ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 n 407-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КОНОПЛИНА ВЯЧЕСЛАВА АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О СОВМЕЩЕНИИ ВЫБОРОВ И ПРОДЛЕНИИ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ О ДАЧЕ ТОЛКОВАНИЯ РЯДА СТАТЕЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2005 г. N 407-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КОНОПЛИНА ВЯЧЕСЛАВА АЛЕКСЕЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОВМЕЩЕНИИ ВЫБОРОВ И ПРОДЛЕНИИ
СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ",
А ТАКЖЕ О ДАЧЕ ТОЛКОВАНИЯ РЯДА СТАТЕЙ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Коноплина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданина В.А. Коноплина оспаривается конституционность Закона Новгородской области от 16 августа 2004 г. N 311-03 "О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления", согласно которому в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, существующих на 8 октября 2003 года, с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований продлевается до 8 октября 2005 года срок полномочий глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований.
По мнению заявителя, этот Закон нарушает его право на участие в осуществлении местного самоуправления, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку продлевает на один год установленный Уставом Маловишерского муниципального района Новгородской области срок полномочий, на который избраны выборные органы местного самоуправления района, что противоречит статьям 3 (часть 2), 32, 55 (часть 2) и 130 Конституции Российской Федерации.
Заявитель оспаривает также конституционность Закона Новгородской области от 14 июля 2004 г. N 301-03 "О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления" и просит дать толкование ряда статей Конституции Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, решением Маловишерского районного суда Новгородской области от 7 сентября 2004 года было отказано в удовлетворении заявления В.А. Коноплина о назначении выборов в органы местного самоуправления Маловишерского района; решением Новгородского областного суда от 28 октября 2004 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2005 года, отказано в удовлетворении заявления В.А. Коноплина и Н.И. Захарова о признании недействующим Закона Новгородской области от 16 августа 2004 года "О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления".
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 12; статья 72, пункт "н" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заменившим Федеральный закон от 28 августа 1995 года с таким же названием, установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления. Данный Федеральный закон направлен на проведение муниципальной реформы, в связи с чем предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внес существенные изменения в принципы территориальной организации местного самоуправления, в систему функций и полномочий органов местного самоуправления. Изменение границ и преобразование муниципальных образований в соответствии с его требованиями влечет за собой проведение выборов в органы местного самоуправления вновь образованных многочисленных муниципальных образований. В связи с реформированием местного самоуправления Федеральным законом от 12 августа 2004 года были внесены изменения в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации; на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования; на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такое регулирование не направлено на ограничение самостоятельности местного самоуправления, права граждан на осуществление местного самоуправления, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Совмещение муниципальных выборов посредством продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления и проведение их не позднее 1 ноября 2005 года имеет целью синхронизировать переход системы местного самоуправления в обновленный правовой статус и представляет собой временную меру, рассчитанную только на переходный период муниципальной реформы для организации местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и проведения выборов в органы местного самоуправления в переходный период с учетом местных условий. Это временное регулирование не изменяет положений уставов муниципальных образований о сроках полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, не препятствует реализации гражданами права участвовать в управлении делами государства и избирательных прав и не может быть признано противоречащим Конституции Российской Федерации.
Таким образом, Закон Новгородской области от 16 августа 2004 г. N 311-03 "О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления", принятый в соответствии со статьей 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 12 августа 2004 года "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан, а данная жалоба в этой части не является допустимой по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
3. В жалобе В.А. Коноплина оспаривается также конституционность Закона Новгородской области от 14 июля 2004 г. N 301-03 "О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления". Данный Закон был признан утратившим силу Законом Новгородской области от 16 августа 2004 г. N 311-03 с таким же названием.
По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй статьи 43 названного Закона, а именно когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод граждан, их объединений может проверить конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации, как это имело место с оспариваемым заявителем Законом Новгородской области от 14 июля 2004 г. N 301-03. В таких случаях Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращений к рассмотрению.
4. В.А. Коноплин просит дать толкование статей 2, 15 (часть 1), 18, 55 (часть 2), 130 и 131 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Между тем статья 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации и статья 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не относит граждан, их объединения к тем органам и лицам, которые наделены правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации.
Следовательно, и в этой части данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коноплина Вячеслава Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 n 405-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИВАНОВА СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВОСЬМЫМ СТАТЬИ 346.27 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также