ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (утв. МПС РФ 01.07.2000 n ЦП-774) (ред. от 29.03.2002)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Т.СЕМЕНОВ
1 июля 2000 г. N ЦП-774
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
(в ред. указаний МПС РФ от 30.05.2001 N С-950у,
от 29.03.2002 N С-264,
с изм., внесенными указанием МПС РФ от 28.11.2001 N С-1886у)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов.
Железнодорожный путь (далее - путь) состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
Для соблюдения машинистами локомотивов и других подвижных единиц требуемых скоростей движения, в том числе на участках производства путевых работ и в местах образовавшихся неисправностей пути, путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
1.2. В задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.
1.3. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
1.4. Все сооружения и устройства <*> на перегонах и станциях <**> должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), настоящей Инструкцией и другими нормативными документами, связанными с текущим содержанием пути.
--------------------------------
<*> Здесь и далее, если специально не оговорено, имеются в виду сооружения и устройства пути.
<**> Здесь и далее, если специально не оговорено, имеются в виду железнодорожные станции.
1.5. Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливаются МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.
1.6. Дистанции пути должны иметь контингент монтеров пути в соответствии с нормами расхода рабочей силы на текущее содержание пути, установленными МПС России, и утвержденным структурным делением дистанции, а также необходимое техническое оснащение, оборудование и инструменты.
1.7. Организация работ по содержанию пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование, а также работ по содержанию рельсовых цепей, возложенных на дистанцию пути, и руководство ими возлагается на начальников дистанций пути, их заместителей, старших дорожных мастеров, начальников участков, дорожных и мостовых (тоннельных) мастеров, бригадиров пути и бригадиров по искусственным сооружениям. На них же, а также на работников рельсовой дефектоскопии, путеобследовательских и мостоиспытательных станций, обходчиков и дежурных по переездам возлагается контроль за состоянием пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование.
Указанными работниками должны периодически проверяться вверенные им участки пути, обеспечиваться высокое качество текущего содержания пути, сооружений и устройств, создаваться необходимые условия для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также для продления срока службы элементов пути.
С целью большей оперативности при принятии неотложных мер по обеспечению безопасности движения поездов начальник дистанции пути, его заместитель, начальники участков и дорожные мастера должны обеспечиваться средствами мобильной связи.
1.8. Непосредственное выполнение работ по текущему содержанию пути возлагается на путевые бригады, бригады по содержанию искусственных сооружений и земляного полотна, дежурных по переездам.
1.9. Текущее содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей на классы. Классность путей устанавливается в зависимости от грузонапряженности, допускаемых скоростей движения поездов и других факторов, оказывающих влияние на работу пути и его элементов.
1.10. Конструкция вновь укладываемых элементов пути, стрелочных переводов и настилов переездов должна соответствовать утвержденным МПС России техническим условиям.
1.11. В настоящей Инструкции изложены основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование при допускаемых в соответствии с ПТЭ скоростях движения: до 140 км/ч - для пассажирских поездов; 120 км/ч - для рефрижераторных; 90 км/ч - для грузовых.
Технические условия, нормы и правила для скоростных линий устанавливаются специальной инструкцией МПС России.
1.12. В настоящей Инструкции вводятся следующие понятия в части геометрии рельсовой колеи:
"нормативы устройства рельсовой колеи" - номинальные величины по каждому из контролируемых параметров, установленные ПТЭ или утвержденной МПС нормативной документацией, и допускаемые отклонения от них (не требующие устранения);
"допуски на содержание рельсовой колеи" - устанавливаемые МПС России допускаемые отступления расположения рельсовых нитей от номинальных значений, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, требующие устранения в очередности, которая устанавливается в зависимости от степени отступления.
2. НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ
КОЛЕИ В ПРОФИЛЕ, ПЛАНЕ, ПО УРОВНЮ И ШИРИНЕ
2.1. Нормативы устройства рельсовой колеи
2.1.1. Путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной МПС России проектной документации и требованиям настоящей Инструкции.
2.1.2. Круговые кривые радиусом 4000 м и менее должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, когда по условиям плана линии осуществить это не представляется возможным (закрестовинные и смежные с прямой вставкой кривые недостаточной длины).
2.1.3. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения (h, мм) определяется по формуле:
2
12,5V
прив
h = ---------, (2.1)
R
где:
V - приведенная скорость поездопотока, км/ч;
прив
R - радиус кривой, м.
Приведенная скорость поездопотока определяется по формуле:
______________
/ n 2
/ SUM Q x V
/ i=1 i i ср
V = / ---------------, (2.2)
прив n
SUM Q
i=1 i
где:
Q - масса поезда данного (i-го) вида (пассажирского,
i
грузового груженого и порожнего, пригородного), т брутто;
n - суточное количество поездов i-го вида;
V - средняя скорость движения поездов i-го вида на
i ср
рассматриваемой кривой, определяемая по локомотивным
скоростемерным лентам выборочно в различные периоды года (весной,
летом, осенью, зимой - по 5 - 6 лент), км/ч.
Величина возвышения проверяется по формуле:
2
V
max пасс
h = 12,5 --------- - 115, (2.3)
min R
где:
h - минимальное расчетное возвышение наружного рельса, мм;
min
V - максимальная допускаемая скорость пассажирских
max пасс
поездов, установленная приказом начальника железной дороги для
данной кривой радиуса (R), которая не должна превышать скорости,
получаемой по тяговому расчету для ведущей серии локомотивов,
км/ч;
115 - величина допускаемого максимального недовозвышения
наружного рельса, рассчитанная из условия непревышения
установленной нормы непогашенного ускорения для пассажирских
поездов (0,7 м/кв. с).
Из полученных по формулам (2.1, 2.3) величин возвышения принимается большее и округляется до значения, кратного 5.
В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям) полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.
Нормативы устройства возвышений наружного рельса в кривых малого радиуса не должны превышать:
60 мм - при радиусе 200 м и менее;
80 мм - при радиусе 250 м и менее;
100 мм - при радиусе 300 м и менее;
120 мм - при радиусе 400 м и менее.
Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с учетом допусков не должно превышать 150 мм.
2.1.4. На станциях, расположенных на кривых, возвышение наружного рельса на главных и приемо-отправочных путях устанавливается с учетом как допускаемых скоростей движения поездов по путям станции, так и габаритов приближения строений в соответствии с инструкцией по применению габаритов приближения строений.
Стрелочные переводы, расположенные на главных путях в кривых с возвышением наружной нити, устраиваются также с возвышением наружной нити, если переводная кривая совпадает по направлению с кривым участком пути. При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе должна быть не более 75 мм. Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается, при этом скорость движения поездов по такому стрелочному переводу должна определяться по "Нормам допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520/1524 мм МПС России". Допускается на таких стрелочных переводах устраивать возвышение наружного рельса по главному пути величиной не более 20 мм. Скорость движения поездов по ответвленной переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.
На приемо-отправочных путях, расположенных на кривых, а также на закрестовинных кривых, где установленные скорости движения 25 км/ч и менее, возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.
Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.
Закрестовинные кривые на путях следования пассажирских и грузовых поездов со скоростью более 25 км/ч должны иметь возвышения наружного рельса. Отвод возвышения должен начинаться за последним переводным брусом, но не ближе 2 м от заднего стыка крестовины. При возможности устройства отвода возвышения с допускаемым уклоном по табл. 2.1 делается полное возвышение. Если такой отвод неосуществим, то величина возвышения наружного рельса устанавливается начальником службы пути.
Постановка закрестовинных кривых в плане должна производиться по ординатам.
2.1.5. Отводы возвышения наружного рельса кривой и кривизны при переходе от прямых к кривым и наоборот устраиваются на протяжении переходных кривых.
Конец и начало отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками НПК (начало переходной кривой) и КПК (конец переходной кривой).
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50% - на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны). При этом должны соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения 0,7 м/кв. с и скорости его изменения 0,6 м/куб. с.
2.1.6. Длина переходной кривой определяется в зависимости от расчетной величины возвышения наружного рельса и от количества смежных главных путей.
На однопутных линиях и для наружного пути двухпутных линий
длина переходной кривой (L ) определяется по формуле:
н
L = h/i, (2.4)
н
где:
h - расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой,
мм;
i - расчетный уклон отвода возвышения.
Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой
(L ) определяется по формуле:
в
_________
/ 2
L = / 24Rd + L (2.5)
в н
где:
d - уширение междупутья в кривой, м;
R - радиус кривой, м.
Необходимые уширения междупутья на двух- и более путных участках определяются в соответствии с инструкцией по применению габаритов приближения строений. В соответствии с этим определяются длины переходных кривых.
Длина переходной кривой не должна быть меньше 20 м.
2.1.7. Уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых, измеряемые по наклону средней линии на отводе уровня (рис. 2.1а) <*>, должны быть одинаковыми по всей длине переходной кривой, если она не превышает 60 м. При большей длине переходной кривой допускается иметь разные уклоны отводов на отрезках переходной кривой длиной не менее 30 м (рис. 2.1б). При этом в обоих случаях наибольший уклон отвода не должен превышать величин, приведенных в табл. 2.1.
--------------------------------
<*> Рисунки не приводятся.
Таблица 2.1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ (ПРИ СПЛОШНОЙ ВЫПРАВКЕ ПЕРЕХОДНЫХ КРИВЫХ)
И ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСКАЕМЫЕ УКЛОНЫ ОТВОДОВ ВОЗВЫШЕНИЯ
НАРУЖНОГО РЕЛЬСА В КРИВЫХ
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Уклоны отвода возвышения, мм/м ¦Установленная скорость¦
+-------------------T---------------------+движения поездов, км/ч¦
¦ рекомендуемые ¦предельно допускаемые¦ ¦
+-------------------+---------------------+----------------------+
¦не более 0,5 ¦не более 0,7 ¦ 140 ¦
¦- " - 0,8 ¦- " - 1,0 ¦ 120 ¦
¦- " - 0,9 ¦- " - 1,2 ¦ 110 ¦
¦- " - 1,0 ¦- " - 1,4 ¦ 100 ¦
¦- " - 1,2 ¦- " - 1,6 ¦ 90 ¦
¦- " - 1,4 ¦- - - 1,7 ¦ 85 ¦
¦- " - 1,6 ¦- " - 1,9 ¦ 80 ¦
¦- " - 1,8 ¦- " - 2,1 ¦ 75 ¦
¦- " - 1,9 ¦- " - 2,3 ¦ 70 ¦
¦- " - 2,0 ¦- " - 2,5 ¦ 65 ¦
¦- " - 2,1 ¦- " - 2,7 ¦ 60 ¦
¦- " - 2,3 ¦- " - 2,9 ¦ 55 ¦
¦- " - 2,5 ¦- " - 3,0 ¦ 50 ¦
¦- " - 2,7 ¦- " - 3,1 ¦ 40 ¦
¦- " - 3,0 ¦- " - 3,2 ¦ 25 ¦
¦Более 3,2 ¦ Закрывается движение поездов ¦
L-------------------+---------------------------------------------
2.1.8. Между переходными кривыми смежных круговых кривых должны быть прямые вставки длиной не менее 50 м; в стесненных условиях допускается прямая вставка меньшей длины, но не менее: при кривых одного направления - 25 м; при разносторонних кривых - 15 м.
На близко расположенных кривых одного направления без переходных кривых отводы возвышения устраиваются только в том случае, если на протяжении прямой вставки, расположенной между концами кривых, укладываются длины обоих отводов и между их концами остается прямой участок длиной не менее 25 м (рис. 2.2). В случае недостаточной длины прямой вставки для соблюдения этого условия отвод делается более крутой, но не круче, чем допускаемый по табл. 2.1. Если же и в этом случае длина прямого участка оказывается менее 25 м, то возвышение делается на всем протяжении прямой между кривыми. При этом возвышение устанавливается равным возвышению на кривых и делается переходным на длине прямой вставки при разных радиусах кривых (рис. 2.3). В таких случаях величина возвышения должна быть не более 115 мм (по условию непревышения непогашенного ускорения 0,7 м/кв. с).
При отсутствии прямой вставки на двухрадиусной кривой одного направления отводы возвышения наружного рельса и уширения колеи делаются в переходной кривой или в пределах кривой большего радиуса (рис. 2.4). Переходные кривые можно не устраивать между примыкающими одна к другой круговыми кривыми одного направления, если разность их кривизны не превышает 1/4000.
При разносторонних кривых без переходных кривых отвод возвышения делается на прямой вставке между ними. При этом между концами отводов возвышений наружных нитей кривых должен быть прямой участок длиной не менее 25 м при возможности устройства отводов возвышения с уклоном не более 0,001. При несоблюдении этого условия допускается увеличить уклон до 0,003 при сохранении длины прямой вставки 25 м, снизив скорость в соответствии с табл. 2.1; при невозможности выполнения и этого условия допускается уменьшение прямого участка без возвышения до длины 15 м с устройством отводов уклоном 0,003, причем в начале круговой кривой возвышение должно составлять не менее половины величины полного возвышения (рис. 2.5).
Во всех случаях, когда между кривыми одного или разных направлений прямая вставка недостаточна, порядок устройства отводов возвышения наружного рельса и уширения колеи устанавливается начальником службы пути.
Скорости движения по сопрягаемым кривым, у которых длина прямой вставки без возвышения 25 м и менее, определяются по методике, изложенной в Приказе МПС России от 14.07.94 N 2-ЦЗ "О нормах допускаемых скоростей движения по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм".
2.1.9. Радиусы закрестовинных кривых должны быть не менее: 300 м на главных, приемо-отправочных и сортировочных путях; 200 м на остальных станционных путях, но во всех случаях не менее радиусов переводных кривых.
2.1.10. На кривых участках пути 1 и 2 класса и I - III категории 3 класса на концах тангенсов (в середине переходной кривой) должны устанавливаться постоянные знаки (реперы) с надписями НКК - начало круговой кривой, ККК - конец круговой кривой.
Допускается установка таких знаков на опорах контактной сети, искусственных и других постоянных сооружениях с указанием расстояния до НКК и ККК.
Начало и конец каждой переходной кривой отмечаются на шейке рельса вертикальной полосой белой несмываемой краской и надписями НПК - начало переходной кривой, КПК - конец переходной кривой.
Начало и конец закрестовинных кривых, а также их координаты на главных и приемо-отправочных путях отмечаются на шейке рельса с внутренней стороны наружной нити вертикальной полосой и соответствующими цифрами несмываемой белой краской.
Закрепление кривых в тоннелях постоянными знаками (реперами) производится в соответствии с инструкцией по содержанию искусственных сооружений.
2.1.11. В соответствии с ПТЭ сооружения и устройства общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.
Сооружения и устройства, находящиеся на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых районов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также на территории между ними, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сд, установленного государственным стандартом.
Габариты С и Сд должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции железных дорог, подъездных путей, сооружений и устройств на них, при электрификации и строительстве вторых путей, а также при эксплуатации сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
Запрещается нарушать габариты сооружений и устройств при проведении любых ремонтных, строительных и других работ.
2.1.12. Расстояние между осями соседних путей (междупутье) на перегонах должно соответствовать ПТЭ и быть:
между первым и вторым путями на двухпутных участках, третьим и четвертым на четырехпутном участке - не менее 4100 мм;
между вторым и третьим путями на трехпутных и четырехпутных участках - не менее 5000 мм.
На станциях расстояние между осями смежных путей на прямых участках должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых районов - не менее 4500 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть 3600 мм.
Если оба главных пути расположены с одной стороны от остальных путей станции, то с разрешения начальника железной дороги допускается расстояние между ними 4100 мм.
В кривых участках расстояния между осями путей устанавливаются инструкцией по применению габаритов приближения строений.
Переходы от нормальных междупутных расстояний на прямых участках пути к увеличенному на кривых при концентрическом расположении путей устраиваются в пределах переходных кривых, как правило, за счет применения на внутреннем пути переходных кривых увеличенной длины по сравнению с наружным путем.
В стесненных условиях, при коротких прямых вставках между смежными кривыми, разрешается иметь уширенное междупутье, общее для всего участка, по нормам для кривой с наименьшим радиусом.
2.1.13. В соответствии с ПТЭ станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке; в отдельных случаях допускается расположение их на уклонах, не круче 0,0015; а в трудных условиях - не круче 0,0025. В особо трудных условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, а с разрешения МПС России и на промежуточных станциях продольного и полупродольного типов, на которых не предусматривается маневров и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединения поездов, допускаются уклоны более 0,0025 в пределах станционной площадки. Допускаются также в особо трудных условиях с разрешения МПС России уклоны более 0,0025 при удлинении приемо-отправочных путей на существующих станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива), но не круче 0,010 в обоих случаях.
(в ред. указания МПС РФ от 30.05.2001 N С-950у)
В необходимых случаях для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути и маршруты приема, отправления поездов должно предусматриваться соответственно устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, а также применение стационарных устройств для закрепления вагонов.
(в ред. указания МПС РФ от 30.05.2001 N С-950у)
2.1.14. На многопутных линиях головки рельсов всех путей, расположенных на общем земляном полотне, должны устраиваться на одном уровне. В процессе эксплуатации допускается разница в уровне головок рельсов всех путей на прямых участках не более 15 см.
В пределах переездов, расположенных на прямых участках пути, разность в уровнях головок рельсов смежных путей не должна быть более:
40 мм - при междупутном расстоянии до 5000 мм; 50 мм - при междупутном расстоянии более 5000 мм.
При расположении переездов на кривых участках пути настил переезда устраивается с уклоном, обусловленным возвышением наружного рельса над внутренним.
2.1.15. План и профиль главных и станционных путей, а также подъездных путей, принадлежащих железной дороге, должны подвергаться периодической инструментальной проверке. Продольные профили сортировочных горок, подгорочных и профилированных вытяжных путей на сортировочных, участковых и грузовых станциях проверяются не реже одного раза в три года; на остальном протяжении станционных путей всех станций профиль проверяется не реже одного раза в 10 лет. Продольный профиль главных путей на станциях и перегонах проверяется в период проведения капитального и среднего ремонтов пути. По результатам проверок устанавливаются конкретные сроки производства работ по выправке профилей.
(в ред. указания МПС РФ от 30.05.2001 N С-950у)
Организация работ по инструментальной проверке плана и профиля путей, изготовлению соответствующей технической документации, а также составлению масштабных и схематических планов станций возлагается на службы пути железных дорог с привлечением для выполнения этих работ проектных институтов, проектно-изыскательских и проектно-сметных групп и выполнением этих работ в соответствии с программой, утверждаемой начальником железной дороги.
Дистанции пути должны иметь:
чертежи и описания всех имеющихся на дистанциях сооружений и устройств путевого хозяйства, а также соответствующие стандарты и нормы;
масштабные и схематические планы станций, продольные профили всех главных и станционных путей, сортировочных горок, а также железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы железной дороги.
Участки, на которых производится реконструкция пути и другие работы, вызывающие изменение плана и профиля пути, проверяются исполнителями работ после их окончания с представлением в дистанцию пути, а на станциях - начальнику станции, соответствующей документации.
2.1.16. В соответствии с ПТЭ при возведении на территории станции новых объектов, расширении или переносе существующих любая организация, выполняющая такие работы, передает начальнику дистанции пути и начальнику станции исполнительную документацию, определяющую привязку объекта к существующему развитию станции, в установленном порядке.
(п. 2.1.16 в ред. указания МПС РФ от 30.05.2001 N С-950у)
2.1.17. Путь в плане должен соответствовать проектному положению. Положение пути в плане нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 20 м. Допуски на устройство (разность смежных стрел от хорды 20 м) при текущем содержании пути в плане в прямых и кривых, а в переходных кривых - от равномерного роста стрел, не должны превышать: при скоростях 81 - 140 / 71 - 90 км/ч - 10 мм; 61 - 80 / 61 - 70 км/ч - 15 мм; 41 - 60 км/ч - 20 мм; 16 - 40 км/ч - 25 мм; 15 км/ч - 30 мм (здесь и далее: в числителе - скорость пассажирских, в знаменателе - грузовых поездов).
Расчетная стрела изгиба круговой кривой определяется по формуле:
2
f = а / 8R, м, (2.6)
где:
а - длина хорды (20 м);
R - радиус кривой, м.
2.1.18. Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках, измеряемая на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу, приведена в табл. 2.2.
Таблица 2.2
НОМИНАЛЬНАЯ ШИРИНА РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ, ММ
---------------------------------------T----------T--------------¬
¦ План пути ¦Деревянные¦Железобетонные¦
¦ ¦ шпалы ¦ шпалы ¦
+--------------------------------------+----------+--------------+
¦ Колея 1520 мм ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Прямые и кривые радиуса 350 м и более ¦ 1520 ¦ 1520 ¦
¦Кривые радиуса от 349 м до 300 м ¦ 1530 ¦ - ¦
¦(включительно) ¦ ¦ ¦
¦до 350 м (исключительно) ¦ ¦ ¦
¦Кривые радиуса 299 м и менее ¦ 1535 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Колея 1524 мм ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Прямые и кривые радиуса более 650 м ¦ 1524 ¦ - ¦
¦Кривые радиуса от 650 м до 450 м ¦ 1530 ¦ - ¦
¦Кривые радиуса от 449 м до 350 м ¦ 1535 ¦ - ¦
¦Кривые радиуса от 349 м и менее ¦ 1540 ¦ - ¦
L--------------------------------------+----------+---------------
На участках сопряжения прямой с кривой, имеющих разные номинальные размеры ширины колеи, переход от одной ширины к другой осуществляется в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии - на прямой с номинальным отводом 1 мм/м.
2.1.19. Согласно ПТЭ рельсовые нити на прямых участках должны быть расположены по уровню, соответствующему нулевому их положению.
Разрешается на прямых участках содержать путь по уровню с возвышением на 6 мм одной нити над другой, при этом длина такого прямого участка не должна быть менее 200 м, за исключением прямых участков, расположенных между смежными кривыми одного направления, на которых возвышение одной нити над другой может быть и при длине прямой менее 200 м.
На прямых, расположенных на двухпутных участках пути, повышается, как правило, наружная нить; на однопутных участках повышаемая рельсовая нить устанавливается начальником дистанции пути в зависимости от местных условий (состояния земляного полотна, наличия односторонних пучин и др.).
Возвышение одной нити над другой на прямом участке должно заканчиваться не ближе 25 м от начала возвышения в кривой, если повышенная нить на прямой совпадает с нижней нитью кривой.
Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.
На мостах с ездой поверху с мостовыми брусьями возвышение допускается, если длина моста не более 25 м. На мостах с мостовыми брусьями большей длины, в тоннелях и на подходах к ним протяжением 25 м, а также на стрелочных переводах, расположенных на прямых участках, содержать путь с повышением одной нити над другой на 6 мм не допускается.
Перечень прямых участков, где разрешается содержание одной нити на 6 мм выше другой, устанавливается приказом начальника дистанции пути с указанием километров, пикетов и повышенной нити.
При этом номинальный уклон отвода по уровню от нормы 6 мм к нулевому положению не должен превышать 1 тысячной.
2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи
2.2.1. Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче допускаемые величины степеней отступлений и требования, предъявляемые к содержанию пути.
2.2.2. Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам от номинальных, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл. 2.3 - 2.5.
Таблица 2.3
ВЕЛИЧИНЫ СТЕПЕНЕЙ ОТСТУПЛЕНИЙ ПО ШИРИНЕ КОЛЕИ
------------T-----T----------------------------T-------------------------¬
¦Установлен-¦Сте- ¦ Уширение колеи при ¦ Сужение колеи при ¦
¦ная ско- ¦пень ¦ номинале, мм ¦ номинале, мм ¦
¦рость дви- ¦от- +-----T-----T-----T-----T----+-----T----T----T----T----+
¦жения поез-¦ступ-¦1520 ¦1524 ¦1530 ¦1535 ¦1540¦1520 ¦1524¦1530¦1535¦1540¦
¦дов (числи-¦ления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тель - пас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сажирских; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦знаменатель¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- грузо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вых), км/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+
¦101 - 140 /¦I ¦8 ¦8 ¦8 ¦6 ¦6 ¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦ - ¦
¦81 - 90 ¦II ¦14 ¦14 ¦14 ¦9 ¦ - ¦6 ¦10 ¦10 ¦12 ¦ - ¦
¦ ¦III ¦16 ¦16 ¦16 ¦11 ¦ - ¦8 ¦12 ¦12 ¦15 ¦ - ¦
¦ ¦IV ¦ более ¦
¦ ¦ ¦16 ¦16 ¦16 ¦11 ¦6 ¦8 ¦12 ¦12 ¦15 ¦ - ¦
+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+
¦61 - 100 / ¦I ¦8 ¦8 ¦8 ¦6 ¦6 ¦4 <1>¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦
¦61 - 80 ¦II ¦18 ¦16 ¦14 ¦9 ¦8 ¦6 <2>¦10 ¦10 ¦12 ¦15 ¦
¦ ¦III ¦22 ¦20 ¦16 ¦11 ¦ - ¦3 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
¦ ¦IV ¦ более ¦
¦ ¦ ¦22 ¦20 ¦16 ¦11 ¦8 ¦3 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+
¦26 - 60 / ¦I ¦8 <4>¦8 <4>¦8 <4>¦8 <4>¦6 ¦4 <1>¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦
¦26 - 60 ¦II ¦20 ¦16 ¦14 ¦11 ¦8 ¦6 <2>¦10 ¦10 ¦12 ¦15 ¦
¦ ¦III ¦26 ¦22 ¦16 ¦13 ¦ - ¦8 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
¦ ¦IV ¦ более ¦
¦ ¦ ¦26 ¦22 ¦16 ¦13 ¦8 ¦8 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+
¦25 и менее ¦I ¦10 ¦10 ¦10 ¦10 ¦6 ¦4 <1>¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦
¦ ¦II ¦26 ¦22 ¦16 ¦11 ¦8 ¦6 <2>¦10 ¦10 ¦12 ¦15 ¦
¦ ¦III ¦28 ¦24 ¦18 ¦13 ¦ - ¦8 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
¦Закрывается¦IV ¦ более ¦
¦движение ¦ ¦28 ¦24 ¦18 ¦13 ¦8 ¦8 <3>¦12 ¦15 ¦18 ¦20 ¦
¦поездов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+-----
--------------------------------
<1> Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. - 6 мм.
<2> - " - (включительно) - 8 мм.
<3> Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. - 10 мм.
<4> Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч - 10 мм.
Примечания. 1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 года - 1510 мм) закрывается движение поездов.
2. При наличии в кривых радиуса 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем 15 мм, при этом ширина колеи не должна быть более величины III степени.
3. Порядок измерения крутизны отводов ширины колеи следующий:
3.1. При получении информации с путеизмерительных вагонов, оборудованных БАС, отводы определяются при шаге квантования 2 м.
3.2. При производстве ручных промеров шаг квантования применяется 2 м.
3.3. В точках с неравномерным боковым износом на длине до 0,5 м измерения не производятся.
Таблица 2.4
ВЕЛИЧИНЫ СТЕПЕНЕЙ ОТСТУПЛЕНИЙ ПО УРОВНЮ,
ПЕРЕКОСАМ И ПРОСАДКАМ
--------------------------T-----------T--------------------------¬
¦ Установленная скорость ¦ Степень ¦ Величина отступления, мм ¦
¦ движения поездов ¦отступления+--------T--------T--------+
¦ (числитель - ¦ ¦уровень ¦перекос ¦просадка¦
¦ пассажирских; ¦ ¦ <*> ¦ ¦ ¦
¦знаменатель - грузовых), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ км/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦121 - 140 / 81 - 90 ¦I ¦6 ¦8 ¦10 ¦
¦ ¦II ¦16 ¦12 ¦15 ¦
¦ ¦III ¦20 ¦16 ¦20 ¦
¦ ¦IV ¦более 20¦более 16¦более 20¦
¦61 - 120 / 51 - 80 ¦I ¦8 ¦10 ¦10 ¦
¦ ¦II ¦20 ¦16 ¦20 ¦
¦ ¦III ¦25 ¦20 ¦25 ¦
¦ ¦IV ¦более 25¦более 20¦более 25¦
¦41 - 60 ¦I ¦10 ¦12 ¦12 ¦
¦ ¦II ¦25 ¦20 ¦25 ¦
¦ ¦III ¦30 ¦25 ¦30 ¦
¦ ¦IV ¦более 30¦более 25¦более 30¦
¦16 - 40 ¦I ¦12 ¦14 ¦15 ¦
¦ ¦II ¦30 ¦25 ¦30 ¦
¦ ¦III ¦35 ¦30 ¦35 ¦
¦ ¦IV ¦более 35¦более 30¦более 35¦
¦15 ¦I ¦15 ¦16 ¦18 ¦
¦ ¦II ¦35 ¦30 ¦35 ¦
¦ ¦III ¦50 ¦50 ¦45 ¦
¦Закрывается движение ¦IV ¦более 50¦более 50¦более 45¦
¦поездов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+-----------+--------+--------+---------
--------------------------------
<*> Исключая участки, где номинальный отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой.
Таблица 2.5
ВЕЛИЧИНЫ СТЕПЕНЕЙ ОТСТУПЛЕНИЙ В ПЛАНЕ
--------------------------T-----------T--------------------------¬
¦ Установленная скорость ¦ Степень ¦ Разность смежных стрел, ¦
¦ движения поездов ¦отступления¦ измеренных от середины ¦
¦ (числитель - ¦ ¦хорды длиной 20 м, мм, при¦
¦ пассажирских; ¦ ¦ длине неровности пути ¦
¦знаменатель - грузовых), ¦ +--------------T-----------+
¦ км/ч ¦ ¦ до 20 м ¦более 20 м ¦
¦ ¦ ¦ включительно ¦до 40 вкл. ¦
+-------------------------+-----------+--------------+-----------+
¦121 - 140 / 81 - 90 ¦I ¦10 ¦15 ¦
¦ ¦II ¦15 ¦25 ¦
¦ ¦III ¦25 ¦35 ¦
¦ ¦IV ¦более 25 ¦более 35 ¦
¦81 - 120 / 71 - 80 ¦I ¦10 ¦15 ¦
¦ ¦II ¦25 ¦35 ¦
¦ ¦III ¦35 ¦40 ¦
¦ ¦IV ¦более 35 ¦более 40 ¦
¦61 - 80 / 61 - 70 ¦I ¦15 ¦25 ¦
¦ ¦II ¦35 ¦40 ¦
¦ ¦III ¦40 ¦50 ¦
¦ ¦IV ¦более 40 ¦более 50 ¦
¦41 - 60 ¦I ¦20 ¦30 ¦
¦ ¦II ¦40 ¦50 ¦
¦ ¦III ¦50 ¦65 ¦
¦ ¦IV ¦более 50 ¦более 65 ¦
¦16 - 40 ¦I ¦25 ¦35 ¦
¦ ¦II ¦50 ¦65 ¦
¦ ¦III ¦65 ¦90 ¦
¦ ¦IV ¦более 65 ¦более 90 ¦
¦15 ¦I ¦30 ¦40 ¦
¦ ¦II ¦65 ¦90 ¦
¦ ¦III ¦100 ¦100 ¦
¦Закрывается движение ¦IV ¦более 100 ¦более 100 ¦
¦поездов ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+-----------+--------------+------------
К I степени относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства и не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент.
Ко II степени относятся отступления, как правило, не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава и интенсивность расстройства пути, особенно при частом повторении таких отступлений на километре. Они служат показателем необходимости проведения профилактических работ по выправке пути, поэтому учитываются при расшифровке путеизмерительных лент и служат критерием для очередности проведения на километре планово-предупредительных работ. При большом количестве таких отступлений на километре планируется сплошная выправка пути, при малом количестве - выборочная выправка (только в местах отступлений).
К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке (в течение 2 - 3 дней после обнаружения). При наличии на километре более 6 (более 3 при скоростях движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени уменьшается установленная скорость движения поездов. В таких случаях работы по устранению отступлений III степени производятся без промедления.
К IV степени относятся отступления, вызывающие рост сил взаимодействия пути и подвижного состава до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и др. могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Работы по устранению отступлений IV степени производятся без промедления.
Требуют ограничения установленной скорости движения поездов также следующие отступления:
сочетание отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени для данного интервала скоростей; при этом к сочетающимся относятся отступления, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых - независимо от нити;
смежные отклонения по уровню в разные стороны (аналогичные перекосу) с расстоянием между вершинами отклонений от 10 мм до 15 мм на ленте (от 20 м до 30 м на пути) с амплитудой, равной удвоенной величине отклонения III степени для данного интервала скоростей;
более 6 (более 3 - на участках со скоростями движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре: по уровню, перекосам, просадкам, отклонениям в плане (без учета отступлений III степени по ширине колеи);
три и более просадки подряд величиной более 15 мм (без учета засечек), периодически повторяющиеся по обеим нитям на длине до 30 м (на участках со скоростями движения более 60 км/ч);
отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.
2.2.3. При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кривой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, на величину более 20 м необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по приведенным ниже формулам:
- по величине непогашенного ускорения:
2
V
max
анп = ------- - 0,006 x h , (2.7)
i 13 x R i
i
где:
анп - величина непогашенного ускорения в i-м сечении
i
несовпадения отводов, м/кв. с;
V - максимальная допускаемая скорость движения пассажирских
max
поездов по кривой, км/ч;
h - возвышение наружного рельса переходной кривой в i-м
i
сечении несовпадения отводов возвышения и кривизны, определяемое
по нулевой линии на записи уровня в масштабе 2:1, мм;
R - радиус переходной кривой в i-м сечении несовпадения
i
отводов, определяемый в таких случаях по формуле:
L
к
R = R ---, (2.8)
i l
i
где:
R - радиус круговой кривой по данным дистанции пути, м;
L - длина отвода кривизны, определяемая по проекции нулевой
к
линии отвода на горизонтальную прямую, м;
l - расстояние от начала отвода кривизны до 1-го сечения
i
несовпадения отводов, м;
- по скорости изменения непогашенного ускорения:
дельта анп x V
2-3 max
кси = --------------------, (2.9)
3,6 x L
2-3
где дельта анп - разность непогашенных ускорений на длине
2-3
отвода кривизны L , м (рис. 2.6).
2-3
Если анп в i-м сечении несовпадения превышает значение 0,7 м/кв. с или величина кси на длине отвода кривизны превышает 0,6 м/куб. с, то производится расчет допускаемой скорости по формулам 2.7 - 2.9 с округлением ее до величины, кратной 5 км/ч. (Например, расчетная скорость 98 км/ч округляется до 100 км/ч; расчетная скорость 97 км/ч округляется до 95 км/ч.) По результатам расчета принимается решение о необходимости снижения скорости и мерах по устранению несовпадения отводов возвышения и кривизны.
При невозможности устранения несовпадения, например из-за стесненных условий, ограничение скорости движения поездов должно оформляться приказом начальника дороги.
Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограничения скорости движения, устраняются в плановом порядке при проведении планово-предупредительной выправки, подъемочного или среднего ремонтов пути.
2.2.4. По соблюдению габаритной проходимости фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание не должно превышать 150 мм. При превышении этой величины движение поездов закрывается.
Закрывается движение поездов при превышении фактического максимального возвышения с учетом допусков на содержание в кривых с радиусом 201 - 250 м - 130 мм, 200 м и менее - 110 мм.
В необходимых случаях, по разрешению МПС России, максимально допустимые величины возвышения могут быть увеличены.
2.2.5. На закрестовинных и переводных кривых не допускается образование в процессе эксплуатации понижения наружной нити по отношению к внутренней (обратного возвышения) более чем на 20 мм. В противном случае скорость движения по такой кривой уменьшается до 15 км/ч. При понижении более 40 мм движение закрывается.
2.2.6. При превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружного рельса в кривой для установленной скорости, определяемого как среднее значение (аналогично нулевой линии на ленте путеизмерителя) на всей длине переходной кривой или ее части длиной 30 м и менее (см. рис. 2.1), установленная скорость уменьшается вплоть до закрытия движения поездов (см. табл. 2.1).
2.2.7. При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого как средняя величина на базе 2 м, скорость уменьшается до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до закрытия движения поездов.
Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более:
2,5 тысячных при скоростях движения до 140 км/ч;
3,0 тысячных - " - 120 км/ч;
3,5 тысячных - " - 100 км/ч;
4,0 тысячных - " - 80 км/ч;
4,5 тысячных - " - 60 км/ч;
5,0 тысячных - " - 25 км/ч.
При уклоне отвода ширины колеи более 5 тысячных путь для движения поездов закрывается.
Уклон отвода ширины колеи при ручных промерах определяется как разность значений ширины колеи в точках через 2 м, уменьшенная на разность величин бокового износа в этих точках и деленная на 2000.
Например, ширина колеи в данной точке кривой составляет 1530 мм и боковой износ наружного рельса 4 мм, а в точке через 2 м ширина колеи - 1535 мм и боковой износ - 6 мм; величина уклона отвода при этом составляет:
(1535 - 1530) - (6 - 4) 5 - 2
----------------------- = ----- = 1,5 тысячных.
2000 2000
При величине уклона отвода ширины колеи более 5 тысячных, в том числе и при измерении на базе 1 м, с учетом поправки на неравномерный боковой износ, путь для движения поездов закрывается и принимаются меры к немедленному устранению неисправности пути.
Уклон отвода при автоматической расшифровке на путеизмерителях, оборудованных системой БАС, определяется на базе 2 м без учета поправки на неравномерность бокового износа.
2.2.8. Состояние пути в профиле (по просадкам), по уровню, ширине колеи и направлению в плане должно систематически проверяться вагоном - путеизмерителем с оценкой отступлений в зависимости от установленных скоростей движения.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА
И СОДЕРЖАНИЯ ПУТИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
3.1. Рельсы и скрепления
3.1.1. Основным типом укладываемых в путь рельсов является Р65. В пути лежат также рельсы Р75, Р50 и легче. Характеристики рельсов приведены в приложении 1 <*> к настоящей Инструкции.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
3.1.2. Стандартная длина рельсов - 25 и 12,5 м; укороченных - 24,92; 24,84; 12,46; 12,42; 12,38 м.
Длина рельсовых плетей бесстыкового пути устанавливается проектом в зависимости от местных условий.
3.1.3. Рельсы в пути как на прямых, так и на кривых участках имеют подуклонку 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал).
При деревянных шпалах такая подуклонка рельсов обеспечивается за счет металлических подкладок, а при железобетонных шпалах - за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.
Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12, а по внутренней рельсовой нити в кривых при возвышении наружной нити свыше 85 мм - соответственно 1/30 и 1/12.
Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м: на деревянных шпалах - путем затески шпал под подкладками или за счет укладки подкладок с переходной подуклонкой; на железобетонных шпалах - путем укладки брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой площадки.
3.1.4. Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных накладок и болтов с пружинными шайбами (рис. 3.1, 3.2) или тарельчатыми пружинами установленных типов.
Характеристики накладок, подкладок приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.
Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки.
Рельсы, имеющие вертикальные и горизонтальные ступеньки более указанных величин, должны соединяться переходными накладками, а на путях 4 и 5 классов может быть произведена их наплавка (пониженного конца рельса) или шлифовка. До проведения этих работ (на срок не более 3 суток) скорости пропуска поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками должны быть не более приведенных в следующей таблице:
-----------------------------T-----------------------------------¬
¦ Величина ступеньки ¦ Температура воздуха ¦
¦ +-----------------T-----------------+
¦ ¦ выше 25 °C ¦ 25 °C и ниже ¦
¦ +-----------------+-----------------+
¦ ¦ скорость, км/ч ¦ скорость, км/ч ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Более 1 до 2 ¦ 80 ¦ 50 ¦
¦Более 2 до 4 ¦ 40 ¦ 25 ¦
¦Более 4 до 5 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦Более 5 ¦ Движение закрывается ¦
L----------------------------+------------------------------------
При постоянной эксплуатации ступеньки в стыках более 2 мм не допускаются.
3.1.5. Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рис. 3.3, 3.4).
3.1.6. Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим крутящему моменту:
с пружинными одновитковыми шайбами: при рельсах типа Р65 и Р75 - 600 Нм (60 кгм); при рельсах типа Р50 - 450 Нм (45 кгм); при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) гайки затягивают с усилием 1100 Нм (110 кгм);
с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 - 350 Нм (35 кгм).
В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины "одна в одну" и затягивают гайки с крутящим моментом 600 Нм (60 кгм).
Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют:
для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Нм (30 кгм), а при высокопрочных болтах - 550 Нм (55 кгм);
для рельсов типа Р50 - 225 Нм (22,5 кгм); для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами - 175 Нм (17,5 кгм).
3.1.7. При деревянных шпалах с костыльным скреплением для уменьшения износа древесины между шпалой и металлической подкладкой при капитальном ремонте укладываются прокладки из резины или других утвержденных МПС России материалов.
В кривых радиусом 1200 м и менее рекомендуется укладывать удлиненные подкладки под обеими нитями.
При раздельном скреплении на железобетонных шпалах под подошву рельса, а также между подкладкой и шпалой укладываются прокладки, выполняющие роль амортизаторов и изоляторов; при раздельном скреплении на деревянных шпалах нашпальные прокладки служат защитой от механического повреждения древесины (износа, истирания и т.д.).
3.1.8. Способы прикрепления рельсов к шпалам зависят от вида и конструкции шпал, классности пути, плана линии (табл. 3.1).
Таблица 3.1
СПОСОБЫ ПРИКРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСОВ К ШПАЛАМ
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Характеристика ¦Способы и схемы прикрепления рельсов к шпалам¦
¦ пути ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦ 1. Звеньевой путь на деревянных шпалах ¦
¦ ¦
¦Пути 1 и 2 классов¦Подкладки и рельс прикрепляются к шпале ¦
¦и пути II ¦пятью костылями ¦
¦категории, а также¦ ¦
¦все кривые радиуса¦ ¦
¦1200 м и менее; ¦ ¦
¦все мосты, тоннели¦ ¦
¦и подходы к ним на¦ ¦
¦длине 50 м ¦ ¦
¦Пути 3 ¦Двумя основными и двумя обшивочными ¦
¦и 4 класса ¦костылями, кроме стыковых и предстыковых ¦
¦ ¦шпал, на которых подклада и рельс ¦
¦ ¦скрепляется со шпалой пятью костылями. ¦
¦ ¦На путях 5 класса допускается пришивать ¦
¦ ¦подкладки к шпалам двумя (в кривых ¦
¦ ¦радиуса менее 350 м - тремя) основными ¦
¦ ¦костылями. На стыковых шпалах с двухголовыми ¦
¦ ¦накладками основные костыли располагаются в ¦
¦ ¦сторону рельса "затылком" ¦
¦ ¦
¦ 2. Бесстыковой и звеньевой путь на железобетонных шпалах ¦
¦ ¦
¦Все пути 1 - 5 ¦При раздельном скреплении рельс прикрепляется¦
¦класса независимо ¦к шпале двумя клеммами на конце шпалы, а ¦
¦от типа рельсов и ¦подкладка прикрепляется к шпале двумя ¦
¦плана линии ¦закладными болтами. При шурупном креплении - ¦
¦ ¦в соответствии с конструкцией, утвержденной ¦
¦ ¦МПС ¦
L------------------+----------------------------------------------
Примечание. Допускается применение других, утвержденных МПС, способов прикрепления рельсов к шпалам.
3.1.9. В стыках рельсов при их укладке оставляют зазоры с тем, чтобы при изменении температуры рельсы могли изменять свою длину во избежание возникновения значительных температурных сил: летом - сжатия; зимой - растяжения.
Номинальные величины стыковых зазоров для рельсов длиной 25 и 12,5 м определяются в зависимости от годовой (наибольшей из многолетних) амплитуды изменения температуры рельса по климатическим регионам (табл. 3.2).
Таблица 3.2
НОМИНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ЗАЗОРОВ
В СТЫКАХ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РЕГИОНАМ (ПРИ ДИАМЕТРЕ
ОТВЕРСТИЙ В РЕЛЬСАХ 36 ММ)
--------------T--------------------------------------------------¬
¦ Величина ¦ Температура рельсов, °C, для климатических ¦
¦ зазора, мм ¦ регионов с годовой амплитудой температуры ¦
¦ ¦ рельсов (Т) <*> ¦
¦ +---------------T------------------T---------------+
¦ ¦ Т > 100 °C ¦ Т = 90 - 100 °C ¦ Т < 90 °C ¦
+-------------+---------------+------------------+---------------+
¦ Длина рельсов 25 м ¦
¦ ¦
¦0 ¦Выше 30 ¦Выше 40 ¦Выше 50 ¦
¦1,5 ¦30 - 25 ¦40 - 35 ¦50 - 45 ¦
¦3,0 ¦25 - 20 ¦35 - 30 ¦45 - 40 ¦
¦4,5 ¦20 - 15 ¦30 - 25 ¦40 - 35 ¦
¦6,0 ¦15 - 10 ¦25 - 20 ¦35 - 30 ¦
¦7,5 ¦10 - 5 ¦20 - 15 ¦30 - 25 ¦
¦9,0 ¦5 - 0 ¦15 - 10 ¦25 - 20 ¦
¦10,5 ¦От 0 до -5 ¦10 - 5 ¦20 - 15 ¦
¦12,0 ¦От -5 до -10 ¦5 - 0 ¦15 - 10 ¦
¦13,5 ¦От -10 до -15 ¦От 0 до -5 ¦10 - 5 ¦
¦15,0 ¦От -15 до -20 ¦От -5 до -10 ¦5 - 0 ¦
¦16,5 ¦От -20 до -25 ¦От -10 до -15 ¦От 0 до -5 ¦
¦18,0 ¦От -25 до -30 ¦От -15 до -20 ¦От -5 до -10 ¦
¦19,5 ¦От -30 до -35 ¦От -20 до -25 ¦От -10 до -15 ¦
¦21,0 ¦От -35 до -40 ¦От -25 до -30 ¦От -15 до -20 ¦
¦22,0 ¦Ниже -40 ¦Ниже -30 ¦Ниже -20 ¦
¦ ¦
¦ Длина рельсов 12,5 м ¦
¦ ¦
¦0 ¦Выше 55 ¦Выше 60 ¦Выше 65 ¦
¦1,5 ¦55 - 45 ¦60 - 50 ¦65 - 55 ¦
¦3,0 ¦45 - 35 ¦50 - 40 ¦55 - 45 ¦
¦4,5 ¦35 - 25 ¦40 - 30 ¦45 - 35 ¦
¦6,0 ¦25 - 15 ¦30 - 20 ¦35 - 25 ¦
¦7,5 ¦15 - 5 ¦20 - 10 ¦25 - 15 ¦
¦9,0 ¦От +5 до -5 ¦10 - 0 ¦15 - 5 ¦
¦10,5 ¦От -5 до -15 ¦От 0 до -10 ¦От +5 до -5 ¦
¦12,0 ¦От -15 до -25 ¦От -10 до -20 ¦От -5 до -15 ¦
¦13,5 ¦От -25 до -35 ¦От -20 до -30 ¦От -15 до -25 ¦
¦15,0 ¦От -35 до -45 ¦От -30 до -40 ¦От -25 до -35 ¦
¦16,5 ¦От -45 до -55 ¦От -40 до -50 ¦От -35 до -45 ¦
¦18 ¦Ниже -55 ¦Ниже -50 ¦Ниже -45 ¦
L-------------+---------------+------------------+----------------
--------------------------------
<*> Определяется дистанцией пути для своей климатической зоны в соответствии с техническими указаниями по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути.
3.1.10. По условию предупреждения изгиба или среза стыковых болтов при низких температурах зазоры в стыках рельсов длиной 25 м не должны превышать: 22 мм - при диаметре отверстий в рельсах 36 мм; 24 мм - при диаметре отверстий 40 мм.
По условию боковой устойчивости звеньевого пути в летнее время не допускается иметь более двух подряд слитых (нулевых) зазоров при рельсах длиной 25 м и более четырех - при рельсах длиной 12,5 м, за исключением случаев, когда эти зазоры являются номинальными.
Если при наличии указанного количества слитых зазоров появляются в этом месте резкие углы в плане, необходимо оградить место неисправности сигналами остановки и немедленно приступить к ее устранению.
При превышении конструктивной величины зазоров в стыках их регулировка или разгонка должна выполняться в перво

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.03.2002 n 61 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ МИНИСТЕРСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ ДОХОДОВ ОТ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также