ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИК СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (утв. Минобразованием РФ 12.04.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.КОВРИЖНЫХ
12 апреля 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"РАБОТНИК СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
1. Общая характеристика
Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки по дополнительной
к высшему профессиональному образованию квалификации
"Работник сферы государственной молодежной политики"
1.1. Назначением Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации "Работник сферы государственной молодежной политики" (далее - Государственные требования) является подготовка квалифицированных сотрудников для организаций и учреждений, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики.
1.2. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональных программ, формируемых на основе настоящих Государственных требований, составляет 1020 часов.
1.3. Квалификация "Работник сферы государственной молодежной политики" является дополнительной к основной, получаемой после окончания вуза, и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
1.4. Целью данной программы является повышение политической, правовой и экономической культуры молодежи, подготовка выпускников вузов и специалистов к следующим видам деятельности:
- управление молодежными сообществами;
- организация и управление работой организаций и учреждений, реализующих государственную молодежную политику;
- управление материальными ресурсами в области молодежной политики;
- управление инновационными процессами в государственной молодежной политике.
1.5. Подготовка может производиться образовательными учреждениями высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по модульной системе согласно избираемому слушателями направлению с перезачетом дисциплин, освоенных на более ранних этапах профессиональной подготовки или переподготовки.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
желающих освоить Государственные требования
для получения дополнительной квалификации
"Работник сферы государственной
молодежной политики"
2.1. Предшествующий (получаемый) уровень образования - высшее профессиональное образование.
2.2. Для зачисления на образовательно-профессиональную программу по освоению Государственных требований для получения дополнительной квалификации "Работник сферы государственной молодежной политики" нет ограничений на профессиональный профиль полученного (получаемого) высшего профессионального образования.
3. Обязательный минимум содержания
дополнительной профессиональной образовательной
программы, обеспечивающий получение квалификации
"Работник сферы государственной молодежной политики"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 480 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента ¦ 60 ¦
¦ ¦Основы общей теории управления. Закономерности ¦ ¦
¦ ¦управления различными системами. История управ-¦ ¦
¦ ¦ленческой мысли и практика менеджмента. Концеп-¦ ¦
¦ ¦ция менеджмента. Научные школы менеджмента. На-¦ ¦
¦ ¦учно-культурные особенности современного ме- ¦ ¦
¦ ¦неджмента. Функции менеджмента (планирование, ¦ ¦
¦ ¦организация, мотивация, контроль). Виды менедж-¦ ¦
¦ ¦мента. Структуры системы менеджмента. Связующие¦ ¦
¦ ¦процессы в менеджменте. Человек в системе ме- ¦ ¦
¦ ¦неджмента. Роли менеджера. Управление организа-¦ ¦
¦ ¦ционными изменениями. Эффективность и качество ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Социология и психология управления ¦ 60 ¦
¦ ¦Предмет социологии и психологии управления. Це-¦ ¦
¦ ¦леполагание и планирование в организации. Про- ¦ ¦
¦ ¦цесс принятия управленческих решений. Мотивация¦ ¦
¦ ¦как функция управления. Координация и контроль ¦ ¦
¦ ¦в деятельности организации. Группы в системе ¦ ¦
¦ ¦управления и групповая динамика. Управленческая¦ ¦
¦ ¦деятельность в экстремальной ситуации. Органи- ¦ ¦
¦ ¦зационная культура. Организационное поведение и¦ ¦
¦ ¦национальная культура. Практикум по решению ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных задач, навыкам делового обще- ¦ ¦
¦ ¦ния, приемам ведения деловых бесед, совещаний и¦ ¦
¦ ¦переговоров, использование средств предупрежде-¦ ¦
¦ ¦ния и разрешения конфликтов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Основы права ¦ 60 ¦
¦ ¦Государство и право. Норма права и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты. Основные правовые системы совре-¦ ¦
¦ ¦менности. Источники российского права. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. Иерархия за- ¦ ¦
¦ ¦конов Российской Федерации, федеральное и реги-¦ ¦
¦ ¦ональное законодательство. Закон и позаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Основы конституционного, гражданского, ¦ ¦
¦ ¦трудового, административного, семейного, уго- ¦ ¦
¦ ¦ловного права. Правовые вопросы трудовых отно- ¦ ¦
¦ ¦шений, занятости и безработицы. Анализ основных¦ ¦
¦ ¦законодательных актов, регламентирующих управ- ¦ ¦
¦ ¦ление человеческими ресурсами. Ценность челове-¦ ¦
¦ ¦ческих ресурсов. Квалификация сотрудников. Дис-¦ ¦
¦ ¦циплинарная, материальная, административная и ¦ ¦
¦ ¦уголовная ответственность и трудовые отношения.¦ ¦
¦ ¦Трудовые отношения и администрирование контрак-¦ ¦
¦ ¦тов. Теоретические и практические проблемы при ¦ ¦
¦ ¦разрешении трудовых споров. Охрана здоровья и ¦ ¦
¦ ¦труда. Социальная защита. Организационно-пра- ¦ ¦
¦ ¦вовые формы предпринимательства. Ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность в предпринимательстве. Правовое регулиро-¦ ¦
¦ ¦вание профессиональной деятельности в области ¦ ¦
¦ ¦молодежной политики. Законодательные и подза- ¦ ¦
¦ ¦конные акты в области молодежной политики ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Обзор современного зару- ¦ ¦
¦ ¦бежного опыта ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Основы экономики отрасли и организации ¦ 60 ¦
¦ ¦Структура сферы молодежной политики как эконо- ¦ ¦
¦ ¦мической отрасли; принципы и экономика размеще-¦ ¦
¦ ¦ния организаций, реализующих государственную ¦ ¦
¦ ¦молодежную политику; интеграция и диверсифика- ¦ ¦
¦ ¦ция предприятий; дифференциация и конкуренция ¦ ¦
¦ ¦различных видов товаров и услуг. Предприятие ¦ ¦
¦ ¦как объект функционирования, объект изучения и ¦ ¦
¦ ¦субъект рыночного хозяйства. Организационно- ¦ ¦
¦ ¦правовые формы предприятий. Внутренняя и внеш- ¦ ¦
¦ ¦няя среда. Виды продукции, работ, услуг. ¦ ¦
¦ ¦Производственные ресурсы предприятия; основные ¦ ¦
¦ ¦средства, материальные ресурсы, персонал; нало-¦ ¦
¦ ¦гообложение; затраты на производство продукции,¦ ¦
¦ ¦работ, услуг; ценообразование; результаты хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйственной деятельности; баланс предприятия. ¦ ¦
¦ ¦Роль маркетинга в экономическом развитии стра- ¦ ¦
¦ ¦ны, отрасли, организации (учреждения, фирмы); ¦ ¦
¦ ¦комплексное исследование товарного рынка; сег- ¦ ¦
¦ ¦ментация рынка; понятие и функции рекламы, тех-¦ ¦
¦ ¦нологий организации связи с общественностью; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь рекламы и маркетинга ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Социология молодежи (социальная ювенология) ¦ 60 ¦
¦ ¦Молодежь и общество (исторический и социальный ¦ ¦
¦ ¦анализ). Теории социализации, современные тео- ¦ ¦
¦ ¦ретические подходы и концепции молодежи. Социа-¦ ¦
¦ ¦лизация молодежи (первичная, вторичная, норма- ¦ ¦
¦ ¦тивная, отклоняющаяся и др.). Институты социа- ¦ ¦
¦ ¦лизации, их функции и модификации. Социальный ¦ ¦
¦ ¦статус молодежи. Молодежь в воспроизводстве со-¦ ¦
¦ ¦циальной структуры общества. Социальное разви- ¦ ¦
¦ ¦тие молодежи. Проблемы гражданственности и со- ¦ ¦
¦ ¦циального участия молодежи. Типология специфи- ¦ ¦
¦ ¦ческих молодежных конфликтов. Социальные техно-¦ ¦
¦ ¦логии предупреждения и реализации конфликтов в ¦ ¦
¦ ¦молодежной среде. Социальная интеграция как ¦ ¦
¦ ¦форма позитивного разрешения конфликта. Явления¦ ¦
¦ ¦социальной патологии в молодежной среде и меха-¦ ¦
¦ ¦низмы их преодоления. Организация социологичес-¦ ¦
¦ ¦ких исследований проблем молодежи. Социальное ¦ ¦
¦ ¦проектирование ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06 ¦Государственная молодежная политика ¦ 60 ¦
¦ ¦Понятие молодежной политики. Цели государствен-¦ ¦
¦ ¦ной молодежной политики. Законодательная и нор-¦ ¦
¦ ¦мативно-правовая база ГМП. Основные направления¦ ¦
¦ ¦ГМП. Возможности социального проектирования ¦ ¦
¦ ¦в сфере ГМП. Государственная служба по делам ¦ ¦
¦ ¦молодежи, функциональная структура деятельнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Молодежные движения и их государственная ¦ ¦
¦ ¦поддержка. Международный опыт государственной ¦ ¦
¦ ¦поддержки молодежи. Проблемы молодежной полити-¦ ¦
¦ ¦ки в аспектах процесса глобализации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07 ¦Государственная служба по делам молодежи ¦ 60 ¦
¦ ¦Правовой статус молодежи в российском обществе.¦ ¦
¦ ¦Государственная молодежная политика Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Право молодежи на образование. Тру- ¦ ¦
¦ ¦довые и жилищные права молодежи. Социальная за-¦ ¦
¦ ¦щита молодежи. Государственные гарантии молоде-¦ ¦
¦ ¦жи на общественную деятельность. Молодежные и ¦ ¦
¦ ¦детские общественные объединения. Конституцион-¦ ¦
¦ ¦ные и гражданско-правовые гарантии защиты ¦ ¦
¦ ¦прав детей и молодежи. Система государственных ¦ ¦
¦ ¦и муниципальных органов власти, обеспечивающих ¦ ¦
¦ ¦защиту прав молодежи. Международный опыт охраны¦ ¦
¦ ¦прав молодежи ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08 ¦Информационные технологии в управлении ¦ 60 ¦
¦ ¦Документ и системы документации; управленческая¦ ¦
¦ ¦документация, требования к составлению и оформ-¦ ¦
¦ ¦лению; состав и расположение реквизитов; со- ¦ ¦
¦ ¦ставление и оформление основных документов, ре-¦ ¦
¦ ¦гулирующих деятельность отрасли (предприятия, ¦ ¦
¦ ¦подразделения). Организация документооборота: ¦ ¦
¦ ¦систематизация документов, номенклатура для их ¦ ¦
¦ ¦формирования и хранения, современные способы и ¦ ¦
¦ ¦техника создания документов. ¦ ¦
¦ ¦Деловые и коммерческие письма; правила и формы ¦ ¦
¦ ¦деловой и коммерческой переписки с зарубежными ¦ ¦
¦ ¦партнерами; особенности корреспонденции на ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке (язык по выбору слушателя); ¦ ¦
¦ ¦корреспонденция, связанная с проведением перио-¦ ¦
¦ ¦дических мероприятий. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по составлению нормативно-правовых ¦ ¦
¦ ¦и организационных документов, регламентирующих ¦ ¦
¦ ¦деятельность организации (по выбору обучающего-¦ ¦
¦ ¦ся) ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 320 ¦
¦ ¦Структура и содержание специальных учебных дис-¦ ¦
¦ ¦циплин формируется образовательным учреждением ¦ ¦
¦ ¦в зависимости от контингента слушателей. Слуша-¦ ¦
¦ ¦тель обязан освоить все дисциплины не менее чем¦ ¦
¦ ¦одного цикла специальных дисциплин, соответст- ¦ ¦
¦ ¦вуюших тому или иному виду профессиональной де-¦ ¦
¦ ¦ятельности. Перечень видов деятельности являет-¦ ¦
¦ ¦ся открытым и может быть расширен в установлен-¦ ¦
¦ ¦ном порядке на основании соответствующего рас- ¦ ¦
¦ ¦поряжения Минобразования России ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.00 ¦Организация деятельности молодежных обществен- ¦ 320 ¦
¦ ¦ных объединений ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.01 ¦Социальная психология ¦ 100 ¦
¦ ¦Психология межличностных коммуникаций. Психоло-¦ ¦
¦ ¦гия малой группы. Принципы организации и взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействия людей в малой группе. Групповая ¦ ¦
¦ ¦сплоченность. Руководство и лидерство в малой ¦ ¦
¦ ¦группе. Психология толпы. Особенность больших ¦ ¦
¦ ¦социальных групп. Влияние большой группы на ин-¦ ¦
¦ ¦дивида. Внутригрупповой фаворизм. Социальные ¦ ¦
¦ ¦стереотипы. Управление поведением толпы. Психо-¦ ¦
¦ ¦логия политических процессов. Понятие политики,¦ ¦
¦ ¦политической системы, политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Человек как элемент политики. Политическое по- ¦ ¦
¦ ¦ведение и сознание. Типология социально-поли- ¦ ¦
¦ ¦тических ситуаций. Психологическая характерис- ¦ ¦
¦ ¦тика основных видов политической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Феномен политического лидерства, типы лидер- ¦ ¦
¦ ¦ства. Конфликтология. Понятие конфликта. Анализ¦ ¦
¦ ¦конфликта: типология, структура, динамика. По- ¦ ¦
¦ ¦ведение людей в конфликте. Стратегия и тактика ¦ ¦
¦ ¦поведения в конфликте. Управление конфликтами. ¦ ¦
¦ ¦Психология массовых коммуникаций, рекламы и ¦ ¦
¦ ¦пропаганды. Массовая коммуникация как общение ¦ ¦
¦ ¦больших социальных групп. Структура функции ¦ ¦
¦ ¦массовых коммуникаций. Особенности коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивного процесса в различных средствах массовой¦ ¦
¦ ¦информации. Эффективность воздействия СМИ. Рек-¦ ¦
¦ ¦лама: цели, задачи, функции. Социально-психо- ¦ ¦
¦ ¦логические аспекты управления посредством рек- ¦ ¦
¦ ¦ламы. Классификация средств распространения ¦ ¦
¦ ¦рекламы. Понятие управления рекламной кампани- ¦ ¦
¦ ¦ей. Культура общения на работе и в неслужебных ¦ ¦
¦ ¦коллективах. Искусство быть убедительным. Не- ¦ ¦
¦ ¦вербальные коммуникации. Ошибки при вступлении ¦ ¦
¦ ¦в контакт с собеседником. Умение слушать и по- ¦ ¦
¦ ¦нимать собеседника. Коммуникативный тренинг ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.02 ¦Стратегия и тактика формирования имиджа руково-¦ 100 ¦
¦ ¦дителя ¦ ¦
¦ ¦Самоменеджмент. Постановка целей и задач, опре-¦ ¦
¦ ¦деление приоритетности и сроков выполнения каж-¦ ¦
¦ ¦дой. Знакомство с функциональными обязанностя- ¦ ¦
¦ ¦ми. Организация бюджета времени. Текущее плани-¦ ¦
¦ ¦рование. Объективная самооценка. Работа с сек- ¦ ¦
¦ ¦ретарем и помощниками. Диагностика имиджа руко-¦ ¦
¦ ¦водителя. Выявление опорных качеств для форми- ¦ ¦
¦ ¦рования имиджа. Разведение профессионального и ¦ ¦
¦ ¦личностного в деятельности руководителя. Опыт ¦ ¦
¦ ¦ораторского искусства. Риторика как наука и как¦ ¦
¦ ¦искусство. Предмет и состав риторики. Специфика¦ ¦
¦ ¦устной речи. Разделение по способам коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Жанры речи. Учение о функциональных сти- ¦ ¦
¦ ¦лях. Структура публичной речи. Научная и рито- ¦ ¦
¦ ¦рическая аргументация. Учение о произнесении. ¦ ¦
¦ ¦Риторическая этика и речевой этикет. Тренинг ¦ ¦
¦ ¦ведения групповой дискуссии. Тренинг ведения ¦ ¦
¦ ¦переговоров. Тренинг выступления перед аудито- ¦ ¦
¦ ¦рией. Тренинг выступления в СМИ ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.03 ¦Руководство деятельностью молодежных обществен-¦ 80 ¦
¦ ¦ных объединений ¦ ¦
¦ ¦Сущность человека как социальный феномен. Смысл¦ ¦
¦ ¦существования человека. Индивидуальность и уни-¦ ¦
¦ ¦кальность человеческой личности. Творческие ¦ ¦
¦ ¦возможности человека. Молодежная субкультура. ¦ ¦
¦ ¦Психология ранней и поздней юности. Влияние об-¦ ¦
¦ ¦щественных перемен на социализацию детей, под- ¦ ¦
¦ ¦ростков, молодежи. Разнообразие форм и направ- ¦ ¦
¦ ¦лений молодежной субкультуры в стране и регио- ¦ ¦
¦ ¦не. Работа лабораторий молодежно-подростковых ¦ ¦
¦ ¦проблем. Руководство и лидерство в организации.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие личности и группы в системе уп- ¦ ¦
¦ ¦равления. Профессиональные характеристики ме- ¦ ¦
¦ ¦неджера. Повышение психологической компетент- ¦ ¦
¦ ¦ности путем формирования собственных личностных¦ ¦
¦ ¦черт. Учет личностных качеств и требований про-¦ ¦
¦ ¦фессии ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.04 ¦Этика и этикет ¦ 40 ¦
¦ ¦Этика и этикет. Содержание понятий "этика" и ¦ ¦
¦ ¦"этикет". История этических учений. Психология ¦ ¦
¦ ¦общения и этикет. Этикет в общественном месте. ¦ ¦
¦ ¦Деловой этикет. Речевой этикет. Служебный и бы-¦ ¦
¦ ¦товой этикет. Практикум по организации и прове-¦ ¦
¦ ¦дению приемов, встреч, конференций ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.00 ¦Методика организации работы по профилактике ¦ 320 ¦
¦ ¦наркотической и иных девиантных зависимостей ¦ ¦
¦ ¦среди подростков и молодежи ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.01 ¦Общие вопросы наркомании как общественного яв- ¦ 72 ¦
¦ ¦ления ¦ ¦
¦ ¦История развития и современная социальная ситу-¦ ¦
¦ ¦ация в области наркомании и других девиантных ¦ ¦
¦ ¦зависимостей среди подростков и молодежи Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской Федерации. История возникновения и ¦ ¦
¦ ¦употребления наркотиков, табака и алкоголя в ¦ ¦
¦ ¦Европе, России и различных регионах Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Характеристика основных видов нарко-¦ ¦
¦ ¦мании и токсикомании. Ситуация с употреблением,¦ ¦
¦ ¦производством и распространением наркотиков и ¦ ¦
¦ ¦наркомании в РФ, молодежные аспекты проблемы ¦ ¦
¦ ¦наркомании ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.02 ¦Медико-биологические аспекты наркотической ¦ 72 ¦
¦ ¦зависимости ¦ ¦
¦ ¦Понятие о функциональных системах организма че-¦ ¦
¦ ¦ловека. Биологическое действие наркотиков. Ме- ¦ ¦
¦ ¦ханизм приобщения к употреблению наркотиков и ¦ ¦
¦ ¦формирования наркотической зависимости. Психо- ¦ ¦
¦ ¦логические факторы и медицинские последствия ¦ ¦
¦ ¦наркотизации. Возрастная психология и акцентуа-¦ ¦
¦ ¦ция характера подростков. Основы психодиагнос- ¦ ¦
¦ ¦тики в приложении к проблеме наркомании и ток- ¦ ¦
¦ ¦сикомании. Превентивная психология и психолого-¦ ¦
¦ ¦коррекционная работа с подростками из группы ¦ ¦
¦ ¦риска. Психотерапевтические аспекты работы с ¦ ¦
¦ ¦людьми, имеющими нарко- и алкогольную зависи- ¦ ¦
¦ ¦мость ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.03 ¦Социально-экономические и правовые аспекты ¦ 68 ¦
¦ ¦проблемы наркомании и токсикомании ¦ ¦
¦ ¦Социальные факторы, обуславливающие развитие ¦ ¦
¦ ¦нарко- и токсикомании. Правовые аспекты проблем¦ ¦
¦ ¦наркомании и токсикомании. Уголовный кодекс РФ ¦ ¦
¦ ¦о преступлениях, связанных с нелегальным произ-¦ ¦
¦ ¦водством, распространением и употреблением нар-¦ ¦
¦ ¦котиков и ПАВ. Административные нарушения, свя-¦ ¦
¦ ¦занные с употреблением наркотических и психо- ¦ ¦
¦ ¦активных веществ. Новый Федеральный закон "О ¦ ¦
¦ ¦наркотических средствах и психотропных вещест- ¦ ¦
¦ ¦вах" ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.04 ¦Теоретические основы и практические методы про-¦ 72 ¦
¦ ¦филактики наркомании и токсикомании ¦ ¦
¦ ¦Основные положения и принципы профилактики нар-¦ ¦
¦ ¦ко- и алкогольной зависимости. Профилактико- ¦ ¦
¦ ¦просветительская работа с родителями. Профи- ¦ ¦
¦ ¦лактическая работа с созависимыми и преодоление¦ ¦
¦ ¦"ролей выживания". Технология групповой работы ¦ ¦
¦ ¦с подростками. Просветительские материалы. Ме- ¦ ¦
¦ ¦тодика подготовки группы "волонтеров" из под- ¦ ¦
¦ ¦ростков и молодежи ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02.05 ¦Международное взаимодействие в области борьбы с¦ 36 ¦
¦ ¦наркоманией ¦ ¦
¦ ¦Обзор ситуации в различных регионах ближнего и ¦ ¦
¦ ¦дальнего зарубежья в области проблемы наркома- ¦ ¦
¦ ¦нии и борьбы с распространением наркотиков. За-¦ ¦
¦ ¦рубежный опыт профилактики девиантных зависи- ¦ ¦
¦ ¦мостей среди подростков и молодежи. Отечествен-¦ ¦
¦ ¦ные и зарубежные программы профилактики нарко- ¦ ¦
¦ ¦зависимостей. Международные организации по ¦ ¦
¦ ¦борьбе с наркоманией и токсикоманией, произ- ¦ ¦
¦ ¦водством и распространением наркотиков ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Организация воспитательной работы в детских об-¦ 320 ¦
¦ ¦щественных объединениях ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.01 ¦Основы возрастной психологии и педагогики ¦ 72 ¦
¦ ¦Периодизация развития личности в онтогенезе. ¦ ¦
¦ ¦Основы социальной адаптации. Технология психо- ¦ ¦
¦ ¦лого-педагогической поддержки в условиях воз- ¦ ¦
¦ ¦растного кризиса. Индивидуальные способности и ¦ ¦
¦ ¦общие интересы. Личностно-ориентированные ¦ ¦
¦ ¦технологии, методы работы с подростковыми и мо-¦ ¦
¦ ¦лодежными коллективами. Стратегия и тактика по-¦ ¦
¦ ¦ведения в конфликтных ситуациях, методы педаго-¦ ¦
¦ ¦гического воздействия. Формирование коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивной культуры молодого человека. Взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствие и сотрудничество. Потребность в самораз- ¦ ¦
¦ ¦витии и самосовершенствовании. Цель и мотив в ¦ ¦
¦ ¦организации общего дела ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.02 ¦Функциональные обязанности организатора досуго-¦ 68 ¦
¦ ¦вой деятельности ¦ ¦
¦ ¦Анализ социальной инфраструктуры района, горо- ¦ ¦
¦ ¦да. Анализ потребностей молодежи в организации ¦ ¦
¦ ¦различных направлений досуговой деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Создание условий для реализации досуговой дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Подбор и комплектование кадров. Ин- ¦ ¦
¦ ¦формационная деятельность. Планирование, конт- ¦ ¦
¦ ¦роль и учет. Подведение итогов деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщение и расширение передового опыта работы.¦ ¦
¦ ¦Повышение профессионального уровня и деловой ¦ ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.03 ¦Планирование досуговой деятельности ¦ 36 ¦
¦ ¦Типы досуговых учреждений. Мероприятие как еди-¦ ¦
¦ ¦ница досугового времени. Основная тематика ме- ¦ ¦
¦ ¦роприятия и виды деятельности досуговых учреж- ¦ ¦
¦ ¦дений. Технология проектирования мероприятий. ¦ ¦
¦ ¦Проектирование тематической акции, лагерной ¦ ¦
¦ ¦смены и других мероприятий. Подбор и комплекто-¦ ¦
¦ ¦вание контингента участников. Цели, задачи и ¦ ¦
¦ ¦результат досуговой деятельности. Система пер- ¦ ¦
¦ ¦спективного планирования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.04 ¦Организация воспитательной работы с молодежью ¦ 72 ¦
¦ ¦Система организации воспитательной работы. Обо-¦ ¦
¦ ¦рудование и оснащение педагогического процесса.¦ ¦
¦ ¦Организация клуба свободного общения, игротеки,¦ ¦
¦ ¦мастерской. Расписание занятий. Работа с акти- ¦ ¦
¦ ¦вом. Работа в группах. Индивидуальная работа. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание гражданственности и патриотизма. ¦ ¦
¦ ¦Приобщение к здоровому образу жизни. Развитие ¦ ¦
¦ ¦массовых видов спорта. Развитие творческой ак- ¦ ¦
¦ ¦тивности молодежи. Развитие и поддержка моло- ¦ ¦
¦ ¦дежных инициатив. Участие в формировании и раз-¦ ¦
¦ ¦витии инфраструктуры района, города, поселка, ¦ ¦
¦ ¦сохранении и развитии традиций. Организация со-¦ ¦
¦ ¦циальной практики молодежи. Работа с ветерана- ¦ ¦
¦ ¦ми, инвалидами, пожилыми людьми. ¦ ¦
¦ ¦Организация первичной, вторичной и сезонной за-¦ ¦
¦ ¦нятости молодежи. Работа со студенчеством. Ра- ¦ ¦
¦ ¦бота с молодыми семьями. ¦ ¦
¦ ¦Участие молодежи в подготовке и проведении все-¦ ¦
¦ ¦народных праздников, знаковых мероприятий, вы- ¦ ¦
¦ ¦борных кампаниях и т.д. ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.05 ¦Практикум по организации и проведению темати- ¦ 72 ¦
¦ ¦ческих акций, фестивалей, конкурсов, выставок, ¦ ¦
¦ ¦презентаций, спортивных состязаний, выездных ¦ ¦
¦ ¦кампаний и др. ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦П.00 ¦Практика или стажировка ¦ 110 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.00 ¦Итоговая аттестация ¦ 110 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.01 ¦Государственный экзамен ¦ 30 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.02 ¦Оформление и защита квалификационной работы ¦ 80 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦1020 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
---------T--------------------------T-----T----------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦ В том числе ¦Форма¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦часов+----T-----T-----¦конт-¦
¦ ¦ ¦ ¦лек-¦семи-¦сам. ¦роля ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции ¦нары ¦раб. ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дис- ¦ 480 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦циплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента ¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.02 ¦Социология и психология ¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.03 ¦Основы права ¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.04 ¦Основы экономики отрасли и¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.05 ¦Социология молодежи (соци-¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦альная ювенология) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.06 ¦Государственная молодежная¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦политика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.07 ¦Государственная служба по ¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦делам молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ОПД.08 ¦Информационные технологии ¦ 60 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦Экз. ¦
¦ ¦в управлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 320 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.00¦Организация деятельности ¦ 320 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодежных общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.01¦Социальная психология ¦ 100 ¦ 40 ¦ 30 ¦ 30 ¦Экз. ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.02¦Стратегия и тактика форми-¦ 10 ¦ 40 ¦ 30 ¦ 30 ¦Зач. ¦
¦ ¦рования имиджа руководите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.03¦Руководство деятельностью ¦ 80 ¦ 40 ¦ 20 ¦ 20 ¦Зач. ¦
¦ ¦молодежных общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.04¦Этика и этикет ¦ 40 ¦ 20 ¦ 10 ¦ 10 ¦Зач. ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.01.05¦Методика организации рабо-¦ 320 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ты по профилактике нарко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тической и иных девиантных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зависимостей среди под- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ростков и молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.02.01¦Общие вопросы наркомании ¦ 72 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 24 ¦Экз. ¦
¦ ¦как общественного явления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.02.02¦Медико-биологические ас- ¦ 72 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 24 ¦Зач. ¦
¦ ¦пекты наркотической зави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦симости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.02.03¦Социально-экономические ¦ 68 ¦ 34 ¦ 17 ¦ 17 ¦Зач. ¦
¦ ¦и правовые аспекты пробле-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мы наркомании и токсикома-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.02.04¦Теоретические основы и ¦ 72 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 24 ¦Зач. ¦
¦ ¦практические методы профи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лактики наркомании и ток- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сикомании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.02.05¦Международное взаимодейст-¦ 36 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 9 ¦Зач. ¦
¦ ¦вие в области борьбы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркоманией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.00¦Организация воспитательной¦ 320 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы в детских общест- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венных объединениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.01¦Основы возрастной психоло-¦ 72 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 24 ¦Экз. ¦
¦ ¦гии и педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.02¦Функциональные обязанности¦ 68 ¦ 34 ¦ 17 ¦ 17 ¦Зач. ¦
¦ ¦организатора досуговой де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.03¦Планирование досуговой де-¦ 36 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 9 ¦Зач. ¦
¦ ¦ятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.04¦Организация воспитательной¦ 72 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 24 ¦Зач. ¦
¦ ¦работы с молодежью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦СП.03.05¦Практикум ¦ 72 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦П.00 ¦Практика или стажировка ¦ 110 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦И.00 ¦Итоговая аттестация ¦ 110 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦И.01 ¦Государственный экзамен ¦ 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦И.02 ¦Оформление и защита квали-¦ 80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фикационной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦ ¦Всего ¦1020 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+--------------------------+-----+----+-----+-----+------
4. Условия реализации программы
4.1. Образовательные учреждения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочую программу подготовки по учебным дисциплинам и программу практики работника в области молодежной политики на основе настоящих Государственных требований, примерных программ, примерных учебных планов и методических рекомендаций, утвержденных Минобразованием России.
4.2. При реализации дополнительной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение имеет право осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин и минимум содержания, определенного настоящим документом.
4.3. Порядок реализации дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки работника сферы государственной молодежной политики определяется Приказом Минобразования России от 31.07.2000 N 2370 "Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государственных служащих).
4.4. Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы, сформированной на основе настоящих Государственных требований, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, преимущественно имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и/или имеющими опыт организационной или руководящей работы.
4.5. Образовательное учреждение, реализующее образовательно-профессиональные программы подготовки работников сферы государственной молодежной политики, должно:
располагать учебно-методической базой образовательного процесса, включающей:
- рабочие программы всех дисциплин и сопровождающего их практикума, раздаточный материал с системой заданий по каждому разделу;
- учебно-методические пособия в количестве не меньше, чем 0,5 на каждого слушателя;
- пакет документов по диагностике имиджа;
- сборники нормативно-методических документов по изучаемым вопросам;
располагать материально-технической базой образовательного процесса, включающей:
- информационную базу, обеспечивающую доступ в международные компьютерные сети;
- комплект современного информационно-технологического оборудования, обеспеченного расходными материалами, научно-технической и инженерно-эксплуатационной базой;
- соответствующую действующим санитарно-техническим нормам материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической работы обучающихся, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.
5. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших программу для присвоения
дополнительной квалификации "Работник сферы
государственной молодежной политики"
5.1. Общие требования к специалисту по работе с молодежью
Специалист по работе с молодежью должен:
иметь представления:
- о специфике сферы государственной молодежной политики;
знать:
- историю, современную структуру и перспективы развития государственной молодежной политики Российской Федерации и ведущих зарубежных стран (ОПД.05);
- сущность, основные задачи и методы управленческой деятельности, технологию выработки и принятия управленческих решений, методы эффективного руководства молодежью (ОПД.01, ОПД.02 и СП.01.03);
- нормативно-правовую и экономическую базу молодежной политики Российской Федерации, функционирования российской системы образования; основы административного и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.03 и ОПД.04);
- историю, современную структуру и перспективы развития российской молодежной политики, государственной политики в области профессионального образования, зарубежный опыт управления профессиональной школой (ОПД.05);
- информационные технологии, применяемые в управленческом процессе (ОПД.06);
уметь:
- выступать перед аудиторией;
- выступать в СМИ;
- вести переговоры;
- вести групповую дискуссию;
- организовывать встречи, конференции, переговоры;
- разрабатывать и оценивать экономическое обоснование программ и проектов развития подразделений, занимающихся молодежной политикой;
- составлять учебно-методические, нормативно-правовые и организационные документы, регламентирующие деятельность подразделений;
- прогнозировать и оценивать последствия выдвигаемых планов и своих решений; организовывать освоение инноваций, направленных на совершенствование молодежной политики;
- организовывать современное ведение делопроизводства;
владеть:
- техниками решения коммуникативных задач, навыками выступления, делового общения, приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров (СП.01.02);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе (СП.01.01);
- использованием современных информационных технологий в управленческой деятельности.
5.2. Специальные требования
Специальные требования к лицам, получающим дополнительную квалификацию "Работник сферы государственной молодежной политики", определяются образовательным учреждением, реализующим Государственные требования, в зависимости от контингента слушателей.
6. Требования к итоговой
государственной аттестации лиц, успешно
освоивших программу для присвоения дополнительной
квалификации "Работник сферы государственной
молодежной политики"
6.1. Итоговая государственная аттестация работника службы по работе с молодежью заключается в выполнении и защите выпускной квалификационной работы, позволяющей выявить теоретическую и практическую подготовку выпускника к решению профессиональных задач, и сдаче государственного экзамена.
6.2. Тематика выпускных квалификационных работ определяется образовательным учреждением, реализующим подготовку работника сферы государственной молодежной политики.
6.3. Примерные программы государственных экзаменов, порядок сдачи государственного экзамена и защиты квалификационных работ определяются Положением об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Минобразования России.

ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 12.04.2002 n 36 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО НАДЗОРУ ЗА СВЯЗЬЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также