ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА (утв. Минобразованием РФ 15.03.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
15 марта 2002 года
Согласовано
Статс-секретарь - Первый
заместитель Председателя
Госкомспорта России
В.В.НЕЛЮБИН
13 марта 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА"
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы для получения
дополнительной квалификации "Менеджер курортного,
гостиничного дела и туризма"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (Государственные требования).
1.2. Дополнительная квалификация "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" присуждается лицам, имеющим высшее образование по направлениям и специальностям из нижеперечисленных:
230500 - социально-культурный сервис и туризм;
061100 - менеджер организаций;
060700 - государственное муниципальное управление;
231100 - юриспруденция;
510000 - естественные науки и математика;
520000 - гуманитарно-социальные науки;
550000 - технические науки;
040000 - лечебное дело и другие медицинские науки.
1.3. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является подготовка менеджеров к следующим видам деятельности:
- внедрению социального и отраслевого сервиса в санаторно-курортную сферу, туризм, гостиничное и ресторанное хозяйство;
- организации управленческого маркетинга, рекламы и логистики в туристско-курортном бизнесе;
- научным исследованиям по внедрению новых подходов к управлению персоналом курортных комплексов в условиях свободной конкуренции;
- образовательной по подготовке и переподготовке кадров для курортно-туристской отрасли.
1.4. Сферами профессиональной деятельности специалистов являются предприятия и организации санаторно-курортной, гостиничной и туристской отраслей, ресторанного бизнеса, функционирующие в условиях государственного и рыночного секторов отечественной экономики.
1.5. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1340 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма", должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям, указанным в п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца. Для всех лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, проводятся собеседования с целью определения творческих способностей и коммуникабельности, необходимых для руководящих кадров, а также опыт работы не менее года по управлению коллективом или подразделением санаторно-курортного или туристско-гостиничного комплексов.
2.2. В случае, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением и необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете подготовки слушателя по основной образовательной программе профессионального образования из числа, указанного в п. 1.2.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
3.2. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" предусматривает следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ПП - практика и/или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкости¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента ¦30 ¦
¦ ¦Понятие, сущность менеджмента, его функции в ¦ ¦
¦ ¦условиях совершенного и несовершенного рынка. ¦ ¦
¦ ¦Особенности менеджмента в России и использова- ¦ ¦
¦ ¦ние зарубежного опыта. Специфика менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в различных секторах экономики и социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Качество менеджмента, этика делового ¦ ¦
¦ ¦общения, психология менеджмента, инновационные ¦ ¦
¦ ¦программы менеджмента как основа реформирования¦ ¦
¦ ¦кадровой политики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.02 ¦Иностранный язык ¦50 ¦
¦ ¦Области использования в курортном, гостиничном ¦ ¦
¦ ¦деле, туризме, ресторанном сервисе. Специфика ¦ ¦
¦ ¦артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ¦ ¦
¦ ¦ритма нейтральной речи в изучаемом языке; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные особенности полного стиля произношения, ¦ ¦
¦ ¦характерные для сферы профессиональной коммуни-¦ ¦
¦ ¦кации; чтение транскрипции. Лексический минимум¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 учебных лексических единиц общего¦ ¦
¦ ¦и терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные грам- ¦ ¦
¦ ¦матические явления, характерные для профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации. Чтение. ¦ ¦
¦ ¦Виды текстов: несложные прагматические тексты ¦ ¦
¦ ¦и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.03 ¦Культурология и межкультурные коммуникации ¦30 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры.¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. Ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная карти-¦ ¦
¦ ¦на мира, социальные институты культуры, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная самоидентичность, культурная модерниза- ¦ ¦
¦ ¦ция. Типология культур. Этническая и националь-¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточные и¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции куль-¦ ¦
¦ ¦турной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04 ¦Правоведение ¦40 ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзакон- ¦ ¦
¦ ¦ные акты. Система российского права. Отрасли ¦ ¦
¦ ¦права. Правонарушение и юридическая ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность. Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государст- ¦ ¦
¦ ¦венной власти в Российской Федерации. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответственность ¦ ¦
¦ ¦за их нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и обязаннос-¦ ¦
¦ ¦ти супругов, родителей и детей. Ответственность¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор (конт- ¦ ¦
¦ ¦ракт). Трудовая дисциплина и ответственность за¦ ¦
¦ ¦ее нарушение. Административные правонарушения и¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.05 ¦Социальная психология ¦30 ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Струк-¦ ¦
¦ ¦тура психики. Соотношение сознания и бессоз- ¦ ¦
¦ ¦нательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. Воображе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Мышление и интеллект. Творчество. Внима- ¦ ¦
¦ ¦ние. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. Межлич- ¦ ¦
¦ ¦ностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Личность человека как устойчивая система ¦ ¦
¦ ¦общественно значимых черт его характера и ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-психологических особенностей, ¦ ¦
¦ ¦предъявляемых им во взаимодействии с другим ¦ ¦
¦ ¦человеком. ¦ ¦
¦ ¦Различные подходы к определению личности ¦ ¦
¦ ¦человека, к установлению его структуры. Система¦ ¦
¦ ¦социально-биологических подструктур личности ¦ ¦
¦ ¦человека по А.Г. Гройсману. Направленность ¦ ¦
¦ ¦личности: система мотивов, взгляды, мировоз- ¦ ¦
¦ ¦зрение, уже сформированный жизненный опыт, ¦ ¦
¦ ¦нравственные ориентиры и ценности, потребности,¦ ¦
¦ ¦материальные возможности. ¦ ¦
¦ ¦Потребности человека. Виды потребностей: биоло-¦ ¦
¦ ¦гические, социальные, идеальные. Социализация ¦ ¦
¦ ¦потребностей. Способы удовлетворения потреб- ¦ ¦
¦ ¦ностей, безопасные для человека и общества в ¦ ¦
¦ ¦целом: сроки, нормы удовлетворения. ¦ ¦
¦ ¦Психология делового общения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Общее представление о психологическом общении. ¦ ¦
¦ ¦Функции, механизмы, средства, структура общения¦ ¦
¦ ¦как науки. Профессиональное общение. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место общения в структуре делового взаимодейст-¦ ¦
¦ ¦вия. Взаимосвязь общения с учетом индивидуаль- ¦ ¦
¦ ¦ных особенностей человека. ¦ ¦
¦ ¦Взаимное познание в процессе взаимодействия с ¦ ¦
¦ ¦партнерами по общению. Методика самопознания. ¦ ¦
¦ ¦Формирование индивидуального стиля общения. ¦ ¦
¦ ¦Речевые уровни уверенного поведения. ¦ ¦
¦ ¦Технология общения в различных деловых ¦ ¦
¦ ¦ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦Субъектная, предметная, инструментальная и ¦ ¦
¦ ¦процедурная составляющие технологии общения. ¦ ¦
¦ ¦Вербальные-невербальные, рецептивные ¦ ¦
¦ ¦продуктивные коммуникативные умения. ¦ ¦
¦ ¦Психотехника общения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.06 ¦Социология ¦30 ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. ¦ ¦
¦ ¦Мировая система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и социа- ¦ ¦
¦ ¦льная мобильность. Понятие социального статуса.¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Общественное мнение как институт граждан- ¦ ¦
¦ ¦ского общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, социальных¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. Личность как социальный ¦ ¦
¦ ¦тип. Социальный контроль и девиация. Личность ¦ ¦
¦ ¦как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.07 ¦Основы предпринимательской деятельности ¦50 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ложение и его факторы. Закон убывающей предель-¦ ¦
¦ ¦ной производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равнове- ¦ ¦
¦ ¦сие и благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. Равно-¦ ¦
¦ ¦весие на денежном рынке. Денежный мультиплика- ¦ ¦
¦ ¦тор. Банковская система. Денежно-кредитная ¦ ¦
¦ ¦политика. Экономический рост и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс.¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.00 ¦СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦530 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.01 ¦История курортного дела и туризма ¦40 ¦
¦ ¦Исторические основы курортного дела и туризма ¦ ¦
¦ ¦в различные периоды формирования человеческого ¦ ¦
¦ ¦общества. Исторические этапы использования че- ¦ ¦
¦ ¦ловеком природных лечебных факторов и туризма ¦ ¦
¦ ¦как фактора познания окружающего мира и органи-¦ ¦
¦ ¦затора межгосударственных связей в историческом¦ ¦
¦ ¦аспекте. Исторические этапы развития курортного¦ ¦
¦ ¦дела в Российской Федерации: допетровский, пет-¦ ¦
¦ ¦ровский, романовский, советский и современный ¦ ¦
¦ ¦перестроечный. Роль курортного дела и туризма ¦ ¦
¦ ¦как секторов рыночной экономики и факторов ¦ ¦
¦ ¦оздоровления и организации отдыха ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.02 ¦Информатика ¦30 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика про- ¦ ¦
¦ ¦цессов сбора, передачи, обработки и накопления ¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; ме-¦ ¦
¦ ¦тоды защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.03 ¦Общая и социальная экология ¦20 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проб- ¦ ¦
¦ ¦лемы окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов ¦ ¦
¦ ¦и охраны природы; основы экономики природопо- ¦ ¦
¦ ¦льзования; экозащитная техника и технологии; ¦ ¦
¦ ¦основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.04 ¦Туристско-рекреационные ресурсы ¦40 ¦
¦ ¦Понятие о рекреационных природных ресурсах: ¦ ¦
¦ ¦туристские, курортные, рекреационно-оздоровите-¦ ¦
¦ ¦льные, познавательные, спортивные. Региональное¦ ¦
¦ ¦и экономическое зонирование рекреационных ре- ¦ ¦
¦ ¦сурсов. Туристско-рекреационные ресурсы и ку- ¦ ¦
¦ ¦рортная инфраструктура как факторы оздоровления¦ ¦
¦ ¦и внедрения основ здорового образа жизни, ¦ ¦
¦ ¦восстановления и укрепления трудовых ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Туристско-рекреационные ресурсы в оздоровлении ¦ ¦
¦ ¦подрастающего поколения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.05 ¦Сервисная деятельность ¦60 ¦
¦ ¦Сервисная деятельность как форма удовлетворения¦ ¦
¦ ¦потребностей человека. Социальные предпосылки ¦ ¦
¦ ¦возникновения и развития сервисной деятельнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Вопросы истории развития сервиса в России. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "контактной зоны" как сферы реализации ¦ ¦
¦ ¦сервисной деятельности. Виды сервисной деятель-¦ ¦
¦ ¦ности. Взаимоотношения специалиста по сервису ¦ ¦
¦ ¦и туризму и клиента в процессе осуществления ¦ ¦
¦ ¦сервисной деятельности. Теория организации ¦ ¦
¦ ¦обслуживания. Предприятия, оказывающие услуги ¦ ¦
¦ ¦населению. Разновидность услуг и их характерис-¦ ¦
¦ ¦тика. Теория и практика сервиса с учетом нацио-¦ ¦
¦ ¦нальных, региональных, этнических, демографи- ¦ ¦
¦ ¦ческих и природно-климатических особенностей ¦ ¦
¦ ¦обслуживания. Индивидуальное обслуживание как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельный вид профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.06 ¦Психология делового общения ¦30 ¦
¦ ¦Общее представление о методах в психологии. ¦ ¦
¦ ¦Методики психодиагностики: экспресс-диагностика¦ ¦
¦ ¦потребностей, мотивов, целей потребителя. ¦ ¦
¦ ¦Совокупность явлений, составляющих основу пси- ¦ ¦
¦ ¦ходиагностического поля личности потребителя; ¦ ¦
¦ ¦диагностика потребителя до начала контакта с ¦ ¦
¦ ¦ним. Поведенческая диагностика вербальных и ¦ ¦
¦ ¦невербальных средств общения. Составление ¦ ¦
¦ ¦социально-психологического паспорта личности ¦ ¦
¦ ¦потребителя. ¦ ¦
¦ ¦Приемы изучения личности потребителя: первое ¦ ¦
¦ ¦впечатление, экспетации (ожидание), эмпатия, ¦ ¦
¦ ¦общительность. Выделение главных психологичес- ¦ ¦
¦ ¦ких особенностей потребителя - партнера по ¦ ¦
¦ ¦общению. ¦ ¦
¦ ¦Поведение человека как проявление отношения к ¦ ¦
¦ ¦чему-либо или к кому-либо. Внутреннее (системы ¦ ¦
¦ ¦взглядов, убеждений и т.д.) и внешнее (мимика, ¦ ¦
¦ ¦жесты, поза, походка, осанка, речь) поведение. ¦ ¦
¦ ¦Поведение в процессе взаимодействия специалиста¦ ¦
¦ ¦по сервису и туризму с потребителем услуг. ¦ ¦
¦ ¦Теория влияния внешнего облика и речевого ¦ ¦
¦ ¦поведения работника курортной сферы и туризма ¦ ¦
¦ ¦на личность потребителя. Содержание и разновид-¦ ¦
¦ ¦ности внешнего облика человека: мобилизация ¦ ¦
¦ ¦как состояние готовности к предстоящим дейст- ¦ ¦
¦ ¦виям; эмоциональное состояние; мимика, жесты, ¦ ¦
¦ ¦выражение глаз. ¦ ¦
¦ ¦Психологический конфликт и пути его благоприят-¦ ¦
¦ ¦ного разрешения. Социально-психологический ¦ ¦
¦ ¦тренинг делового общения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Тренинги: по диагностике поведения, по практи- ¦ ¦
¦ ¦ческому оказанию влияния на человека своим ¦ ¦
¦ ¦поведением ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.07 ¦Профессиональная этика и деловой этикет ¦30 ¦
¦ ¦Понятие этики как науки и явления духовной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Нормативные образцы личности. Понятие¦ ¦
¦ ¦профессиональной этики. Этика сферы предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательства. Управленческая этика. Этика парт- ¦ ¦
¦ ¦нерских отношений в сфере социально-культурного¦ ¦
¦ ¦сервиса и туризма. ¦ ¦
¦ ¦Этика специалиста социально-культурного сервиса¦ ¦
¦ ¦и туризма. ¦ ¦
¦ ¦Этикет как социальное явление. История ¦ ¦
¦ ¦мирового этикета. Задачи этикета: соединение ¦ ¦
¦ ¦сфер взаимоотношений людей в обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовой и нравственный аспект. Требования ¦ ¦
¦ ¦современного этикета. Этикет делового человека.¦ ¦
¦ ¦Культура одежды делового человека. Поведение ¦ ¦
¦ ¦в общественных местах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.08 ¦Валеология ¦20 ¦
¦ ¦Здоровье как социальная ценность. Социальная ¦ ¦
¦ ¦медицина. Социально-гигиенические проблемы ¦ ¦
¦ ¦нарушения здоровья. Здоровье и образ жизни. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления организации медицинской ¦ ¦
¦ ¦помощи населению. Организация медико-социально-¦ ¦
¦ ¦го патронажа. Физиология и патология репродук- ¦ ¦
¦ ¦ции. Организация валеологических услуг ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.09 ¦Экономика курортного дела и туризма ¦30 ¦
¦ ¦Предмет и задачи курса экономики курортного ¦ ¦
¦ ¦дела и туризма. Экономическое пространство ¦ ¦
¦ ¦курортной сферы и туризма. Материальное состоя-¦ ¦
¦ ¦ние населения, его структура, дифференциация ¦ ¦
¦ ¦и динамика. Организационно-экономические основы¦ ¦
¦ ¦социального обеспечения и страхования; источни-¦ ¦
¦ ¦ки, принципы и порядок финансирования социаль- ¦ ¦
¦ ¦но-культурной сферы; социальные льготы; налого-¦ ¦
¦ ¦обложение; благотворительное финансирование ¦ ¦
¦ ¦курортной сферы; расчетная деятельность в ¦ ¦
¦ ¦курортном деле и туризме; оплата труда специа- ¦ ¦
¦ ¦листов курортного сервиса и туризма. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство как особый вид профессиона-¦ ¦
¦ ¦льной деятельности. Идеология и история разви- ¦ ¦
¦ ¦тия предпринимательской деятельности. Типология¦ ¦
¦ ¦и структура предпринимательской деятельности в ¦ ¦
¦ ¦курортной сфере и туризме. Организационные и ¦ ¦
¦ ¦государственно-правовые основы и формы предпри-¦ ¦
¦ ¦нимательской деятельности в курортной сфере и ¦ ¦
¦ ¦туризме. Условия осуществления предпринимате- ¦ ¦
¦ ¦льской деятельности в курортном бизнесе и ¦ ¦
¦ ¦туризме. Субъекты и объекты предпринимательской¦ ¦
¦ ¦деятельности в курортной сфере и туризме. ¦ ¦
¦ ¦Особенности развития и совершенствования малых ¦ ¦
¦ ¦предприятий в курортной и туристской сферах. ¦ ¦
¦ ¦Формы государственной поддержки развития малого¦ ¦
¦ ¦предпринимательства и их совершенствования. ¦ ¦
¦ ¦Социальная защита предпринимателей и охрана ¦ ¦
¦ ¦прав потребителей ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.10 ¦Менеджмент в курортном деле и туризме ¦60 ¦
¦ ¦Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущ- ¦ ¦
¦ ¦ность и функции менеджмента, опыт менеджмента ¦ ¦
¦ ¦за рубежом, возможность его использования в ¦ ¦
¦ ¦России. Специфика менеджмента в сфере сервиса и¦ ¦
¦ ¦туризма: цели и задачи управления предприятием,¦ ¦
¦ ¦организация работы по управлению предприятием, ¦ ¦
¦ ¦система коммуникаций, стратегическое и текущее ¦ ¦
¦ ¦планирование, методы принятия решений, внутрен-¦ ¦
¦ ¦няя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и ¦ ¦
¦ ¦туризма, качество менеджера, работа менеджера, ¦ ¦
¦ ¦создание системы мотивации труда, организация ¦ ¦
¦ ¦контроля за деятельностью подчиненных; иннова- ¦ ¦
¦ ¦ционная программа менеджера, риск-менеджмент, ¦ ¦
¦ ¦этика делового общения; управление конфликтами;¦ ¦
¦ ¦психология менеджмента; внешние связи и ¦ ¦
¦ ¦возможности менеджмента, налаживание ¦ ¦
¦ ¦взаимовыгодного сотрудничества ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.11 ¦Маркетинг в курортном деле и туризме ¦30 ¦
¦ ¦Маркетинг как инструмент развития сферы сервиса¦ ¦
¦ ¦и туризма в условиях рыночной экономики: ¦ ¦
¦ ¦понятие сущности маркетинга, маркетинговая ¦ ¦
¦ ¦стратегия, система маркетинга, ее особенности, ¦ ¦
¦ ¦исследования рынка услуг, политика цен, ¦ ¦
¦ ¦продвижение услуг, маркетинг-микс и ¦ ¦
¦ ¦маркетинговый контроль, организация и ¦ ¦
¦ ¦деятельность маркетинговой службы предприятия, ¦ ¦
¦ ¦маркетинговая коммуникация, международный ¦ ¦
¦ ¦маркетинг, внешнеэкономический маркетинг - ¦ ¦
¦ ¦особая составная часть маркетинга, специфика ¦ ¦
¦ ¦международного маркетинга в России. Контролинг ¦ ¦
¦ ¦в системе маркетинга ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.12 ¦Информационные технологии в курортном деле и ¦20 ¦
¦ ¦туризме. Оргтехника ¦ ¦
¦ ¦Современные виды информационного обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Принципы автоматизации и электронизации ¦ ¦
¦ ¦учреждений: электронизация документирования и ¦ ¦
¦ ¦документооборота, устройства создания электрон-¦ ¦
¦ ¦ной информации, электронные справочные службы ¦ ¦
¦ ¦(видеотека, телетекст, телеавтограф), каналы и ¦ ¦
¦ ¦сети электронной почты. Офисное оборудование. ¦ ¦
¦ ¦Ксерокс. Факсимильный аппарат. Автоответчик. ¦ ¦
¦ ¦Персональные средства. Периферийные устройства ¦ ¦
¦ ¦персональных компьютеров. Устройства ввода. ¦ ¦
¦ ¦Устройства вывода. Принтеры. Плоттеры. Сетевые ¦ ¦
¦ ¦устройства. Модемы. Средства мультимедиа. ¦ ¦
¦ ¦Средства презентаций. ¦ ¦
¦ ¦Концепция развития средств связи индивидуально-¦ ¦
¦ ¦го назначения. Электросвязь. Основы телефонии. ¦ ¦
¦ ¦Сотовая, транкинговая и пейджинговая связь. ¦ ¦
¦ ¦Сервисное обеспечение оргтехники ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.13 ¦Стандартизация и сертификация курортных и ¦50 ¦
¦ ¦туристских услуг ¦ ¦
¦ ¦Исторические основы развития стандартизации и ¦ ¦
¦ ¦сертификации. Сертификация, ее роль в повышении¦ ¦
¦ ¦качества продукции и развитие на международном,¦ ¦
¦ ¦региональном и национальном уровнях. Правовые ¦ ¦
¦ ¦основы стандартизации. Международная организа- ¦ ¦
¦ ¦ция по стандартизации (ИСО). Основные положения¦ ¦
¦ ¦государственной системы стандартизации ГСС. ¦ ¦
¦ ¦Научная база стандартизации. Определение опти- ¦ ¦
¦ ¦мального уровня унификации и стандартизации. ¦ ¦
¦ ¦Государственный контроль и надзор за соблюде- ¦ ¦
¦ ¦нием требований государственных стандартов. ¦ ¦
¦ ¦Основные цели и объекты сертификации. Термины ¦ ¦
¦ ¦и определения в области сертификации. Качество ¦ ¦
¦ ¦продукции и защита потребителя. Схемы и системы¦ ¦
¦ ¦сертификации. Условия осуществления сертифика- ¦ ¦
¦ ¦ции. Обязательная и добровольная сертификация. ¦ ¦
¦ ¦Правила и порядок проведения сертификации. ¦ ¦
¦ ¦Органы по сертификации и испытательные лабора- ¦ ¦
¦ ¦тории. Аккредитация органов по сертификации и ¦ ¦
¦ ¦испытательных лабораторий. Сертификация услуг. ¦ ¦
¦ ¦Сертификация систем качества ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.14 ¦Курортное дело с основами курортологии ¦70 ¦
¦ ¦Основные понятия о курортологии, курортном ¦ ¦
¦ ¦деле, санаторно-курортной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Методология, понятийный аппарат курортологии, ¦ ¦
¦ ¦курортного дела. Классификация санаторно- ¦ ¦
¦ ¦курортных организаций и курортных факторов, ¦ ¦
¦ ¦используемых в целях лечения, организации ¦ ¦
¦ ¦отдыха и оздоровления. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и правовые основы курортного ¦ ¦
¦ ¦дела. Подходы к реформированию отечественной ¦ ¦
¦ ¦санаторно-курортной сферы ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01 ¦Дисциплины специализации ¦170 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.01¦Техника и технология курортного, гостиничного ¦40 ¦
¦ ¦сервиса и туризма ¦ ¦
¦ ¦Задачи технического и технологического ¦ ¦
¦ ¦оснащения предприятий и учреждений гостиничной ¦ ¦
¦ ¦курортной сферы и туризма. Направления техни- ¦ ¦
¦ ¦ческого прогресса в курортном деле и туризме. ¦ ¦
¦ ¦Использование технических средств в оказании ¦ ¦
¦ ¦курортных и туристских услуг. Современные ¦ ¦
¦ ¦технологии в курортном деле и туризме ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.02¦Правовое обеспечение в курортном деле и ¦20 ¦
¦ ¦туризме ¦ ¦
¦ ¦Цели и задачи правового обеспечения курортного ¦ ¦
¦ ¦дела и туризма. Классификация направлений ¦ ¦
¦ ¦правового обеспечения курортной сферы. Оказание¦ ¦
¦ ¦правовых и консалтинговых услуг населению. ¦ ¦
¦ ¦Правовое регулирование взаимоотношений в ¦ ¦
¦ ¦курортном деле и туризме ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.03¦Реклама в курортном деле и туризме ¦30 ¦
¦ ¦Предмет и сущность рекламы; виды рекламы; ¦ ¦
¦ ¦традиции и современное состояние, возможности ¦ ¦
¦ ¦новаторства и творчества; связь рекламы со ¦ ¦
¦ ¦смежными понятиями: агитация, популяризация, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, привитие хорошего вкуса и тому ¦ ¦
¦ ¦подобное; сочетание речевого воздействия с ¦ ¦
¦ ¦другими факторами рекламы; средства и приемы ¦ ¦
¦ ¦рекламного стиля, речи; объекты рекламы; ¦ ¦
¦ ¦зависимость языка рекламы от объекта рекламы и ¦ ¦
¦ ¦типа рекламополучателя, его менталитета; ¦ ¦
¦ ¦рекламные жанры; реклама и вопросы этики, ¦ ¦
¦ ¦юридической ответственности; авторское право ¦ ¦
¦ ¦на рекламные произведения: языковые компоненты ¦ ¦
¦ ¦рекламы; рекламная лексика, семиотика, ¦ ¦
¦ ¦грамматическая специфика; речевая структура; ¦ ¦
¦ ¦художественно-изобразительные средства ¦ ¦
¦ ¦рекламы; композиция рекламы; объем рекламы в ¦ ¦
¦ ¦курортном деле и туризме ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.04¦Связь с общественностью (Паблик рилейшнз) ¦20 ¦
¦ ¦Определение паблик рилейшнз и ее особенности в ¦ ¦
¦ ¦деловой, политической, академической и другой ¦ ¦
¦ ¦среде. Коммуникационная среда предприятия; виды¦ ¦
¦ ¦коммуникаций. Реляционные и информационные типы¦ ¦
¦ ¦сообщений в управленческих коммуникациях. ¦ ¦
¦ ¦Модели принятия решений в процессе переговоров.¦ ¦
¦ ¦Организация программ и компаний паблик рилейшнз¦ ¦
¦ ¦в мезосреде фирмы. Макросреда фирмы; цели и ¦ ¦
¦ ¦задачи. Макроимидж фирмы. Средства массовой ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, их классификация и назначение ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.05¦Документационное обеспечение управления ¦30 ¦
¦ ¦курортным делом и туризмом ¦ ¦
¦ ¦Государственная система документационного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управления. Роль документационного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения в совершенствовании управления ¦ ¦
¦ ¦предприятиями и учреждениями курортной сферы и ¦ ¦
¦ ¦туризма. Управленческие структуры курортного ¦ ¦
¦ ¦дела и туризма. Документооборот предприятий и ¦ ¦
¦ ¦учреждений курортного сервиса и туризма и его ¦ ¦
¦ ¦особенности, организация делопроизводства ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.01.06¦Инновации в курортном деле и туризме ¦30 ¦
¦ ¦Понятие и содержание инновационных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Курортное дело и туризм как мобильно развиваю- ¦ ¦
¦ ¦щаяся сфера деятельности. Инновационные процес-¦ ¦
¦ ¦сы в курортном деле и туризме. Перспективные ¦ ¦
¦ ¦инновационные проекты в курортной сфере и ¦ ¦
¦ ¦туризме ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.02 ¦Дисциплины по выбору ¦160 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.02.01¦Организация обслуживания в гостиничных ¦70 ¦
¦ ¦и санаторно-курортных комплексах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.02.02¦Организация и технология обслуживания ¦50 ¦
¦ ¦в ресторанах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДС.02.03¦Методология управления персоналом организации ¦40 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦1120 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.00 ¦Практика ¦100 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.01 ¦Ознакомительная практика ¦30 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦П.02 ¦Специализированная практика в соответствии ¦70 ¦
¦ ¦с профессиональной специализацией ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ИА.01 ¦Подготовка и сдача государственного экзамена ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ИА.01 ¦Подготовка и защита выпускной и ¦120 ¦
¦ ¦квалификационной работы ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов трудоемкости ¦1340 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
5. Условия реализации программы
Права и обязанности учебного заведения ДПО, реализующего дополнительную профессиональную программу "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" для получения дополнительной квалификации.
5.1. Учебное заведение ДПО, реализующее программу "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма", имеет право проводить входное тестирование, при котором особое внимание должно быть обращено на выявление творческих способностей претендентов. Учебное заведение ДПО имеет право засчитывать слушателям дисциплины, являющиеся составной частью данной программы, в случае если они освоены в порядке профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности или повышения квалификации и отличаются по объему не более чем на 20%.
Учебное заведение имеет право провести некоторые дисциплины в форме экстерната с проведением всех тестовых испытаний, если такие дисциплины освоены за время обучения в вузе или ДПО, но отличаются по содержанию и объему более чем на 20%. Учебное заведение ДПО обязано обеспечить качественную реализацию программы, иметь договора с ведущими курортно-туристскими и гостиничными комплексами для проведения производственной практики и/или стажировки.
5.2. Требования к кадрам, ведущим учебный процесс.
Профессорско-преподавательский состав должен отвечать современным требованиям, иметь базовое образование, авторские учебные курсы, монографии, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, опыт педагогической деятельности в системе повышения квалификации, систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью по проблеме данного курса. К чтению прикладных курсов могут привлекаться ведущие руководители и специалисты курортно-туристских и гостиничных комплексов, администрации городов-курортов.
5.3. Материально-техническое обеспечение.
Реализация образовательного процесса должна обеспечиваться доступом каждого слушателя к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, выпускной квалификационной работе, практикам, а также обеспечиваться наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Материально-техническая база должна обеспечивать проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы слушателей, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствовать действующим санитарно-техническим нормам.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОЛУЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО,
ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА"
---------T------------------T------T---------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование ¦Всего ¦ Аудиторные ¦Форма ¦
¦ ¦ дисциплин и их ¦часов +------T------T-------+конт- ¦
¦ ¦ основные разделы ¦трудо-¦Лекц. ¦Семи- ¦Самост.¦роля ¦
¦ ¦ ¦емкос-¦(ауд.)¦нары, ¦работа ¦ ¦
¦ ¦ ¦ти ¦ ¦практ.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тре- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нинги ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.п.¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.00 ¦ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦НЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.01 ¦Основы ¦30 ¦12 ¦12 ¦6 ¦зачет ¦
¦ ¦менеджмента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.02 ¦Иностранный язык ¦50 ¦16 ¦16 ¦18 ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.03 ¦Культурология и ¦30 ¦12 ¦8 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦межкультурные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.04 ¦Правоведение ¦40 ¦12 ¦12 ¦16 ¦зачет ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.05 ¦Социальная ¦30 ¦12 ¦10 ¦8 ¦ ¦
¦ ¦психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.06 ¦Социология ¦30 ¦10 ¦10 ¦10 ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ОПД.07 ¦Основы предпри- ¦50 ¦20 ¦20 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦нимательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ ¦Итого часов ОПД ¦260 ¦94 ¦88 ¦78 ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.00 ¦СПЕЦИАЛЬНЫЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ДИСЦИПЛИНЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.01 ¦История курортного¦40 ¦18 ¦16 ¦6 ¦зачет ¦
¦ ¦дела и туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.02 ¦Информатика ¦30 ¦10 ¦14 ¦6 ¦зачет ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.03 ¦Общая и социальная¦20 ¦8 ¦2 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦экология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.04 ¦Туристско-рекреа- ¦40 ¦16 ¦10 ¦14 ¦ ¦
¦ ¦ционные ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.03 ¦Сервисная ¦60 ¦30 ¦10 ¦20 ¦экзамен¦
¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.06 ¦Психология ¦30 ¦14 ¦6 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦делового общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.07 ¦Профессиональная ¦30 ¦12 ¦8 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦этика и этикет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.08 ¦Валеология ¦20 ¦10 ¦4 ¦6 ¦экзамен¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.9 ¦Экономика ¦30 ¦14 ¦6 ¦10 ¦ ¦
¦ ¦курортного дела ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.10 ¦Менеджмент в ¦60 ¦30 ¦10 ¦20 ¦экзамен¦
¦ ¦курортном деле ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туризме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.11 ¦Маркетинг в ¦30 ¦10 ¦6 ¦14 ¦зачет ¦
¦ ¦курортном деле ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туризме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.12 ¦Информационные ¦20 ¦6 ¦8 ¦6 ¦зачет ¦
¦ ¦технологии в ку- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рортном деле и ту-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ризме. Оргтехника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.13 ¦Стандартизация ¦50 ¦20 ¦10 ¦20 ¦зачет ¦
¦ ¦и сертификация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦курортных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристских услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦СД.14 ¦Курортное дело ¦70 ¦30 ¦10 ¦30 ¦экзамен¦
¦ ¦с основами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦курортологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ ¦Итого часов СД ¦530 ¦228 ¦116 ¦186 ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01 ¦Дисциплины ¦170 ¦78 ¦36 ¦56 ¦ ¦
¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.01¦Техника и техноло-¦40 ¦20 ¦10 ¦10 ¦экзамен¦
¦ ¦гия курортного, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гостиничного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сервиса и туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.02¦Правовое обеспече-¦20 ¦8 ¦2 ¦10 ¦зачет ¦
¦ ¦ние в курортном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деле и туризме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.03¦Реклама в ¦30 ¦12 ¦8 ¦10 ¦зачет ¦
¦ ¦курортном деле ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туризме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.04¦Связь с ¦20 ¦8 ¦4 ¦8 ¦зачет ¦
¦ ¦общественностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Паблик рилейшнз) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.05¦Документационное ¦30 ¦16 ¦6 ¦8 ¦зачет ¦
¦ ¦обеспечение управ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ления курортным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦делом и туризмом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.01.06¦Инновации в ¦30 ¦14 ¦6 ¦10 ¦зачет ¦
¦ ¦курортном деле ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и туризме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.02 ¦Дисциплины по ¦160 ¦82 ¦38 ¦40 ¦ ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.02.01¦Организация обслу-¦70 ¦36 ¦14 ¦20 ¦экзамен¦
¦ ¦живания в гости- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ничных и санатор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦но-курортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.02.02¦Организация и тех-¦50 ¦26 ¦14 ¦10 ¦экзамен¦
¦ ¦нология обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния в ресторанах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ДС.02.03¦Методология управ-¦40 ¦20 ¦10 ¦10 ¦зачет ¦
¦ ¦ления персоналом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+------------------+------+------+------+-------+-------+
¦ ¦Итого часов теоре-¦1120 ¦480 ¦266 ¦374 ¦ ¦
¦ ¦тического обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+------------------+------+------+------+-------+--------
6. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших дополнительную профессиональную
образовательную программу "Менеджер курортного,
гостиничного дела и туризма"
6.1. Менеджеру необходимо знать:
возможности современных научных методов познания природы;
основы современных дисциплин о человеке, его потребностях, в том числе и рекреационных;
методы и технологии удовлетворения социально-экономических, культурных и туристско-рекреационных потребностей индивида, семьи и общества;
законодательство в сфере экономики, социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
нормы делового этикета, деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере курортного дела и туризма;
правила и нормы по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных социальных и информационных технологий.
6.2. Необходимо иметь:
научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, навыки физического самосовершенствования.
6.3. Необходимо владеть:
современными экономико-информационными технологиями и методами сбора, хранения и обработки данных при по

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 15.03.2002 n 873 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также