РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 25.01.2002 n НА-36-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЦЕДУР НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 января 2002 г. N НА-36-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЦЕДУР НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СПУТНИКОВОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
В соответствии с Федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система на 2000 - 2002 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1435, проведена опытная эксплуатация по освоению неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе.
На основании положительного заключения специалистов Государственной службы гражданской авиации Минтранса России и ФУП ГосНИИ "Аэронавигация" и с целью внедрения в практику гражданской авиации неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе предлагаю:
1. Утвердить и ввести в действие Технические требования к обеспечению и выполнению процедур неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе (далее - Требования) (Приложение к настоящему распоряжению).
2. Заместителю министра К.К. Руппелю обеспечить в установленном порядке внесение изменений и дополнений в акты, регулирующие деятельность в области гражданской авиации.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



Приложение
к распоряжению
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 25 января 2002 г. N НА-36-р
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЦЕДУР
НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ
НАВИГАЦИИ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Требования разработаны по результатам опытной эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) при выполнении неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе (далее - СНС).
Требования определяют организацию, обеспечение и выполнение неточных заходов на посадку по СНС.
Неточный заход на посадку по СНС - заход на посадку методом зональной навигации, основанной на информации об отклонении от заданной линии пути, формируемой по точкам, содержащимся в базе данных, и определении текущего местоположения ВС по сигналам системы ГЛОНАСС/GPS или GPS.
Раздел 1. ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМУ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС
Для каждого направления ВПП аэродрома, предназначенного для выполнения неточного захода на посадку методом зональной навигации по СНС, разрабатываются и публикуются в документах аэронавигационной информации специальные стандартные маршруты прибытия (далее - STAR) и карты захода на посадку.
Траектория STAR и захода на посадку по СНС задается последовательностью контрольных точек пути (оптимально 6, но не более 9 точек). Обязательными точками схемы захода на посадку по СНС являются:
IAWP - контрольная точка начального этапа захода на посадку;
IWP - контрольная точка промежуточного этапа захода на посадку;
FAWP - контрольная точка конечного этапа захода на посадку;
MAWP - точка ухода на второй круг.
Точки пути схемы подхода и захода на посадку по СНС задаются в географических координатах (широта, долгота) Всемирной геодезической системы - 1984 (WGS-84) с точностью до 1 сек. дуги (ICAO DOC 9674-AN/946).
Точкам пути схемы подхода и захода на посадку по СНС присваивается код в соответствии с требованиями международного стандарта Авиационной радионавигационной корпорации ARINC-424 (далее - ARINC) и Европейской конвенции по наименованию точек пути:
точки пути обозначаются буквенным индексом (последние две латинские буквы четырехбуквенного кода ICAO аэродрома) и трехзначным порядковым номером. Последняя цифра номера не должна быть 0 или 5 (например: WW157);
точки пути ухода на второй круг обозначаются как "RW (номер порога ВПП)" (например: RW05).
Координаты точек пути схемы рассчитываются по значениям географических координат порогов ВПП и КТА аэродрома, которые должны быть получены в результате прямых измерений высокоточной аппаратурой геодезических спутниковых приемников.
Расчет STAR и захода на посадку по СНС производится в соответствии с дополнением к Руководству по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий, введенным в действие Приказом ФСВТ России от 17 июля 2000 г. N 225.
Минимумы аэродрома для посадки по СНС устанавливаются по минимальной высоте снижения (Hмс, MDH) и дальности видимости на ВПП (Lвид, RVR).
Стандартные минимумы аэродрома для посадки по СНС для категорий воздушных судов приведены в таблице.
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Категория ВС ¦ Hмс x Lвид, м ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ A ¦ 80 x 1000 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ B ¦ 80 x 1200 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ C, D ¦ 100 x 1500 ¦
L-------------------------------+---------------------------------
В настоящее время публикация в документах аэронавигационной информации (АНИ) координат точек пути возможна только с точностью до 0,1 мин. дуги. Публикация более точных данных возможна по соответствующему разрешению компетентных органов. Получение такого разрешения производится по запросу через Государственную службу гражданской авиации Минтранса России.
Расчет STAR и захода на посадку, безопасных высот пролета препятствий и минимумов для посадки по СНС осуществляет специализированный орган, сертифицированный по данному виду деятельности.
Исходными данными для расчета STAR и захода на посадку по СНС являются:
координаты КТА аэродрома и порогов ВПП в системе WGS-84 - широта и долгота с точностью не хуже 1 сек. дуги;
данные о высоте и расположении всех препятствий в районе аэродрома в соответствии с перечнем Аэронавигационного паспорта аэродрома (акта обследования препятствий в районе аэродрома);
карты района аэродрома масштаба 1:100000, 1:200000, 1:500000 (при необходимости);
геометрические размеры ВПП;
данные о составе и размещении радиотехнических средств навигации и посадки и светотехнического оборудования;
географические координаты радиотехнических средств и геоточек, определяющих коридоры входа и выхода района аэродрома и допустимые высоты полета в указанных точках;
установленные в настоящее время маршруты маневрирования при прилете и вылете;
зоны ограничения полетов, запретные зоны;
зоны, в которых необходимо или желательно введение ограничений по авиационному шуму и эмиссии.
Схемы подхода и захода на посадку по СНС должны быть согласованы федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и опубликованы в документах аэронавигационной информации (AIP России и сборниках ЦАИ ГА).
Формат карты захода на посадку по СНС и минимальные требования к информационной нагрузке карты, предназначенной для публикации в AIP и сборниках ЦАИ ГА, представлен в Приложении 1.
В AIP России и сборники ЦАИ ГА включаются требования к процедурам выполнения неточного захода на посадку по СНС, представленные в Приложении 2.
Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ДОПУСКУ ЛЕТНОГО
ЭКИПАЖА К ВЫПОЛНЕНИЮ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС
К заходам на посадку по СНС допускается летный состав, прошедший специальную подготовку.
Эксплуатант разрабатывает программу подготовки и допуска летного состава, предусматривающую наземную и летную подготовку и вносит ее в руководство по производству полетов авиапредприятия.
Наземная подготовка включает:
1. Теоретическую подготовку к выполнению неточного захода на посадку по СНС.
2. Тренажерную подготовку по отработке навыков эксплуатации аппаратуры СНС на тренажере (стенде) или в кабине ВС.
Теоретическая подготовка включает изучение следующих тем:
неточный заход на посадку по СНС как новый самостоятельный тип захода на посадку с использованием информации об отклонениях от линии пути, формируемой СНС;
значения требуемых навигационных характеристик (RNP) для неточного захода на посадку;
критерии построения схем подхода и захода на посадку по СНС;
критерии определения безопасных высот пролета препятствий и расчета минимумов для посадки по СНС;
необходимые условия для реализации неточного захода на посадку по СНС;
состав и характеристики бортового оборудования для захода на посадку по СНС, система сигнализации функционирования оборудования;
особенности использования бортового оборудования СНС при заходе на посадку;
методика выполнения захода на посадку по СНС и технология работы экипажа;
действия летного экипажа на минимальной высоте снижения;
действия летного экипажа при отказах оборудования СНС;
взаимодействие летного экипажа и диспетчера обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) при выполнении захода на посадку по СНС;
правила и фразеология радиообмена при выполнении захода на посадку по СНС.
Наземная подготовка проводится в полном составе летного экипажа.
Целью летной подготовки является закрепление навыков по выполнению неточного захода на посадку по СНС, использованию оборудования СНС при полете в районе аэродрома.
Объем летной подготовки составляет не менее трех заходов на посадку по СНС.
К прохождению летной подготовки допускаются командиры ВС, имеющие допуск к полетам по минимуму для посадки I категории и опыт использования бортовой аппаратуры СНС на маршруте.
Допускается проведение летной подготовки в процессе выполнения производственных полетов лицом командно - летного или инструкторского состава, допущенного к заходам на посадку по СНС.
Лица командно - летного и инструкторского состава допускаются к выполнению неточного захода на посадку по СНС по результатам контрольно - проверочного полета с инспекторским составом территориального органа воздушного транспорта Минтранса России.
Допуск к выполнению захода на посадку по СНС оформляется приказом по авиапредприятию и записывается в "Летную книжку".
Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО
СУДНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС
Для обеспечения неточного захода на посадку по СНС воздушное судно должно быть оборудовано специальной аппаратурой, отвечающей следующим условиям:
1. Приемники СНС зарубежного производства отвечают требованиям международного стандарта TSO-C129, а по классу соответствуют A1.
2. Приемники СНС отечественного производства отвечают Техническим требованиям на бортовое оборудование ГНСС как основное средство навигации, утвержденным директором ФАС России 19 августа 1998 г., Квалификационным требованиям на бортовое оборудование ГНСС (КТ-34-01), введенным в действие Президиумом Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета 27 августа 2001 г. и соответствуют классу A1.
3. Аппаратура СНС интегрирована в бортовую вычислительную систему управления полетом.
4. На плановых навигационных приборах левого и правого пилотов обеспечивается:
индикация бокового отклонения от линии заданного пути схемы подхода и захода на посадку по СНС;
индикация заданного путевого угла, формируемого приемником СНС, и отклонение фактического путевого угла от заданного.
5. В поле зрения пилотов установлены сигнальные табло, сигнализирующие:
режим работы СНС (MSG);
пролет навигационных точек (WPT);
готовность режима захода (ARM);
включение режима захода (ACTV).
6. Контрольные точки схемы подхода и захода на посадку по СНС, заданные географическими координатами в системе WGS-84, находятся в базе данных приемника СНС (исключается возможность использования режима "Заход" приемника СНС при введении координат точек вручную).
7. Руководство по летной эксплуатации ВС содержит следующую информацию:
минимум для посадки по СНС;
методику пилотирования при выполнении захода на посадку по СНС;
особенности использования и работы бортового оборудования СНС при выполнении подхода и захода на посадку.
Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРАМ ОВД И ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА И ДИСПЕТЧЕРА ОВД
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС
К обслуживанию процедур захода на посадку по СНС допускаются диспетчеры ОВД аэродрома, прошедшие теоретическую подготовку.
Теоретическая подготовка включает изучение следующих тем:
неточный заход на посадку по СНС - как новый самостоятельный тип захода на посадку с использованием информации об отклонениях от линии пути, формируемой СНС;
характеристики RNP для неточного захода на посадку;
критерии построения схем подхода и захода на посадку по СНС;
критерии определения безопасных высот пролета препятствий и расчета минимумов для посадки по СНС;
необходимые условия для реализации неточного захода на посадку по СНС;
взаимодействие летного экипажа и диспетчера ОВД при выполнении захода на посадку по СНС;
правила и фразеология радиообмена при выполнении захода на посадку по СНС.
Решение о выполнении захода на посадку по СНС командир воздушного судна (далее - КВС) принимает до пролета точки начала STAR по СНС аэродрома посадки и сообщает об этом диспетчеру ОВД с докладом о резервной системе захода на посадку.
Диспетчер ОВД определяет возможность использования схем захода на посадку по СНС на основе анализа воздушной обстановки и сообщение экипажу о возможности использования запрашиваемого STAR.
При заходе на посадку по СНС летный экипаж выполняет:
выдерживание параметров схемы захода на посадку по СНС;
выдерживание установленных безопасных высот пролета препятствий на различных участках схемы, в том числе минимальной высоты снижения;
своевременное прекращение захода на посадку по СНС при неуверенности в достоверности информации аппаратуры СНС и переходе на продолжение захода на посадку по резервной системе или уход на второй круг.
О принятом решении командир летного экипажа сообщает диспетчеру ОВД.
При заходе на посадку по СНС диспетчер ОВД, под контролем которого выполняется полет, определяет:
возможность использования схем подхода и захода на посадку по СНС на основе анализа воздушной обстановки.



Приложение 1
к Требованиям
КАРТА ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ПО СНС
(МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКЕ
НА КАРТЕ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В AIP РОССИИ)
Карта захода на посадку является графическим изображением процедуры захода на посадку. Карта захода на посадку разделена на отдельные информационные блоки:
заголовок;
заход на посадку в плане;
заход на посадку в профиле и процедура ухода на второй круг;
таблица минимальных безопасных высот пролета препятствий для захода на посадку и расчетная таблица вертикальных скоростей снижения.
Все высоты (превышения) должны указываться в единой системе координат. Если высоты (превышения) аэродрома и порога ВПП указаны в системе СК-42 или WGS-84, то в той же системе должны указываться и все остальные высоты. Географические координаты (широта и долгота) точек маршрута захода на посадку по СНС указываются только в WGS-84. При этом географические координаты данных точек на карту не наносятся, а публикуются в виде таблицы на отдельном листе.
I. В заголовке карты указываются (рис. 1.1) <*>:
--------------------------------
<*> Не приводится.
1. Наименование карты.
2. Местонахождение аэродрома (город, название аэродрома).
3. Система захода на посадку и номер ВПП.
4. Позывные и частоты средств управления воздушным движением.
5. Превышения (абсолютная высота) аэродрома и порога ВПП.
6. Значение эшелона перехода и высоты перехода.
7. Единицы измерения.
II. На карте в плане указываются:
1. Масштаб.
2. Минимальная безопасная - относительная высота полета в районе аэродрома по секторам с указанием радиуса.
Для захода на посадку по СНС, точкой от которой ведется разделение круга МБВ на сектора, является КТА.
Точка подхода:
3. Условный знак.
В прямоугольнике:
- наименование или 5-буквенный код;
- тип средства, частота, позывной;
- географические координаты (широта и долгота).
4. Кодовое обозначение (наименование) маршрута подхода.
5. Линия пути с указанием магнитного путевого угла и расстояния между точками схемы.
6. Линия пути ухода на второй круг с указанием магнитного путевого угла.
Точка пути захода на посадку:
7. Условный знак:
- незакрашенным знаком обозначается точка "флай - бай";
- закрашенным знаком обозначается точка "флай - овер".
8. Кодовое обозначение точки пути (уникальный идентификатор), в котором две первые буквы (латинские) являются последними буквами четырехбуквенного кода ICAO аэродрома, а последние три цифры - порядковым номером точки пути.
9. Кодовое обозначение точки пути, ближайшей к порогу ВПП посадки (первые две буквы - RW (от runway - взлетно - посадочная полоса), два следующих знака - цифры, обозначающие номер ВПП).
10. Наименование точки пути (присваивается только контрольным (обязательным) точкам пути схемы захода на посадку):
IAWP - точка пути начального этапа захода на посадку (точка "флай - бай");
IWP - точка пути промежуточного этапа захода на посадку (точка "флай - бай");
FAWP - точка пути конечного этапа захода на посадку (точка "флай - овер");
MAWP - точка пути ухода на второй круг (точка "флай - овер") указывается только на профиле захода на посадку.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. 12. Высота (относительная) пролета точки пути (м).
13. Таблица STAR с последовательным перечислением точек пути, определяющих выполнение схемы захода на посадку от конкретного пункта (в кодированной форме).
14. Таблица заданных высот профиля снижения от точки входа в глиссаду до точки пути ухода на второй круг (по участкам с указанием расстояния (км) и относительной высоты пролета (м)).
15. Условное обозначение и величина магнитного склонения.
III. На профиле карты указывается:
Профиль захода на посадку:
1. Профиль снижения.
2. Условный знак обозначения контрольных (обязательных) точек пути.
3. Кодовое обозначение точки пути.
4. Наименование точки пути.
5. Удаление точки пути от порога ВПП (км).
6. Расстояние между точками пути (км).
7. Высота (относительная) пролета точки пути (м).
8. Магнитный курс посадки.
9. Точка начала ухода на второй круг.
10. Профиль ухода на второй круг.
11. Точка начала отсчета удалений от порога ВПП.
12. Текстовое описание процедуры ухода на второй круг.
IV. В нижней части карты указываются:
1. Таблица минимальных безопасных высот (абсолютная и относительная) пролета препятствий для захода на посадку по категориям (A, B, C, D) воздушных судов.
2. Расчетная таблица, в которой приводится соотношение путевой скорости с вертикальной скоростью снижения в зависимости от градиента снижения.
В средней строке таблицы показывается время полета от точки входа в глиссаду до порога ВПП.
3. Предупреждения (примечания), относящиеся к условиям использования процедуры захода на посадку.
Предупреждения могут указываться на любом свободном месте карты.



Приложение 2
к Требованиям
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОЦЕДУРАМ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС НА АЭРОДРОМАХ РОССИИ
(ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В AIP РОССИИ И СБОРНИКИ ЦАИ ГА)
1. Выполнение неточных заходов на посадку методом зональной навигации по СНС на аэродромах России разрешается только по опубликованным схемам эксплуатантом воздушного транспорта, имеющим допуск к выполнению неточного захода на посадку по СНС (в соответствии с настоящими техническими требованиями).
2. Мультисенсорное оборудование на ВС использующее систему ГЛОНАСС/GPS или GPS в качестве одного из его составляющих, или оборудование ГЛОНАСС/GPS, или GPS класса A1 находится в работоспособном состоянии.
3. Бортовая навигационная база данных содержит текущую информацию по неточному заходу на посадку и обновляется в сроки, соответствующие системе контроля и обновления данных (AIRAC).
4. Хранящаяся в бортовой навигационной базе данных информация предоставляется экипажу в том порядке, в котором она опубликована на схеме данного захода на посадку.
5. Информация по неточному заходу на посадку по СНС, хранящаяся в бортовой навигационной базе данных, не может быть изменена летным экипажем.
6. Осуществляется прогноз и контроль состояния целостности системы ГЛОНАСС/GPS устройством RAIM или аналогичным.
7. При принятии решения на вылет:
а) на аэродроме назначения в расчетное время прибытия обеспечивается неточный заход на посадку по СНС (оценивается прогнозирующим устройством RAIM или аналогичным ему);
б) на запасном аэродроме обеспечивается, по крайней мере, одна процедура выполнения захода на посадку без использования СНС;
в) на запасном аэродроме при взлете или на маршруте вылета обеспечивается, по крайней мере, по одной процедуре без использования СНС.
8. При заполнении плана полета (FPL) в поле 10 (оборудование) указывается буква кода, обозначающая наличие оборудования СНС (G).

БЮЛЛЕТЕНЬ ЦБ РФ от 25.01.2002 n 3 <ИТОГИ ТОРГОВЛИ ГКО, ОФЗ И ОБР>  »
Постановления и Указы »
Читайте также