РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 22.11.2001 n ОС-482-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНОЙ МЕТОДИКИ РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2001 г. N ОС-482-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНОЙ МЕТОДИКИ
"РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"
В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства:
1. Одобрить и рекомендовать к применению с 1 января 2002 года "Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства" (далее - Руководство).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение.
3. Рекомендовать:
территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации организовать использование Руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, и осуществить комплекс необходимых мероприятий, направленных на его внедрение;
учебным заведениям дорожного хозяйства использовать Руководство, упомянутое в п. 1 настоящего распоряжения, в качестве учебного пособия.
4. Департаменту государственного регулирования дорожного хозяйства (Косинов П.М.), Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) с участием ГП "Информавтодор" (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Руководства в организациях, упомянутых в п. п. 2, 3 настоящего распоряжения, с использованием электронной почты.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ,
СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА
Введение
Настоящее "Руководство по снижению воздействий на окружающую среду автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры" (далее - Руководство) разработано с учетом ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" Минавтодора РСФСР, "Рекомендаций по учету требований по охране окружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов" ФДД Минтранса России (1995 г.), МГСН 5.02-99 "Проектирование городских мостовых сооружений", "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372.
Документ включает основные требования к способам и порядку осуществления оценки воздействия на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог как комплексных сооружений дорожного хозяйства с учетом современного уровня нормативно - правовых, нормативно - технических и методических документов. Приведены общие требования по охране окружающей среды при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства.
Настоящая отраслевая дорожная методика предназначена для заказчиков (инвесторов), разработчиков проектной документации, органов управления дорожным хозяйством и отдельных подразделений при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного хозяйства и инфраструктуры.
ОДМ разработана Московским государственным автомобильно - дорожным институтом (Техническим университетом), МАДИ (ТУ), на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач по охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов в дорожном хозяйстве.
Утверждена распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2001 N ОС-482-р.
Общая часть
1. Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание (далее - строительство) технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально - экономических условий обитания людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды.
2. Настоящее Руководство основано на положениях Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1992 г., принятых в соответствии с ним других законов и нормативно - правовых актов Российской Федерации, "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372, с учетом внесенных согласно СНиП 11-01-95 изменений в системе разработки проектной документации, требований СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.05.03-85 и действующих отраслевых нормативных документов в части экологической безопасности развития автомобильных дорог. Перечень основных природоохранных правовых актов, нормативных и методических документов, используемых в процессе проектирования, строительства и содержания автомобильных дорог, приведен в Приложении 1.
3. При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, производственных предприятий и организаций дорожного хозяйства, сооружений по обслуживанию участников дорожного движения следует пользоваться нормативными документами соответствующего профиля.
4. Основные требования к проектированию, строительству и эксплуатации АЗС в настоящем Руководстве выделены в отдельный раздел.
5. При проектировании и строительстве в особо сложных природных условиях (например, на особо охраняемых территориях) в дополнение к настоящим правилам могут вноситься специальные требования, основанные, как правило, на данных научных исследований. Состав и методы выполнения индивидуальных проработок должны обуславливаться техническими заданиями заказчика или указаниями экологической экспертизы.
6. Основным методом определения уровня экологической безопасности принимаемых технических или организационных решений является оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), которая включает анализ состояния окружающей среды, выявление состава и характера воздействий и прогноз их последствий.
ОВОС выполняется для расчетного (наименее благоприятного) состояния среды и сочетания влияющих факторов за расчетный период эксплуатации проектируемого объекта и включает определение существенного уровня всех выявленных воздействий и допустимого уровня каждого существенного вида воздействий для каждого компонента окружающей среды на пересекаемой дорогой территории. В результате проведения ОВОС делается вывод о допустимости (или недопустимости) строительства, необходимости применения защитных мероприятий и возможности или невозможности реализации намеченных решений.
7. В действующем "Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства" Госстроя России затраты проектных организаций, относящиеся к представлению в экологическую экспертизу материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), не учитываются. Стоимость разработки материалов по ОВОС оплачивается дополнительно. Необходимость выполнения этих работ должна быть оговорена в задании на проектирование. Получаемые заказчиками (инвесторами) и проектными организациями в органах управления разного уровня и их подразделениях информационные материалы и технические условия на присоединение, а также согласования, не требующие специальных технических заключений, оплачиваются организациями, получающими информацию, в соответствии с установленным порядком.
8. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
8.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
8.1.1. В ходе первого этапа заказчик:
- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
- информирует общественность в соответствии с пунктом 9 настоящего Руководства;
- проводит предварительную оценку по основным положениям п. 8.2.2 настоящего раздела Руководства и документирует ее результаты;
- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
8.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
8.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с п. 9 настоящего Руководства.
8.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с п. 9 настоящего Руководства. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
8.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
8.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:
- на этапе представления первоначальной информации;
- на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.
Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может проводиться в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. Соответствующие нормативные документы разрабатываются территориальными органами Госкомэкологии России.
9. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
9.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
9.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
9.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействия. В публикации представляются сведения о:
- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
- наименовании и адресе заказчика или его представителя;
- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), также форме представления замечаний и предложений;
- сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
- иной информации.
9.4. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 8.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
9.5. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 8.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
9.6. Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
9.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
9.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 8.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия, и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
9.9. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
9.10. Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
9.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
10. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.
10.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
10.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п. 8.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится в приложении к настоящим ОДМ.
10.3. В случае, если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости.
1. Предпроектная и проектная документация.
Общие положения
1.1. Экологическая безопасность является одним из основных показателей эффективности инвестиций в развитие автомобильных дорог. Показатели экологической безопасности должны рассматриваться в комплексе с характеристиками экономической эффективности проекта. Согласно "Порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ, финансируемых из Федерального дорожного фонда", введенному в действие Приказом ФДС России от 13.07.99 N 237, разработка предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется по следующим стадиям:
- программа развития дороги;
- инженерный проект;
- рабочая документация.
При подготовке документации, обосновывающей строительство и реконструкцию автомобильных дорог, процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является обязательной.
1.2. При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной информации, средств и методов измерений, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.
1.3. В настоящем Руководстве дорожные объекты в соответствии с международными требованиями разделены на три "экологических класса":
Первый класс - крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областные магистральные и скоростные дороги I и II категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности.
Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги II и III категории с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования.
Третий класс - объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения на них. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы.
1.4. При проектировании автомобильных дорог, как правило, выполняются экологические разработки, указанные в табл. 1.
Таблица 1
-------------------T---------------------T-----------------------¬
¦Этапы проектирова-¦ Выполняемые ¦ Экологический класс ¦
¦ния: новые (приме-¦экологические разделы¦ объекта ¦
¦няемые) наименова-¦ +-------T-------T-------+
¦ния ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------+---------------------+-------+-------+-------+
¦Программа развития¦Данные о возможном ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦дороги ¦влиянии на окружающую¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среду ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+-------+-------+-------+
¦Экономическое ¦Оценка воздействия ¦Деталь-¦Сокра- ¦- ¦
¦обоснование ¦на окружающую среду ¦но ¦щенно ¦ ¦
¦(обоснование ¦(ОВОС) ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестиций) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+-------+-------+-------+
¦Инженерный проект ¦Раздел проекта ¦+ ¦При ¦- ¦
¦ ¦"Охрана окружающей ¦ ¦необхо-¦ ¦
¦ ¦среды" ¦ ¦димости¦ ¦
+------------------+---------------------+-------+-------+-------+
¦Рабочая ¦Детальные проработки ¦+ ¦При ¦По от- ¦
¦документация ¦природозащитных ¦ ¦необхо-¦дельным¦
¦(рабочий проект) ¦мероприятий ¦ ¦димости¦вопро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сам ¦
L------------------+---------------------+-------+-------+--------
1.5. Учет требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется в зависимости от стадии проектных работ путем подготовки документации для принятия решения о выполнении мероприятий по развитию объектов, обоснования видов и сроков работ, а также проектирования мер по исключению, смягчению или компенсации воздействий.
1.6. Проработку вопросов охраны окружающей среды следует производить на всех стадиях составления предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог и сооружений на них, последовательно углубляя рассмотрение, не допуская изменения решений, утвержденных в документации предыдущей стадии.
1.7. Объем и детальность проработки вопросов охраны окружающей среды должны соответствовать предполагаемым размерам воздействий и опасности их последствий. Для автомобильных дорог и входящих в их комплекс сооружений основной обобщающей характеристикой уровня воздействий на окружающую среду является интенсивность движения.
1.8. Оценка экологической безопасности автомобильных дорог должна охватывать следующие группы и виды воздействий, различающиеся по источникам их возникновения:
а) транспортные загрязнения (выбросы) - выбросы транспортных средств, пользующихся дорогой: отработанные газы, транспортный шум, пылевидные (твердые) выбросы и продукты износа покрытий, загрязняющие воздух, почву и водные стоки на прилегающей территории;
б) изменения природных и хозяйственных систем вследствие внедрения дороги и входящих в ее комплекс инженерных сооружений: изъятие земель, переформирование рельефа, изменение стока, уровня и условий движения грунтовых вод, разделение биосистем и хозяйственных угодий, существующей инфраструктуры;
в) технологические воздействия при выполнении строительных или иных работ: загрязнение атмосферы, почвы и водоемов при работе дорожных машин, производственный шум, распространение пыли, временное изъятие, засорение земель.
1.9. Основными объектами воздействия автомобильных дорог на окружающую среду являются следующие компоненты:
1.9.1. Природные:
- воздух (загрязненность газами, пылью, уровень шума, микроклимат);
- водные ресурсы (загрязненность поверхностного стока, водоемов, подземных вод, изменение уровня грунтовых вод);
- земельные ресурсы, почва (стабильность грунтовых масс, сопротивляемость эрозии, плодородность почвенного слоя);
- биологические ресурсы (растения, животные суши, водной среды, сельскохозяйственное производство).
1.9.2. Социально - экономические:
- условия обитания населения (санитарные, психологические параметры);
- экономические интересы сообщества, отдельных лиц (возможности экономического развития, рабочие места, сохранность жизненного уклада);
- землепользование (жилье, сельское хозяйство, леса, рекреация, дачное хозяйство), размещение промышленных и других предприятий;
- транспортная инфраструктура (доступность социальных объектов, сохранность сложившейся системы связей);
- объекты научного и духовного значения (памятники истории и культуры, археологические объекты, заповедные территории, природные феномены);
- эстетика ландшафта (природного, окультуренного, урбанизированного).
2. Экологический раздел программы развития дороги
2.1. При разработке программы строительства новой федеральной автомобильной дороги общего пользования заказчик представляет органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение варианты принципиального направления трассы. В материалах приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земельных участков, сроков и продолжительности строительства, размеров и экономической эффективности инвестиций.
Выбор общего направления трассы производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного и другого законодательства Российской Федерации, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог, энергосистем. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых вариантах.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о целесообразности предлагаемого варианта является основанием для выбора на последующих стадиях в установленном порядке земельного участка и оформления территориальным органом Федеральной службы земельного кадастра акта о предварительном согласовании места размещения предлагаемой дороги и ее придорожных полос.
2.2. Программа развития является одним из документов, разрабатываемых на предынвестиционном этапе в соответствии с Приказом ФДС России от 02.04.99 N 81 "О порядке подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги из Федерального дорожного фонда Российской Федерации" и "Регламентом действий структурных подразделений ФДС России по обеспечению разработки, согласования, экспертизы и утверждения документации", утвержденным распоряжением ФДС России от 01.06.99 N 768.
2.3. Оценка воздействия на окружающую среду выполняется в соответствии с порядком, установленным органами, специально уполномоченными в области охраны окружающей среды, с учетом требований действующих нормативных документов и настоящего Руководства.
2.4. На стадии разработки "Программы развития дороги" в разделе "Охрана окружающей среды" приводятся предварительные оценки возможного экологического воздействия, включающие:
- общую характеристику региона;
- обоснование необходимости развития сети автомобильных дорог;
- существующую и предполагаемую интенсивность и состав движения;
- существующий и предполагаемый уровень загрязнений окружающей среды вдоль предполагаемой трассы;
- площадь отчуждения земель под постоянный и временный землеотводы;
- наличие и краткую характеристику населенных пунктов вдоль предполагаемой трассы;
- наличие особо охраняемых природных объектов, памятников природы и архитектуры;
- места компактного проживания малых народов.
2.5. На предпроектном этапе в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 заказчик составляет "Ходатайство (декларацию) о намерениях" с учетом федеральных и территориальных программ и планов, разработанных ранее схем развития дорожной сети. В состав "Ходатайства" входят общие данные, подтверждающие возможность строительства (реконструкции, ремонта) данного объекта, в том числе данные, по которым могут быть установлены экологические ограничения:
- примерная численность работающих на дороге в разные периоды и источники обеспечения их жилищно - коммунальных и социально - бытовых нужд;
- потребность в земельных ресурсах (постоянного и временного отвода), их место и принадлежность, необходимость сноса;
- размещение и мощность обеспечивающих предприятий, карьеров;
- предварительный анализ возможного влияния объекта на окружающую среду (по аналогичным объектам);
- прочие существенные для данных условий характеристики (источники энергии, водоснабжения, очистка стоков, потребность во временных дорогах и т.п.), которые дополняются и используются на последующем этапе проектирования при детальной оценке воздействий на окружающую среду.
В материалах "Ходатайства о намерениях" картографическую информацию, относящуюся к выбору вариантов трассы и отводу земель, рекомендуется представлять на топографических планах с возможно более полной ситуацией, совместимых с планами землепользования, масштабом не менее 1:10000.
2.6. В состав обосновывающих материалов следует включать:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценку воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
- разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- подготовку предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
2.7. Предварительный анализ влияния объекта на окружающую среду в составе "Ходатайства о намерениях" должен включать по каждому из рассмотренных вариантов приближенное определение размеров наиболее существенных воздействий и ориентировочную оценку их допустимости:
- выбросов транспортных средств, пользующихся дорогой, в валовом исчислении (т/год) с учетом изменений транспортных потоков до и после строительства (реконструкции, ремонта), характера использования придорожных земель;
- влияния на состояние ландшафта, в первую очередь особо охраняемые и селитебные территории, рекреационные объекты, памятники истории и культуры;
- размещения постоянных и временных производственных предприятий (карьеры, асфальто- и цементобетонные заводы, т.п.);
- временных транспортных путей.
"Ходатайство о намерениях" представляется в местный орган исполнительной власти, который с учетом перспективных планов развития территорий и общественного мнения принимает решение о целесообразности продолжения проектирования объекта и составе дальнейших согласований (для территориальных автомобильных дорог).
2.8. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
2.9. Разработка проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильных дорог, как правило, осуществляется на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций.
2.10. Для несложных объектов реконструкции, не требующих изменения плана и продольного профиля существующей автодороги, по решению заказчика в соответствии с заключением государственной экспертизы по рассмотренной программе развития дороги допускается разработка инженерного проекта на основе выводов программы.
2.11. Общие требования международных организаций, осуществляющих финансирование строительства автомобильных дорог, приведены в руководящих документах Всемирного Банка.
3. Оценка воздействий на окружающую среду
при разработке обоснования инвестиций
3.1. Обоснование инвестиций (далее - ОИ) разрабатывается на основании перечня разрабатываемых ОИ и в соответствии с требованиями Порядка разработки, согласования, утверждения и состава обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, СП 11-101-95, введенного в действие Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-63, на основе одобренной программы развития дороги, с учетом схем развития автомобильных дорог по отдельным регионам, административным единицам, данных и положений федеральных, региональных и отраслевых программ структурной перестройки народного хозяйства, научно - технических и других государственных программ, сводок развития и размещения производительных сил, промышленных узлов, градостроительной документации и иных материалов.
3.2. Объектами разработки ОИ являются, как правило, участки нового строительства, обходы населенных пунктов, строительство и реконструкция крупных мостовых переходов и участков автомобильной дороги, осуществляемые с изменением плана или продольного профиля дороги.
3.3. Согласование намеченных в ОИ решений по строительству объекта и получение технических условий для строительства производятся заказчиком или, по его поручению, разработчиками ОИ.
3.4. В состав ОИ согласно СНиП 11-01-95 должен входить специальный раздел "Оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС)", разрабатываемый в соответствии с принятым ТЗ (п. 2.8 настоящего Руководства).
3.4.1. Для объектов первого экологического класса раздел ОВОС должен соответствовать требованиям нормативных документов Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Госстроя России и другим актам, регулирующим природоохранную деятельность.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать, как минимум:
1. Общие сведения.
1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.
1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.
1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико - экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).
2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).
5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.
12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.
3.4.2. Для объектов второго экологического класса допускается сокращение детализации ОВОС путем применения типовых решений, аналогов и справочных данных в части расчета транспортных загрязнений, проектирования защитных мероприятий, т.п.
3.4.3. Для объектов третьего класса, строящихся по проектам массового и повторного применения, и технически несложных объектов при условии обязательного соблюдения всех природоохранных норм допускается выполнять ОВОС только для сравнения экологических показателей отдельных технических решений (варианты трассы, размещение сооружений и др.).
Состав и степень детализации раздела ОВОС устанавливаются ТЗ, оформляемым при заключении договора (контракта) заказчика с разработчиком проектной документации. Как указано в п. 1.6 "Общей части" настоящего Руководства, разработка детальной ОВОС не учитывается базовыми ценами на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. 3.4. В состав детальной ОВОС входят следующие разделы:
- описание существующего состояния окружающей среды в зоне влияния;
- воздействия объекта на окружающую среду. Установление допустимого уровня воздействий;
- намечаемые природоохранные мероприятия. Прогноз изменения состояния окружающей среды после выполнения проекта;
- расчет инвестиций на природоохранные цели.
Основные показатели воздействий приводятся для каждого рассмотренного варианта трассы или отличающихся технических решений.
3.5. При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:
- зоны сравнения вариантов проложения трассы должны иметь общие границы и включать участки дороги и местной сети, на которых происходит перераспределение движения;
- оптимальным является вариант, имеющий наивысшие показатели экономической эффективности инвестиций с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения;
- период сравнения принимается равным 20 годам (для вариантов проложения трассы возможно увеличение периода до 30 лет);
- параметры плана и продольного профиля при строительстве по новому направлению рекомендуется принимать постоянными на весь период сравнения;
- при необходимости учета факторов, не имеющих стоимостной оценки, могут использоваться методы многофакторного анализа.
3.6. Одновременно с разработкой ОИ заказчик с участием генеральной проектной организации получает в органах охраны окружающей среды, государственного надзора и других организациях исходные данные, технические условия и требования по развитию и эксплуатации объекта, которые действуют на весь период проектирования и строительства, предусмотренные ОИ (табл. 2).
3.7. Для выполнения ОВОС и проектирования защитных мероприятий используются следующие исходные данные:
а) решение соответствующего органа исполнительной власти о принципиальном согласовании направления трассы;
б) паспорт дороги (при реконструкции, ремонте);
в) материалы банка данных или проведенных обследований о транспортно - эксплуатационном состоянии дороги и мостов на ней;
г) топографические материалы масштаба не менее 1:10000;
д) выкопировки из планов землеустройства, генеральных планов населенных пунктов, планов лесоустройства;
е) архитектурно - планировочное задание на проектирование на территории городов;
ж) данные о наличии памятников истории, культуры, археологических объектов, технические условия на их сохранение;
з) рыбохозяйственная характеристика водотоков (водоемов);
и) данные о продуктивности сельхозугодий;
к) требования органов землеустройства к снятию и хранению плодородного слоя почвы;
л) данные лесоустройства и планов развития лесного хозяйства;
м) справки о наличии в зоне влияния охраняемых видов животных, включая редкие (эндемичные) виды, наличие мест нагула, путей миграции;
н) при наличии в зоне влияния населенных пунктов - демографический состав населения, санитарно - эпидемиологическое состояние, занятость, возможность использования местных трудовых ресурсов.
Источниками получения этих данных являются:
- инженерные и экономические изыскания, состав и методы которых установлены соответствующими главами СНиП;
- фонды местных и территориальных органов, осуществляющих контроль состояния окружающей среды (табл. 2).
Таблица 2
-----------------------------------------------T-----------------¬
¦ Состав информации ¦ Источник ¦
¦ ¦ информации ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Данные о существующем состоянии и ¦Местные органы ¦
¦прогнозируемом изменении среды в соответствии ¦МПР России ¦
¦с планами перспективного социально - ¦ ¦
¦экономического развития территории. Наличие ¦ ¦
¦экологических проблем, уникальности природных ¦ ¦
¦условий. Наличие источников существенного ¦ ¦
¦загрязнения в зоне влияния объекта ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Данные о санитарной ситуации в районе ¦Территориальные ¦
¦строительства (специфические заболевания, ¦органы ¦
¦распространение гигиенически опасных веществ) ¦госсанэпиднадзора¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Состояние атмосферы. Характеристика ¦Территориальные ¦
¦загрязнения воздуха. Химический состав ¦органы по ¦
¦атмосферных осадков. Фоновые концентрации ¦гидрометеорологии¦
¦загрязняющих атмосферу веществ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Поверхностные воды. Характеристика качества ¦Территориальные ¦
¦воды в водоемах. Химический состав грунтовых ¦водохозяйственные¦
¦вод. Химический состав поверхностных вод. ¦органы ¦
¦Возможность использования источников ¦ ¦
¦водоснабжения для водопотребления ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Землепользование: Планово - картографический ¦Территориальные ¦
¦материал района с указанием существующих ¦органы ¦
¦строений, инженерных сетей, дорог и т.д. ¦Федеральной ¦
¦Состав угодий. Почвенная характеристика: ¦службы земельного¦
¦основные типы почв, их мощность, содержание ¦кадастра ¦
¦гумуса, агрохимические и агропроизводственные ¦ ¦
¦показатели. Качественная характеристика почв. ¦ ¦
¦Перечень видов, сообществ растений, в том ¦ ¦
¦числе редких, исчезающих, занесенных в Красную¦ ¦
¦книгу ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Лесное хозяйство: Планово - картографические ¦Территориальные ¦
¦материалы последнего лесоустройства. Оценка ¦лесохозяйственные¦
¦санитарного состояния лесного фонда. ¦органы ¦
¦Характеристика состояния лесного фонда в ¦ ¦
¦местах поражения пожарами, загрязнений, т.п. ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Водное хозяйство: Рыбохозяйственная категория ¦Бассейновые ¦
¦водоема, промысловые запасы в зоне влияния ¦управления ¦
¦объекта. Существующее состояние и перспектива ¦рыбоохраны ¦
¦рыбохозяйственного освоения с учетом ¦ ¦
¦комплексного использования. Видовой состав ¦ ¦
¦ихтиофауны и флоры. Места и сроки нереста, ¦ ¦
¦качество нерестилищ. Места и сроки нагула, ¦ ¦
¦расположение и размеры зимовальных ям. ¦ ¦
¦Миграционные пути и сроки миграции. ¦ ¦
¦Особенности концентрации рыбы и молоди ¦ ¦
¦при миграциях ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Сельское хозяйство: Структура и направленность¦Районные ¦
¦сельскохозяйственного производства (карта - ¦управления ¦
¦схема). Перечень и структура технологических ¦(отделы) ¦
¦связей сельскохозяйственных предприятий. ¦сельского ¦
¦Урожайность, продуктивность животноводства ¦хозяйства ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Недра, геология: Справки о наличии или ¦Производственно -¦
¦отсутствии месторождений полезных ископаемых ¦геологические ¦
¦на территории отвода: размеры и границы, места¦объединения, ¦
¦ближайших выходов, состав вмещающих пород ¦окружные ¦
¦и пластовых вод. Сведения о подземных водах: ¦инженерно - ¦
¦утвержденные запасы, качественное состояние ¦геологические ¦
¦по горизонтам, виды и источники загрязнений, ¦экспедиции. ¦
¦гидрогеологический прогноз изменений ¦Управление ¦
¦показателей состояния ¦Госгортехнадзора ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Животный мир: Видовой состав животных, птиц ¦Территориальное ¦
¦и др., обитающих или мигрирующих в зоне ¦управление ¦
¦влияния объекта. Редкие, занесенные в Красную ¦охотничьего ¦
¦книгу виды. Численность, хозяйственная ¦хозяйства ¦
¦ценность, условия обитания, размножения, ¦ ¦
¦миграции, зимовки ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Социально - экономические условия: Сведения ¦Инженерно - ¦
¦об условиях трудовой деятельности: структура ¦технические ¦
¦объектов труда, перспективы трудоустройства, ¦управления и ¦
¦экономические и социальные условия труда. ¦службы районной ¦
¦Характеристика сферы обслуживания населения: ¦или областной ¦
¦качество и обеспеченность услугами ¦администрации ¦
¦здравоохранения, просвещения, торговли, ¦ ¦
¦культурно - бытовыми. Жилищно - коммунальное ¦ ¦
¦хозяйство, пассажирский транспорт. Информация ¦ ¦
¦об инженерно - техническом обеспечении ¦ ¦
¦в период строительства и эксплуатации объекта:¦ ¦
¦энергоснабжение, водопровод, канализация ¦ ¦
¦и т.п. ¦ ¦
L----------------------------------------------+------------------
Информация о состоянии окружающей среды должна быть:
- достоверной, относиться непосредственно к месту проведения мероприятий по развитию автомобильной дороги;
- соответствовать единому времени обследования;
- по возможности проверяться по различным источникам информации;
- подтверждаться официальными документами и согласованиями;
- соответствовать природоохранным нормативным и правовым документам.
3.8. Исходные данные должны охватывать территорию зоны влияния проектируемого объекта. Используемые плановые материалы должны учитывать ожидаемые изменения на расчетный срок эксплуатации объекта.
3.9. Если в ОИ рассматривается строительство обхода населенного пункта или прохождение по нему, необходимо дать сведения о нем из генерального плана или схемы комплексного развития транспорта города, характеристику технического состояния, режимов движения и пропускной способности улиц и дорог, используемых для пропуска транзитного движения в настоящее время и в перспективе.
3.10. В ОИ строительства мостового перехода необходимо привести сведения о протяжении существующего моста и подходов к нему, габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста, категории реки, ее рыбохозяйственном значении и влиянии намечаемых строительных работ на условия воспроизводства рыб и их кормовых организмов. При отсутствии существующего моста дается характеристика действующей переправы. Аналогичные сведения приводятся по всем рассмотренным в ОИ вариантам мостового перехода.
3.11. В отдельных случаях возможно включение в состав ОИ раздела "Обоснование изъятия и предоставления земельных участков". Необходимость разработки раздела отражается в задании на проектирование.
3.12. При проложении трассы новой дороги или спрямлении, расширении существующей с дополнительным отводом территории следует учитывать ограничения и требования к трассированию, приведенные в СНиП 2.05.02-85.
3.13. На прилегающей к дороге территории следует выделять земли, не включаемые в полосу отвода и придорожные полосы, на которых проявляются экологические воздействия дорожных сооружений и транспортных загрязнений:
Зона влияния - территория, на которой проявляются прямые или косвенные изменения природных систем вследствие строительства и эксплуатации дороги. Транспортные загрязнения превышают среднегодовые колебания фонового уровня, но не достигают установленных санитарными органами нормативных ограничений. Воздействия самих сооружений еще не вызывают существенных необратимых последствий. Специальные ограничения землепользования или природопользования, установленные межведомственными нормативами, не превышаются.
Защитная полоса - территория, граничащая с полосой отвода, на которой:
- транспортные загрязнения в расчетный период (при неблагоприятном сочетании влияющих факторов) могут превышать установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) или санитарные нормы (СанПиН);
- могут возникать существенные изменения природных систем (осушение, заболачивание, эрозия и т.п.), не устранимые методами рекультивации.
На территории защитной полосы не обеспечена экологическая безопасность размещения жилых домов, других зданий и сооружений для постоянного пребывания людей, рекреации и т.п.
С учетом местных условий может возникнуть загрязнение почвы, требующее ограничений сельскохозяйственного пользования.
Резервно - технологическая полоса - прилегающая к дороге территория, в пределах которой постоянно превышаются санитарные нормы загрязнения воздуха, почвы, водоемов. Ландшафт полностью трансформирован. Земля для сельского хозяйства и длительного пребывания людей непригодна.
Ориентировочные размеры зоны влияния, защитной полосы и резервно - технологической полосы приведены в табл. 3.
Таблица 3
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Наименование территорий, ¦Расстояние от края проезжей части, м,¦
¦ испытывающих воздействия ¦ для экологического класса дороги ¦
¦ +------------T-------------T----------+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦Зона влияния ¦ 3000/1500 ¦ 2000/1000 ¦ 600 ¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦Защитная полоса ¦ 250/150 ¦ 150/90 ¦ 60/30 ¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦Резервно - технологическая¦ ¦ ¦ ¦
¦полоса ¦ 30 ¦ 12 ¦ - ¦
L--------------------------+------------+-------------+-----------
Примечание. В числителе приведены данные для условий свободного распространения воздействий, в знаменателе - при наличии препятствий в виде возвышений рельефа, застройки, леса по ширине не менее половины полосы. В лесах вдоль автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения установлены защитные полосы шириной от границы полосы отвода 250 м в каждую сторону с отнесением их к лесам первой группы.
3.14. Расчеты выполняются только по опубликованным в нормативно - справочной литературе методам, согласованным органами МПР России. Необходимость учета иных видов транспортных загрязнений и воздействий с разработкой и согласованием необходимых для этого методик должна быть обоснована в техническом задании.
Расчеты воздействий на природный комплекс дорожных сооружений (геотехнические, гидрологические и др.) выполняются инженерными методами, принятыми в практике дорожного проектирования. Допускается применение специальных программных комплексов для расчета уровней загрязнений, шума, др. на ЭВМ при условии согласования применения их с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
3.15. В целях учета изменений окружающей среды по длине трассы по данным изысканий выделяются условно однородные участки - природно - территориальные (природно - хозяйственные) комплексы - ПТК (ПХК), для каждого из них составляется свой набор исходных данных.
Основными признаками различий ПТК являются:
- вид и особенности природного ландшафта;
- характер и интенсивность хозяйственного использования;
- наличие в зоне влияния охраняемых территорий и объектов, крупных водоемов, водотоков, лесов первой группы;
- наличие в зоне влияния населенных пунктов, транспортных коммуникаций, производственных предприятий.
3.16. Воздействия дороги на окружающую среду разделяются по источникам на три разнородные группы (табл. 4).
Таблица 4
----------------------T----------------T-------------------------¬
¦ Источник ¦ Направленность ¦ Характер воздействий ¦
+---------------------+----------------+-------------------------+
¦1. Дорожное движение,¦Транспортные ¦Непосредственные, ¦
¦транспортные средства¦загрязнения ¦постоянные, ¦
¦ ¦(выбросы) ¦эксплуатационные ¦
+---------------------+----------------+-------------------------+
¦2. Дорожные ¦Эстетика ¦Постоянные, широкого ¦
¦сооружения ¦ландшафта ¦охвата, прямые, косвенные¦
¦ ¦

<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 22.11.2001 n 20-55-4593/20-07 О СМЕТАХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СРЕДСТВАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также