ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 12.07.2002 n 156/1373-3 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2002 г. N 156/1373-3
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ,
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,
ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
В связи с поступившими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями с просьбой разъяснить порядок применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в новой редакции, касающихся формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий, на основании пункта 9 статьи 21 и в целях реализации требований статей 22, 24 - 27 и 85 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (прилагаются).
2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, руководителям политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, для использования в работе.
3. Предложить руководителям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации довести Методические рекомендации до сведения руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нижестоящих избирательных комиссий, региональных отделений политических партий, избирательных блоков, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.
4. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ



Утверждены
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 12 июля 2002 г. N 156/1373-3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в новой редакции, вступивший в силу 26 июня 2002 года (далее - Федеральный закон), содержит ряд новаций, требующих дополнительного разъяснения с целью их единообразного применения в практический деятельности избирательных комиссий. В частности, введено несколько общих правил, касающихся всей системы избирательных комиссий, в том числе новый порядок формирования избирательных комиссий, внесены некоторые изменения в перечень субъектов, которые имеют право предлагать кандидатуры в состав избирательных комиссий, повышена с одной трети до одной второй минимальная квота представителей от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, установлено право представления кандидатур в состав комиссии соответствующей комиссией предыдущего состава. Согласно положениям Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований формируются соответствующими органами местного самоуправления, а все остальные (территориальные, окружные и участковые) - вышестоящими избирательными комиссиями.
В настоящих Методических рекомендациях отражены и другие новации Федерального закона.
1. Общие условия
1. В соответствии с положениями статей 22, 24 - 27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий предлагают:
а) политические партии;
б) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
в) избирательные объединения;
г) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления;
д) общественные объединения;
е) при формировании соответствующих избирательных комиссий - также представительные органы местного самоуправления, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательные комиссии предыдущего состава.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.
Политическая партия, избирательное объединение, общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры, представленной непосредственно политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением. В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, избирательного блока, вакантное место рекомендуется замещать по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею (им) представлена.
2. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым лица определенных категорий не могут быть членами комиссии с правом решающего голоса, а член комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах, референдуме быть одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
3. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной и участковой избирательной комиссии (в данную квоту не входит лицо, на момент назначения в состав комиссии замещающее государственную или муниципальную должность категории "А", например, председатель постоянно действующей избирательной комиссии, работающий на штатной основе). Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.
При формировании комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права и опыт организации и проведения выборов.
4. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого для назначения в состав избирательной комиссии предлагается в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, представляется в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с документами для назначения в состав избирательной комиссии.
5. Если уполномоченные на то Федеральным законом органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а иной комиссии (окружной, территориальной, участковой) - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предложений о приведении избирательного законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации следующих норм:
определяющих количественный состав избирательных комиссий. При определении количественного состава соответствующей избирательной комиссии муниципального образования целесообразно устанавливать численность не менее 5 - 9 членов комиссии, чем обеспечивается возможность возложения на избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с Федеральным законом полномочий территориальной избирательной комиссии;
устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательной комиссии, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе (избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных комиссий), период, в который органы, формирующие указанные комиссии, обязаны принимать предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий (окружных, участковых избирательных комиссий) - не менее десяти дней. Сроки подачи предложений в органы, формирующие комиссии, следует отсчитывать со дня публикации в средствах массовой информации либо обнародования иным способом указанного сообщения.
7. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу Федерального закона, за исключением территориальных избирательных комиссий, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, но не более пяти лет со дня их формирования.
8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать положение дел с наличием действующих в настоящее время на постоянной основе комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) со сроками истечения их полномочий, целесообразность возложения на них полномочий других комиссий, позицию по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления, изучить другие обстоятельства, связанные с данным вопросом. Следует также иметь в виду, что возможность придания комиссиям, действующим на постоянной основе, статуса юридического лица и работы на штатной основе членов этих комиссий устанавливается соответственно законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
9. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, формирующей территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, необходимо также обеспечить систематический контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости незамедлительно принимать предусмотренные Федеральным законом меры.
2. Порядок внесения предложений о кандидатурах
в состав избирательных комиссий политической партией,
общественным объединением, избирательным блоком
1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона правом внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий, формируемых в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, обладают:
политические партии;
общественные объединения;
избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления.
2. Общим требованием к решениям, принимаемым полномочными (руководящими) органами субъектов предложения кандидатур в состав избирательных комиссий, является принятие данного решения либо органом, соответствующим уровню избирательной комиссии, либо вышестоящим органом. Полномочия органа, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально (копия устава, решение руководящего органа и т.п.).
3. Предлагаемая политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несет предлагающая сторона и предлагаемое в качестве кандидатуры лицо.
4. Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от политической партии вносит полномочный (руководящий) орган партии в соответствии с ее уставом. Региональные отделения, иные структурные подразделения партии могут вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий в том случае, если уставом партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом партии. При этом решение принимается органом регионального отделения, иного структурного подразделения, полномочным принимать такое решение. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе партии либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными (руководящими) лицами партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом.
5. Согласно пункту 8 статьи 35 Федерального закона избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от его имени, в том числе по вопросу внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий всех уровней. Решение о предложении кандидатур принимается тем органом (органами), который был определен на съезде представителей избирательных и общественных объединений, создающих соответствующий избирательный блок. При этом порядок подготовки и принятия решения по предложению кандидатур может быть определен в соглашении о создании блока. Подобная ситуация может возникнуть в случае, если по результатам выборов в представительный орган власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, назначенных после вступления в силу Федерального закона (26 июня 2002 года), к распределению депутатских мандатов будет допущен список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, а избирательная комиссия формируется после данных конкретных выборов. Предположим, что в результате выборов в Н-скую областную Думу, которые были назначены 28 июня 2002 года и состоятся 6 октября 2002 года, будет допущен к распределению депутатских мандатов список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком "Венера", а 20 ноября 2002 года будут назначены выборы в городское собрание представителей. В этом случае избирательный блок "Венера" сможет предлагать свои кандидатуры в состав участковых (окружных) комиссий, формируемых для обеспечения необходимых избирательных процедур на выборах в городское собрание.
6. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий от избирательного блока, созданного до вступления в силу Федерального закона, принимает орган блока либо по его поручению один из органов, входящих в блок избирательных объединений, признававшихся таковыми в соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
7. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий избирательными объединениями и общественными объединениями принимается полномочными (руководящими) органами в соответствии с уставами этих объединений.
8. Согласно пункту 8 статьи 24, пункту 7 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона соответствующий полномочный орган (представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, вышестоящая комиссия) обязан назначать не менее одной второй от общего числа членов избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, и предусмотреть такую процедуру назначения, которая бы обеспечивала безусловную реализацию данной нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.
9. Если кандидатура, представленная политической партией, избирательным объединением, избирательным блоком, от которых представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов комиссий, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то указанным объединениям и организациям может быть сообщено об этом и они вправе представить другую кандидатуру в рамках установленного срока.
Если предложенная кандидатура соответствует требованиям Федерального закона, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия не вправе предъявлять к ней требования, не предусмотренные федеральным законодательством, а также требовать ее замены.
10. Если вышеназванные субъекты предложений о кандидатурах внесли их недостаточное количество, то остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными политическими партиями, избирательными и общественными объединениями.
Если общее количество кандидатур, предложенных вышеназванными политическими партиями, избирательными блоками, избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав комиссии с учетом соблюдения установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом.
11. Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий должны иметь в виду, что федеральное избирательное законодательство не устанавливает приоритетов среди субъектов внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, обозначенных в подпунктах "а", "б", "в" пункта 8 статьи 24, пункта 7 статьи 25, пункта 7 статьи 26, пункта 5 статьи 27 Федерального закона.
12. В период со дня вступления в силу Федерального закона и до проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления по пропорциональной системе, состав избирательных комиссий формируется с учетом пункта 2 статьи 84 Федерального закона: политическое общественное объединение, признававшееся избирательным объединением и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу Федерального закона, в случае своего преобразования, не затрагивающего его статус политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет права, предусмотренные пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.
13. В настоящее время от имени избирательных объединений "Коммунистическая партия Российской Федерации" и "Объединение "ЯБЛОКО", допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий имеют право политические партии: Коммунистическая партия Российской Федерации и Российская демократическая партия "ЯБЛОКО".
14. Добровольное объединение двух и более избирательных объединений, признававшееся избирательным блоком и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу Федерального закона, сохраняет права, предусмотренные пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона. Такой избирательный блок может по решению уполномоченного на то органа предоставить эти права одному из входящих в него избирательных объединений либо избирательному объединению, учредителями которого являются входящие в этот избирательный блок избирательные объединения. Указанное избирательное объединение в случае своего преобразования, не затрагивающего его статус политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет право внесения указанных предложений. Под эту категорию подпадает политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", имеющая сегодня право выступать от имени избирательного блока "Союз Правых Сил", допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. При этом кандидатуры от имени избирательного блока представляются решением полномочного (руководящего) органа указанной партии либо решением ее региональных отделений (организаций), иных структурных подразделений в соответствии с уставом партии.
15. От имени избирательных блоков, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, в настоящее время вправе вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий уполномоченные органы следующих избирательных блоков либо входящих в них избирательных объединений (см. таблицы).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
"ЕДИНСТВО" ("МЕДВЕДЬ")"
Руководящий постоянно действующий орган - Координационный комитет
----T------------------------------------------------------------¬
¦ 1 ¦Общероссийское политическое общественное движение ¦
¦ ¦"Российское движение "Поколение Свободы" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Общероссийская политическая общественная организация ¦
¦ ¦"Российская Христианско - Демократическая партия" ¦
¦ ¦(Российская Христианско - Демократическая партия) ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Общероссийское политическое общественное движение "Рефах" ¦
¦ ¦("Благоденствие") ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 4 ¦Общероссийская общественно - политическая организация - ¦
¦ ¦Народно - патриотическая партия ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 5 ¦Общероссийское общественное политическое движение ¦
¦ ¦"Моя семья" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 6 ¦Общероссийская политическая общественная организация ¦
¦ ¦"Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему¦
¦ ¦бизнесу" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 7 ¦Общероссийское политическое общественное движение ¦
¦ ¦"В поддержку независимых депутатов" ¦
L---+-------------------------------------------------------------
Примечание. Общероссийская общественно - политическая организация - Народно - патриотическая партия по решению съезда ликвидирована 4 декабря 2000 года.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК "ОТЕЧЕСТВО - ВСЯ РОССИЯ"
Руководящий постоянно действующий орган - Координационный совет
----T------------------------------------------------------------¬
¦ 1 ¦Общероссийская политическая общественная организация ¦
¦ ¦"Отечество" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Общероссийская политическая общественная организация ¦
¦ ¦"Регионы России" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Общероссийское политическое общественное движение ¦
¦ ¦"За равноправие и справедливость" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 4 ¦Общероссийская общественная организация - политическая ¦
¦ ¦партия "Аграрная партия России" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 5 ¦Общероссийская общественная организация "Политическая партия¦
¦ ¦"Союз христианских демократов России" ¦
L---+-------------------------------------------------------------
Примечание. Съезд Общероссийской политической общественной организации "Отечество" 9 февраля 2002 года принял решение о прекращении деятельности (ликвидации) организации "Отечество" с 1 июня 2002 года.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК "БЛОК ЖИРИНОВСКОГО"
Руководящий постоянно действующий орган - Совет блока
----T------------------------------------------------------------¬
¦ 1 ¦Общероссийская общественная политическая организация ¦
¦ ¦"Российский союз свободной молодежи" ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Общероссийская политическая общественная организация ¦
¦ ¦"Партия духовного возрождения России" (ПДВР) ¦
L---+-------------------------------------------------------------
3. Порядок формирования территориальных
избирательных комиссий
1. В соответствии с Федеральным законом (ст. 26, п. 2) территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет 4 года. Территориальным избирательным комиссиям может быть придан статус юридического лица (ст. 26, п. 4; ст. 85, п. 4), однако наличие статуса юридического лица не является обязательным условием функционирования территориальных избирательных комиссий. Полномочия территориальной избирательной комиссии могут быть возложены на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования, если последняя сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона.
2. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса. Количественный состав комиссии рекомендуется определять с учетом числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона территориальные избирательные комиссии формируются в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, то есть должны быть сформированы не позднее 26 декабря 2002 года.
Если в период после вступления в силу Федерального закона и до сформирования территориальных избирательных комиссий назначены выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия формируется в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона.
4. В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана:
заблаговременно утвердить на своем заседании перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию, и количественный состав каждой в отдельности территориальной комиссии и опубликовать эти сведения в средствах массовой информации. При этом, до утверждения вышеуказанного перечня территориальных избирательных комиссий, в целях обеспечения финансирования расходов на деятельность избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из федерального бюджета при формировании территориальных избирательных комиссий в количестве, превышающем число территориальных избирательных комиссий, действовавших на выборах Президента Российской Федерации в 2000 году, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется согласовать с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предполагаемое увеличение числа территориальных избирательных комиссий;
не позднее чем за один месяц до дня, когда предполагается принять решение о формировании территориальных избирательных комиссий, опубликовать сообщение о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав территориальной избирательной комиссии.
Исходя из ряда требований и обстоятельств, изложенных в последующих пунктах этого раздела, предлагается завершить публикации вышеуказанных сведений и сообщений не позднее первой половины октября 2002 года.
5. В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона в пределах одной административно - территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании избирательная комиссия субъекта Российской Федерации принимает по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Федеральным законом впервые предусмотрены особые случаи формирования территориальных избирательных комиссий:
избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий без привязки к административно - территориальному делению для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях;
в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.
6. Каждая территориальная комиссия формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений соответствующих представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной комиссии предыдущего состава. На заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по данному вопросу рекомендуется приглашать представителей заинтересованных сторон, средств массовой информации.
В рамках отведенных сроков формирование комиссий с учетом особенностей территорий, объема работы по сбору и обработке поступающих предложений, времени на получение от предложенных кандидатов письменных заявлений о согласии быть назначенными в состав комиссии, а также иных обстоятельств может быть осуществлено избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в различных, на ее усмотрение, вариантах: формирование либо на одном заседании всех территориальных избирательных комиссий, либо, при большом количестве территориальных избирательных комиссий, на нескольких заседаниях по утвержденному комиссией субъекта Российской Федерации графику (по группам территорий). При этом рекомендуется не откладывать принятие решений о формировании территориальных избирательных комиссий на предельно допустимый Федеральным законом срок (26 декабря 2002 года), а с учетом требований Федерального закона о проведении в пятнадцатидневный срок первых заседаний сформированных территориальных избирательных комиссий в основном завершить их формирование не позднее ноября - первой половины декабря 2002 года.
7. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятому на основании обращения соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, действовавшие на постоянной основе до вступления в силу Федерального закона, сохраняют свои полномочия и действуют до сформирования территориальных избирательных комиссий при проведении первых выборов в федеральные органы государственной власти либо выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, назначенных после вступления в силу Федерального закона.
В этой связи соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется заблаговременно, с учетом результатов анализа, проведенного в порядке, предусмотренном пунктом 8 раздела 1 настоящих Методических рекомендаций, рассмотреть на заседании комиссии вопросы, касающиеся территориальных избирательных комиссий, действовавших на постоянной основе до вступления в силу новой редакции Федерального закона, и при необходимости принять соответствующее обращение о сохранении их полномочий с тем, чтобы в период не позднее сентября 2002 года данное обращение было рассмотрено на заседании ЦИК России.
Рекомендованный период обусловлен прежде всего тем, чтобы в зависимости от результатов рассмотрения ЦИК России такого обращения избирательная комиссия субъекта Российской Федерации имела возможность с учетом положений пунктов 1 - 4 раздела 1 настоящих Методических рекомендаций сформировать соответствующие территориальные избирательные комиссии в установленный Федеральным законом срок - не позднее 26 декабря 2002 года.
8. Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Рекомендуемое для назначения лицо, как правило, должно присутствовать на заседании избирательной комиссии. Решение о назначении председателя территориальной избирательной комиссии рекомендуется принимать одновременно с решением о ее формировании на одном и том же заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
9. Территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
10. Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
11. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим формированием территориальных избирательных комиссий, рекомендуется провести работу, связанную с представлением в состав территориальной избирательной комиссии от субъектов выдвижения кандидатуры работника информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, исполняющего функциональные обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации соответствующей территориальной избирательной комиссии.
4. Порядок формирования избирательных комиссий
муниципальных образований
1. Согласно пункту 6 статьи 24 Федерального закона число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования.
2. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
В этой связи органам местного самоуправления рекомендуется заблаговременно, не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования, опубликовать в средствах массовой информации сообщение соответствующего представительного органа местного самоуправления о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательной комиссии муниципального образования.
3. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, внесенных на основании соответствующего решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
4. Избирательная комиссия муниципального образования правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности.
Избирательная комиссия муниципального образования собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
5. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:
а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
Решение о предложении кандидатуры для избрания председателем избирательной комиссии муниципального образования принимается на заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.
Если предложенная избирательной комиссией субъекта Российской Федерации кандидатура на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования будет отклонена, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе предложить новую кандидатуру из числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
6. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
7. Решения комиссии об избрании председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
8. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, сформированную в соответствии с требованиями Федерального закона. Однако, если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования не могут быть возложены на одну из них. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования должна быть образована отдельно. Данное положение не применяется, если несколько территориальных комиссий образуются в связи с созданием территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях или на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.
9. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в случае предполагаемого в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования, рекомендуется использовать свои права как при выдвижении кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования, так и при внесении предложений по кандидатуре председателя избирательной комиссии муниципального образования.
5. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
по выборам в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления
1. В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с требованиями Федерального закона.
2. Окружную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию по выборам в органы местного самоуправления - избирательная комиссия муниципального образования либо территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования (далее - вышестоящая избирательная комиссия) на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
3. Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
4. Вышестоящая избирательная комиссия после опубликования в средствах массовой информации утвержденной схемы избирательных округов обязана опубликовать в СМИ сообщение о предстоящем формировании соответствующих окружных избирательных комиссий. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав окружной избирательной комиссии.
5. Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона председатель окружной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением непосредственно вышестоящей избирательной комиссии. Решение о назначении председателя комиссии может быть принято одновременно с принятием решения о назначении членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Окружная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности.
7. Сроки проведения первого заседания окружной избирательной комиссии (по выборам законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления) определяются вышестоящей избирательной комиссией при рассмотрении вопросов формирования окружной избирательной комиссии и назначении ее председателя.
8. Заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
9. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов.
6. Порядок формирования
участковых избирательных комиссий
1. Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.
2. Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом и, как правило, составляет от 5 до 15 в зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.
3. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей комиссией (окружной либо территориальной) на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
4. Федеральный закон унифицировал порядок и сроки образования избирательных участков. В соответствии со статьей 19 Федерального закона избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а списки избирательных участков должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Территориальным избирательным комиссиям при формировании участковых избирательных комиссий необходимо обратить внимание на крайне сжатые сроки их формирования. В этой связи вышестоящая избирательная комиссия непосредственно после опубликования в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 19 Федерального закона списков избирательных участков (либо одновременно с их опубликованием) публикует в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании участковой избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
5. Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией. Решение о назначении председателя комиссии может быть принято одновременно с принятием вышестоящей комиссией решения о назначении членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Участковая избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности.
7. Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
8. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Если итоги голосования на избирательном участке обжалуются, то полномочия соответствующей участковой избирательной комиссии прекращаются после вступления в силу решения суда.
7. Порядок формирования временной комиссии
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 31 Федерального закона в случае принятия судом решения о расформировании комиссии в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящая комиссия, а если таковая отсутствует, - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона временную комиссию в новом составе. Положения статей 22, 24, 25, 26 и 27 Федерального закона в этом случае не применяются.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.
В случае принятия судом решения о расформировании комиссии в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящая комиссия незамедлительно публикует в средствах массовой информации либо обнародует иным способом срок и порядок представления предложений о кандидатурах в состав временной комиссии.
При формировании состава временной комиссии вышестоящей избирательной комиссией следует учитывать ограничения, предусмотренные статьей 29 Федерального закона, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права и опыт организации и проведения выборов.
Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). Новая комиссия формируется с соблюдением требований, установленных статьями 24, 25, 26, 27 и 31 Федерального закона.
8. Порядок проведения первого (организационного)
заседания избирательной комиссии
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Дата, место и время проведения первого заседания избирательной комиссии муниципального образования определяются сформировавшим ее органом, а сроки проведения первого заседания окружных избирательных комиссий по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, территориальной и участковой избирательных комиссий определяются председателем соответствующей избирательной комиссии, о чем немедленно информируются члены соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Открывает и ведет первое заседание избирательной комиссии муниципального образования старейший по возрасту член избирательной комиссии или один из членов комиссии, которому по просьбе старейшего по возрасту члена комиссии и решению комиссии, принятому голосованием, поручается вести заседание.
Открывают и ведут первые заседания окружных, территориальных и участковых комиссий их председатели.
После открытия заседания комиссии открытым голосованием членов комиссии образуется счетная комиссия в составе двух - трех членов комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают председателя счетной комиссии.
Голосование по избранию председателя (для избирательной комиссии муниципального образования оно проводится в порядке, описанном в пункте 5 раздела 4 настоящих Методических рекомендаций), заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на соответствующую должность, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.
Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на выборную должность, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается комиссией.
Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на выборную должность, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового.
Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам на соответствующую выборную должность, тираж бюллетеней и, при необходимости, время голосования. Если на выборную должность выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа напротив фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается строка "Против кандидата (всех кандидатов)", справа от которой помещается пустой квадрат. Счетная комиссия изготавливает тираж бюллетеней, после чего каждому члену комиссии председатель счетной комиссии выдает под расписку бюллетень, на обороте которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.
Заполняя бюллетень, член избирательной комиссии ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против кандидата (всех кандидатов)", после чего опускает заполненный бюллетень в предварительно опечатанный ящик для голосования. После того как проголосовали все присутствующие на заседании члены комиссии либо после завершения предварительно установленного времени голосования, председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.
Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую выборную должность.
Счетная комиссия по итогам подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
наименование должности, на которую проводится избрание;
дата, время и место проведения голосования;
фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетени;
число изготовленных бюллетеней;
число выданных бюллетеней;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
число действительных бюллетеней;
число недействительных бюллетеней;
число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включено два и более кандидатов);
число голосов, поданных против кандидата (всех кандидатов).
Избранным на соответствующую выборную должность согласно пункту 13 статьи 28 Федерального закона считается кандидат - член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:
об избрании на соответствующую выборную должность члена комиссии, получившего необходимое число голосов;
о проведении новых выборов, начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.
После завершения выборов на соответствующую выборную должность в таком же порядке проводятся выборы на другую (другие) выборную должность.
После утверждения протокола об итогах голосования по выборам на каждую выборную должность соответствующие бюллетени (действительные, недействительные и погашенные) упаковываются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания комиссии. На конверте делается надпись с наименованием соответствующих выборов и указывается суммарное число всех бюллетеней, находящихся в конверте. К протоколу первого заседания избирательной комиссии приобщаются все протоколы счетной комиссии.
9. Заключительные положения
Рекомендуется использовать при подготовке и рассмотрении на заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вопросов о формировании территориальных избирательных комиссий следующие документы:
1. Примерный порядок подготовки и рассмотрения на заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вопросов о формировании территориальной избирательной комиссии (Приложение 1).
2. Примерная форма письменного согласия кандидата на его назначение в состав территориальной избирательной комиссии (Приложение 2).
3. Примерная форма постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о формировании территориальной избирательной комиссии (Приложение 3).
4. Примерная форма постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о назначении председателя территориальной избирательной комиссии (Приложение 4).
5. Перечень документов, необходимых при внесении политическими партиями, избирательными блоками, избирательными и общественными объединениями предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий (Приложение 5).
При формировании в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями других избирательных комиссий рекомендуется использовать документы, аналогичные вышеуказанным.



Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ И РАССМОТРЕНИЯ
НА ЗАСЕДАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОПРОСОВ О ФОРМИРОВАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, исходя из требований статьи 85 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", заблаговременно публикует в средствах массовой информации объявление о сроках представления предложений о кандидатурах для назначения в состав избирательной комиссии и адресе (адресах), по которому могут быть представлены, а также, при необходимости, рекомендации по оформлению указанных предложений.
В период выдвижения кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна принять необходимые меры для обеспечения реализации субъектами выдвижения их прав на выдвижение кандидатур.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана обеспечить строгий учет поступления письменных предложений о кандидатурах (в том числе протоколов собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы) для назначения в состав избирательной комиссии.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана определить порядок получения письменного согласия кандидата, предложенного для назначения в состав избирательной комиссии, и обеспечить его получение до заседания избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
При этом рекомендуется назначать заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не ранее чем через один - три дня после истечения срока представления документов. За это время рекомендуется подготовить сводные таблицы и провести анализ поступивших документов и представлений по кандидатурам в состав избирательной комиссии.
В каждой сводной таблице предложений о кандидатурах для назначения в состав конкретной избирательной комиссии следует в порядке поступления предложений указывать по каждой кандидатуре: фамилию, имя, отчество, год рождения, сведения об опыте работы в избирательных комиссиях (либо в составе соответствующей избирательной комиссии предыдущего состава), образование, в том числе юридическое, должность и место работы (род занятий), указанные в письменном согласии самого кандидата, кем предложена данная кандидатура, является ли данный кандидат государственным или муниципальным служащим. В этой таблице можно указывать также сведения о прохождении данными кандидатами обучения в системе повышения квалификации кадров избирательных комиссий и организаторов выборов и так далее.
В соответствии с регламентом работы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о формировании конкретной избирательной комиссии предварительно может рассматриваться на заседании рабочей группы, которая, в том числе, может определить, кто из членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса непосредственно на заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации будет выступать по данному вопросу.
Непосредственное рассмотрение кандидатур для назначения в состав соответствующей избирательной комиссии, которое проводится на заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации), и на которое, как правило, приглашаются представители субъектов выдвижения, представившие предложения, начинается с оглашения всех (в порядке поступления) предложений по кандидатурам с указанием, кем предложена кандидатура, имеется ли согласие кандидата на назначение в состав избирательной комиссии.
Необходимо максимально учитывать предложения политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков, от которых представительный орган местного самоуправления, вышестоящая избирательная комиссия обязаны назначить не менее половины от общего числа членов избирательной комиссии.
Далее обсуждаются кандидатуры и определяются кандидаты для назначения в состав комиссии, являющиеся государственными и муниципальными служащими, - их число должно составлять не более трети от общего числа членов избирательной комиссии. При этом необходимо иметь в виду, что если на территории, где будет действовать территориальная избирательная комиссия, расположены воинские части, рекомендуется иметь в составе территориальной избирательной комиссии военнослужащего для организации работ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 12.07.2002 n 2002-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИМУЩЕСТВА РОССИИ ОТ 22.03.2001 n 725-Р  »
Постановления и Указы »
Читайте также