ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 05.02.2001 n 9 (с изм. от 28.06.2001) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) НА 2001 ГОД


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2001 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) НА 2001 ГОД
(с изм., внесенными Постановлением Госкомстата РФ
от 28.06.2001 N 46)
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемый статистический инструментарий и ввести его в действие с отчета за 2000 год: Постановлением Госкомстата РФ от 23.05.2002 N 124 в форму N 4-инновация внесены изменения. Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.2001 N 46 по форме N 4-инновация с отчета за 2001 год изменен срок представления статистической информации с 3 сентября на 2 апреля. годовую форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации";
Инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации".
2. Установить представление государственной статистической отчетности по указанной в п. 1 настоящего Постановления годовой форме федерального государственного статистического наблюдения юридическими лицами, их обособленными подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства) (по перечню, установленному органами государственной статистики) - органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области, городе федерального значения.
3. С введением указанного в п. 1 настоящего Постановления статистического инструментария отменить ранее действовавшую форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-инновация "Сведения о технологических инновациях предприятия (организации)" с Инструкцией по ее заполнению, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 03.08.98 N 80.
Председатель
Госкомстата России
В.Л.СОКОЛИН



(с изм., внесенными Постановлением Госкомстата РФ
от 28.06.2001 N 46)
--------------------------------------------------------¬
¦ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ¦
+-------------------------------------------------------+
¦КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ¦
L--------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Непредставление или нарушение сроков представления информации, ¦
¦ а также ее искажение влечет ответственность, установленную ¦
¦ Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение ¦
¦порядка представления государственной статистической отчетности"¦
¦ от 13.05.92 N 2761-1 ¦
L-----------------------------------------------------------------
---------------------------------------¬
¦СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ¦
¦ ОРГАНИЗАЦИИ ¦
¦ за 20__ г. ¦
L---------------------------------------
------------------------------------------------------------------
Постановлением Госкомстата РФ от 23.05.2002 N 124 в форму
N 4-инновация внесены изменения. Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.2001 N 46 по форме
N 4-инновация с отчета за 2001 год изменен срок представления
статистической информации с 3 сентября на 2 апреля.-----------------------------T---------¬ --------------------¬
¦ Представляют: ¦Сроки ¦ ¦Форма N 4-инновация¦
¦ ¦представ-¦ L--------------------
¦ ¦ления ¦
+----------------------------+---------+ Утверждена
¦юридические лица, их обособ-¦ ¦ Постановлением
¦ленные подразделения (кроме ¦ ¦ Госкомстата России
¦субъектов малого предприни- ¦ ¦ от 5 февраля 2001 г. N 9
¦мательства) (по перечню, ¦ ¦
¦установленному органами ¦ ¦ --------¬
¦государственной статистики):¦3 сен- ¦ ¦Годовая¦
¦ - органу государственной ¦тября ¦ L--------
¦статистики по месту, уста- ¦ ¦
¦новленному территориальным ¦ ¦
¦органом Госкомстата России в¦ ¦
¦республике, крае, области, ¦ ¦
¦городе федерального значения¦ ¦
L----------------------------+----------
-----------------------------------------------------------------¬
¦Наименование отчитывающейся организации _______________________ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Почтовый адрес ________________________________________________ ¦
+-------T--------------------------------------------------------+
¦ Код ¦ Код (проставляет отчитывающаяся организация) ¦
¦ формы +---------T--------T------T------T-----------T-------T---+
¦по ОКУД¦отчитыва-¦вида ¦отрас-¦терри-¦министерст-¦формы ¦ ¦
¦ ¦ющейся ¦деятель-¦ли по ¦тории ¦ва (ведомс-¦собст- ¦ ¦
¦ ¦организа-¦ности по¦ОКОНХ ¦по ¦тва), орга-¦веннос-¦ ¦
¦ ¦ции по ¦ОКДП ¦ ¦ОКАТО ¦на управле-¦ти по ¦ ¦
¦ ¦ОКПО ¦ ¦ ¦ ¦ния по ¦ОКФС ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОКОГУ ¦ ¦ ¦
+-------+---------+--------+------+------+-----------+-------+---+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-------+---------+--------+------+------+-----------+-------+---+
¦0604017¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+---------+--------+------+------+-----------+-------+----
Раздел 1. Общие организационно - экономические
показатели организации
Является ли Ваша организация частью (001) __________________
группы организаций (объединения,
товарищества, общества) -
"да" или прочерк
Если "да", укажите код страны или
группы стран, в которой расположена
головная организация (код 1 - Россия;
код 2 - страны СНГ; код 3 - страны
Восточной Европы; код 4 - страны
Европейского Союза, включая Австрию,
Бельгию, Данию, Финляндию, Германию,
Грецию, Ирландию, Италию, Нидерланды,
Испанию, Швецию, Великобританию,
Люксембург, Францию, Португалию,
а также Исландию, Лихтенштейн,
Норвегию и Швейцарию; код 5 - США
и Канада; код 6 - другие страны) (002) __________________
Укажите продолжительность в среднем
жизненного цикла основной продукции
(товаров или услуг) Вашей организации,
которая была заменена либо значительно
модифицирована (003) ____________ (лет)
Какой рынок сбыта является наиболее важным для Вашей организации
("да" или прочерк):
местный, региональный (004) __________________
российский (005) __________________
зарубежный (006) __________________
Инвестиции в основной капитал (007) ______ (тыс. руб.)
Среднесписочная численность работников
основной деятельности (без внешних
совместителей) за отчетный год (008) ________ (человек)
Из них имеют высшее образование (009) ________ (человек)
Коды по ОКЕИ: человек - 792; год - 366; тыс. руб. - 384.
Раздел 2. Инновационная активность организации
Организация в течение последних трех лет ("да" или прочерк):
имела внедренные на рынке новые или
значительно усовершенствованные
продукты, услуги или методы их
производства (передачи), внедренные
в практику новые или значительно
усовершенствованные производственные
процессы (010) __________________
Если по стр. 010 "да", укажите, кто разрабатывал эти инновации
("да" или прочерк):
в основном другие организации (011) __________________
Ваша организация совместно с другими
организациями (012) __________________
в основном Ваша организация (013) __________________
Укажите наименование наиболее значительных за последние три года
продуктовых и процессных инноваций (014) __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Если по стр. 010 прочерк, укажите, в силу каких причин
инновационная деятельность в вашей организации не осуществлялась
("да" или прочерк):
отсутствие необходимости в
нововведениях вследствие более
ранних инноваций (015) __________________
отсутствие рыночного спроса (016) __________________
другие факторы, препятствующие
инновациям (017) __________________
Раздел 3. Объем инновационной продукции (услуг)
за отчетный год
Код по ОКЕИ: тыс. руб. - 384
----------------------T------T-----T-------T----------T----------¬
¦ ¦ N ¦Всего¦За ¦Из графы 4¦Из графы 3¦
¦ ¦строки¦ ¦пределы¦в государ-¦инноваци- ¦
¦ ¦ ¦ ¦Россий-¦ства - ¦онная про-¦
¦ ¦ ¦ ¦ской ¦участники ¦дукция, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федера-¦СНГ ¦новая для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции ¦ ¦рынка Ва- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шей орга- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦низации ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦Строки 018 - 022 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заполняют промышлен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Отгружено (передано) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товаров собственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦основной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в фактических ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(без НДС и акциза) в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отчетном году ¦ 018 ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦в том числе инноваци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦онная продукция ¦ 019 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦из нее: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦продукция, вновь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внедренная или под- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вергавшаяся значи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельным технологичес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ким изменениям в те- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чение трех лет ¦ 020 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦продукция, подвергав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шаяся усовершенство- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванию в течение пос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ледних трех лет ¦ 021 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦прочая инновационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукция ¦ 022 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦Строки 023, 024 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заполняют организации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отраслей сферы услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Оказано услуг (по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦основному виду дея- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельности) ¦ 023 ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦
+---------------------+------+-----+-------+----------+----------+
¦в том числе услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инновационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦характера ¦ 024 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+------+-----+-------+----------+-----------
Раздел 4. Факторы, препятствующие инновациям
Оцените значимость для Вашей организации ниже перечисленных причин, препятствовавших инновационной деятельности в течение последних трех лет, по следующей шкале: 1 - незначительная или малосущественная; 2 - значительная; 3 - основная или решающая; 0 - инновационная деятельность не осуществлялась.
---------------------------------------T----------T--------------¬
¦ ¦Код строки¦Оценочные коды¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Экономические факторы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Недостаток собственных денежных ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ 025 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаток финансовой поддержки со ¦ ¦ ¦
¦стороны государства ¦ 026 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Низкий платежеспособный спрос на новые¦ ¦ ¦
¦продукты ¦ 027 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Высокая стоимость нововведений ¦ 028 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Высокий экономический риск ¦ 029 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Длительные сроки окупаемости ¦ ¦ ¦
¦нововведений ¦ 030 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Производственные факторы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Низкий инновационный потенциал ¦ ¦ ¦
¦организации ¦ 031 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаток квалифицированного ¦ ¦ ¦
¦персонала ¦ 032 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаток информации о новых ¦ ¦ ¦
¦технологиях ¦ 033 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаток информации о рынках сбыта ¦ 034 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Невосприимчивость организаций к ¦ ¦ ¦
¦нововведениям ¦ 035 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаток возможностей для коопериро-¦ ¦ ¦
¦вания с другими предприятиями и науч- ¦ ¦ ¦
¦ными организациями ¦ 036 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Другие причины ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Низкий спрос со стороны потребителей ¦ ¦ ¦
¦на инновационную продукцию (услуги) ¦ 037 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Недостаточность законодательных и ¦ ¦ ¦
¦нормативно - правовых документов, ¦ ¦ ¦
¦регулирующих и стимулирующих ¦ ¦ ¦
¦инновационную деятельность ¦ 038 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Неопределенность сроков инновационного¦ ¦ ¦
¦процесса ¦ 039 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Неразвитость инновационной инфраструк-¦ ¦ ¦
¦туры (посреднические, информационные, ¦ ¦ ¦
¦юридические, банковские, прочие ¦ ¦ ¦
¦услуги) ¦ 040 ¦ ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦Неразвитость рынка технологий ¦ 041 ¦ ¦
L--------------------------------------+----------+---------------
Справка.
Строки 042 - 044 заполняют организации, осуществлявшие инновационную деятельность в течение последних трех лет.
Количество инновационных проектов, которые были в течение последних трех лет в силу указанных факторов
серьезно задержаны (042) ________ (единиц)
остановлены (прекращены) (043) ________ (единиц)
даже не начаты (044) ________ (единиц)
Раздел 5. Затраты на технологические инновации
по видам деятельности и источникам финансирования
за отчетный год
Код по ОКЕИ: тыс. руб. - 384
------------------------------T------T-------------T-------------¬
¦ ¦ N ¦Общие (капи- ¦Из них затра-¦
¦ ¦строки¦тальные и те-¦ты на оплату ¦
¦ ¦ ¦кущие) затра-¦работ, услуг ¦
¦ ¦ ¦ты на техно- ¦сторонних ор-¦
¦ ¦ ¦логические ¦ганизаций ¦
¦ ¦ ¦инновации ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦Всего (сумма строк 046 - 048,¦ ¦ ¦ ¦
¦050 - 054; сумма строк 055 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦059, 061; сумма строк 064, ¦ ¦ ¦ ¦
¦065) ¦ 045 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ исследование и разработка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ новых продуктов, услуг и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ методов их производства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (передачи), новых произ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ водственных процессов ¦ 046 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ приобретение машин и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оборудования, связанных с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ технологическими инноваци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ями ¦ 047 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ приобретение новых техно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ логий ¦ 048 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ из них права на патенты, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ лицензии на использование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ изобретений, промышленных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ образцов, полезных моделей¦ 049 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ приобретение программных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средств ¦ 050 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ производственное проекти- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рование, другие виды под- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ готовки производства для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выпуска новых продуктов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внедрения новых услуг или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ методов их производства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (передачи) ¦ 051 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ обучение и подготовка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ персонала, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ инновациями ¦ 052 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ маркетинговые исследования¦ 053 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ прочие затраты на техноло-¦ ¦ ¦ ¦
¦ гические инновации ¦ 054 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦Из стр. 045 по источникам ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ собственные средства орга-¦ ¦ ¦ ¦
¦ низации ¦ 055 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ федеральный бюджет ¦ 056 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ бюджеты субъектов федера- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ции и местные бюджеты ¦ 057 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ внебюджетные фонды ¦ 058 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ иностранные инвестиции ¦ 059 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ в том числе страны ЕС, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Норвегии, Швейцарии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Исландии, Лихтенштейне ¦ 060 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ прочие ¦ 061 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦Из стр. 045 выполнено с прив-¦ ¦ ¦ ¦
¦лечением кредитов и займов ¦ 062 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ из них на льготных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ условиях ¦ 063 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦Из стр. 045 по типам иннова- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ций (только для промышленнос-¦ ¦ ¦ ¦
¦ти): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ продуктовые инновации ¦ 064 ¦ ¦ x ¦
+-----------------------------+------+-------------+-------------+
¦ процессные инновации ¦ 065 ¦ ¦ x ¦
L-----------------------------+------+-------------+--------------
Справка.
Количество научно - исследовательских,
проектно - конструкторских подразделений
в организации (066) _________ (единиц)
Численность работников в них (067) ________ (человек)
Коды по ОКЕИ: единица - 642; человек - 792.
Раздел 6. Результаты инновационной деятельности
Оцените степень влияния результатов инновационной деятельности, осуществлявшейся в Вашей организации в течение последних трех лет, на развитие Вашей организации по следующей шкале: 0 - воздействие отсутствовало; 1 - низкая степень воздействия; 2 - средняя; 3 - высокая степень воздействия.
-------------------------------------------T------T--------------¬
¦ ¦ N ¦Оценочные коды¦
¦ ¦строки¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Результаты инновационной деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Замена снятой с производства устаревшей ¦ ¦ ¦
¦продукции (услуг) ¦ 068 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Улучшение качества продукции, услуг ¦ 069 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Расширение ассортимента продукции, ¦ ¦ ¦
¦видов услуг ¦ 070 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Сохранение и расширение традиционных ¦ ¦ ¦
¦рынков сбыта ¦ 071 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Создание новых рынков сбыта: ¦ ¦ ¦
¦- в России ¦ 072 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦- в странах СНГ и Восточной Европы ¦ 073 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦- в странах ЕС, Норвегии, Швейцарии, ¦ ¦ ¦
¦Исландии, Лихтенштейне ¦ 074 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦- в США и Канаде ¦ 075 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦- в Японии ¦ 076 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦- в других странах ¦ 077 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Обеспечение соответствия современным ¦ ¦ ¦
¦правилам и стандартам ¦ 078 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Повышение гибкости производства и ¦ ¦ ¦
¦внутреннего коммерческого процесса ¦ 079 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Рост производственных мощностей ¦ 080 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Сокращение затрат на заработную плату ¦ 081 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Сокращение материальных затрат ¦ 082 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Сокращение энергозатрат ¦ 083 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Снижение загрязнения окружающей среды ¦ 084 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Улучшение условий труда ¦ 085 ¦ ¦
L------------------------------------------+------+---------------
Раздел 7. Количество совместных проектов по выполнению
исследований и разработок за отчетный год
Код по ОКЕИ: единица - 642
-----------T-----T----T---------------------------------T--------¬
¦ ¦N ¦Все-¦В том числе по странам и регионам¦Оценоч- ¦
¦ ¦стро-¦го +----T-----T------T-----T----T----+ные коды¦
¦ ¦ки ¦ ¦Рос-¦госу-¦страны¦США ¦Япо-¦дру-¦партне- ¦
¦ ¦ ¦ ¦сия ¦дарс-¦ЕС, ¦и ¦ния ¦гие ¦ров по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тва -¦Норве-¦Кана-¦ ¦ ¦коопера-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учас-¦гия, ¦да ¦ ¦ ¦ции: 0 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тники¦Швей- ¦ ¦ ¦ ¦0 - коо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦СНГ, ¦цария,¦ ¦ ¦ ¦перация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦стра-¦Ислан-¦ ¦ ¦ ¦отсутст-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ны ¦дия, ¦ ¦ ¦ ¦вует; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вос- ¦Лих- ¦ ¦ ¦ ¦1 - низ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦точ- ¦тен- ¦ ¦ ¦ ¦кий уро-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной ¦штейн ¦ ¦ ¦ ¦вень ко-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Евро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦опера- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 - вы- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сокий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровень ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коопера-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦Количество¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦совместных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполнению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ний и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разрабо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ток, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦участвует ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ция ¦ 086 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦типы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦партнеров:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦составе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(объедине-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товарищес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тва, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общества),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в которую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦входит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ваша ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ция ¦ 087 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦потребите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг) ¦ 088 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦поставщики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплекту-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ющих, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦програм- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ 089 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦конкуренты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в Вашей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отрасли ¦ 090 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦консалтин-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦говые, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информаци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦онные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фирмы ¦ 091 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦научные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции ¦ 092 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+--------+
¦универси- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦теты или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦высшие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заведения ¦ 093 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-----+----+----+-----+------+-----+----+----+---------
Раздел 8. Источники информации об инновациях
Оцените значимость для Вашей организации перечисленных источников информации в течение последних трех лет по следующей шкале: 0 - не используемый; 1 - незначительный или малосущественный; 2 - значительный; 3 - основной или решающий.
-------------------------------------------T------T--------------¬
¦ ¦ N ¦Оценочные коды¦
¦ ¦строки¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Источники информации об инновациях: ¦ ¦ ¦
¦Внутренние источники организации: ¦ ¦ ¦
¦научно - исследовательские подразделения ¦ 094 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦производственные подразделения ¦ 095 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦маркетинговые подразделения ¦ 096 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦другие ¦ 097 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Организации в составе группы (объединения,¦ ¦ ¦
¦товарищества, общества), в которую входит ¦ ¦ ¦
¦Ваша организация ¦ 098 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Поставщики оборудования, материалов, ¦ ¦ ¦
¦комплектующих, программных средств ¦ 099 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Конкуренты в Вашей отрасли ¦ 100 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Потребители продукции (работ, услуг) ¦ 101 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Консалтинговые, информационные фирмы ¦ 102 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Научные организации: ¦ ¦ ¦
¦ академического профиля ¦ 103 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦ отраслевого профиля ¦ 104 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Университеты или другие высшие учебные ¦ ¦ ¦
¦заведения ¦ 105 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Современные правила, стандарты ¦ 106 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Описание изобретений, официальные издания ¦ ¦ ¦
¦Роспатента, др. ¦ 107 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Конференции, семинары, симпозиумы ¦ 108 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Научно - техническая литература ¦ 109 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Выставки, ярмарки, другие рекламные ¦ ¦ ¦
¦средства ¦ 110 ¦ ¦
L------------------------------------------+------+---------------
Раздел 9. Патентование и другие методы защиты
изобретений, научно - технических разработок
предприятия
Оцените значимость для Вашей организации перечисленных методов защиты в течение последних трех лет по следующей шкале: 0 - не используемый; 1 - незначительный или малосущественный; 2 - значительный; 3 - основной или решающий.
-------------------------------------------T------T--------------¬
¦ ¦ N ¦Оценочные коды¦
¦ ¦строки¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦Используемые методы: ¦ ¦ ¦
¦патентование изобретений, промышленных ¦ ¦ ¦
¦образцов, полезных моделей ¦ 111 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦регистрация товарного знака ¦ 112 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦охрана авторских прав ¦ 113 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦обеспечение коммерческой тайны, ¦ ¦ ¦
¦секретности, ноу - хау ¦ 114 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦усложненность проектирования изделий ¦ 115 ¦ ¦
+------------------------------------------+------+--------------+
¦обеспечение преимущества в сроках ¦ ¦ ¦
¦разработки и выпуска продукции над ¦ ¦ ¦
¦конкурентами ¦ 116 ¦ ¦
L------------------------------------------+------+---------------
Справка.
Количество поданных за отчетный период заявок на:
патенты на изобретения (117) _____ (единиц)
патенты на промышленные образцы,
свидетельства
на полезные модели (118) _____ (единиц)
официальную регистрацию программ для ЭВМ,
баз данных, топологий интегральных схем (119) _____ (единиц)
Код по ОКЕИ: единица - 642.
Раздел 10. Количество приобретенных и переданных
организацией новых технологий (технических достижений),
программных средств за отчетный год
Код по ОКЕИ: единица - 642
-------------------T-----T-------------------T-------------------¬
¦ ¦N ¦Количество приобре-¦Количество передан-¦
¦ ¦стро-¦тенных новых техно-¦ных новых техноло- ¦
¦ ¦ки ¦логий (технических ¦гий (технических ¦
¦ ¦ ¦достижений), прог- ¦достижений), прог- ¦
¦ ¦ ¦раммных средств ¦раммных средств ¦
¦ ¦ +----T-------T------+----T-------T------+
¦ ¦ ¦все-¦в том ¦из гр.¦все-¦в том ¦из гр.¦
¦ ¦ ¦го ¦числе ¦4 в ¦го ¦числе ¦7 в ¦
¦ ¦ ¦ ¦за пре-¦госу- ¦ ¦за пре-¦госу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦делами ¦дарст-¦ ¦делами ¦дарст-¦
¦ ¦ ¦ ¦Россий-¦вах - ¦ ¦Россий-¦вах - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ской ¦участ-¦ ¦ской ¦участ-¦
¦ ¦ ¦ ¦Федера-¦никах ¦ ¦Федера-¦никах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции - ¦СНГ ¦ ¦ции - ¦СНГ ¦
¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦Всего (сумма стр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦121 - 126) ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦в том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формам приобрете- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния (передачи): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦права на патенты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лицензии на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦использование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изобретений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образцов, полезных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦моделей ¦ 121 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦результаты иссле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дований и разрабо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ток ¦ 122 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦ноу - хау, согла- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шения на передачу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦технологий ¦ 123 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦покупка (продажа) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ 124 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦целенаправленный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прием (переход) на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работу квалифици- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных специа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦листов ¦ 125 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----+-------+------+----+-------+------+
¦другие ¦ 126 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-----+----+-------+------+----+-------+-------
Раздел 11. Организационно - управленческие
изменения
Предпринимала ли Ваша организация в течение последних трех лет
изменения в следующих направлениях ("да" или прочерк):
Разработка и реализация новой или
значительно измененной корпоративной
(акционерной) стратегии (127) _________________
Внедрение современных (на основе
информационных технологий) методов
управления организацией (128) _________________
Разработка и внедрение новых или
значительно измененных организационных
структур в организации (129) _________________
Нововведения в использовании сменного
режима рабочего времени (130) _________________
Применение современных систем контроля
качества, сертификации продукции (услуг) (131) _________________
Разработка новых или значительно
измененных методов и приемов организации
труда в организации (132) _________________
Внедрение современных систем логистики
и поставок сырья, материалов,
комплектующих ("Точно в срок" и т.п.) (133) _________________
Создание специализированных подразделений
по проведению научных исследований и
разработок, практической реализации
научно - технических достижений
(технологические и инжиниринговые центры,
малые инновационные предприятия) (134) _________________
Организация и совершенствование
маркетинговой службы в организации (135) _________________
Прочие организационно - управленческие
изменения (перечислить) (136) _________________
______________________________________ (137) _________________
______________________________________ (138) _________________
__________________________________________________________________
Руководитель
организации ___________________ ______________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное за
составление формы ________________ _______________ ____________
(должность) (Ф.И.О.) (подпись)
__________________ "___" _________ 20___ год
(номер контактного (дата составления
телефона) документа)



Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 5 февраля 2001 г. N 9
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 4-ИННОВАЦИЯ "СВЕДЕНИЯ
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ"
I. Общие положения
1.1. Форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства) (по перечню, установленному органами государственной статистики).
Юридическое лицо, не имеющее обособленных подразделений, представляет форму государственного статистического наблюдения в статистические органы по месту своего расположения.
Если юридическое лицо имеет обособленные подразделения, состоящие на самостоятельном балансе, то эти подразделения отчитываются отдельно в статистические органы по месту своего расположения.
В случае если юридическое лицо имеет подведомственные ему обособленные подразделения, не состоящие на самостоятельном балансе и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и юридическое лицо, то данные по этим структурным единицам включаются в отчет юридического лица.
Обособленные подразделения, не состоящие на самостоятельном балансе, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, чем юридическое лицо, представляют формы государственного статистического наблюдения в статистические органы по месту своего расположения.
1.2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование территории, юридический адрес с почтовым индексом.
Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами на основании информационного письма органов государственной статистики о включении предприятия (организации) в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
1.3. Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме.
1.4. В данном отчете организация представляет сведения об инновационной деятельности, связанной как с технологическими инновациями, так и с изменениями в системе организации и управлении в организации.
Под технологическими инновациями в данном отчете подразумевается деятельность предприятия, связанная как с разработкой, так и с внедрением. В промышленности - технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; в отраслях сферы услуг - технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
1.5. В промышленности различают два типа инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации.
Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
1.6. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Не относят к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:
- эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);
- незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
- расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее в данной организации, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной), с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации.
1.7. В отраслях сферы услуг - услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.
Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.
1.8. Перечисленные ниже изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи:
- организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
- внедрение стандартов качества, например, ISO 9000.
II. Заполнение показателей формы N 4-инновация
Раздел 1. Общие организационно - экономические
показатели организации
Раздел заполняют все организации вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет.
2.1. По строке 001 организация указывает, является ли она частью определенной группы предприятий, совокупности юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании объединения, товарищества, общества, финансово - промышленной группы в целях формирования совместной производственной и финансовой политики. Организация проставляет слово "да", если она является частью такой группы, в противном случае проставляется прочерк.
2.2. По строке 002 организация, проставившая слово "да" по строке 001, указывает код страны (или группы стран), в которой расположено головное предприятие:
код 1 - в России;
код 2 - в странах СНГ;
код 3 - в странах Восточной Европы;
код 4 - в странах Европейского Союза, включая Австрию, Бельгию, Данию, Финляндию, Германию, Грецию, Ирландию, Италию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Великобританию, Люксембург, Францию, Португалию, а также Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию;
код 5 - в США и Канаде;
код 6 - в других странах.
2.3. По строке 003 указывается жизненный цикл основного вида продукции (имевшей наибольший объем производства) организации, имеется в виду период, в течение которого осуществлялось производство этой продукции до момента ее замены, то есть начала выпуска новой либо значительно модифицированной продукции (как инновационной, так и не инновационной). Жизненный цикл указывается в количестве полных лет, если, например, продукция выпускалась два года и три месяца, указывается три года, если продукция выпускалась пять или семь месяцев, указывается один год.
2.4. По строкам 004 - 006 отмечается, какой рынок сбыта является для организации наиболее важным по объему реализуемой продукции ("да" или прочерк):
местный или региональный, ограниченный территориями субъекта Российской Федерации, на которой располагается организация (республики в составе Российской Федерации, края, области, города Москва и Санкт - Петербург, автономные области, автономные округа), и граничащих с ним субъектов Российской Федерации;
российский, включающий помимо территорий субъекта Российской Федерации, на которой располагается организация, и граничащих с ним субъектов, еще территорию хотя бы одного субъекта Российской Федерации;
зарубежный, располагающийся за пределами территории Российской Федерации во всех странах мира, включая государства СНГ и страны Балтии.
2.5. По строке 007 отражаются инвестиции в основной капитал (основные средства): затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, на формирование основного стада, многолетние насаждения, затраты на приобретение основных средств и объектов, не завершенных строительством, и т.д. В этой строке отражаются инвестиции, производимые за счет всех источников, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены.
В случаях если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то его стоимость включается лизингополучателем в инвестиции в основной капитал и отражается по строке 007.
2.6. По строке 008 отражается среднесписочная численность работников основной деятельности. К ним относится численность лиц, привлеченных для работы на данном предприятии и зачисленных приказом (распоряжением) руководителя организации на работу, связанную с основной деятельностью. В списочную численность включаются не только лица, фактически работающие в организации в данный момент, но и отсутствующие на работе по тем или иным причинам (отпуск, болезнь и др.).
Не включаются в списочную и среднесписочную численность работников совместители, принятые из других организаций, учреждений, и работники, выполнявшие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
Работники, переведенные по инициативе администрации на работу на неполное рабочее время в связи с отсутствием сырья, сокращением объема производства (работ), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы.
Находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы (по инициативе администрации) работники не исключаются из среднесписочной численности.
При определении числа работников необходимо иметь в виду, что если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска или несколько раз переводился на работу на неполное рабочее время, то он в отчете отражается только один раз.
2.7. По строке 009 учитываются специалисты с законченным высшим образованием.
Раздел 2. Инновационная активность организации
2.8. Раздел заполняют все организации вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет. Инновационная активность организации в данном разделе оценивается тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций и оценкой основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.
2.9. По строке 010 организация проставляет слово "да", если она в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынки сбыта, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. Если организация за рассматриваемый период времени не имела завершенных инноваций, то в строке 010 ставится прочерк.
2.10. Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные инновации, в строках 011 - 013 указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных инноваций (технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продукта).
2.11. По строке 011 организация ставит слово "да", если разработку инноваций для нее осуществляли в основном сторонние организации. Под разработкой инноваций в данном случае подразумевается выполнение по контракту исследований и разработок для организации научными организациями, вузами и т.п. при возможном минимальном участии организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям; либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии).
2.12. По строке 012 организация ставит слово "да", если разработка инновации осуществлялась ею совместно с другими организациями, т.е. в значительной мере, как самой организацией, так и сторонними соисполнителями. Если организация в отчетном периоде не разрабатывала инноваци

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 25.07.2002 n 288-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также