ПРИКАЗ ГТК РФ от 15.03.2002 n 249 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ (вместе с НАСТАВЛЕНИЕМ... НБЖ-ТС-2002)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 марта 2002 г. N 249
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ
МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ
Для организации проведения предупредительных мероприятий и подготовки экипажей по борьбе за живучесть в целях обеспечения постоянной технической готовности морских (речных) таможенных судов приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2002 года Наставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов Российской Федерации - НБЖ-ТС-2002 (Приложение).
2. Начальникам морских и речных структурных подразделений таможенных органов, командирам и экипажам таможенных судов руководствоваться в своей деятельности указанным Наставлением.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России И.А. Межакову.
Председатель Комитета,
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН



Приложение
к Приказу ГТК России
от 15 марта 2002 г. N 249
Введено в действие
с 1 мая 2002 года
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ МОРСКИХ (РЕЧНЫХ)
ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НБЖ-ТС-2002
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Наставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов Российской Федерации (далее - Наставление) является основным документом, определяющим организационно - технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на таможенных судах Российской Федерации (далее - суда), подготовку и действия их экипажей по борьбе за живучесть.
1.2. В Наставлении развиты положения Устава службы на морских (речных) таможенных судах и курса боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов по обеспечению живучести судна, учтены ранее утвержденные нормативно - правовые акты ГТК России, касающиеся содержания и эксплуатации судов, соблюдения на них техники безопасности.
1.3. Требования Наставления обязательны для экипажей судов, сотрудников морских структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации.
1.4. Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на морских (речных) таможенных судах и курсом боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов.
1.5. Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы, которая направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств и аварийно - спасательного имущества при авариях, возникновении взрывов и пожаров.
1.6. В случае необходимости по команде командира судна к борьбе за живучесть могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (члены досмотровой группы, СОБРа и др.).
1.7. Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, дымом, для ликвидации повреждения технических средств и судовых постов, спасения людей на судне создаются аварийные группы.
Количество и численность аварийных групп определяются в зависимости от проекта судна, его конструктивных особенностей, технической оснащенности и численности экипажа.
1.8. На аварийные группы возлагаются следующие задачи: герметизация судна, эвакуация раненых, заделка пробоин в корпусе, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации, борьба с пожарами и дымом, взаимодействие с береговыми пожарными командами, аварийно - спасательными подразделениями, экипажами других судов.
2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Живучесть судна - его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохраняя и восстанавливая при этом в достаточной мере мореходные качества и обеспечивая безопасность находящихся на борту людей, сохранность судового имущества.
Живучесть судна обеспечивается непотопляемостью, взрыво- и пожаробезопасностью, живучестью технических средств, подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна, комплексом предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.
2.2. Непотопляемость судна - его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.
2.3. Взрыво- и пожаробезопасность судна - его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно.
2.4. Живучесть технических средств означает их способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных повреждениях и обеспечивать постоянную готовность к действию.
2.5. Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию судовых постов и технических средств.
2.6. Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются крышки люков и горловин, двери и другие закрытия, установленные на корпусных конструкциях, исключающие возможность затопления того или иного отсека или судового помещения забортной водой или распространения ее по судну, а также обеспечивающие газонепроницаемость помещения.
2.7. К аварийно - спасательному имуществу относятся: аварийный инвентарь и материалы, переносные водоотливные и противопожарные средства, спасательные средства коллективного и индивидуального пользования.
3. ОПОВЕЩЕНИЕ ПО ТРЕВОГАМ
3.1. Установлены следующие виды тревог:
"Аварийная" (25 - 30 коротких звуков, передается звонком один раз);
"Человек за бортом" (один короткий и один продолжительный звук, передается звонком 3 - 4 раза).
3.2. Тревога "Аварийная" объявляется в случаях:
необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности;
поступления внутрь судна забортной воды;
возникновения на судне взрыва, пожара или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запаха гари;
других аварийных ситуаций.
3.3. Тревогу "Человек за бортом" объявляют при падении человека за борт или обнаружении его в воде.
3.4. Сигналы тревог дублируют голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги. В случае пробоины или пожара по возможности указывают их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пробоины или пожара объявляют любыми средствами.
При выходе из строя колоколов громкого боя сигналы тревог подают сиреной или тифоном.
Отбой тревог объявляют голосом по трансляции.
Связь между главным командным пунктом судна (далее - ГКП) и командиром аварийных групп должна осуществляться с помощью портативных УКВ-радиостанций, телефона, судовой трансляции, связных.
3.5. При объявлении учебных тревог вид тревоги должен предваряться словом "учебная".
4. ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЖИВУЧЕСТИ СУДНА
4.1. Командир судна отвечает за:
соблюдение на судне Устава службы на морских (речных) таможенных судах и курса боевой подготовки экипажей таможенных судов в части, касающейся обеспечения живучести и безопасности судна, настоящего Наставления, приказов и распоряжений руководства ГТК России, регионального таможенного управления, таможни;
выполнение требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - Конвенция СОЛАС-74);
организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по всем видам тревог.
4.2. Командир судна обязан:
знать в совершенстве устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, информацию о его посадке и остойчивости (в т.ч. аварийных);
уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;
контролировать выполнение на судне предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по тревогам;
руководить через помощника (на больших и средних таможенных судах) борьбой за живучесть судна;
осуществлять общее руководство экипажем при спасательной операции по тревоге "Человек за бортом".
4.3. Помощник командира отвечает за подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по всем видам тревог.
4.4. Помощник командира обязан:
знать в совершенстве устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, информацию о его посадке и остойчивости (в т.ч. аварийных);
уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;
составлять планы общесудовых учений по борьбе за живучесть судна;
комплектовать судно аварийно - спасательным имуществом, организовать контроль за его хранением, уходом за ним и постоянной готовностью к немедленному использованию;
контролировать укомплектованность спасательных средств согласно существующим нормам;
контролировать выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;
укомплектовать ГКП необходимыми документами по борьбе за живучесть;
осуществлять постоянный контроль за поддержанием в надлежащем состоянии отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, знаков безопасности и предупредительных надписей;
лично проводить инструктаж вновь поступающих на судно членов экипажа по соблюдению предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, об обязанностях и действиях по тревогам;
вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса судна и принимать меры к ее обеспечению; по "Аварийной" тревоге находиться на ГКП, принимать доклады, непосредственно руководить борьбой за живучесть;
оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств, используя документацию по борьбе за живучесть, и докладывать обстановку и план действий командиру судна;
лично руководить по тревоге "Человек за бортом" спасательной операцией, осуществлять общее руководство спуском (сбрасыванием) на воду спасательных средств коллективного пользования и посадкой в них людей.
4.5. Начальник электромеханической службы (далее - ЭМС) отвечает за:
подготовку аварийной группы к борьбе за живучесть и руководство ее действиями;
противопожарный режим на судне;
готовность к действию судовых средств пожаротушения и водоотлива.
4.6. Начальник ЭМС обязан:
лично руководить подготовкой членов аварийной группы к борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам тревог;
контролировать выполнение на судне предупредительных мероприятий по обеспечению живучести;
обеспечить поддержание в надлежащем состоянии знаков безопасности, предупредительных надписей, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки трубопроводов, судовых систем и баллонов высокого давления по всему судну;
периодически проверять укомплектованность аварийно - спасательного имущества, исправность и готовность к действию судовых средств пожаротушения и водоотлива;
участвовать в составлении судового расписания по тревогам;
составлять совместно с помощником командира планы общесудовых учений по борьбе за живучесть судна;
находиться по "Аварийной" тревоге на посту управления механической установкой, осуществлять общее руководство ходовой вахтой и аварийной группой;
оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств и докладывать на ГКП обстановку и свои соображения по плану действий, определять в соответствии с указаниями ГКП задачи аварийной группы, контролировать выполнение указаний ГКП;
обеспечить при необходимости выход из помещений всех людей к спасательным средствам.
4.7. Маркировка водогазонепроницаемых закрытий, знаки безопасности, предупредительные надписи, отличительная окраска аварийно - спасательного имущества, маркировка трубопроводов, судовых систем и баллонов высокого давления приведены в Приложениях 1, 2 и 3.
4.8. Начальник службы связи по тревогам находится в радиорубке и действует по указанию командира судна, отвечает за обеспечение спасательных средств переносными радиостанциями и аварийной группы - портативными УКВ-радиостанциями, проверяет готовность аварийного радиопередатчика.
4.9. Старший боцман (боцман) несет ответственность за техническое обслуживание корпуса, судовых устройств и спасательных средств.
Старший боцман (боцман) обязан:
обеспечивать готовность к действию аварийно - спасательного имущества судна;
отвечать за выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна в кладовых, провизионных и т.п. помещениях;
контролировать соблюдение противопожарного режима на открытых частях верхней палубы судна и в местах расположения спасательных средств;
обеспечивать поддержание в надлежащем состоянии отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, знаков безопасности и предупредительных надписей.
4.10. Обязанности остальных членов экипажа судна устанавливаются расписанием по тревогам.
4.11. Каждый член экипажа обязан:
строго соблюдать противопожарный режим и правила по обеспечению водонепроницаемости во всех судовых помещениях;
знать в совершенстве свои обязанности по обеспечению живучести судна, сигналы тревог и действия по ним;
немедленно доложить любыми средствами на ГКП обо всех случаях обнаружения повреждения корпуса, пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждений технических средств или другой опасности;
одеться по сезону и, имея при себе спасательный жилет (нагрудник), немедленно выйти к установленным (или по указанию ГКП) местам сбора и действовать согласно расписанию при объявлении тревог.
5. РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ
5.1. Расписание по тревогам определяет специальные обязанности всех членов экипажа судна и место их сбора по тревогам.
В зависимости от конструктивных особенностей судна и штатной численности экипажа допускаются уточнения и дополнения расписания по тревогам.
Расписание по тревогам составляют до начала навигации. Экземпляры расписания вывешивают в помещениях экипажа, а его копия должна храниться на ГКП в папке документов по борьбе за живучесть судна.
Расписание по тревогам должно постоянно совершенствоваться и корректироваться в части уточнения обязанностей отдельных членов экипажа по тревогам.
В расписании по тревогам должны быть указаны:
состав ходовых вахт;
основные обязанности и действия членов экипажа по тревогам;
место сбора и состав аварийной группы, обязанности по герметизации судна, по борьбе с пожаром и дымом, водой и т.п.;
место сбора, состав и обязанности группы подготовки спасательных средств коллективного пользования и действия членов экипажа по спуску (сбрасыванию) спасательных средств, по их управлению на воде, спасению судовых документов, оказанию медицинской помощи;
состав и обязанности группы, действующей по тревоге "Человек за бортом".
5.2. Типовое расписание по тревогам дано в Приложении 4.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ
АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
6.1. Каждое таможенное судно должно быть обеспечено комплектом аварийно - спасательного имущества в соответствии с действующими нормами снабжения и проектом судна.
6.2. Аварийно - спасательное имущество должно быть всегда готово к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна, спасения экипажа и оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.
6.3. Израсходованное, вышедшее из строя или пришедшее в негодность аварийно - спасательное имущество должно быть пополнено до нормы, а неисправное - отремонтировано или заменено.
6.4. Аварийно - спасательное имущество должно размещаться на штатных местах, иметь отличительную окраску и маркировку.
6.5. Все спасательные средства должны находиться в готовности для немедленного использования. Спасательные плоты должны располагаться и храниться так, чтобы всегда были доступны и готовы к немедленному использованию, чтобы их можно было безопасно и быстро спустить (сбросить) на воду с любого борта. При погружении судна в воду спасательные плоты должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны сбрасывать их как автоматически, так и механически.
6.6. В проходах жилых помещений и выгородках трапов должны быть установлены (нанесены) указатели направления движения к спасательным средствам.
6.7. Спасательные жилеты должны храниться в легкодоступных местах. На местах расположения спасательных жилетов (шкафы, рундуки, диваны и т.п.) должны быть нанесены четкие надписи "спасательные жилеты".
6.8. Спасательные круги должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна и установлены таким образом, чтобы они были легкодоступны и в любое время года готовы к немедленному использованию.
6.9. Комплектность снабжения и состояние спасательных средств коллективного пользования проверяют ответственные лица ежемесячно.
7. РУКОВОДСТВО ВСЕМИ ВИДАМИ СУДОВЫХ ТРЕВОГ
7.1. Общее руководство действиями экипажа по всем видам тревог осуществляется с ГКП. Для руководства борьбой за живучесть судна на ГКП должны находиться папка документов по борьбе за живучесть и оборудование (приборы).
7.2. В папку документов по борьбе за живучесть судна входят следующие документы:
Информация по аварийной посадке и остойчивости судна (далее - Информация);
оперативные планы по борьбе с водой;
оперативные планы по борьбе с пожаром;
расписание по тревогам (копия);
план - схема и опись аварийно - спасательного имущества;
Наставление по борьбе за живучесть таможенных судов (НБЖ-ТС-2002).
7.3. К оборудованию (приборам) относятся:
информационная доска нагрузки и остойчивости судна;
статический кренометр;
дифферентометр.
7.4. Информация о конструкции судна должна включать в себя:
схему осушительной системы;
общий вид судна с указанием водонепроницаемых переборок, дверей, крышек люков, горловин и т.п.;
схему пожарной сигнализации и систем пожаротушения;
схемы вентиляции;
схему конструктивной противопожарной защиты;
схему эвакуации людей при пожаре.
7.5. Условные обозначения, которые должны применяться при разработке графических материалов папки документов по борьбе за живучесть судна, даны в Приложении 5.
7.6. ГКП должен иметь надежные средства внутрисудовой связи с аварийной группой, ходовой вахтой в машинном отделении (далее - МО). При потере связи используются посыльные.
7.7. По сигналу "Аварийная тревога" в первую очередь герметизируется судно, выходящий из каюты последним обязан задраить иллюминаторы. Каждый член экипажа должен иметь при себе спасательный жилет и прибыть на боевой пост.
Аварийная группа готовит к действию аварийно - спасательное имущество.
Командир аварийной группы докладывает на ГКП о герметизации судна и готовности группы к действию.
Получив все доклады, помощник командира докладывает командиру о готовности экипажа к действиям по сигналу "Аварийная тревога".
7.8. При поступлении с ГКП оповещения о месте (районе) пожара или районе (месте) пробоины командир аварийной группы обязан немедленно, без напоминания с ГКП, послать членов группы в первом случае на разведку пожара, во втором случае - на разведку водотечности корпуса.
При обнаружении пробоины решение на заводку пластыря должно поступать с ГКП.
При пожаре (после выхода на разведку членов аварийной группы) командир группы дает распоряжение о доставке и подготовке к действию переносных средств пожаротушения к месту пожара в незадымленный район.
7.9. О каждом действии командир аварийной группы должен докладывать на ГКП. Доклады на ГКП должны быть краткими и четкими. В результате докладов на ГКП должна сложиться ясная картина о размере аварии и действиях аварийной группы.
Если какое-либо действие согласно оперативному плану командиром аварийной группы не было произведено, с ГКП должна поступить команда на производство этого действия. С ГКП должны поступать четкие команды, касающиеся оперативного решения вопросов по ликвидации аварии, а не отдельные команды, касающиеся компетенции командира аварийной группы.
Если для ликвидации аварии и ее последствий у командира аварийной группы не хватает сил и средств, он должен запросить помощь у ГКП.
8. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПО ТРЕВОГЕ "ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ"
8.1. Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спасательный круг, громким голосом доложить "Человек за бортом слева (справа)" и, продолжая вести за ним наблюдение, указать на него рукой. Услышавший этот доклад обязан отрепетовать его в сторону ГКП или сообщить на ГКП лично.
8.2. Каждый член командного состава судна должен быть подготовлен к выполнению маневра по спасению человека, упавшего за борт. Получив доклад о падении человека за борт или обнаружив его в воде, он обязан сбросить спасательный круг со светодымящимся буйком, объявить тревогу "Человек за бортом" и спасательное средство, которое надо готовить к спуску, включить радиолокационную станцию, выставить наблюдателя с биноклем, поднять флаг "О" ("Оскар"), доложить командиру судна.
8.3. Одновременно с объявлением тревоги в условиях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, необходимо изменить курс судна, если навигационные условия позволяют, в сторону упавшего за борт на 240 град. от первоначального курса с дальнейшей отработкой заднего хода и остановкой судна у места падения человека за борт.
Если человек потерян из виду и его нужно искать на ранее пройденном пути, производится маневрирование с изменением курса судна на 60 град. в любую сторону с дальнейшей перекладкой руля на противоположный борт и выходом на курс, обратный тому, которым следовало судно для поиска потерпевшего.
8.4. Командир судна осуществляет общее руководство маневрами судна и спасательной операцией. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что дальнейшие поиски безрезультатны.
Помощник командира непосредственно руководит спуском на воду спасательного средства и спасательной операцией, имея при себе портативную радиостанцию УКВ.
Боцман руководит приготовлением спасательного средства к спуску на воду.
8.5. После остановки судна и спуска на воду спасательных средств по приказанию командира члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге "Человек за бортом" занимают места на борту спасательного средства.
8.6. Получив направление на упавшего человека, спасательное средство следует ему на помощь. Наблюдатель на ГКП указывает направление движения с помощью флажков (обе руки подняты вертикально вверх - курс правильный, правая рука вытянута горизонтально - держать правее, левая горизонтально - держать левее) или с помощью непрерывной связи через портативные радиостанции УКВ.
8.7. В темное время суток направление на упавшего человека показывается трехцветным фонарем (белые длинные проблески - курс правильный, зеленые - держать правее, красные - держать левее) или лучом прожектора. Направление на упавшего за борт человека указывается также с помощью радиостанции.
В случае невозможности спуска спасательного средства по погодным условиям производится маневр подхода судна к человеку с расчетом своевременной остановки судна с наветренной стороны.
9. МАНЕВР СУДНА ПО ТРЕВОГЕ "ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ"
9.1. Положить руль на борт (в сторону упавшего за борт). При отклонении судна на угол около 60 град. от курса (уточняется на каждом типе судна) переложить руль на противоположный борт до выхода его на контркурс и затем погасить скорость <*>.
--------------------------------
<*> Рисунок не приводится.
Помни: маневр, круг, тревога, наблюдение!
9.2. При необходимости организовать поиск человека, упавшего за борт, применяются следующие схемы поиска:
Схема поиска по расширяющемуся Схема поиска по секторам <*>
квадрату <*>
--------------------------------
<*> Схемы не приводятся.
Примеры. Человек за бортом. Судно сразу же возвращается к вероятному исходному положению объекта.
Объект поиска однажды обнаружен и затем потерян.
Судно держит курс на вероятное положение объекта.
Для случая второй схемы по окончании первой стадии поиска следует развернуть схему на 30 град. вправо и продолжить поиск, как показано пунктирной линией.
10. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЖИВУЧЕСТИ СУДНА
10.1. Мероприятия по обеспечению непотопляемости
10.1.1. Основные положения
10.1.1.1. Степень обеспечения непотопляемости судна определяется информацией об аварийной посадке и остойчивости и характеризуется следующими основными показателями:
осадкой носом и кормой, углом крена и дифферента, диаграммой плеч статической остойчивости, поперечной метацентрической высотой, запасом плавучести, надводным бортом до и после выполнения мероприятий по повышению остойчивости и запаса плавучести;
производительностью водоотливных средств и возможностью их использования при различных вариантах затопления отсеков.
10.1.1.2. К основным предупредительным мероприятиям, обеспечивающим непотопляемость судна, относятся:
организация правильного технического использования и постоянной готовности систем водоотлива и спрямления судна, переносных водоотливных средств и аварийно - спасательного имущества;
строгое руководство Информацией по посадке и остойчивости судна;
обучение экипажа правилам технического использования корпуса судна и его элементов, а также систем водоотлива и спрямления судна, переносных водоотливных средств и аварийно - спасательного имущества;
содержание в надлежащем состоянии надписей и нумерации помещений, маркировки водонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции, организация их задраивания при различных условиях эксплуатации судна.
10.1.2. Обеспечение водонепроницаемости корпуса
10.1.2.1. Водонепроницаемость корпуса судна обеспечивается герметичностью наружной обшивки, второго дна, палуб, водонепроницаемых переборок, иллюминаторов, клапанов и механизмов закрытия подводных отверстий.
10.1.2.2. Для своевременного обнаружения и устранения дефектов корпуса постоянная судовая комиссия систематически, в сроки, указанные в Правилах эксплуатации металлических корпусов, устройств и систем судов, проводит осмотры и проверку его технического состояния.
10.1.2.3. Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, находящегося в эксплуатации, запрещается прорезание и сверление отверстий в наружной обшивке, водонепроницаемых переборках и закрытиях, палубах, платформах и втором дне.
Эти работы могут производиться как исключение только с разрешения командира судна в целях борьбы за живучесть судна или при спасении людей.
10.1.2.4. Все водонепроницаемые двери (люки или горловины) ниже палубы переборок во время плавания должны быть всегда закрыты.
10.1.2.5. Перепускные (спускные) клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне, платформах, палубах, должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, регламентированных Информацией.
10.1.2.6. Перед выходом судна в море (на реку) должны быть надежно задраены иллюминаторы, двери, люки и другие отверстия на палубе и в бортах, ведущие в водонепроницаемый корпус.
10.1.2.7. Во время плавания должно быть организовано постоянное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
10.1.2.8. Для своевременного обнаружения поступления воды в условиях обычной эксплуатации необходимо регулярно, 2 раза в сутки на стоянке и один раз за вахту на ходу, производить замеры уровня жидкости во всех льялах (сточных колодцах). Результаты измерений записываются в судовом журнале.
10.1.2.9. Небольшие протечки воды в надводной и подводной части корпуса, которые могут привести к порче оборудования судовых помещений, необходимо по возможности устранять немедленно.
10.1.2.10. Правила эксплуатации металлических корпусов, устройств и систем судов таможенных органов (ПЭКУС) утверждены и введены в действие Приказом ГТК России от 10.12.96 N 746.
10.1.3. Маркировка водогазонепроницаемых переборок, противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции
10.1.3.1. Каждому водонепроницаемому отсеку (трюму), цистерне, коффердаму, шпангоуту и др. должен быть присвоен номер.
Нумерация водонепроницаемых отсеков (трюмов), цистерн, коффердамов, шпангоутов и др. производится в соответствии с нумерацией, приведенной в Информации.
Нумерация производится последовательно с носа в корму, снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям по правому борту, четные - по левому.
Каждой палубе и платформе присваивается наименование в соответствии с построечной спецификацией.
10.1.3.2. Все водонепроницаемые двери (люки или горловины) разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов "Боеприпасы", "Задраено", "Приказание", "Тревога"). Порядок их задраивания (отдраивания) приведен в главе 6 Устава службы на морских (речных) таможенных судах Российской Федерации.
10.1.3.3. На шкафчиках и выгородках для пожарных кранов должны быть нанесены хорошо различимые надписи. Судовые трубопроводы и электрораспределительные щиты должны иметь отличительную маркировку и окраску.
Размеры и цвет букв, их окантовка, а также знаки безопасности (в том числе указательные знаки и надписи), отличительная маркировка и окраска трубопроводов и электрощитов приведены в Приложениях 2 и 3.
10.2. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
10.2.1. Основные мероприятия по поддержанию противопожарного режима на судне
10.2.1.1. Пожары на судах в основном происходят от:
неосторожного и небрежного обращения с открытым огнем, нагревательными приборами и от курения;
неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушения правил их эксплуатации;
попадания топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов, выхлопных трубопроводов;
искрообразования при работе камбуза и при ударах;
воспламенения горючих газов и паров нефтепродуктов;
нарушения правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем;
разрядов статического и атмосферного электричества;
самовозгорания и самовоспламенения предметов.
10.2.1.2. К самовозгоранию способны: ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом или в связках.
10.2.1.3. При стоянке у причала (в том числе и при ремонте) судна должны быть приняты меры по обеспечению быстрого его отхода в случае необходимости, при возникновении пожара на причале или на другом судне.
10.2.1.4. Курение на судне разрешается при наличии пепельниц только в каютах, салонах и составу вахты - в рулевой рубке (без выхода на открытые части мостика), радиорубках, а также в специально отведенных приказом по судну общих местах для курения экипажа, где должны быть установлены урны с водой.
Выбрасывание спичек, окурков и других горящих предметов за борт запрещается.
10.2.1.5. Чистка загрязненных частей электрических машин и обмоток должна производиться моющими средствами на негорючей основе.
10.2.1.6. Для предупреждения возникновения пожаров на судне запрещается:
хранить в открытом виде горюче - смазочные материалы;
хранить навалом в сыром виде, смоченные или пропитанные маслом, красками, лаками, растворителями предметы, способные самовозгораться: ветошь, паклю, парусину, белье, одеяла, постельные принадлежности и др.; перед укладкой на хранение они должны очищаться и просушиваться;
хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном виде или плохо вентилируемом помещении;
хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы (дерево, краски, лаки и др.) не в специально предназначенных кладовых или местах;
оставлять без наблюдения включенные бытовые электронагревательные и теле- и радиоаппаратуру;
оставлять при перерывах в работе включенным или находящимся под током электроинструмент;
использовать нештатные электропредохранители.
10.2.1.7. Пиротехнические средства должны храниться в металлических закрытых на замок шкафах или ящиках, установленных на открытом мостике и оборудованных специальными стеллажами, исключающими их трение друг о друга и о стенки шкафа или ящика.
Пиротехнические средства, срок хранения которых истек, должны сдаваться на берег.
Пиротехнические средства, которые отказали в действии при применении, должны уничтожаться путем немедленного затопления.
10.2.1.8. Судовые запасы обтирочных материалов должны храниться в ящиках и мешках в сухих помещениях; использованные обтирочные материалы запрещается выбрасывать за борт, их необходимо выносить на берег в специально установленные для этих целей контейнеры.
10.2.1.9. Все горючие предметы и материалы не должны соприкасаться с электропроводкой, электроарматурой и нагревающимися конструкциями.
10.2.1.10. При уходе из помещения судна (каюта, кают - компания, кладовая, трюм и т.п.) должны быть выключены электроосвещение этих помещений, трансляция, теле- и радиоаппаратура.
10.2.1.11. Во избежание возникновения пожаров от неисправного электрооборудования необходимо поддерживать сопротивление изоляции его не ниже допустимых норм.
10.2.1.12. Для обеспечения быстрой эвакуации прикомандированных лиц и экипажа судна из угрожаемых мест при аварии или пожаре и для обеспечения подходов к месту аварии или пожара с аварийно - спасательными и противопожарными средствами запрещается загромождать коридоры в районе жилых и служебных помещений и выходы из них, внутренние и наружные трапы грузами, вещами и другими предметами.
Спецодежда должна храниться в металлических шкафах в развешанном виде.
10.2.2. Мероприятия по поддержанию противопожарного режима в судовых помещениях
10.2.2.1. В машинных помещениях не допускается:
попадание горюче - смазочных нефтепродуктов на горячие поверхности;
скапливание горюче - смазочных нефтепродуктов в льялах и под плитами, попавшие туда нефтепродукты должны немедленно удаляться;
у всех механизмов и устройств, работающих на жидком топливе, приемников топлива, масла, а также под опорными подшипниками гребных валов должны быть установлены поддоны для сбора топлива и масла; при обнаружении утечки должны быть приняты немедленные меры к устранению причин утечки и по уборке разлитых жидкостей;
разрушение изоляции механизмов и трубопроводов;
хранение легкоиспаряющихся нефтепродуктов, красок, лаков;
хранение пакли, ветоши, дерева и других горючих материалов на механизмах и трубопроводах.
10.2.2.2. В машинных помещениях необходимо:
регулярно очищать путем продувки, мытья и удаления сажи котлы, трубы, дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители и содержать их всегда в исправном состоянии и чистыми;
окрашивать негорючей краской все нагревающиеся части главных двигателей и котлов;
поддерживать в исправном состоянии двери и люки для обеспечения плотного закрытия.
10.2.2.3. Аккумуляторные помещения:
должны быть окрашены кислотоупорными красками; аккумуляторные батареи должны иметь надежное крепление, исключающее их удары друг о друга и о другие предметы;
их вентилирование должно производиться в соответствии с инструкцией и обязательно при производстве зарядки аккумуляторов;
при работе с аккумуляторными батареями должен использоваться только изолированный инструмент, исключающий искрообразование при ударах; зажимы батарей и наконечники проводов должны быть постоянно поджаты;
их освещение как стационарное, так и переносное должно быть только взрывобезопасного исполнения; применение электронагревательных приборов запрещается.
10.2.2.4. Шкиперские кладовые:
все предметы и материалы должны храниться по сортности, раздельно;
подверженные самовозгоранию материалы (просмоленная пакля, ветошь и т.п.) должны храниться в местах, безопасных в отношении попадания воды, масла и жира;
прием и хранение сырой и промасленной обтирки, пакли, спецодежды и т.п. запрещаются; периодически должны производиться проверки хранения обтирочных и волокнистых материалов; весь отсыревший материал необходимо просушивать на палубе с соблюдением соответствующих мер предосторожности;
хранение горючих жидкостей, масел, краски, лаков запрещается.
10.2.2.5. В салонах, кают - компаниях, каютах запрещается:
хранить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и опасные в пожарном отношении вещества и материалы;
протирать мебель и оборудование бензином и керосином;
обертывать электролампы бумагой, занавесками и другими горючими материалами;
сушить одежду и другие предметы на электрогрелках, батареях отопления;
использовать какие-либо бытовые переносные электронагревательные приборы;
располагать вешалки с одеждой над приборами отопления;
курить лежа в постели.
10.2.2.6. На камбузе:
регулярно очищать плиты, трубы, дымоходы и искрогасители путем продувки, мытья и удаления сажи и содержать всегда в исправном состоянии и чистыми;
сушка белья, спецодежды и т.п. над плитами, хранение промасленной ветоши запрещается.
10.2.3. Мероприятия по обеспечению готовности к действию стационарных средств борьбы за живучесть
10.2.3.1. Судно должно быть снабжено системами пожарной сигнализации, системами водоотлива (осушения) и пожаротушения.
10.2.3.2. Все стационарные системы обеспечения живучести судна должны находиться в постоянной готовности к немедленному использованию.
При этом:
они должны быть защищены от каких-либо повреждений;
насосы и трубопроводы пожарной системы, системы водоотлива (осушения) не должны использоваться для перекачки нефтепродуктов.
10.2.3.3. Режим работы пожарной системы в различных условиях эксплуатации судна определяется командиром судна.
По сигналу "Аварийная тревога" система должна находиться под рабочим давлением, резервные пожарные насосы должны быть готовы к немедленному запуску.
10.2.3.4. Проведение систематических осмотров и проверок систем должно проводиться в соответствии с ПЭКУС.
11. ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА К БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА
11.1. Общие требования
11.1.1. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна проводиться в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС-74, Устава службы на морских (речных) таможенных судах и курса боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов, утвержденных и введенных в действие Приказами ГТК России от 14.02.2000 N 108 и от 15.03.2000 N 195 соответственно.
11.1.2. Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой.
11.1.3. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляют помощник командира с начальником ЭМС (механиком) судна и утверждает командир судна.
11.1.4. Цель обучения - достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех судовых аварийно - спасательных средств в сложной аварийной обстановке.
11.1.5. Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром и дымом в условиях, приближенных к аварийным.
11.1.6. Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.
Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна осуществляет помощник командира судна.
11.1.7. Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводят командный состав по подчиненности, а также командир аварийной группы под руководством помощника командира и начальника электромеханической службы (механика) судна.
11.1.8. Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению взрыво- и пожаробезопасности и к борьбе с пожаром являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода - строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:
применению первичных средств пожаротушения в целях ликвидации пожара в начальный момент его возникновения;
разведке пожара;
эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
выбору огнегасительных средств и способов их подачи к местам пожара;
предотвращению распространения пожара по судну (герметизация и изоляция помещений, охваченных пожаром, орошение палуб и переборок, смежных с горящим помещением, и т.д.);
использованию различных средств пожаротушения;
предупреждению возможных взрывов при пожаре;
поддержанию в готовности, приготовлению к пуску и включению в действие стационарных средств борьбы с пожаром;
отработке действий экипажа по борьбе с пожаром в соответствии с судовым расписанием по тревогам (в том числе стояночным) и оперативным планом по борьбе с пожаром.
11.1.9. Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и борьбе за непотопляемость являются:
изучение конструктивных особенностей судна, правил эксплуатации металлических (стеклопластиковых) корпусов, устройств и систем, предупредительных мероприятий по обеспечению непотопляемости (обеспечение водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна);
практическая отработка навыков по поддержанию в готовности, приготовлению к пуску, включению и обеспечению работы имеющихся на судне водоотливных средств, приемов использования аварийно - спасательного имущества по прекращению поступления воды внутрь судна и ее распространения по судну;
отработка действий экипажа в соответствии с расписанием по тревогам и оперативным планом по борьбе с водой.
11.1.10. Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:
а) изучение конструктивных особенностей, расположения спасательных средств и методов их использования, а также тренировки по тревоге "Человек за бортом";
б) отработка практических навыков по:
приготовлению к спуску (сбрасыванию) спасательных средств на воду по общесудовой тревоге и к спуску (сбрасыванию) их по шлюпочной тревоге;
управлению шлюпками, плотами с использованием всех средств их движения;
подходу на шлюпке к человеку, упавшему за борт, оказанию необходимой помощи и передаче его на судно;
установлению связи со спасательными средствами;
использованию пиротехнических средств, в том числе светодымящихся буйков;
ведению судоводительским составом радиотелефонных переговоров, связанных с обеспечением безопасности, фактической таблицы для произношения букв, цифр, знаков и спасательных сигналов, применяемых самолетами (вертолетами), занятыми поисковыми и спасательными операциями, для указания плавучим средствам направления на летательный аппарат, судно или отдельное лицо, терпящее бедствие;
использованию индивидуальных спасательных средств.
11.1.11. Основными элементами подготовки экипажа к борьбе за живучесть технических средств являются:
изучение возможностей технических средств судна, их взаимозаменяемости, изучение методов и способов по исправлению поврежденных механизмов, систем и магистралей, судовых устройств, бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией и т.д.;
отработка практических навыков по управлению техническими средствами при различной аварийной обстановке, а также по обеспечению надежности их работы;
отработка всеми лицами ЭМС судна умения запустить, обслужить и остановить дизель - генератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарную систему пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства судна.
11.2. Методика подготовки экипажа
11.2.1. Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются: практические занятия, тренировки, частные и общесудовые учения, самостоятельная подготовка.
11.2.2. Практическое занятие с командным и рядовым составом производится с целью:
изучения устройства судна, его оборудования, средств и методов борьбы за живучесть судна;
освоения предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;
отработки организации использования спасательных средств и спасения человека, упавшего за борт;
подготовки командного состава к руководству подчиненными ему подразделениями.
11.2.3. Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным и доходчивым.
Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому произвести действия по управлению объектами под наблюдением руководителя занятий.
В конце занятий необходимо дать оценку подготовки обучаемых к занятию и усвоению темы. Рекомендуемая продолжительность одного занятия - 1 - 2 часа.
11.2.4. Тренировки проводятся с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний и усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств, механизмов и т.д.
На тренировках должны отрабатываться следующие вопросы:
первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна;
организация руководства и ГКП по борьбе за живучесть судна;
отработка действий групп разведки пожара, разведки водотечности корпуса;
отработка действия аварийной группы по тушению пожаров, ликвидации повреждений корпуса и борьбе за живучесть технических средств;
отработка организации связи и слаженности действий главной аварийной группы и на судовых постах;
отработка взаимозаменяемости членов аварийной группы, постов в обслуживании технических средств, а также в использовании аварийно - спасательного имущества;
отработка действий группы подготовки спасательных средств коллективного пользования.
В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается кратким разбором.
Рекомендуемая продолжительность тренировки - 1 час.
Первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна приведены в Приложении 6.
11.2.5. Частные учения проводятся в составе аварийной группы.
На частных учениях составом аварийной группы должны отрабатываться:
взаимодействия по борьбе с пожаром, водой, борьбе за живучесть технических средств;
действия по приготовлению спасательных средств к спуску на воду, герметизации помещений судна по сигналу "Аварийная тревога".
Частные учения проводит командир аварийной группы по планам, утвержденным помощником командира и начальником электромеханической службы (механиком) судна.
Частные учения проводятся как по сигналу "Аварийная тревога", так и без объявления ее.
Рекомендуемая продолжительность частного учения - 1 - 1,5 часа. В конце учения руководитель проводит разбор.
11.2.6. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством командира судна.
11.2.7. Планы общесудовых учений разрабатывает помощник командира с участием начальника ЭМС (механиком) судна и утверждает командир судна.
План общесудового учения состоит из плановой таблицы учения, схемы повреждения (пожаров), плана имитации, замечаний и оценки, данной командиром судна по проведенному учению.
11.2.8. В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода и т.д.).
При проведении общесудовых учений в море или в базе допускается применение средств имитации ("Очаг пожара", "Звук - вспышка", "Вспышка", нейтральный дым).
При применении средств имитации должны быть предусмотрены меры предосторожности и безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна, гибели или увечья людей.
О проведении учений с использованием средств имитации в порту (базе) должен быть поставлен в известность капитан порта.
11.2.9. Вводные на общесудовом учении даются с помощью "секреток", являющихся способом доведения до исполнителя новых данных об аварийной обстановке.
На общесудовое учение могут привлекаться посредники и имитаторы. В задачу посредника входят вручение "секреток" в указанное время и наблюдение за действиями экипажа судна в определенном районе действий.
В задачу имитатора входит проведение имитации в заданное время.
11.2.10. Если в ходе учения возникает действительная авария (пожар или случай с людьми), то все донесения, доклады и приказания должны предваряться словом "фактически".
Все распоряжения на учениях должны отдаваться в приказной форме: кратко, четко и понятно; отдавший приказ должен потребовать его повторения.
11.2.11. При проведении общесудового учения необходимо руководствоваться разработанным планом учения, а также папкой руководящих документов по борьбе за живучесть судна. Рекомендуемая продолжительность общесудового учения - 1,5 - 2 часа.
11.2.12. После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа. Проведение таких разборов является обязательным, так как от их полноты и качества зависит приобретение необходимых знаний и практических навыков экипажами судов.
Результаты разбора записывает помощник командира судна в план учения (на листе замечаний).
О проведении учений (особенно о спуске (сбросе) на воду спасательных средств) делается краткая запись в судовом журнале. Эта запись не подменяет фиксирование в судовом журнале действий в процессе учений.
11.2.13. Общесудовые учения по своему назначению подразделяют на показательные, подготовительные и зачетные. Показательные учения проводятся с целью обучения и показа правильных действий экипажа судна.
Подготовительные учения проводят с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.
Зачетные учения проводят с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.
12. БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА
12.1. Борьба экипажа за непотопляемость судна
12.1.1. Основные положения
12.1.1.1. Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.
Плавучесть - способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.
Остойчивость - способность судна, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться по прекращении этого воздействия.
12.1.1.2. При затоплении одного или двух смежных отсеков каждое таможенное судно должно быть обеспечено Информацией по аварийной посадке и остойчивости поврежденного судна.
Командование судна должно уметь пользоваться Информацией, быстро оценивать аварийную обстановку и проводить мероприятия по спрямлению судна.
12.1.1.3. Борьба экипажа за непотопляемость судна должна быть направлена на:
обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкции корпуса (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы);
прекращение или ограничение поступления воды внутрь и распространения ее по судну;
удаление воды из смежных отсеков, а также воды, скопившейся при тушении пожара;
восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна;
восстановление остойчивости, плавучести и спрямление аварийного судна;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна.
12.1.2. Борьба с водой
12.1.2.1. По сигналу "Аварийная тревога":
задраивают все водонепроницаемые двери;
производят герметизацию корпуса; задраивают все закрытия, имеющие маркировку "П", "Т", и иллюминаторы;
все стационарные системы живучести приводят в полную готовность к немедленному действию, готовится к использованию аварийно - спасательное имущество;
по запросу командира аварийной группы с разрешения командира судна отключается электропитание затопленного отсека;
командир аварийной группы производит в районе аварии разведку водотечности корпуса;
по возможности стопорится ход судна.
12.1.2.2. Устанавливаются размеры и характер повреждения корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость подкрепления водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество средств для борьбы с водотечностью.
При обследовании отсеков в районе повреждений и смежных с ним помещений категорически запрещается открывать водонепроницаемые закрытия (двери, крышки люков и горловин), иллюминаторы и т.п. и ослаблять их задраивание до окончательного установления, что смежное помещение либо полностью сухое, либо затоплено частично и открытие водонепроницаемых закрытий не приведет к распространению воды по судну.
12.1.2.3. Наличие воды в смежном помещении может быть определено по следующим признакам: фильтрация воды из отсека через имеющиеся неплотности в переборках, палубах, платформах, втором дне и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей; шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы; глухой звук, издаваемый полотном переборки, палубы, платформы, второго дна при ударе по нему металлическим предметом; отпотевание переборок, палуб, платформ, второго дна.
Количество поступающей забортной воды рассчитывается по таблицам 1 и 2, приведенным в Приложении 7.
12.1.2.4. Командир аварийной группы:
докладывает на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной группы;
концентрирует у места аварии необходимое аварийно - спасательное имущество и людей для борьбы с водой и определяет их действия;
организовывает, при необходимости, вынос пострадавших из аварийных отсеков;
организовывает осмотр помещений, смежных с аварийным отсеком, и по возможности производит прекращение водотечности.
12.1.2.5. В докладе командира аварийной группы на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждения, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры; необходимая помощь в средствах и людях.
12.1.2.6. Потеря плавучести и остойчивости происходит от проникновения воды в корпус судна, при повреждении корпуса или вследствие нарушения экипажем правил содержания наружных или забортных отверстий.
Проникшая внутрь корпуса вода является причиной образования свободной поверхности воды, что ухудшает остойчивость судна, вызывает появление крена, который создает условия для большей заливаемости палубы.
12.1.2.7. Для определения состояния аварийного судна необходимо точно установить причины и район затопления, степень распространения воды по судну, а затем произвести оценку сохранившегося запаса плавучести, изменения остойчивости, а также установить вероятность наличия у судна отрицательной остойчивости, определить посадку судна (крен, дифферент) и минимальную высоту надводного борта.
12.1.2.8. По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на:
малые - 0,05 кв. м;
средние - 0,2 кв. м;
большие - до 2 кв. м;
очень большие - более 2 кв. м.
12.1.2.9. В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется застопорить ход, выровнять крен согласно Информации, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.
Скорость затопления отсека из средних и больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдет полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды.
При получении большой или очень большой пробоины или при значительном углублении отсек будет затоплен мгновенно и поступившая в отсек вода не поддается откачке судовыми осушительными насосами.
В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну, застопорить ход, выровнять крен согласно Информации, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.
В случае получения пробоины, которая приведет к затоплению по длине, большей расчетной длины затопления, при которой согласно Информации судно обречено на гибель, необходимо вывести его, насколько это возможно, на отмель и принять меры к спасению людей.
Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведется с помощью жестких пластырей и аварийных материалов (доски, брусья, клинья, пакля и т.п.).
12.1.2.10. В ходе борьбы за непотопляемость командир судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учет принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.
При этом командир судна должен руководствоваться следующими основными положениями:
важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна;
борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судну необходимой остойчивости;
в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;
необходимо систематическое уточнение места, размеров и характера повреждений, возможности их заделки и откачки воды из затопленных отсеков;
в случае угрозы опрокидывания судна из-за недостаточной остойчивости или его затопления от израсходованного запаса плавучести принять меры к посадке судна на мель.
12.1.2.11. Борьба с поступлением воды внутрь судна и распространением ее должна вестись с соблюдением следующих основных положений:
ограничение распространения воды по судну является главным в борьбе за его непотопляемость;
борьбу с распространением воды по судну следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредоточивая основные силы и средства на отсеках, имеющих значительные объемы и большие свободные поверхности воды, а также на отсеках, имеющих жизненно важное значение для судна;
при ведении борьбы с поступлением воды внутрь судна в первую очередь необходимо принимать меры по заделке пробоин с помощью аварийного имущества с одновременным включением водоотливных средств, а в тяжелых случаях повреждений должен заводиться пластырь;
после прекращения поступления воды внутрь судна и ее распространения должны быть тщательно проверены все установленные заделки пробоин и подкрепления и при необходимости произведено их усиление, а также приняты меры по удалению забортной воды, попавшей внутрь судна при аварии.
При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства.
12.1.2.12. Если исчерпаны все возможности и отстоять отсек от затопления не удалось, а дальнейшее пребывание в нем грозит гибелью для людей, они могут покинуть отсек с разрешения командира аварийной группы или в случаях, не терпящих отлагательства, с разрешения старшего в отсеке.
После прекращения борьбы с поступлением воды в отсек командир аварийной группы обязан:
доложить обстановку на ГКП;
задраить и при необходимости подкрепить подпорами все водонепроницаемые закрытия, ведущие в отсек;
поставить в известность людей, находящихся в соседних помещениях;
подкрепить при необходимости водонепроницаемые переборки, ограничивающие затопленный отсек со стороны соседних с ним помещений;
установить наблюдение за затопленными отсеками и смежными с ними помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту.
После окончания борьбы с водой все аварийное имущество и стационарные средства свертываются и приводятся в готовность. Использованные, вышедшие из строя и пришедшие в негодность материалы и имущество должны быть пополнены до норм при первой возможности, а неисправное имущество и инвентарь - отремонтированы или заменены.
12.1.2.13. Подкрепление водонепроницаемых переборок и закрытий производится со стороны смежных с затопленным отсеком помещений при:
полном затоплении отсека;
значительных трещинах в стойках переборок;
появлении разошедшихся швов и ослаблении крепежных деталей.
Наиболее важные для обеспечения непотопляемости судна водонепроницаемые закрытия должны по возможности иметь заранее подогнанные подпоры или специальные приспособления, пронумерованные и раскрепленные вблизи мест возможного их использования.
При подкреплении водонепроницаемых переборок и закрытий следует руководствоваться следующими основными положениями:
для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок и закрытий опорные места для подпор должны выбираться на их наборе;
для исключения возможности нарушения водонепроницаемости или ослабления прочности запрещается выправлять с помощью упоров или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками и закрытиями;
за подкрепленными водонепроницаемыми переборками и закрытиями должно быть установлено наблюдение, особенно при плавании судна в штормовых условиях.
12.1.3. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна
12.1.3.1. При принятии решения по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного судна командиром должны быть установлены допустимые пределы снижения запаса плавучести (допустимая высота надводного борта), исключая отсеки, которые затоплены из-за наличия пробоины в борту.
Запрещается проводить мероприятия по спрямлению аварийного судна, если они приводят к снижению высоты надводного борта до недопустимых пределов.
12.1.3.2. Восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна производятся одновременно на основании Информации.
12.1.3.3. В общем случае рекомендуется следующая последовательность действий:
откачать воду из помещений, расположенных выше ватерлинии;
откачать воду из отсеков с большими свободными поверхностями;
устранить возможность опасного перетекания воды из помещений одного борта в помещения другого;
спустить воду из помещений в другие помещения, расположенные ниже и не сообщающиеся с забортной водой;
откачать воду из отсеков, в которых заделаны пробоины.
12.1.3.4. При проведении мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна запрещается:
проводить какие-либо мероприятия до выяснения фактической остойчивости судна;
удалять за борт жидкие грузы из низкорасположенных и междудонных отсеков;
спускать воду из помещений, ширина которых больше ширины затопленных отсеков;
спускать воду из помещений, сообщающихся с забортной водой;
спрямлять судно, имеющее очень малую или отрицательную начальную остойчивость, до проведения таких мероприятий, как: удаление забортной воды с палуб и платформ, откачивание фильтрационной забортной воды из отсеков и помещений, заполнение пустых днищевых отсеков забортной водой, прекращение перетекания жидкостей, скалывание льда с палуб и т.п.
12.1.3.5. При невозможности определить фактическую величину начальной остойчивости аварийного судна расчетным путем до проведения мероприятий по восстановлению его остойчивости и спрямлению остойчивость судна следует считать опасной (очень малой и отрицательной), если:
судно на ходу переваливается с борта на борт при перекладке руля на борт и не спрямляется при переводе руля в положение "Прямо руль";
частично затоплены

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.03.2002 n ВР-25-р О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 АВГУСТА 1998 Г. n МФ-34/808 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ И ОБРАЩЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ, ПРАВИЛ, ПОЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (РД 31.2.03-98)  »
Постановления и Указы »
Читайте также