ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ И ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПНЕВМОХОДУ В ЭНЕРГЕТИКЕ. РД 153-34.0-03.420-2002 (утв. Минэнерго РФ 15.03.2002, РАО ЕЭС России 19.02.2002)


Утверждены
Министерством энергетики
Российской Федерации
15 марта 2002 года
РАО "ЕЭС России"
19 февраля 2002 года
Согласовано
письмом Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 14 февраля 2002 г. N 879-КЛ
ВРК "Электропрофсоюз"
6 февраля 2002 года
Вводятся в действие
с 1 октября 2002 года
ПРАВИЛА
ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ И ДРУГИХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПНЕВМОХОДУ
В ЭНЕРГЕТИКЕ
РД 153-34.0-03.420-2002
Правила содержат требования безопасности при организации транспортных работ к руководителям работ, к техническому состоянию транспортных средств и транспортных коммуникаций, состоянию внутрипроизводственной территории и производственным помещениям, погрузочно - разгрузочным работам и организации перевозок грузов, а также безопасности движения.
Правила предназначены для руководителей и специалистов организаций энергетики, владельцев транспортных средств, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание автомобилей, колесных тракторов, автопогрузчиков, механизированных тележек, мотоциклов и других транспортных средств на пневмоходу.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике разработаны АООТ "Проектэнергомаш" по заданию РАО "ЕЭС России" при участии Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей.
Правила содержат требования безопасности при организации транспортных работ к руководителям работ, к техническому состоянию транспортных средств и транспортных коммуникаций, состоянию внутрипроизводственной территории и производственным помещениям, погрузочно - разгрузочным работам и организации перевозок грузов, а также безопасности движения.
Правила предназначены для руководителей и специалистов организаций энергетики, владельцев транспортных средств, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание автомобилей, колесных тракторов, автопогрузчиков, механизированных тележек, мотоциклов и других транспортных средств на пневмоходу.
Данные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РО-200-01-95) и другими нормативными правовыми актами по охране труда и безопасности дорожного движения.
Замечания и предложения по Правилам охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике направлять в АООТ "Проектэнергомаш" по адресу: 109248, Москва, Рязанский проспект, д. 30/15.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
--------------------T--------------------------------------------¬
¦ Термин ¦ Определение ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Автодорожная ¦Хозяйственное подразделение, осуществляющее ¦
¦служба организации ¦текущий и плановые ремонты автомобильных до-¦
¦ ¦рог, принадлежащих этой организации ¦
¦ ¦ ¦
¦Автомобильная ¦Ведомственная автомобильная дорога, предназ-¦
¦дорога предприятия ¦наченная для перевозки грузов и людей орга- ¦
¦ ¦низации и находящаяся на его балансе ¦
¦ ¦ ¦
¦Автотранспортная ¦Хозяйственное подразделение организации, ¦
¦служба организации ¦обеспечивающее перевозку грузов, хранение, ¦
¦ ¦техническое обслуживание и ремонт автотранс-¦
¦ ¦портных средств организации ¦
¦ ¦ ¦
¦Безопасность ¦Состояние данного процесса, отражающее сте- ¦
¦дорожного движения ¦пень защищенности его участников от дорожно ¦
¦ ¦- транспортных происшествий и их последствий¦
¦ ¦ ¦
¦Внутриплощадочные ¦Внутренние автомобильные дороги, расположен-¦
¦автомобильные ¦ные на территории предприятий и обособленных¦
¦дороги ¦производств ¦
¦ ¦ ¦
¦Водитель ¦Лицо, управляющее каким-либо транспортным ¦
¦ ¦средством. К водителю приравнивается обуча- ¦
¦ ¦ющий вождению ¦
¦ ¦ ¦
¦Внутризаводской ¦Транспортные средства, обеспечивающие техно-¦
¦транспорт ¦логические перевозки между цехами, объектами¦
¦ ¦на внутренней территории организации. ¦
¦ ¦К внутризаводскому транспорту относятся: ав-¦
¦ ¦томобили, тракторы, мотоциклы, автотягачи с ¦
¦ ¦прицепом, электро- и автопогрузчики, элект- ¦
¦ ¦ро- и автотележки, электрокары ¦
¦ ¦ ¦
¦Внутризаводские ¦Дороги, проезды, переезды, проходы, пешеход-¦
¦транспортные ¦ные дорожки, тротуары, устроенные на терри- ¦
¦коммуникации ¦тории организации для обеспечения передви- ¦
¦ ¦жения внутризаводского транспорта и людей ¦
¦ ¦ ¦
¦Внешние автомобиль-¦Подъездные дороги, соединяющие эти предпри- ¦
¦ные дороги промыш- ¦ятия с дорогами общего пользования, с други-¦
¦ленных предприятий ¦ми предприятиями, железнодорожными станци- ¦
¦ ¦ями, портами, рассчитанные на пропуск стан- ¦
¦ ¦дартных транспортных средств ¦
¦ ¦ ¦
¦Внутрипроизвод- ¦Дороги, расположенные на территории органи- ¦
¦ственные дороги ¦зации (электростанций, промплощадок комбина-¦
¦ ¦тов, заводов, карьеров и т.д.), обеспечиваю-¦
¦ ¦щие технологические перевозки ¦
¦ ¦ ¦
¦Габаритные ворота ¦Конструкция, состоящая из двух вертикальных ¦
¦ ¦стоек и горизонтальной перекладины с подве- ¦
¦ ¦шенными к ней планками на высоте, ограничи- ¦
¦ ¦вающей предельную высоту транспортного ¦
¦ ¦средства с погруженным на него грузом ¦
¦ ¦ ¦
¦Дорога ¦Обустроенная или приспособленная и использу-¦
¦ ¦емая для движения транспортных средств поло-¦
¦ ¦са земли либо поверхность искусственного со-¦
¦ ¦оружения. Дорога включает в себя одну или ¦
¦ ¦несколько проезжих частей, а также трамвай- ¦
¦ ¦ные пути, тротуары, обочины и разделительные¦
¦ ¦полосы при их наличии ¦
¦ ¦ ¦
¦Дорожное движение ¦Совокупность общественных отношений, воз- ¦
¦ ¦никающих в процессе перемещения людей ¦
¦ ¦и грузов с помощью транспортных средств или ¦
¦ ¦без таковых в пределах дорог ¦
¦ ¦ ¦
¦Дорожно - транс- ¦Событие, возникшее в процессе движения по ¦
¦портное происшест- ¦дороге транспортного средства и с его учас- ¦
¦вие ¦тием, при котором погибли или ранены люди, ¦
¦ ¦повреждены транспортные средства, сооруже- ¦
¦ ¦ния, грузы либо причинен иной материальный ¦
¦ ¦ущерб ¦
¦ ¦ ¦
¦Железнодорожный ¦Пересечение дороги с железнодорожными путями¦
¦переезд ¦на одном уровне ¦
¦ ¦ ¦
¦Крупногабаритный ¦Груз, выступающий за габариты транспортного ¦
¦груз ¦средства спереди или сзади более чем на 1 м ¦
¦ ¦или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего ¦
¦ ¦края габаритного огня ¦
¦ ¦ ¦
¦Маневренность ¦Свойство транспортных средств изменять на- ¦
¦ ¦правление движения в горизонтальной плоско- ¦
¦ ¦сти на минимальной площади ¦
¦ ¦ ¦
¦Межплощадочные ¦Дороги, соединяющие между собой обособленные¦
¦дороги ¦территории промышленных предприятий или их ¦
¦ ¦отдельные производства ¦
¦ ¦ ¦
¦Механическое ¦Транспортное средство, кроме мопеда, приво- ¦
¦транспортное ¦димое в движение двигателем. Термин распро- ¦
¦средство ¦страняется также на любые тракторы и само- ¦
¦ ¦ходные машины ¦
¦ ¦ ¦
¦Негабаритный груз ¦Груз высотой более 4,0 м от поверхности про-¦
¦ ¦езжей части, шириной более 2,5 м и превыша- ¦
¦ ¦ющий габариты транспортного средства по дли-¦
¦ ¦не на 2 м и более ¦
¦ ¦ ¦
¦Обгон ¦Опережение движущегося транспортного ¦
¦ ¦средства, связанное с выездом из занимаемой ¦
¦ ¦полосы ¦
¦ ¦ ¦
¦Обзорность ¦Свойство транспортного средства обеспечивать¦
¦ ¦геометрическую видимость дорожно - транс- ¦
¦ ¦портной ситуации водителю, находящемуся на ¦
¦ ¦рабочем месте ¦
¦ ¦ ¦
¦Обеспечение ¦Деятельность, направленная на предупреждение¦
¦безопасности ¦причин возникновения дорожно - транспортных ¦
¦дорожного движения ¦происшествий, снижение тяжести их ¦
¦ ¦последствий ¦
¦ ¦ ¦
¦Обустройство транс-¦Комплекс средств, включающих дорожные ¦
¦портных магистралей¦знаки, разметку, ограждения, направляющие ¦
¦ ¦столбики ¦
¦ ¦ ¦
¦Организация ¦Самостоятельный хозяйствующий или уполномо- ¦
¦ ¦ченный на хозяйствование субъект (АО, ОАО, ¦
¦ ¦ЗАО, электрическая станция, сетевое предпри-¦
¦ ¦ятие и др.) для производства продукции, вы- ¦
¦ ¦полнения работ и оказания услуг в целях ¦
¦ ¦удовлетворения общественных потребностей и ¦
¦ ¦получения прибыли ¦
¦ ¦ ¦
¦Организация ¦Комплекс организационно - правовых, органи- ¦
¦дорожного движения ¦зационно - технических мероприятий и распо- ¦
¦ ¦рядительных действий по управлению движением¦
¦ ¦на дорогах ¦
¦ ¦ ¦
¦Остановка ¦Преднамеренное прекращение движения транс- ¦
¦ ¦портного средства на время до 5 мин., а так-¦
¦ ¦же на большее, если это необходимо для по- ¦
¦ ¦садки или высадки пассажиров либо загрузки ¦
¦ ¦или разгрузки транспортного средства ¦
¦ ¦ ¦
¦Перекресток ¦Место примыкания или пересечения дорог на ¦
¦ ¦одном уровне, ограниченное воображаемыми ¦
¦ ¦линиями, соединяющими соответственно ¦
¦ ¦противоположные, наиболее удаленные от цент-¦
¦ ¦ра перекрестка начала закругления проезжей ¦
¦ ¦части. Не считаются перекрестками выезды с ¦
¦ ¦прилегающей территории ¦
¦ ¦ ¦
¦Прилегающая ¦Территория, прилегающая непосредственно ¦
¦территория ¦к дороге и не предназначенная для сквозного ¦
¦ ¦движения транспортных средств ¦
¦ ¦ ¦
¦Прицеп ¦Транспортное средство, не оборудованное дви-¦
¦ ¦гателем и предназначенное для движения в со-¦
¦ ¦ставе с механическим транспортным средством.¦
¦ ¦Термин распространяется также на полуприце- ¦
¦ ¦пы и прицепы - роспуски ¦
¦ ¦ ¦
¦Проезжая часть ¦Элемент дороги, предназначенный для движения¦
¦ ¦безрельсовых транспортных средств ¦
¦ ¦ ¦
¦Полоса движения ¦Любая из продольных полос проезжей части, ¦
¦ ¦обозначенная или не обозначенная разметкой ¦
¦ ¦и имеющая ширину, достаточную для движения ¦
¦ ¦автомобиля в один ряд ¦
¦ ¦ ¦
¦Разделительная ¦Конструктивно выполненный элемент дороги, ¦
¦полоса ¦разделяющий смежные проезжие части и не ¦
¦ ¦предназначенный для движения или остановки ¦
¦ ¦безрельсовых транспортных средств и пешехо- ¦
¦ ¦дов ¦
¦ ¦ ¦
¦Световая ¦Устройство, предназначенное для передачи ин-¦
¦сигнализация ¦формации о положении транспортного средства ¦
¦ ¦в пространстве (на дороге) по отношению ¦
¦ ¦к другим участникам движения, о маневрах ¦
¦ ¦и состоянии транспортных средств ¦
¦ ¦ ¦
¦Седельный тягач ¦Автомобиль - тягач, предназначенный для ¦
¦ ¦работы в сцепе с полуприцепом ¦
¦ ¦ ¦
¦Стандартный ¦Автомобиль или другое автотранспортное ¦
¦автомобиль ¦средство, удовлетворяющее условиям движения ¦
¦ ¦по автомобильным дорогам общего пользования ¦
¦ ¦и имеющее ширину не более 2,5 м, а нагрузку ¦
¦ ¦на ось - не более 100 кН ¦
¦ ¦ ¦
¦Стоянка ¦Преднамеренное прекращение движения транс- ¦
¦ ¦портных средств на время более 5 мин. по ¦
¦ ¦причине, не связанной с посадкой или высад- ¦
¦ ¦кой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой¦
¦ ¦транспортного средства ¦
¦ ¦ ¦
¦Твердое покрытие ¦Дорожное покрытие в составе дорожных одежд ¦
¦ ¦капитального, облегченного и переходного ¦
¦ ¦типов ¦
¦ ¦ ¦
¦Транспортное ¦Устройство, предназначенное для перевозки ¦
¦средство ¦по дорогам людей, грузов или оборудования, ¦
¦ ¦установленного на нем ¦
¦ ¦ ¦
¦Тротуар ¦Элемент дороги, предназначенный для движения¦
¦ ¦пешеходов и примыкающий к проезжей части или¦
¦ ¦отделенный от нее газоном ¦
¦ ¦ ¦
¦Участник дорожного ¦Лицо, принимающее непосредственное участие в¦
¦движения ¦процессе дорожного движения в качестве води-¦
¦ ¦теля или пассажира транспортного средства, ¦
¦ ¦пешехода ¦
L-------------------+---------------------------------------------
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Область применения и порядок распространения
1.1.1. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (далее - Правила) являются отраслевым нормативным документом, действия которого распространяются на все организации холдинга РАО "ЕЭС России".
1.1.2. Правила регламентируют:
вопросы безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании транспорта;
основные обязанности руководителей и работников служб транспорта;
вопросы обустройства внутренних и межплощадочных дорог, проездов, переездов, проходов, тротуаров, территории организации;
обустройство мест погрузки / разгрузки и проведение погрузочно - разгрузочных работ;
основные требования к исправности транспортных средств;
безопасность движения по внутрипроизводственным дорогам;
требования к помещениям технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
1.1.3. На предприятиях и в организациях, кроме настоящих Правил, должны выполняться требования и нормы, установленные в нормативных актах ГИБДД, госсанэпиднадзора, госпожнадзора, госгортехнадзора, госэнергонадзора и действующих Правил по охране труда на автомобильном транспорте.
1.2. Ответственные лица и их обязанности
1.2.1. Общее руководство охраной труда и безопасностью дорожного движения возлагается на руководителя организации.
1.2.2. Постоянный контроль за использованием транспорта по назначению возлагается на одного из заместителей руководителя организации.
1.2.3. Непосредственная работа по организации и контролю за обеспечением безопасного дорожного движения транспорта и охране труда при техническом обслуживании и ремонте возлагается на работника службы безопасности дорожного движения или на работника службы охраны труда.
1.2.4. Организация работы транспорта, содержание транспортных средств в исправном состоянии, работа с водительским и ремонтным персоналом возлагается на руководителя транспортного цеха (гаража).
1.2.5. Распределение функций по охране труда и безопасности между специалистами устанавливается распоряжением руководителя организации.
1.2.6. В соответствии с возложенными задачами руководитель организации, ведающий вопросами охраны труда, осуществляет:
организацию разработки и контроля планов - мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, предусматривающих обеспечение необходимых условий работы и движения транспортных средств, исправное техническое состояние транспортных средств, подготовку по охране труда работников, обслуживающих транспортные средства, а также контроль медицинского, в т.ч. психофизиологического, обслуживания работников;
организацию разработки и утверждение инструкций по охране труда, а также обеспечение ими всех работающих;
распределение функций по охране труда между специалистами;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
расследование несчастных случаев и дорожно - транспортных происшествий;
беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля на предприятие для проведения проверок, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
направление деятельности всех служб и подразделений организации на выполнение мероприятий по предупреждению аварийности, производственного травматизма, укреплению трудовой и транспортной дисциплины, оказание практической помощи в создании и оборудовании кабинета по безопасности дорожного движения и охране труда.
1.2.7. Руководитель транспортного цеха (отдела, участка, службы) обеспечивает:
содержание и выпуск на линию транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с ГОСТ Р 51709;
допуск к управлению транспортным средством только обученного и аттестованного в установленном порядке персонала, не допуская к управлению машиной необученных и неаттестованных лиц;
проведение инструктажей, обучение безопасным приемам работы, стажировку подчиненному персоналу в соответствии с нормативами по охране труда;
надзор за выполнением подчиненными работниками норм охраны труда в процессе эксплуатации и ремонта транспортных средств;
содержание в безопасном состоянии закрепленной за подразделением территории, зданий и сооружений;
содержание в образцовом порядке рабочих мест, обеспечение каждого рабочего места плакатами и инструкциями по охране труда;
наличие исправного инструмента, приспособлений, средств защиты, спецодежды согласно установленным нормам;
необходимые меры по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
проведение совместно с отделом кадров предварительных (предрейсовых) и периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 29.09.89 N 555, Приказом Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора России от 05.10.95 N 280/88 и Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90;
анализ причин дорожно - транспортных происшествий и нарушений норм безопасности;
подготовку предложений руководителю организации по улучшению состояния эксплуатации транспорта, улучшению условий труда и соответствующих организационно - распорядительных документов;
контроль состояния внутриобъектных и межплощадочных дорог, дорожных знаков, плакатов безопасности, разметки дорожных покрытий;
организацию обучения, стажировки, дублирования инструктажей и проверок знаний работников, обслуживающих транспорт;
соблюдение режима труда и отдыха работников, установленных законодательством;
выполнение предписаний органов контроля и предоставление им информации о состоянии условий труда и производственном травматизме на предприятии.
1.2.8. Работник, ответственный за безопасность дорожного движения и охрану труда:
разрабатывает совместно с другими отделами, службами и представляет на утверждение руководству планы мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, предусматривающих контроль за техническим состоянием транспортных средств, укреплению дисциплины водительского и обслуживающего персонала, повышению его профессионального уровня, обеспечению соответствующих дорожных условий на маршрутах регулярного движения, а также планы мероприятий по охране труда. Осуществляет контроль за выполнением указанных планов;
разрабатывает план работы кабинета безопасности дорожного движения и охраны труда и принимает меры по его выполнению;
осуществляет контроль и проверку служб и подразделений предприятия в части выполнения ими требований нормативных документов по обеспечению безопасности движения и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений;
участвует в оформлении и установке схематического плана движения транспортных средств и пешеходов по территории предприятия;
ведет учет производственного травматизма, дорожно - транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, анализирует причины их возникновения, готовит по этим вопросам доклады руководству;
принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно - транспортных происшествий, а также в выявлении нарушений норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятий;
контролирует наличие на каждом рабочем месте инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка;
составляет месячные графики дежурств специалистов по проверке работы транспортных средств на линии;
проводит совместно со специалистами выборочные проверки технического состояния транспортных средств;
ежемесячно осуществляет сверку данных о дорожно - транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными ГИБДД.
1.3. Требования к обслуживающему персоналу
1.3.1. К управлению транспортными средствами допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие квалификационные удостоверения на право управления данным видом транспортных средств, аттестованные по правилам безопасной эксплуатации данного вида транспорта, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности и стажировку.
1.3.2. Стажировку вновь поступающих водителей практическим приемам вождения по территории предприятия организует, по согласованию с руководителем организации, руководитель транспортной службы. При этом водитель обучается безопасным методам работы, ознакамливается с маршрутами движения, внутриобъектными дорогами с последующей сдачей экзаменов.
1.3.3. Запрещается использовать для обучения вождению внутрицеховые проезды.
1.3.4. Стажировка должна проводиться под руководством водителя - инструктора, имеющего стаж работы на данном виде транспорта не менее двух лет.
1.3.5. Одноместные транспортные средства (автомобили, автопогрузчики и т.д.), предназначенные для стажировки, должны быть оборудованы дополнительным местом для инструктора.
1.3.6. Продолжительность стажировки водителей должна составлять не менее 6 - 10 дней в зависимости от вида транспорта.
1.3.7. Лицам, выдержавшим экзамены, после стажировки выдаются удостоверения на право работы на территории предприятия.
1.3.8. Водители транспортных средств обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию службы охраны труда, инженера по безопасности движения, общественных инспекторов удостоверение на право управления транспортным средством, путевой лист с ежедневной записью работника, ответственного за выпуск транспортных средств и водителя на линию.
1.3.9. Водители транспортных средств в случае обнаружения на линии неисправности транспортного средства обязаны остановить дальнейшее движение, во избежание создания аварийной ситуации, оповестить об этом свое руководство и дождаться необходимой помощи.
1.3.10. Водители транспортных средств, не принадлежащих предприятию, перед въездом на территорию предприятия должны быть ознакомлены представителем предприятия, в чье распоряжение они прибыли, со схематическим планом движения транспортных средств или сопровождаться ими.
1.3.11. Работники, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортных средств, обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила, правила и инструкции по охране труда, предупреждению и учету дорожно - транспортных происшествий, должностные инструкции.
1.3.12. Руководители подразделений и служб, рабочие, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортных средств, могут быть допущены к работе только после обучения, проверки знаний и прохождения инструктажа по безопасности работ и пожарной безопасности.
1.4. Обучение, инструктаж и проверка знаний
1.4.1. Общее руководство, организация обучения в целом по организации и ответственность за его проведение возлагаются на ее руководителя, а в подразделениях - на руководителя подразделения.
1.4.2. Обучение осуществляется при подготовке новых (вновь принятых) рабочих, не имеющих профессии или меняющих ее, а также при повышении квалификации в специализированных учебных комбинатах с отрывом от производства.
1.4.3. Обучение руководителей и специалистов и проверка их знаний по охране труда проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Правилами организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства, РД 34.12.102-94.
1.4.4. Для управления транспортным средством с электрическим приводом трансмиссии и выполнения операций технического обслуживания допускается персонал, имеющий квалификационную группу допуска по электробезопасности не ниже второй.
1.4.5. Работники, обслуживающие электроустановки, кроме обучения, должны пройти необходимую стажировку продолжительностью от 2 до 20 рабочих смен, после чего, сдав техминимум по безопасным приемам и методам труда в соответствии с Правилами организации работы с персоналом на предприятиях и в организациях энергетического производства, РД 34.12.102-94, могут быть допущены к самостоятельной работе. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально с учетом профессии (должности) и подготовленности обучаемого.
1.4.6. Контроль за своевременностью и качеством обучения работающих безопасным методам труда на предприятии осуществляет бюро охраны труда (техники безопасности) или специалист, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя организации.
1.4.7. Все виды инструктажа (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) проводятся по утвержденным инструкциям, разработанным на основе ГОСТ 12.0.004 и настоящих Правил.
1.4.8. Все рабочие, занятые обслуживанием внутриобъектных транспортных средств, прошедшие первичный инструктаж по охране труда и проверку знаний, в течение первых 6 - 10 смен работы должны работать под наблюдением мастера, бригадира или другого опытного работника, назначенного приказом руководителя организации (подразделения).
После указанного срока оформляется их допуск к самостоятельной работе, дата и подпись инструктирующих фиксируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (личной карточке инструктажа).
1.4.9. Обучение безопасным приемам работы и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим по утвержденным программам, а также аттестацию специальной комиссией, назначенной руководителем организации, должны пройти все вновь поступающие на работу. Приобретенные рабочими специальные знания должны проверяться комиссией 1 раз в два года, а у рабочих, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по охране труда, - ежегодно в соответствии с РД 34.12.102-94.
1.5. Медицинское обеспечение
1.5.1. Все работники, занятые управлением и обслуживанием транспортных средств, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.96 N 90 (приложение N 3), Приказом Минздрава СССР от 29.09.89 N 555, Приказом Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора России от 05.10.95 N 280/88 и Приказом Минздрава России от 10.12.96 N 405.
1.5.2. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у персонала медицинских противопоказаний или ограничений к выполняемой работе.
1.5.3. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний устанавливаются федеральным законом.
1.5.4. Руководитель организации в месячный срок после получения от центра госсанэпиднадзора данных о контингенте лиц, подлежащих медицинским осмотрам, обязан:
направить в госсанэпиднадзор поименный список работников, занятых управлением транспортными средствами, и других лиц, подлежащих периодическим освидетельствованиям, с указанием необходимых данных о них;
обеспечить направление работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры при наличии показаний для этого;
обеспечить работников, направляемых на предварительные медицинские осмотры, бланками направлений, куда вносятся результаты медицинских обследований и заключение о возможности выполнения по состоянию здоровья поручаемой им работы.
1.5.5. Руководитель транспортного цеха (отдела, участка службы) несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших периодический или предварительный осмотр либо не допущенных к работе по медицинским показаниям.
1.6. Режим труда и отдыха
1.6.1. Режим труда и отдыха работающих устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) с учетом особенностей производства и принимается коллективным договором.
1.6.2. Для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенный график, продолжительность рабочей недели не должна превышать 36 час.
1.6.3. Для работников, занятых на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность рабочей недели не должна превышать 36 час.
1.6.4. Работников моложе 18 лет запрещается допускать к выполнению работ по обслуживанию аппаратуры, работающей под давлением, к работам по зарядке и ремонту аккумуляторных батарей, паяльным и сварочным работам, к выполнению вулканизационных, кузнечно - прессовых, окрасочных работ, к работам, связанным с применением этилированного бензина, повышенным уровнем шума и вибрации, и другим вредным и опасным работам.
1.6.5. Режим труда и отдыха водителей определены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.99 N 16, и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.00 N 163, с Изменениями и дополнениями от 20.06.01 N 473.
1.6.6. Работникам в течение рабочей смены должны предоставляться перерывы для отдыха и приема пищи продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин. Время начала и окончания перерыва определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
II. ПОРЯДОК ДОПУСКА ТРАНСПОРТА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Общие требования к транспортным средствам
2.1.1. К эксплуатации допускается подвижной состав, выпущенный промышленными предприятиями, имеющими соответствующую лицензию. Разрешается также эксплуатировать подвижной состав, изготовленный или модернизированный силами предприятия по проектам, согласованным с органами ГИБДД России, и соответствующий требованиям безопасности.
2.1.2. Каждое транспортное средство должно иметь заводской или регистрационный номер, обозначение номинальной грузоподъемности, а также необходимые опознавательные знаки.
2.1.3. Техническое состояние автомобилей и других транспортных средств, находящихся в эксплуатации, их укомплектованность должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, а также настоящим Правилам.
2.1.4. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей, должны быть специально оборудованы для этих целей и должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в кузове или пассажирском салоне автобуса.
2.1.5. Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.
2.1.6. Кузов грузового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок, техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении автомобиля.
2.1.7. Автомобили - самосвалы должны иметь исправный кузов, подъемный механизм, запорные приспособления, исключающие самоопрокидывание кузова, а также надежные запоры заднего борта.
2.1.8. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад.
2.1.9. Каждый автомобиль должен быть обеспечен специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под домкрат, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим фонарем и огнетушителем.
2.1.10. Все транспортные средства, передвигающиеся самостоятельно по внутриобъектным дорогам, должны быть полностью укомплектованы принадлежностями, деталями и инструментом в соответствии с инструкциями завода - изготовителя.
2.2. Основные требования к техническому
состоянию транспортных средств
2.2.1. Техническое состояние двигателя должно обеспечивать надежную и экономичную работу во всех эксплуатационных режимах. Содержание окиси углерода в отработавших газах или их дымность не должны превышать установленных норм.
2.2.2. Тормозная система должна соответствовать конструкции транспортного средства. Не допускается применение тормозных цилиндров и кранов, барабанов, дисков и накладок, жидкостей, трубопроводов и шлангов, органов управления тормозными системами, воздухораспределителей, регулировочных узлов, не предусмотренных для данной модели транспортного средства.
Запрещается эксплуатировать транспортные средства, если не работает манометр пневматической тормозной системы, рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством, нарушена герметичность тормозного привода.
Тормоза должны обеспечивать плавную и надежную остановку за время и на длине тормозного пути, установленные Правилами дорожного движения и инструкциями заводов - изготовителей.
2.2.3. Рулевое управление и его механизмы должны соответствовать конструкции данного транспортного средства. На них не должно быть следов остаточной деформации, трещин и других дефектов. Резьбовые соединения должны быть затянуты и надежно зафиксированы.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, если неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого привода. Должны применяться рабочие жидкости, предусмотренные для данной модели транспортного средства.
2.2.4. Агрегаты трансмиссии должны обеспечивать плавную передачу (без повышенного шума, стуков и рывков) крутящего момента от двигателя к ведущим колесам при нагрузке и скорости движения, допустимых для данного транспортного средства.
2.2.5. Внешние световые приборы, лампы, рассеиватели и световозвращатели, их тип, расположение и количество должны соответствовать конструкции машины; фары должны быть отрегулированы.
2.2.6. Стеклоомыватели и стеклоочистители ветрового стекла должны находиться в исправном состоянии. Максимальная частота перемещения щеток по мокрому стеклу должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.
2.2.7. Техническое состояние ходовой части (передняя ось, задний мост, рама, подвеска), других составных частей транспортных средств должны обеспечивать надежность работы машины.
2.2.8. Состояние шин и колес должны обеспечивать надежность и безопасность движения с установленной скоростью и легкость управления. Шины по размеру и допустимой нагрузке должны соответствовать модели транспортного средства. Остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей должна быть 1,6 мм, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов - 1,0 мм, мотоциклов и мотороллеров - 0,8 мм, автобусов - 2 мм.
Запрещается эксплуатация шин:
с местными повреждениями, обнажающими корд;
с расслоением каркаса либо отслоением протектора и боковины;
если на одну ось грузового автомобиля или прицепа установлены диагональные шины совместно с радиальными или шины с различным рисунком протектора;
с застрявшими между сдвоенными шинами предметами.
Запрещается эксплуатация колеса, если имеются трещины на диске или ободе.
2.2.9. Электрооборудование транспортных средств должно обеспечивать надежный пуск и работу двигателя, безотказное действие освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов.
2.2.10. Подвижной состав внутриобъектного транспорта, его агрегаты и узлы постоянно должны поддерживаться в исправном состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта.
2.2.11. Запрещается эксплуатация:
автомобилей, автопоездов, прицепов, тракторов, мотоциклов и других транспортных средств, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям настоящих Правил и не соответствуют Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090) и ГОСТ Р 51709;
транспортных средств, подлежащих регистрации в ГИБДД, не прошедших государственный технический осмотр, а также переоборудованных без соответствующего разрешения;
транспортных средств, подлежащих регистрации в ГИБДД, оборудованных без разрешения государственной инспекции по безопасности дорожного движения проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами, с нанесенной на боковую поверхность кузова, без согласования с ГИБДД, наклонной белой полосой, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
транспортных средств без зеркала заднего вида, стекол, звукового сигнала;
если не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кабины или кузова, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн;
если отсутствуют пробки топливных баков, грязезащитные фартуки или брызговики;
если неисправны тягово - сцепное и опорно - сцепное устройства тягача или прицепа, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные конструкцией страховочные тросы (цепи).
2.2.12. Грузовые бортовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть оборудованы сиденьями, прикрепленными к кузову на 15 см ниже верхней кромки борта. Задние и расположенные вдоль бортов сиденья должны иметь прочные спинки высотой не менее 30 см. Бортовые запоры должны быть надежно закреплены.
Грузовые автомобили для перевозки людей должны быть оборудованы тентом, лестницей для посадки и высадки людей, а также освещением внутри кузова. В кузове автомобиля должен находиться старший, наблюдающий за поведением пассажиров, его фамилия должна быть записана в путевой лист. На стенке кабины, обращенной к кузову автомобиля для перевозки людей, должны быть надписи "В кузове не стоять!", "На бортах не сидеть!".
2.2.13. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки. Посадка и высадка людей должны осуществляться только на специально установленных и оборудованных площадках.
2.3. Подготовка к выезду на линию
2.3.1. При выезде транспортного средства на линию водитель обязан иметь при себе:
удостоверение на право управления данным транспортным средством;
наряд - задание или путевой лист с отметкой самого водителя и лица, ответственного за допуск транспорта к работе;
дополнительно удостоверение на право эксплуатации подъемных механизмов транспортного средства, оборудованного грузоподъемными устройствами.
2.3.2. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский контроль и иметь соответствующую отметку в путевом листе.
2.3.3. Перед выездом на линию водитель совместно с ответственным за допуск транспорта к работе должны проверить техническое состояние транспортного средства и сделать отметку в путевом листе. В состав проверки технического состояния входит: проверка комплектности машины, состояние кабины, кузова, стекол, зеркала заднего вида, окраски, исправности механизмов дверей, запоров бортов платформы, состояние рамы. Особое внимание следует обращать на исправное состояние шин, тормозов, рулевого управления, стоп - сигналов, крепление карданного вала, указателей поворота, звукового сигнала, аккумуляторной батареи, наличие топлива, масла, охлаждающей жидкости и отсутствие их подтекания, наличие средств индивидуальной защиты, аптечки, огнетушителя и специальных приспособлений.
2.3.4. Перед выпуском на линию авто- и электропогрузчиков необходимо дополнительно проверить исправность грузоподъемника, а также действия всех механизмов погрузчика.
2.3.5. При выпуске на линию тракторов необходимо проверить работу гидравлической системы.
2.3.6. Проверка работы двигателя, агрегатов, механизмов осуществляется во время движения в местах, специально выделенных для этих целей. Запрещается опробование машины на линии.
2.3.7. При смене водителей машин (при работе машины в несколько смен) техническое состояние транспортных средств проверяется механиком (мастером) или другим лицом, ответственным за выпуск на линию транспорта, совместно с водителем, закончившим смену или приступающим к работе.
Исправность машины подтверждается соответствующими записями в путевом листе с указанием времени передачи.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО
ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА ПО ТЕРРИТОРИИ
3.1. Общие положения
3.1.1. Движение транспортных средств по территории организации должно осуществляться согласно схематическому плану движения транспортных средств и пешеходов, утвержденному руководителем организации.
3.1.2. Схематический план устанавливается на видных местах у проходной, въездных ворот, в транспортном цехе (участке), других доступных для обозрения местах.
3.1.3. Схема движения транспорта и пешеходов выполняется в соответствии со СНиП 2.05.07-91, ГОСТ Р 51256, ГОСТ 10807, ГОСТ Р 51582, ГОСТ 23467.
3.1.4. В схематическом плане должны быть указаны:
основные внутрипроизводственные и специальные дороги;
пешеходные дорожки;
здания и сооружения с подъездами к ним;
складские помещения, открытые погрузочные и разгрузочные площадки;
железнодорожные переезды;
крутые спуски и подъемы;
места разворотов, опасные повороты и другие опасные места;
места остановок автотранспорта;
места стоянок транспорта;
габариты проезда, негабаритные зоны и другие указатели и обозначения, соответствующие условиям проезда.
3.1.5. Оформление схематического плана движения транспорта и пешеходов, его установка в соответствующих местах и поддержание в исправном состоянии возлагаются руководителем организации на ответственное лицо.
3.1.6. Внутриобъектные и межобъектные автомобильные дороги в зависимости от их назначения и расчетного годового объема перевозок подразделяются на категории согласно таблице.
КАТЕГОРИИ ВНУТРИПЛОЩАДОЧНЫХ И МЕЖПЛОЩАДОЧНЫХ ДОРОГ
---------------------------------T---------------------T---------¬
¦Вид и общее назначение внутри- ¦Расчетный объем пере-¦Категория¦
¦объектных и межобъектных дорог ¦возок в обоих направ-¦ дороги ¦
¦ ¦лениях, млн. т в год ¦ ¦
+--------------------------------+---------------------+---------+
¦Производственные, обеспечивающие¦Свыше 0,7 ¦I-B ¦
¦производственные связи предприя-¦От 0,35 до 0,7 ¦II-B ¦
¦тий и их отдельных объектов меж-¦До 0,35 ¦III-B ¦
¦ду собой ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------------+---------+
¦Служебные и патрульные, обеспе- ¦ - ¦IV-B ¦
¦чивающие перевозку вспомогатель-¦ ¦ ¦
¦ных и хозяйственных грузов, про-¦ ¦ ¦
¦езд пожарных машин, подъезды к ¦ ¦ ¦
¦гаражам, а также проезд авто- ¦ ¦ ¦
¦транспортных средств вдоль линий¦ ¦ ¦
¦электропередачи, вдоль линий ¦ ¦ ¦
¦специализированных видов промыш-¦ ¦ ¦
¦ленного транспорта и других ком-¦ ¦ ¦
¦муникаций ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+---------------------+----------
Примечание. Дороги категории "В" - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 автомобилей в сутки или дороги местного значения.
3.1.7. Производственные площадки площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
Если одна из сторон площадки более 1000 м, на этой стороне должно быть не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.
3.1.8. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине зданий или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м. К зданиям шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон. В случаях, когда по производственным условиям устройство дорог не требуется, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда по глинистым и песчаным (пылеватым) грунтам местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
3.1.9. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий от 12 до 28 м - не более 10 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 8 м. К водоемам, которые могут быть использованы при тушении пожара, необходимо устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 x 12 м.
3.2. Внутрипроизводственные дороги
и их обустройство
3.2.1. Внутрипроизводственные дороги разделяются на следующие:
магистральные, предназначенные для движения всех видов транспорта, осуществляющего перевозки. На схеме они окрашиваются в красный цвет;
производственные, обеспечивающие производственные связи цехов, складов и прочих объектов предприятий между собой. Они делятся на: автомобильные, предназначенные для движения всех видов транспортных средств (на схеме окрашиваются в желтый цвет); специальные, предназначенные для движения малогабаритных моторных тележек, авто- и электрокаров, погрузчиков, штабелеров, тягачей с прицепными тележками, ручных тележек (на схеме окрашиваются в коричневый цвет); пешеходные (тротуары), предназначенные для движения пешеходов (на схеме окрашиваются в синий цвет).
3.2.2. Все транспортные средства организации должны быть размещены на территории автотранспортного цеха, участка, отдела. Места стоянки транспортных средств отводятся за пределами проезжей части дорог и определяются разметкой в виде специальных полос, нанесенных сплошными желтыми линиями.
3.2.3. Складирование материалов допускается только в местах, указанных на схеме. Запрещается складировать какие-либо материалы или сажать растения высотой более 1,5 м на обочине дорог. Разрешенные места складирования грузов выделяются на схеме продольными линиями.
3.2.4. Въезд на территорию организации, выезд с нее, а также внутренние дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, дорожной разметкой и иметь утвержденную схему движения транспорта и пешеходов.
3.2.5. Скорость движения транспортных средств по территории организации не должна превышать 20 км/ч, а в помещениях - 5 км/ч.
Проезд автомобилей и других транспортных средств по территории открытых распределительных устройств (ОРУ) должен осуществляться под наблюдением оперативного персонала. По ОРУ скорость движения определяется местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.
3.2.6. На время ремонта дороги, железнодорожных переездов, переходов следует предусматривать объезды, другие безопасные переезды, переходы, обходы. Место ремонта должно ограждаться знаками безопасности с указаниями объездов, обходов, переездов.
3.2.7. Внутрипроизводственная территория, предназначенная для движения транспорта, должна иметь твердое ровное покрытие, обеспечивающее безопасность движения, зимой должна очищаться от снега, наледи и посыпаться песком (шлаком).
3.2.8. Наименьшее расстояние от бордюра или кромки укрепленной полосы обочины до производственных зданий, сооружений должно быть не менее 1,5 м при отсутствии въездов в здание и 8 м - при наличии въездов в негабаритных местах.
3.2.9. Расстояние от бровки земляного полотна до основания опор высоковольтных линий электропередачи при пересечении дорог должно быть не менее высоты опор.
Наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор ВЛ, расположенных параллельно автомобильным дорогам, следует принимать равным высоте опор плюс 5 м.
3.2.10. Негабаритные места на территории обозначаются дорожными знаками.
3.2.11. Пересечение дорог с пешеходными дорожками обозначается дорожными знаками, а также разметкой в виде широких сплошных линий, нанесенных на проезжую часть параллельно ее оси ("зебра").
3.2.12. Дороги, переходы, проезды для внутриобъектного транспорта устраиваются в соответствии с требованиями СНиП 2.05.07-91, СНиП II-89-80*, часть II, а их освещение - с требованиями СНиП 23-05-95.
3.2.13. Тип и конструкция дорожного покрытия должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85.
3.2.14. Тротуары должны обеспечивать движение пешеходов по кратчайшим направлениям. Ширина тротуара не должна быть меньше 1,5 м.
3.2.15. Запрещается загромождать дороги, проезды, переходы, крышки колодцев, подъезды к пожарным водоемам и запасным воротам.
3.2.16. Внутриплощадочные, межплощадочные и карьерные автомобильные дороги, предназначенные для движения автотранспортных средств особо большой грузоподъемности, в пределах участков, расположенных на склонах местности с крутизной более 1:3 или на расстоянии края проезжей части до 25 м от железнодорожных путей, оврагов, водных потоков глубиной более 2 м, границ горных выработок и горных ущелий, должны иметь ограждения в виде отклоняющейся конструкции из железобетона или приподнятой обочины с подпорной стенкой или удерживающего грунтового вала в соответствии со СНиП 2.05.07-91.
3.2.17. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать на участках дорог согласно ГОСТ 23457-86.
3.2.18. На дорогах к карьерам и отвалам, как правило, должны предусматривать меры, обеспечивающие движение специализированных автотранспортных средств без обгона.
3.3. Дорожные знаки и дорожная разметка
транспортных магистралей
3.3.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и других дефектов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
Величина повреждений на дорогах группы "В" не должна быть более 2,5 кв. м на 1000 кв. м покрытия дороги, для весеннего периода - не более 7 кв. м. Такие повреждения должны устраняться не более чем в 10-дневный срок.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 80 см и глубине 5 см.
3.3.2. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части дороги бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
3.3.3. При устройстве на проезжей части дороги люков смотровых колодцев отклонение крышки люка относительно уровня покрытия должно быть не более 2 см.
Отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка должно быть не более 3 см.
Разрушенные решетки и крышки люков должны быть немедленно ограждены и обозначены.
3.3.4. На перекрестках дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии со СНиП 2.05.07-91.
3.3.5. На внутриплощадочных дорогах, проходящих по насыпи с крутизной откоса более 1:3, должны быть установлены барьеры высотой не менее 0,75 м и парапеты высотой не менее 0,6 м.
Такие же барьеры и парапеты должны быть установлены на обочинах дорог, идущих вдоль железнодорожной линии, болот, водных потоков глубиной 2 м и более, оврагов на расстоянии до 15 м от кромки проезжей части дороги.
3.3.6. Опоры информационно - указательных дорожных знаков, опоры освещения и связи, расположенные на расстоянии, равном или менее 4 м от кромки проезжей части, следует ограждать.
3.3.7. На обочинах дорог ограждения должны быть расположены на расстоянии не менее 0,5 и не более 0,85 м от бровки земляного полотна.
3.3.8. На обочинах дорог рекомендуется устанавливать следующие ограждения:
барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 1,25 м с внутренней стороны кривых с радиусом менее 600 м;
барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 2,5 м на прямолинейных участках и кривых с радиусом более 600 м;
барьерные односторонние тросовые с внутренней стороны кривых радиусом менее 600 м.
3.3.9. Не допускается устройство ограждений парапетного типа в виде отдельно стоящих блоков.
3.3.10. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
3.3.11. На одном поперечном сечении дороги должно устанавливаться не более трех знаков, без учета дублирующих знаков и знаков дополнительной информации (табличек).
3.3.12. Расстояние от кромки проезжей части, а при наличии обочины - от бровки земляного полотна до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края информационно - указательных знаков - от 0,5 до 5 м.
3.3.13. В стесненных условиях (у обрывов, выступов, парапетов и т.п.) допускается установка знаков на обочинах. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно составлять не менее 1 м, а высота установки - не менее 2 м.
3.3.14. При отсутствии ограждения знаки, расположенные на обочине, а также на разделительной полосе, должны устанавливаться на безопасных опорах (ГОСТ 25458 или ГОСТ 25459). Верхний обрез фундамента опоры знака должен быть выполнен заподлицо с поверхностью обочины, разделительной полосы или присыпной бермы.
3.3.15. В местах проведения работ на проезжей части и при оперативных изменениях в схемах организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части.
3.3.16. Знаки не должны устанавливаться на расстоянии менее 1 м от проводов сети высокого напряжения. В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах - растяжках запрещается.
3.3.17. Знаки "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" (1.1) и "Железнодорожный переезд без шлагбаума" (1.2) должны устанавливаться перед всеми железнодорожными переездами, оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Если автомобильная дорога пересекает переезды, расстояние между которыми менее 50 м, то эти знаки должны устанавливаться только перед первым переездом, в остальных случаях - перед каждым переездом.
Если дорога проходит параллельно железной дороге на расстоянии от 20 до 50 м, то на пересекающей их дороге следует дополнительно установить знаки 1.1 или 1.2 с табличкой 7.1.1, указывающей расстояние до объекта, обозначенного знаком 1.1 или 1.2.
Если расстояние между дорогами менее 20 м, то знаки 1.1 или 1.2 с табличкой 7.1.3 или 7.1.4, указывающими расстояние до объекта, должны быть установлены перед пересечением с дорогой, ведущей в сторону переезда на расстоянии 50 м от пересечения. (Здесь и далее нумерация дорожных знаков и таблиц соответствует ГОСТ 10807 и ГОСТ 23457.)
3.3.18. Знаки "Однопутная железная дорога" (1.3.1) и "Многопутная железная дорога" (1.3.2) должны устанавливаться перед всеми железнодорожными переездами без шлагбаума. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки 1.3.1 и 1.3.2 должны устанавливаться на одной опоре со светофором, а при ее отсутствии - на расстоянии не менее 20 м от ближайшего рельса.
3.3.19. Знаки "Приближение к железнодорожному переезду" (1.4.1 - 1.4.6) должны устанавливаться на внутриобъектных дорогах при видимости переезда с расстояния менее 300 м.
3.3.20. Знак "Пересечение равнозначных дорог" (1.6) должен устанавливаться перед пересечением равнозначных дорог, на подъездах, с которых дальность видимости перекрестка составляет не менее 50 м.
3.3.21. При наличии на дороге опасных поворотов эти места должны быть обозначены знаками "Опасный поворот" (1.11.1 и 1.11.2) в соответствии с ГОСТ 23457.
3.3.22. Знак "Двустороннее движение" (1.19) устанавливается перед участком дороги (проезжей части) с двусторонним движением, если им предшествует участок с односторонним движением.
3.3.23. В местах проведения любых работ на проезжей части, обочинах, на тротуаре с необходимостью выхода пешеходов на проезжую часть должен устанавливаться знак "Дорожные работы" (1.23).
3.3.24. Для указания направления поворота на дороге необходимо применять знаки "Направление поворота" (1.31.1 и 1.31.2).
3.3.25. "Главная дорога" обозначается знаком 2.1. Перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направления, знак 2.1 устанавливается с табличкой 7.13, указывающей направление главной дороги.
3.3.26. Пересечение главной дороги со второстепенной обозначается знаком 2.3.1, а примыкание к главной дороге второстепенной обозначается знаками 2.3.2 и 2.3.3.
3.3.27. Запрещение въезда всех транспортных средств ограничивается знаком "Въезд запрещен" (3.1). Он устанавливается:
для предотвращения встречного движения транспортных средств;
для запрещения транзитного движения транспортных средств на отдельных участках дорог;
для организации раздельного въезда и выезда на площадках для стоянки, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.;
для запрещения въезда на отдельную полосу движения.
3.3.28. При необходимости ограничения высоты устанавливается знак "Ограничение высоты" (3.13), а при ограничении ширины применяется знак "Ограничение ширины" (3.14).
Знаки 3.13 и 3.14 допускается повторно устанавливать на пролете или опоре искусственного сооружения, а при наличии перед ними габаритных ворот - на воротах.
3.3.29. В местах запрещения остановки транспортных средств устанавливается знак "Остановка запрещена" (3.27), а в местах запрещения стоянки - знак "Стоянка запрещена"(3.29).
3.3.30. Для обозначения площадок для стоянки транспортных средств применяется знак "Место стоянки" (5.15).
3.3.31. Места переходов через дорогу людей должны быть обозначены знаком "Пешеходный переход" (5.16.1 и 5.16.2). Ширина неразмеченного пешеходного перехода должна определяться в соответствии с ГОСТ 23457.
3.3.32. Номера и изображение разметки приведены в приложении 2 ГОСТ 23457. Разметка проезжей части должна соответствовать ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 50597.
3.3.33. Разметку проезжей части внутренних дорог следует предусматривать:
на участках дорог с ограниченной видимостью и затрудненными условиями движения;
в местах слияния или пересечения транспортных потоков;
на перекрестках, переездах, съездах, примыканиях, въездах в производственные корпуса;
на участках дорог, элементы которых запроектированы с минимально

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 15.03.2002 n 58-Г02-1 <О ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ БАЗГУТДИНОВА М.Н.>  »
Постановления и Указы »
Читайте также