ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ) (утв. Минобразованием РФ 18.06.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
18 июня 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
(ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ)
1. Общая характеристика подготовки
"Менеджера образования высшей школы"
(по видам подготовки)
1.1. Назначением дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) <*> (далее - Государственные требования) является подготовка и переподготовка руководящего кадрового состава высшей школы в области управления.
--------------------------------
<*> Перечень видов подготовки "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки) является открытым и может быть дополнен Минобразованием России в установленном порядке. Ниже ограничимся рассмотрением двух видов подготовки:
- организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
- стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для использования при обучении лиц, имеющих высшее профессиональное образование различного профиля, но не имеющих профессиональной подготовки в области менеджмента, для их квалифицированного участия в управлении различными подразделениями вузов.
1.3. Квалификация "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) является дополнительной к основной, получаемой после окончания вуза, и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы составляет 1080 часов.
1.5. Целью данной программы является подготовка к следующим видам деятельности:
- организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
- стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
- применение и развитие новых информационных технологий в высшей школе;
- управление инновационными процессами в сфере образования.
1.6. Реализация программы может производиться образовательными учреждениями высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на модульной основе с перезачетом дисциплин, освоенных на более ранних этапах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
желающих освоить Государственные требования
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования высшей школы"
(по видам подготовки)
2.1. Предшествующий уровень образования - высшее профессиональное образование.
2.2. Для зачисления на программу "Менеджер образования высшей школы" (стратегическое планирование) необходимо иметь стаж работы.
3. Обязательный минимум содержания
дополнительной образовательной программы
для получения квалификации "Менеджер"
(по видам подготовки)
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 540¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента. ¦ 60¦
¦ ¦История управленческой мысли и практики ¦ ¦
¦ ¦менеджмента. Основы общей теории управления. ¦ ¦
¦ ¦Закономерности управления различными системами. ¦ ¦
¦ ¦Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента.¦ ¦
¦ ¦Виды менеджмента. Национально-культурные ¦ ¦
¦ ¦особенности современного менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Функции менеджмента (анализ, планирование, ¦ ¦
¦ ¦организация, мотивация, контроль). Структура ¦ ¦
¦ ¦систем менеджмента. Особенности менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в системе высшего профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Связующие процессы в менеджменте. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление¦ ¦
¦ ¦организационными изменениями в вузе. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность и качество управления учебной, ¦ ¦
¦ ¦воспитательной, научно-исследовательской ¦ ¦
¦ ¦и другими видами работы в вузе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Социология и психология управления в высшей ¦ 60¦
¦ ¦школе. ¦ ¦
¦ ¦Предмет социологии и психологии управления. ¦ ¦
¦ ¦Целеполагание и планирование в высшем учебном ¦ ¦
¦ ¦заведении. Процесс принятия управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений. Мотивация как функция управления, в том ¦ ¦
¦ ¦числе учебным процессом. Особенности формирования¦ ¦
¦ ¦учебной мотивации и профессионально ¦ ¦
¦ ¦ориентированной мотивации. Координация и контроль¦ ¦
¦ ¦в деятельности вуза. Руководство и лидерство ¦ ¦
¦ ¦в системе высшей школы. Группы в системе ¦ ¦
¦ ¦управления высшей школой и групповая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие личности и группы. Управленческая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в экстремальной ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональные характеристики менеджера. ¦ ¦
¦ ¦Особенности профессиональной характеристики ¦ ¦
¦ ¦менеджера высшей школы. Организационная культура.¦ ¦
¦ ¦Организационное поведение и национальная ¦ ¦
¦ ¦культура. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по решению коммуникативных задач, ¦ ¦
¦ ¦навыкам делового общения, приемам ведения научных¦ ¦
¦ ¦и научно-методических совещаний, деловых бесед, ¦ ¦
¦ ¦переговоров, использованию средств предупреждения¦ ¦
¦ ¦и разрешения конфликтов в коллективе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Экономика высшей школы. ¦ 60¦
¦ ¦Экономические основы функционирования российской ¦ ¦
¦ ¦системы образования; экономика вуза и его ¦ ¦
¦ ¦подразделений; интеграция и диверсификация ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений; конкуренция различных¦ ¦
¦ ¦видов подготовки и переподготовки специалистов; ¦ ¦
¦ ¦структура рынка образовательных услуг ¦ ¦
¦ ¦и разнообразие образовательных траекторий; ¦ ¦
¦ ¦координация деятельности образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждений и взаимозависимых с образованием ¦ ¦
¦ ¦отраслей хозяйства; проблемы эффективности ¦ ¦
¦ ¦функционирования системы профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Вуз как объект функционирования; объект изучения ¦ ¦
¦ ¦и субъект рыночного хозяйства. Организационно- ¦ ¦
¦ ¦правовые формы образовательных учреждений системы¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. Внутренняя ¦ ¦
¦ ¦и внешняя среда. Виды подготовки специалистов, ¦ ¦
¦ ¦роль и виды маркетинговых исследований в системе ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Ресурсы вуза; материальные ресурсы, кадровое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение; налогообложение; затраты ¦ ¦
¦ ¦на подготовку различных категорий обучающихся, ¦ ¦
¦ ¦научные и прикладные разработки, дополнительные ¦ ¦
¦ ¦образовательные услуги; ценообразование в системе¦ ¦
¦ ¦высшего и послевузовского профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования; результаты хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности вуза; баланс образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Организационные основы системы профессионального ¦ 60¦
¦ ¦образования Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Система профессионального образования Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Структура высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦и его связи с другими уровнями профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Нормативно-правовые основы функционирования ¦ ¦
¦ ¦системы высшего профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О высшем ¦ ¦
¦ ¦и послевузовском профессиональном образовании". ¦ ¦
¦ ¦Другие законы, содержание которых затрагивает ¦ ¦
¦ ¦деятельность образовательных учреждений высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Государственные образовательные стандарты высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования (ГОС ВПО) ¦ ¦
¦ ¦и послевузовского профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦(ГОС ППО); их структура, содержание и роль ¦ ¦
¦ ¦в функционировании российской системы ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. Нормативное, ¦ ¦
¦ ¦научно-методическое и информационно- ¦ ¦
¦ ¦технологическое обеспечение функционирования ГОС ¦ ¦
¦ ¦ВПО и ГОС ППО. ¦ ¦
¦ ¦Дополнительное профессиональное образование, его ¦ ¦
¦ ¦структура, место в вузовской практике ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-методическое обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦Структурные подразделения вуза и их взаимные ¦ ¦
¦ ¦связи. Филиалы вузов и организация работы ¦ ¦
¦ ¦филиалов. ¦ ¦
¦ ¦Содержание и методы внутреннего и внешнего ¦ ¦
¦ ¦контроля результатов деятельности вуза (его ¦ ¦
¦ ¦подразделений). Процедуры лицензирования, ¦ ¦
¦ ¦аттестации и аккредитации. Другие виды проверок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Основы гражданского, административно- ¦ 60¦
¦ ¦хозяйственного и трудового права. ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Иерархия законов Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, федеральное и региональное ¦ ¦
¦ ¦законодательство. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Элементы гражданского права. Субъекты и объекты ¦ ¦
¦ ¦гражданских прав. Гражданско-правовая ¦ ¦
¦ ¦(имущественная) ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Исключительные права (интеллектуальная ¦ ¦
¦ ¦собственность). Авторское право. Смежные права. ¦ ¦
¦ ¦Патентное право. Гражданско-правовой режим ¦ ¦
¦ ¦ноу-хау. ¦ ¦
¦ ¦Виды договоров. Обязательства и другие ¦ ¦
¦ ¦гражданские правоотношения по использованию ¦ ¦
¦ ¦исключительных прав и ноу-хау. ¦ ¦
¦ ¦Правовые вопросы трудовых отношений, занятости ¦ ¦
¦ ¦и безработицы. Анализ основных законодательных ¦ ¦
¦ ¦актов, регламентирующих управление человеческими ¦ ¦
¦ ¦ресурсами. Ценность человеческих ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Квалификация сотрудников. Дисциплинарная, ¦ ¦
¦ ¦материальная, административная и уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность и трудовые отношения. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦отношения и администрирование контрактов. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические и практические проблемы при ¦ ¦
¦ ¦разрешении трудовых споров. Охрана здоровья и ¦ ¦
¦ ¦труда. Социальная защита. Страхование, нотариат. ¦ ¦
¦ ¦Стандартные ситуации правовых затруднений в ¦ ¦
¦ ¦вузовской практике. Разбор конкретной ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Образовательное право в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Законы и подзаконные акты в области образования. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования в области ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Краткий обзор современного зарубежного опыта ¦ ¦
¦ ¦управления системой образования. ¦ ¦
¦ ¦Правовое регулирование внешнеполитической ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. Ратификация международных договоров.¦ ¦
¦ ¦Документы, подтверждающие получение ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования различных уровней, ¦ ¦
¦ ¦и проблемы их признания. Нострификация дипломов. ¦ ¦
¦ ¦Разбор конкретных ситуаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06 ¦Маркетинг, Паблик Рилейшинз и реклама в системе ¦ 60¦
¦ ¦высшего и послевузовского профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Роль маркетинга в развитии вуза; понятие товара ¦ ¦
¦ ¦в применении к деятельности высшей школы; ¦ ¦
¦ ¦особенности маркетинговых исследований в области ¦ ¦
¦ ¦образования; комплексное исследование рынка ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг; сегментация рынка; ¦ ¦
¦ ¦формирование образовательной политики и стратегии¦ ¦
¦ ¦развития вуза. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и функции рекламы и Паблик Рилейшинз; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь Паблик Рилейшинз, рекламы ¦ ¦
¦ ¦и маркетинга, их особенности в применении ¦ ¦
¦ ¦к высшему и послевузовскому профессиональному ¦ ¦
¦ ¦образованию. Правовые и этические основы рекламы ¦ ¦
¦ ¦и Паблик Рилейшинз. Международный аспект ¦ ¦
¦ ¦рекламной деятельности вузов и Паблик Рилейшинз. ¦ ¦
¦ ¦Паблик Рилейшинз в образовании в условиях ¦ ¦
¦ ¦кризисной ситуации. Мотивация и особенности ¦ ¦
¦ ¦поведения потребителя образовательных услуг. ¦ ¦
¦ ¦Особенности коммуникаций в Паблик Рилейшинз ¦ ¦
¦ ¦и рекламе по отношению к деятельности высшей ¦ ¦
¦ ¦школы. Понятие имиджа образовательного учреждения¦ ¦
¦ ¦и Паблисити. Виды рекламной деятельности вуза. ¦ ¦
¦ ¦Формирование спроса на образовательные услуги; ¦ ¦
¦ ¦организация деятельности маркетинговой ¦ ¦
¦ ¦и рекламной службы вуза (подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Деловые игры, посещение выставок и ярмарок ¦ ¦
¦ ¦образовательной и отраслевой направленности ¦ ¦
¦ ¦и участие в их организации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07 ¦Информационные технологии в науке и образовании. ¦ 60¦
¦ ¦Состояние и перспективы развития российского и ¦ ¦
¦ ¦международного рынков информационных технологий. ¦ ¦
¦ ¦Стандарты и рекомендации в области информационных¦ ¦
¦ ¦технологий. Основы планирования потребностей ¦ ¦
¦ ¦в информационных средствах и услугах, включая ¦ ¦
¦ ¦технико-экономическое и финансовое обоснование ¦ ¦
¦ ¦проектов. Маркетинговое исследование рынков ¦ ¦
¦ ¦информационных средств и услуг; ценообразование, ¦ ¦
¦ ¦формирование спроса и продвижение продуктов ¦ ¦
¦ ¦в области информационных технологий. ¦ ¦
¦ ¦Локальные и глобальные компьютерные сети. ¦ ¦
¦ ¦Классификация сетей, основы технологии ¦ ¦
¦ ¦корпоративных сетей. Критерии выбора технологии. ¦ ¦
¦ ¦Мультимедиа. Передача аудио- и видеоинформации. ¦ ¦
¦ ¦Системы управления распределенными ресурсами. ¦ ¦
¦ ¦Основы теории и практики информационной ¦ ¦
¦ ¦безопасности, включая вопросы использования ¦ ¦
¦ ¦Интернет. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по использованию информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий в науке и образовании ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08 ¦Использование информационных технологий ¦ 60¦
¦ ¦в управлении вузом (подразделением); основы ¦ ¦
¦ ¦делопроизводства и ведения деловой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции в высшей школе. ¦ ¦
¦ ¦Документ и системы документации; управленческая ¦ ¦
¦ ¦документация, требования к составлению ¦ ¦
¦ ¦и оформлению; состав и расположение реквизитов; ¦ ¦
¦ ¦составление и оформление основных документов, ¦ ¦
¦ ¦регулирующих деятельность высшей школы (вуза, ¦ ¦
¦ ¦подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Организация документооборота: систематизация ¦ ¦
¦ ¦документов, номенклатура для их формирования ¦ ¦
¦ ¦и хранения, современные способы создания ¦ ¦
¦ ¦документов. Техника, используемая ¦ ¦
¦ ¦в делопроизводстве (оргтехника). ¦ ¦
¦ ¦Понятие об электронном документообороте. ¦ ¦
¦ ¦Деловые и коммерческие письма; правила и формы ¦ ¦
¦ ¦деловой и коммерческой переписки с зарубежными ¦ ¦
¦ ¦партнерами; особенности корреспонденции ¦ ¦
¦ ¦на иностранном языке (язык по выбору ¦ ¦
¦ ¦обучающегося); корреспонденция, связанная ¦ ¦
¦ ¦с проведением периодических мероприятий. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по составлению нормативно-правовых ¦ ¦
¦ ¦и организационных документов, регламентирующих ¦ ¦
¦ ¦деятельность вуза и его подразделений. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по использованию современных ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий в управлении ¦ ¦
¦ ¦и (факультативно) применению электронного ¦ ¦
¦ ¦документооборота ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09 ¦История высшего профессионального образования. ¦ 60¦
¦ ¦История высшего образования в России XVII - XIX ¦ ¦
¦ ¦веков. Развитие высшего и послевузовского ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования в СССР. Разбор ¦ ¦
¦ ¦истории конкретных отраслей высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования (по выбору ¦ ¦
¦ ¦обучающихся). ¦ ¦
¦ ¦История развития высшего профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования в ведущих зарубежных странах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00.00¦Специальные дисциплины ¦ 300¦
¦ ¦Структура и содержание специальных учебных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин формируются образовательным учреждением¦ ¦
¦ ¦в зависимости от контингента обучающихся. ¦ ¦
¦ ¦Обучающийся обязан освоить все дисциплины цикла ¦ ¦
¦ ¦специальных дисциплин, соответствующие избранному¦ ¦
¦ ¦виду подготовки. ¦ ¦
¦ ¦Перечень видов подготовки (см. также примечание ¦ ¦
¦ ¦к п. 1.1) является открытым и может быть расширен¦ ¦
¦ ¦в установленном порядке Минобразованием России ¦ ¦
¦ ¦по предложениям вузов, министерств или ведомств, ¦ ¦
¦ ¦заинтересованных в развитии подготовки ¦ ¦
¦ ¦управленческих кадров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01.00¦Организация учебного процесса, научно- ¦ 300¦
¦ ¦исследовательской и воспитательной работы в вузе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01.01¦Нормативно-методические и научно-методические ¦ 100¦
¦ ¦основы учебной, научной и воспитательной работы ¦ ¦
¦ ¦в вузе и его подразделениях. ¦ ¦
¦ ¦Современные подходы к организации ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса в высшей школе. ¦ ¦
¦ ¦Научно-методическое, материально-техническое, ¦ ¦
¦ ¦информационно-технологическое и кадровое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение учебного, научно-исследовательского ¦ ¦
¦ ¦и воспитательного процесса. ¦ ¦
¦ ¦Организация учебного процесса. Планирование, ¦ ¦
¦ ¦организация и контроль как элементы традиционной ¦ ¦
¦ ¦деятельности учебного отдела. Формирование ¦ ¦
¦ ¦основных и дополнительных образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ. Разработка учебных планов. Разработка ¦ ¦
¦ ¦программ учебных дисциплин. Составление ¦ ¦
¦ ¦расписания. Текущий, этапный и итоговый контроль ¦ ¦
¦ ¦успеваемости. Организация итоговой ¦ ¦
¦ ¦государственной аттестации. ¦ ¦
¦ ¦Формирование учебной мотивации как необходимый ¦ ¦
¦ ¦элемент учебного процесса. Обзор образовательных ¦ ¦
¦ ¦технологий, используемых в высшем ¦ ¦
¦ ¦и послевузовском профессиональном образовании. ¦ ¦
¦ ¦Новые образовательные технологии, проблемы ¦ ¦
¦ ¦их разработки и внедрения. ¦ ¦
¦ ¦Организация научно-исследовательских работ ¦ ¦
¦ ¦в вузе. Система грантов. Научно-технические ¦ ¦
¦ ¦договора. Договора о сотрудничестве. ¦ ¦
¦ ¦Планирование, организация и контроль ¦ ¦
¦ ¦в деятельности научных подразделений. ¦ ¦
¦ ¦Проблема обеспечения единства учебного ¦ ¦
¦ ¦и научно-исследовательского процессов в вузе. ¦ ¦
¦ ¦Организация научно-исследовательской работы ¦ ¦
¦ ¦студентов. Формы взаимодействия с академическими ¦ ¦
¦ ¦и отраслевыми организациями в организации ¦ ¦
¦ ¦учебного процесса и проведении научных ¦ ¦
¦ ¦исследований. Формы межвузовского взаимодействия.¦ ¦
¦ ¦Организация воспитательной работы в вузе. Формы ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования, используемые ¦ ¦
¦ ¦в вузовской работе. Вопросы объединения ¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса с учебной и научно- ¦ ¦
¦ ¦исследовательской работой студентов. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по составлению организационных ¦ ¦
¦ ¦документов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01.02¦Молодежная политика государства и деятельность ¦ 100¦
¦ ¦вузов. ¦ ¦
¦ ¦Государственная служба по делам молодежи. ¦ ¦
¦ ¦Правовой статус молодежи в российском обществе. ¦ ¦
¦ ¦Государственная молодежная политика Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Право молодежи на образование. ¦ ¦
¦ ¦Трудовые и жилищные права молодежи. Социальная ¦ ¦
¦ ¦защита молодежи. Государственные гарантии ¦ ¦
¦ ¦молодежи на общественную деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Конституционные и гражданско-правовые гарантии ¦ ¦
¦ ¦защиты прав детей и молодежи. Система ¦ ¦
¦ ¦государственных и муниципальных органов власти, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих защиту прав молодежи. ¦ ¦
¦ ¦Международный опыт охраны прав молодежи. ¦ ¦
¦ ¦Молодежная субкультура. Психология ранней ¦ ¦
¦ ¦и поздней юности. Влияние общественных перемен ¦ ¦
¦ ¦на социализацию молодежи. Разнообразие форм ¦ ¦
¦ ¦и направлений молодежной субкультуры в стране ¦ ¦
¦ ¦и регионе. ¦ ¦
¦ ¦Молодежные проблемы и организация работы по их ¦ ¦
¦ ¦разрешению. Организация работы центра занятости. ¦ ¦
¦ ¦Планирование и организация досуговой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Система организации и проведения ¦ ¦
¦ ¦массовых мероприятий. Работа с активом. ¦ ¦
¦ ¦Дополнительное профессиональное образование ¦ ¦
¦ ¦студентов как элемент молодежной политики ¦ ¦
¦ ¦государства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01.03¦Организационный практикум. ¦ 100¦
¦ ¦Формирование учебного плана, составление ¦ ¦
¦ ¦расписания, распределение аудиторного фонда; ¦ ¦
¦ ¦создание распорядительных документов, ¦ ¦
¦ ¦регламентирующих деятельность вуза ¦ ¦
¦ ¦(подразделения); разработка, экономическое ¦ ¦
¦ ¦обоснование и оценка программы (проекта) ¦ ¦
¦ ¦функционирования вуза (подразделения); оформление¦ ¦
¦ ¦договоров, составление отчетов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02.00¦Стратегическое управление в высшем ¦ 300¦
¦ ¦и послевузовском профессиональном образовании ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02.01¦Стратегический менеджмент в высшем ¦ 90¦
¦ ¦и послевузовском профессиональном образовании. ¦ ¦
¦ ¦Понятие стратегического менеджмента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦и этапы стратегического управления. Выбор ¦ ¦
¦ ¦и постановка стратегических целей. Разбор ¦ ¦
¦ ¦конкретной ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Диагностика вуза (подразделения) и анализ ¦ ¦
¦ ¦возможностей развития. Анализ и выбор ¦ ¦
¦ ¦стратегических инициатив. Формирование ¦ ¦
¦ ¦стратегического плана, кадровая, финансово- ¦ ¦
¦ ¦экономическая, материально-техническая ¦ ¦
¦ ¦и инновационная политика в образовательной ¦ ¦
¦ ¦и научно-исследовательской деятельности вуза ¦ ¦
¦ ¦(подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Методы и принципы организации контроля; ¦ ¦
¦ ¦корректировка стратегии развития вуза ¦ ¦
¦ ¦(подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Разбор конкретных ситуаций. Деловые игры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02.02¦Элементы нормативно-методических основ учебной, ¦ 90¦
¦ ¦научной и воспитательной работы вуза и его ¦ ¦
¦ ¦подразделений. ¦ ¦
¦ ¦Научно-методическое, материально-техническое, ¦ ¦
¦ ¦информационно-технологическое и кадровое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение учебного, научно-исследовательского ¦ ¦
¦ ¦и воспитательного процессов. Система договоров. ¦ ¦
¦ ¦Проблема обеспечения единства учебного ¦ ¦
¦ ¦и научно-исследовательского процессов в вузе. ¦ ¦
¦ ¦Формы взаимодействия с академическими ¦ ¦
¦ ¦и отраслевыми организациями при реализации ¦ ¦
¦ ¦учебного процесса и проведении научных ¦ ¦
¦ ¦исследований. Планирование, организация работы ¦ ¦
¦ ¦и контроль в деятельности вуза (подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Организация воспитательной работы в вузе. ¦ ¦
¦ ¦Государственная молодежная политика ¦ ¦
¦ ¦и деятельность вуза. Молодежная субкультура. ¦ ¦
¦ ¦Молодежные проблемы и организация работы по ¦ ¦
¦ ¦их разрешению. Дополнительное профессиональное ¦ ¦
¦ ¦образование студентов как элемент молодежной ¦ ¦
¦ ¦политики государства. ¦ ¦
¦ ¦Формы межвузовского взаимодействия. Разбор ¦ ¦
¦ ¦конкретных ситуаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02.03¦Основы внешнеэкономической деятельности вуза ¦ 60¦
¦ ¦(подразделения). ¦ ¦
¦ ¦Сравнительная образовательная политика; проблемы ¦ ¦
¦ ¦и методы обеспечения конкурентности научной ¦ ¦
¦ ¦продукции и образовательных услуг на ¦ ¦
¦ ¦международных рынках; виды и формы международного¦ ¦
¦ ¦взаимодействия в области науки и образования; ¦ ¦
¦ ¦стратегическое управление развитием зарубежных ¦ ¦
¦ ¦контактов. Основы теории межкультурной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; теория и практика переговорного ¦ ¦
¦ ¦процесса. ¦ ¦
¦ ¦Деловые игры по проведению презентаций, ¦ ¦
¦ ¦организации и проведению переговоров, заключению ¦ ¦
¦ ¦договоров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02.04¦Практикум по управлению качеством образования. ¦ 60¦
¦ ¦Формирование пакетов документов по открытию новых¦ ¦
¦ ¦образовательных программ, подготовка к процедурам¦ ¦
¦ ¦лицензирования, аттестации и аккредитации вуза ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФД.00 ¦Факультативные дисциплины, устанавливаемые ¦ 200¦
¦ ¦образовательным учреждением (по выбору ¦ ¦
¦ ¦обучающихся) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦И.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 140¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦И.01 ¦Итоговый государственный экзамен ¦ 30¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦И.02 ¦Оформление и защита выпускной квалификационной ¦ 110¦
¦ ¦работы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦ 1180¦
L--------+-------------------------------------------------+------
4. Условия реализации программы
4.1. Образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочую программу подготовки "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки) на основе настоящих Государственных требований.
4.2. При реализации дополнительной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение имеет право осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам дисциплин, обеспечивающим квалифицированное освещение тематики и минимума содержания, определенных настоящим документом.
4.3. Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы, сформированной на основе настоящих Государственных требований, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и/или имеющими опыт организационной или руководящей работы. Преподаватели, как правило, должны иметь ученую степень или ученое звание, в том числе не менее 50% - ученую степень доктора наук.
4.4. Образовательное учреждение, реализующее программу подготовки "Менеджеров образования высшей школы" (по видам подготовки), должно:
- располагать учебно-методической базой, включающей рабочие программы по каждой дисциплине, программы практикумов, систему заданий по каждому разделу, учебно-методические пособия в количестве не меньше чем 0,5 на каждого обучающегося;
- быть обеспечено информационной базой, обеспечивающей доступ в международные компьютерные сети и возможности изучения и использования современных информационных технологий в управленческой работе и делопроизводстве;
- располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, научно-методической работы слушателей и организацию практики.
5. Требования к уровню подготовки лиц,
освоивших программу, для присвоения квалификации
"Менеджер образования высшей школы"
(по видам подготовки)
5.1. Общие требования
Представитель руководящего состава вуза (подразделения) "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) должен:
знать:
- сущность, основные задачи и методы управленческой деятельности, технологию выработки и принятия управленческих решений (ОПД.01, ОПД.02);
- законодательные и экономические основы функционирования системы, к которой относится профессиональная деятельность, основы административного и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.03, ОПД.05);
- методы эффективного руководства, системы стимулирования труда различных категорий работников (ОПД.04);
- историю, современную структуру и перспективы развития системы высшего профессионального образования, основные направления государственной образовательной политики и зарубежный опыт в этой области (ОПД.09);
уметь:
- анализировать состояния и динамику деятельности вуза (подразделения);
- корректно формулировать цели и задачи деятельности вуза (подразделения) с учетом экологических и нравственных аспектов деятельности;
- разрабатывать и оценивать экономическое обоснование программы, проекты и планы развития вуза и его подразделений, прогнозировать и оценивать последствия реализации планов и решений; организовывать освоение инноваций, направленных на совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза;
- составлять нормативно-правовые и организационные документы, регламентирующие деятельность предприятия и его подразделений;
- осуществлять деятельность в кооперации с коллегами и находить оптимальные варианты совместной деятельности;
- организовывать и использовать ведение делопроизводства на основе электронных технологий с привлечением методов охраны интеллектуальной собственности и защиты производственной информации;
владеть:
- компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере деятельности вуза (подразделения), использованием современных информационных технологий в управленческой деятельности;
- современными методами планирования, построения альтернативных вариантов решения проблем с их анализом, синтезом и нахождением компромиссных решений;
- методами контроля, внешней и внутренней оценки деятельности вуза (подразделения);
- методами обучения и самообучения в процессе своей деятельности и деятельности в кооперации с коллегами, техниками решения коммуникативных задач, навыками делового общения, приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров, средствами предупреждения и разрешения конфликтов в трудовых коллективах.
5.2. Специальные требования
Специальные требования к лицам, получающим дополнительную квалификацию "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки), определяются образовательным учреждением, реализующим Государственные требования, в зависимости от контингента слушателей.
6. Требования к итоговой государственной
аттестации "Менеджера образования высшей школы"
(по видам подготовки)
6.1. Итоговая государственная аттестация "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки) заключается в выполнении и защите выпускной квалификационной работы, позволяющей выявить уровень теоретической и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач и сдачи государственного экзамена.
6.2. Порядок итоговой государственной аттестации определяется образовательным учреждением, реализующим подготовку менеджеров, в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации, утвержденным Минобразованием России.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 18.06.2002 n 1569-р О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ МИНЮСТА РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также