ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.02.2002 n 27-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА МАЗИНА МАКСИМА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 1 И 6 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2002 г. N 27-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МАЗИНА МАКСИМА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 1 И 6 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.С. Мазина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин М.С. Мазин в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность пунктов 1 и 6 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно пункту 1 гражданин Российской Федерации по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации вправе быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пункт 6 предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные (ограничительные) условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста, только в пределах, предусмотренных федеральным законом; устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; установление максимального возраста кандидата не допускается.
Как следует из представленных материалов, решением Амурского областного суда от 7 августа 2001 года было отказано в удовлетворении жалобы М.С. Мазина о признании не соответствующей Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству пункта "б" части 1 статьи 3 Избирательного кодекса Амурской области, согласно которому права гражданина Российской Федерации быть избранным депутатом областного Совета, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования (главой местной администрации) приобретаются по достижении 21 года. В решении указано, что названная норма соответствует статье 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По мнению заявителя, пункты 1 и 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушают установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в силу которого субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать ограничительные условия приобретения пассивного избирательного права; расширяя по сравнению с Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) перечень лиц, которые не имеют право быть избранными, они умаляют и нарушают права граждан, могут привести к приобретению гражданами пассивного избирательного права в разных субъектах Российской Федерации в различном возрасте, тогда как Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина, возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Тем самым, считает заявитель, названные нормы противоречат статьям 6 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (части 1, 2 и 3), 55 (части 2 и 3) и 60 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял М.С. Мазина о том, что в соответствии с требованиям названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению, однако в очередной жалобе он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Положение пункта 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", находящееся в нормативном единстве с положением пункта 1 той же статьи, уже было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлении от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующим Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов положение о возможности установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных (ограничительных) условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права, связанных с достижением определенного возраста, только в пределах, предусмотренных федеральным законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из правовой позиции, выраженной им ранее в Постановлении от 27 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Башкортостан и Законов Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и "О выборах Президента Республики Башкортостан", согласно которой федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации их полномочий, в том числе предоставленных им федеральным законодателем, надлежит действовать, в частности, с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1), а ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законодателем и должны быть соразмерны предусмотренным самой Конституцией Российской Федерации целям (статья 55, часть 3).
На реализацию названных требований направлена и норма пункта 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, подтвердив тем самым, что установленные в пункте 6 этой статьи возрастные ограничения для кандидатов соразмерны конституционно защищаемым целям; при этом не нарушается принцип равенства при выборах в органы публичной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации, так как установленные в нем в соответствии с федеральным законом условия приобретения пассивного избирательного права в равной степени распространяются на всех граждан.
Установление в федеральном законе права субъектов Российской Федерации предусматривать в своих законах в качестве условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права более высокого по сравнению с активным избирательным правом возрастного предела обусловлено тем, что для адекватного выражения воли и интересов избирателей их представители в органах публичной власти должны обладать определенным жизненным опытом, уровнем знаний и зрелости. Предусмотренные оспариваемыми положениями возрастные ограничения для кандидатов не являются чрезмерными или недопустимыми в силу Конституции Российской Федерации, которая связывает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод с целями защиты основ конституционного строя, а значит, и ценностей представительной демократии, а также прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мазина Максима Сергеевича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.02.2002 n 21-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ДЬЯЧУК МАРГАРИТЫ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 54 И СТАТЬЕЙ 56 ЗАКОНА РСФСР О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР  »
Постановления и Указы »
Читайте также