<ПИСЬМО> ГТК РФ от 03.01.2002 n 01-06/142 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ О НТП)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2002 г. N 01-06/142
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях повышения эффективности исполнения постановлений по делам о НТП и упорядочения работы, осуществляемой таможенными органами по исполнению постановлений по делам о НТП, направляем Методические рекомендации по организации работы таможенных органов по исполнению постановлений по делам о НТП для руководства в работе.
Прошу довести до сведения таможенных органов региона положения указанных Методических рекомендаций.
Заместитель Председателя
Комитета,
генерал - майор
таможенной службы
В.А.КРУТСКИХ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ О НТП
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об исполнительном производстве", Федерального закона "О судебных приставах", Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совместного Приказа ГТК России и Минюста России от 22.03.2001 N 282/91 "Об утверждении порядка взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений таможенных органов".
2. Исполнение постановлений по делам о НТП
таможенными органами
2.1. Таможенный орган обращает к исполнению постановления по делам о НТП самостоятельно в пределах своей компетенции.
Постановление о наложении взыскания за НТП обращается таможенным органом, его вынесшим, к исполнению:
- по истечении срока его обжалования;
- в день принятия районным (городским) народным судом или арбитражным судом решения по жалобе на постановление таможенного органа по делу о НТП.
2.2. Таможенный орган, вынесший постановление о наложении взыскания по делу о НТП, обращает его к исполнению следующими способами:
- самостоятельно в пределах своей компетенции;
- либо путем направления банкам или иным кредитным организациям (далее - банки) инкассового поручения и (или) постановления по делу о НТП;
- либо через судебного пристава - исполнителя, если другим путем не представляется возможным исполнить постановление по делу о НТП.
2.3. Исполнение постановлений по делам о НТП производится таможенным органом самостоятельно в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств не будет уплачена в установленные сроки правонарушителем, она взыскивается:
- из стоимости товаров и транспортных средств, изъятых для обеспечения этого взыскания, предмета залога или имущества, на которое наложен арест;
- путем предъявления гарантии к погашению, перечисления сумм, внесенных на депозит;
- в принудительном порядке путем направления банку инкассового поручения и (или) постановления по делу о НТП, вынесенного в отношении юридического лица, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
2.4. Взыскание таможенными органами в бесспорном порядке штрафных санкций по делам о НТП с юридических лиц производится на основании статей 378, 379 Таможенного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"). В соответствии со статьей 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительными документами. Согласно статье 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" таможенный орган (взыскатель) направляет постановление по делу о НТП непосредственно в банк, если располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. В этом случае банк в трехдневный срок со дня получения постановления по делу о НТП исполняет содержащиеся в нем требования либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований таможенного органа.
2.5. При исполнении постановлений по делам о НТП в отношении лиц (физических или юридических), проживающих или находящихся за пределами Российской Федерации и не имеющих на территории Российской Федерации имущества, необходимо принимать меры по обнаружению имущества правонарушителей на территории Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления для последующего предъявления постановления по делу о НТП к исполнению в подразделение службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
2.6. Срок обращения к исполнению постановления таможенного органа по делу о НТП составляет 6 месяцев со дня его вынесения. Если постановление не было обращено к исполнению в течение 6 месяцев, оно исполнению не подлежит.
В случае обжалования постановления или принесения протеста в установленном порядке течение срока обращения к исполнению постановления прерывается до рассмотрения жалобы или протеста. Однако при этом не прерывается 6-месячный срок направления постановления по делу о НТП для принудительного исполнения в подразделение службы судебных приставов, исчисляемый со дня вынесения постановления.
3. Принудительное исполнение постановлений по делам
о НТП подразделениями службы судебных приставов
Минюста России
3.1. При отсутствии у правонарушителя денежных средств, достаточных для уплаты наложенного взыскания, взыскание этой суммы производится на основании постановления таможенного органа по делу о НТП судебным приставом - исполнителем путем обращения взыскания на имущество правонарушителя.
3.2. Порядок исполнения постановлений таможенных органов по делам о НТП подразделениями службы судебных приставов Минюста России и Порядок взаимодействия таможенных органов и подразделений службы судебных приставов при принудительном исполнении постановлений таможенных органов определены ФЗ "Об исполнительном производстве" и совместным Приказом ГТК России и Минюста России от 22.03.2001 N 282/91.
3.3. Срок предъявления постановления по делу о НТП для принудительного исполнения в подразделение службы судебных приставов составляет 6 месяцев со дня вынесения постановления. Если постановление по делу о НТП не было предъявлено к исполнению в подразделение службы судебных приставов в течение данного срока, то этот пропущенный срок восстановлению не подлежит.
3.4. Судебный пристав - исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему постановления по делу о НТП выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (если не истек срок предъявления постановления к исполнению и если данное постановление соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам). Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения должна быть направлена судебным приставом - исполнителем в таможенный орган.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении таможенного органа по делу о НТП, исполнены судебным приставом - исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
Исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением постановления по делу о НТП либо при наличии иных оснований, предусмотренных статьей 27 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Получение таможенным органом постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства и (или) акта о невозможности взыскания не влечет прекращения работы таможенного органа по взысканию данной задолженности.
Исполнительное производство подлежит прекращению при наличии оснований, предусмотренных статьей 23 ФЗ "Об исполнительном производстве".
3.5. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения требований, содержащихся в постановлении таможенного органа по делу о НТП.
При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель по своей инициативе или по заявлению должника, а также сам должник вправе обратиться в таможенный орган, вынесший постановление по делу о НТП, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения (статья 18 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Отсрочка исполнения - это перенесение срока исполнения с одной даты, установленной законом или органом, выдавшим исполнительный документ, на другую, установленную этим органом.
Рассрочка исполнения - должнику предоставляется право исполнить возложенную на него обязанность не в целом в какой-то точно установленный срок, а по частям, причем для исполнения каждой части устанавливается самостоятельный срок, определяемый конкретной датой или периодом времени.
3.6. Отложение исполнительных действий.
Судебный пристав - исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению таможенного органа (взыскателя) или на основании определения судьи (статья 19 ФЗ "Об исполнительном производстве").
По заявлению должника или по собственной инициативе и при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней. Это может иметь место только при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, и только на срок не более 10 дней.
Отложение исполнительных действий - это перенесение исполнения исполнительного документа на другое время, назначенное в точно определенный день и час.
В случае отложения исполнительных действий судебный пристав - исполнитель выносит соответствующее постановление, о чем уведомляется таможенный орган, являющийся одновременно взыскателем и органом, выдавшим исполнительный документ.
3.7. Приостановление исполнительного производства.
Исполнительное производство подлежит приостановлению при наличии оснований, предусмотренных статьями 20, 21 ФЗ "Об исполнительном производстве". Перечень этих оснований исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. В зависимости от оснований Закон делит приостановление исполнительного производства на два вида: обязательное (статья 20 ФЗ "Об исполнительном производстве") и факультативное (статья 21 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании постановления таможенного органа по делу о НТП, производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
Исполнительное производство приостанавливается судом на неопределенный срок. После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению таможенного органа (взыскателя) или по инициативе судебного пристава - исполнителя.
О приостановлении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель в 3-дневный срок сообщает сторонам и в орган, выдавший исполнительный документ.
Определение суда о приостановлении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ГПК РСФСР) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).
Приостановление исполнительного производства - это временное прекращение судом исполнительных действий, вызванное, как правило, объективными (не зависящими от суда и сторон) обстоятельствами, препятствующими дальнейшему развитию исполнительного производства и в отношении которых невозможно определить сроки устранения и возобновления исполнительного производства. По приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.
Приостановление исполнительного производства существенно отличается от отложения исполнительных действий:
1) исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок. При отложении исполнительных действий судебный пристав - исполнитель всегда обязан точно определить новое время совершения исполнительных действий;
2) приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава - исполнителя и сторон; отложение исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка;
3) для возбуждения приостановленного исполнительного производства суду необходимо вынести специальное определение. При отложении исполнительных действий судебный пристав - исполнитель назначает новое время совершения исполнительных действий.
3.8. Прекращение исполнительного производства.
Основаниями для прекращения исполнительного производства, возбужденного при предъявлении к исполнению постановления таможенного органа по делу о НТП, являются (статья 23 ФЗ "Об исполнительном производстве"):
1) смерть должника - гражданина, объявление его умершим, признание безвестно отсутствующим, если установленные постановлением таможенного органа требования не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
2) недостаточность имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований таможенного органа;
3) истечение установленного законом срока для данного вида взыскания;
4) отмена постановления таможенного органа по делу о НТП.
Перечень оснований является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании постановления таможенного органа по делу о НТП, производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
О прекращении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель в 3-дневный срок сообщает сторонам и в орган, выдавший исполнительный документ.
Определение суда о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренном ГПК РСФСР и АПК РФ.
При наличии оснований для прекращения исполнительного производства, предусмотренных статьей 23 ФЗ "Об исполнительном производстве", таможенным органам необходимо самостоятельно либо через судебного пристава - исполнителя обращаться в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава - исполнителя для рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства.
Прекращение исполнительного производства - это прекращение всех исполнительных действий по данному производству без права их возобновления.
Правовые последствия прекращения исполнительного производства (статьи 24, 25 ФЗ "Об исполнительном производстве", статья 364 ГПК РСФСР):
1) после вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав - исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
2) определение суда и постановление по делу о НТП, в котором судебный пристав - исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в таможенный орган, вынесший постановление;
3) по прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются;
4) прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.
3.9. Обжалование постановлений (действий) судебного пристава - исполнителя.
Таможенный орган (взыскатель) вправе подать жалобу на действия судебного пристава - исполнителя по исполнению постановления по делу о НТП (в том числе на отказ в совершении указанных действий, на отказ в отводе судебного пристава - исполнителя) в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия) в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава - исполнителя. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно (статья 90 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Объект обжалования.
Действия судебного пристава - исполнителя (отказ в совершении действия, отказ в отводе судебного пристава - исполнителя) должны быть оформлены им соответствующим актом: постановлением, актом, резолюцией на заявлении заинтересованного лица, письмом либо в иной форме.
Типовые формы документов (постановлений, актов), используемых судебными приставами - исполнителями при ведении исполнительных производств, утверждены Приказом Минюста России от 03.08.1999 N 225 "Об утверждении инструкции по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации и типовых форм документов, используемых судебными приставами - исполнителями при ведении исполнительных производств".
ФЗ "Об исполнительном производстве" также предусматривает возможность обжалования действий судебного пристава - исполнителя, не оформляемых в виде отдельного акта, которые выражаются в форме бездействия.
Постановления судебного пристава - исполнителя, возможность обжалования которых прямо предусмотрена в ФЗ "Об исполнительном производстве":
- постановление о возбуждении исполнительного производства (ст. 9 ФЗ);
- постановление о возвращении исполнительного документа (ст. 10 ФЗ);
- постановление об отложении исполнительных действии (ст. 19 ФЗ);
- постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю и о возвращении ему авансового взноса (ст. 26 ФЗ);
- постановление об окончании исполнительного производства (ст. 27 ФЗ);
- постановление об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску (ст. 28 ФЗ);
- постановление об отказе в удовлетворении отвода судебного пристава - исполнителя (ст. 43 ФЗ);
- постановление об обязательном осуществлении банком или иной кредитной организацией продажи иностранной валюты при аресте денежных средств должника в иностранной валюте либо о переводе денежных средств должника в иностранной валюте в банк или иную кредитную организацию, пользующуюся правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ (ст. 47 ФЗ);
- постановление о взыскании расходов, об отнесении их на счет федерального бюджета, о возмещении расходов органам, которые их понесли (ст. 84 ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке.
4. Действия таможенного органа как взыскателя
в исполнительном производстве, возбужденном на основании
постановления таможенного органа по делу о НТП
Таможенный орган, вынесший постановление по делу о НТП:
4.1. Направляет постановление по делу о НТП для принудительного исполнения в подразделение службы судебных приставов в течение 6 месяцев со дня его вынесения, если другим путем не представляется возможным исполнить данное постановление (ст. 378, 379 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. п. 7, 8, 10, 14 Порядка взаимодействия).
4.2. Направляет повторно постановление по делу о НТП для принудительного исполнения в подразделение службы судебных приставов после устранения нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу. В случае устранения нарушений в срок, установленный судебным приставом - исполнителем в постановлении о возвращении исполнительного документа, постановление по делу о НТП считается поступившим в день первоначального поступления к судебному приставу - исполнителю (ст. 8, 10 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 21 Порядка взаимодействия).
4.3. Направляет повторно постановление по делу о НТП для исполнения в подразделение службы судебных приставов:
- в течение 6 месяцев со дня возвращения постановления в таможенный орган при его возвращении в связи с невозможностью полного или частичного исполнения, по основаниям, указанным в пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 ФЗ "Об исполнительном производстве" (ст. 15, 26 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. п. 14, 15 Порядка взаимодействия);
- в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления по делу о НТП в случаях, указанных в пп. 1, 5, 6 п. 1 ст. 26 ФЗ "Об исполнительном производстве" (ст. 14, 26 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 14 Порядка взаимодействия).
4.4. Вправе предложить судебному приставу - исполнителю удобное для таможенного органа время совершения исполнительных действий (ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.5. Вправе направить судебному приставу - исполнителю заявление об отложении исполнительных действий (ст. 19 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.6. Вправе направить судебному приставу - исполнителю заявление о возвращении в таможенный орган (взыскателю) постановления по делу о НТП, по которому взыскание не производилось или произведено частично. При этом таможенному органу полностью возвращается авансовый взнос, предусмотренный статьей 83 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таможенный орган вправе вновь предъявить данное постановление по делу о НТП к исполнению в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления (ст. 26 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 365 ГПК РСФСР).
4.7. Вправе произвести авансовый взнос на депозитный счет подразделения судебных приставов в целях обеспечения расходов по совершению исполнительных действий.
По окончании исполнительных действий авансовый взнос подлежит возвращению таможенному органу за счет должника.
Расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет таможенного органа только в случае, когда таможенный орган своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению постановления по делу о НТП, и авансовый взнос в данном случае подлежит возвращению таможенному органу лишь в части, превышающей понесенные расходы по совершению исполнительных действий (ст. 82, 83, 84 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.8. Вправе требовать в судебном порядке от должника возмещения расходов по розыску должника и его имущества (в случае объявления розыска должника и его имущества подразделением службы судебных приставов при наличии согласия таможенного органа нести бремя расходов по розыску и авансировать данные расходы) (ст. 28, 84 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.9. Вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; представлять дополнительные материалы; заявлять ходатайства; участвовать в совершении исполнительных действий; давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий; высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства; возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве; заявлять отводы; обжаловать действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя (ст. 31, 90 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. п. 6, 18 Порядка взаимодействия).
4.10. Вправе участвовать в исполнительном производстве через представителей.
Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной начальником таможенного органа.
Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством (ст. 33, 34, 35 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.11. Вправе пользоваться услугами переводчика в исполнительном производстве (ст. 38 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.12. Вправе направить ходатайство судебному приставу - исполнителю о назначении специалиста (ст. 41 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.13. Вправе заявить мотивированный отвод судебному приставу - исполнителю, переводчику, специалисту до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий.
Основания для отвода судебного пристава - исполнителя, переводчика, специалиста: состояние в родственных отношениях со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве; их заинтересованность в исходе исполнительного производства; иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности.
Сотрудник (представитель) таможенного органа, заявляющий отвод, должен изложить его в письменной форме и мотивировать его, указав конкретные факты, подтверждающие основания отвода (ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.14. Вправе возразить против произведенной судебным приставом - исполнителем оценки имущества.
В данном случае судебный пристав - исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста, таможенный орган несет расходы по назначению специалиста (ст. 52 ФЗ "Об исполнительном производстве").
4.15. Вправе обжаловать постановления и действия судебного пристава - исполнителя вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, главному судебному приставу Российской Федерации), а также соответствующему прокурору.
Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд (ст. 19 Федерального закона "О судебных приставах").
4.16. Вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом таможенный орган освобождается от уплаты государственной пошлины (ст. 91 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Такой иск возможен, например, если по вине банка, в котором находится расчетный счет должника, был утрачен исполнительный лист, и поэтому находившиеся на счете должника денежные средства не были взысканы в пользу таможенного органа. Главным здесь будет доказать наличие денежных средств на счете должника в момент поступления в банк инкассового поручения с приложением постановления по делу о НТП.
К числу организаций, которым таможенный орган вправе предъявить подобный иск, относятся также организации, осуществляющие удержания из заработной платы должника и иных доходов должника, в случаях:
1) при исполнении постановления по делу о НТП, размер взыскания по которому не превышает двух минимальных размеров оплаты труда;
2) при отсутствии у должника имущества или его недостаточности для полного погашения взыскиваемых сумм.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 03.01.2002 n 5-р <О ПЕРЕОФОРМЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также