<ПИСЬМО> Минимущества РФ от 20.02.2002 n ДА-3/3875 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ НА ПЕРИОД ДО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ


МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2002 г. ДА-3/3875
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ НА ПЕРИОД ДО РАЗГРАНИЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
В отсутствие разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками, в том числе их изъятие у правообладателей для государственных или муниципальных нужд, отказ правообладателей от прав на земельные участки, осуществляется в произвольной форме без соблюдения требований гражданского и земельного законодательства.
Указанная ситуация способствует неправомерному изъятию находящихся в государственной собственности земельных участков, которые по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", должны быть включены в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
В целях охраны интересов Российской Федерации просим довести до сведения подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и иных некоммерческих организаций следующее.
1. Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчуждение земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть:
- добровольным, то есть в соответствии со статьями 280, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации путем достижения соглашения о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- принудительным, то есть в соответствии со статьями 280, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда.
При этом подпунктом 5 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками может быть прекращено путем только принудительного изъятия для государственных или муниципальных нужд, то есть только по решению суда.
Кроме того, пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет лицам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжаться этими земельными участками, а дача согласия на отчуждение земельного участка в добровольном порядке и есть распоряжение земельными участками. Аналогичное положение в отношении земельных участков, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения, содержится в пункте 2 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения и иные некоммерческие организации не могут давать свое согласие на изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так как такое согласие будет противоречить действующему законодательству.
В случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в судебном порядке, как того требует законодательство, вышеуказанным лицам необходимо сообщать о подобных судебных процессах Минимуществу России:
- как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2000 N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации";
- как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление федеральной собственностью, в том числе имуществом, предоставленным для осуществления уставной деятельности указанных лиц.
2. Статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность отказа федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и иных некоммерческих организаций от земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Все земельные участки предоставлялись указанным лицам исключительно для осуществления их уставной деятельности, а отказ от земельных участков означает, что они являются излишними неиспользуемыми и не требуются для осуществления уставной деятельности. Отказ федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и иных некоммерческих организаций от прав на земельные участки оформляется письменным заявлением, фактически заявление о том, что эти земельные участки не нужны им для осуществления своей уставной деятельности. Однако подобное заявление должно быть также подтверждено соответствующим федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральной собственностью - Минимуществом России.
Таким образом, отказ от прав на земельные участки федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и иных некоммерческих организаций оформляется письменным заявлением, согласованным с Минимуществом России.
В связи с вышеизложенным на основании поручения Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N АГ-П5-21673 рекомендуем вносить в учредительные документы подведомственных федеральных государственных учреждений и иных некоммерческих организаций требование согласования письменного заявления об отказе от земельных участков с Минимуществом России.
Кроме того, просим проинформировать Минимущество России о результатах проделанной работы и представить свои предложения о мерах по обеспечению и защите интересов Российской Федерации.
Первый заместитель Министра
имущественных отношений
Российской Федерации
Д.Б.АРАТСКИЙ

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 20.02.2002 n 156 О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ С ОТРАСЛЕВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ (АССОЦИАЦИЯМИ) АПК  »
Постановления и Указы »
Читайте также