<ПИСЬМО> ГТК РФ от 11.01.1999 n 03-11/363 (ред. от 28.06.2002) ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (вместе с ТИПОВОЙ МЕТОДИКОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ТКДРМ), утв. ГТК РФ 06.01.1999)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 января 1999 г. N 03-11/363
ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Для руководства в практической деятельности направляю "Типовую методику проверки деятельности таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ)".
При проведении проверок таможенных органов по плану регионального таможенного управления в состав комиссий прошу включать сотрудников служб ТКДРМ. Настоящую Методику довести до сведения таможен.
Начальник
Управления организации
таможенной службы,
генерал - полковник
таможенной службы
С.М.БЕКОВ



Утверждаю
Начальник Регионального
информационно - технического
таможенного управления,
полковник таможенной службы
Л.М.УХЛИНОВ
6 января 1999 года
Начальник Управления
организации таможенной
службы ГТК России,
генерал - полковник
таможенной службы
С.М.БЕКОВ
6 января 1999 года
ТИПОВАЯ МЕТОДИКА
ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО ВОПРОСАМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ (ТКДРМ)
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Основание: 1. Таможенный кодекс Российской Федерации (ст. ст. 10, 180 - 197).
2. Общее положение о службе ТКДРМ таможенного органа, утвержденное Приказом ГТК России от 5 мая 1995 г. N 303.
3. Руководство по ТКДРМ, введенное в действие Приказом ГТК России от 7 мая 1997 г. N 242.
Цели: 1. Проверить выполнение таможенными органами функций по обеспечению таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) и опасными отходами.
2. Выявить имеющиеся в работе таможенных органов (служб ТКДРМ) недостатки и дать рекомендации по их устранению.
3. Проверить укомплектованность, оснащение таможенных органов нормативными документами, техническими средствами радиационного контроля и обеспечение радиационной безопасности сотрудников таможенных органов и населения при ТКДРМ.
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРИ ПРОВЕРКЕ
1. Проверка наличия обязательных нормативных
документов при проведении таможенного оформления
и осуществлении таможенного контроля ДРМ
1.1. Наличие и качество отработки нормативных документов, регламентирующих вопросы таможенного оформления и таможенного контроля ДРМ и опасных отходов и знание сотрудниками их основных требований:
1.1.1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
1.1.2. Положение о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ), утвержденное начальником таможенного органа, согласованное со службой ТКДРМ ГТК России и с местным органом Госсанэпиднадзора России (п. 1.3 Общего положения о службе ТКДРМ таможенного органа).
1.1.3. Руководство по ТКДРМ (Приказ ГТК России от 7 мая 1997 г. N 242).
1.1.4. Инструкция по таможенному оформлению и таможенному контролю ДРМ (Приказ ГТК России от 13 марта 1998 г. N 144).
1.1.5. Положение о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 291 (Приказ ГТК России от 7 мая 1996 г. N 277).
1.1.6. Положение о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 574 (Приказ ГТК России от 27 июня 1996 г. N 402).
1.1.7. Приказ ГТК России от 19 мая 1998 г. N 333 "О введении в действие лицензии Госатомнадзора России".
1.1.8. Приказ о допуске сотрудников службы ТКДРМ к работе с источниками ионизирующего излучения с указанием вида деятельности и выполнения конкретных операций. Ознакомление с приказом фиксируется личной подписью сотрудника с указанием даты ознакомления (п. 9.3.7 Руководства по ТКДРМ).
1.1.9. Приказ начальника таможенного органа о назначении комиссии по проверке знаний правил безопасности при проведении радиационного контроля (9.3.6 Руководства по ТКДРМ).
1.1.10. Перечень лабораторий радиационного контроля (ЛРК) в регионе деятельности таможенного органа, аккредитованных в системе Госстандарта России, и их возможности по проведению экспертиз перемещаемых ДРМ.
1.1.11. НРБ-96, ОСП-72/87, ПБТРВ-73 или выписки из указанных документов в части касающейся.
1.1.12. Эксплутационная документация технических средств ТКДРМ.
1.1.13. Годовой план работы отдела (отделения) ТКДРМ таможенного органа, месячные планы работы отдела (отделения) и отчетные документы по выполнению запланированных мероприятий.
1.1.14. План устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущей проверки.
1.1.15. База данных о незаконном перемещении ДРМ и опасных отходов через таможенную границу Российской Федерации в зоне ответственности таможенного органа за весь период деятельности (п. п. 6.9.2, 6.9.3 Руководства по ТКДРМ).
1.1.16. Анализ деятельности отдела (отделения) за предыдущий период (год), предложения по совершенствованию процедуры и технологии таможенного контроля, исходя из местных условий деятельности таможенного органа, и проводимые мероприятия по их реализации.
2. Организация действий таможенного органа по выявленным
случаям незаконного перемещения ДРМ через таможенную
границу Российской Федерации
Проверка реагирования сотрудников таможенного органа на факт выявления незаконного перемещения ДРМ и опасных отходов. Разбор конкретных случаев рассмотрения дел о нарушении таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
2.1. Выявление незаконного перемещения ДРМ и опасных отходов. Составление акта таможенного досмотра товара (указание ГТК России от 08.02.96 N 01-14/126) с указанием основных радиационных параметров измерений, проведенных в соответствии с Руководством по ТКДРМ (п. п. 6.3 - 6.8). Перечень технических средств, с помощью которых проведены эти измерения.
2.2. Занесение выявленного нарушения таможенных правил в банк данных о незаконном перемещении ДРМ через таможенную границу Российской Федерации, подготовка и передача оперативного донесения в вышестоящий таможенный орган по установленной форме донесения (распоряжение ГТК России от 21.08.98 N 01-14/928).
2.3. Организация работы таможенного органа по идентификации радиационного товара.
Наличие: приказа начальника таможенного органа о создании межведомственной комиссии по контролю за перемещением ДРМ и опасных отходов в зоне ответственности таможенного органа; протоколов совещаний межведомственной комиссии по выработке предложений о дальнейших действиях с радиационным товаром и по другим, находящимся в компетенции межведомственной комиссии, вопросам.
2.4. Знание правил и порядка оформления поручения (постановления) на проведение экспертизы радиационного товара. Основания для поручения (постановления) на экспертизу и формулирование постановочных вопросов, включаемых в это поручение (постановление). Наличие перечня компетентных органов в регионе деятельности таможенного органа, аккредитованных в системе Госстандарта России, и знание их возможностей по проведению экспертизы радиационного товара.
2.5. Умение сотрудниками таможенного органа составлять протокол о нарушении таможенных правил (НТП) по товарам с ДРМ в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 299). Анализ фактов обнаружения товаров с повышенным ионизирующим излучением и привлечение нарушителей к ответственности в соответствии с действующим законодательством (УК РФ, ТК РФ).
2.6. Взаимодействие службы ТКДРМ таможенного органа со структурными подразделениями по борьбе с таможенными правонарушениями. Участие сотрудников службы ТКДРМ в ходе производства по возбужденным делам о НТП по товарам с ДРМ и принимаемым по ним решений в соответствии с таможенным законодательством.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
2.7. Состояние базы данных о незаконном перемещении ДРМ и опасных отходов. Анализ сведений о незаконном перемещении ДРМ и опасных отходов в регионе деятельности таможенного органа (за квартал, год). Количество незавершенных дел о нарушении таможенных правил и принимаемые меры по улучшению этой работы.
2.8. Выборочно по ранее оформленным ГТД и другим сопроводительным документам проверить правильность таможенного оформления таможенным органом товара, указанного в оформленных документах, при этом проверяются:
2.8.1. Лицензия МВЭС России на экспорт (импорт) ДРМ и опасных отходов. Проверяется соответствие товара, указанного в лицензии и заявленного в ГТД; однообразие единиц учета квоты в лицензии, в договоре (контракте) на поставку и в ГТД; списание и остаток квоты; срок действия лицензии или подтверждение ее продления.
При необходимости проверяется правильность отнесения товара к радиоизотопной продукции, для ввоза и вывоза которой не требуется лицензии МВЭС России.
2.8.2. В ГТД проверить соответствие заявленного кода товарному в соответствии с ТН ВЭД СНГ; соответствие данных (N, срок действия) о лицензии МВЭС России; списание квоты в (кюри) и ее соответствие активности в спецификации на груз (или в весовых единицах по чистому веществу, например, урана для гексафторида урана); соответствие веса брутто и нетто товара товаросопроводительным документам (в графе 38 чистый вес изотопа или соединения, в котором он находится, а в графе 35 - вес изотопа с защитным контейнером); оценить соответствие стоимости груза, указанного в ГТД, мировым ценам на подобный товар и предыдущим аналогичным прохождениям ДРМ; соответствие задекларированной стоимости контейнера его реальной стоимости и вписывание их заводских номеров и типов в графу 31.
2.8.3. Наличие у участника внешнеэкономической деятельности лицензии Госатомнадзора России на вид деятельности в соответствии с законом РФ об использовании атомной энергии, срок ее действия или подтверждение о ее продлении; соответствие выполняемых видов деятельности указанным в лицензии (разрешении).
2.8.4. В контракте на поставку товара проверить соответствие товара, указанного в контракте и фактически заявленного в ГТД; соответствие стоимости товара в контракте и заявленной в ГТД; соответствие контракта и выданной на него лицензии, срок действия контракта; соответствие единиц учета товара в контракте, лицензии и ГТД.
2.8.5. Заявление участника ВЭД об использовании режимов переработки (на таможенной территории РФ, под таможенным контролем, вне таможенной территории), лицензия на переработку товаров. При проверке этих документов обращать особое внимание на: наименование товаров для переработки (коды ТН ВЭД СНГ), их количество и стоимость; наименование, количество и стоимость товарной продукции (товары, полученные после переработки, коды ТН ВЭД СНГ); наименование отходов производства (коды ТН ВЭД СНГ), количество, стоимость, их описание в соответствующем разделе лицензии на переработку товаров. Способы идентификации товаров для переработки в товарной продукции и отходах производства, подтвержденные соответствующими экспертными заключениями; сроки действия лицензии на переработку и завершение режима по переработке товаров в сроки действия лицензии. Проверка прохождения государственной экологической экспертизы контрактов, по которым осуществляется ввоз на таможенную территорию РФ иностранного уранового сырья на переработку.
2.8.6. Организация радиационного контроля товаров на СВХ и ТС, эффективность существующей технологии таможенного контроля и мероприятия таможенного органа по ее повышению.
Оснащенность СВХ и ТС предприятий и организаций, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, аппаратурой радиационного контроля (наличие учета перечня предприятий и организаций - владельцев СВХ и ТС и оснащение складов аппаратурой радиационного контроля).
2.9. Ознакомление с актом инспектирования таможенного органа межрегиональным территориальным округом Госатомнадзора России и анализ проведенных таможенным органом мероприятий по устранению выявленных в ходе инспекции недостатков.
2.10. Подготовка и представление установленным порядком в вышестоящий таможенный орган ежеквартального отчета о мерах, принятых по ранее выявленным и незавершенным случаям незаконного перемещения ДРМ, а также предложений по совершенствованию технологии и процедуры таможенного контроля ДРМ.
3. Организация эксплуатации технических средств
обнаружения делящихся и радиоактивных материалов
3.1. Укомплектованность техническими средствами обнаружения ДРМ.
3.2. Проверка работоспособности технических средств обнаружения ДРМ в соответствии с эксплутационной документацией.
3.3. Организация технического обслуживания, ремонта, учета и хранения технических средств обнаружения ДРМ и опасных отходов.
3.3.1. Наличие приказа начальника таможенного органа о закреплении технических средств ТКДРМ за сотрудниками. Проверяется соответствие номера, типа и назначения технических средств, закрепленных за сотрудниками.
3.3.2. Наличие и ведение журнала закрепления техники за сотрудниками. Проверяется правильность оформления, ведения журнала и своевременного его заполнения.
3.3.3. Наличие и ведение журнала проверки знаний правил эксплуатации средств ТКДРМ. Проверяется правильность оформления и ведения журнала, своевременность его заполнения. Знание сотрудниками, за которыми закреплены средства ТКДРМ, правил эксплуатации и мер безопасности. Наличие паспортов, формуляров и бирок на средствах ТКДРМ. Проверяется соответствие документов установленной форме, своевременное их заполнение.
3.3.5. Наличие журнала неисправностей средств ТКДРМ, карточек учета неисправностей ТКДРМ. Проверяется соответствие документов установленной форме, своевременное заполнение, полнота учета неисправностей средств ТКДРМ и принимаемые меры по устранению неисправностей.
3.3.6. Организация государственной поверки средств ТКДРМ, наличие и соблюдение графика сдачи приборов в госповерку. Работа с приборами, имеющими действующие свидетельства о госповерке (Приказ ГТК России от 7 мая 1997 г. N 242, п. 6.8).
3.3.7. Организация специальной подготовки. Наличие программы подготовки сотрудников, своевременность проведения занятий, правильность оформления и ведения журнала проведения занятий.
4. Контроль выполнения требований
радиационной безопасности и правильности
предоставления льгот сотрудникам таможенного органа
при осуществлении ТКДРМ и работах с источниками
ионизирующего излучения
4.1. Наличие и выполнение годового плана работы по радиационной безопасности (п. 4.1 Положения о службе радиационной безопасности учреждения, 1992 года издания).
4.2. Наличие санитарных паспортов на источники ионизирующего излучения, включая и генерирующие, сроки их действия и соответствие выполняемых работ с источниками ионизирующего излучения разрешенным (п. п. 3.3, 3.5 ОСП 72/87).
4.3. Наличие приказа о назначении лиц, ответственных за радиационную безопасность, и отметок об ознакомлении с приказами соответствующих должностных лиц (п. п. 3.7, 13.3 - 13.5 ОСП 72/87; п. 1.5 Методики выполнения измерений при радиационном контроле).
4.4. Качество отработки и практическое выполнение Инструкции по радиационной безопасности (п. п. 3.7, 3.8 ОСП 72/87).
4.5. Учет и хранение источников ионизирующего излучения (п. п. 4.4 - 4.7, 4.9 - 4.14 ОСП 72/87).
4.6. Организация дозиметрического контроля рентгеновского излучения на рабочих местах и ее соответствие требованиям ОСП 72/87 (п. п. 5.9, 5.10, 13.6, 13.7 ОСП 72/87).
4.7. Организация индивидуального дозиметрического контроля за облучением персонала (п. п. 13.9 - 13.18 ОСП 72/87, п. 4.4 Методики выполнения измерений при радиационном контроле).
4.8. Контроль порядка предоставления льгот сотрудникам таможенного органа, выполняющим работы с источниками ионизирующего излучения.
4.9. Организация обучения вопросам радиационной безопасности.
5.1. Организация контроля за исполнением поручений и указаний. Проверка исполнения поручений, изложенных в приказах, распоряжениях и письмах ГТК России. Мероприятия таможенного органа по совершенствованию системы контроля исполнения нормативных документов.
5.2. При проверке деятельности таможенных органов по ТКДРМ в перечень вопросов могут включаться и другие вопросы с учетом требований вновь появившихся нормативных документов.
Отчетность по проверке
1. По завершении проверки делается краткий устный доклад начальнику таможенного органа по выявленным в ходе проверки недостаткам.
2. В течение 5 суток после завершения проверки составляется акт, в котором излагаются:
- перечень проверенных вопросов;
- основные недостатки, выявленные в ходе проверки, и предложения по их устранению.
Акт высылается начальнику проверенного таможенного органа и в вышестоящий таможенный орган.
Заместитель
Начальника Регионального
информационно - технического
таможенного управления,
Руководитель службы ТКДРМ
ГТК России, полковник
таможенной службы
Н.Э.КРАВЧЕНКО

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 11.01.1999 n 03-11/363 ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (вместе с ТИПОВОЙ МЕТОДИКОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ТКДРМ), утв. ГТК РФ 06.01.1999)  »
Постановления и Указы »
Читайте также