АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НПБ 111-98* (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 n 25) (ред. от 23.05.2002)


Утверждены
Главным государственным
инспектором
Российской Федерации
по пожарному надзору,
Приказ ГУГПС МВД России
от 23 марта 1998 г. N 25
Согласованы
письмом Госстроя России
от 30 декабря 1997 г. N 13-831
Дата введения в действие -
1 мая 1998 года
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
CAR REFUELING STATIONS.
FIRE SAFETY REQUIREMENTS
НПБ 111-98*
(в ред. Изменений
N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53,
N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66,
N 3, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 20.07.2001 N 47,
N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов, Д.М. Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Московским институтом пожарной безопасности (МИПБ) МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).
Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.
Утверждены и введены в действие главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Согласованы с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 N 13-831).
Введены в действие Приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 N 25.
Дата введения в действие - 01.05.1998.
Подготовлены с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 Приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 N 09-689).
Вводятся взамен НПБ 102-95.
I. Общие положения
1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.
(п. 1* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53, Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66, Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Примечание. Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения.
2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система <*> которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).
--------------------------------
<*> Термины и определения приведены в обязательном Приложении 1.
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
(в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
(п. 2* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.
(п. 3* в ред. Изменения N 3, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 20.07.2001 N 47)
4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным Приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - Приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - Приложением 6.
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
(п. 5* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
6. Исключен. - Изменение N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17.
II. Требования к размещению
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой "розе ветров") по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
(абзац в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей);
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения - как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений - как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
до остальных дорог и улиц - не нормируются.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
11*. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
(абзац в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
тип А - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 куб. м;
тип Б - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 куб. м.
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 куб. м при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 куб. м - вне населенных пунктов.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 куб. м, а вне населенных пунктов - 20 куб. м.
Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на тип А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моноторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным Приложением 4.
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
12*. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
----T-------------------------------T----------T-----------------¬
¦ N ¦ Наименование объектов, ¦Расстояние¦Расстояние от АЗС¦
¦п/п¦ до которых определяется ¦от АЗС с ¦ с надземными ¦
¦ ¦ расстояние ¦подземными¦ резервуарами, м ¦
¦ ¦ ¦резервуа- +--------T--------+
¦ ¦ ¦рами, м ¦ тип А ¦ тип Б ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦1 ¦Производственные, складские и ¦ 15 ¦ 25 ¦
¦ ¦административно-бытовые зда- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния и сооружения промышленных ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий (за исключением ¦ ¦ ¦
¦ ¦указанных в строке 10) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦2 ¦Лесные массивы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хвойных и смешанных пород ¦ 25 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ ¦ лиственных пород ¦ 10 ¦ 15 ¦ 12 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦3 ¦Жилые и общественные здания ¦ 25 ¦ 50 ¦ 40 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦4 ¦Места массового пребывания ¦ 25 ¦ 50 ¦
¦ ¦людей ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦5 ¦Индивидуальные гаражи и откры- ¦ 18 ¦ 30 ¦ 20 ¦
¦ ¦тые стоянки для автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦6 ¦Торговые киоски ¦ 20 ¦ 25 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦7 ¦Автомобильные дороги общей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сети (край проезжей части): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ I, II и III категории ¦ 12 ¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦ IV и V категории ¦ 9 ¦ 12 ¦ 9 ¦
¦ ¦Маршруты электрифицированного ¦ 15 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦городского транспорта (до ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контактной сети) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦8 ¦Железные дороги общей сети (до ¦ 25 ¦ 30 ¦
¦ ¦подошвы насыпи или бровки ¦ ¦ ¦
¦ ¦выемки) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦9 ¦Очистные канализационные соору-¦ 15 ¦ 30 ¦ 25 ¦
¦ ¦жения и насосные станции, не ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦относящиеся к АЗС ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦10 ¦Технологические установки ¦ 100 ¦
¦ ¦категорий Ан, Бн, Гн, здания и ¦ ¦
¦ ¦сооружения с наличием радиоак- ¦ ¦
¦ ¦тивных и вредных веществ ¦ ¦
¦ ¦1 и 2 классов опасности по ¦ ¦
¦ ¦ГОСТ 12.1.007 ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦11 ¦Линии электропередач, электро- ¦ По ПУЭ ¦
¦ ¦подстанции (в том числе транс- ¦ ¦
¦ ¦форматорные подстанции) ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------T--------T--------+
¦12 ¦Склады: лесных материалов, тор-¦ 20 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ ¦фа, волокнистых горючих ве- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ществ, сена, соломы, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участки открытого залегания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торфа ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+----------+--------+---------
Примечания. 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).
3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
(п. 12* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
13*. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
----T------------------T----------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Минимальное расстояние между соответствующими ¦
¦п/п¦ зданий и ¦ зданиями и сооружениями в порядке их записи в ¦
¦ ¦ сооружений ¦ графе "Наименование...", м ¦
¦ ¦ АЗС +----T-----T-----T----T---T-----T-----T-----T----T---+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦1 ¦Подземные резер- ¦ -- ¦ 4 ¦ -- ¦ 3/9¦ 9 ¦ 9/15¦ 15 ¦ -- ¦ 6 ¦ 9¦
¦ ¦вуары для хранения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топлива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦2 ¦Топливораздаточные¦ 4 ¦ -- ¦ -- ¦ 6/9¦ 9 ¦12/15¦ 15 ¦ 4 ¦ 9 ¦ 9¦
¦ ¦колонки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦3 ¦Площадка, для АЦ ¦ -- ¦ -- ¦ -- ¦ 6/9¦ 9 ¦12/15¦ 15 ¦ -- ¦ 9 ¦ 12¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦ ¦Здания для персо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нала АЗС и сервис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦I, II и III степе-¦ 3/9¦ 6/9¦ 6/9¦ 6 ¦ 9 ¦ 9 ¦ 9 ¦ 3/9¦--/9¦ 6¦
¦ ¦ни огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦класса С0 или С1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦5 ¦IV степени огне- ¦ 9 ¦ 9 ¦ 9 ¦ 9 ¦12 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 6/9¦ 6/9¦ 9¦
¦ ¦стойкости класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦С0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦ ¦Здания сервисного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания води-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телей и пассажи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ров: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦I, II и III степе-¦9/15¦12/15¦12/15¦ 9 ¦ 9 ¦ 6 ¦ 9 ¦ 9/15¦--/9¦ 9¦
¦ ¦ни огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦класса С0 или С1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦7 ¦IV степени огне- ¦ 15 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 9 ¦12 ¦ 9 ¦ 12 ¦12/15¦ 6/9¦ 12¦
¦ ¦стойкости класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦С0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦8 ¦Очистные сооруже- ¦ -- ¦ 4 ¦ -- ¦ 3/9¦6/9¦ 9/15¦12/15¦ -- ¦ 6 ¦ 9¦
¦ ¦ния для атмосфер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных осадков, заг- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рязненных нефте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продуктами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦9 ¦Площадка для ¦ 6 ¦ 9 ¦ 9 ¦--/9¦6/9¦ --/9¦ 6/9¦ 6 ¦ 12 ¦ 6¦
¦ ¦стоянки транспорт-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+---+
¦10 ¦Котельная на ди- ¦ 9 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 6 ¦ 9 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 9 ¦ 6 ¦ --¦
¦ ¦зельном топливе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-----+----+----
Примечания. 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "--", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.
3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.
4. Расстояния не нормируются:
а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;
б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.
5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.
6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
(п. 13* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
14*. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
Таблица 3
----T--------------------------------T---------------------------¬
¦ N ¦Наименование зданий и сооружений¦ Минимальное расстояние ¦
¦п/п¦ АЗС ¦ между соответствующими ¦
¦ ¦ ¦ зданиями и сооружениями в ¦
¦ ¦ ¦ порядке их записи в графе ¦
¦ ¦ ¦ "Наименование...", м ¦
¦ ¦ +-----T-----T-----T----T----+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------------------+-----+-----+-----+----+----+
¦1 ¦Контейнеры хранения топлива ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Топливораздаточные колонки ¦ 8 ¦ - ¦ 8 ¦ 9 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Площадка для АЦ ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Здания для персонала АЗС ¦ 9 ¦ 9 ¦ 9 ¦ - ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Очистные сооружения для атмос- ¦ - ¦ 4 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
¦ ¦ферных осадков, загрязненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефтепродуктами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------------+-----+-----+-----+----+-----
Примечания. 1. Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.
Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
III*. Требования к зданиям и сооружениям
20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
Помимо указанных, на территории многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами), а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с компримированным природным газом или сжиженным углеводородным газом и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность (предотвращение разрушения насыпи, предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом и т.п.) в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода)".
(п. 20* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66, Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
21*. На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и "Г" (за исключением котельной).
На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами размещение котельной категории "Г" не допускается.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т.п.).
(п. 21* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
22*. Здания и сооружения <*>, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 кв. м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
--------------------------------
<*> Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.
При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 град. C. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.
Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 град. C. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.
(п. 22* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) с наличием свободного пространства не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
24. Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электроагрегатов технологической системы в специальном помещении электрощитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
25*. Не допускается объединять в едином здании:
помещения сервисного обслуживания транспортных средств (за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе) и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
26*. В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме механизированной мойки), - противопожарными перегородками 1-го типа.
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.
27. В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.
28. Помещения категорий "В1" - "В3", а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.
Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 куб. м, размещаемых либо подземно, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками 1-го типа и имеющем самостоятельный выход непосредственно наружу из здания.
Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящих норм, предъявляемых к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
29*. В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.
(п. 29* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
30*. Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).
Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается.
(п. 30* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53; абзац в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
31. Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС.
32*. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается.
(п. 32* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
33. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.
34. Высота надземной части колодцев для инженерных сооружений должна быть не менее 0,05 м. Конструкция колодцев должна предотвращать попадание в них грунтовых вод.
35*. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована:
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
отбортовкой высотой не менее 150 мм;
пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;
аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками.
Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года.
Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
36. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.
37. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее 2 град.
38. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преград с равномерным расположением отверстий по площади ограждений. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50%.
Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% при выполнении требований п. 89.
39*. При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:
оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;
оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;
линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;
трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.
40. АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
41. Система заземления АЗС должна отвечать требованиям ПУЭ и Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Монтаж системы заземления следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
42. Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередач не допускается.
43. АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
IV*. Общие требования к технологическому оборудованию
АЗС жидкого моторного топлива
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ
от 08.11.2000 N 66)
44. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.
Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.
45. Резервуары и трубопроводы для топлива и его паров должны сохранять герметичность в течение не менее 10 лет при соблюдении требований ТЭД на технологические системы.
46. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности.
Примеры указанных систем приведены в рекомендуемом Приложении 5.
47*. Подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек (за исключением аварийных резервуаров), выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
48. При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна быть ниже 100 град. C.
Двустенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.
49. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться требования, предусматриваемые настоящими нормами для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двустенных резервуарах, в которых камеры для бензина и дизельного топлива разделены двумя перегородками и обеспечен контроль герметичности межперегородочного пространства.
50. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.
51. Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.
При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением:
Hтр = Hм + 50 x D,
где: Hтр - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; Hм - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м.
На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру.
52. Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.
53. Резервуары (камеры) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать общую газоуравнительную систему при условии установки огнепреградителей в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам (камерам).
Устройство общей газоуравнительной системы между резервуарами (камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.
54. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара.
55*. Если вероятность отказа автоматических систем
предотвращения переполнения резервуаров, непрерывного контроля
герметичности межстенного пространства резервуаров и
трубопроводов, обнаружения утечек и прекращения подачи топлива или
его паров, а также контроля пропускной способности линий деаэрации
-3
или рециркуляции превышает 10 в год, то следует предусматривать
либо дублирование их элементов, обеспечивающее выполнение
функционального назначения систем, либо самоконтроль исправности,
обеспечивающий автоматическое отключение ТРК и исключающий
возможность наполнения резервуаров при неисправностях указанных
систем.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
56. Конструкция технологической системы должна предусматривать возможность проведения пожаробезопасных периодических испытаний на герметичность топливного оборудования непосредственно на АЗС. Требования к периодичности указанных испытаний должны быть приведены в ТЭД.
57. Технологические системы рекомендуется оснащать системами флегматизации свободного пространства инертным газом или иными системами, исключающими воспламенение и/или сгорание паровоздушной смеси топлива внутри технологического оборудования.
58. Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:
они должны быть выполнены из металла;
соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип-паз";
соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, регламентированных требованиями ТЭД;
соединения должны быть оснащены устройствами для исключения их саморазъединения и для опломбирования.
59*. Одностенные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать подземно в лотках или заглубленно в технологических шахтах (колодцах), исключающих проникновение жидкой фазы топлива (при возможных утечках) за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом.
(в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
При использовании двустенных трубопроводов (труба в трубе) с разъемными соединениями (при наличии), обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, устройство лотка допускается не предусматривать. При этом следует обеспечить замещение воздуха в межтрубном пространстве азотом до достижения концентрации кислорода не более 10% (об.).
(п. 59* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
60. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара.
61. Между устройством для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть установлена запорная арматура. Эту арматуру допускается не предусматривать в случае применения устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения с напорно-всасывающим рукавом АЦ.
Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.п.), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для АЦ или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.
Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов и размещены на расстоянии не менее 2 м от наземно (надземно) расположенного технологического оборудования АЗС, а также от технологических шахт подземных резервуаров. Допускается изготовление колодца из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.
62. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:
на линии рециркуляции перед узлами подсоединения ее к АЦ и резервуару должны быть установлены огнепреградители. Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке;
линия рециркуляции должна быть оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса;
если рециркуляция паров топлива осуществляется при перекрытом трубопроводе линии деаэрации резервуара, технологическая система должна быть оборудована системой автоматического непрерывного контроля за давлением в ее паровом пространстве. При использовании дыхательного клапана на трубопроводе линии деаэрации резервуара с давлением срабатывания, превышающим давление срабатывания обратного клапана линии рециркуляции (рециркуляция осуществляется без перекрытия трубопровода деаэрации), указанную систему контроля допускается не предусматривать;
между узлом подсоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуару рекомендуется, а между узлом подсоединения к АЦ и этим трубопроводом следует в обязательном порядке устанавливать запорную арматуру;
участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
63. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:
в местах присоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуарам и к ТРК должны быть установлены огнепреградители и обратные клапаны. Если огнепреградитель и обратный клапан входят в конструкцию ТРК, их дополнительную установку перед ТРК допускается не предусматривать;
обратные клапаны должны открываться давлением паров в трубопроводе линии рециркуляции, создаваемым насосом откачки паров топлива, и герметично закрываться при обесточивании указанного насоса;
на трубопроводе рециркуляции перед огнепреградителем, расположенным на резервуаре, а также перед ТРК должна быть установлена запорная арматура. Если указанная арматура входит в конструкцию ТРК, то ее дополнительную установку допускается не предусматривать;
участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
64. Линии выдачи топлива следует оборудовать обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, и герметично закрываться при обесточивании указанных насосов.
65. Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (за исключением наполнения топливных баков транспортных средств).
66. Конструкция резервуаров должна предусматривать возможность проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков хранимого топлива, дегазации и продувки при их ремонте.
67. Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании, должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544-93.
68. Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны быть снабжены прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.
Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.
69. Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны быть выполнены из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование трудногорючих материалов. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии-закрытии крышек. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва). Высота наземной части этих шахт и колодцев должна быть не менее 0,2 м.
70. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже на строительной площадке.
71. Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей.
Технологические системы должны быть оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон.
Для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля заряда статического электричества, позволяющими в случае превышения его допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.
72. На АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания.
Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.
V. Специфические требования к технологическому
оборудованию традиционных и блочных АЗС
73. Резервуары традиционных АЗС могут выполняться одностенными или двустенными. Расстояние от планировочной отметки до резервуара должно быть не менее 0,2 м.
74. Конструкции технологической шахты и вводов трубопроводов через ее стенки должны исключать возможность проникновения топлива из шахты (при возможных утечках) в окружающий грунт.
75. Штоки приводов запорной арматуры, горловина замерного патрубка, устройства крепления датчиков, находящихся в технологической шахте, должны быть выведены на высоту, обеспечивающую свободный доступ к ним снаружи шахты.
76. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из одного или нескольких резервуаров при условии наличия запорной арматуры на этих трубопроводах перед каждой ТРК и каждым резервуаром.
77. На блочных АЗС, наряду с указанными выше, необходимо учитывать следующие требования:
резервуары для хранения топлива должны быть двустенными;
крепление узла подсоединения технологической шахты к двустенному резервуару должно осуществляться в заводских условиях при помощи герметичных соединений;
стенки и крышки технологических шахт должны быть выполнены только из негорючих материалов;
при наличии свободного пространства в технологических шахтах, а также в технологических колодцах с топливным оборудованием, расположенных в пределах заправочных островков, должна предусматриваться система непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива. Указанная система должна обеспечивать подачу звукового и светового сигнала при превышении у дна шахты концентрации паров топлива, равной 20% от значения нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР), а также отключение электропитания насосов линии выдачи и автоматическое прекращение операции наполнения резервуаров.
VI. Специфические требования к технологическому
оборудованию модульных и контейнерных АЗС
78. Резервуары для хранения топлива должны выполняться двустенными. Допускается использовать резервуары с одностенным перекрытием (верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и межстенное пространство.
79. На АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий, допускается использование технологических систем с одностенными резервуарами при выполнении требований, изложенных в обязательном Приложении 4.
80. При заполнении межстенного пространства резервуара горючей жидкостью под резервуаром должен быть установлен поддон, выполненный из негорючих материалов и исключающий растекание этой жидкости за пределы поддона при разгерметизации внешней стенки резервуара.
81. Внутренние резервуары должны быть оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа. Требуемая площадь сбросных сечений предохранительных мембран или клапанов в зависимости от объема резервуаров приведена в таблице 4. При определении площадей сбросных сечений резервуаров с объемом от 5 до 40 куб. м допускается линейная интерполяция. Для обеспечения требуемой площади допускается использование нескольких предохранительных мембран или клапанов.
Таблица 4
-----------------------------------------T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦Объем резервуара, куб. м ¦ 5¦ 8¦10¦13¦15¦20¦30¦40¦
+----------------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Величина сбросного сечения, кв. см ¦25¦35¦40¦48¦53¦64¦84¦94¦
L----------------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+---
82. Технологические отсеки контейнеров хранения топлива следует отделять от резервуаров противопожарными перегородками 1-го типа. Рекомендуется оборудовать технологические отсеки автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями).
83. Наполнение резервуаров для хранения топлива должно осуществляться только посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Использование насоса АЦ для наполнения указанных резервуаров не допускается.
84. Трубопроводы наполнения должны оснащаться обратными клапанами, препятствующими обратному току жидкости при обесточивании технологической системы. Обратные клапаны должны быть отрегулированы на открытие рабочим давлением насоса линии наполнения. Указанные трубопроводы должны дополнительно оснащаться аварийной запорной арматурой, установленной в верхней точке этих трубопроводов (над резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней.
85. В нижней части технологических отсеков контейнеров хранения топлива необходимо предусматривать поддоны. При использовании под технологическим оборудованием отсека общего поддона последний необходимо секционировать. Высота перегородок секций должна быть равна половине высоты стенок поддона. Емкость поддона должна обеспечивать полную вместимость пролива топлива при поступлении его из места разгерметизации в течение времени, необходимого для ликвидации утечки, с учетом количества топлива, находящегося в трубопроводах между местами их перекрытия. При этом высота борта должна быть не менее 150 мм.
86. На технологических системах модульных АЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива должно располагаться над поддоном технологического отсека. Трубопровод подачи топлива к ТРК должен прокладываться подземно.
87. На трубопроводе выдачи топлива должна быть установлена запорная арматура, располагаемая в технологическом отсеке контейнера хранения топлива, в местах свободного доступа к ней.
88. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива только из одного резервуара (камеры) контейнера хранения топлива при условии наличия запорной арматуры перед каждой ТРК.
89*. При использовании в качестве вертикальных ограждающих конструкций для контейнеров хранения топлива преград с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% следу

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НПБ 111-98* (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 n 25) (ред. от 20.07.2001)  »
Постановления и Указы »
Читайте также