ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 16.01.2002 n 2328-iii ГД О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.М. КАСЬЯНОВУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2002 г. N 2328-III ГД
О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.М. КАСЬЯНОВУ
"О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову "О решении проблемы энергетической безопасности Калининградской области".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М. КАСЬЯНОВУ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящий момент обеспеченность Калининградской области энергетическими ресурсами не отвечает текущим долгосрочным задачам ее социального и экономического развития. До 98 процентов электрической энергии Калининградская область получает из Единой энергетической системы России. Таким образом, существует дефицит энергоснабжения данного региона. По прогнозам экономистов, к 2010 году потребление электрической энергии возрастет с 2,6 млрд. кВт.ч до 4,0 - 5,5 млрд. кВт.ч при максимальной нагрузке 700 - 900 мегаватт. Дефицит энергоснабжения может повлечь за собой крайне нежелательные последствия, затрагивающие интересы и функционирование Балтийского флота и стратегических военных объектов, занимающих ключевые позиции в обеспечении безопасности Российской Федерации в Балтийском регионе.
Обеспечение энергетическими ресурсами Калининградской области осуществляется посредством транзита электрической энергии и природного газа, а также большей части жидкого и твердого топлива через территории государств Прибалтики и Республики Белоруссия. В этих условиях надежность обеспечения энергетическими ресурсами Калининградской области полностью зависит от технического состояния электросетей сопредельных государств, политической обстановки в связи с ближайшей перспективой вхождения Литовской Республики в Организацию Североатлантического договора.
Транзит электрической энергии в данный регион ограничен в связи с пропускной способностью, а передаваемая мощность в любой момент может быть снижена при увеличении ее потребления государствами Прибалтики, а также уменьшении выработки государствами Прибалтики электрической энергии в связи с выводом из эксплуатации начиная с 2001 года Игналинской атомной электростанции, расположенной на территории Литовской Республики. Вступление Литовской Республики в энергетическое объединение "Балтийское кольцо" и переход на европейские стандарты повлекут за собой несовместимость параллельной работы энергетических систем государств Прибалтики и Российского акционерного общества "ЕЭС России", что сделает невозможной передачу электрической энергии. В результате этого Калининградская область будет вынуждена покупать электрическую энергию у сопредельных государств, что при существующей разнице тарифов на электрическую и тепловую энергию будет наносить ежегодный ущерб потребителям Калининградской области в размере более чем 3,5 млрд. рублей.
По мнению депутатов Государственной Думы, задержка в решении назревших проблем обеспечения энергетическими ресурсами анклавной Калининградской области, ее полная энергетическая и экономическая зависимость от сопредельных государств неизбежно приведут к еще большей ее изоляции от Российской Федерации, могут спровоцировать сепаратистские настроения населения Калининградской области, стремление ряда определенных политических кругов некоторых соседних государств попытаться вновь поставить вопрос об изменении сложившихся после Второй мировой войны границ.
Ключевым объектом для обеспечения электрической и тепловой энергией данного региона является Калининградская ТЭЦ-2 мощностью 900 мегаватт, которая спроектирована с применением прогрессивной парогазовой технологии и улучшенными технико - экономическими показателями и строительство которой было начато в 1991 году на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 23 апреля 1990 г. N 126 "О мерах по обеспечению дальнейшего экономического и социального развития Калининградской области в 1990 - 1995 годах". Необходимость строительства Калининградской ТЭЦ-2 подтверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 г. N 573 "О социально - экономическом развитии Калининградской области". Указанный объект был включен в Федеральную целевую программу "Топливо и энергия" и в Федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны Калининградской области на 1998 - 2005 годы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 263 "О Федеральной целевой программе "Топливо и энергия" на 1996 - 2000 годы" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1997 г. N 1259 "О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны Калининградской области на 1998 - 2005 годы".
Главным препятствием для завершения строительства Калининградской ТЭЦ-2 является нерешенность проблемы обеспечения ее природным газом. В последнее время рассматривались два варианта решения проблемы газоснабжения Калининградской области и Калининградской ТЭЦ-2. При первом варианте предусматривается увеличение объема поставок газа в Калининградскую область за счет реконструкции действующего газопровода до 1050 млн. куб. метров, что не позволяет обеспечить работу даже первого энергетического блока Калининградской ТЭЦ-2, так как приведет к сокращению существующего недостаточного лимита потребления газа Калининградской областью. При втором варианте предлагается кардинальное решение проблемы обеспечения газом данного региона путем прокладки второго газопровода в Калининградскую область с доведением суммарного объема поставок газа до 2 млрд. куб. метров.
Депутаты Государственной Думы считают, что реализация второго варианта решения проблемы газоснабжения Калининградской области наиболее целесообразна, однако его осуществление задерживается в связи с отсутствием единой позиции ряда федеральных органов исполнительной власти и руководства открытого акционерного общества "Газпром".
В связи с серьезной обеспокоенностью Президента Российской Федерации ходом реализации Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны Калининградской области на 1998 - 2005 годы даны поручение Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N Пр-459, обязывающее Правительство Российской Федерации, администрацию Калининградской области и федеральные органы исполнительной власти принять соответствующие меры с учетом особого значения данного региона для Российской Федерации, и поручения Президента Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N Пр-408 и от 22 сентября 2000 г. N Пр-1881, обязывающие Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Российское Акционерное общество "ЕЭС России", открытое акционерное общество "Газпром" и администрацию Калининградской области разработать конкретные предложения о решении проблемы данного региона.
Во исполнение указанных поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издало целый ряд своих нормативных документов. Строительство Калининградской ТЭЦ-2 и прокладка второго газопровода предусмотрены Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866.
Однако основная проблема обеспечения электрической и тепловой энергией Калининградской области, а именно увеличение в перспективе до требуемого объема поставок газа, до сих пор не решена, не осуществлена разработка технических условий подключения энергетических блоков Калининградской ТЭЦ-2 к газовой сети открытого акционерного общества "Газпром", не обеспечены подготовка и заключение договора на долгосрочные поставки требуемого объема газа с 2005 года, что делает проблематичным продолжение строительства Калининградской ТЭЦ-2.
К сожалению, приходится признать, что принципиальное решение проблемы обеспечения энергетической безопасности Калининградской области недопустимо затягивается.
В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации полагает необходимым обратиться к Вам, уважаемый Михаил Михайлович, за разъяснением вопроса о том, в какие сроки Правительство Российской Федерации, исполняя свои постановления, намерено кардинально решить проблему обеспечения энергетической безопасности Калининградской области, в том числе с указанием конкретных сроков ввода Калининградской ТЭЦ-2 с мощностью 900 мегаватт, прокладки второго газопровода в Калининградскую область и гарантированного обеспечения данного региона требуемыми энергетическими ресурсами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 16.01.2002 n 2325-iii ГД ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также