РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.08.2002 n ГКПИ2002-962 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 13 ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ В СВЯЗИ С ХОДАТАЙСТВАМИ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 2002 Г. n 47>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2002 г. N ГКПИ2002-962
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании незаконным пункта 13 "Инструкции об организации работы территориальных органов юстиции и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в связи с ходатайствами осужденных о помиловании", утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 11 февраля 2002 г. N 47,
установил:
Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что содержащееся в оспариваемом пункте Инструкции положение противоречит федеральному законодательству и ограничивает права осужденных на подачу ходатайств о помиловании.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры РФ Лысягин О.Б. предъявленное требование поддержал.
Представитель Министерства юстиции РФ Никулин С.И. с заявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Инструкции федеральному законодательству не противоречит и полностью соответствует пункту 16 "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500.
Выслушав объяснения представителей Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 9 "Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации", а не пп. 9 пункта 7. В соответствии с пп. 9 пункта 7 "Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954, Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Как установлено судом, во исполнение Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" и утвержденного им "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании" Приказом Министерства юстиции РФ от 11 февраля 2002 г. N 47 была утверждена соответствующая Инструкция об организации работы в связи с ходатайствами осужденных о помиловании, пунктом 13 которой предусмотрено, что в случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное направление материалов о помиловании допускается не ранее чем через год с момента вынесения предыдущего решения, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
По утверждению представителя Министерства юстиции РФ, оспариваемый пункт Инструкции не противоречит Конституции РФ, так как не ограничивает самого права осужденного обращаться с просьбой о помиловании, а регламентирует лишь порядок представления на рассмотрение повторного ходатайства о помиловании после того, как Президентом Российской Федерации такое ходатайство было уже отклонено. Данное требование вытекает из содержания п. 16 "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500, которым фактически предусмотрены сроки повторного представления и рассмотрения ходатайств о помиловании при отсутствии новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.
Пункт 13 Инструкции по сути воспроизводит содержание пункта 16 названного выше Положения и никаких дополнительных ограничений прав осужденных на обращение с ходатайством о помиловании не устанавливает.
Однако указанное выше требование Инструкции не применяется, если осужденный настаивает на повторном направлении его ходатайства о помиловании на рассмотрение. В этом случае такое ходатайство администрацией исправительного учреждения направляется указанному в нем адресату в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законом о праве переписки осужденного с органом государственной власти без каких-либо ограничений, но при этом прикладывается к нему лишь справка исправительного учреждения с указанием о повторности данного обращения.
Эти утверждения представителя Минюста РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
Анализ содержания оспариваемого пункта Инструкции также свидетельствует о его соответствии с п. 16 "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого пункта Инструкции незаконным не имеется.
Довод заявителя о том, что пункт 13 Инструкции устанавливает запрет осужденным на обращение с ходатайством о помиловании, чем нарушаются их конституционные права, не может быть признан обоснованным, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как указывалось выше, порядок разрешения ходатайств осужденных о помиловании установлен названным выше Положением, утвержденным Указом Президента РФ. Пунктом 16 данного Положения предусмотрен и порядок рассмотрения повторных в течение года ходатайств о помиловании. Установленный Указом Президента РФ специальный порядок рассмотрения указанных ходатайств является обязательным и для всех других органов государственной власти, в том числе и Министерства юстиции РФ, при разрешении вопросов, связанных с помилованием. В связи с этим пунктом 13 Инструкции Минюста РФ и был предусмотрен особый порядок разрешения повторных в течение года ходатайств о помиловании, который прав осужденных на обращение в органы государственной власти, предусмотренных ч. 4 ст. 12 и ч. 1 ст. 91 УИК РФ, не нарушает, поскольку не исключает возможности неоднократного обращения осужденных в указанные органы в общем порядке, установленном названными выше нормами Закона.
Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и представитель Минюста РФ.
Не может быть принята во внимание и ссылка заявителя в подтверждение правомерности своего требования на п. 6 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, согласно которому администрация учреждения не вправе отказать осужденному в направлении ходатайства о помиловании, так как, исходя из смысла названного Положения, это требование касается только первичных таких обращений, о чем свидетельствует и содержание пункта 16 названного Положения.
О недопустимости отказа в направлении ходатайства о помиловании (первичного) указывается также и в п. 7 Инструкции Минюста РФ, что полностью согласуется с требованием п. 6 Положения.
Утверждение при этом представителя заявителя о том, что п. 16 Положения касается только порядка рассмотрения повторных ходатайств о помиловании, но не порядка их направления на рассмотрение, о чем идет речь в п. 13 Инструкции, нельзя признать убедительным, так как согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 ходатайства осужденных проходят процедуру рассмотрения на нескольких самостоятельных этапах соответствующими субъектами. Направление материалов о помиловании из исправительного учреждения в соответствующие инстанции, уполномоченные участвовать в их рассмотрении, фактически является началом многостадийного процесса рассмотрения ходатайств о помиловании. Началом данной процедуры является регистрация ходатайства о помиловании администрацией исправительного учреждения, которая в дальнейшем проходит в предусмотренных Положением рамках, в том числе с соблюдением установленных сроков. Положением при этом не предусмотрено возможности приостановления начатой процедуры на какой-либо его стадии. Не предусмотрено этого и в случае повторного поступления ходатайства о помиловании до истечения года после отклонения Президентом РФ первоначального ходатайства.
Из этого следует, что в случае направления администрацией исправительного учреждения повторного в течение года ходатайства о помиловании на рассмотрение уполномоченные органы обязаны будут его рассмотреть в установленные Положением (п. 7 - 9) сроки, что приведет к нарушению с их стороны требований п. 16 Положения, адресованного всем субъектам процедуры рассмотрения ходатайств о помиловании, устанавливающего ограничение в рассмотрении повторных в течение года такого рода ходатайств.
Учитывая, что действия по направлению ходатайства на рассмотрение и само его рассмотрение взаимосвязаны и одно без другого не может иметь места, суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что содержащееся в п. 16 названного выше Положения ограничение на рассмотрение повторных в течение года ходатайств о помиловании не распространяется на действия по их направлению на рассмотрение уполномоченных органов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании незаконным п. 13 "Инструкции об организации работы территориальных органов юстиции и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ в связи с ходатайствами осужденных о помиловании", утвержденной Приказом Минюста РФ от 11 февраля 2002 г. N 47, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО

ПИСЬМО Госстроя РФ от 08.08.2002 n СК-4477/13 О НАРУШЕНИЯХ В УПРАВЛЕНИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также