ПРИКАЗ Госстроя РФ от 17.01.2002 n 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ПЕРЕХОДА К ПОЛНОЙ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПРИКАЗ
от 17 января 2002 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ
ПЕРЕХОДА К ПОЛНОЙ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ НАСЕЛЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях организации мониторинга реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" целевой Федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2001 г. N 797, и во исполнение Плана организационно - технических мероприятий по реализации вышеназванной подпрограммы, утвержденного Приказом Госстроя России от 26 декабря 2001 г. N 290, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию системы показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением муниципальных образований субъектов Российской Федерации по данным статистической отчетности.
2. Управлению реформирования ЖКС (Дронов А.А.), Управлению экономики ЖКХ (Талалыкин В.М.):
- обеспечить доведение указанных Методических рекомендаций до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и оказание методического содействия в вопросах их применения;
- осуществлять координацию работ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправлению по представлению ежеквартальной информации в Госстрой России;
- обеспечить сбор и анализ информации, поступающей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разрезе муниципальных образований.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить формирование системы показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Чернышова Л.Н.
Председатель
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ



Утверждены
Приказом Госстроя России
от 17 января 2002 г. N 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ
ПЕРЕХОДА К ПОЛНОЙ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
НАСЕЛЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. В целях организации мониторинга хода реформы ЖКХ в соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.01 N 797) вводится система сравнительных показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
1.2. Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425, установлены 4 федеральных стандарта перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:
- федеральный стандарт социальной нормы площади жилья;
- федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно - коммунальные услуги;
- федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
- федеральный стандарт предельной стоимости жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
1.3. В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов Федерации, местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своих полномочий стандарты, на основании которых осуществляется распределение бюджетных средств.
1.4. Величина стандарта определяется в соответствии с "Методикой определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов", утвержденной Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ в Российской Федерации от 04.08.97.
1.5. Соблюдение субъектами Российской Федерации федеральных стандартов используется в качестве одного из критериев и условий распределения средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию и развитие жилищно - коммунального комплекса.
1.6. Методические рекомендации по формированию системы сравнительных показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяют последовательность сравнения расчетного показателя <*> - расчетной предельной величины стоимости ЖКУ на 1 кв. метр общей площади, который может быть оплачен гражданами исходя из сложившегося среднедушевого дохода, с фактически установленной величиной оплаты ЖКУ (в руб. и %), а также количеством граждан, обратившихся за субсидиями, и установленной долей оплаты за ЖКУ в совокупном доходе семьи. На основании приведенных данных ведутся построения графической зависимости этих показателей, которые обеспечивают возможность комплексного (в том числе визуального) анализа последствий от принятия тех или иных (экономических или политических) решений по соблюдению федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты ЖКУ населением в зависимости от доходов.
--------------------------------
<*> Этот показатель является производной величиной от среднедушевого дохода населения по муниципальным образованиям и/или субъекту Российской Федерации, установленного уровня оплаты ЖКУ населением (в %) и установленной доли расходов домохозяйств на оплату ЖКУ (%).
1.7. Мониторинг системы сравнительных показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением осуществляется ежеквартально в табличной форме по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации, а для более глубокого изучения платежеспособности граждан - по группам населения в муниципальном образовании.
2. Термины и определения
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
установленный уровень оплаты ЖКУ <*> - предельная величина оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг по отношению к уровню фактических затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальных услуг;
установленная доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи <*> - предельная величина совокупного семейного бюджета на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
социальная норма площади жилья <*> - размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
величина возмещения затрат за ЖКУ за счет платежей населения в расчете на 1 кв. м общей площади <*> - стоимость стандартного набора жилищно - коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, с учетом нормативов потребления и установленного уровня оплаты ЖКУ;
ежемесячный среднедушевой доход - фактические денежные доходы, включающие оплату по труду, премии, постоянные надбавки, средства на командировочные расходы, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы, рассчитываемые на 1 статистического человека в месяц.
--------------------------------
<*> Величина устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
3. Порядок расчета и построения графических материалов
для проведения мониторинга перехода на новую систему
оплаты населением ЖКУ
Формирование системы сравнительных показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением Российской Федерации осуществляется по данным статистической отчетности по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации (рис. 1 - пример и рис. 2 - 48 по МО) и по федеральным округам (рис. 49 - 46) <*>.
--------------------------------
<*> Рисунки не приводятся.
3.1. По оси ординат, выше оси абсцисс отражаются следующие показатели:
- установленный в муниципальном образовании уровень оплаты ЖКУ;
- величина возмещения затрат за ЖКУ за счет платежей населения в расчете на 1 кв. м общей площади;
- расчетная предельная величина платежа за ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья в зависимости от среднедушевого дохода населения муниципального образования субъекта Российской Федерации.
3.2. По оси ординат ниже оси абсцисс отражаются следующие показатели:
- установленная доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
- количество семей, получающих субсидии, в процентах к общему числу семей.
3.3. По оси абсцисс располагаются муниципальные образования субъекта Российской Федерации в порядке убывания среднедушевых денежных доходов населения (рис. 1).
3.4. Справочно, справа от рисунка приводятся среднедушевые доходы населения по муниципальным образованиям региона или субъектам Российской Федерации.
3.5. Расчетная предельная величина платежа гражданина за ЖКУ (Вр) на 1 кв. м общей площади жилья в зависимости от среднедушевого дохода населения определяется по формуле (1):
Д x 22
Вр = ---------,
100 x 18
где: Д - среднедушевой доход населения муниципального образования, руб.;
22 - федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, %;
18 - установленный федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на одного человека, кв. м.
Данный показатель показывает предельную величину, которую может заплатить гражданин за ЖКУ в соответствии с федеральными стандартами: социальной нормы площади жилья; максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи при сложившемся на территории среднедушевом доходе.
3.6. Сравнение графических величин (выполненных в масштабе) установленной в муниципальном образовании величины оплаты ЖКУ на основе принятого на территории уровня оплаты жилищно - коммунальных услуг с расчетной предельной величиной платежа гражданина за жилищно - коммунальные услуги характеризует платежеспособные возможности населения данной территории.
3.7. Сравнение графических величин (выполненных в масштабе) количества семей, пользующихся субсидиями по оплате ЖКУ в соответствии с установленной на территории предельной долей расходов граждан на ЖКУ, с расчетной предельной величиной платежа гражданина за ЖКУ и уровнем оплаты ЖКУ населением, установленными на территории, является еще одной характеристикой платежеспособности населения по оплате ЖКУ.
3.8. Анализ полученных статистических и графических материалов обеспечит принятие органами власти экономически обоснованных решений по переходу на новую систему оплаты ЖКУ населением и спрогнозировать соответствующую финансовую поддержку низкодоходных категорий населения.
4. Пример формирования системы сравнительных
показателей оценки перехода к полной оплате жилищно -
коммунальных услуг населением муниципальных
образований Нижегородской области
(рис. 1)
4.1. Г. Арзамас:
установленный уровень оплаты ЖКУ - 50%;
величина возмещения затрат за ЖКУ за счет платежей населения в расчете на 1 кв. м общей площади - 5,4 руб./1 кв. м общей площади;
установленная доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - 16%;
доля семей, получающих субсидии, в процентах к общему числу семей - 6,6%;
среднедушевой доход населения - 1372 руб.
Расчетная предельная величина платежа гражданина за ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья в зависимости от среднедушевого дохода населения - 16,9 руб./1 кв. м общей площади определяется по формуле (1):
1372 x 22
Вр = --------- = 16,9.
100 x 18
Анализ показателей оценки перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением г. Арзамаса Нижегородской области позволяет сделать следующие выводы:
установленный уровень оплаты ЖКУ ниже федерального стандарта на 37,5% (50 / 80);
установленная доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 27% (16 / 22);
величина возмещения затрат за ЖКУ за счет платежей населения в расчете на 1 кв. м общей площади жилья ниже расчетной предельной величины платежа гражданина за ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья на 68% (5,4 / 16,9).
Учитывая незначительное количество граждан, получающих субсидии по оплате ЖКУ - 6,6%, и установленную ниже федерального стандарта долю расходов семьи на оплату ЖКУ - 16%, в г. Арзамасе Нижегородской области существует значительная возможность повышения уровня оплаты жилищно - коммунальных услуг населением при существующем уровне доходов населения.
4.2. По остальным городам округа расчеты проведены по аналогии с городом Арзамасом.
4.3. Таким образом, анализ статистических, расчетных и графических материалов позволяет сделать вывод, что высокая платежеспособная возможность населения большинства городов в Нижегородской области позволяет соблюдать федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты ЖКУ населением.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.01.2002 n 33-р <О ПЕРЕЧНЕ СТРОЕК И ОБЪЕКТОВ, ПО КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 102 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2001 ГОД ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также