ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 n 10-О ПО ЗАПРОСУ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ОМСКА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 57 УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОРОТКОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЭТИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2002 г. N 10-О
ПО ЗАПРОСУ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА
ГОРОДА ОМСКА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПУНКТА 4 СТАТЬИ 57 УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОРОТКОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЭТИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Центрального районного суда города Омска и жалобы гражданина А.П. Короткова,
установил:
1. Согласно статье 57 Устава (Основного Закона) Омской области (в редакции Закона Омской области от 16 ноября 2000 г. N 256-03) первый заместитель Губернатора Омской области, заместитель Губернатора Омской области, иные должностные лица органов исполнительной власти Омской области, назначаемые Губернатором Омской области, действуют в пределах срока полномочий Губернатора Омской области и слагают свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Омской области, продолжая выполнять свои обязанности до назначения им соответствующих должностных лиц (пункт 1); Губернатор Омской области вправе по собственной инициативе и без согласия лица, указанного в пункте 1 данной статьи, принять решение о его отставке до окончания срока своих полномочий (пункт 4); в случае отставки должностного лица, указанного в пункте 1 данной статьи, это должностное лицо по его заявлению зачисляется в резерв; если в течение двух месяцев с момента зачисления в резерв должностное лицо не назначено на государственную должность Омской области, оно подлежит увольнению и исключению из резерва (пункт 7).
В производстве Центрального районного суда города Омска находится дело по иску гражданина А.П. Короткова, Указом Губернатора Омской области от 9 февраля 2001 г. N 26 освобожденного от должности заместителя Губернатора Омской области, о восстановлении в должности и оплате времени вынужденного прогула. Придя к выводу о том, что подлежащий применению при разрешении данного дела пункт 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области не соответствует Конституции Российской Федерации, Центральный районный суд города Омска, приостановив производство по делу, направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке его конституционности. Заявитель считает, что названная норма, как предоставляющая Губернатору Омской области право по собственной инициативе отстранить своего заместителя от занимаемой должности без его согласия и без каких-либо оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Российской Федерации и статьей 25 Федерального закона от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", противоречит статьям 37 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав указанной нормой обратился также гражданин А.П. Коротков. По мнению заявителя, пункт 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области в качестве основания освобождения его от должности противоречит требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лицо, замещающее должность заместителя Губернатора Омской области (относящуюся, как полагает А.П. Коротков, к должностям государственной службы), ставится в неравное положение с другими государственными служащими Российской Федерации, увольнение которых по инициативе руководителя государственного органа допускается - помимо случаев, предусмотренных законодательством о труде Российской Федерации, - лишь по установленным Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" основаниям.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом; вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 77, часть 1; статья 73).
Формирование в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации его высшего исполнительного органа государственной власти Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом "в" пункта 7 его статьи 18, отнесено к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Губернатор Омской области, согласно пункту 1 статьи 48 и пункту 1 статьи 54 Устава (Основного Закона) Омской области, является высшим должностным лицом - руководителем Администрации Омской области (высшего исполнительного органа государственной власти Омской области), который в силу названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирует Администрацию Омской области, возглавляет ее и организует ее деятельность на основе принципа единоначалия и личной ответственности (статья 48, подпункты "е" и "л" пункта 1 статьи 53, пункты 1, 3 и 5 статьи 54, статьи 55, 56, пункт 1 статьи 57, пункт 1 статьи 58 Устава (Основного Закона) Омской области).
Полномочиями по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Омской области обусловлено и право Губернатора Омской области, получающего мандат непосредственно от народа и отвечающего за деятельность исполнительной власти, подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об их отставке, исходя при этом не только из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия.
3. Согласно подпункту 1 части второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Российской Федерации и ее субъектов Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации устанавливаются государственные должности категории "А". Должность заместителя Губернатора Омской области относится к числу таких должностей и включена в сводный перечень государственных должностей Омской области (государственные должности категории "А"), утвержденный Постановлением Губернатора Омской области от 2 февраля 1998 г. N 35-п "О Реестре государственных должностей Омской области".
Как следует из Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (пункт 2 статьи 1, статья 2 и пункты 1 и 2 статьи 3) и Закона Омской области от 26 июля 1996 года "О государственной службе Омской области" в редакции от 28 июня 2000 года (статьи 1 и 2, пункты 1 и 2 статьи 3), должность заместителя Губернатора Омской области не является государственной должностью государственной службы, а лицо, замещающее эту должность, - государственным служащим; к государственной службе названные законы относят исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими в государственных органах государственные должности категории "Б" и "В". Поэтому утверждение А.П. Короткова о том, что освобождение заместителя Губернатора Омской области от должности должно производиться в соответствии с нормами Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", не основано на предписаниях данных Законов.
Отношения по формированию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по своей природе являются публично-правовыми. Нормативные положения, определяющие порядок назначения на должность, освобождения от должности заместителя Губернатора Омской области, включая основания его отставки, относятся - по смыслу статей 66 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации - к числу норм, регулирующих статус высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Закрепленные в Уставе (Основном Законе) Омской области, эти положения имеют приоритет перед соответствующими нормами трудового законодательства, в частности нормами КЗоТ Российской Федерации, предусматривающими основания увольнения работников по инициативе работодателя.
Пункт 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области, закрепляющий право Губернатора Омской области по собственной инициативе и без согласия своего заместителя принимать решение о его отставке до окончания срока полномочий, не может расцениваться как нарушающий требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку в данном случае речь идет не об ограничении конституционных прав и свобод гражданина, а об особых условиях пребывания в добровольно занимаемой государственной должности категории "А", связанных с особенностями формирования, организации и функционирования высшего исполнительного органа государственной власти в субъекте Российской Федерации, специальным статусом этого должностного лица.
Установленный порядок освобождения заместителя Губернатора Омской области от должности, обусловленный спецификой его деятельности по непосредственному исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также публично-правовым, политическим характером взаимоотношений с Губернатором, не может рассматриваться и как нарушающий требования статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство всех перед законом судом и равенство прав и свобод человека и гражданина. Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принцип равенства не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе введению особых правил, касающихся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Кроме того, объем гарантий и льгот, предоставляемых в соответствии с Уставом (Основного Закона) Омской области, Законом Омской области "О государственной службе Омской области" и иными нормативными правовыми актами лицам, замещающим должность заместителя Губернатора Омской области, в случае их отставки на основании пункта 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области, вопреки утверждению гражданина А.П. Короткова, не свидетельствует о том, что эти лица поставлены в неравные, худшие условия по сравнению с государственными служащими при уходе в отставку. Так, с момента подачи указанными лицами заявления о зачислении в резерв на них в полной мере распространяются гарантии и льготы, установленные для государственных служащих Омской области в случае их отставки (см., например, пункт 5 статьи 31 Закона Омской области "О государственной службе Омской области").
Кроме того, ссылка Центрального районного суда города Омска на противоречие пункта 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации является произвольной, поскольку оспариваемое положение не затрагивает закрепленное указанной конституционной нормой право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Центрального районного суда города Омска и жалобы гражданина Короткова Александра Петровича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросу и жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 n 122-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОМСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также