ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 13.06.2002 n 139-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СИБКОНТРАКТ-2000 НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОДПУНКТОМ А ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2002 г. N 139-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"СИБКОНТРАКТ-2000" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОДПУНКТОМ "А" ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 5
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ООО "СибКонтракт-2000" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. ООО "СибКонтракт-2000" (город Новокузнецк Кемеровской области) приобретало на внутреннем рынке лом черных металлов, не имея на то лицензии (необходимость получения соответствующей лицензии вытекала из статьи 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности"), а затем реализовывало этот товар на экспорт по внешнеторговым сделкам.
Поскольку на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" экспортируемые товары освобождаются от налога на добавленную стоимость, ООО "СибКонтракт-2000" обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении из бюджета 678,8 тыс. руб. налога по экспортным товарам, однако в этом заявителю было отказано со ссылкой на пункт 5 статьи 5 того же Закона, согласно которому освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации экспортируемых товаров производится при наличии у предприятия лицензии на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В удовлетворении иска ООО "СибКонтракт-2000" о признании решения налогового органа недействительным Арбитражный суд Кемеровской области 19 июня 2001 года отказал, а его апелляционная, кассационная и надзорная жалобы оставлены без удовлетворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "СибКонтракт-2000" оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в их взаимосвязи, поскольку, по мнению заявителя, предоставление налоговой льготы по экспортным сделкам лишь при наличии лицензии на операции с экспортируемыми товарами на внутреннем рынке неправомерно ограничивает внешнеторговую деятельность юридических лиц и тем самым противоречит статьям 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял ООО "СибКонтракт-2000" о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в своей очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане и их объединения вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Освобождение от этой конституционной обязанности является льготой, а решение вопроса об установлении налоговых льгот и условий их применения, о расширении или сужении круга лиц, на которых такие льготы распространяются, относится к компетенции законодателя. Следовательно, произведенное законодателем освобождение субъектов налогообложения от уплаты налога при соблюдении ими определенных условий не может рассматриваться как ограничение конституционных прав других субъектов, которыми эти условия не выполнены.
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с действовавшим в период возникновения дела ООО "СибКонтракт-2000" Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", как и с ныне действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", заготовка, переработка и реализация лома черных металлов подлежит лицензированию. Поскольку заявитель такой лицензии не имел и, следовательно, был не вправе приобретать этот товар для последующей его реализации, в том числе на экспорт, оспариваемые в жалобе положения Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (который к тому же утратил силу до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации) не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "СибКонтракт-2000", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 13.06.2002 n 1481-р <О ПЕРЕОФОРМЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также