ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2002 n 73-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ ВОРОВСТВА И КОРРУПЦИИ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 36 И ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 47 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2002 г. N 73-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ "НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ ВОРОВСТВА И КОРРУПЦИИ"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 1
СТАТЬИ 36 И ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 47 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы Межрегионального политического общественного движения "Народное движение против воровства и коррупции" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. В жалобе Межрегионального политического общественного движения "Народное движение против воровства и коррупции" оспаривается конституционность пункта 1 статьи 36 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях".
По мнению заявителя, указанные положения лишают его как общественное движение права самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и, следовательно, противоречат статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года "О политических партиях" политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Данная норма в соответствии с пунктом 1 статьи 46 того же Федерального закона вступает в силу через два года со дня его официального опубликования.
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 11 июля 2001 года "О политических партиях" по истечении двух лет со дня его вступления в силу межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического общественного объединения и действуют соответственно как межрегиональные, региональные или местные общественные объединения на основании их уставов, которые применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Между тем в соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем данный закон; при этом к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения в деле заявителя оспариваемых им положений закона. Вне связи с конкретным делом, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, Конституционный Суд Российской Федерации правомочен проверять конституционность закона только по запросам указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации органов и лиц, к которым граждане и объединения граждан не отнесены.
Учитывая, что оспариваемые положения Федерального закона "О политических партиях" в настоящее время не могут быть применены и не подлежат применению в каком-либо конкретном деле, жалоба Межрегионального политического общественного движения "Народное движение против воровства и коррупции" не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Межрегионального политического общественного движения "Народное движение против воровства и коррупции", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми рассмотрение жалобы может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2002 n 127-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также