ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляется доклад о деятельности Уполномоченного в 2001 году.
Доклад содержит информацию о состоянии и проблемах прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата по восстановлению нарушенных прав граждан, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Уделено внимание развитию образования, просвещения и сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты.
Оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного основываются на обобщенном анализе поступивших жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками рабочего аппарата детских домов, воинских частей, лагерей беженцев и вынужденных переселенцев, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, принудительного содержания лиц и других организаций.
При подготовке доклада использованы документы, предоставленные уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, официальные данные государственных органов, аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет.
В 2001 году граждане стали активнее обращаться за помощью к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, что, в частности, свидетельствует о возросшей информированности населения о деятельности этого конституционного института внесудебной защиты прав человека, о совершенствовании форм и методов его работы.
В течение 2001 года Уполномоченному поступило свыше 30 тыс. жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Более 3,5 тыс. россиян обратились в приемную заявлений аппарата Уполномоченного в г. Москве, расположенную по адресу ул. Мясницкая, дом 47.
В Республиках Калмыкия, Коми и Марий Эл, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Нижегородской, Свердловской и Тульской областях работали выездные приемные Уполномоченного. Во время выездов в субъекты Российской Федерации были проведены встречи с более чем 5300 гражданами - от них принято более 2350 заявлений, большинство из которых разрешены на месте.
Тематика дел, принятых Уполномоченным к производству в 2001 году, по сравнению с прошлым годом существенно не изменилась. Как и прежде, наибольшее число жалоб (50,1 процента) связано с уголовной проблематикой. В 23,3 процента обращений ставятся вопросы обеспечения гражданских прав и соблюдения жилищного законодательства. 7,6 процента обращений связаны с трудовыми отношениями, 6 процентов - с проблемами пенсионного обеспечения и социальной защиты, 3,7 процента касаются нарушений в области конституционных процедур и административного права. Обращения, в которых содержится информация о нарушениях прав военнослужащих, а также членов их семей, составляют 5,5 процента, беженцев и вынужденных переселенцев - 1,7 процента. 1,3 процента обращений посвящены вопросам международного права.
Обращения граждан рассматривались непосредственно Уполномоченным, сотрудниками аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, компетентными государственными органами. Примерно по одной пятой от принятых в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" к производству жалоб нарушенные права граждан удалось восстановить немедленно. По остальным ведется работа.
В течение года Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в министерства и ведомства Уполномоченным направлялась информация о случаях массового и грубого нарушения прав граждан, замечания и предложения по обеспечению прав человека, совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. Многие из предложений Уполномоченного были поддержаны и реализованы на практике.
15 ноября 2001 года Уполномоченный выступил перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии прав человека в стране. Государственная Дума поддержала основные направления правозащитной деятельности Уполномоченного и поручила соответствующим комитетам активнее взаимодействовать с ним по вопросам законотворчества в области прав человека.
На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был обсужден специальный доклад Уполномоченного "Права и возможности инвалидов в Российской Федерации".
Проблема обеспечения прав инвалидов является актуальной для России. Целесообразно провести парламентские слушания в Государственной Думе, специальное заседание Правительства Российской Федерации, коллегию Министерства труда и социального развития Российской Федерации, принять другие практические меры по улучшению положения этой категории граждан, которые не всегда имеют даже физические возможности самостоятельно защитить свои права. Специальный доклад "Права и возможности инвалидов в Российской Федерации" является приложением к представленному докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году.
Новой перспективной формой работы является организация совместных выездов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в их избирательные округа. В 2001 году такая работа была проведена по предложению депутатов Государственной Думы А.М. Буратаевой (Республика Калмыкия) и В.И. Шандыбина (Брянская область).
Более эффективным стало взаимодействие Уполномоченного с неправительственными правозащитными организациями по защите и восстановлению прав граждан. В мае 2001 года Уполномоченный и Председатель Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеева совершили поездку в Республику Марий Эл. Правозащитники посетили следственный изолятор, республиканское Управление исполнения наказаний, детский дом, городскую больницу, провели прием граждан. На месте был принят ряд решений в защиту прав и законных интересов граждан.
В 2001 году аппаратом Уполномоченного проведены "горячие телефонные линии" по таким проблемам, как: социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; соблюдение и восстановление прав беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, ищущих убежище в Российской Федерации; обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы; защита прав и законных интересов детей.
Сотрудники аппарата Уполномоченного дали свыше 15 тыс. юридических консультаций по телефону, в ходе которых гражданам разъяснялись формы, методы и способы защиты прав человека, в частности, сообщалось, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обращаться по тем или иным вопросам.
Осуществлялась также подготовка, издание и распространение периодических информационных материалов, просветительской литературы по проблемам прав и свобод человека и гражданина.
В 2001 году в Республике Калмыкия, в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Пермской и Самарской областях были назначены и приступили к работе уполномоченные по правам человека. Таким образом, уже в 18 субъектах Российской Федерации учреждена эта должность.
Все уполномоченные по правам человека, действующие в настоящее время в России, обратились в ходе проведения в октябре 2001 года в г. Смоленске "круглого стола" к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Они подчеркнули, что видят смысл и назначение данного института в укреплении доверия граждан к государству, обеспечении цивилизованных методов решения проблем по защите прав человека. Новый правозащитный институт не противостоит государственным органам, а конструктивно сотрудничает с ними, способствует деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем в работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации есть проблемы, которые невозможно решить без участия Президента. Необходима поддержка в вопросах законодательного обеспечения данного института, учреждение аналогичной должности во всех субъектах Федерации, более тесное взаимодействие Президента с Федеральным Уполномоченным.
Согласно статье 103 Конституции Российской Федерации лишь три руководителя федеральных структур назначаются на должность и освобождаются от нее палатой российского парламента - Государственной Думой. Это Председатель Центрального банка Российской Федерации, председатель Счетной палаты Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
В России множество государственных структур. Но отношение к ним высоких властей различно. На одних обрушивается "золотой дождь", другие находятся в положении изгоев. К последним относится аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Четыре года нет отдельного здания, удобного для граждан и работы аппарата. Четыре года нет Указа Президента Российской Федерации о медицинском, социальном и ином обеспечении Уполномоченного и работников рабочего аппарата. Защищая граждан, мы тоже должны быть защищены.
Получили дальнейшее развитие деловые контакты Уполномоченного с российскими и международными правозащитными организациями, национальными омбудсманами государств - участников Содружества Независимых Государств, стран Балтии и дальнего зарубежья.
В 2001 году в российском правозащитном движении произошли три важных события.
В январе состоялся Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека. В его работе приняли участие представители 350 крупнейших правозащитных организаций из разных регионов страны. Уполномоченный выступил перед участниками съезда, отметив необходимость государственной поддержки инициатив неправительственных правозащитных организаций.
Заметным событием стала международная конференция "5-летие России в Совете Европы и 25-летие Московской Хельсинкской группы", прошедшая 14 - 15 мая в г. Москве по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Председателя Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеевой.
19 - 21 ноября по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина состоялся Гражданский форум, который стал знаковым событием для правозащитного движения, подтвердив курс России на строительство демократического правового государства и гражданского общества.
В 2001 году между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Защитником прав граждан Республики Польша подписан Меморандум о сотрудничестве. Соглашения заключены также с Национальной комиссией по правам человека Мексики, Центром по правам человека Республики Молдова, Региональным представительством Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации, с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рядом российских неправительственных правозащитных организаций.
Вместе с тем положение с правами человека в Российской Федерации вызывает глубокую озабоченность.
Обобщение итогов рассмотрения поступивших Уполномоченному в 2001 году жалоб и обращений граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих свидетельствует о том, что в стране происходят нарушения экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав.
Положение с правами человека в Чеченской Республике в настоящее время остается крайне сложным. Проблема Чечни - это проблема всей России. Без ее решения, без экономического, социального, культурного и нравственного возрождения Чеченской Республики очаг противоречий будет тлеть на юге российского государства, угрожая безопасности и стабильности.
Россия оказалась в первых рядах борьбы с международным терроризмом. В Чеченской Республике погибают мирные жители, старики, женщины, дети, российские военнослужащие. Десятки тысяч беженцев вынуждены проводить уже третью зиму в палаточных городках.
Главное сегодня - это завершение контртеррористической операции, прекращение огня, бессмысленных действий боевиков, осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности, доверия и стабильности в Чечне и окружающих ее регионах при безусловном привлечении к судебной ответственности всех лиц, совершивших преступления. Необходимо продолжить работу по восстановлению разрушенной войной экономики республики, широкомасштабному строительству жилья, медицинских, учебных, культурных учреждений. Должны охраняться и восстанавливаться мечети и храмы, принадлежащие различным конфессиям. Целесообразно введение специальных программ социальной реабилитации пострадавших от войны мирных жителей и, в первую очередь, молодежи.
Не менее важны целенаправленные усилия по строительству в Чечне институтов демократии, проведение выборов и создание представительного органа, который отражал бы интересы всех слоев чеченского общества и мог бы сформулировать в соответствии с Конституцией Российской Федерации основополагающие подходы к модели государственной власти в Чеченской Республике.
Осуществление этих действий невозможно без объединения усилий всех, кому дороги мир и порядок в Чечне и во всей России. Гуманистическая религия ислама не может являться предлогом для продолжения братоубийственной войны. Истинно верующим необходимо сплотиться и делать все возможное для страдающих и обездоленных. Для того чтобы на территории многострадальной Чеченской Республики восторжествовал конституционный порядок и права человека были защищены, необходимо осуществление неординарных мер, поддержанных мировым и европейским сообществом.
Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством. Социальное государство - это государство, которое заботится о своих гражданах, создает им благоприятные условия для жизни. Но, к сожалению, Россия таковым пока не является. Около 40 процентов населения страны имеет доход ниже прожиточного минимума. Заработная плата и пенсии, даже если они и выплачиваются вовремя, настолько малы, что не обеспечивают нормальной жизни. Проблемы защиты экономических и социальных прав граждан России были ключевыми темами ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного в 1998, 1999 и 2000 годах. Приходится констатировать, что многие вопросы обеспечения этих прав до сих пор не решены и продолжают оставаться актуальными.
Как и в 2000 году, имели место отключения света и тепла в жилых домах. Энергетический кризис ставит под угрозу гарантированные Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации права людей на жизнь, достоинство личности, охрану здоровья, медицинскую помощь. Задача государства - не только декларировать эти права, но и реально их обеспечивать. В 2000 и 2001 годах на основании обращений Уполномоченного по фактам временного прекращения подачи света и тепла в жилые дома и больницы органами прокуратуры были возбуждены уголовные дела, несколько человек оказались на скамье подсудимых. Но экономические и социальные проблемы только с помощью Уголовного кодекса не решить, нужны скоординированные практические шаги органов исполнительной власти всех уровней по недопущению развития энергетического кризиса, нарушающего конституционные права граждан.
Не обеспечены права беженцев и вынужденных переселенцев, ущемляются права женщин, детей, военнослужащих, сложное положение сохраняется в пенитенциарной системе.
В России имеют место пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство человека обращение и наказание. Этой проблеме посвящен специальный доклад Уполномоченного "О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации". В нем обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов, освещена деятельность Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав граждан, предложен комплекс экономических, законодательных, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.
Темами еще четырех специальных докладов Уполномоченного стали также такие сферы жизни, где имеются массовые нарушения прав человека. Это нарушения прав граждан, страдающих психическими расстройствами; нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; проблемы обеспечения конституционного права на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации; права и возможности инвалидов.
Специальные доклады Уполномоченного направлены в органы государственной власти, в средства массовой информации, опубликованы в виде отдельных брошюр.
Однако, как показывает анализ поступающих жалоб и обращений граждан, сведения, изложенные в докладах, оставили равнодушными немало чиновников, которые призваны выполнять функции, порученные им обществом, обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Только совместными усилиями всех ветвей власти, депутатского корпуса, общественных и религиозных объединений, неправительственных правозащитных организаций, государственных правозащитников, средств массовой информации можно изменить отношение к человеку.
В отличие от предыдущих ежегодных докладов Уполномоченного в представленном докладе особое внимание уделено проблемам, которые длительное время существуют в обществе, оказывают негативное влияние на морально - нравственное состояние граждан, но пока не стали предметом повышенного интереса со стороны государства.
Речь идет, прежде всего, о таких вопросах, как защита жертв террористических актов и других преступлений, искоренение насилия в отношении женщин и детей, положение инвалидов, права военнослужащих и членов их семей, права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, решение миграционных проблем, состояние окружающей природной среды, доступность и качество оказываемой населению медицинской помощи, нарушение прав человека в сфере транспортного обслуживания, гуманизация уголовной политики и применение альтернативных лишению свободы мер наказания, и других.
Доклад направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" доклад будет опубликован в "Российской газете". Это позволит миллионам россиян подробнее узнать о деятельности и развитии государственного правозащитного института - Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, создание которого стало возможным благодаря тем демократическим преобразованиям, которые произошли в стране, а также вступлению России в Совет Европы и принятию ею обязательств по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека.
ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
И ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
На протяжении столетий механизмы уголовной юстиции совершенствовались лишь в системе отношений "государство - преступник", а проблемы правового положения жертвы преступления долгое время оставались без внимания государства.
Международное общественное движение в поддержку жертв преступлений развернулось в мире после окончания Второй мировой войны, благодаря изменению психологии людей, их мироощущения, а также активной деятельности правозащитных организаций.
В течение последних лет криминогенная ситуация в Российской Федерации остается достаточно сложной. Уровень регистрируемой в стране преступности достиг трехмиллионного рубежа и почти приблизился к максимальному количеству преступлений, зарегистрированных в 1991 году на всей территории бывшего СССР. Увеличивается число тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с применением насилия, возрастает агрессивность совершаемых преступлений и причиненный ими ущерб. Сформировалась организованная преступность.
В 2001 году в результате преступных посягательств погибли и получили тяжкий вред здоровью около 150 тыс. человек. По данным МВД России, количество лиц, пострадавших от преступлений, растет. В 2001 году оно превысило 2 млн. человек. Если же учитывать пропавших без вести, погибших в армии, пострадавших от насильственных действий в семье, то эта цифра значительно больше.
Высоким сохраняется уровень скрытой (латентной) преступности, включающей как сокрытие преступлений от регистрации органами милиции, так и отказ со стороны значительного числа жертв преступлений заявлять о том, что они подверглись преступным посягательствам. Люди порой не верят в помощь органов внутренних дел, в том числе по причине коррупции. По данным независимых экспертов, в 2001 году от преступлений пострадали более 38 млн. россиян.
Анализ статистических данных фиксирует рост криминальной угрозы и в отношении имущества граждан. Так, если в 1998 году установленная сумма материального ущерба составляла около 19 млрд. рублей, то в 2001 году этот показатель вырос более чем в три раза и составил примерно 60 млрд. рублей.
Криминальную напряженность в стране существенно усиливают акты терроризма, которые все чаще совершаются с использованием современного вооружения и сопряжены со значительными людскими потерями, разрушениями и массовыми страданиями. По данным правоохранительных органов, в 1999 году в России было зарегистрировано 20 актов терроризма (без учета Чеченской Республики), в 2000 году - 135, а в 2001 году - более 300 террористических актов.
Особая опасность терроризма заключается в том, что он культивирует насилие как способ решения политических, экономических или личных проблем. Обесценивается человеческая жизнь. В обществе формируется чувство страха. У населения возникает неверие в возможность государства защитить своих граждан.
В 2001 году к Уполномоченному поступили обращения от граждан, пострадавших в результате террористических актов, произошедших на территории Российской Федерации, а также обращения в защиту жертв террористических актов от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, неправительственных правозащитных организаций, средств массовой информации.
Так, например, гражданин П., проживающий в г. Москве, пострадавший от взрыва дома на Каширском шоссе в сентябре 1999 года, обратился с жалобой на нарушение правительством Москвы его права на жилье (вх. N П-231).
Депутат Государственной Думы В.В. Жириновский обратился к Уполномоченному в защиту прав гражданки Т. - жертвы преступления, проживающей в г. Волгодонске, семье которой не была своевременно оказана материальная и социальная помощь (вх. N кл-602).
Редакция газеты "Московский комсомолец" обратилась к Уполномоченному по поводу коллективного письма жителей г. Волгодонска, в котором граждане жалуются на недостаточную информированность о действиях властей по ликвидации последствий террористического акта (вх. N кл-958).
Гражданин Я. обратился с жалобой на то, что не получил в полном объеме компенсации за имущественный ущерб, нанесенный ему в результате террористического акта, произошедшего в г. Буйнакске (вх. N Я-102).
В результате мер, принятых по инициативе Уполномоченного, нарушенные права этих граждан были восстановлены. По ряду жалоб Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляется проверка.
Вместе с тем большинство граждан, ставших в последние годы жертвами террористических актов, по-прежнему находятся в крайне тяжелом положении, испытывают материальные трудности и психологический дискомфорт.
Наряду с этим в последние пять лет российская уголовная статистика фиксирует увеличение числа коррупционных преступлений: взяточничество выросло на 12 процентов, коммерческие подкупы - на 26,9 процента.
Наличие коррупции - показатель слабости государства, которое не в состоянии выполнить свои обязательства перед гражданами.
Масштабы и темпы роста преступности, терроризма и коррупции препятствуют осуществлению социальных реформ. Они порождают у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижают доверие к органам власти и управления, к проводимой государством политике.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом (статья 52). Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию нанесенного ущерба, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (статья 53).
Между тем российское общество слабо защищает жертв преступлений, террористических актов, злоупотреблений властью. Общепринятое международное правило, что к жертвам преступлений следует относиться с состраданием и уважать их достоинство, не действует.
Поступающие Уполномоченному жалобы и обращения свидетельствуют, что многие граждане ощущают противодействие их доступу к правосудию. Защита жертв преступлений государственными органами практически не обеспечивается.
Современная российская юстиция не гарантирует декларированное право граждан защищаться от несправедливых действий государства. Многие положения Концепции судебной реформы 1991 года за 10 лет так и не были выполнены, в том числе и задача по созданию условий, когда "станет доступной и достоверной информация о деятельности правоохранительных органов и судебно - правовая статистика".
Около 90 процентов заявлений и сообщений от пострадавших принимается и расследуется органами внутренних дел, на которые также возложено ведение уголовной статистики.
Однако на практике органы внутренних дел не заинтересованы в выявлении, принятии и регистрации заявлений и сообщений о многих видах преступлений, поскольку основными показателями эффективности деятельности милиции до настоящего времени является снижение уровня преступности и повышение процента раскрываемости преступлений. Налицо противоречие между обязанностями и интересами органов внутренних дел. Именно этот конфликт профессиональных интересов порождает проблему, связанную с сокрытием, непринятием заявлений о преступлении, проявлением грубости работников милиции в отношении граждан.
Так, гражданин Е. обратился к Уполномоченному с жалобой на работников милиции Шебенинского ОВД, Белгородская область, избивших его с целью заставить изменить показания по уголовному делу. В результате насильственных действий Е. был причинен вред здоровью. Для спасения его жизни врачам пришлось удалить пострадавшему селезенку. Однако первоначально по жалобе потерпевшего в возбуждении уголовного дела было отказано. Только после вмешательства Уполномоченного 16 апреля 2001 года областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело против работников милиции (вх. N Е-112).
Действующая система учета преступлений и лиц, их совершивших, имеет много особенностей, которые позволяют скрыть тяжкие преступления за счет регистрации менее тяжких, или же за регистрацией одного преступления скрыть несколько самостоятельных криминальных деяний. Например, убийство нескольких лиц регистрируется как одно преступление, что, безусловно, искажает статистическую картину преступности. Между тем объективнее было бы вести учет подобных деяний не по действиям, а по жертвам.
Значительная часть граждан, заявивших в милицию о преступлениях, вообще не информируется о том, что по этим заявлениям делается. Так, по данным телефонного опроса 1500 москвичей, потерпевших от различного рода посягательств, проведенного Институтом Гэллапа, милиция не проявила никакого интереса и не информировала о своих действиях в отношении заявлений о кражах из автомобилей - в 62 процентах случаев, о кражах с проникновением в жилища - в 71 проценте, об ограблениях и разбоях - в 63 процентах случаев. Даже на официальные заявления руководителей предприятий и организаций о совершенных преступлениях в 19 процентах случаев милиция не давала никаких ответов.
Учет потерпевших не налажен и практически даже не рассматривается как задача уголовной статистики. Тем более игнорируются интересы тех граждан, заявления которых о совершенных на них посягательствах просто скрыты.
На федеральном уровне не выработана единая идеология защиты жертв преступлений, не гарантирована безопасность свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного процесса. Так, например, в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом", который был принят в 1998 году, среди основных юридических категорий отсутствует определение понятия "жертва террористического акта", что оставляет вне поля правового регулирования один из важнейших аспектов данной проблемы.
Известно, что значительная часть умышленных убийств длительное время остаются нераскрытыми, что причиняет дополнительные страдания родственникам погибших. Случается, что семьи теряют единственного кормильца, находятся в бедственном положении. Однако содействия в предоставлении помощи родным убитого ни на первоначальной стадии расследования, ни в дальнейшем, когда дело приостанавливается, так как не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, со стороны государства не оказывается.
Нередко доведенные до отчаяния граждане сами совершают противоправные поступки, так как не надеются на положительное разрешение их проблем компетентными государственными органами.
Как следует из жалобы гражданина М., обратившегося к Уполномоченному, его сын в результате насильственных действий получил серьезную черепно - мозговую травму. Родители одного из участников избиения отказали гражданину М. в материальной помощи, необходимой для приобретения дорогостоящих лекарств для сына. Милиция даже после смерти потерпевшего не спешила привлечь к ответственности виновных. Потрясенный горем отец после очередной попытки найти справедливость принял самостоятельное решение и учинил в доме одного из обвиняемых расправу: убил его отца и тяжело ранил мать (вх. N М-248).
Расследование преступлений подчас принимает затяжной характер. Когда же незащищенный потерпевший начинает заявлять о своих правах, в первую очередь о привлечении к ответственности виновных, его ходатайства, как правило, остаются без ответа, а иногда положение потерпевшего после этого даже ухудшается.
Так, более двух лет житель г. Кемерово гражданин К. добивался от органов милиции и прокуратуры, чтобы были установлены и привлечены к уголовной ответственности лица, совершившие убийство его сына. В связи с этим он постоянно обращался в различные инстанции, вызывая раздражение у сотрудников правоохранительных органов. Тогда гражданин К. решил заняться собственным расследованием, выдвинул версию о причастности к убийству работников милиции и потребовал допросить установленную им свидетельницу Д. Однако следствие расценило это как вмешательство в процессуальную деятельность. Узнав, что К. оплатил свидетельнице проезд и потерю заработка (в день вызова - всего 50 рублей), прокуратура возбудила в отношении К. уголовное дело за подкуп свидетеля. К. предупредили, что если он и дальше будет проявлять инициативу, то его арестуют. На основании ходатайства Уполномоченного, к которому обратился отчаявшийся гражданин К., Генеральная прокуратура Российской Федерации прекратила в отношении него уголовное дело за отсутствием состава преступления, признав его возбуждение необоснованным. В настоящее время дело об убийстве сына гражданина К. передано для расследования в Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (вх. N К-47).
В 1999 году в г. Брянске произошла настоящая трагедия. Гражданина Л., капитана в отставке, 15 лет прослужившего в армии, инвалида II группы посадили в тюрьму только за то, что он оказался однофамильцем и тезкой подозреваемого. Освобожден же из-под стражи он был только после того, как в правоохранительные органы добровольно явился действительно подлежащий привлечению к уголовной ответственности гражданин (вх. N Л-117). Об этом случае написала "Парламентская газета" 18 августа 2001 года. Этому был посвящен один из выпусков телевизионной передачи "Независимое расследование" (ОРТ).
Хотя Л. с самого начала заявлял, что его задержание является ошибкой, домой он вернулся только спустя три месяца. Поданный Л. иск к МВД, Минюсту России и Генеральной прокуратуре Российской Федерации в связи с незаконным арестом рассматривался судом более года. Л. скончался от сердечного приступа, не дождавшись решения суда, но до настоящего времени его жена не может добиться возмещения морального и материального ущерба. Решение суда первой инстанции признало незаконным действия сотрудников Советского РОВД и учреждения ИЗ-27/1, а также бездействие работников прокуратуры Советского района г. Брянска, и обязало указанные ведомства выплатить по 2 тыс. рублей жене Л. Однако это решение было отменено по кассационной жалобе представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Дело было отправлено на повторное рассмотрение. Этот случай вопиющего беззакония и злоупотребления властью является наиболее показательным, но далеко не единственным в своем роде.
В последние годы в России увеличилось число случаев, когда жертвы преступлений отказываются от участия в судебных заседаниях. Главная причина - боязнь мести со стороны преступников, их родственников или соучастников.
Не редки случаи, когда свидетелей, потерпевших, судей похищают, шантажируют, запугивают, а то и просто убивают.
Так, 1 февраля 2002 года прямо перед зданием Тушинского межмуниципального (районного) суда г. Москвы был убит гражданин Ч., который выступал в качестве свидетеля в деле о вымогательстве. По версии милиции, один из обвиняемых, не сумев организовать "заказное убийство", для прекращения уголовного дела сам расправился с неугодным свидетелем ("Комсомольская правда", 12 февраля 2002 года).
Новый Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации несколько расширил процессуальные права потерпевшего как участника уголовного процесса. Так, например, следователь с согласия прокурора может вынести постановление о сохранении в тайне данных о потерпевшем, его представителе или свидетеле. В таких случаях указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, который он будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Предусмотрена возможность по письменному заявлению лиц, в адрес которых имеют место угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий, производить контроль и запись их телефонных и иных переговоров. В целях обеспечения безопасности участников процесса, предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено так, чтобы подозреваемый не видел опознающего. В интересах участников судебного разбирательства, их близких родственников допускается закрытое судебное заседание. Суд вправе провести допрос потерпевшего или свидетелей в условиях, исключающих визуальное наблюдение их другими участниками процесса.
Однако этих мер недостаточно. Нужны реальные гарантии, позволяющие обеспечить безопасность свидетелей, потерпевших, иных граждан, содействующих уголовному правосудию по делам о преступлениях террористического характера и иным особо тяжким преступлениям. Необходимо разработать комплекс мер по их защите и выделить целевые средства на их реализацию. Среди таких мер следует предусмотреть оборудование квартир охранной сигнализацией, замену документов, номеров телефонов и государственных автомобильных номеров, выделение защищаемым лицам оружия и средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности. В особых случаях свидетелю или потерпевшему временно может быть предоставлено другое жилое помещение или обеспечено переселение его на иное постоянное место жительства, предоставлено новое место работы или учебы, а также личная охрана в случае угрозы жизни и здоровью. Все эти нормы должны содержаться в Федеральном законе "О защите жертв преступлений". Его необходимо принять в ближайшее время.
Также следует разработать и принять федеральную программу по защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса.
Важной стороной защиты жертв преступлений является возмещение им материального ущерба, а также морального вреда.
Согласно действующему законодательству, возмещение ущерба пострадавшему производится только при наличии приговора суда, вступившего в законную силу, то есть после раскрытия преступления и изобличения виновного. Уровень же раскрываемости, например, корыстных преступлений в среднем по стране составляет 55 процентов. Иными словами, почти половина потерпевших от корыстных посягательств лишены возможности возмещения нанесенного им ущерба, поскольку виновные в их совершении лица не установлены.
Проблема возмещения ущерба потерпевшим в значительной степени обостряется также тем фактом, что в России отсутствует система специализированных государственных органов, ведущих учет преступлений насильственного и террористического характера и определяющих причиненный ими ущерб.
Если даже преступник осужден, заработанные им деньги в первую очередь идут на покрытие расходов по его содержанию. Самому преступнику закон гарантирует начисление 25 процентов заработка на его лицевой счет. В итоге на компенсацию жертвам преступления практически ничего не остается.
Законодательного решения требуют вопросы правового регулирования деятельности государства по обеспечению прав и законных интересов потерпевших, а также приведения отечественных стандартов в области защиты прав потерпевших в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года, "то или иное лицо может считаться "жертвой" независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой".
В пункте 14 Декларации сказано, что "жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам".
Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, принятая 24 ноября 1983 года, устанавливает, что государство возмещает убытки, когда не может быть обеспечено их возмещение из других источников, тем, кто из-за умышленных насильственных преступлений понес серьезный урон в отношении физического состояния или здоровья, а также тем, кто находился на иждивении погибших в результате такого преступления (статья 2). Компенсация должна покрывать по крайней мере потерю дохода, затраты на медикаменты и госпитализацию, затраты на похороны, алименты, содержание иждивенцев (статья 3).
В международной практике понятие "возмещение вреда" имеет два смысловых значения: "компенсация" - денежное возмещение имущественных потерь в предусмотренных законом случаях и "реституция" - возврат виновной стороной всего полученного ею и возмещение понесенных расходов. В тексте Федерального закона "О борьбе с терроризмом" эти два понятия объединены.
Международные правовые документы рекомендуют правительствам рассмотреть возможность включения реституции в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям. Эти документы также определяют, что при соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов.
Необходимо включение подобных норм в акты, регулирующие деятельность судов и прокуратуры, органов охраны правопорядка, органов социального обеспечения и других государственных структур, имеющих непосредственное отношение к защите прав жертв преступлений. Решение данной проблемы должно носить комплексный характер и затрагивать не только уголовное и уголовно - процессуальное законодательство, но и нормы гражданского и других отраслей права.
Особая ответственность государства по отношению к жертвам преступлений и тяжелейших из них - террористических актов - должна быть признана в силу того, что государство не выполнило своих обязательств по защите жизни и здоровья своих граждан.
Основными направлениями восстановления прав жертв преступлений должны быть:
- особо бережное отношение к ним не только со стороны государственных органов, но и средств массовой информации;
- обеспечение жертвам преступлений бесплатного доступа к механизмам административно - правовой и судебной защиты;
- гарантирование государственной защиты жертвам преступлений от запугивания и мести со стороны любых лиц, вне зависимости от их участия в уголовном процессе;
- обеспечение права пострадавших от террористических актов (как жертв преступлений, так и их родственников) на получение необходимой информации;
- обеспечение права пострадавших в результате террористических актов на реституцию, компенсацию и социальную помощь.
Решение этих задач предполагает различные направления деятельности органов государственной власти. В первую очередь, это оказание различной помощи жертвам преступлений:
- информационной, психологической, специализированной медицинской помощи;
- правовой поддержки, которая может включать бесплатные консультации на протяжении всего уголовного процесса, а зачастую и после него, сопровождение в суд, оформление всех необходимых документов и другое;
- финансовой помощи (в том числе выплаты единовременных пособий в связи с потерей трудоспособности, заработка, кормильца, а также частичной выплаты государственной компенсации ущерба);
- обеспечение личной безопасности жертв преступлений и членов их семей;
- помощи в получении государственной компенсации ущерба от преступлений.
Во многих странах мира наряду с государственными программами существует множество частных программ помощи жертвам преступлений.
В Великобритании оказание помощи лицам, пострадавшим от преступлений, является составной частью уголовной политики государства. Более того, правительством страны разработана Программа помощи жертвам преступлений. В Хартии жертв преступлений детально описываются произошедшие изменения в законодательстве и судебной практике, касающиеся вопросов обеспечения безопасности и социальной помощи лицам, пострадавшим от преступных посягательств. Существуют две формы компенсации лицам, потерпевшим от противоправных действий. Во-первых, это выплата виновным лицом денежной компенсации по приговору суда, а во-вторых - компенсация, выплачиваемая из государственных фондов.
В Германии действует специальный закон о защите и помощи жертвам преступлений. Число частных служб помощи жертвам преступлений ежегодно увеличивается, возрастают их расходы на благотворительную деятельность.
В Соединенных Штатах Америки программы специализированной помощи охватывают широкий круг жертв преступлений, включают оказание необходимой медицинской и психологической помощи, материальную поддержку для наиболее нуждающихся, услуги правового характера, в том числе опеку над потерпевшими в период следствия и судебного процесса.
Важным в деле защиты прав жертв преступлений является скорейшее присоединение России к ряду международных конвенций, например Европейской конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.
Необходимо принять специальное антикоррупционное законодательство, учитывающее и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупционные действия, принятую Советом Европы в 1999 году, и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", вступивший в силу в 2001 году. Требуется разработка антикоррупционных программ в отдельных секторах экономики, прежде всего в сырьевом и топливно - энергетическом, в финансово - кредитной, налоговой и таможенной сферах, в алкогольном бизнесе, в области приватизации государственной и муниципальной собственности и других.
Обострение криминальной ситуации, рост терроризма, коррупция таят в себе потенциальную угрозу национальной безопасности страны, демократии и правам человека. Государство должно принять безотлагательные и жесткие меры по искоренению преступности, защите жизни и обеспечению спокойствия россиян, защите жертв преступлений, террористических актов и злоупотреблений властью.
НАРУШЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации с момента назначения на должность рассматривает защиту прав и законных интересов ребенка одним из важнейших направлений своей работы.
В частности, в обращении Уполномоченного к Председателю Правительства Российской Федерации С.В. Степашину от 7 июля 1999 года о спасении и защите беспризорных детей отмечалось, что эта проблема приобрела характер гуманитарной катастрофы. Уполномоченный предложил принять срочные меры, направленные на улучшение положения детей в России, обеспечение их прав и законных интересов.
Во время выездов Уполномоченного и сотрудников аппарата в регионы в обязательном порядке посещаются детские дома, больницы, социальные приюты, интернаты, воспитательные колонии, где содержатся несовершеннолетние осужденные. В случае установления фактов нарушения прав ребенка Уполномоченным в соответствии с его компетенцией принимаются меры по восстановлению прав и законных интересов детей.
Так, в 1999 году после изучения ситуации с исполнением Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Уполномоченный обратился к главе администрации Тамбовской области А.И. Рябову с заключением о нарушении жилищных прав детей - воспитанников детских домов и интернатов Тамбовской области. Ситуация в регионе обострилась настолько, что воспитанники и руководители детских домов и интернатов вынуждены были обращаться за защитой своих прав в судебные органы. Однако и решения судов своевременно не исполнялись. Уполномоченный предложил главе администрации лично вмешаться в ситуацию и принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав детей. В результате принятых мер были восстановлены жилищные права более чем 20 детей - воспитанников детских домов и интернатов Тамбовской области (Защита прав человека. Сборник документов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 1998 - 2000. М.: Юридическая литература, 2001).
Традиционным стало периодическое проведение аппаратом Уполномоченного акции "детский телефон доверия", задача которой заключается в том, чтобы приучать детей самостоятельно, без помощи родителей, получать юридическую помощь и другую информацию о тех областях общественной жизни, которые их касаются. Это особенно важно при возникновении сложных ситуаций в школе, семье, во взаимоотношениях со сверстниками и в других случаях.
Президент Российской Федерации, Правительство, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уделяют должное внимание вопросам обеспечения прав детей.
Важное значение для защиты прав ребенка имело принятие Семейного, Уголовного, Уголовно - процессуального кодексов, а также федеральных законов "Об образовании", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах социального обслуживания населения", "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", других нормативных правовых актов.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 21 августа 2001 г. N 1090 утвердило План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы, в осуществлении которого принимают участие многие министерства и ведомства, в том числе Минтруд, Минфин, Минюст, Минэкономразвития, Минздрав, Минобразование России, Фонд социального страхования и другие. Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, поручено контролировать выполнение данного Плана.
Однако, несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, определенные усилия государства по улучшению положения детей, нарушения прав ребенка по-прежнему носят массовый характер - дети подвергаются насилию в семье и на улице, растет количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей, детей - инвалидов. В трудной жизненной ситуации находятся дети, проживающие в малоимущих семьях, несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях.
Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что ребенок должен воспитываться в семье. Глава 11 Семейного кодекса Российской Федерации к основополагающим правам детей относит их право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное проживание, право на воспитание, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, право на получение содержания от родителей и родственников и другие права.
По информации неправительственных правозащитных организаций, работающих в сфере защиты прав материнства и детства, в России в настоящее время около 14 млн. детей растут в неполных семьях.
Что касается большинства семей, где имеются оба родителя, то в них наблюдается крайняя бедность, снижаются денежные доходы на каждого члена семьи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года, выплачиваемое из Фонда социального страхования, до недавнего времени составляло всего 200 рублей в месяц, с 1 января 2002 года его размер увеличен до 500 рублей. По данным доклада "Десять лет переходного периода", опубликованного исследовательским центром Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России недоедает каждый седьмой ребенок.
Разрушение семьи, ее устоев и традиций пагубным образом сказывается в первую очередь на положении детей, многие из которых нередко подвергаются физическому, психическому и иным формам насилия у себя дома, в школе и на улице, с раннего детства вынуждены зарабатывать на жизнь различными способами, включая занятие проституцией, распространение наркотиков.
Так, в 2000 году судами Пермской области осуждены 628 человек за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (статья 156 УК РФ), за 6 месяцев 2001 года - 470 человек. В 2001 году выявлено 40 случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Эти цифры опубликованы в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермской области о соблюдении прав детей в этом субъекте Российской Федерации.
По мнению психологов, дети - жертвы насилия, привлекавшиеся к опасным или эксплуататорским формам труда, не могут продуктивно участвовать в жизни общества, поскольку они недоверчивы, страдают физическими или психическими заболеваниями.
Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сегодня в России - свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них - настоящие сироты, остальные - это так называемые "социальные сироты", то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2001 году Генеральная прокуратура Российской Федерации в ходе специальной проверки выявила более 42 тыс. нарушений законодательства в сфере охраны прав детей - сирот. Прокуроры направили в суды более 32 тыс. исков в защиту их имущественных прав. Вскрыты факты жестокого обращения с воспитанниками в интернатных учреждениях Республик Карелия, Тыва, Амурской, Костромской, Ленинградской, Тамбовской, Читинской областей, г. Москвы.
Нарушение прав детей в интернатных учреждениях носит скрытый характер - происходящее там крайне редко делается достоянием общественности.
По сообщениям средств массовой информации, за кражу пачки сигарет в детском доме N 1 Новосибирской области детей жестоко наказывали, лишали пищи. В детском доме N 28 г. Москвы сотрудники дома избивали детей. В Ново - Петровской вспомогательной школе - интернате (Московская область) прокуратура выявила факты сексуальных издевательств в отношении воспитанников. В одной из больниц Псковской области выявлены 80 мальчиков и девочек, попавших туда из детских домов, с травмами и следами побоев (Парламентская газета, 25 июля 2001 года). По этим фактам на основании заключений Уполномоченного Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляются проверки.
В нарушение статьи 84 Семейного кодекса Российской Федерации пенсии и алименты нередко не зачисляются на лицевые счета воспитанников. Счета не открываются или обезличены - деньги идут на общие нужды детдомов, погашение задолженности интернатов и другие цели.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внес определенные законодательные гарантии на получение выпускниками сиротских учреждений жилья. Однако далеко не во всех регионах выпускники могут его получить. Около 80 процентов социальных сирот находятся в крайне затруднительном положении (Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. РОО "Право ребенка". М., 2001. С. 28).
Согласно законодательству выделять выпускнику интернатных учреждений новое жилье должны администрации тех районов, откуда ребенок был направлен в это учреждение. Но механизм сохранения квартиры или приобретения ее не отработан. Защищать право на жилье подростков должны органы опеки. Однако количество их штатных сотрудников ничтожно мало - один на 5 тыс. детского населения, тем более что сама администрация, в ведении которой находятся органы опеки, нарушая законодательство, нередко отказывает выпускникам в получении жилья.
Так, гражданину С., выпускнику школы - интерната N 11 г. Тутаева Ленинского района Ярославской области, оставшемуся без попечения родителей, в нарушение закона администрацией области было отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения или выделении целевой безвозвратной ссуды на его приобретение. Закрепленное же за гражданином С. до его совершеннолетия, то есть до окончания его пребывания в интернате, жилое помещение в Ярославле было до этого приватизировано и продано родственниками. В связи с этим Уполномоченным было направлено ходатайство губернатору Ярославской области А.И. Лисицину о выделении безвозвратной ссуды для приобретения жилья С. Администрация области внесла предложение о корректировке областного бюджета, предусмотрев в нем средства для приобретения квартир детям - сиротам, выпускникам интернатных учреждений, в том числе и С. К настоящему времени жилая площадь С. предоставлена (вх. N С-798).
После обращения Уполномоченного восстановлены права детей - сирот В., Л. и Ф., приехавших в г. Новороссийск после пребывания в детском доме. Согласно постановлению главы администрации г. Новороссийска для них приобретены три малогабаритные квартиры (вх. N кл-342).
Имеются случаи, когда инициатором нарушений прав ребенка становится местная власть. По иску администрации Красноглинского района г. Самары 16-летнюю Наташу Г. районный суд признал "неприобретшей права на жилище" и ее регистрация признана незаконной. До этого девочка жила с отцом, который занимался ее воспитанием. Велось общее хозяйство. Однако после смерти отца районная администрация решила квартиру у девочки отобрать. 25 апреля 2001 года районный суд вынес решение в пользу администрации. В свою очередь, Самарский областной суд не встал на защиту ребенка. Для восстановления прав несовершеннолетней Наташи Г. Уполномоченный обратился к Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву (вх. N пр-Г-42).
К Уполномоченному обратилась мать пятерых детей из г. Гая Оренбургской области гражданка Б. Гайский городской суд 3 октября 2001 года решил "выселить без предоставления другого жилого помещения" из дома, где она жила, ее семью, включая пятерых детей, и обязал паспортно - визовую службу "снять указанных лиц с регистрации". После обращения Уполномоченного в областную прокуратуру был принесен протест на решение Гайского городского суда в президиум Оренбургского областного суда. Президиум областного суда удовлетворил протест прокурора Оренбургской области и отменил решение городского суда. Дело направлено в суд на новое рассмотрение (вх. N Б-886).
Сократить сеть детских домов, интернатов и приютов в России в ближайшее время не удастся. Напротив, их количество будет увеличиваться. В связи с этим акцент следует сделать на том, чтобы отладить и усилить систему ведомственного и общественного контроля за их деятельностью и условиями жизни в них детей. Необходимо тщательно отбирать кадры - работать там должны подвижники и профессионалы, труд которых должен соответствующим образом оплачиваться. Но, к сожалению, в настоящее время заработная плата работников интернатных учреждений, нянечек, медицинских сестер, врачей неоправданно низка.
В обществе обсуждаются различные подходы к решению проблем детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, следует сосредоточить усилия на разукрупнении детских домов и интернатов. Врачи, со своей стороны, должны предпринять значительные усилия по реабилитации больных детей и детей с нарушениями развития, с тем чтобы увеличить шансы на их возможное усыновление. Можно было бы вернуть на определенных условиях общественным организациям право создавать интернаты. Необходимо расширять сеть реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, где им должна быть оказана медицинская, психологическая, правовая и иная помощь.
Многочисленные нарушения в сфере усыновления связаны с отсутствием доступной информации о нуждающихся в усыновлении детях, что не позволяет реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье. Это также создает условия для незаконной деятельности российских и иностранных граждан и фирм в этой сфере.
Анализ ситуации с исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" свидетельствует о том, что органы опеки и попечительства не взаимодействуют с воспитательными, лечебными и другими детскими учреждениями, не принимают мер к выявлению детей, оставшихся без родительского попечения. Вопреки требованиям статей 122, 126 Семейного кодекса Российской Федерации информация о таких детях руководителями детских учреждений передается в органы опеки и попечительства с нарушением установленного семидневного срока или не поступает вообще. Так, из 14 проверенных в 2000 году прокуратурой г. Москвы детских учреждений такие нарушения выявлены в шести. В частности, детдом N 26 не передал информацию о 45 детях, а детдом N 50 - о 38. Таким образом, необходимые сведения не поступают в региональный банк данных.
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", подготовленный Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, призван своевременно и более тщательно выявлять таких детей и упорядочить их устройство. Закон должен сделать отечественную систему усыновления централизованной структурой, что позволит учитывать сирот не только в Москве, но и по всей России.
Перспективной формой обустройства ребенка является патронат. Это первый шаг к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным.
Во всем мире признано, что только семья, пусть и не родная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Содержание ребенка - сироты в приемной или патронажной семье обходится государству в три раза дешевле, чем в детском доме. И опыт Самарской области, где уже созданы 1600 приемных семей (во всей России - всего 2800 семей), доказывает перспективность реализации права ребенка на семью, особенно по мере улучшения экономической обстановки в стране.
По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн. человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах - в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт - Петербург.
По данным Московского городского центра "Дети улиц", только на улицах столицы находится около 30 тыс. бездомных подростков (по данным других экспертных исследований, эта цифра значительно выше - до 100 тыс.). В 2001 году подростки в г. Москве совершили более 3 тыс. преступлений, две трети из которых - тяжкие и особо тяжкие. Процветает детская проституция, детей используют в качестве попрошаек. Задержание бездомных детей и подростков, направление их домой не дает эффекта - в очередной раз убегая из неблагополучных семей, из приютов и интернатов, они возвращаются на свои прежние места - на рынки, вокзалы, подвалы. Ситуация настолько серьезная, что в Москве предложено установить порядок, согласно которому несовершеннолетним будет запрещено находиться на улицах без родителей после 23 часов.
Российское законодательство возложило на органы социальной защиты работу с безнадзорными и беспризорными детьми. Однако не было обеспечено ее финансирование, не были четко определены ее формы и методы.
Постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 г. N 522 "О мерах по реализации в Москве Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающее создание Городского центра для иногородних беспризорных детей, до сих пор не выполнено.
Подобных учреждений не хватает и в других городах страны. Например, в Ростове, где по федеральным нормам должны действовать 40 приютов, в настоящее время функционируют только 2 (Парламентская газета, 11 октября 2001 года).
Гуманизация государственной политики по защите детства предполагает уход от репрессивных мер, в частности отказ от помещения безнадзорных детей в специальные учреждения закрытого типа.
Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" центрам временной изоляции несовершеннолетних, входящим в систему МВД России, в настоящее время запрещено принимать беспризорников, не совершивших правонарушений и в отношении которых нет соответствующего решения суда. Однако мнение, что центры временной изоляции представляют собой пересыльные тюрьмы, где нарушаются права детей, не соответствует действительности. Уполномоченный имел возможность убедиться в этом во время посещения Московского Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), знакомства с работой аналогичных учреждений в других регионах страны.
У многих центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей - большой потенциал. Они имеют охраняемые, обустроенные помещения, работают школы, группы психологов. Так, в 2001 году в г. Калуге открылся Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Подростки занимаются в нем общественно полезным трудом. С ними работают психологи и медики, некоторые проходят курс лечения. Главное, по мнению сотрудников Центра, вовремя наставить ребенка на путь исправления, помочь ему избежать судимости, которая повлияет на всю его жизнь.
Целесообразно на базе этих центров, где имеются нормальные условия и к

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 11.03.2002 n 280-р <О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 - 2005 ГОДЫ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также