<ПИСЬМО> ПФ РФ от 09.08.2002 n ЛЧ-06-25/7234 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПИСКА ОТ 06.09.91 И СПИСКА ОТ 22.09.99


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2002 г. N ЛЧ-06-25/7234
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
СПИСКА ОТ 06.09.91 И СПИСКА ОТ 22.09.99
В связи с поступающими запросами о возможности применения разделов "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 463 (далее - Список от 06.09.91), и Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1067 (далее - Список от 22.09.99), сообщаем следующее.
В Верховный Суд Российской Федерации обратилась Мащенко Н.А. с требованием о признании незаконным (недействительным) раздела "Наименование учреждений" Списка от 06.09.91, ссылаясь на то, что составление списков учреждений и организаций не предусмотрено статьей 83 Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и эти положения правового акта нарушают права педагогических работников на получение пенсий за выслугу лет.
В ходе судебного заседания, заслушав объяснения представителей лиц, заинтересованных в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации принял решение (от 24.04.2001) об оставлении заявления Мащенко Н.А. без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно статье 80 Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со статьей 83 названного Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из содержания приведенных статей Закона следует, что право на пенсию в связи с педагогической деятельностью возникает в связи с работой (не менее 25 лет) в школах и других учреждениях для детей.
В то же время законодатель не привел в Законе перечень "других учреждений для детей", работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, делегировав полномочия по составлению списка работ, с учетом которых назначается пенсия, а также правил исчисления выслуги и назначения пенсий Правительству Российской Федерации. При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации, утверждая оспариваемый Список, вправе было закрепить в нем и перечень учреждений для детей, педагогическая деятельность (работа) в которых дает право на выслугу лет по правилам ст. 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Суд установил, что термин "соответствующая работа" включает в себя не просто занятие определенной педагогической должности, но и выполнение работы в школах и других учреждениях для детей, предусмотренных оспариваемым Списком.
Учитывая изложенное, 24.04.2001 Верховный Суд Российской Федерации в удовлетворении требований Мащенко Н.А. отказал.
Используя право кассационного обжалования, Мащенко Н.А. обратилась в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. В соответствующей жалобе она поставила вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении жалобы по существу.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2001 признала толкование приведенных норм судом первой инстанции неверным, поскольку статья 83 Закона Российской Федерации от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" прямо определяет полномочия Правительства Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Следовательно, Правительство Российской Федерации, издав в Списке раздел "Наименование учреждений", вышло за пределы предоставленных ему Законом полномочий.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сочла вывод суда первой инстанции о том, что оспоренные положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Закона и не нарушают права и законные интересы заявителя, ошибочным, а вынесенное по делу судебное решение незаконным и подлежащим отмене.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2001 по делу Мащенко Н.А. раздел "Наименование учреждений" Списка от 06.09.91 был признан недействительным.
В связи с чем заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеевой Н.А. был принесен протест в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. В обоснование протеста были приведены следующие доводы.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший на время рассмотрения данного дела, устанавливал несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
В соответствии с названным Законом (ст. 77) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными, тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 Закона).
Правительство Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждает списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий (ст. 83 Закона).
Следовательно, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" делегировал Правительству Российской Федерации право принимать по существу определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Согласно пункту 10 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Законам.
Вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируют несколько нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Одни акты регулируют порядок подсчета выслуги за период работы до 1 ноября 1999 года, другие - после указанной даты.
Нормы, регулирующие правила подсчета выслуги за период работы до 1 ноября 1999 года, содержатся в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в ред. от 22.09.1993 N 953).
Эти нормы изложены в виде перечня учреждений, работа в которых на должностях, указанных в этих списках, засчитывается в выслугу.
Без перечня учреждений как такового осуществить установление пенсий за выслугу лет практически невозможно.
Во-первых, пенсии за выслугу лет носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. В соответствии с принципами пенсионного обеспечения они предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека в соответствующих профессиях и должностях. При этом работа на одних и тех же по названию должностях, но в разных учреждениях различается по характеру работы, по заработной плате, по функциональным обязанностям и т.д., что соответственно по-разному влияет на профессиональную трудоспособность.
Во-вторых, поскольку в статье 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодатель не раскрыл, что следует считать "учреждениями для детей", на пенсию за выслугу лет могут претендовать лица, работающие в учреждениях, так или иначе связанных с детьми, но созданных не в целях педагогической деятельности.
Например, заведующая комнаты матери и ребенка на вокзалах (аэропортах), воспитатель семейного общежития и т.п. Кроме того, статья 83 Закона предоставила право Правительству Российской Федерации утверждать список соответствующих работ. Соответствующие работы не могут рассматриваться в отрыве от их выполнения в соответствующих учреждениях, поскольку характер и условия выполнения работы в разных учреждениях различны.
Таким образом, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в ред. от 22.09.1993 N 953), был принят в соответствии с действовавшим Законом и в рамках предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий.
Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этот нормативный акт не противоречит. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 324 ГПК РСФСР, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеева Н.А. просила определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. отменить, оставив в силе решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года об отказе Мащенко Н.А. в удовлетворении ее заявления.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора рассмотрел гражданское дело по заявлению Мащенко Н.А. о признании незаконным (недействительным) раздела "Наименование учреждений" Списка от 06.09.91 и отменил определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2001, оставив в силе решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2001 (Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации направлено в региональные отделения ПФР письмом от 10.07.2002 N СД-09-26/6198), поскольку с выводами Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не согласился и привел следующее обоснование.
Пенсия за выслугу лет носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в разделе V Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.
При осуществлении полномочий, предоставленных статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации обязано учитывать закрепленные в Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан.
Утвердив, как определено Законом, именно Список профессий и должностей, Правительство Российской Федерации правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках Закона определить круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет.
Кроме того, в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.99 обращалась Тришкина С.А. В обоснование своих требований Тришкина указывала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права и издан Правительством Российской Федерации за пределами его полномочий.
В ходе судебного заседания Верховным Судом Российской Федерации также было установлено, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан. Учитывая изложенное, Верховный Суд Российской Федерации оставил жалобу Тришкиной С.А. без удовлетворения.
Предлагаем изложенное принять к сведению и руководству при определении права на досрочную пенсию по старости по подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заместитель
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 09.08.2002 n 167 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ n БМ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также