<ПИСЬМО> Минфина РФ от 28.11.2001 n 16-00-24/90 <О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ>


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2001 г. N 16-00-24/90
Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел запрос и сообщает следующее.
Федеральным законом от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что все денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации всеми организациями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производятся с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Однако отдельным категориям организаций в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения разрешается осуществлять расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. Такие организации приведены в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 3017; 1995, N 44, ст. 4182; 1997, N 3, ст. 384; 1998, N 1, ст. 125; N 33, ст. 4016; N 36, ст. 4525; N 48, ст. 5932; 1999, N 3, ст. 338; 2000, N 50, ст. 4898).
В соответствии с пунктом 1 Перечня организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин в случае оказания ими услуг населению (за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе маршрутными) при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Утверждение форм бланков строгой отчетности (квитанций, путевок, билетов, талонов и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, проводится Минфином России согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления по представлению соответствующих министерств и ведомств, а также организаций и других юридических лиц.
Утвержденные бланки строгой отчетности являются официальными государственными документами и распространяются на все организации, занимающиеся подобными видами деятельности на территории Российской Федерации.
Заполненные и выданные клиентам при оказании услуг бланки строгой отчетности являются документами строгой отчетности, приравниваемыми к чеку контрольно - кассовой машины, и служат первичными учетными документами.
В соответствии с ранее действовавшим порядком утверждения бланков строгой отчетности письмами Министерства финансов Российской Федерации (за подписью Заместителя Министра финансов Российской Федерации) вышеназванные документы не подлежали направлению в Министерство юстиции Российской Федерации для прохождения процедуры государственной регистрации, так как бланки строгой отчетности являются техническим элементом оформления операций и письма не относятся к нормативно - правовым актам.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" Министерством финансов Российской Федерации ведется работа по переутверждению вышеуказанных бланков.
Бланки строгой отчетности, утвержденные письмами Минфина России и не представленные до настоящего момента на переутверждение, являются действующими до прохождения процедуры переутверждения в указанном выше порядке. В связи с этим до момента переутверждения организациям для приема денежных средств от физических лиц при оказании услуг следует использовать утвержденные действующие формы бланков строгой отчетности.
11 апреля 1997 г. Минфином России письмом N 16-00-27-14 была утверждена форма квитанции по ОКУД 0712611 для приема вторичного сырья и продажи товаров. Министерством финансов Российской Федерации данная форма неоднократно доводилась организациям, осуществляющим деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов. В связи с новым порядком утверждения бланков строгой отчетности указанная форма квитанции на переутверждение приказом Министерства финансов Российской Федерации в Минфин России не представлялась, в связи с чем является действующей. Порядок применения квитанции по приему вторсырья при осуществлении денежных расчетов с населением не изменился.
Вместе с тем известно, что 11 мая 2001 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения". Раздел 3 Правил описывает порядок приема, учета и хранения лома и отходов цветных металлов, в том числе действия приемщика при приеме металла, какие именно документы при этом составляются и выдаются на руки сдатчику лома и отходов. В пункте 11 указанного раздела говорится, что прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением приемо - сдаточного акта, который является документом строгой отчетности. Форма акта утверждена в качестве приложения к вышеуказанному Постановлению.
Исходя из содержания Правил приемо - сдаточный акт составляется приемщиком лома на каждую партию лома и отходов цветных металлов независимо от того, является ли сдатчик лома физическим или юридическим лицом. При этом необходимо обратить внимание, что законодательство о применении контрольно - кассовых машин, равно как и бланков строгой отчетности, не регламентирует расчеты с юридическими лицами.
В связи с вышесказанным сообщается, что при приеме лома и отходов цветных металлов от юридических лиц следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370. Осуществляя приемку лома и отходов цветных металлов от физических лиц, следует руководствоваться тем же Постановлением, при этом наряду с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо - сдаточного акта необходимо выдавать бланк строгой отчетности, утвержденный Минфином России письмом от 11 апреля 1997 г. N 16-00-27-14, так как вышеупомянутое Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 является действующим.
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 28.11.2001 n 16-00-14/517 <ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000 - 2005 ГОДЫ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также