ПИСЬМО Минобразования РФ от 03.06.2002 n 18-52-1146ин/18-28 <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ О СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2002 г. N 18-52-1146ин/18-28
В связи с введением в действие с 1 сентября 2002 г. нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля (Приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799) Управление среднего профессионального образования Минобразования России подготовило и направляет для практического применения Рекомендации "О специализациях по специальностям среднего педагогического образования".
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ



РЕКОМЕНДАЦИИ
"О СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В связи с введением в действие с 1 сентября 2002 г. нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля (далее - Гостребования) (Приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799) и в целях установления единых требований при открытии специализаций по специальностям среднего педагогического образования Министерство образования Российской Федерации предлагает руководствоваться следующим.
1. Специализация является частью профессиональной образовательной программы по специальности, в рамках которой она создается, и направлена на получение углубленных профессиональных знаний в различных областях деятельности по профилю специальности. В отличие от программы дополнительной подготовки специализация предусматривает узкоспециализированную подготовку, которая обеспечивает только углубление содержания образования в рамках цикла предметных дисциплин.
Программа дополнительной подготовки является составной частью профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня, которая связана либо с углублением содержания образования и формируется на основе более глубокого освоения общих гуманитарных и социально - экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных и предметных дисциплин по данной специальности, либо с расширением содержания образования, обеспечивающего овладение знаниями и умениями в иной области знания.
2. Специализации могут быть открыты в рамках специальностей, реализуемых как на базовом, так и на повышенном уровнях среднего педагогического образования.
3. Образовательное учреждение на одну учебную группу может вводить одну - две специализации по каждой реализуемой специальности.
4. По специальности 0309 Технология специализации предусмотрены в Гостребованиях и являются частью содержания федерального компонента профессиональной образовательной программы. В Гостребованиях определены наименование специализаций, требования к знаниям и умениям выпускников по специализациям, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня.
5. По специальностям 0307 Физическая культура, 0310 Музыкальное образование, 0311 Изобразительное искусство и черчение, 0312 Преподавание в начальных классах, 0313 Дошкольное образование, 0317 Педагогика дополнительного образования Гостребованиями установлен только объем времени, отводимый на специализацию, который составляет 250 часов. Минобразованием России определен перечень специализаций (Приложение). Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня, самостоятельно определяет требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Если предложенные наименования специализаций не соответствуют запросам региона, то образовательное учреждение имеет право вводить новую специализацию по согласованию с Минобразованием России. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п. 7 данных Рекомендаций.
6. По специальностям 0301 Математика, 0302 Русский язык и литература, 0304 История, 0314 Социальная педагогика, 0324 Информатика специализации не предусмотрены Гостребованиями. В рамках этих специальностей специализации могут быть открыты по согласованию с Минобразованием России. Образовательное учреждение самостоятельно определяет наименование специализации, требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Объем времени, отводимый на специализацию, может складываться из времени, отводимого на дисциплины по выбору цикла "Дисциплины предметной подготовки", времени, отводимого на дисциплины национально - регионального (регионального) компонента, и резерва времени образовательного учреждения и должен составлять не менее 250 часов. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п. 7 данных Рекомендаций.
7. По специальностям 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература специализации не предусмотрены Гостребованиями. Минобразованием России определен перечень специализаций (Приложение). Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня, самостоятельно определяет требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Если предложенные наименования специализаций не соответствуют запросам региона, то образовательное учреждение имеет право вводить новую специализацию по согласованию с Минобразованием России. Объем времени, отводимый на специализацию, может складываться из времени, отводимого на дисциплины по выбору цикла "Дисциплины предметной подготовки", резерва времени образовательного учреждения, перераспределения объема часов в пределах 10%, отводимых на циклы дисциплин, и должен составлять не менее 250 часов. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п. 7 данных Рекомендаций.
8. Порядок открытия новой специализации
Открытие новых специализаций по специальностям среднего педагогического образования осуществляется Минобразованием России по предложениям органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.
Образовательное учреждение представляет в Минобразование России комплект документов, включающий в себя:
ходатайство органа управления образованием субъекта Российской Федерации с обоснованием необходимости открытия новой специализации;
заявление директора образовательного учреждения об открытии новой специализации;
выписку из протокола решения совета образовательного учреждения об открытии новой специализации;
наименование новой специализации;
основные требования к знаниям и умениям выпускника по новой специализации;
перечень дисциплин, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение.
Минобразование России после рассмотрения представленных документов готовит заключение о возможности открытия новой специализации, которое оформляется письмами в адрес органа управления образованием субъекта Российской Федерации и в адрес образовательного учреждения.



Приложение
------------------------T----------------------------------------¬
¦ Номер и наименование ¦ Номер и наименование специализаций ¦
¦ специальностей ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0303 Иностранный язык ¦030301 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦030302 Деловой иностранный язык ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0305 География ¦030501 Краеведение и экскурсионная ¦
¦ ¦работа ¦
¦ ¦050302 Организация туристической работы ¦
¦ ¦030503 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦030504 Развитие детей и подростков ¦
¦ ¦средствами экологического воспитания ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0307 Физическая ¦030701 Физическое воспитание детей ¦
¦культура ¦в дошкольных учреждениях ¦
¦ ¦030702 Оздоровительный массаж ¦
¦ ¦030703 Организация спортивных ¦
¦ ¦мероприятий ¦
¦ ¦030704 Спортивно - массовая работа ¦
¦ ¦030705 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦030706 Виды спорта ¦
¦ ¦030707 Национальные виды спорта ¦
¦ ¦030708 Организация физкультурно - ¦
¦ ¦оздоровительной работы ¦
¦ ¦030709 Организация туристической работы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0310 Музыкальное ¦031001 Инструментальное исполнительство ¦
¦образование ¦031002 Фольклорное творчество ¦
¦ ¦031003 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦031004 Пение ¦
¦ ¦031005 Хоровое дирижирование ¦
¦ ¦031006 Теория музыки ¦
¦ ¦031007 Музыкальное искусство эстрады ¦
¦ ¦031008 Мировая художественная культура ¦
¦ ¦031009 Ритмика и хореография ¦
¦ ¦031010 Организация детского музыкального¦
¦ ¦оркестра ¦
¦ ¦031011 Организация инструментального ¦
¦ ¦ансамбля ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0311 Изобразительное ¦031101 Изобразительная деятельность ¦
¦искусство и черчение ¦в дошкольных учреждениях ¦
¦ ¦031102 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦031103 Живопись ¦
¦ ¦031104 Скульптура ¦
¦ ¦031105 Декоративно - прикладное ¦
¦ ¦искусство ¦
¦ ¦031106 Народные промыслы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0312 Преподавание ¦031201 Экологическая культура детей ¦
¦в начальных классах ¦младшего школьного возраста ¦
¦ ¦031202 Краеведение ¦
¦ ¦031203 Изобразительная деятельность ¦
¦ ¦детей младшего школьного возраста ¦
¦ ¦031204 Ритмика и хореография ¦
¦ ¦031205 Музыкальное воспитание детей ¦
¦ ¦младшего школьного возраста ¦
¦ ¦031206 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦031207 Валеология ¦
¦ ¦031208 Физическое воспитание детей ¦
¦ ¦младшего школьного возраста ¦
¦ ¦031209 Трудовое воспитание детей ¦
¦ ¦младшего школьного возраста ¦
¦ ¦031210 Развивающие системы обучения ¦
¦ ¦031211 Театрально - игровая деятельность¦
¦ ¦031212 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦в учреждениях интернатного типа ¦
¦ ¦031213 Домоводство ¦
¦ ¦031214 Речевое развитие детей младшего ¦
¦ ¦школьного возраста ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0313 Дошкольное ¦031301 Краеведение ¦
¦образование ¦031302 Развитие детей средствами ¦
¦ ¦изобразительной деятельности ¦
¦ ¦031203 Ритмика и хореография ¦
¦ ¦031304 Музыкальное воспитание детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031305 Физическое воспитание детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031306 Трудовое воспитание детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031307 Развитие естественнонаучного ¦
¦ ¦представления у детей дошкольного ¦
¦ ¦возраста ¦
¦ ¦031308 Социальное развитие детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031309 Эстетическое развитие детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031310 Театрально - игровая деятельность¦
¦ ¦031311 Речевое развитие детей ¦
¦ ¦дошкольного возраста ¦
¦ ¦031312 Развитие детей дошкольного ¦
¦ ¦возраста по методу М. Монтессори ¦
¦ ¦031313 Развитие детей в условиях ¦
¦ ¦кратковременного пребывания в дошкольном¦
¦ ¦образовательном учреждении ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0317 Педагогика ¦031701 Организация детского движения ¦
¦дополнительного ¦031702 Организация культурно - досуговых¦
¦образования ¦мероприятий ¦
¦ ¦031703 Техническое моделирование ¦
¦ ¦031704 Компьютерные технологии ¦
¦ ¦031705 Ритмика и хореография ¦
¦ ¦031706 Музыка ¦
¦ ¦031707 Изобразительное искусство ¦
¦ ¦и дизайн ¦
¦ ¦031708 Сценическое и экранное искусство ¦
¦ ¦031709 Развивающие системы обучения ¦
¦ ¦031710 Организация воспитательной работы¦
¦ ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦031711 Отдельные виды спорта ¦
¦ ¦031712 Национальные виды спорта ¦
¦ ¦031713 Экологическая культура детей ¦
¦ ¦и подростков ¦
¦ ¦031714 Валеология ¦
¦ ¦031715 Краеведение ¦
¦ ¦031716 Организация туристической работы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0320 Коррекционная ¦032001 Русская народная культура ¦
¦педагогика в начальных ¦032002 Развитие детей средствами ¦
¦классах ¦изобразительной деятельности ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦0321 Родной язык ¦032101 Организация воспитательной работы¦
¦и литература ¦во внеурочное время ¦
¦ ¦032102 Фольклорное творчество ¦
¦ ¦032003 Краеведение ¦
¦ ¦032004 Национальная литература ¦
¦ ¦032005 Изобразительная деятельность ¦
¦ ¦детей школьного возраста ¦
L-----------------------+-----------------------------------------

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 03.06.2002 n ИС-494-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ВЫДАЧИ БЛАНКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПЕРЕВОЗКУ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И (ИЛИ) ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также