РАСПОРЯЖЕНИЕ ФСФО РФ от 14.08.2002 n 144-р <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
И БАНКРОТСТВУ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 августа 2002 г. N 144-р
В целях реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) в соответствии с Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 301 (Собрание законодательства РФ, 2000, N 15, ст. 1597):
1. Утвердить Методические указания по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (Приложение 1).
2. Утвердить формы отчетности, составляемые и представляемые в ФСФО России межрегиональными территориальными и территориальными органами ФСФО России (Приложения 2, 3).
3. Информационно-аналитическому отделу (А.С. Пастухов) осуществить мероприятия, обеспечивающие поступление и систематизацию электронных копий протоколов об административных правонарушениях в Управлении организации административного контроля (Р.А. Волкова).
Руководитель
Т.И.ТРЕФИЛОВА



Приложение 1
к распоряжению ФСФО России
от 14 августа 2002 г. N 144-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ
ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации ("Российская газета", N 137), Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 301 (Собрание законодательства РФ, 2000, N 15, ст. 1597), Приказом ФСФО России от 27.06.02 N 279 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19.07.02, регистрационный N 3605, "Российская газета", N 137).
2. Настоящие Методические указания определяют единые требования к реализации должностными лицами ФСФО России, межрегиональных территориальных и территориальных органов ФСФО России (далее - МТО и ТО ФСФО России) прав и полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ФСФО России, к составлению и содержанию определений об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях, протоколов об административных правонарушениях, объяснений и пояснений лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, протоколов изъятия документов, заявлений в арбитражные суды о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Внесение изменений и дополнений в установленные настоящими Методическими указаниями формы процессуальных документов не допускается.
3. Должностные лица ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
- ст. 14.12 (фиктивное или преднамеренное банкротство);
- ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве);
- ст. 14.14 (воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации);
- ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом);
- ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий);
- ст. 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом);
- ст. 19.4, ч. 1 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);
- ст. 19.5, ч. 1 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);
- ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
- ст. 19.7 (непредставление сведений (информации)).
4. При получении материалов, не относящихся к компетенции ФСФО России, они направляются в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.
II. Порядок рассмотрения поступившей информации
5. Поступающие в ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России материалы, сообщения, заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее - информация), регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству ФСФО России и инструкциями по делопроизводству МТО и ТО ФСФО России.
6. МТО и ТО ФСФО России, получив информацию, связанную с организациями, включенными в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый ФСФО России, направляют указанную информацию в ФСФО России не позднее одного рабочего дня, следующего после дня ее поступления.
Сведения о наличии информации в отношении других организаций и о результатах ее рассмотрения представляются в ФСФО России в сроки, установленные ФСФО России для предоставления МТО и ТО ФСФО России отчетности.
7. Должностные лица ФСФО России, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе от имени ФСФО России давать МТО и ТО ФСФО России поручения о рассмотрении материалов, поступивших в ФСФО России и содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
8. При рассмотрении поступившей информации должностные лица ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - уполномоченное должностное лицо), руководствуются требованиями статьи 28.1 КоАП РФ, устанавливающей основание для возбуждения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, дела об административном правонарушении.
Основанием является наличие одного из нижеперечисленных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 КоАП РФ);
- сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21 - 14.23 КоАП РФ).
В случае если документально подтвержденная информация предоставлена лицом, не указанным выше, уполномоченное должностное лицо после рассмотрения указанной информации и иных данных вправе возбудить дело об административном правонарушении. В этом случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В остальных случаях информация, полученная от ненадлежащих заявителей, а также материалы, сообщения, заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России, не могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими в ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. В подтверждение полномочий представляются оригиналы документов либо их надлежаще заверенные копии.
Полномочия адвоката на ведение дела в ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России удостоверяются ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием или доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
Полномочия других представителей на представление интересов представляемого лица в ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это ее учредительными документами, и скреплена печатью организации.
Информация, поступившая в ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России и не содержащая оформленного в установленном действующим законодательством порядке подтверждения полномочий направившего ее лица, не является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением случаев непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом достаточных документально подтвержденных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в представленной информации.
9. Для проверки обоснованности поступившей информации о наличии события административного правонарушения образуются комиссии по проверке обоснованности информации:
а) приказами руководителя ФСФО России:
- Центральная комиссия ФСФО России по проверке обоснованности информации из числа сотрудников центрального аппарата ФСФО России в составе не менее семи человек;
- комиссии МТО ФСФО России по проверке обоснованности информации из числа сотрудников МТО ФСФО России в составе не менее пяти человек;
б) приказами руководителей МТО ФСФО России:
- комиссии ТО ФСФО России по проверке обоснованности информации из числа сотрудников ТО ФСФО России в составе не менее трех человек.
Комиссии МТО и ТО ФСФО России по проверке обоснованности информации рассматривают вопрос об обоснованности информации о наличии события административного правонарушения, связанной со всеми организациями, за исключением тех из них, которые включены в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый ФСФО России, если решениями руководителя ФСФО России не установлено иное.
Центральная комиссия ФСФО России по проверке обоснованности информации рассматривает вопрос об обоснованности информации о наличии события административного правонарушения, связанной с организациями, включенными в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый ФСФО России, а также иными организациями по поручению Правительства Российской Федерации и (или) решению руководителя ФСФО России.
III. Рассмотрение комиссиями
по проверке обоснованности информации вопроса
об обоснованности информации
10. В заседание комиссии по проверке обоснованности информации могут быть приглашены:
- лицо, в отношении которого поступила информация;
- заявитель, представивший указанную информацию;
- представители лица, в отношении которого поступила информация, и заявителя, представившего указанную информацию, имеющие доверенности на участие в заседании комиссии, оформленные в соответствии с федеральным законом.
В этом случае в адрес вышеуказанных лиц заблаговременно направляются с уведомлением о вручении письменные приглашения с указанием места и времени заседания комиссии. Неявка кого-либо из приглашенных лиц на заседание комиссии по проверке обоснованности информации не препятствует рассмотрению комиссией вопроса об обоснованности информации.
Аудио- и видеозапись заседания комиссии по проверке обоснованности информации допускается только по решению комиссии. В случае если комиссией по проверке обоснованности информации проводится стенографическая запись, а также аудио- и (или) видеозапись заседания комиссии, в протоколе заседания комиссии должна быть сделана отметка об использовании технических средств записи заседания комиссии. Материальные носители аудио- и видеозаписи приобщаются к протоколу заседания комиссии.
11. Комиссией по проверке обоснованности информации могут быть приняты следующие решения:
- об обоснованности информации о наличии события административного правонарушения и рекомендации уполномоченному должностному лицу рассмотреть вопрос о составлении протокола об административном правонарушении;
- о необоснованности информации о наличии события административного правонарушения и рекомендации уполномоченному должностному лицу рассмотреть вопрос о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- о необоснованности информации о наличии события административного правонарушения и рекомендации уполномоченному должностному лицу рассмотреть вопрос об информировании заявителя об отсутствии обоснованной информации.
Решения комиссии по проверке обоснованности информации принимаются в закрытом заседании большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Передача членом комиссии своего права голоса иному лицу не допускается.
Решение комиссии по проверке обоснованности информации объявляется немедленно по окончании заседания комиссии.
Решение комиссии по проверке обоснованности информации носит рекомендательный характер и не является обязательным для уполномоченного должностного лица.
12. После принятия комиссией по проверке обоснованности информации решения председатель указанной комиссии, являющийся уполномоченным должностным лицом, принимает одно из следующих решений:
- об отсутствии обоснованной информации;
- об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- о возбуждении дела об административном правонарушении.
О результатах рассмотрения поступившей информации и принятом решении заявителям сообщается в сроки, установленные Инструкцией по делопроизводству ФСФО России и инструкциями по делопроизводству МТО и ТО ФСФО России.
При отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, рассмотревшим информацию, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по форме, прилагаемой к настоящим Методическим указаниям (Приложение 1), копии которого вручаются под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также заявителю по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного определения.
Основаниями вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения;
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности определяется в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ. При принятии решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо учитывать, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. За другие административные правонарушения, по которым должностные лица ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Длящимся административным правонарушением считается действие или бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности, продолжающееся непрерывно и сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на указанное лицо законом. Например, неисполнение арбитражным управляющим судебного акта, вступившего в законную силу.
В случае принятия председателем комиссии по проверке обоснованности информации, являющимся уполномоченным должностным лицом, решения о возбуждении дела об административном правонарушении указанным лицом составляется протокол об административном правонарушении, копия которого вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае отсутствия на комиссии по проверке обоснованности информации физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо принимает необходимые меры для составления протокола об административном правонарушении с учетом соблюдения требований частей 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении либо первого протокола об изъятии документов по формам, прилагаемым к настоящим Методическим указаниям (Приложения 2 и 3).
13. Итоги рассмотрения комиссией по проверке обоснованности информации вопроса об обоснованности информации по каждому лицу, в отношении которого поступила указанная информация, оформляются в письменной форме секретарем комиссии не позднее следующего дня после дня окончания заседания комиссии в виде отдельного протокола заседания комиссии, подписываемого председательствующим (председателем или заместителем председателя комиссии) в заседании комиссии и секретарем комиссии.
В протоколе заседания комиссии по проверке обоснованности информации указываются:
- наименование и состав комиссии, вынесшей решение;
- дата и место заседания комиссии;
- сведения о лице, в отношении которого принято решение;
- сведения о лицах, принимавших участие в заседании комиссии;
- документы, исследованные комиссией;
- обстоятельства, установленные комиссией;
- мотивированное решение комиссии;
- сведения о решении, принятом уполномоченным должностным лицом, являющимся председателем комиссии, в отношении лица, по которому рассматривалась информация о наличии события административного правонарушения.
Лица, участвующие в заседании комиссии по проверке обоснованности информации, имеют право знакомиться с протоколом заседания комиссии. По изложенному в письменной форме ходатайству лица, участвующего в заседании комиссии по проверке обоснованности информации, и с использованием его технических средств может быть изготовлена копия протокола.
IV. Составление протоколов
об административных правонарушениях
14. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 - 14.14, 14.21 - 14.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 9.6 - 19.7 КоАП РФ, составляют следующие должностные лица ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России:
- руководитель ФСФО России, его заместители. Данные должностные лица вправе давать от имени ФСФО России поручения МТО и ТО ФСФО России о рассмотрении материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- руководители МТО и ТО ФСФО России, их заместители (за исключением протоколов, связанных с организациями, включенными в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый ФСФО России).
15. Протоколы об административных правонарушениях составляются по форме, прилагаемой к настоящим Методическим указаниям (Приложение 2).
В протоколе об административном правонарушении указываются:
а) дата и место его составления;
б) должность, фамилия и инициалы лица, его составившего;
в) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
г) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если таковые имеются);
д) статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
е) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (если таковое представлено);
ж) иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения по итогам рассмотрения информации комиссией по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В исключительных случаях, когда невозможно созвать комиссию по проверке обоснованности информации, протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом без рассмотрения вопроса об обоснованности информации о наличии события административного правонарушения на заседании комиссии по проверке обоснованности информации.
16. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при их отказе подписать протокол об административном правонарушении в нем делается соответствующая запись. Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Объяснения представляются по форме, прилагаемой к настоящим Методическим указаниям (Приложение 4).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых составляется протокол об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. При отказе получить копию протокола об административном правонарушении об этом делается запись.
17. Регистрация и учет протоколов об административных правонарушениях осуществляются Управлением организации административного контроля ФСФО России и соответствующими уполномоченными подразделениями МТО и ТО ФСФО России.
18. Протокол об административном правонарушении имеет регистрационный номер, состоящий из двух букв и восьми цифр.
Две буквы и две первые цифры обозначают орган, в котором составлен протокол об административном правонарушении. Четыре последующие цифры обозначают порядковый номер протокола об административном правонарушении, а две последние цифры - год составления протокола об административном правонарушении.
Нумерация протоколов об административных правонарушениях в каждом календарном году начинается с 0001.
Устанавливаются следующие обозначения органов, в которых могут быть составлены протоколы об административном правонарушении:
1. ФСФО России - ЦАОО.
2. МТО ФСФО России в федеральном округе:
МТО ФСФО России в Дальневосточном федеральном округе - ДА00;
МТО ФСФО России в Приволжском федеральном округе - ПР00;
МТО ФСФО России в Сибирском федеральном округе - СИ00;
МТО ФСФО России в Северо-Западном федеральном округе - СЗ00;
МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе - УР00;
МТО ФСФО России в Центральном федеральном округе - ЦЕ00;
МТО ФСФО России в Южном федеральном округе - ЮЖ00.
3. Для обозначения ТО ФСФО России принимается следующий порядок: две буквы обозначают МТО ФСФО России в федеральном округе и две цифры - порядковый номер субъекта Российской Федерации, исчисленный в соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации.
Например, ТО ФСФО России в Приморском крае - ДА25; ТО ФСФО России в Республике Башкортостан - ПР03; ТО ФСФО России в Республике Бурятия - СИ04; ТО ФСФО России в Республике Карелия - СЗ10; ТО ФСФО России в Курганской области - УР45; ТО ФСФО России в Белгородской области - ЦЕЗ1; ТО ФСФО России в Республике Адыгея - ЮЖ01.
19. Уполномоченное должностное лицо в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении вправе в пределах своих полномочий в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении произвести изъятие документов.
Изъятие документов осуществляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых в порядке ст. 27.10 КоАП РФ. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица.
Об изъятии документов составляется протокол по форме, прилагаемой к настоящим Методическим указаниям (Приложение 3). В протоколе об изъятии документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов, если таковые применялись. Протокол об изъятии документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты документы, или его законному представителю.
V. Рассмотрение дел
об административных правонарушениях
20. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 - 14.14, 14.21 - 14.23 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.
21. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
22. Арбитражным судом производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений уполномоченных должностных лиц, обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Протокол об административном правонарушении с соответствующим заявлением направляется судье (в суд), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
При возвращении судьей (судом) протокола об административном правонарушении и других материалов дела уполномоченному должностному лицу в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи (из суда), рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье (суду) в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается должностным лицом ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, или его представителем.
Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
В заявлении указываются:
- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
- наименование заявителя, его место нахождения;
- перечень прилагаемых документов.
В заявлении должны быть также указаны:
- дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
23. МТО и ТО ФСФО России одновременно с направлением в суды заявлений с протоколами об административных правонарушениях информируют об этом ФСФО России путем направления копий протоколов об административных правонарушениях в электронном виде в Управление организации административного контроля ФСФО России.
24. Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, вступающим в действие с 01.09.02, рассматриваются в судебном заседании судьей арбитражного суда единолично.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия должностного лица ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
25. В судебном заседании по рассмотрению дела об административном правонарушении вправе участвовать должностное лицо ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России, составившее протокол об административном правонарушении, или его представители (лица, состоящие в штате ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России).
Оформление и подтверждение полномочий представителя на ведение дела в арбитражном суде осуществляется в соответствии со статьями 61 и 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступающего в действие с 01.09.02. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Право представителя на передачу своих полномочий другому лицу (передоверие), на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
26. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, вступающим в действие с 01.09.02, арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования должностного лица ФСФО России, МТО или ТО ФСФО России, составившего протокол об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого решения, при этом в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Вступившее в законную силу решение (постановление) по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
27. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
VI. Учет и отчетность
28. Учет дел, связанных с административными правонарушениями, ведется ФСФО России, МТО и ТО ФСФО России в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству ФСФО России, настоящими Методическими указаниями и инструкциями по делопроизводству МТО и ТО ФСФО России, для чего в номенклатуре дел предусматриваются специальные разделы.
29. Протоколы об административных правонарушениях, составленные уполномоченными должностными лицами, направляются в электронном виде в Управление организации административного контроля ФСФО России в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Управление организации административного контроля ФСФО России обрабатывает поступившие в его распоряжение протоколы об административных правонарушениях в день их поступления.
30. МТО и ТО ФСФО России представляют в Управление организации административного контроля ФСФО России отчетность, связанную с делами об административных правонарушениях, по формам и в сроки, установленные ФСФО России.
Управление организации административного контроля ФСФО России учитывает и обобщает поступившую в его распоряжение отчетность МТО и ТО ФСФО России, связанную с делами об административных правонарушениях, в течение десяти дней со дня их поступления.



Приложение 1
к Методическим указаниям
по применению Кодекса
Российской Федерации
об административных
правонарушениях
должностными лицами
ФСФО России
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству
__________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении
N ___ "__" ____________ 20__ г.
__________________________________________________________________
(место вынесения)
__________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество должностного лица,
__________________________________________________________________
рассмотревшего материалы, сообщения,
заявления, указанные в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ)
рассмотрев _______________________________________________________
материалы, сообщения, заявления, указанные в п. п. 2 и 3 ч. 1
ст. 28.1 КоАП РФ
в отношении ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, паспортные данные, код ИНН,
__________________________________________________________________
место жительства физического лица, наименование, коды ОКПО
и ИНН, местонахождение юридического лица)
установил:
__________________________________________________________________
(указываются установленные обстоятельства, исключающие
__________________________________________________________________
производство по делу об административном правонарушении)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ,
определил:
В возбуждении дела об административном правонарушении в отношении
__________________________________________________________________
по ст. __ КоАП РФ отказать в связи _______________________________
(указываются обстоятельства,
изложенные в п. 24.5 КоАП РФ)
Настоящее определение об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении может быть обжаловано лицами,
указанными в ст. ст. 25.1, 25.3 - 25.5 КоАП РФ, соответственно:
физическими и должностными лицами - в вышестоящий орган,
находящийся по адресу: ________________________________________,
либо в районный суд, находящийся по адресу: _____________________;
юридическими лицами или лицом, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - в арбитражный суд, находящийся по адресу:
__________________________________________________________________
Жалоба на определение об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении может быть подана в течение 10
суток со дня вручения или получения копии определения. Информация
о дате и времени рассмотрения жалобы вышестоящим органом может
быть получена по телефону: _______________________________________
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное
определение об отказе в возбуждении дела об административном
правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
_______________________________ _________ ____________________
(должность лица, рассмотревшего (подпись) (инициалы и фамилия)
материалы)
Копию настоящего определения
получил "__" ____________ 20__ г.
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Копия настоящего определения выслана по адресу: ______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. Копия определения вручается под расписку
физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых оно вынесено, а также заявителю по его просьбе
либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня
вынесения указанного определения.



Приложение 2
к Методическим указаниям
по применению Кодекса
Российской Федерации
об административных
правонарушениях
должностными лицами
ФСФО России
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству
__________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
(регистрационный номер дела)
Протокол об административном правонарушении
"__" ____________ 20_ г. _______________________
(место составления)
__________________________________________________________________
(должность, уполномоченный орган, фамилия и инициалы лица,
составившего протокол)
при осуществлении/рассмотрении ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать обстоятельства обнаружения достаточных данных,
указывающих на наличие события административного правонарушения, в
том числе непосредственное обнаружение, обнаружение при
рассмотрении поступивших материалов, сообщений, заявлений)
обнаружил следующее:
(указать обнаруженные достаточные данные, указывающие на наличие
события административного правонарушения, в том числе сведения о
лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, месте, времени и способе совершения им
административного правонарушения, виновности лица в совершении
противоправного действия (бездействия), статье КоАП РФ,
предусматривающей административную ответственность за данное
административное правонарушение, а также фамилиях, именах,
отчествах, адресах места жительства свидетелей (если имеются
свидетели))
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
что подтверждается следующими доказательствами:
(указать приобщаемые к протоколу доказательства, в том числе
объяснения лица, в отношении которого ведется производство по
делу, заключение эксперта, иные документы или их заверенные копии)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Таким образом,
(указать сведения о лице, привлекаемом к ответственности, в том
числе фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения
физического лица, адрес места жительства или регистрации, место
работы или род занятий, серия, номер документа, удостоверяющего
личность, кем и когда выдан, либо сведения о юридическом лице и
его законном представителе)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
совершил административное правонарушение, ответственность за
которое предусмотрена ст. __ ч. __ п. __ КоАП РФ.
Учитывая изложенное и на основании ст. 28.2 КоАП РФ в
присутствии лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении (законного представителя
юридического лица) _______________________________________________
_________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
которому разъяснены его следующие права и обязанности,
предусмотренные статьями 24.2 и 25.1 КоАП РФ:
- выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и
отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно
избранном указанным лицом языке общения, а также пользоваться
услугами переводчика;
- знакомиться со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью защитника;
- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с
КоАП РФ.
__________________ (подпись)
защитника ________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения,
__________________________________________________________________
место работы, данные ордера или доверенности, серия,
_________________________________________________________________,
номер документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан)
которому разъяснены его следующие права и обязанности,
предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- участвовать в рассмотрении дела;
- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
постановление по делу;
- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с
КоАП РФ.
__________________ (подпись)
с участием переводчика __________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, место жительства
или регистрации)
которому разъяснены его следующие обязанности, предусмотренные ст.
25.10 КоАП РФ:
- обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в
производстве которых находится дело об административном
правонарушении;
- выполнить полно и точно порученный ему перевод;
- удостоверить верность перевода своей подписью;
и он предупрежден об ответственности:
- предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение
требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных
федеральным законом, а равно законных требований следователя,
дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по
делу об административном правонарушении, - наложение
административного штрафа на граждан в размере от десяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -
от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ за заведомо неправильный
перевод при производстве по делу об административном
правонарушении - наложение административного штрафа в размере от
десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
__________________ (подпись)
составил настоящий протокол об административном правонарушении.
Протокол мною прочитан/переведен мне на _______ язык. Записано
правильно, дополнения и замечания не поступили/поступили и
приложены к настоящему протоколу на ___ л.
(ненужное вычеркнуть)
Лицо, в отношении которого
ведется производство по делу
об административном правонарушении
(его законный представитель) _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
(в случае отказа лица подписать протокол об этом делается запись,
заверяемая подписью должностного лица, составившего протокол)
Защитник _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Переводчик _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Должностное лицо, составившее
протокол
_______________________________ _________ ____________________
(должность лица, составившего (подпись) (инициалы и фамилия)
протокол, уполномоченный орган)
Копию настоящего протокола "__" ____________ 20__ г.
получил _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
(В случае отказа лица получить протокол об этом делается запись,
заверяемая подписью должностного лица, составившего протокол)



Приложение 3
к Методическим указаниям
по применению Кодекса
Российской Федерации
об административных
правонарушениях
должностными лицами
ФСФО России
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству
__________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
(регистрационный номер дела)
Протокол изъятия документов
"__" ____________ 20_ г. _______________________
(место составления)
_________________________________________________________________,
(должность, уполномоченный орган, фамилия и инициалы лица,
__________________________________________________________________
составившего протокол)
руководствуясь требованиями ст. 27.10 КоАП РФ, составил протокол
изъятия
__________________________________________________________________
(указываются изымаемые документы)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Изъятие произведено
с участием лица, у которого изымаются документы (его законного
представителя)
_________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
которому разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.
25.1 КоАП РФ
__________________ (подпись)
с участием специалиста ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства
_________________________________________________________________,
или регистрации, реквизиты документа, подтверждающего
его профессиональную компетенцию)
которому разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.
25.8 КоАП РФ, и он предупрежден об административной
ответственности в соответствии со ст. ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ
__________________ (подпись)
с участием переводчика __________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, место жительства
или регистрации)
которому разъяснены его обязанности, предусмотренные ст. 25.10
КоАП РФ, и он предупрежден об административной ответственности в
соответствии со ст. ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ
__________________ (подпись)
в присутствии понятых:
1. _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства или регистрации)
2. _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства или регистрации)
В результате изъято:
__________________________________________________________________
(приводится опись изъятых документов с указанием сведений
__________________________________________________________________
о виде и реквизитах изъятых документов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В ходе изъятия применялись способы фиксации вещественных
доказательств:
__________________________________________________________________
(указываются конкретные способы фиксации)
полученные в результате материалы ________________________________
(указываются конкретные
__________________________________________________________________
материалы и их идентификационные признаки, упаковка, печати)
прилагаются к настоящему протоколу.
Заявления, замечания, объяснения, ходатайства, отводы,
поступившие во время изъятия:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Протокол мною прочитан (переведен мне на ________ язык), лицо,
у которого изъяты документы (его законный представитель)
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Участвующие (присутствующие)
лица _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Понятые: _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
__________________________________________________________________
(должность лица, составившего протокол, уполномоченный орган)
__________________________________________________________________
_________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Копию настоящего протокола "__" ____________ 20__ г.
получил: _________ ____________________
(подпись) (инициалы и фамилия)



Приложение 4
к Методическим указаниям
по применению Кодекса
Российской Федерации
об административных
правонарушениях
должностными лицами
ФСФО России
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству
__________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
Объяснение
"__" _____________ 20__ г. г. _______________
__________________________________________________________________
(должность, наименование уполномоченного органа, фамилия,
__________________________________________________________________
инициалы должностного лица уполномоченного органа,
получившего объяснение)
с участием переводчика ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место работы или
__________________________________________________________________
род деятельности, сведения о документе, удостоверяющем личность)
с участием защитника _____________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место работы или
__________________________________________________________________
род деятельности, сведения о документе, удостоверяющем личность)
получил объяснение от:
Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
Дата и место рождения ____________________________________________
Гражданство ______________________________________________________
Родной язык ______________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Место работы, должность, сл. телефон _____________________________
__________________________________________________________________
Место жительства, дом. телефон ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем личность __
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Русским языком _____________________
(владею, не владею)
в услугах переводчика ____________________________________________
(нуждаюсь, не нуждаюсь)
и желаю давать показания на ___________________ языке.
__________________________________________________________________
(подпись лица, дающего объяснение)
По существу заданных вопросов сообщаю следующее.
__________________________________________________________________
(обстоятельства совершенного нарушения правил: время, место,
__________________________________________________________________
существо нарушения законодательства, реквизиты документов,
__________________________________________________________________
если они упоминаются в объяснении)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________

<ПИСЬМО> МПР РФ от 14.08.2002 n 05-46/1321 О НАПРАВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ЗАЯВОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ (вместе с ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОДЕРЖАНИЮ ПАКЕТА МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ МПР РОССИИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УЧАСТКА НЕДР ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ, ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОДЕРЖАНИЮ ПАКЕТА МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ МПР РОССИИ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ, ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОДЕРЖАНИЮ ПАКЕТА МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ МПР РОССИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ С ЦЕЛЬЮ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, утв. МПР РФ 05.08.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также