ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 10/39)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
20 ноября 2001 г. N ГТ ППК 10/39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер наукоемких технологий"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее - Гостребования).
1.2. Дополнительная квалификация "Менеджер наукоемких технологий" присваивается лицам, имеющим высшее профессиональное образование (бакалавр, магистр или дипломированный специалист) по направлениям и (или) специальностям из Перечня, утвержденного Приказом Минобразования России от 08.11.2000 N 3200: 510000 "Естественные науки и математика", 550000 "Технические науки", и дипломированным специалистам по специальностям 010000 "Естественнонаучные специальности" и 650000 "Техника и технологии" при условии успешного освоения настоящей дополнительной профессиональной образовательной программы и защиты выпускной квалификационной работы.
1.3. Настоящая дополнительная профессиональная программа не рассчитана на получение второго высшего образования. Она направлена на расширение спектра профессиональных возможностей и мобильности выпускников высших учебных заведений естественнонаучного профиля.
1.4. Присвоение данной дополнительной квалификации производится только при условии освоения третьей ступени высшего профессионального образования (квалификация магистр или дипломированный специалист), хотя освоение настоящей программы может начаться на базе бакалавриата.
1.5. Наличие опыта практической работы не является обязательным.
1.6. Нормативный объем дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий" при очной форме обучения составляет не менее 1200 академических часов трудоемкости. При очно-заочной и заочной формах обучения объем аудиторной нагрузки обучающихся должен составлять не менее 500 часов.
1.7. Срок обучения по очной форме - 1,5 года (три семестра); по очно-заочной и заочной формам - 2,0 года (четыре семестра).
1.8. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является:
- углубленное изучение дисциплин, связанных с теорией и практикой оценки перспектив внедрения на внутреннем или международном рынках конкретных наукоемких технологий;
- формирование умений и навыков по конкретным аспектам ведения бизнеса в зависимости от направления предшествующего базового образования и практического опыта обучающегося;
- совершенствование знаний в области подготовки по основной образовательной программе с учетом специализации по дополнительной профессиональной образовательной программе, а также в области практического владения иностранным языком.
1.9. Сферами профессиональной деятельности менеджера наукоемких технологий являются:
- научно-исследовательские, конструкторские, производственные предприятия и организации различной формы собственности, в том числе предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий и т.п., занимающиеся исследованиями, разработкой, производством, сопровождением на этапе ввода в эксплуатацию или эксплуатацией наукоемкой и высокотехнологической продукции;
- предприятия и организации различной формы собственности, занимающиеся маркетинговой, консалтинговой и контрольной деятельностью или торговыми операциями с наукоемкой и высокотехнологической продукцией на внутреннем и внешнем рынках, в том числе консалтинговые и аудиторские фирмы, фирмы по оценке объектов интеллектуальной собственности, налоговые и другие правоохранительные органы;
- государственные или акционерные структуры, формирующие научно-техническую политику государства или крупных естественных монополий;
- государственные и негосударственные высшие учебные заведения, ведущие крупные научно-технические проекты.
1.9.1. В рамках указанных сфер будущий специалист должен быть готов к следующим дополнительным видам деятельности: инновационной, управленческой, экономической, организационной, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, методической и консультационной.
1.9.2. Главными производственными задачами менеджера наукоемких технологий являются:
- организация и обеспечение рационального управления научными, технологическими и экономическими процессами предприятий и организаций в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, реформирование и реструктуризация организаций и предприятий;
- управление финансами предприятий, крупных инновационных, наукоемких проектов, разработка и сопровождение систем управления финансами на основе современных методов подготовки и принятия финансовых решений;
- обеспечение рационального управления научными, производственными и экономическими процессами, разработка и организация использования информационных технологий и систем управления, совершенствование информационных систем управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
1.10. Квалификационная характеристика лиц, получающих дополнительную квалификацию "Менеджер наукоемких технологий", включает:
- основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему должность менеджера, с учетом специфики конкретной сферы профессиональной деятельности и с учетом общих требований, предусмотренных соответствующими должностными обязанностями (см. раздел "Должностные обязанности", "Менеджер" "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России, 1998 г.);
- основные требования, предъявляемые к работнику, занимающему должность менеджера, в отношении специальных знаний и знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, которые менеджер должен применять с учетом специфики конкретной сферы профессиональной деятельности и с учетом общих требований (см. раздел "Должен знать", "Менеджер" "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России, 1998 г.);
- уровень профессиональной подготовки менеджера, необходимой для выполнения должностных обязанностей: высшее профессиональное образование и дополнительная квалификация в соответствии с настоящими Гостребованиями, стаж работы по специальности не менее 2-х лет (см. раздел "Требования к квалификации", "Менеджер" "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России, 1998 г.).
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной
профессиональной образовательной программы
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер наукоемких технологий"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий", должны иметь высшее профессиональное образование (бакалавр, магистр или дипломированный специалист) по направлениям и (или) специальностям в соответствии с п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения дополнительной
квалификации "Менеджер наукоемких технологий"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий" включает настоящие Гостребования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации, примерный учебный план, примерные программы по дисциплинам федерального компонента и примерную программу практик.
3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий" предусматриваются следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФД - факультативные профилированные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика;
ИА - итоговая аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
профессиональной образовательной программы,
обеспечивающей получение дополнительной квалификации
"Менеджер наукоемких технологий"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 500 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Экономика (микроэкономика, макроэкономика, на- ¦ 90 ¦
¦ ¦циональная экономика) ¦ ¦
¦ ¦Великие имена и фундаментальные идеи экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки. Потребление. Теория поведения по-¦ ¦
¦ ¦требителя. Функции полезности. Концепция ¦ ¦
¦ ¦выявления предпочтения. Функции спроса. Методы ¦ ¦
¦ ¦оценки неизвестных параметров. Производство - ¦ ¦
¦ ¦элемент экономики. Математическое описание ¦ ¦
¦ ¦минимального элемента экономики. Фондообразую- ¦ ¦
¦ ¦щие производства. Природа образования фондов. ¦ ¦
¦ ¦Многопродуктовый элемент. Предприятие. ¦ ¦
¦ ¦Организационно-правовые формы. Математическое ¦ ¦
¦ ¦описание процесса. Производственные функции. ¦ ¦
¦ ¦Издержки. Прибыль. Производственная программа. ¦ ¦
¦ ¦Выбор технологий и оборудования. Рынки факто- ¦ ¦
¦ ¦ров. Модели и методы ценообразования. Банк. ¦ ¦
¦ ¦Кредит. Финансовые операции, расчеты. Финансо- ¦ ¦
¦ ¦вые системы. Национальный доход. Оптимальный ¦ ¦
¦ ¦экономический рост. Оптимальный внешнеторговый ¦ ¦
¦ ¦обмен. Индекс цен и уровень жизни. Структура и ¦ ¦
¦ ¦особенности национальной экономики России ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Организационное поведение ¦ 50 ¦
¦ ¦Теория поведения человека в организации; лич- ¦ ¦
¦ ¦ность и организация; коммуникативное поведение ¦ ¦
¦ ¦в организации; мотивация и результативность в ¦ ¦
¦ ¦организации; мотивация и результативность орга-¦ ¦
¦ ¦низации; система вознаграждения и управления ¦ ¦
¦ ¦поведением; формирование группового поведения в¦ ¦
¦ ¦организации; команды в современных рабочих ус- ¦ ¦
¦ ¦ловиях; управление поведением организации; ли- ¦ ¦
¦ ¦дерство в организации; изменения в организации;¦ ¦
¦ ¦персональное развитие в организации; нововведе-¦ ¦
¦ ¦ния в организации; поведенческий маркетинг; ор-¦ ¦
¦ ¦ганизационное поведение в системе международно-¦ ¦
¦ ¦го бизнеса ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Маркетинг ¦ 50 ¦
¦ ¦Роль маркетинга в экономическом развитии страны¦ ¦
¦ ¦и в деятельности фирмы. Маркетинг как важнейший¦ ¦
¦ ¦элемент системы менеджмента в рыночных услови- ¦ ¦
¦ ¦ях. Товар в маркетинговой деятельности, комп- ¦ ¦
¦ ¦лексное исследование рынка, его сегментация; ¦ ¦
¦ ¦формирование товарной стратегии и рыночной по- ¦ ¦
¦ ¦литики; разработка ценовой политики; формирова-¦ ¦
¦ ¦ние спроса и стимулирование сбыта; организация ¦ ¦
¦ ¦деятельности маркетинговой службы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Менеджмент наукоемких технологий ¦ 180 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04.01 ¦Общий менеджмент ¦ 50 ¦
¦ ¦Общее понятие о менеджменте. Процесс управле- ¦ ¦
¦ ¦ния: его основные задачи, методы и средства. ¦ ¦
¦ ¦Развитие менеджмента в прошлом и настоящем; ме-¦ ¦
¦ ¦тодологические основы менеджмента; инфраструк- ¦ ¦
¦ ¦тура менеджмента; социофакторы и этика менедж- ¦ ¦
¦ ¦мента; интеграционные процессы в менеджменте; ¦ ¦
¦ ¦моделирование ситуаций и разработка решений; ¦ ¦
¦ ¦природа и состав функций менеджмента; стратеги-¦ ¦
¦ ¦ческие и тактические планы в системе менеджмен-¦ ¦
¦ ¦та; организационные отношения в системе менедж-¦ ¦
¦ ¦мента; форма организации системы менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦мотивация деятельности в менеджменте; регулиро-¦ ¦
¦ ¦вание и контроль в системе менеджмента; динами-¦ ¦
¦ ¦ка групп и лидерство в системе менеджмента; уп-¦ ¦
¦ ¦равление человеком и управление группой; руко- ¦ ¦
¦ ¦водство: власть и партнерство; стиль менеджмен-¦ ¦
¦ ¦та и имидж менеджера; конфликтность в менедж- ¦ ¦
¦ ¦менте, факторы эффективности менеджмента ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04.02 ¦Финансовый менеджмент ¦ 45 ¦
¦ ¦Источники финансов. Цена финансовых ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Рынок денег. Основные финансовые документы. ¦ ¦
¦ ¦Анализ и интерпретация финансовых отчетов. Мар-¦ ¦
¦ ¦гинальная прибыль. Точка безубыточности. Опера-¦ ¦
¦ ¦ционный рычаг. Оценка инвестиционных решений. ¦ ¦
¦ ¦Дисконтирование. Структура капитала. Цена капи-¦ ¦
¦ ¦тала. Финансовый рычаг. Собственный оборотный ¦ ¦
¦ ¦капитал. Управление оборотным капиталом. Финан-¦ ¦
¦ ¦совое планирование. Прогноз денежной наличнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Анализ выполнения работы на основе скоррек-¦ ¦
¦ ¦тированных планов. Учетная политика, особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти бухгалтерского и управленческого учета. ¦ ¦
¦ ¦Компьютеризованные системы учета и финансового ¦ ¦
¦ ¦планирования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04.03 ¦Стратегический менеджмент ¦ 45 ¦
¦ ¦Особенности и этапы стратегического управления.¦ ¦
¦ ¦Выбор и постановка стратегических целей. Диаг- ¦ ¦
¦ ¦ностика организации и анализ ее возможностей. ¦ ¦
¦ ¦Анализ и выбор стратегических альтернатив. Ас- ¦ ¦
¦ ¦сортиментная политика предприятия. Производс- ¦ ¦
¦ ¦твенно-техническая, кадровая, финансово-эко- ¦ ¦
¦ ¦номическая политика и формирование стратеги- ¦ ¦
¦ ¦ческого плана. Планирование для корпорации и ее¦ ¦
¦ ¦стратегических хозяйственных центров. Методы и ¦ ¦
¦ ¦принципы организации контроля. Проектирование и¦ ¦
¦ ¦обеспечение изменений в организации. Корректи- ¦ ¦
¦ ¦ровка стратегии и целей ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04.04 ¦Эколого-технологический менеджмент ¦ 40 ¦
¦ ¦Эколого-технологический менеджмент как про- ¦ ¦
¦ ¦цесс управления: потоками энергии, вещества и ¦ ¦
¦ ¦информации. Его основные задачи, методы и ¦ ¦
¦ ¦средства. Внешняя и внутренняя среда, их взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие и влияние на характеристики развития¦ ¦
¦ ¦объекта управления. Технологии и экология. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные законы развития и функционирования слож-¦ ¦
¦ ¦ных социально-экономических и экологических ¦ ¦
¦ ¦систем. Технологические и экологические риски, ¦ ¦
¦ ¦подходы к анализу и прогнозированию. Концепции ¦ ¦
¦ ¦обеспечения технологической и экологической бе-¦ ¦
¦ ¦зопасности и нормативно-правовая база регули- ¦ ¦
¦ ¦рования. Экономические, социальные, государс- ¦ ¦
¦ ¦твенные и политические институты и структуры, ¦ ¦
¦ ¦связанные с обеспечением устойчивого развития, ¦ ¦
¦ ¦технологической и экологической безопасности. ¦ ¦
¦ ¦Идеологические, информационные и правовые ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты проблемы. Стандарты экологического ме- ¦ ¦
¦ ¦неджмента как основа формирования управленчес- ¦ ¦
¦ ¦ких стандартов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Компьютерные и информационные технологии и сис-¦ 130 ¦
¦ ¦темы в экономике, управлении и финансах ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия о современных информационных ¦ ¦
¦ ¦технологиях и системах. Аппаратные и программ- ¦ ¦
¦ ¦ные средства персональных ЭВМ. Использование ¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ в локальных и глобальных вы- ¦ ¦
¦ ¦числительных и информационных сетях. Основные ¦ ¦
¦ ¦принципы алгоритмизации и программирования. ¦ ¦
¦ ¦Операционные системы; текстовые редакторы и ¦ ¦
¦ ¦текстовые процессоры: функциональные возможнос-¦ ¦
¦ ¦ти и области применения; электронные таблицы, ¦ ¦
¦ ¦системы управления базами данных: основные све-¦ ¦
¦ ¦дения и области применения. Информационные тех-¦ ¦
¦ ¦нологии и системы в управлении, экономике и фи-¦ ¦
¦ ¦нансах. Принципы построения информационных сис-¦ ¦
¦ ¦тем в организациях. Основные методы построения ¦ ¦
¦ ¦информационных систем в организациях. Инстру- ¦ ¦
¦ ¦ментальные средства информационных технологий и¦ ¦
¦ ¦систем в управлении и экономике, СУБД. Сети. ¦ ¦
¦ ¦Прикладные аспекты информационных систем: ис- ¦ ¦
¦ ¦пользование информационных систем на предприя- ¦ ¦
¦ ¦тиях; использование информационных систем в ¦ ¦
¦ ¦банках; использование информационных систем в ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных компаниях и на рынках ценных бу-¦ ¦
¦ ¦маг. Организационные аспекты информационных ¦ ¦
¦ ¦систем. Человеческий фактор - Интернет ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 350 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Инновационный менеджмент ¦ 50 ¦
¦ ¦Определение инновации. Модели инноваций. Орга- ¦ ¦
¦ ¦низационные стратегии. Инновации и предпринима-¦ ¦
¦ ¦тельство. Внешняя и внутренняя среда, влияние ¦ ¦
¦ ¦их изменений на инновационную деятельность ¦ ¦
¦ ¦предприятия. Основные подходы к анализу и прог-¦ ¦
¦ ¦нозированию. Инновационные проекты в науке и ¦ ¦
¦ ¦технике России. Бизнес-план инновационного ¦ ¦
¦ ¦проекта. Методы выбора портфеля проектов. Под- ¦ ¦
¦ ¦готовка проекта ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Интеллектуальная собственность в условиях рынка¦ 50 ¦
¦ ¦Понятие и области интеллектуальной собственнос-¦ ¦
¦ ¦ти. Правовая охрана интеллектуальной собствен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Использование объектов интеллектуальной ¦ ¦
¦ ¦собственности в хозяйственной деятельности (в ¦ ¦
¦ ¦хозяйственном обороте). Методология оценки сто-¦ ¦
¦ ¦имости объектов интеллектуальной собственности.¦ ¦
¦ ¦Оценка авторских прав, промышленной собствен- ¦ ¦
¦ ¦ности, ноу-хау. Интеллектуальная собствен- ¦ ¦
¦ ¦ность как нематериальные активы. Сущность эко- ¦ ¦
¦ ¦номической категории "нематериальные активы". ¦ ¦
¦ ¦Правовые формы создания, поступления и исполь- ¦ ¦
¦ ¦зования нематериальных активов в деятельности ¦ ¦
¦ ¦хозяйствующего субъекта. Бухгалтерский учет не-¦ ¦
¦ ¦материальных активов, налоговые регуляторы. Не-¦ ¦
¦ ¦материальные активы в общей стоимости бизнеса ¦ ¦
¦ ¦(предприятия). Особенности оценки товарных зна-¦ ¦
¦ ¦ков, лицензий и гуд вила. Особенности оценки ¦ ¦
¦ ¦стоимости интеллектуальной собственности при ¦ ¦
¦ ¦страховании, залоге, разработке и реализации ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных проектов. Управление интеллекту-¦ ¦
¦ ¦альной собственностью ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Основы оценки и разработки инновационных проек-¦ 150 ¦
¦ ¦тов, управления качеством в области высоких и ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий (ВИТ) ¦ ¦
¦ ¦Оценка коммерческого потенциала технологий и ¦ ¦
¦ ¦наукоемких продуктов и изделий (технологический¦ ¦
¦ ¦аудит). Маркетинг на начальной стадии инноваци-¦ ¦
¦ ¦онного процесса. Бизнес-планирование и финан- ¦ ¦
¦ ¦совый анализ инвестиционных проектов. Управле- ¦ ¦
¦ ¦ние инновациями в области ВИТ: способы и источ-¦ ¦
¦ ¦ники финансирования инновационных проектов, ¦ ¦
¦ ¦возможности использования рынка ценных бумаг; ¦ ¦
¦ ¦стратегия трансфера, коммерциализации новых ¦ ¦
¦ ¦технологий и создания новых продуктов; создание¦ ¦
¦ ¦высокотехнологичного предприятия и управление ¦ ¦
¦ ¦его развитием; лизинг; управление инвестициями;¦ ¦
¦ ¦оценка рисков и управление ими. Стандарты и уп-¦ ¦
¦ ¦равление качеством новых технологий и новых ¦ ¦
¦ ¦продуктов в сфере ВИТ ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Курсы по выбору (по профилю вуза, факультета) ¦ 100 ¦
¦ ¦Наукоемкие технологии и особенности их внедре- ¦ ¦
¦ ¦ния в конкретной отрасли производства или сфере¦ ¦
¦ ¦услуг ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦ 250 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФД.01 ¦Иностранный язык ¦ 120 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФД.02 ¦Развитие профессиональных навыков менеджера ¦ 50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФД.03 ¦Бухгалтерский учет для менеджеров ¦ 30 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФД.04 ¦Управленческое консультирование ¦ 50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ПП.00 ¦Практика - работа в конкретном проекте ¦ 100 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 150 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.01 ¦Государственный экзамен ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.02 ¦Подготовка и защита выпускной квалификационной ¦ 150 ¦
¦ ¦работы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов ¦1350 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
В таблице указана общая трудоемкость. Разбивка на аудиторные часы и часы, отводимые на самостоятельную работу, приводится в примерном учебном плане.
5. Условия реализации программы
5.1. По каждой из форм (очной, очно-заочной или заочной) обучения составляется отдельный учебный план, разрабатываемый учебным заведением и утверждаемый в установленном порядке. В этом плане определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.
5.2. Обучение по программе МНТ должно предусматривать весьма интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы, а также стажировок и практики.
5.3. Обучение по данной образовательной программе проводится по индивидуальным планам. Допускается перезачет ранее пройденных курсов (в объеме не более 500 часов) на уровне, соответствующем настоящим Гостребованиям. Общий срок обучения по программе МНТ при зачете ранее пройденных курсов для очной формы не может быть менее 0,5 года, при очно-заочной (вечерней или модульной) - не менее 1 года.
5.4. Обучение по данной образовательной программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. По блокам ОПД и СД не менее 70% из них должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук, опыт практической работы в данной предметной сфере и стаж научно-преподавательской работы не менее 5 лет.
5.5. По программе в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие (на бесплатной или платной основе) для всех обучающихся по программе.
5.6. В учебном заведении должна существовать постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля уровня преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе.
5.7. Обучающимся по программе должна быть предоставлена возможность стажировок на отечественных (зарубежных) предприятиях (на бесплатной или платной основе) и оказано содействие желающим в продолжении обучения за рубежом (в этих случаях между обучающимся и вузом заключаются отдельные договоры).
5.8. Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине должны быть доведены до сведения студентов до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе МНТ.
6. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших дополнительную образовательную
программу "Менеджер наукоемких технологий"
6.1. Лицо, успешно освоившее настоящую образовательную программу, должно в предметной области, связанной с освоением дополнительной образовательной программы:
- знать основы управления персоналом;
- владеть правовыми основами интеллектуальной собственности;
- уметь применять методы управления инновационными процессами, управления проектами;
- знать современные методы управления финансами организации;
- уметь применять методы управления инновационными процессами, управления проектами в части финансов;
- владеть навыками внедрения на предприятиях научных результатов в области принятия финансовых решений, финансово-экономического планирования и соответствующих компьютерных систем и информационных технологий;
- знать современные возможности и методы создания информационных технологий и систем в управлении и экономике;
- уметь применять методы и системы управления инновационными процессами;
- владеть навыками разработки или установки на предприятиях информационных технологий и систем в управлении и экономике.
6.2. Лицо, успешно освоившее настоящую образовательную программу, должно продемонстрировать знание иностранного языка на уровне, достаточном для работы с литературой по специальности без словаря и достаточном для делового общения.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
Состав итоговой государственной аттестации по данной дополнительной квалификации включает:
- государственный экзамен;
- выпускную квалификационную работу.
Государственный экзамен включается в состав итоговой государственной аттестации по решению вуза.
7.1. Требования к государственному экзамену
7.1.1. Государственный экзамен предусматривается для лиц, обучающихся по настоящей образовательной программе и имеющих опыт практической работы после получения высшего образования в конкретной профессиональной сфере, связанной с наукоемкими или высокими технологиями, не менее 2-х лет.
7.1.2. Программа государственного экзамена разрабатывается учебным заведением и должна быть направлена на комплексную оценку подготовки обучающегося по теоретическим основам менеджмента наукоемких технологий.
7.2. Требования к выпускной квалификационной работе (ВКР)
7.2.1. ВКР выполняется под научным руководством (возможно научное консультирование) опытного специалиста в конкретной предметной сфере, связанной с проблематикой программы МНТ, и должна завершаться публичной защитой на заседании государственной экзаменационной комиссии.
7.2.2. ВКР должна состоять из двух частей:
- научно-методической;
- прикладной.
В научно-методической части должны активно использоваться методы и информационные технологии, входящие в учебную программу подготовки для получения дополнительной квалификации. Прикладная часть должна содержать использование результатов научно-методической части для решения актуальной практической задачи на примере конкретного проекта.
При работе над ВКР и, в частности, при ее оформлении лицо, претендующее на получ <...> свободное владение современными компьютерными технологиями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР СТРОИТЕЛЬСТВА (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 09/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также