АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НПБ 111-98 (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 n 25)


Утверждены
Главным государственным
инспектором Российской Федерации
по пожарному надзору,
Приказ ГУГПС МВД России
от 23 марта 1998 г. N 25
Согласованы
письмом Госстроя России
от 30 декабря 1997 г. N 13-831
Дата введения 01.05.98
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
PETROL SUPPLING STATIONS FOR CARS.
FIRE SAFETY REQUIREMENTS
НПБ 111-98
Предисловие
Разработаны ВНИИПО МВД России (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов), нормативно - техническим отделом ГУГПС МВД России (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Московским институтом пожарной безопасности МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).
Внесены и подготовлены к утверждению нормативно - техническим отделом ГУГПС МВД России.
Утверждены и введены в действие Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, Приказ ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. N 25.
Дата введения в действие с 1 мая 1998 г.
Согласованы с Госстроем России (письмо от 30 декабря 1997 г. N 13-831).
Вводятся взамен НПБ 102-95.
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, проектированию, строительству и реконструкции автозаправочных станций (АЗС), предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом, и являются обязательными для исполнения на территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности.
2. Общие положения
2.1. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее принятые сокращения, термины и определения приведены в Приложении 1.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).
Блочная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с Приложением 2.
Передвижная автозаправочная станция - предназначенная для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, установленная на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполненная как единое заводское изделие. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к передвижным автозаправочным станциям, следует уточнять в соответствии с Приложением 3.
2.2. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико - эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную ГУГПС МВД России в части учета требований пожарной безопасности.
Традиционные АЗС допускается проектировать на основе технологических систем, изготовляемых несерийно, с применением отдельно выпускаемых единиц технологического оборудования (резервуаров, трубопроводов, ТРК, запорной арматуры и т.п.). Согласование противопожарных мероприятий в технической документации (включая руководство по эксплуатации) на такие АЗС осуществляется территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы в порядке, установленном НПБ 03-93.
В случае применения в серийно выпускаемых технологических системах технических решений, на которые отсутствуют нормативные требования или в которых имеются обоснованные отступления от них, согласование технико - эксплуатационной документации ГУГПС МВД России осуществляется на основании заключения специализированной организации (ВНИИПО МВД России, МИПБ МВД России).
2.3. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, к их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе проведению регламентных и ремонтных работ, к действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода - изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
2.4. При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями настоящих норм следует руководствоваться другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Нормативные ссылки, использованные в данном документе, приведены в Приложении 6.
2.5. Применение настоящих норм для существующих АЗС, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, осуществляется в порядке, установленном СНиП 10-01-94 (п. 8.5).
3. Требования к размещению
3.1. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
3.2. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой "розе ветров") по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
3.3. Планировка АЗС с учетом размещения на их территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
3.4. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
- от стен резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземных участков трубопроводов деаэрации, корпуса ТРК, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, а также (при определении расстояний между зданиями и сооружениями АЗС) от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС;
- до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ - интернатов, лечебных учреждений со стационаром, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей);
- до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
3.5. АЗС с наземными резервуарами подразделяются на два типа:
тип А - если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 куб. м;
тип Б - если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 куб. м.
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 куб. м при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 куб. м - вне населенных пунктов.
Единичная вместимость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 куб. м, а вне населенных пунктов - 20 куб. м.
Величину общей вместимости резервуаров модульной АЗС (в том числе величину, разделяющую АЗС на типы А и Б), а также единичной вместимости допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных наземных резервуаров для хранения топлива параметры вместимости следует уточнять в соответствии с Приложением 4.
3.6. Минимальные расстояния от АЗС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
----T-------------------------------T-------------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование объектов, ¦Расстояние от¦Расстояние от ¦
¦п/п¦ до которых определяется ¦АЗС с подзем-¦АЗС с назем- ¦
¦ ¦ расстояние ¦ными резерву-¦ными резерву- ¦
¦ ¦ ¦арами, м ¦арами, м, типа¦
¦ ¦ ¦ +-------T------+
¦ ¦ ¦ ¦ А ¦ Б ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦1. ¦Производственные, складские и ¦ 15 ¦ 25 ¦
¦ ¦административно - бытовые ¦ ¦ ¦
¦ ¦здания и сооружения промышлен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных предприятий (за исключением¦ ¦ ¦
¦ ¦указанных в поз. 10) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------T------+
¦2. ¦Лесные массивы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хвойных и смешанных пород ¦ 25 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ ¦ лиственных пород ¦ 10 ¦ 15 ¦ 12 ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦3. ¦Жилые и общественные здания ¦ 25 ¦ 80 ¦ 40 ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦4. ¦Места массового скопления людей¦ 25 ¦ 80 ¦
¦ ¦(остановки общественного транс-¦ ¦ ¦
¦ ¦порта, рынки и т.п.) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------T------+
¦5. ¦Индивидуальные гаражи и ¦ 18 ¦ 30 ¦ 20 ¦
¦ ¦открытые стоянки для автомо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦билей ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦6. ¦Торговые палатки и киоски ¦ 20 ¦ 25 ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------T------+
¦7. ¦Автомобильные дороги общей сети¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(край проезжей части): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦I, II и III категории ¦ 12 ¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦IV и V категории ¦ 9 ¦ 12 ¦ 9 ¦
¦ ¦Маршруты электрифицированного ¦ 15 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦городского транспорта (до ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контактной сети) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦8. ¦Железные дороги общей сети ¦ 25 ¦ 30 ¦
¦ ¦(до подошвы насыпи или бровки ¦ ¦ ¦
¦ ¦выемки) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------T------+
¦9. ¦Очистные канализационные ¦ 15 ¦ 30 ¦ 25 ¦
¦ ¦сооружения и насосные станции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не относящиеся к АЗС ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+-------+------+
¦10.¦Технологические установки ¦ 100 ¦
¦ ¦категорий Ан, Бн, Гн, здания и ¦ ¦
¦ ¦сооружения с наличием радиоак- ¦ ¦
¦ ¦тивных и вредных веществ I и ¦ ¦
¦ ¦II классов опасности по ГОСТ ¦ ¦
¦ ¦12.1.007 ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦11.¦Линии электропередачи, электро-¦ по ПУЭ ¦
¦ ¦подстанции (в том числе транс- ¦ ¦
¦ ¦форматорные подстанции) ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------T-------T------+
¦12.¦Склады: лесных материалов, ¦ 20 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ ¦торфа, волокнистых горючих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществ, сена, соломы, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участки открытого залегания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торфа ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+-------------+-------+-------
Примечания. 1. Расстояния от АЗС с наземными резервуарами до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости <*>, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением АЗС с резервуарами, имеющими одностенные перекрытия.
--------------------------------
<*> Здесь и далее степень огнестойкости указана в соответствии со СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".
2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в поз. 3, 4, 10, 11).
3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
3.7. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
----T-------------------T----------------------------------------------¬
¦ N ¦Наименование зданий¦Минимальное расстояние между соответствующими ¦
¦п/п¦ и сооружений АЗС ¦зданиями и сооружениями в порядке их записи в ¦
¦ ¦ ¦ графе "Наименование...", м ¦
¦ ¦ +----T-----T-----T---T---T-----T-----T-----T---+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦1. ¦Подземные резервуа-¦- ¦4 ¦- ¦3/9¦9 ¦9/15 ¦15 ¦- ¦6 ¦
¦ ¦ры для хранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦топлива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦2. ¦Топливораздаточные ¦4 ¦- ¦- ¦6/9¦9 ¦12/15¦15 ¦4 ¦9 ¦
¦ ¦колонки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦3. ¦Площадка для АЦ ¦- ¦- ¦- ¦6/9¦9 ¦12/18¦15 ¦- ¦9 ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦Здания для персонала ¦
¦АЗС и сервисного обслу- ¦
¦живания транспортных ¦
¦средств: ¦
+---T-------------------T----T-----T-----T---T---T-----T-----T-----T---+
¦4. ¦I и II степени ¦3/9 ¦6/9 ¦6/9 ¦6 ¦9 ¦9 ¦9 ¦3/9 ¦-/9¦
¦ ¦огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦5. ¦IIIа степени ¦9 ¦9 ¦9 ¦9 ¦12 ¦9 ¦12 ¦6/9 ¦6/9¦
¦ ¦огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦Здания сервисного ¦
¦обслуживания водителей ¦
¦и пассажиров: ¦
+---T-------------------T----T-----T-----T---T---T-----T-----T-----T---+
¦6. ¦I и II степени ¦9/15¦12/15¦12/18¦9 ¦9 ¦6 ¦9 ¦9/15 ¦-/9¦
¦ ¦огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦7. ¦IIIа степени ¦15 ¦15 ¦15 ¦9 ¦12 ¦9 ¦12 ¦12/15¦6/9¦
¦ ¦огнестойкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦8. ¦Очистные сооружения¦- ¦4 ¦- ¦3/9¦6/9¦9/15 ¦12/15¦- ¦6 ¦
¦ ¦для атмосферных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осадков, загрязнен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных нефтепродуктами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+---+
¦9. ¦Площадка для стоян-¦6 ¦9 ¦9 ¦-/9¦6/9¦-/9 ¦6/9 ¦6 ¦12 ¦
¦ ¦ки транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+----+-----+-----+---+---+-----+-----+-----+----
Примечания. 1. Расстояния указаны: перед чертой - до стен зданий, за чертой - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.
3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС - следует увеличивать на 30%.
4. Расстояния не нормируются:
а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;
б) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств I и II степени огнестойкости категории Д;
в) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.
5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 единиц транспортных средств. Расстояния по поз. 9 приведены до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.
6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
3.8. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС с наземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
----T---------------------------------T--------------------------¬
¦ N ¦ Наименование зданий и сооружений¦ Минимальное расстояние ¦
¦п/п¦ АЗС ¦ между соответствующими ¦
¦ ¦ ¦зданиями и сооружениями в ¦
¦ ¦ ¦порядке их записи в графе ¦
¦ ¦ ¦ "Наименование...", м ¦
¦ ¦ +-----T-----T----T----T----+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+---------------------------------+-----+-----+----+----+----+
¦1. ¦Контейнеры хранения топлива ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-----+-----+----+----+----+
¦2. ¦Топливораздаточные колонки ¦ 8 ¦ - ¦ 8 ¦ 9 ¦ 4 ¦
+---+---------------------------------+-----+-----+----+----+----+
¦3. ¦Площадка для АЦ ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-----+-----+----+----+----+
¦4. ¦Здания для персонала АЗС ¦ 9 ¦ 9 ¦ 9 ¦ - ¦ 9 ¦
+---+---------------------------------+-----+-----+----+----+----+
¦5. ¦Очистные сооружения для ¦ - ¦ 4 ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦
¦ ¦атмосферных осадков, загрязненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нефтепродуктами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------------+-----+-----+----+----+-----
Примечания. 1. Расстояния, обозначенные "-", а также от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.
3.9. Расстояние от края площадки для АЦ до наземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.
3.10. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
3.11. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.
3.12. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
3.13. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
4. Требования к зданиям и сооружениям
4.1. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств.
Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы. Для сервисного обслуживания транспортных средств могут предусматриваться посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается предусматривать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
4.2. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, категории наружных установок по пожарной опасности - по НПБ 107-97.
Размещение помещений категорий А, Б и Г на территории АЗС не допускается.
4.3. Здания и сооружения <*>, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или IIIa степени огнестойкости, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 кв. м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
--------------------------------
<*> Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.
4.4. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
4.5. Помещения для персонала АЗС, включая помещение операторной, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств.
При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
4.6. Не допускается объединять в едином здании:
- помещения сервисного обслуживания транспортных средств и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
- помещения магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещения общественного питания.
4.7. В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме мойки), - противопожарными перегородками 1-го типа.
При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.
4.8. В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.
4.9. Помещения категорий В1 - В3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.
Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 куб. м, размещаемых либо подземно, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками 1-го типа и имеющим самостоятельный выход непосредственно наружу здания.
4.10. Один из эвакуационных выходов любого из помещений следует предусматривать не в сторону площадок для АЦ, топливораздаточных колонок и резервуаров для хранения топлива, за исключением случаев, когда расстояние от выхода до указанных сооружений и оборудования не менее 15 м.
4.11. Навесы должны выполняться из негорючих материалов. Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными резервуарами для хранения топлива не допускается.
4.12. Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивать их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС.
4.13. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС соответственно, а также ТРК традиционных и модульных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается.
4.14. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.
4.15. Надземная часть колодцев для инженерных сооружений должна быть не менее 0,05 м. Конструкция колодцев должна обеспечивать предотвращение попадания в них грунтовых вод.
4.16. Площадка для АЦ должна отвечать следующим требованиям:
- оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм и трубопроводом для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;
- оборудована пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;
- аварийный резервуар и сбросной трубопровод должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС;
- аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Объем этого резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем используемых на АЗС автоцистерн. Трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками;
- глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в зимний период;
- сбросной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
4.17. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.
4.18. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее 2 град.
4.19. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преград с равномерным по площади ограждений расположением отверстий. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50%.
Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% при выполнении требований п. 7.12.
4.20. При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:
- оборудование очистных сооружений должно располагаться подземно с исключением свободного пространства между этим оборудованием и грунтом;
- емкости - накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;
- оборудование для опорожнения емкостей - накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;
- линии деаэрации емкостей должны отвечать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;
- трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
- крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.
4.21. АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
4.22. Система заземления АЗС должна отвечать требованиям ПУЭ и "Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности".
Монтаж системы заземления следует производить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
4.23. Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередачи не допускается.
4.24. АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
5. Общие требования к технологическому оборудованию
5.1. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.
Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при их повреждении.
5.2. Резервуары и трубопроводы для топлива и его паров должны сохранять герметичность в течение не менее 10 лет при соблюдении требований ТЭД на технологические системы.
5.3. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности.
Примеры указанных систем приведены в Приложении 5.
5.4. Подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
5.5. При применении двухстенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100 град. C.
Двухстенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу АЗС и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двухстенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.
5.6. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться мероприятия, предусматриваемые настоящими нормами для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двухстенных резервуарах, камеры для бензина и дизельного топлива которых разделены двумя перегородками с обеспечением контроля герметичности межперегородочного пространства.
5.7. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня запрещается.
5.8. Трубопроводы деаэрации должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.
При размещении трубопровода деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением
Hтр = Hм + 50D,
где Hтр - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих к нему пешеходных дорожек и проездов для транспортных средств, м;
Hм - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для заправки на АЗС, м, но не менее 2 м;
D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м.
На трубопроводах деаэрации перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру.
5.9. Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.
5.10. Резервуары (камеры) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использование общей газоуравнительной системы при условии установки огнепреградителей в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам (камерам).
Устройство общей газоуравнительной системы между резервуарами (камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.
5.11. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90-процентного заполнения резервуара сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу АЗС, а при 95-процентном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если особенности технологической системы позволяют осуществлять прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95-процентного заполнения.
5.12. Если вероятность отказа автоматических систем предотвращения переполнения резервуаров, непрерывного контроля герметичности межстенного пространства резервуаров и трубопроводов, обнаружения утечек топлива или его паров, а также контроля пропускной способности линий деаэрации или рециркуляции
-3
превышает 10 в год, то следует предусматривать либо дублирование
их элементов, обеспечивающее выполнение функционального назначения систем, либо самоконтроль исправности, обеспечивающий автоматическое отключение ТРК и исключение возможности наполнения резервуаров при возможных неисправностях указанных систем.
5.13. Конструкция технологической системы должна предусматривать возможность проведения пожаробезопасных периодических испытаний на герметичность топливного оборудования непосредственно на АЗС. Требования к периодичности указанных испытаний должны быть отражены в ТЭД.
5.14. Технологические системы рекомендуется оснащать системами флегматизации свободного пространства инертным газом или иными системами, исключающими воспламенение и/или сгорание паровоздушной смеси топлива внутри технологического оборудования.
5.15. Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:
- выполнены из металла;
- соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип - паз";
- соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, регламентированных требованиями ТЭД;
- соединения должны оснащаться устройствами, исключающими их саморазъединение, и быть опломбированы.
5.16. Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение возможных утечек топлива за их пределы.
Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом. При использовании двухстенных трубопроводов (труба в трубе) с разъемными соединениями (при наличии), обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, устройство лотка допускается не предусматривать.
5.17. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара.
5.18. Между устройством для подсоединения напорно - всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть установлена запорная арматура. Эту арматуру допускается не предусматривать в случае применения устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения с напорно - всасывающим рукавом АЦ.
Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.п.), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для АЦ или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.
Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов и располагаться на расстоянии не менее 2 м от наземно (надземно) расположенного технологического оборудования АЗС, а также от технологических шахт подземных резервуаров. Допускается изготовление колодцев из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.
5.19. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:
- на линии рециркуляции перед узлами подсоединения ее к АЦ и резервуару должны быть установлены огнепреградители. Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое закрытие этих линий при расстыковке;
- линия рециркуляции должна быть оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении давлением в резервуаре величины, соответствующей либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо - напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса;
- в случае, если рециркуляция паров топлива осуществляется при перекрытом трубопроводе деаэрации резервуара, технологическая система должна быть оборудована системой автоматического непрерывного контроля за давлением в ее паровом пространстве. При использовании дыхательного клапана на трубопроводе деаэрации с давлением срабатывания, превышающим давление срабатывания обратного клапана линии рециркуляции (рециркуляция осуществляется без перекрытия трубопровода деаэрации), указанную систему контроля допускается не предусматривать;
- между узлом подсоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуару рекомендуется, а между узлом подсоединения к АЦ и этим трубопроводом следует в обязательном порядке устанавливать запорную арматуру;
- участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
5.20. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:
- в местах присоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуарам и к ТРК должны быть установлены огнепреградители и обратные клапаны. В случае, если огнепреградитель и обратный клапан предусмотрен конструкцией ТРК, их дополнительную установку перед ТРК допускается не предусматривать;
- обратные клапаны должны открываться при достижении давления паров в трубопроводе линии рециркуляции, создаваемого насосом откачки паров топлива, и герметично закрываться при обесточивании указанного насоса;
- на трубопроводе рециркуляции перед огнепреградителем, установленном на резервуаре, а также перед ТРК, должна устанавливаться запорная арматура. Если указанная арматура предусмотрена конструкцией ТРК, то ее дополнительную установку допускается не предусматривать;
- участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
5.21. Линии выдачи топлива должны быть оборудованы обратными клапанами, открывающимися давлением или разрежением, создаваемым насосами этих линий, и герметично закрывающимися при обесточивании указанных насосов.
5.22. Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также испытанию на герметичность только закрытым способом (за исключением наполнения топливных баков транспортных средств).
5.23. Конструкция резервуаров должна предусматривать возможность проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков хранимого топлива, дегазации и продувки при их ремонте.
5.24. Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании, должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544.
5.25. Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны оборудоваться прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединяться с обеспечением герметичности. Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.
5.26. Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны выполняться из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование трудногорючих материалов. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии - закрытии крышки. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва). Высота наземной части этих шахт и колодцев должна быть не менее 0,2 м.
5.27. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже на строительной площадке.
5.28. Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям "Правил устройства электроустановок" и "Правил эксплуатации электроустановок потребителей".
Технологические системы должны быть оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон.
Для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля заряда статического электричества, позволяющими в случае превышения его допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.
5.29. На АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания.
Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.
6. Специфические требования
к технологическому оборудованию традиционных
и блочных АЗС
6.1. Резервуары традиционных АЗС могут выполняться одностенными или двухстенными. Расстояние от планировочной отметки до резервуара должно быть не менее 0,2 м.
6.2. Конструкции технологической шахты и вводов трубопроводов через ее стенки должны исключать возможность проникновения утечек топлива из нее в окружающий грунт.
6.3. Штоки приводов запорной арматуры, горловина замерного патрубка, устройства крепления датчиков, находящихся в технологической шахте, должны быть введены на высоту, обеспечивающую свободный доступ к ним снаружи шахты.
6.4. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из одного или нескольких резервуаров при условии наличия запорной арматуры на этих трубопроводах перед каждой ТРК и каждым резервуаром.
6.5. На блочных АЗС, наряду с указанными выше, необходимо учитывать следующие требования:
- резервуары для хранения топлива должны быть двухстенными;
- крепление узла подсоединения технологической шахты к двухстенному резервуару должно осуществляться в заводских условиях при помощи герметичных соединений;
- стенки и крышки технологических шахт должны быть выполнены только из негорючих материалов;
- при наличии свободных пространств в технологических шахтах, а также в технологических колодцах с топливным оборудованием, расположенных в пределах заправочных островков, должна предусматриваться система непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива. Указанная система должна обеспечивать подачу звукового и светового сигналов при превышении у дна шахты концентрации паров топлива величины, равной 20% значения нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР), а также отключение электропитания насосов линии выдачи и автоматическое прекращение операции наполнения резервуаров.
7. Специфические требования
к технологическому оборудованию модульных
и контейнерных АЗС
7.1. Резервуары для хранения топлива должны выполняться двухстенными. Допускается использовать резервуары с одностенным перекрытием (верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и межстенное пространство.
7.2. На АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий, допускается использование технологических систем с одностенными резервуарами при выполнении требований, изложенных в Приложении 4.
7.3. При заполнении межстенного пространства резервуара горючей жидкостью под резервуаром должен устанавливаться поддон, выполненный из негорючих материалов и исключающий растекание этой жидкости за пределы поддона при разгерметизации внешней стенки резервуара.
7.4. Внутренние резервуары должны быть оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа. Требуемая площадь сбросных сечений предохранительных мембран или клапанов в зависимости от объема резервуаров приведена в таблице 4 (для определения площадей разгерметизации резервуаров с объемом от 5 до 40 куб. м допускается линейная интерполяция). Для обеспечения требуемой площади разгерметизации допускается использование нескольких предохранительных мембран или клапанов.
Таблица 4
-------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦Объем резервуара, куб. м¦ 5 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 13 ¦ 15 ¦ 20 ¦ 30 ¦ 40 ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Величина сбросного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сечения, кв. см ¦ 25 ¦ 35 ¦ 40 ¦ 48 ¦ 53 ¦ 64 ¦ 84 ¦ 94 ¦
L------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----
7.5. Технологические отсеки контейнеров хранения топлива следует отделять от резервуаров противопожарными перегородками 1-го типа. Рекомендуется оборудовать технологические отсеки автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями).
7.6. Наполнение резервуаров для хранения топлива должно осуществляться только посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Использование насоса АЦ для наполнения указанных резервуаров не допускается.
7.7. Трубопроводы наполнения должны оснащаться обратными клапанами, препятствующими обратному току жидкости при обесточивании технологической системы. Обратные клапаны должны быть отрегулированы на открытие при достижении рабочего давления в линии наполнения, создаваемого соответствующими насосами. Указанные трубопроводы должны дополнительно оснащаться аварийной запорной арматурой, установленной в верхней точке этих трубопроводов (над резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней.
7.8. В нижней части технологических отсеков контейнеров хранения топлива необходимо предусматривать поддоны. При использовании под технологическим оборудованием отсека общего поддона последний необходимо секционировать. Высота перегородок секций должна быть равна половине высоты стенок поддона. Емкость поддона должна обеспечивать полную вместимость пролива топлива при поступлении его из места разгерметизации в течение времени, необходимого для ликвидации утечки с учетом количества топлива, находящегося в трубопроводах между местами их перекрытия. При этом высота борта не должна быть менее 150 мм.
7.9. На технологических системах модульных АЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива должно располагаться над поддоном технологического отсека. Трубопровод подачи топлива к ТРК должен прокладываться подземно.
7.10. На трубопроводе выдачи топлива должна быть установлена запорная арматура, располагаемая в технологическом отсеке контейнера хранения топлива, в местах свободного доступа к ней.
7.11. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива только из одного резервуара (камеры) контейнера хранения топлива при условии наличия запорной арматуры перед каждой ТРК.
7.12. При использовании в качестве ограждающих конструкций для контейнеров хранения топлива преград с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% следует либо выводить горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров и оснащать технологические системы двухстенными трубопроводами, находящимися во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудовать контейнеры хранения топлива аварийной вентиляцией.
7.13. Аварийная вентиляция контейнера хранения топлива должна отвечать следующим требованиям:
- автоматический запуск при превышении концентрации паров топлива во внутреннем пространстве, образуемом ограждающими конструкциями контейнера хранения топлива, величины, равной 10% НКПР (расстановка датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций в указанном пространстве должна обеспечивать обнаружение утечки топлива или его паров из трубопроводов и установленного на них оборудования);
- кратность воздухообмена должна обеспечивать непревышение среднеобъемной концентрации паров топлива при аварийной ситуации (выбор расчетного варианта аварии осуществляется в соответствии с требованиями НПБ 105-95) величины, равной 20% НКПР;
- автоматическое отключение вентиляции в случае пожара в контейнере хранения топлива;
- обеспечение электроснабжения системы вентиляции по первой категории надежности по ПУЭ.
7.14. Наружные поверхности оборудования контейнера хранения топлива, не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, должны быть защищены рефлекторными покрытиями.
На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива должны быть расположены полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензина или дизельного топлива).
8. Требования к средствам пожаротушения
8.1. Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:
- первичные средства пожаротушения;
- стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические);
- наружный противопожарный водопровод или водоем.
8.2. Тип, необходимое количество и размещение первичных средств пожаротушения следует выбирать в соответствии с требованиями ППБ 01-93.
8.3. Наружное пожаротушение должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов) общей вместимостью не менее 100 куб. м, расположенных на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Расход воды на наружное пожаротушение определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий максимальное из значений расходов на пожаротушение зданий, и общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров.
Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров следует принимать не менее 15 л/с.
8.4. Наружное противопожарное водоснабжение АЗС, располагаемых вне населенных пунктов, допускается не предусматривать, если на этих АЗС применяются только двухстенные наземные резервуары общей вместимостью не более 40 куб. м или подземные резервуары и отсутствуют помещения сервисного обслуживания.
На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС.
8.5. Помещения АЗС должны оборудоваться пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в соответствии с НПБ 110-96. Оборудование пожарной сигнализацией помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием в них людей допускается не предусматривать.
С учетом требований ППБ 01-93 в качестве автоматических установок пожаротушения допускается применение модулей пожаротушения в режиме самосрабатывания.
8.6. ТРК рекомендуется оснащать самосрабатывающими огнетушителями.



Приложение 1
(обязательное)
СОКРАЩЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сокращения
АЗС - автозаправочная станция
АЦ - автоцистерна для транспортирования топлива
ВНИИПО - Всероссийский научно - исследовательский институт противопожарной обороны
МИПБ - Московский институт пожарной безопасности
ГПС - Государственная противопожарная служба
ГУГПС - Главное управление Государственной противопожарной службы
НКПР - нижний концентрационный предел распространения пламени
ПУЭ - Правила устройства электроустановок
ТРК - топливораздаточная колонка
ТЭД - технико - эксплуатационная документация
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
-------------------------T---------------------------------------¬
¦ Термин ¦ Определение ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Блок хранения топлива ¦Основная часть технологической системы¦
¦ ¦блочной АЗС, предназначенная для приема¦
¦ ¦и хранения топлива, смонтированная на¦
¦ ¦единой раме на заводе - изготовителе¦
¦ ¦(как единое изделие) и устанавливаемая¦
¦ ¦подземно ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Двухстенный резервуар ¦Резервуар, представляющий собой¦
¦ ¦двухстенный сосуд (сосуд в сосуде) ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Газоуравнительная ¦Оборудование, обеспечивающее¦
¦система ¦выравнивание давления паровой фазы¦
¦ ¦топлива в группе резервуаров (камер),¦
¦ ¦объединенных общей системой деаэрации ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Закрытый способ переме- ¦Обращение горючего вещества внутри¦
¦щения горючего вещества ¦технологического оборудования, при¦
¦внутри технологического ¦котором допускается контакт этого¦
¦оборудования ¦вещества с атмосферой только через¦
¦ ¦устройство, предотвращающее¦
¦ ¦распространение пламени ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Заправочный островок ¦Технологическая площадка, предназна- ¦
¦ ¦ченная для установки ТРК ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Площадка для АЦ ¦Технологическая площадка,¦
¦ ¦предназначенная для установки АЦ при¦
¦ ¦сливоналивных операциях на АЗС ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Здание (помещение) ¦Здание (помещение), предназначенное для¦
¦сервисного обслуживания ¦обслуживания водителей и пассажиров ¦
¦водителей и пассажиров ¦ ¦
¦(магазин сопутствующих ¦ ¦
¦товаров, кафе, санузлы) ¦ ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Здание (помещение) ¦Здание (помещение), в котором¦
¦сервисного обслуживания ¦предусматривается выполнение работ по¦
¦транспортных средств ¦техническому обслуживанию транспортных¦
¦(мойка и посты техни- ¦средств ¦
¦ческого обслуживания ¦ ¦
¦автомобилей) ¦ ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Контейнер хранения ¦Технологическая система, предназначен-¦
¦топлива ¦ная для приема, хранения и выдачи топ-¦
¦ ¦лива, смонтированная на единой раме на¦
¦ ¦заводе - изготовителе (как единое изде-¦
¦ ¦лие) и устанавливаемая надземно ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Линия наполнения ¦Комплекс оборудования, с помощью кото-¦
¦ ¦рого обеспечивается наполнение резерву-¦
¦ ¦ара топливом из автоцистерны ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Линия выдачи ¦Комплекс оборудования, с помощью кото-¦
¦ ¦рого обеспечивается подача топлива из¦
¦ ¦резервуара к ТРК ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Линия деаэрации ¦Комплекс оборудования, с помощью кото-¦
¦ ¦рого обеспечивается сообщение с атмос-¦
¦ ¦ферой свободного пространства резервуа-¦
¦ ¦ра ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Линия обесшламливания ¦Комплекс оборудования, с помощью кото-¦
¦ ¦рого обеспечивается удаление подтовар-¦
¦ ¦ной воды с включениями твердых частиц¦
¦ ¦(шлама) ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Линия рециркуляции ¦Комплекс оборудования, с помощью кото-¦
¦ ¦рого обеспечивается циркуляция паров¦
¦ ¦топлива по замкнутому контуру (без вы-¦
¦ ¦хода их в окружающее пространство) при¦
¦ ¦сливоналивных операциях ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Многокамерный резервуар ¦Резервуар, внутреннее пространство ко-¦
¦ ¦торого разделено герметичными перего-¦
¦ ¦родками на несколько камер ¦
+------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23.05.2002 n 2785-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 99114477-2 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 128 И СТАТЬЮ 232 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также