на пенсию видов и периодов службы, работы и иной деятельности;
- документы, подтверждающие отдельные периоды службы уволенных со службы сотрудников, которые подлежат зачету в выслугу лет в календарном исчислении или на льготных условиях;
- расчет выслуги лет на пенсию. Соответствие расчета выслуги лет данным прохождения службы, нет ли двойных зачетов одних и тех же периодов, арифметических ошибок (при наличии одновременно права на пенсию за выслугу лет и пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа необходимо сравнивать их размеры по каждому виду пенсии). Выполнение требований Приказа Минюста России от 5 мая 2000 г. N 145 по составлению расчета;
- дела лиц, переехавших на постоянное жительство в Российскую Федерацию (выслуга лет пересмотру не подлежит. Пенсия указанным лицам назначается вновь со дня прекращения ее выплаты по прежнему месту жительства, но не ранее первого числа месяца, в котором пенсионер был зарегистрирован по новому месту жительства на территории Российской Федерации. Пенсия за прошлое время до дня регистрации может выплачиваться, как правило, только за один месяц назад (с 1 числа месяца, предшествующего месяцу регистрации). Решение о выплате пенсии за прошлое время за более длительный срок должно приниматься пенсионным органом на основании документов, представленных пенсионером, с учетом конкретных обстоятельств).
Б. Назначение пенсии по инвалидности
Проверяются:
- соблюдение условий, определяющих право на пенсию по инвалидности;
- ведение учета инвалидов по категориям (инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы);
- установление размера пенсии по инвалидности, а также круг лиц, имеющих право на тот или иной размер пенсии;
- документы, подтверждающие группу и причинную связь инвалидности, а также принадлежность пенсионера к кругу лиц, на которых распространяется действие Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (данные об инвалидности устанавливаются путем сопоставления выписки из акта медико-социальной экспертизы (МСЭ) с имеющимися в пенсионном деле медицинскими документами (свидетельство о болезни, справки о ранениях, контузиях, травмах или заболеваниях, полученных сотрудником в период прохождения службы, справки архивных органов);
- начисление: надбавок (пенсионерам, являющимся инвалидами I группы, пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, или пенсионерам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с заключением лечебного учреждения, а также неработающим пенсионерам, являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи) в порядке и размерах, предусмотренных пунктами "а" и "б" ст. 17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1; повышений к пенсиям; применение районных коэффициентов к размерам пенсий. Наличие в делах заключений лечебных учреждений о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
- соблюдение срока, на который назначается пенсия;
- законность приостановления и возобновления выплаты пенсии при пропуске срока переосвидетельствования;
- пенсионные дела лиц, переехавших на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, которым группа инвалидности установлена органами медико-социальной экспертизы этих стран, и впервые обратившихся за назначением пенсии, предоставлением льгот и компенсаций на территории Российской Федерации (данная категория лиц подлежит освидетельствованию в бюро медико-социальной экспертизы, если по представленным ими документам не могут быть предоставлены указанные виды денежных льгот и вопросы не могут быть решены иным способом. В случаях, когда группа инвалидности гражданам установлена без указания срока переосвидетельствования и по месту прежнего жительства инвалидам была назначена пенсия, согласно пункту 31 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965, они не подлежат контрольному освидетельствованию, кроме случаев, когда решение экспертной комиссии принято на основании подложных документов).
В. Пенсия по случаю потери кормильца
Проверяются:
- соблюдение условий, определяющих право на пенсию;
- наличие документов, подтверждающих право на пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи умерших (погибших) лиц, состоявших на их иждивении;
- правильность установления размеров пенсии (пенсия назначается по месту жительства членов семьи умершего сотрудника, проходившего службу, или пенсионера из числа сотрудников, уволенных со службы. По просьбе члена семьи либо его опекуна или попечителя причитающаяся ему доля пенсии выделяется и выплачивается отдельно. При этом доля пенсии определяется с учетом норм исчисления пенсии, предусмотренных для члена семьи, обратившегося за ее выделением. Выделение доли производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором поступило заявление о разделе пенсии (ст. 40 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Пенсия членам семей умерших сотрудников, проходивших службу, и пенсионеров из числа сотрудников, уволенных со службы, назначается независимо от продолжительности службы кормильца (часть 1 ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Если пенсия назначена одному из членов семьи по уходу за детьми до достижения ими 14-летнего возраста, следует убедиться, что получатель пенсии не работает (в том числе не зарегистрирован в качестве частного предпринимателя без образования юридического лица). В отношении детей в возрасте от 18 до 23 лет - что они учатся по очной форме в образовательных учебных заведениях (негосударственные образовательные учреждениях должны иметь государственные лицензию и аккредитацию) с отрывом от производства и не находятся на полном государственном обеспечении);
- законность выплаты пенсии с применением районного коэффициента;
- дела, пенсии по которым назначены братьям, сестрам и внукам;
- дела, пенсии по которым назначены нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию (наличие в делах документов о признании их утратившими источник средств к существованию);
- дела, по которым к пенсии по случаю потери кормильца начисляется надбавка на уход за пенсионером;
- дела лиц, которые имеют право на назначение пенсии на льготных условиях.
III. Пособия и компенсации
В ходе проведения ревизии по назначению и выплате пособий и компенсаций пенсионерам УИС, членам их семей и иным лицам проверяются:
3.1. Соблюдение порядка, установленного ГУИН Минюста России по выплате пособий и компенсаций.
3.2. Наличие подтверждающих документов для выплаты ежемесячной денежной компенсации за пользование телефоном, ежегодной денежной компенсации на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых пенсионеру и членам семьи (денежная компенсация выплачивается ежегодно пенсионерам УИС, имеющим выслугу 20 лет (в том числе и в льготном исчислении), в размере средней стоимости путевки, жене и проживающим совместно с ними несовершеннолетним детям - в размере 25% средней стоимости путевки. Компенсация на санаторно-курортное лечение выплачивается по обращению пенсионера в пенсионный орган путем подачи заявления. При подаче заявления на приеме пенсионер представляет пенсионное удостоверение и паспорт; при выплате долей компенсации членам семьи - документы, подтверждающие наличие членов семьи у пенсионера. Выплата долей компенсации на санаторно-курортное лечение членам семьи производится на супруга (супругу) пенсионера по представлении свидетельства о браке и паспорта супруга (супруги), на несовершеннолетних детей пенсионера - свидетельства о рождении, а на детей пенсионера, рожденных вне брака, - свидетельства об отцовстве (материнстве) и усыновлении (удочерении). В случае расторжения брака доля компенсации на санаторно-курортное лечение на несовершеннолетних детей пенсионера, совместно с ним не проживающих, выплачивается по представлении пенсионером документов, подтверждающих выплату алиментов на содержание детей. Выплата доли компенсации на санаторно-курортное лечение на пасынков и падчериц пенсионера Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не предусмотрена. Компенсация на санаторно-курортное лечение выплачивается на самого пенсионера и не является пенсией. В случае смерти пенсионера назначенная ему компенсация членам семьи не выплачивается).
3.3. Ведение персонального учета уволенных сотрудников и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающих на радиоактивно загрязненной территории, а также граждан подразделений особого риска.
3.4. Своевременность представления отчетности по произведенным выплатам и ее достоверность.
3.5. Работа должностных лиц по предотвращению повторных выплат пособий и компенсаций (в том числе по месту работы, по линии социальной защиты населения либо в других учреждениях и организациях).
3.6. Назначение и выплата отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, на эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание. Полнота учетных данных об инвалидах, наличие права у инвалидов на соответствующую компенсацию.
А. Компенсация за путевку выплачивается единовременно один раз в два года, в первом квартале года, следующего за двумя календарными годами, в течение которых инвалиды, имеющие право на компенсацию, не пользовались путевками в санатории или дома отдыха. Лицам, впервые признанным инвалидами, компенсация за путевку выплачивается по истечении двух календарных лет, включая год установления инвалидности, если они не пользовались путевками в санатории или дома отдыха в этот период. Размер устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости, за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение;
Б. Денежная компенсация на эксплуатационные расходы. Денежная компенсация на расходы на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним выплачивается: инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств (далее именуются инвалиды войны), получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях; инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортное средство за полную стоимость; инвалидам вследствие ранения, контузии или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях, а также инвалидам I и II групп из этого же числа, приобретшим транспортные средства за полную стоимость.
В. Денежная компенсация на транспортное обслуживание. Денежная компенсация на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства по желанию инвалидов, имеющих медицинские показания на его бесплатное получение, выплачивается: инвалидам войны, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства; инвалидам вследствие ранения, контузии или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства. Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание определяются субъектами Российской Федерации. Выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам - пенсионерам УИС Минюста России осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, направлением в Сбербанк России распоряжения.
3.7. Законность и правильность выплаты денежных сумм лицам, взявшим на себя расходы на изготовление и установку надгробного памятника умершему пенсионеру, либо перечисления этих сумм организациям, оказавшим эти услуги. Соблюдение требований, определяемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 по нормам расходов денежных средств на погребение умерших пенсионеров, а также на изготовление и установку надгробных памятников. Соответствие видов услуг, подлежащих оплате согласно Постановлению, с фактически оказанными услугами на основании представленных документов. Соответствие документов установленным требованиям на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробных памятников. Имеется ли задолженность по оплате указанных расходов за проверяемый период и меры, принятые к ее ликвидации. Цены на изготовление и установку надгробных памятников, указанные в оправдательных документах, с ценами на эти виды работ непосредственно на предприятиях-изготовителях. Представление отчетов по расходам на ритуальные услуги, изготовление и установку надгробных памятников.
3.8. Законность выплаты пособия на погребение в размере двухмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти. Не допущены ли выплаты пособия, если похороны произведены за счет государства.
3.9. Соблюдение порядка по выплате: единовременного пособия семьям умерших пенсионеров из числа лиц высшего и старшего начальствующего состава (лицам высшего и старшего начальствующего состава, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на службе (по возрасту) или по состоянию здоровья с выслугой 25 лет и более, независимо от назначения пенсии по случаю потери кормильца производится выплата пособия жене в размере трехмесячной пенсии кормильца и на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсионера - месячной пенсии кормильца); единовременного пособия в размере месячной пенсии кормильца - женам умерших пенсионеров, не получающим пенсии по случаю потери кормильца (на себя или на детей).
3.10. Дела пенсионеров, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, либо ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на Чернобыльской АЭС, по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей в соответствии с п. 22 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.11. Выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей (аб. 1 п. 25 ст. 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.12. Наличие права и определение размера на ежемесячную компенсацию в случае смерти пенсионера, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, членам семьи, находившимся на иждивении пенсионера. Одним из условий является нетрудоспособность членов семьи (аб. 3 п. 25 ст. 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.13. Получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки. Одним из условий является наличие медицинских показаний (ч. 1 ст. 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.14. Выплаты ежегодной денежной компенсации за вред здоровью инвалидам I и II групп - 500 рублей, III группы - 400 рублей (ч. 1 ст. 39 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.15. Выплаты единовременной денежной компенсации за вред здоровью инвалидам согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в размере: инвалидам I группы - 10000 рублей, инвалидам II группы - 7000 рублей, инвалидам III группы - 5000 рублей (ч. 2 ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.16. Выплаты единовременной компенсации в случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы (ч. 3 ст. 39 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.17. Выплаты единовременной денежной компенсации семьям, потерявшим кормильца, в размере 10000 рублей, родителям погибшего - в размере 5000 рублей (ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.18. Зона отчуждения. Выплата денежной компенсации участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающим в зоне отчуждения (пенсионеры должны соответствовать условиям, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (участники ликвидации в 1986 - 1987 годах, военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие" и т.д.)):
- в размере средней стоимости путевки в случае невозможности ее предоставления (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1) порядок выплаты определяется Правительством Российской Федерации;
- в размере 50% от стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1);
- на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1);
- в размере 250 рублей в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
3.19. Зона проживания с правом на отселение. Выплаты пенсионерам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1), производятся, если они соответствуют условиям, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1):
- ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания (аб. 1 п. 1 ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1):
с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей;
со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей;
- ежемесячных пенсий и пособий в повышенном размере неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания (в процентах к минимальному размеру пенсий по возрасту) (аб. 14.1 п. 6 ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1):
с 26 апреля 1986 года - в размере 150%;
со 2 декабря 1995 года - в размере 50 рублей.
3.20. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Выплаты денежных компенсаций пенсионерам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1), производятся, если они соответствуют условиям, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1:
- выплаты ежемесячных денежных компенсаций в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года (п. 1 аб. 1 ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1);
- выплаты ежемесячных пенсий и пособий в повышенном размере на 40% от установленного Законом минимального размера пенсии по возрасту и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года (п. 3 аб. 1 ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.21. Зона отселения. Выплаты денежных компенсаций пенсионерам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы (ст. 20 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1), производятся, если они соответствуют условиям, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1:
- ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания (п. 1 аб. 1 ч. 1 ст. 20 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1): с 26 апреля 1986 года - в размере 60 рублей; со 2 декабря 1995 года - в размере 40 рублей;
- ежемесячная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания (в процентах к минимальному размеру пенсий по возрасту и пособий): с 26 апреля 1986 года - в размере 300%; со 2 декабря 1995 года - в размере 100 рублей (п. 4 аб. 1 ч. 1 ст. 20 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.22. Выплата компенсации за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 40 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1):
- пенсионерам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, - единовременная материальная помощь на оздоровление в размере 300 рублей (аб. 1 ст. 40 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1);
- пенсионерам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1998 году, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере 200 рублей (аб. 2 ст. 40 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1); участникам ликвидации в 1989 - 1990 годах - в размере 100 рублей;
- выплаты ежемесячной денежной компенсации нетрудоспособным членам семьи за потерю кормильца - в размере 50% минимальной пенсии по возрасту независимо от размера пенсии, которая установлена этим гражданам (ст. 41 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
3.23. Выплаты денежной компенсации семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям, потерявшим кормильца из числа умерших инвалидов, на которых распространялись льготы, указанные в ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1:
- детям, не достигшим 14-летнего возраста, - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей (п. 22 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1);
- в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, - ежемесячная денежная компенсация на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении пенсионера, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
IV. Перерасчеты, продления, приостановления,
прекращения выплаты пенсий
4.1. В процессе ревизии проверяется законность и правильность произведенного перерасчета, продления, приостановления и прекращения выплаты пенсий. Выполняются ли требования, установленные Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 5 мая 2000 г. N 145.
4.2. Ревизор проверяет правильность произведенного перерасчета назначенной пенсии, а также документы, послужившие основанием для перерасчета. При перерасчете пенсий, связанных с изменением группы или причины инвалидности, числа членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, уточнением выслуги лет или окладов денежного содержания, начислением надбавки к пенсии или повышения, изменения размера надбавки к пенсии или повышения, отчислением из дома-интерната (пансионата) и в других случаях, пенсии в новом размере, надбавки к ним и повышения, подлежащие выплате после перерасчета, определяются исходя из размеров денежного довольствия соответствующих категорий сотрудников, месячной стоимости продовольственного пайка, минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, установленных по состоянию на день, в который производится перерасчет пенсии.
4.3. Проверяются пенсионные дела пенсионеров, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ. При этом обращается внимание на правильность перерасчета пенсии исходя из денежного довольствия по аналогичной должности в УИС Минюста России.
4.4. При проверке произведенных перерасчетов пенсий обращается внимание на качество оформления и достоверность документов, на основании которых произведен перерасчет, причину перерасчета, правильность исчисления размера и определения начального срока выплаты пенсии. Проверяется своевременность высылки в учреждение (филиал) Сбербанка России документов на дальнейшую выплату пенсии, законность выплаты в положенных случаях и правильность исчисления разницы в пенсии за прошлое время.
4.5. При проверке законности прекращения выплаты пенсий важно установить не только причину прекращения выплаты пенсий, но и правильность произведенных по делу выплат. Не допущена ли переплата или недоплата. Если выплата пенсии прекращена ввиду смерти пенсионера, необходимо проверить, уточнено ли право членов семьи на соответствующее государственное обеспечение. Выплачены ли членам семьи в установленных случаях единовременные пособия и недополученная пенсионером сумма пенсии, возмещены ли расходы на ритуальные услуги. Обращается внимание на своевременность изъятия из учетной и контрольной картотек карточек на прекращенные дела, а также их удаление из компьютерной базы действующих пенсионных дел. Несвоевременное их изъятие (удаление) может привести к необоснованному продолжению выплаты пенсий, пособий и компенсаций.
4.6. Продление выплаты пенсий проверяется путем сплошной либо выборочной сверки (в зависимости от объема) корешков разрешений на выплату пенсий с пенсионными делами и контрольными карточками, сопоставления записей в контрольных карточках и расчетах на пенсию с данными реестров на отправку корреспонденции, а также анализа поступивших в пенсионный орган жалоб, справок МСЭ или справок учебных заведений об учебе детей старше 18 лет, при необходимости путем ознакомления с разрешениями на выплату пенсии в учреждениях (филиалах) Сбербанка России.
V. Контроль за правильностью назначения
и выплаты пенсий, пособий и компенсаций
5.1. Ревизор знакомится со всеми мероприятиями пенсионного органа, проведенными в обревизуемом периоде по осуществлению контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, пособий и компенсаций, которые включают в себя:
- планирование и проведение тематических проверок в пенсионных органах по контролю за правильностью получения пенсионерами пенсий;
- разработку методических рекомендаций по осуществлению этих мероприятий;
- анализ сведений пенсионных органов, актов ревизий и проверок по выявленным переплатам пенсий, пособий и компенсаций и мероприятий по их недопущению.
5.2. Проверка данных пенсионного органа о количестве фактов и суммах переплаченных пенсий, подлежащих взятию на основной учет и учитываемых в оперативном порядке. Своевременность возмещения государству переплаченных сумм пенсий. Принятие соответствующих мер воздействия в отношении пенсионеров, преднамеренно получивших излишние суммы пенсии, а также обоснованность принятых решений о взыскании переплат с виновных лиц или списании их за счет государства, имея в виду, что такие решения могут приниматься только в тех случаях, когда суммы переплат являются безнадежными к взысканию (например: в связи со смертью должника, либо иск в возмещение которых судом удовлетворен не полностью или отклонен).
5.3. Контроль за выплатой пенсий учреждениями (филиалами) Сбербанка России ревизор определяет путем проверки своевременности поступления в пенсионный орган оплаченных разрешений на выплату пенсии, выписок из лицевых счетов пенсионеров и извещений к поручениям на единовременную выплату, качества проверки этих документов. Своевременность направления в учреждения (филиалы) Сбербанка России претензий по произведенным выплатам.
VI. Социальное обслуживание пенсионеров
Использование денежных средств по предметной статье 130330 "Прочие трансферты населению" сметы Минюста России.
6.1. В процессе ревизии проанализировать проводимые мероприятия по оказанию инвалидам, участникам вооруженных конфликтов, воинам-интернационалистам, семьям погибших сотрудников и другим категориям пенсионеров необходимой материальной помощи и содействия в предоставлении им установленных законодательством льгот и преимуществ; в первую очередь материальная помощь оказывается нуждающимся в единовременной помощи в связи с тяжелым материальным положением, трудной жизненной ситуацией или чрезвычайными обстоятельствами: инвалидам, многодетным, неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, и другим малообеспеченным категориям пенсионеров.
6.2. Создана ли комиссия по распределению и оказанию материальной помощи; при определении размера оказываемой материальной помощи пенсионеру комиссия в каждом случае должна учитывать: материальное положение семьи пенсионера, причины и обстоятельства, побудившие пенсионера к обращению за помощью, документы, подтверждающие произведенные расходы или потребность в средствах.
6.3. Соблюдается ли порядок оформления документов пенсионерами по оказанию им помощи, установленный ГУИН Минюста России.
6.4. Соблюдается ли размер оказываемой материальной помощи (не более 1000 рублей, в случае превышения указанной суммы помощь оказывается за счет денежных средств специального внебюджетного фонда территориального органа УИС).
6.5. В целях предоставления нуждающимся пенсионерам санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха пенсионные органы принимают участие в работе по распределению путевок в санатории и дома отдыха в счет лимита путевок, выделенных территориальному органу УИС санаторно-курортной системой МВД России совместно с медицинскими, хозяйственными и иными службами УИС по месту нахождения пенсионного органа. Пенсионные органы вправе принимать заявления пенсионеров о предоставлении путевок в санатории и дома отдыха. Заявления составляются в произвольной форме с указанием времени и места лечения (отдыха) пенсионера, а также членов семьи пенсионера - при предоставлении им путевок. К заявлению прилагается медицинская справка для выдачи путевки установленной формы на пенсионера и членов его семьи. Не реже одного раза в квартал сотрудники пенсионного органа принимают участие в заседании санаторно-отборочной комиссии по рассмотрению заявлений пенсионеров о выделении им путевок в санатории и дома отдыха.
6.6. При проверке законности оплаты проезда проверяется наличие документов, послуживших основанием для оплаты проезда пенсионерам и членам их семей при следовании на лечение. Оплата проезда производится пенсионерам, имеющим выслугу 20 лет и более (в льготном исчислении).
6.7. Денежные средства территориальным органам УИС выделяются ФЭУ ГУИН Минюста России из федерального бюджета в пределах сметы по целевой статье 601, виду расходов 605, предметной статье 130330 "Прочие трансферты населению".
VII. Рассмотрение заявлений и жалоб.
Работа пенсионных органов с населением
7.1. Проверяется правильность разрешения поступивших за проверяемый период заявлений и жалоб.
7.2. В работе по разрешению письменных обращений проверяется состояние учета поступивших заявлений и жалоб, контроль за своевременностью и правильностью их разрешения (предупреждение поступления обоснованных и повторных жалоб, сокращение излишней переписки).
7.3. Проверяется журнал учета заявлений и жалоб, соответствующие записи в нем при необходимости сличаются с копиями ответов.
7.4. Проверяется содержание, полнота и убедительность ответов на заявления и жалобы, обоснованность пересылки заявлений и жалоб в другие учреждения и органы. При выявлении обоснованных жалоб, вызванных неправильными действиями должностных лиц, следует установить их причины, виновных лиц и внести конкретные предложения по устранению недочетов в работе, обусловивших поступление таких жалоб, а при необходимости - и о наказании виновных.
7.5. Проверяется организация приема посетителей, оборудована ли комната (место) приема посетителей всем необходимым как для посетителей, так и для лиц, осуществляющих прием. Категория должностных лиц, осуществляющих прием, их компетентность в вопросах пенсионного обеспечения. Во всех ли случаях принимались необходимые меры для удовлетворения законных просьб посетителей и насколько правильными были даны им разъяснения.
VIII. Выполнение предложений по актам
предыдущих ревизий и проверок
Полнота и своевременность выполнения предложений по актам предыдущих ревизий (проверок) проверяются по подлинным документам, подтверждающим выполнение внесенных предложений. При этом устанавливаются: степень выполнения предложений; устранение отмеченных недостатков и нарушений; принятые меры по возмещению ущерба, привлечению виновных к ответственности; своевременность представления донесения и достоверность данных, указанных в нем. Ревизор устанавливает причины невыполнения предложений по актам предыдущих ревизий (проверок) и в ходе ревизии добивается их выполнения, а при невозможности этого - вносит соответствующие предложения в акт ревизии.
Выводы. Предложения. Подписи.
УРФК при ГУИН
Минюста России

<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 18.09.2002 n 29/2331-6 <О ПРИМЕНЕНИИ БАЗИСНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также