ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 n 55-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ДЕНИЩУКА АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2002 г. N 55-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ДЕНИЩУКА
АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ,
СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина А.А. Денищука требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин А.А. Денищук получает пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", увеличенную, как инвалиду III группы вследствие военной травмы, на сумму полутора минимальных размеров пенсии по старости.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Денищук оспаривает конституционность части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции от 1 июня 1999 года), как не предусматривающей возможности назначения ему второй пенсии по инвалидности вследствие военной травмы по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2002 года - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), закрепляющей принцип равенства, а также статье 39 (часть 1), поскольку на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться две пенсии - пенсия по старости и пенсия по инвалидности.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял А.А. Денищука о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. В изъятие из этого общего правила право на получение двух видов пенсий предоставлено женам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившим в новый брак, а также родителям военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя правовую природу доплаты к пенсиям за выслугу лет военнослужащим, которые являются инвалидами вследствие военной травмы, указал, что ей, по сути, придается значение пенсии по инвалидности. Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу.
Следовательно, гражданин А.А. Денищук, получающий такую доплату, но не считающий ее пенсией по инвалидности, фактически предлагает дополнить статью 7 названного Закона нормой, позволяющей получать взамен доплаты к пенсии за выслугу лет вторую пенсию - по инвалидности вследствие военной травмы по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем решение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, возможность получать две пенсии одновременно по своему характеру является льготой. Определение правовых оснований предоставления гражданам пенсионных льгот, сужение или расширение круга их получателей также является компетенцией законодателя, а не Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Денищука Андрея Александровича, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 n 54-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ АЛРОСА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЯМИ 5 И 34 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также